Янтарная комната калининград: куда делось «восьмое чудо света»?

куда делось «восьмое чудо света»?

За те долгие в масштабах истории 75 лет, что «Янтарная комната» числится «без вести пропавшей», тысячи людей стремились раскрыть ее тайну. Были те, кто считал розыски «янтарного призрака» делом своей жизни, а были даже и те, кто положил свою жизнь на алтарь поисков. «Смерть при невыясненных обстоятельствах» — самый частый «диагноз» тех, кто ближе всех подошёл к разгадке. 

Судьба самого известного исследователя, Георга Штайна, сложилась трагично. В 1987 году его нашли мертвым. В полиции заявили, что это самоубийство. Но друзья Штайна утверждали, что как раз накануне смерти исследователь заявил, что наконец вплотную подошел к разгадке тайны Янтарной комнаты — так что же заставило бы его свести счеты с жизнью в шаге от успеха? Вызывал недоумение и способ самоубийства: получалось, что Штайн сначала нанес себе несколько ран (на теле обнаружены следы от них), а затем вспорол живот.

Следы «восьмого чуда света», как именовали Янтарную комнату, теряются в Кёнигсберге (ныне Калининград) весной 1945 года. Но как она, собственно, попала в Восточную Пруссию и почему немцы называли русское чудо своим национальным достоянием?

Янтарная комната — такое название получила коллекция декоративных настенных панно, отделанных янтарём, — была создана в XVIII веке в Германии для короля Фридриха I, затем была подарена Петру I. Главным украшением дворца российских императоров Янтарный кабинет стал при Елизавете Петровне. Разместить подарок прусского короля в Зимнем дворце императрица поручила Бартоломео Растрелли. Это было непросто: зал, предназначавшийся для «комнаты» изначально, был намного меньше, чем тот, куда решила поместить панно Елизавета. Так что, архитектору пришлось дополнить интерьер новыми мозаичными панно и зеркалами. Через 10 лет — к 1755 году — Елизавету посетила еще одна идея: перенести Янтарную комнату из Зимнего в специально созданный парадный зал Екатерининского дворца в Царском селе, что и было сделано с помощью «76 гвардейцев, силачей и аккуратистов». Со временем в Янтарной комнате стали накапливаться вещицы из «солнечного камня» (так называли янтарь славяне) — песочные часы, табакерки, солонки, кубки, ларцы, шашки, шахматы, чернильные приборы. Немцы в 1941 году, оккупировав Ленинград и его пригороды, захватили Янтарную комнату и перевезли ее в Королевский замок в Кенигсберге. В 1945 году, при взятии Кёнигсберга силами Красной армии, она бесследно исчезла. Раскопки руин фундамента замка на предмет поиска Янтарной комнаты ведутся и поныне.

Четыре версии судьбы Янтарной комнаты

Исследователь Георг Штайн, подводя итоги многолетним поискам, сформулировал четыре главных версии возможного местонахождения Янтарной комнаты.

Версия первая, «Кёнигсбергская»: Бернштайнциммер осталась в Кёнигсберге или его окрестностях.
Версия вторая, «Морская»: Янтарная комната утонула вместе с судном, на котором ее пытались вывезти из Восточной Пруссии.
Версия третья, «О шахтах»: Бернштайнциммер благополучно довезли (морем или сушей) до Германии и спрятали в шахтах Саксонии.
Версия четвертая, «Заморская»: Прибыв в один из портов Германии, Янтарная комната была перехвачена американцами и отправилась в заокеанское плавание.

Янтарная комната сегодня

Несмотря на трагическую судьбу оригинала, ценители великого творения могут лицезреть его и сегодня. С 2003 г. Янтарная комната, как и в прежние времена, во всем своем великолепии предстает перед посетителями отреставрированного дворца Екатерины в Пушкине: три стены высотой 8 м, на отделку которых ушло десят тонн редчайшего природного материала. Чтобы это стало возможным, пришлось по крупицам возрождать и сам интерьер, и «янтарную школу». Ведь от прежних знаний не сохранилось практически ничего. Современным мастерам потребовалось более двадцати лет на восстановительные работы. Примерно половина этого времени ушла лишь на подготовку: создание станка для обработки янтаря, поиск подходящих составов клея и красителей, «изобретение» технологии, применявшейся в XVIII веке и утраченной позднее. И сегодня можно восхищаться уникальным дворцовым залом вдвойне: и как культурным наследием, и как примером профессионализма современных художников-реставраторов. Внешний вид убранства комнаты они восстанавливали почти интуитивно, пользуясь лишь несколькими черно-белыми снимками 1917-1918 г.г. и воспоминаниями очевидцев. Однако обнаруженный в 1997 г. в Германии фрагмент флорентийской мозаики из оригинальной комнаты подтвердил, что мастерам удалось поразительно точно воссоздать прежний облик. Благодаря их таланту, Янтарная комната получила «вторую жизнь». Периодически на черном рынке всплывают отдельные фрагменты янтарной комнаты, но их судьба остается до конца неясной.

 

«Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) — Выставки — Афиша Калининграда

Утраченную во время Великой Отечественной войны Янтарную комнату найти так и не удалось, но туристы могут посетить её копию в Екатерининском дворце в Пушкине. К 20-летию воссоздания приурочена выставка «Янтарная комната. Версия 2.0», которая будет работать в Музее янтаря до 18 июня. 0+

«В 1979 году Совет министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты. Была выпущена официальная бумага, но кто конкретно будет заниматься работами, как они будут финансироваться, откуда будут брать янтарь — всё это не было определено, — рассказывает куратор выставки Марина Кузнецова. — Помимо янтарного набора комната содержала огромное количество деталей — это и деревянные панели, и паркет, и плафон, но самую большую сложность всё же представлял янтарный набор. На тот момент никто не понимал, как всё это можно сделать. И, наверное, если бы не реставратор Александр Журавлёв, поверивший в возможность воссоздания Янтарной комнаты, ничего бы не получилось».

В распоряжении художников тогда был альбом «Янтарный кабинет Екатерининского дворца города Пушкина» с фотографиями 1935-1940 годов. Именно по ним предстояло восстановить отделанное панелями из янтаря помещение. «Первое время художники занимались поиском материала, фотографий, по которым пытались определить необходимую глубину резьбы, высоту профилей. Это была сложная научная задача. К ней привлекали специальные исследовательские институты. Уже позже в Екатерининском дворце обнаружились детали профиля оригинальной Янтарной комнаты. Как оказалось, отклонение по высоте в сравнении с копией составило всего один миллиметр — настолько точно по фотографиям удалось понять параметры», — поясняет Марина Кузнецова.

По словам заместителя Музея янтаря по научной работе Татьяны Суворовой, при воссоздании комнаты учреждение сыграло роль лаборатории, в которой отрабатывались старинные приёмы работы с янтарём. «На копиях произведений из собраний крупнейших музеев страны, реконструкциях по документальным материалам несохранившихся янтарных изделий возрождались утраченные к ХХ веку способы художественной обработки балтийского самоцвета. Например, использование янтаря как линзы. В 1691 году Христиан Поршин даже предложил использовать янтарь в качестве стёкол для очков. И это свойство „солнечного камня“ использовали при декорировании, например, шкатулок. Когда вставляешь в шкатулку с прозрачными стенками линзу и смотришь через неё, то видишь внутри преображённое пространство, другую реальность, — отмечает Татьяна Суворова.

— При создании оригинальной Янтарной комнаты, возможно, применялось колорирование янтаря. До сих пор не утихают споры на эту тему. При воссоздании Янтарной комнаты художники определённо использовали колорирование, которое по цвету повторяло подлинные старинные янтарные изделия XVIII века из коллекции Екатерининского дворца. Этот процесс давал не только цветовой эффект, но и убирал внутри янтарных пластин напряжение. От природы янтарь насыщен мелкими пустотками, трещинками. Для того, чтобы сделать его однородным, а, значит, физически более стойким, янтарь колорировали, то есть проваривали в определённых средах и температурах. Точный рецепт знают только художники».

Поначалу в состав мастерской но воссозданию Янтарной комнаты вошли три специалиста — Александр Журавлёв, Альберт Ванин и Александр Крылов. Со временем список художников менялся, Александр Крылов оказался единственным, кто прошёл путь от начала до конца. «В 1989 году закончилось финансирование Янтарной комнаты. Денег не было, работы шли неравномерно, художники пытались как-то выживать и начали создавать собственные изделия на продажу.

Тогда помощь оказал барон Эдуард Фальц-Фейн из Лихтенштейна — потомок обрусевших немцев Фальц-Фейнов по отцу и представитель одной из древнейших российских дворянских фамилий — Епанчиных — по матери, — рассказывает куратор выставки Марина Кузнецова. — Он прислал мастерам посылку с импортными инструментами, которых у них не было — свёрла, лобзики, фрезы. К 1996 году работы были выполнены примерно на 40%, а в 1999 году немецкий концерн „Рургаз“ решил выделить 3,5 млн долларов российскому правительству на восстановление Янтарной комнаты. Процесс начал двигаться быстрее. В целом, финансирование Янтарной комнаты составило около 12 млн долларов».

Янтарь для нового кабинета все эти годы поставлял Калининградский комбинат, но, как вспоминает Татьяна Суворова, за несколько лет до завершения работ на таможне конфисковали крупную партию окаменевшей смолы — её тоже отправили на воссоздание кабинета. 31 мая 2003 года Янтарная комната наконец-то приняла первых посетителей. Работы по её воссозданию длились 24 года.

Записала Алина Белянина. Фото: Юлия Власова, «Новый Калининград»

Что случилось с Янтарной комнатой в России?

Фотогалереи

Польские дайверы обнаружили затонувший корабль, который, по сообщениям СМИ, может содержать остатки легендарной Янтарной комнаты царской эпохи. Бесценное сокровище таинственным образом исчезло после того, как оно было разграблено нацистскими войсками во время Второй мировой войны.

1

Российская Янтарная комната, фотография 1917 года. Великолепное пространство было украшено тоннами искусно вырезанного янтаря, золота и драгоценных камней. Комната была подарена Петру Великому Пруссией в 1716 году и названа некоторыми «восьмым чудом света».

2

Янтарь — это окаменевшая древесная смола, которая превратилась в драгоценные камни за десятки миллионов лет под землей. С доисторических времен он высоко ценился за свою полупрозрачную карамельную красоту.

3

Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце, бывшей царской резиденции под Санкт-Петербургом, до 1941 года.

4

Во время вторжения Германии в Советский Союз (на фото) хранители Екатерининского дворца пытались разобрать и защитить Янтарную комнату от натиска нацистов. Но после того, как в руках рабочих рассыпалось несколько хрупких янтарных панелей, было принято решение спрятать клад за наспех сооруженными фальш-стенами.

5

Попытка спрятать русское сокровище была быстро раскрыта мародерствующими нацистами, которые перевезли его в Кенигсберг в сегодняшней Калининградской области — тогдашней немецкой области — для хранения в городском замке (на фото).

6

Вскоре ход войны изменился, и советские военные двинулись на территорию, удерживаемую нацистами. Во время наступления Красной Армии на Кенигсберг при поддержке массированной авиации союзников большая часть города была разрушена.

7

Кенигсберг после войны

Многие эксперты, исследовавшие судьбу Янтарной комнаты, считают, что бесценные панели были уничтожены во время огненной бури, которая выпотрошила большую часть города, но упорно ходят слухи, что бегущие немцы унесли панели Янтарной комнаты с собой на борт парохода. .

8

Лодки спасаются от наступления Красной Армии в Балтийском море в начале 1945 года. Пароход под названием «Карлсруэ» был одной из 158 лодок, потопленных во время массовой морской эвакуации. Судно затонуло с 1058 людьми и большим грузом.

9

30 сентября группа польских дайверов объявила, что они нашли обломки «Карлсруэ» у берегов Польши.

10

Фотография внутри лодки, которая, как сообщается, была потоплена советскими военными самолетами. Польские водолазы опубликовали заявление, в котором говорится, что корабль «практически цел. В его трюмах мы обнаружили военную технику, фарфор и множество ящиков, содержимое которых до сих пор неизвестно».

11

Фото изнутри Карлсруэ. Ожидается, что содержимое груза корабля будет раскрыто в ближайшие дни.

12

После исчезновения клада во время Второй мировой войны советские власти поручили группе мастеров, в том числе Вячеславу Куракину (на фото), реконструировать Янтарную комнату в Екатерининском дворце.

13

Мастер использует историческую фотографию для справки во время реконструкции. Работа по воссозданию Янтарной комнаты заняла 24 года.

14

Реконструированная Янтарная комната в современном виде. Один из дайверов, участвовавших в обнаружении затонувшего немецкого судна, заявил, что оно «может предоставить новаторскую информацию об исчезновении легендарной Янтарной камеры».

Предыдущие охотники за сокровищами возродили надежду обнаружить остатки Янтарной комнаты, которые оказались ложными следами.

Радио Свобода/Радио Свобода

Журналисты РСЕ/РС передают новости на 27 языках в 23 странах, где свободная пресса запрещена правительством или не полностью установлена. Мы обеспечиваем то, что многие люди не могут получить на месте: новости без цензуры, ответственное обсуждение и открытые дебаты.

[email protected]

Делиться

Тайна Янтарной комнаты всплывает на поверхность

Российский ветеран сказал в среду, что видел фрагменты легендарной Янтарной комнаты в последние дни Второй мировой войны, предполагая, что одно из величайших пропавших художественных сокровищ мира было сожжено в немецком замке после того, как оно было захвачен победоносной Красной Армией.

Российские официальные лица опровергли обвинения, заявив, что судьба инкрустированного драгоценными камнями шедевра, вырезанного из янтаря, остается загадкой после того, как нацистские войска украли его из российского императорского дворца.

Утверждения Леонида Аринштейна, эксперта по литературе неправительственного Российского фонда культуры, перекликаются с недавно опубликованной книгой, в которой утверждается, что легендарная палата исчезла в результате пожара после захвата немецкого города Кенигсбурга советскими войсками.

В интервью Associated Press 79-летний Аринштейн вспомнил, что видел фрагменты янтарного украшения в Кенигсбургском замке, но сказал, что только годы спустя понял, что это часть потерянного сокровища.

«Наверное, я был одним из последних, кто видел Янтарную комнату», — сказал Аринштейн, лейтенант Красной Армии, командовавший стрелковым взводом, когда 19 апреля постучал в дверь замка.45. «Но мне было 19 лет, и я не понимал, что я видел».

Сокровища в подвале?
Аринштейн описал, как он вошел в Кёнигсбургский замок в сопровождении сержанта, как на улицах бушевали бои. Он сказал, что заметил на стенах Рыцарского зала фрагменты настенной панели и раму зеркала в янтаре и спросил о них смотрителя замка.

Мужчина нервно сказал ему, что остальная часть янтарной обшивки хранится в ящиках в подвале, и предложил показать Аринштейну окрестности, но молодой русский отказался.

— Мне и в голову не пришло, что это Янтарная комната, — сказал Аринштейн. «Я думал, что это просто какое-то обычное украшение из янтаря, и оно оставило меня равнодушным».

Когда через пару дней Аринштейн попытался осмотреть замок, он не смог добраться до него: весь город был охвачен пламенем, а небо заволокло клубами черного дыма.

Только годы спустя, когда он увидел статьи о Янтарной комнате, спрятанной в Кёнигсбурге, он установил связь между увиденными фрагментами и пропавшим сокровищем, сказал Аринштейн. Кенигсбург был присоединен к Советскому Союзу и переименован в Калининград.

Комната, олицетворяющая потери России
Искусно вырезанная палата, сделанная из почти 1000 фунтов янтаря, была подарком Пруссии в 1716 году основателю Санкт-Петербурга, царю Петру Великому. Захваченная нацистами в 1941 году из бывшего императорского дворца Янтарная комната олицетворяла потери России в войне и послужила поводом для серии поисков сокровищ.

** FILE ** Канцлер Германии Герхард Шредер, президент России Владимир Путин, Дорис Шредер Кепф и Людмила Путина (слева направо) восхищаются реконструированной Янтарной комнатой в Екатерининском дворце в Санкт-Петербурге, Россия, суббота, 31 мая 2003 г. Реконструкция знаменитого сокровища, которое было разграблено нацистами и пропало во время Второй мировой войны, стоимостью 8 миллионов долларов США, частично финансировала немецкая газовая компания Ruhrgas. (AP Photo/Александр Земляниченко)Александр Земляниченко/AP

Год назад в Санкт-Петербурге была открыта реконструкция камеры стоимостью 8 миллионов долларов, частично финансируемая немецким газовым гигантом Ruhrgas.

Британские журналисты-расследователи Эдриан Леви и Кэтрин Скотт-Кларк в своей новой книге «Янтарная комната» утверждают, что огонь, уничтоживший сокровища, был спровоцирован неосторожными красноармейцами, разграбившими Кенигсбург.

В нем говорится, что советские власти знали, что Янтарная комната исчезла от рук солдат Красной Армии, но продолжали заявлять о ее исчезновении как удобном символе нацистского грабежа и уничтожения культурных ценностей России.

Российские официальные лица горячо отрицают обвинения в книге.

«Подобные заявления направлены на то, чтобы переписать историю и дискредитировать Россию и роль ее Красной Армии во Второй мировой войне», — цитируют российские СМИ главу государственного агентства культуры Михаила Швыдкого.

Генерал в отставке Валентин Варенников, ветеран Второй мировой войны, а ныне депутат, назвал утверждения книги «выдумкой».

«Это делают те, кто в очередной раз хочет бросить тень на Советский Союз и его армию», — сказал Варенников в интервью в среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *