Янтарная комната замок кенигсберг: Королевский замок в Калининграде – что можно увидеть сейчас

Следы Янтарной комнаты ищут в подземелье Королевского замка Калининграда

  • Новый Калининград.Ru
  • Новости
  • Прочее
  • Следы Янтарной комнаты ищут в подземелье Королевского замка Калининграда

В Калининграде в понедельник начались археологические раскопки руин Королевского замка, где, по одной из версий, может находиться знаменитая Янтарная комната.

«Целью работ является выяснение состояния подземных сооружений в этой части замка, поиск подземного хода, проверка версии возможного нахождения Янтарной комнаты, поиск уникальной музейной коллекции Королевского замка», — сообщили «Интерфаксу» в Калининградском областном историко-художественном музее.

Летом этого года работы уже проводились на территории Южного и Западного флигелей Королевского замка. Сейчас местом проведения археологических раскопок выбран Восточный флигель Королевского замка, известный также как здание Унфрида, 18 в. Работы продлятся до середины декабря.

Королевский замок в Кенигсберге был возведен в XIII веке. В 1511 году в Московских палатах Королевского замка принимались первые российские послы князя Василия III. До Великой Отечественной войны Королевский замок являлся одним из наиболее крупных музеев Восточной Пруссии. В годы Великой Отечественной войны в замке хранилась Янтарная комната, вывезенная нацистами из Екатерининского дворца Царского Села. В августе 1944 года бомбардировки английской авиацией частично разрушили замок, а через 25 лет он был взорван по распоряжению советского руководства.

Знаменитая Янтарная комната была передана российскому императору Петру I в качестве дипломатического подарка. В дни Второй мировой войны, когда нацисты приближались к Петербургу, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить ее из Екатерининского дворца, а произвести консервацию на месте.

Впоследствии панно было демонтировано одним из подразделений специального назначения из состава группы армий вермахта «Север» и отправлено в Кенигсберг. Там следы Янтарной комнаты теряются.

Работы по воссозданию Янтарной комнаты в Екатерининском дворце начались в 1979 году и финансировались 20 лет за счет средств федерального бюджета. С 1999 года работы стали вестись при финансовом содействии немецкого концерна «Рургаз АГ». Всего на воссоздание «восьмого чуда света» было затрачено 7,85 млн.долл. 31 мая 2004 года, во время празднования 300-летия Петербурга воссозданная реставраторами Янтарная комната была торжественно открыта в Екатерининском дворце.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав

Ctrl+Enter


Источник: Правда.ru

Напишите нам

Для правильной работы кнопок включите JS.

Реклама О проекте Контакты Карта сайта Статистика Политика конфиденциальности Согласие на обработку
персональных данных

© 2003-2023 «Новый Калининград. Ru».

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-43520, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 января 2011 г.

18+ Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.

Любое использование, либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя — ЗАО «Твик Маркетинг».


Материалы с пометкой «Бизнес», «Выборы 2021», «Партнерский материал», «ПМ», «PR» публикуются на правах рекламы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Янтарная комната :: Музей янтаря

В.М. Попова

Самым грандиозным произведением из всех когда-либо созданных из янтаря является, конечно, знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца, утраченная в годы Великой Отечественной войны и возрожденная в наши дни. В ней нашли свое наивысшее выражение все достижения мастеров прошлого в области художественной обработки янтаря.

Богатая событиями история комнаты восходит к самому началу XVIII века. В 1701 году, после восшествия на престол, прусский король Фридрих I пожелал иметь у себя что-нибудь такое, чего нет ни у одного из монархов Европы. Вполне естественно, что для этой цели был выбран янтарь – символ земли прусской. Им решено было украсить целый парадный зал.

Существуют разные версии относительно автора проекта янтарного убранства. По одной из них замысел принадлежит Андреасу Шлютеру, известному прусскому архитектору и скульптору, который во времена Фридриха I занимался постройкой многих дворцовых сооружений. По другой – инициатором идеи был Иоганн Фридрих Эозандер, любимый архитектор королевы Софии-Шарлотты, руководивший строительством ее личной резиденции в Шарлоттенбурге, а позднее сменивший А. Шлютера на посту главного придворного архитектора. Никаких документальных свидетельств, говорящих в пользу какой-либо из этих версий, не сохранилось.

Намного больше известно о мастерах, создававших янтарную облицовку. В 1701 году для выполнения работ по янтарю был приглашен из Копенгагена датский придворный мастер Готфрид Вольфрам. Он трудился над созданием янтарных панно до 1707 года, затем из-за разногласий с новым придворным архитектором Эозандером фон Гете, был уволен. Продолжили работу янтарные мастера Эрнст Шахт и Готфрид Турау, приглашенные из Данцига.

Определить точное время окончания работ очень сложно из-за того, что при жизни Фридриха I несколько раз менялись планы размещения убранства из янтаря. Из янтарных панелей намеревались собрать галерею то во дворце Шарлоттенбург, то во дворце Ораниенбург, и в соответствии с этим в проект постоянно вносились изменения. Работа, таким образом, затягивалась.

Наконец, после смерти Фридриха I в 1713 году, его сын Фридрих Вильгельм I прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Готовые части янтарной облицовки поместили тогда же на стенах кабинета Табачной коллегии на главном этаже Большого королевского дворца в Берлине. Размеры этого помещения составляли приблизительно 4,5 х 5 м.

Берлинский дворец является последним и, пожалуй, единственным точно установленным местом пребывания Янтарного кабинета перед его путешествием в Петербург.

В 1716 году, во время встречи Петра I c Фридрихом Вильгельмом, на которой речь шла о заключении союза между Россией и Пруссией, прусский король в знак дружбы и уважения преподнес русскому царю «изрядный презент» – Янтарный кабинет. Его привезли в Петербург (кстати, через Кёнигсберг, Мемель и Ригу) в 1717 году, и долгое время янтарные панно вместе с отдельными резными деталями, из которых состояло убранство кабинета, находились в Летнем дворце Петра, в домашней «куншкаморе», где хранились многие курьезы и редкости, собранные за границей.

О кабинете вспомнили только в царствование императрицы Елизаветы Петровны. В 1743 году при создании новой столичной резиденции – Зимнего дворца, третьего по счету, – янтарную облицовку решили использовать для убранства одного из парадных покоев императрицы. Строительством руководил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, а для работы непосредственно с янтарем был приглашен итальянский мастер «лепного и штукатурного дела» Александр Мартелли.

Создавая янтарный покой в Зимнем дворце, Растрелли сразу столкнулся со многими трудностями. Все убранство кабинета состояло из отдельных панно, выполненных в технике мозаики. Их было 22 штуки: 12 верхних разной ширины и 10 нижних цокольных. Чтобы украсить ими выбранное помещение, требовалось ввести дополнительные детали, которые объединили бы панно в единый архитектурный ансамбль. Для этого Ф. Б. Растрелли использовал прием, широко распространенный в европейском декоративном искусстве XVIII века – он поместил между янтарными панно зеркальные пилястры в резных золоченых рамах.

Затруднения возникли также при компоновке панно на стенах. Их композиционными центрами являлись три большие резные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в Кёнигсберге в XVII веке, еще до создания кабинета. Для их симметричного расположения не хватало четвертой рамы. Узнав о недовольстве императрицы Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, добивавшийся ее дружеского расположения, заказал янтарную раму в Кёнигсберге и преподнес её императрице в 1745 году.

В роскошной резьбе, украшавшей раму, была специально использована российская императорская символика: раму венчала российская корона, а скульптурные композиции по бокам и внизу символизировали победы России на суше и на море.

Таким образом, все затруднения были разрешены, и янтарная облицовка в новом обрамлении из зеркал и золоченой резьбы появилась в парадных покоях Зимнего дворца. Известно, что янтарный покой, находившийся рядом с опочивальней императрицы, служил местом аудиенции иностранных послов и знатных вельмож.

Но «похождения» Янтарного кабинета на этом не прекратились. В 1755 году по приказу императрицы его перенесли (буквально – на руках) в

Царское Село, где по проекту Ф. Б. Растрелли создавалась летняя резиденция. В Большом Царскосельском дворце было решено устроить парадный янтарный зал. Площадь зала была больше, чем в Зимнем дворце, – она составляла 96 кв. м, при высоте стен 7,5 м (общая высота янтарных панно была всего 4,75 м). Опять потребовались дополнительные детали. Растрелли сохранил использованный им еще в Зимнем дворце ритм из чередующихся янтарных панно и сдвоенных зеркальных пилястр в резных золоченых рамах, добавив к последним еще шесть. Свободное пространство между панно и плоскостью потолка, а также между пилястрами, было заполнено живописью, имитирующей янтарную мозаику. Роспись верхнего яруса декорировали объемной золоченой резьбой по дереву в виде гирлянд с канделябрами и фигурок амуров, поддерживающих вазы. Декор верхнего яруса дополняли десюдепорты, выполненные также по рисункам Растрелли, на которых из причудливых завитков рокайля вырастали изящные женские головки. И такие же головки служили завершением каждой зеркальной пилястры.

В центре четырех самых больших панно в янтарные рамы поместили четыре мозаичные картины, выполненные из агатов и яшм во Флоренции по эскизам итальянского художника Джузеппе Дзокки в 1750-х годах XVIII века. Они представляли собой аллегорические изображения человеческих чувств – «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и Обоняние».

Последний этап в истории отделки Янтарной комнаты проходил уже при Екатерине II. В 1763 году она издает указ о замене расписанных частей комнаты на янтарную мозаику. Для этого специально были приглашены мастера опять же из Кёнигсберга – Фридрих и Иоганн Роггенбуки, К. и Г. В. Фриде и Иоганн Готлиб Велпендорф. Вместе с кёнигсбергскими янтарными мастерами работали и их русские ученики – Герасим Козловский, Никита Савин и Александр Михайлов. В это время были сделаны из янтаря промежутки между пилястрами, филенчатые панели под ними, угловой столик, один десюдепорт и гирлянды под карнизом, завершающие и объединяющие все панно в единое целое. Несколько позднее в комнате выполнили художественный паркет по рисункам архитектора В. И. Неелова – его набрали из цветных пород дерева: палисандра, ореха, красного сандала и клена. Работы были завершены примерно к 1770 году.

Благодаря творческим усилиям мастеров самых разных специальностей небольшой, камерный по характеру Янтарный кабинет, каким он был в Берлине, превратился в роскошный парадный зал, который и получил название Янтарной комнаты. Все великолепие янтарного убранства комнаты представало перед глазами зрителей в свете 565 свечей, отражавшихся в 24 пилястрах и двух больших зеркалах, помещенных между окнами. Комната вызывала неизменное восхищение у всех, кому посчастливилось ею любоваться.

В таком преображенном виде Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце Царского Села (ныне г. Пушкин) примерно 200 лет. В годы Великой Отечественной войны она была вывезена фашистами в Кёнигсберг (ныне Калининград), где ее установили в одном из залов Королевского замка. И здесь ее следы теряются. Многолетние поиски Янтарной комнаты до сих пор никаких положительных результатов не дали.

Новая страница в ее истории открывается в конце XX века, и она тесно связана с Калининградским музеем янтаря. Еще до открытия, для создания экспозиции «Янтарь в XVII – XVIII веках» Музей стал заказывать копии изделий этого периода, хранящихся в музеях России и за рубежом. Центральным комплексом экспозиции должна была стать модель Янтарной комнаты в 1/5 натуральной величины. Проект модели разработал ленинградский художник-архитектор Г. С. Хозацкий, автор художественного решения всего Музея янтаря.

В 1977 – 78 годах была выполнена модель одной панели комнаты в технике и материале оригинала. Она рассматривалась советом Художественного фонда РСФСР, ее смотрела правительственная комиссия, и 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял Постановление о воссоздании Янтарной комнаты в Екатерининском дворце г. Пушкина уже в натуральную величину. Главными аргументами в пользу того, что этот проект может быть осуществлен, явились модель панели комнаты и более 50-и копий и научных реконструкций изделий XVII – XVIII веков, выполненных современными художниками по заказу музея янтаря. В ходе этой работы осваивалась технология художественной обработки янтаря, составлялись научные методики, которые и легли в основу проекта воссоздания панелей Янтарной комнаты.

Сам проект был разработан группой специалистов под руководством А. А. Кедринского, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Царское Село», который занимался возрождением всего Екатерининского дворца. Над воссозданием интерьера Янтарной комнаты трудились художники различных специальностей – скульпторы, живописцы, резчики по дереву, паркетчики. Но наибольшую трудность представляло восстановление самого янтарного декора. Как когда-то в XVIII веке, в Екатерининском дворце была создана янтарная мастерская, основу коллектива которой составили мастера-камнерезы, работавшие над созданием изделий для Музея янтаря – А. Журавлев (руководитель мастерской до 1995 года), А. Крылов, А. Ванин, В. Жирнов, В. Домрачев и другие. Эта мастерская стала центром, куда стекалась вся информация о Янтарной комнате, проводились научные эксперименты, изучалось «поведение» янтаря, решались трудные технологические вопросы, связанные, например, с восстановлением цвета мозаичных панно или с высотой рельефа орнаментов. Здесь также были воссозданы мозаичные картины из твердых камней, собранных по всей территории бывшего СССР, – в наборе флорентийских мозаик использованы уральская яшма, алтайский каргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковные и казахстанские кремнии, забайкальский лазурит и итальянские мраморы. А янтарь на всем протяжении работ поставлял Калининградский янтарный комбинат.
Новая Янтарная комната, возрожденная современными российскими мастерами после более чем 20 лет кропотливых поисков и упорного труда, предстала перед зрителями в 2003 году. Ее открытие стало одним из центральных моментов в церемонии празднования 300-летия Петербурга.

Назад На главную

Янтарная комната — Джеймс Твининг

Янтарная комната считается одним из величайших произведений искусства, когда-либо созданных, и одной из самых больших неразгаданных тайн Второй мировой войны.

Он состоит из почти ста тысяч панелей, каждая из которых изготовлена ​​из смолы балтийского янтаря, пропитанной медом, льняным семенем и коньяком, а затем покрыта золотом и серебром и украшена бриллиантами, изумрудами, нефритом, ониксом и рубинами. В целом, он имеет общую площадь поверхности девятьсот двадцать шесть квадратных футов, а янтарь на момент его изготовления был в двенадцать раз дороже золота.

Фотография оригинальной Янтарной комнаты

Комната была впервые заказана Фридрихом I Прусским в 1701 г., а затем подарена Петру Великому в России в 1716 г., хотя только в 1740-х гг. фактически распакован и впервые собран в Зимнем дворце.

В 1755 году Янтарная комната была перенесена в Екатерининский дворец в Царском Селе, где ее заново собрали, хотя панелей хватило только на три стены. Остальные панели были завершены в течение следующих 15 лет, а комната была окончательно завершена в 1770 году.0003

В начале Второй мировой войны русские сочли Янтарную комнату слишком хрупкой, чтобы ее можно было передвигать, и вместо этого замаскировали ее слоем мешковины и обоев. Однако нацистов не обмануть, и они обнаружили комнату почти сразу после того, как заняли дворец в сентябре 1941 года. Объявив комнату культурным достоянием Германии, они отправили ее обратно в Кенигсбергский замок, где выставили на обозрение.

Затем, в августе 1944 года, на замок обрушился британский бомбардировщик. Нацисты разобрали помещение в качестве меры предосторожности. Последний раз эту комнату видели в Рыцарском зале, где она была упакована в ящики. С тех пор его никто не видел.

Часть недавно отреставрированной Янтарной комнаты

Исчезновение Янтарной комнаты вызвало одну из самых продолжительных охот за сокровищами в истории и ряд теорий заговора относительно ее нынешнего местоположения, которые варьируются от заброшенного серебряного рудника в Тюрингии до дна лагуны в Литве.

Последние исторические исследования показывают, однако, что комната была на самом деле случайно сожжена советскими войсками, когда они подожгли Кенигсбергский замок в апреле 1945 года. Считается, что Кремль впоследствии скрыл это и вместо этого распространял миф о Янтарном Выживание комнаты как тактика переговоров с правительством Германии о возврате украденных произведений искусства и артефактов военного времени.

Сегодня, после многомиллионных усилий в течение двадцати лет, Янтарная комната была точно воссоздана в Екатерининском дворце. Частично финансируемый немецкой энергетической компанией, он был завершен к празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга в 2003 году. продам небольшой участок комнаты. Хотя неизвестно, как он попал к офицеру, этот фрагмент остается, наряду с причудливо инкрустированным сундуком, единственной частью оригинальной Янтарной комнаты, которая, как известно, пережила войну.

«Потрескивает» Daily Mail
«Джеймс Твининг знает, как держаться» Times Literary Supplement

Тайна исчезающей Янтарной комнаты

Восьмое чудо света исчезло без следа.

Оррин Грей | Опубликовано 17 октября 2017 г.

  • Фото: Alchetron

Комната, спроектированная и построенная как праздник мира, исчезла в разгар войны, оставив искусствоведов и охотников за сокровищами более чем 70 лет спустя в замешательстве. Окончательная судьба Янтарной комнаты, когда-то называвшейся Восьмым чудом света, является одной из величайших загадок мира искусства.

Янтарная комната, построенная в начале 18 века, была украдена нацистами во время Второй мировой войны. Что с ним стало после этого, до сих пор неизвестно. Некоторые говорят, что он был случайно разрушен бомбами союзников в конце войны. Другие считают, что она находится в трюме корабля на дне Балтийского моря, а некоторые все еще надеются, что Янтарная комната где-то цела и ждет открытия.

Связанные: 10 потерянных цивилизаций, которые бесследно исчезли  

Строительство Янтарной комнаты было заказано королем Пруссии Фридрихом I в 1701 году. Спроектированная немецким скульптором эпохи барокко Андреасом Шлютером и построенная Готфридом Вольфрамом, мастером датского двора, Янтарная комната изначально предназначалась для Дворец Шарлоттенбург. На самом деле он был установлен в близлежащем берлинском Городском дворце, хотя оставаться там ему было недолго.

Русский царь Петр Великий громко восхищался Янтарной комнатой во время посещения дворца. В 1716 году он был подарен ему сыном Фридриха, Фридрихом Вильгельмом I, тогдашним королем Пруссии, как празднование мира между Пруссией и Россией и символ их союза против Швеции.

Связанный: 8 Удивительные факты о Григории Распутине, российском «безумном монахе»

  • Петр Великий

    Фото: Wikimedia Commons

Это требует дальнейшего изучения. Подпишитесь на бесплатный информационный бюллетень The Archive , чтобы глубже погрузиться в самые увлекательные дела в мире.

Отправленная в Россию в 18 коробках, Янтарная комната какое-то время находилась в Зимнем доме в Санкт-Петербурге, а затем в 1755 году по приказу императрицы Елизаветы была перенесена в Екатерининский дворец. На протяжении 18 века комната расширялась и переделывалась, в том числе итальянским дизайнером Бартоломео Франческо Растрелли, который использовал для расширения комнаты новый янтарь, доставленный из Берлина. Самая большая комната занимала площадь более 180 квадратных футов и содержала более 6 тонн янтаря.

Большая часть янтаря поступила в виде массивных стеновых панелей, покрытых сусальным золотом, которые, по оценкам историков, стоили бы более 140 миллионов долларов в сегодняшних долларах. К сожалению, никто не знает, где сегодня находится Янтарная комната. За это, наверное, можно поблагодарить нацистов.

Связанный: 12 исторических мест, которые вы должны увидеть в своей жизни  

В 1941 году три миллиона немецких солдат вошли на территорию бывшего Советского Союза. Часть их полевых операций включала разграбление ценных произведений искусства и культурных артефактов, особенно тех, которые, по их мнению, в первую очередь по праву принадлежали Германии. В том числе и Янтарная комната.

  • Екатерининский дворец

    Фото: Wikimedia Commons

Были предприняты попытки спасти необычное сокровище. Сначала хранители Екатерининского дворца пытались снять янтарные панели, когда немецкие войска приблизились. Однако со временем янтарь стал хрупким. Когда быстрое удаление оказалось невозможным, кураторы вместо этого решили закрыть панели наспех наклеенными обоями. Конечно, нацисты прекрасно знали о местонахождении комнаты; обои ненадолго сбили их со следа.

В течение 36 часов немецкие солдаты с помощью двух экспертов разобрали всю комнату. Затем Янтарную комнату перевезли в замок Кенигсберг, где она была выставлена ​​на всеобщее обозрение. Он прибыл в Кенигсберг в октябре 1941 года, и уже через месяц местные газеты сообщали о его выставке в замке.

Связанный: 11 Жутчайшие неразгаданные тайны Второй мировой войны

В 1943 году, с приближением союзных войск, Гитлер отдал приказ о вывозе «приоритетных культурных ценностей» из Кенигсберга. Что стало с Янтарной комнатой после этого, остается загадкой. Мы знаем, что в 1944 бомбардировки союзников разрушили большую часть города, в том числе Кенигсбергский замок. Была ли Янтарная комната все еще внутри? Некоторые так думают; другие считают, что гитлеровцы успели еще раз запаковать помещение и убрать его с территории до прибытия бомбардировщиков.

  • Янтарная комната в 1917 году

    Фото: Wikimedia Commons

На протяжении многих лет многие люди пытались докопаться до сути тайны исчезновения Янтарной комнаты. Он служил сюжетным ходом в романах и телешоу, но его окончательная судьба остается загадкой.

Возникло множество теорий заговора о местонахождении Янтарной комнаты. В одном из таких рассказов утверждается, что комната несет проклятие, ссылаясь на несколько безвременных смертей, в первую очередь на смерть бывшего немецкого солдата Георга Штайна. Штейн был убит в баварском лесу в 1987 году якобы при поиске местонахождения Янтарной комнаты.

Связанный: В этот день: Собор Святого Павла подвергся бомбардировке  

В 1997 году группа «арт-детективов» нашла одну из панелей комнаты, но владелец был сыном погибшего солдата и не не знаю, откуда взялась панель. Других следов комнаты обнаружено не было.

Какой бы ни была судьба оригинальной Янтарной комнаты, мы знаем одно: с тех пор она была воссоздана. Реконструкция началась в 1979 году и длилась 25 лет, но недавно отреставрированная Янтарная комната до сих пор экспонируется в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» под Санкт-Петербургом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *