Янтарная комната в Царском Селе
+7 фото
автор: С.Н. Кудас
поделиться: |
Янтарная комната — это жемчужина Екатерининского дворца и один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.
Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе.
Янтарная комната — описаниеВысота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.
Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.
Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета — вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности — он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.
Янтарный кабинет — это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался — слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».
Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.
Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.
Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.
Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII–XVIII веков.
Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей — Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII — начале XVIII века в Пруссии.
История Янтарной комнатыКороль Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И. Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.
Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.
Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры.
По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.
В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок — ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.
Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.
В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.
Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.
В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе.
Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.
Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.
Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.
Экскурсии в Янтарную комнату в Пушкине из Санкт-Петербурга
Автобусно-пешеходная
Групповая сборная
50
5 ч. 30 мин.
Пушкин (Царское Село): Екатерининский дворец, парк и Янтарная комната
Екатерининский дворец, апартаменты летней резиденции царей, парки и зеркальные пруды, с посещением достопримечательностей живописной провинции.
сегодня в 10:30
сегодня в 10:30
от 2000 ₽
за человека
2464 отзыва
Автомобильно-пешеходная
Индивидуальная
3
5 ч. 30 мин.
В Царское село на автомобиле: Дворец, Янтарная комната и Французский парк
Прогулка по роскошным залам и кабинетам. Увлекательные истории и тайны императоров.
завтра в 09:15
Пн, 6 мар, 09:15
13000 ₽
за экскурсию
79 отзывов
Пешеходная
Индивидуальная
5
2 ч.
Екатерининский дворец и парк: аудиоэкскурсия с билетом
Аудиоэкскурсия по Екатерининскому дворцу со входным билетом и прогулкой по парку.
сегодня в 11:30
сегодня в 11:45
1790 ₽
за человека
32 отзыва
Автомобильно-пешеходная
Индивидуальная
6
5 ч.
Царское село, Екатерининский дворец, Янтарная комната
Одна из загородных летних резиденций императорской семьи — Екатерининский дворец. Побывать в нем я приглашаю вас на нашей экскурсии в Царское село. Основанная в начале 18 века — эта резиденция претерпела массу изменений…
завтра в 10:00
завтра в 11:00
12500 ₽
за экскурсию
3 отзыва
Индивидуальная
5
2 ч.
Изысканное Царское Село
Царское село, любимая резиденция Екатерины Великой, роскошный дворец в стиле русского барокко и парк, попав в который, любой гость ощутит себя словно в другой эпохе. Изюминкой резиденции является Янтарная комната, известная на весь мир…
в любой день, в любое время
8000 ₽
за экскурсию
6 отзывов
На автобусе
Групповая сборная
40
6 ч.
Царское Село. Екатерининский дворец (Янтарная комната)
Встречи с Царским Селом с нетерпением ждет каждый, кто приезжает в Санкт-Петербург. А Екатерининский дворец – это одно из тех мест, где все еще живет роскошный блистательный XVIII век…
завтра в 10:00
Ср, 8 мар, 10:00
2200 ₽
за человека
7 отзывов
Автобусно-пешеходная
Групповая сборная
50
10 ч.
Царское село без спешки: Екатерининский и Александровский дворцы
10-часовая групповая автобусно-пешеходная экскурсия в Царское село с посещением Янтарной комнаты, Екатерининского и Александровского дворцов и парков.
Вс, 30 апр, 09:00
Вс, 7 май, 09:00
2990 ₽
за человека
41 отзыв
Автобусно-пешеходная
Групповая сборная
45
7 ч.
Царское Село. Екатерининский дворец (Янтарная комната) + Александровский дворец
Царское Село – парадная летняя резиденция российских императоров, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы…
Пт, 28 апр, 10:00
Сб, 29 апр, 10:00
3200 ₽
за человека
2 отзыва
Янтарная комната — Сравните билеты и экскурсии на разных сайтах и посмотрите Екатерининский дворец
Что такое Янтарная комната?
Янтарная комната — уникальное и тщательно продуманное помещение Екатерининского дворца, выполненное из сусального золота и зеркал и отделанное панелями из янтаря. Первоначальная Янтарная комната была построена в Берлинском городском дворце, а затем передана царю Петру Великому в 1716 году. Он перенес ее в Екатерининский дворец, где она была тщательно перестроена и расширена, чтобы включить более 13 000 фунтов (6 тонн) янтаря. Во время Второй мировой войны Янтарную комнату пытались спрятать за обоями, но в конце концов она была обнаружена немецкими солдатами, которые разобрали ее и увезли в Кенигсберг. 19 января45 г. Гитлер приказал перевезти награбленное в Кенигсберге, но в суматохе Янтарная комната была потеряна. Хотя сообщения о наблюдениях поступали с конца войны, ни одно из них не оказалось надежным, и только один небольшой набор фрагментов был обнаружен у семьи немецкого солдата, который утверждал, что был причастен к краже. В настоящее время считается, что комната была разрушена в какой-то момент в 1940-х годах, возможно, случайно, поскольку материалы были чрезвычайно хрупкими и их было трудно перемещать. В 19В 79 году российское правительство решило построить точную копию в Екатерининском дворце, проект, на который ушло 24 года, 350 различных оттенков янтаря и сотрудничество 40 российских и немецких специалистов в редком мастерстве янтарного мастерства. Комната максимально приближена к оригиналу, что было бы бесценно, если бы ее когда-либо ценили. Реплика, которую сегодня можно увидеть в Екатерининском дворце, оценивается более чем в 500 миллионов долларов. Читать далее.
Что такое Екатерининский дворец?
Екатерининский дворец назван в честь женщины, для которой он был построен – Екатерины I, второй жены Петра Великого. Первоначальное здание представляло собой простой летний дворец, который был снесен и заменен ее дочерью императрицей Елизаветой в 1752 году великолепным дворцом в стиле рококо, который стоит там сегодня. Дворец также претерпел большие изменения при Екатерине Великой, которой не нравилась (к тому времени старомодная) архитектура и экстравагантные суммы денег, потраченные императрицей Елизаветой. Некоторые комнаты она отремонтировала в неоклассическом стиле. После ее смерти дворец был в значительной степени заброшен императорской семьей, а последующие цари и царицы предпочитали оставаться в Александровском дворце поблизости. И Александр I, и Николай I просили у Василия Стасова интерьеры в стиле ампир, но большинство из них до сих пор не восстановлены после разрушения во время Великой Отечественной войны. Однако посетители Екатерининского дворца смогут увидеть несколько роскошных залов императорской семьи, а также великолепную и легендарную Янтарную комнату. Читать далее.
Что такое Зарское Село?
Царское Село — название города и комплекса парков и дворцов в нем. Первоначально он назывался Сарская Мыза , вариант финского названия местности, что означало «усадьба на возвышенности», позже он стал известен как Сарское Село (где «село» означает «деревня»). После постройки здесь в 1710 году царской усадьбы оно стало называться Царское Село , или «Царское село». Именно там вы найдете Екатерининский дворец (в котором есть Янтарная комната), Александровский дворец и соответствующие парки и сады. После Октябрьской революции 1917, дворцы были переданы правительству и превращены в детские образовательные и оздоровительные учреждения, что привело к переименованию района в Детское Село , или «Детская деревня». В 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта Александра Пушкина, городу было присвоено его имя. Поэтому этот район известен как Царское Село и как Пушкин. Читать далее.
Можно фотографировать?
Хотя фотографировать можно по всему Екатерининскому дворцу, фотографировать нельзя в Янтарную комнату . Сотрудники строго соблюдают правила, но есть так много других красивых комнат и садов, которые можно сфотографировать, что вы не почувствуете, что что-то упускаете. Читать далее.
Как долго я должен планировать свой визит?
По прибытии вы проведете от 1 до 2 часов в Екатерининском дворце, посетив Янтарные комнаты и другие покои, используемые семьей царя, хотя точная продолжительность времени будет зависеть от того, берете ли вы экскурсию или аренду аудиогида. Если вы также хотите увидеть Екатерининский парк, Александровский дворец и его парк или Павловский дворец, то вы легко можете провести в Пушкине целый день. Читать далее.
Потерянная Янтарная комната России
Легендарная комната с сияющими янтарными стенами, построенная, чтобы сиять на королей, исчезла из России во время Второй мировой войны, оставив за собой тайну, которая продолжает сбивать с толку исследователей.
Так называемая «Янтарная комната» была чудом архитектуры барокко. Спроектированная и построенная немецкими и датскими мастерами для правителя Пруссии в 1701 году, комната отличалась позолоченными стенами из янтарной мозаики, украшенными картинами и зеркалами. Янтарь, известный своей естественной теплотой и способностью отражать свет, производил в комнате великолепный эффект, создавая калейдоскопический набор золотых, оранжевых и медных оттенков.
Комната была подарком Петру Великому от Фридриха Вильгельма I Прусского, прозванного «солдатским королем» из-за его милитаризма. Немецкий правитель использовал Янтарную комнату как козырную карту, чтобы заручиться союзом могущественного царя в войне против Швеции. Взамен царь подарил Фридриху-Вильгельму I 55 русских гренадеров.
Франческо Бартоломео РастреллиВеликолепная комната, доставленная в Россию не менее чем в 18 контейнерах, так и не была установлена при жизни Петра, но обнаружилась, когда его дочь Елизавета наняла для ее строительства итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Янтарной комнате не суждено было остаться там в покое. К тому времени, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз в 1941 году, Третий рейх уже разработал систему организованного грабежа и кражи произведений искусства.
SS , под руководством Генриха Гиммлера тесно сотрудничали с Вермахта и специальными оперативными группами ( Einsatzkommandos ) для грабежа, классификации и хранения произведений искусства и исторических артефактов.
Целевые группы, подобные той, которой Гиммлер приказал «восстановить» Кведлинбургский собор, обычно включали искусствоведов, профессиональных археологов и археологов-любителей, Офицеры связи СС и нацистские псевдоученые. Они часто работали в сотрудничестве с Ahnenerbe , расовой «исследовательской» организацией Гиммлера, и Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (ERR), культурной организацией по мародерству, возглавляемой Альфредом Розенбергом.
На Восточном фронте оперативной группе SS – Sonderkommando Künsberg , состоящей из шести групп, было приказано захватить культурные ценности из Советского Союза, по словам немецкого ученого Ульрике Хартунг. Оперативная группа была включена в состав 9-го0052 Waffen-SS по состоянию на 1 августа 1941 г., как Gruppe Künsberg . Районы вдоль Восточного фронта были тщательно разделены и распределены. Группам, сокращенно ЕК, было приказано изъять архивные материалы, карты и различные произведения искусства. Стремясь вывезти из России «дорогие» предметы, они изъяли мрамор, картины, мебель и люстры.
Каждой группе было присвоено кодовое имя. Оперативная группа Ваффен-СС , активно грабившая район Ленинграда в тандеме с группой армий «Север», также была известна под кодовыми названиями «ЕК Штеттин» и «ЕК Гамбург». это 9Группа 0052 SS действовала в Риге, Вильнюсе, Нарве и Таллинне.
Эта оперативная группа также проявляла особый интерес к ленинградским дворцам — они разграбили Большой Гатчинский дворец, Павловский дворец, Ропшанский дворец и Петергоф. Их грабежи также были сосредоточены на Екатерининском дворце в Царском Селе, особенно на Янтарной комнате.
До прихода немецких войск русские не смогли разобрать и перевезти Янтарную комнату в безопасное место. Немцы наступали быстрее, чем ожидали. Кроме того, в короткие сроки удалить драгоценные материалы со стен царской комнаты оказалось слишком сложно — не желая разрушать свою историю, русские утеплили стены Янтарной комнаты бумагой, марлей и шерстью, а окна заколотили досками, чтобы защитить ее от бомбардировок и бомбардировок. мародерство.
Немцы, однако, были более чем готовы разграбить священные залы, когда они прибыли в сентябре 1941 года. Все немецкие солдаты, участвовавшие в операции «Барбаросса», были проинформированы своим высшим политическим и военным руководством, что они не будут нести ответственности ни за какое преступление. Действия, которые они предприняли во время борьбы с «большевиками» на Восточном фронте. Поэтому войска вели себя беззаконно.
Когда бойцы группы армий «Север» подошли к Екатерининскому дворцу 19 сентября41, они осквернили Янтарную комнату, разбив лепнину и разбив янтарные стены прикладами винтовок. Предположительно, они украли осколки янтаря, а некоторые солдаты, как сообщается, сняли со стены целую мозаику, чтобы сохранить ее в качестве сувенира.
Оперативная группа SS «ЕК Гамбург» быстро взяла под контроль пространство. Нацистский историк искусства Эрнст Отто цу Зольмс-Лаубах, так называемый военный офицер «защиты искусства», сыграл ведущую роль в краже Янтарной комнаты. 14 октября 1941 года группа, работавшая с Зольмсом-Лаубахом и его коллегой Георгом Пёнсгеном, за 36 часов разобрала всю Янтарную комнату и упаковала ее в 28 ящиков.
Знаменитая Янтарная комната потерянной Российской империи была отправлена в город Кенигсберг, ныне известный как Калининград. Там он был частично распакован и помещен в музейный экспонат доктора Альфреда Роде, директора Кенигсбергского городского музея ( Stadtgeschichtliche Museum Königsberg ) и городской художественной коллекции. Роде был экспертом по янтарю и написал две книги на эту тему.
Alfred RohdeЭлементы комнаты были выставлены на всеобщее обозрение на третьем этаже в южном крыле замка. Экспонат был демонтирован 19 марта.44 под наблюдением Роде для защиты от бомбардировок союзников. Утверждается, что он был переупакован в 28 новых ящиков и хранился в нижних хранилищах замка, чтобы защитить его от огня и повреждений снарядами. Утверждается, что в это время Роде перевез некоторые предметы искусства, находящиеся под его опекой, в Лансберг, ныне Горово-Илавецке на территории современной Польши.
Кенигсбергский замок был последним подтвержденным местом расположения Янтарной комнаты. Замок был в значительной степени разрушен во время налетов британских Королевских ВВС 19 августа. 44, в результате чего большая часть города осталась в руинах. Позже сам город был захвачен Красной Армией. К 6 апреля 1945 года Янтарная комната полностью исчезла.
Роде, переживший осаду города в своей квартире, хранил молчание о местонахождении комнаты. Он умер в местной больнице в декабре 1945 года, унеся тайну в могилу. Сам замок был снесен советскими властями в 1967 году.
Что стало с великолепной Янтарной комнатой? Блестящий салон русских императриц стал легендой. Стремление найти его местонахождение вдохновило длинный список потенциальных искателей, включая частных детективов, журналистов, режиссеров, историков и искусствоведов. Доктор Пол Энке, 9 лет0052 Оберстлейтенант грозной тайной полиции Восточной Германии ( Штази ) расследовал более 150 предполагаемых мест Янтарной комнаты на территории Восточной Германии в дорогостоящем преследовании. Один исследователь встретил безвременную смерть.
Некоторые исследователи утверждают, что Янтарная комната была уничтожена. Другие считают, что нацисты спасли бы его.
Документы о натурализации уроженца Германии Вальтера Хорна, который стал американским «человеком памятников» и помог раскрыть местонахождение регалий императора Священной Римской империи, спрятанных в Нюрнберге. Однако следователям кражи Янтарной комнаты не удалось обнаружить ее местонахождение.Это правда, что нацисты, как известно, прятали артефакты в малоизвестных местах. Например, они успешно спрятали драгоценности короны императора Священной Римской империи в секретном хранилище под городом Нюрнберг. Некоторое время после окончания войны немецкие официальные лица сбивали с толку союзные власти различными уловками относительно судьбы артефактов. Правда о местонахождении драгоценностей в конечном итоге была раскрыта родившимся в Германии специалистом по памятникам из США Уолтером Уильямом Хорном, который использовал свои языковые навыки и культурную осведомленность, чтобы выведать правду у нескольких немецких чиновников, которые упрямо скрывали факты. В результате успеха Хорна исторические королевские регалии были репатриированы в Вену. Однако с Янтарной комнатой властям союзников не повезло.
Искатели легендарного сокровища разработали различные красочные теории о его местонахождении. Утверждают, что Янтарная комната была спрятана в подземных туннелях, затонула в затонувших кораблях, спрятана в горах Рудных гор, перевезена на балтийский остров или похоронена в песчаных дюнах Куршской косы недалеко от Калининграда. Раскопки на месте бывшего Кенигсбергского замка результатов не дали.
Выпотрошенные остатки Янтарной комнаты долгие годы после окончания войны оставались застывшими во времени в Царском Селе. Хотя советские мастера начали трудиться над восстановлением разрушенных городов и утраченного культурного наследия, никто не смог воссоздать утраченную славу императорской комнаты. Проект был слишком дорогим, и ни одно учебное заведение на территории СССР не обучало утраченному искусству лепки из янтаря.
Следы нацистского грабежа десятилетиями преследовали мрачное пространство Екатерининского дворца, пока в 1979 году СССР не принял постановление о восстановлении Янтарной комнаты. Это было смелое предприятие — в то время у русских были ограниченные ресурсы и мало шансов на успех. Единственным визуальным свидетельством этого великолепия комнаты были черно-белые фотографии. По состоянию на 1983 год в команде по восстановлению комнаты работало всего пять человек.
Время и прежде всего решимость привлекал успех. К 1994 году российская команда накопила большой объем архивных исследований и приступила к освоению техники флорентийской мозаики, идентичной той, что использовала Растрелли. В 1997 году немецкая компания Ruhrgas AG помогла профинансировать проект реставрации на сумму 3,5 миллиона долларов. Кроме того, 29 апреля 2000 г. немцы вернули в Россию несколько найденных фрагментов оригинальной комнаты, якобы не отслеживаемых и найденных на черном рынке.