Янтарная комната в калининграде: Янтарная комната :: Музей янтаря

Содержание

Янтарная комната :: Музей янтаря

В.М. Попова

Самым грандиозным произведением из всех когда-либо созданных из янтаря является, конечно, знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, утраченная в годы Великой Отечественной войны и возрожденная в наши дни. В ней нашли свое наивысшее выражение все достижения мастеров прошлого в области художественной обработки янтаря.

Богатая событиями история комнаты восходит к самому началу XVIII века. В 1701 году, после восшествия на престол, прусский король Фридрих I пожелал иметь у себя что-нибудь такое, чего нет ни у одного из монархов Европы. Вполне естественно, что для этой цели был выбран янтарь – символ земли прусской. Им решено было украсить целый парадный зал.

Существуют разные версии относительно автора проекта янтарного убранства. По одной из них замысел принадлежит Андреасу Шлютеру, известному прусскому архитектору и скульптору, который во времена Фридриха I занимался постройкой многих дворцовых сооружений.

По другой – инициатором идеи был Иоганн Фридрих Эозандер, любимый архитектор королевы Софии-Шарлотты, руководивший строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменивший А. Шлютера на посту главного придворного архитектора. Никаких документальных свидетельств, говорящих в пользу какой-либо из этих версий, не сохранилось.

Намного больше известно о мастерах, создававших янтарную облицовку. В 1701 году для выполнения работ по янтарю был приглашен из Копенгагена датский придворный мастер Готфрид Вольфрам. Он трудился над созданием янтарных панно до 1707 года, затем из-за разногласий с новым придворным архитектором Эозандером фон Гете, был уволен. Продолжили работу янтарные мастера Эрнст Шахт и Готфрид Турау, приглашенные из Данцига.

Определить точное время окончания работ очень сложно из-за того, что при жизни Фридриха I несколько раз менялись планы размещения убранства из янтаря. Из янтарных панелей намеревались собрать галерею то во дворце Шарлоттенбург, то во дворце Ораниенбург, и в соответствии с этим в проект постоянно вносились изменения.

Работа, таким образом, затягивалась.

Наконец, после смерти Фридриха I в 1713 году, его сын Фридрих Вильгельм I прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Готовые части янтарной облицовки поместили тогда же на стенах кабинета Табачной коллегии на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине. Размеры этого помещения составляли приблизительно 4,5 х 5 м. Берлинский дворец является последним и, пожалуй, единственным точно установленным местом пребывания Янтарного кабинета перед его путешествием в Петербург.

В 1716 году, во время встречи Петра I c Фридрихом Вильгельмом, на которой речь шла о заключении союза между Россией и Пруссией, прусский король в знак дружбы и уважения преподнес русскому царю «изрядный презент» – Янтарный кабинет. Его привезли в Петербург (кстати, через Кёнигсберг, Мемель и Ригу) в 1717 году, и долгое время янтарные панно вместе с отдельными резными деталями, из которых состояло убранство кабинета, находились в Летнем дворце Петра, в домашней «куншкаморе», где хранились многие курьезы и редкости, собранные за границей.

О кабинете вспомнили только в царствование императрицы Елизаветы Петровны. В 1743 году при создании новой столичной резиденции – Зимнего дворца, третьего по счету, – янтарную облицовку решили использовать для убранства одного из парадных покоев императрицы. Строительством руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, а для работы непосредственно с янтарем был приглашен итальянский мастер «лепного и штукатурного дела» Александр Мартелли.

Создавая янтарный покой в Зимнем дворце, Растрелли сразу столкнулся со многими трудностями. Все убранство кабинета состояло из отдельных панно, выполненных в технике мозаики. Их было 22 штуки: 12 верхних разной ширины и 10 нижних цокольных. Чтобы украсить ими выбранное помещение, требовалось ввести дополнительные детали, которые объединили бы панно в единый архитектурный ансамбль. Для этого Ф. Б. Растрелли использовал прием, широко распространенный в европейском декоративном искусстве XVIII века – он поместил между янтарными панно зеркальные пилястры в резных золоченых рамах.

Затруднения возникли также при компоновке панно на стенах. Их композиционными центрами являлись три большие резные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в Кёнигсберге в XVII веке, еще до создания кабинета. Для их симметричного расположения не хватало четвертой рамы. Узнав о недовольстве императрицы Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, добивавшийся ее дружеского расположения, заказал янтарную раму в Кёнигсберге и преподнес её императрице в 1745 году. В роскошной резьбе, украшавшей раму, была специально использована российская императорская символика: раму венчала российская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу символизировали победы России на суше и на море.

Таким образом, все затруднения были разрешены, и янтарная облицовка в новом обрамлении из зеркал и золоченой резьбы появилась в парадных покоях Зимнего дворца. Известно, что янтарный покой, находившийся рядом с опочивальней императрицы, служил местом аудиенции иностранных послов и знатных вельмож.
Но «похождения» Янтарного кабинета на этом не прекратились. В 1755 году по приказу императрицы его перенесли (буквально – на руках) в

Царское Село, где по проекту Ф. Б. Растрелли создавалась летняя резиденция. В Большом Царскосельском дворце было решено устроить парадный янтарный зал. Площадь зала была больше, чем в Зимнем дворце, – она составляла 96 кв. м, при высоте стен 7,5 м (общая высота янтарных панно была всего 4,75 м). Опять потребовались дополнительные детали. Растрелли сохранил использованный им еще в Зимнем дворце ритм из чередующихся янтарных панно и сдвоенных зеркальных пилястр в резных золоченых рамах, добавив к последним еще шесть. Свободное пространство между панно и плоскостью потолка, а также между пилястрами, было заполнено живописью, имитирующей янтарную мозаику. Роспись верхнего яруса декорировали объемной золоченой резьбой по дереву в виде гирлянд с канделябрами и фигурок амуров, поддерживающих вазы. Декор верхнего яруса дополняли десюдепорты, выполненные также по рисункам Растрелли, на которых из причудливых завитков рокайля вырастали изящные женские головки.

И такие же головки служили завершением каждой зеркальной пилястры.

В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили четыре мозаичные картины, выполненные из агатов и яшм во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Они представляли собой аллегорические изображения человеческих чувств – «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние».

Последний этап в истории отделки Янтарной комнаты проходил уже при Екатерине II. В 1763 году она издает указ о замене расписанных частей комнаты на янтарную мозаику. Для этого специально были приглашены мастера опять же из Кёнигсберга – Фридрих и Иоганн Роггенбуки, К. и Г. В. Фриде и Иоганн Готлиб Велпендорф. Вместе с кёнигсбергскими янтарными мастерами работали и их русские ученики – Герасим Козловский, Никита Савин и Александр Михайлов. В это время были сделаны из янтаря промежутки между пилястрами, филенчатые панели под ними, угловой столик, один десюдепорт и гирлянды под карнизом, завершающие и объединяющие все панно в единое целое.

Несколько позднее в комнате выполнили художественный паркет по рисункам архитектора В. И. Неелова – его набрали из цветных пород дерева: палисандра, ореха, красного сандала и клена. Работы были завершены примерно к 1770 году.

Благодаря творческим усилиям мастеров самых разных специальностей небольшой, камерный по характеру Янтарный кабинет, каким он был в Берлине, превратился в роскошный парадный зал, который и получил название Янтарной комнаты. Все великолепие янтарного убранства комнаты представало перед глазами зрителей в свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и двух больших зеркалах, помещенных между окнами. Комната вызывала неизменное восхищение у всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В таком преображенном виде Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце Царского Села (ныне г. Пушкин) примерно 200 лет. В годы Великой Отечественной войны она была вывезена фашистами в Кёнигсберг (ныне Калининград), где ее установили в одном из залов Королевского замка. И здесь ее следы теряются. Многолетние поиски Янтарной комнаты до сих пор никаких положительных результатов не дали.

Новая страница в ее истории открывается в конце XX века, и она тесно связана с Калининградским музеем янтаря. Еще до открытия, для создания экспозиции «Янтарь в XVII – XVIII веках» Музей стал заказывать копии изделий этого периода, хранящихся в музеях России и за рубежом. Центральным комплексом экспозиции должна была стать модель Янтарной комнаты в 1/5 натуральной величины. Проект модели разработал ленинградский художник-архитектор Г. С. Хозацкий, автор художественного решения всего Музея янтаря.

В 1977 – 78 годах была выполнена модель одной панели комнаты в технике и материале оригинала. Она рассматривалась советом Художественного фонда РСФСР, ее смотрела правительственная комиссия, и 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце г. Пушкина уже в натуральную величину. Главными аргументами в пользу того, что этот проект может быть осуществлен, явились модель панели комнаты и более 50-и копий и научных реконструкций изделий XVII – XVIII веков, выполненных современными художниками по заказу музея янтаря. В ходе этой работы осваивалась технология художественной обработки янтаря, составлялись научные методики, которые и легли в основу проекта воссоздания панелей Янтарной комнаты.

Сам проект был разработан группой специалистов под руководством А. А. Кедринского, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Царское Село», который занимался возрождением всего Екатерининского дворца. Над воссозданием интерьера Янтарной комнаты трудились художники различных специальностей – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, паркетчики. Но наибольшую трудность представляло восстановление самого янтарного декора. Как когда-то в XVIII веке, в Екатерининском дворце была создана янтарная мастерская, основу коллектива которой составили мастера-камнерезы, работавшие над созданием изделий для Музея янтаря – А. Журавлев (руководитель мастерской до 1995 года), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев и другие. Эта мастерская стала центром, куда стекалась вся информация о Янтарной комнате, проводились научные эксперименты, изучалось «поведение» янтаря, решались трудные технологические вопросы, связанные, например, с восстановлением цвета мозаичных панно или с высотой рельефа орнаментов. Здесь также были воссозданы мозаичные картины из твердых камней, собранных по всей территории бывшего СССР, – в наборе флорентийских мозаик использованы уральская яшма, алтайский каргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковные и казахстанские кремнии, забайкальский лазурит и итальянские мраморы. А янтарь на всем протяжении работ поставлял Калининградский янтарный комбинат.
Новая Янтарная комната, возрожденная современными российскими мастерами после более чем 20 лет кропотливых поисков и упорного труда, предстала перед зрителями в 2003 году. Ее открытие стало одним из центральных моментов в церемонии празднования 300-летия Петербурга.

Назад На главную

В Калининграде нашли следы Янтарной комнаты

https://ria.ru/20200905/yantarnaya-1576818880.html

В Калининграде нашли следы Янтарной комнаты

В Калининграде нашли следы Янтарной комнаты — РИА Новости, 05.09.2020

В Калининграде нашли следы Янтарной комнаты

Историк Сергей Трифонов в эфире телеканала «Звезда» рассказал, что нашел «следы» Янтарной комнаты в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто. .. РИА Новости, 05.09.2020

2020-09-05T14:08

2020-09-05T14:08

2020-09-05T15:57

общество

янтарная комната

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/96137/54/961375486_0:280:3143:2048_1920x0_80_0_0_e36ac66a88212de4dea06066d77568ff.jpg

МОСКВА, 5 сен — РИА Новости. Историк Сергей Трифонов в эфире телеканала «Звезда» рассказал, что нашел «следы» Янтарной комнаты в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша.По его словам, бункер был соединен подземными ходами с Королевским замком, откуда могли вынести части драгоценных панелей.Кроме того, в одной из частей строения нашли ворота, на которых изображены 88 рун.Историк также нашел под бункером затопленные комнаты, в которых с помощью зонда с видеокамерой удалось обнаружить неопознанные ящики. Установить, что в них находится, пока не удалось, так как есть угроза разрушения стен сооружения.Янтарную комнату (панели, украшения и панно) создали немецкие мастера в XVIII веке преимущественно из янтаря для прусского короля Фридриха I. Позднее ее подарили Петру I, комната стала главной жемчужиной резиденции российских императоров в Царском Селе. Во время Второй мировой войны в 1941 году немцы вывезли комнату в Королевский замок Кенигсберга (ныне — Калининград). Незадолго до штурма города-крепости Кенигсберга весной 1945-го комната бесследно исчезла. В 1967 году создали государственную комиссию по розыску шедевра, которую упразднили в 1984-м из-за отсутствия результатов.

https://radiosputnik.ria.ru/20190611/1555486413.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/96137/54/961375486_412:0:3143:2048_1920x0_80_0_0_961604ce4bd0e6a72d5215dccacab8a7.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, янтарная комната

Общество, Янтарная комната

МОСКВА, 5 сен — РИА Новости. Историк Сергей Трифонов в эфире телеканала «Звезда» рассказал, что нашел «следы» Янтарной комнаты в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша.

По его словам, бункер был соединен подземными ходами с Королевским замком, откуда могли вынести части драгоценных панелей.

Кроме того, в одной из частей строения нашли ворота, на которых изображены 88 рун.

«

«Самое любопытное, что, когда эти руны были переведены и трактованы бельгийскими специалистами, отдельные из них показали, что это самая настоящая сокровищница, защищенная этими руническими знаками», — добавил Трифонов.

Историк также нашел под бункером затопленные комнаты, в которых с помощью зонда с видеокамерой удалось обнаружить неопознанные ящики. Установить, что в них находится, пока не удалось, так как есть угроза разрушения стен сооружения.

Янтарная комната вот-вот будет найдена? Мнение историка

11 июня 2019, 14:36

Янтарную комнату (панели, украшения и панно) создали немецкие мастера в XVIII веке преимущественно из янтаря для прусского короля Фридриха I. Позднее ее подарили Петру I, комната стала главной жемчужиной резиденции российских императоров в Царском Селе. Во время Второй мировой войны в 1941 году немцы вывезли комнату в Королевский замок Кенигсберга (ныне — Калининград). Незадолго до штурма города-крепости Кенигсберга весной 1945-го комната бесследно исчезла. В 1967 году создали государственную комиссию по розыску шедевра, которую упразднили в 1984-м из-за отсутствия результатов.

В Калининградской области покажут Янтарную комнату в VR-формате — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

Скрыть баннеры

Калининград

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Политика

Экономика

Финансы

Бизнес

Технологии и медиа

Свое дело

Деньги

Мнения

Курс евро на 4 марта
EUR ЦБ: 80,05 (-0,14) Инвестиции, 03 мар, 16:19 Курс доллара на 4 марта
USD ЦБ: 75,46 (-0,01) Инвестиции, 03 мар, 16:19

Все новости Калининград

Как устроены «Госуслуги» и система «Безопасный город» РБК и Ростелеком, 16:22

«Спартак» не смог обыграть «Урал» из-за ошибочного свистка судьи Спорт, 16:12

Украинский телеканал отказался транслировать российский финал турнира ATP Спорт, 16:09

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Bloomberg сообщил о возвращении российского импорта к уровню 2020 года Политика, 15:52

Nikkei узнала о планах Японии создать новую противоракету Политика, 15:49

Как накопить на отпуск, подушку безопасности и безбедное будущее РБК и банк Ренессанс, 15:38

В Москве закончился первый компонент вакцины «Спутник V» Общество, 15:36

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства

За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов

Прокачать навык

Врач сборной России словами «была на грани» оценил состояние Степановой Спорт, 15:33

Вратарь «Динамо» рассказал о «мертвом» Овечкине после разминки Спорт, 15:19

Экс-генпрокурор Украины заявил о персональном приказе покинуть Артемовск Политика, 15:12

Как бизнесу возить грузы в городе: 5 фактов, которые вас удивят РБК и Газ, 14:59

В Ингушетии будут судить прокурора за боевое крыло баталхаджинцев Общество, 14:53

Международная федерация гимнастики продлила отстранение россиян Спорт, 14:47

Ведущий лыжнице России потребовалась помощь врачей после финиша Спорт, 14:45

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Фото: Музей Мирового океана

В Морском выставочном центре Музея Мирового океана в Светлогорске открылась выставка «Петр I. Начало янтарного пути», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село». В экспозиции представлены воссозданные элементы Янтарной комнаты, кроме того, посетители первыми в России могут увидеть потерянный объект искусства с помощью технологий виртуальной реальности.

Создатели VR-версии, компания Stereoforma, отмечают, что при создании интерактивной модели всемирно известного интерьера Екатерининского дворца главной сложностью было сохранить рисунок янтаря с учетом отражающих свойств камня. Аналогов этому проекту в мире пока не существует, отмечают разработчики. Проект был создан на средства «Газпрома».

«Это точная и технически совершенная на уровне мировых образцов работа. Надев наушники и очки, вы сможете почувствовать себя в центре Янтарной комнаты, потрогать некоторые предметы обстановки», — рассказала директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова на пресс-конференции в Морском центре 12 мая.

adv.rbc.ru

Фото: Надежда Будрина

adv.rbc.ru

Она пояснила, что экспонаты выставки — точные копии того, что находится на стене в Янтарной комнате Екатерининского дворца.

Официальное открытие выставки состоялось 13 мая. Она будет работать до 19 июня. Затем проект отправится в другие учреждения Ассамблеи петровских музеев в Воронеже, Выборге и Пскове.

Как писал РБК Калининград, в январе в Музее мирового океана открылся первый в России Петровский центр в честь 350-летия Петра Первого. В честь юбилея российского императора каждую пятницу во Фридрихсбургских воротах дают пушечный залп.

Читайте на РБК Pro

Россияне снова начали тратить деньги. Но уже не в магазинах

Если McDonald’s вернется: как продаются активы с правом обратного выкупа

Как сайты и приложения заставляют нас тратить больше — 10 уловок

Как разобраться в ассортименте отечественного ПО и не ошибиться с выбором

Авторы

Теги

Надежда Будрина

Калининградская область Янтарная комната Царское село музей

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

adv.rbc.ru

Где искали Янтарную комнату: легенды, слухи, надежды и разочарования

  1. Статьи

Автор: Михаил Баранов

При обследовании немецкого крейсера дайверы из польской Гдыни наткнулись на кучи ящиков — предположительно, с кёнигсбергскими реликвиями. За Янтарной комнатой искатели сокровищ охотятся не первый год. Мы вспомнили, кому её фантом не давал покоя.

Для тех, кто не в курсе

Янтарную комнату создали немецкие мастера для прусского короля Фридриха I, в 1700-х годах её подарили русскому царю Петру I. Большой кабинет обосновался в Екатерининском дворце и состоял из янтарных панелей, украшенных драгоценностями, зеркалами и золотом.  

Для создания стен понадобилось 450 килограммов камня. Реликвию не смогли эвакуировать до оккупации немецко-фашистскими войсками из пригородов Ленинграда. Её вывезли в ноябре 1941-го в немецкий Кёнигсберг.

Здесь Янтарная комната находилась в ресторане «Блютгерихт» в Королевском замке до 5 апреля 1945 года, за день до штурма города сокровища таинственно пропали. Где они сейчас — загадка.

Последняя обитель Янтарной комнаты — ресторан «Блютгерихт» при Королевском замке. Фото: Государственный архив Калининградской области

2008 год

Немецкий историк-любитель Кристиан Ханеш обнаружил в Германии бункер и посчитал, что его пустоты могут быть заполнены некими ящиками. В доказательство этому он привёл отцовские архивы — тот в годы войны служил радистом ВВС вермахта и мог знать о тайнике. 

Предположение решили проверить: бункер вскрыли и начали раскопки. Прийти к чему-либо команде Ханеша не удалось — организаторы поисков повздорили, из-за отсутствия финансирования работы прекратили.

В феврале этого же года мэрия Дойчнойдорфа решила пуститься по следам сокровищ на своей территории — в Рудных горах близ чешской границы. Глава города Ханс-Петер Хауштайн уверял: в последние дни войны сюда прибыли несколько грузовых поездов, а на глубине семи метров как раз есть что-то, до боли напоминающее ящики.

Поляки решили не отставать. В марте археолого-исторический музей в Эльблонге подписал договор о сотрудничестве с калининградскими коллегами. Планировалось совместное обследование руин Королевского замка и несколько выставок. Планы не сбылись.

В апреле 2008-го случилась настоящая «янтарная лихорадка». В Центр по охране памятников поступило около 500 заявок от бывших военнопленных, узников концлагерей, первых переселенцев, ветеранов войны и иностранцев. Все они делились догадками, где может быть Янтарная комната.

В декабре калининградские спасатели МЧС проверяли дно Преголи — авось там прячутся таинственные коробки? К обследованиям подключился местный историк Сергей Трифонов. Нашли тогда то ли сейф, то ли фонарь.

2009 год

Польские журналисты поделились версиями о том, что нацистам не удалось вывезти знаменитую Янтарную комнату из осажденного Кёнигсберга. 

В ноябре Сергея Трифонова осенила новая догадка: в бункере коменданта Кёнигсберга Отто фон Ляша, где находится музей «Блиндаж», на глубине около двух метров есть ещё один полноценный этаж. Янтарная комната там?

2010 год

Трифонов продолжает настаивать: в бункере «есть помещение с прорезиненной оболочкой, там спрятаны секретные документы командования вермахта и ценные вещи генералитета». Краевед настаивает, что пора бы снести часть стены и добраться до таинственных ящиков.

В августе во время работ в форту №5 музейщики находят фрагмент янтарной панели размерами 20х6 сантиметров. «[Пластина] из прессованного янтаря имеет линейный орнамент и может являться частью дворцового убранства, например, частью декора рамы зеркала», — делился предположениями замдиректора историко-художественного музея Анатолий Валуев. Правда, открытие специалисты музея в Царском селе чем-то уникальным не признали.

2011 год

Гран-при фестиваля документальных фильмов «Время в кадре» получила 23-минутная картина «Ледокол. Янтарная версия». Её автор — один из сопредседателей Клуба подводных исследователей Музея Мирового океана Вадим Малыш — подарил миру новую версию: легендарная комната затоплена у берегов Балтийска.

В этом же году исследователи проходятся ещё по ряду версий: от секретного бункера под Зеленоградском до затопленного подвала на Житомирской. В одном из калининградских фортов обнаружат ход в подземелье: раскопки ни к чему не привели.

Фото: архив «Клопс»

2012 год

В апреле о своей причастности к истории Янтарной комнаты вновь заявила Германия. Бургомистр нобитцкой коммуны Хендрик Лебе предположил, что нужно копать в лесу на границе Тюрингии и Саксонии. Там нашли подземные пустоты размером 70 на 40 метров.

В июле тогдашний глава комитета архитектуры и строительства горадминистрации Сергей Мельников расставит точки над i: никакой Янтарной комнаты в пустотах под улицей Шевченко нет. Если кто забыл, здесь был Королевский замок.

Через месяц в Калининград приедет певица Лада Дэнс и ошарашит земляков новостью — звезда планирует строить в Светлогорске дом. Не абы какой, а с собственной янтарной комнатой. В октябре музейщики заявили о готовности воссоздать реликвию в заброшенном здании на улице Портовой.

2013 год

Пока российские историки опускают руки и говорят, что Янтарная комната канула в Лету, датчане следуют за мейнстримом. Новая версия: сокровища зарыты в северной части полуострова Ютландия, здесь нацисты оставили деревянные коробки с ценным грузом.

А полицейские Мюнхена задерживают пенсионера, который скрывал в квартире 1,4 тысячи картин известных художников-модернистов. Кузен задержанного сообщил, что любитель живописи знает, где находится Янтарная комната. Следователи запутались в семейных легендах, но о судьбе пропажи так ничего и не узнали.

2014 год

Помните про бункер Ляша? В июле в Калининградскую область приезжали телевизионщики из Штатов. Их главным собеседником стал историк-мистик Сергей Трифонов, рассчитывавший «приоткрыть завесу тайны с помощью документов, которые есть у американцев».

В ноябре он обнаружит тайник на улице Университетской. Подземный куб размером четыре на четыре метра георадары Трифонова засекли неподалёку от «Блиндажа». Историк намеревался опустить в пустоты камеры-зонды, чтобы найти 4,5 тонны золота Кёнигсберга.

2015 год

Янтарная комната взяла «серебро» в рейтинге самых дорогих потерянных культурных ценностей мира, а калининградские поисковики начали сбор денег на раскопки в одном из бункеров, где нашли 27 ящиков с панелями и три — с янтарём.

Администрация «Блиндажа» откажется вскрывать подземелья. А очередной пенсионер из Германии внезапно вспомнит, что Янтарная комната спрятана под небольшим городком Вупперталь на западе страны. Для разгадки мировой легенды ему понадобятся бур, помощники и, конечно же, деньги. 

На парижской неделе моды тему в топы будет выводить дизайнер Валентин Юдашкин — наряды женской одежды pret-a-porter он сделал по мотивам узоров и мозаик Янтарной комнаты.  

После журналисты Первого канала заявят, что всё-таки нашли утерянные экспонаты в восточном Берлине. Историки открытие сравнят с «бредом сивой кобылы».

Жители Германии и Польши в середине августа объявили о найденном поезде Третьего рейха с золотом, драгоценностями и предметами искусства. По легенде, состав выехал из Кёнигсберга во Вроцлав, а затем «как будто под землю провалился». Эксперты задумаются: а тот ли это янтарь?

Фото: архив «Клопс»

2016 год

Американские исследователи делятся с историком Трифоновым информацией: якобы обнаруженные в 1991-м ворота с рунами закрывали коридор, ведущий в янтарный кабинет. Исследователь заказал у израильских экспертов расшифровку — оказалось, что в переводе с тибетского символы означали «сокровищницу». 

А сотрудники польского музея обнаружили на Мазурах неизвестное до этого помещение в комплексе бункеров. Специалисты решили опустить камеру в замурованную комнату, чтобы понять — спрятана там Янтарная комната или награбленные произведения искусства. Ничего не нашли, но раскопки спровоцировали туристический бум.

В сентябре в Калининграде снова заявят о планах воссоздания Янтарной комнаты. Тогда власти посчитали, что привлечёт в регион до трёх миллионов туристов.

2017 год

К гонке за лучшую идею о судьбе Янтарной комнаты подключились канадские журналисты. Версия такова: сокровища могли быть спрятаны сотрудниками НКВД, чтобы Янтарная комната не досталась США как долг по ленд-лизу.

Польские археологи в феврале предположили, что Янтарная комната находится в тоннелях под замком недалеко от Эльблонга. Местные власти не скрывают: если дело не выгорит — туристы и инвестиции обеспечены.

Начнут раскопки на месте предполагаемого захоронения Янтарной комнаты и немцы — теперь в Тюрингии. Согласно легендам, у подножия горы Конштайн работал секретный подземный завод Миттельверк, где собирали ракеты Фау-1 и Фау-2. Сюда же в 1945-м привезли из Кёнигсберга нечто ценное. Позже исследователи вернутся к Рудным горам на юге Саксонии. Новым пристанищем янтарного богатства археологи объявят Дрезден.

2018-2019 годы

Поляки, вероятно, замучались искать сокровища — в апреле музей Варминско-Мазурского воеводства открыл копию Янтарной комнаты.

Возобновились поиски в Мамерках. На месте замурованной комнаты здесь обнаружат всего лишь неглубокое помещение со ступенями и канализационными трубами, а после пойдут прочёсывать 199 гектаров леса.

2020 год

Кто вспоминает о Янтарной комнате сейчас? В прошлом году историк Сергей Трифонов вновь вернулся к тайнам музея «Блиндаж»: якобы здесь могли хранить части легендарной сокровищницы, которую по тоннелям перенесли из Королевского замка.

Поляки тоже считают, что экспонаты из комнаты растаскивали под землёй. На северо-востоке республики они нашли пять ходов, ведущих в сторону Калининградской области.