В 1716 году прусский король Фридрих Вильгельм I обратился к Петру I с предложением заключить союз против шведов, рассчитывая с его помощью отвоевать Померанию. Чтобы переговоры шли успешней, он подарил русскому царю Янтарный кабинет, созданный мастерами из Кенигсберга по заказу прусского короля Фридриха I. Вскоре союз Пруссии и России против Швеции был заключен, а Петр в письме из Амстердама сообщил своей супруге, что в Берлине он получил в подарок Янтарный кабинет… Янтарный кабинет дополнил петровскую коллекцию произведений искусства и был открыт для обозрения. В 1755 году императрица Елизавета Петровна приказала перевезти Янтарный кабинет в Царское Село — здесь отстраивалась летняя резиденция русских монархов. Зал, где было решено разместить Янтарную комнату, был гораздо больше прежнего, и перед создателем дворца Бартоломео Франческо Растрелли встала очень непростая задача. Но в итоге воплощением гения великого архитектора стал праздничный зал изысканной красоты, почти вшестеро превосходивший по своим размерам прежнее помещение Янтарного кабинета. Растрелли удалось так расположить барочные детали и столь удачно дополнить их элементами в стиле рококо, что пребывание в Янтарном зале Екатерининского дворца воспринималось современниками и их потомками как величайшее наслаждение. Вечером дневной свет, заливавший всю комнату через широкий фронт окон, сменялся огнями сотен свечей, тысячекратно отраженных зеркалами. Именно сочетание света и янтаря придавало праздничному залу в Екатерининском дворце особую прелесть. На свету начинали играть мозаичные стены, игра света продолжалась в янтарных рельефах, открывая их глубину и пластичность, их живую, одухотворенную красоту… Ранним утром 22 июня фашистская Германия напала на СССР. Эта война сопровождалось ограблением народа и страны в таких масштабах, которые до сих пор невозможно было себе представить. В районе действий группы армий «Север» имел хождение перечень, подготовленный экспертом-искусствоведом Нильсом фон Хольстом. Он включал 55 объектов — музеев, архивов, церквей, библиотек — с точным указанием их местонахождения. В многочисленных дворцах, окружающих Ленинград, находилось такое количество ценностей, которое потребовало бы для эвакуации астрономического числа вагонов и поездов. Сотрудники музеев в Пушкине работали день и ночь. Двадцать тысяч экспонатов в кратчайшие сроки были упакованы и вывезены в Ленинград. Демонтировать и эвакуировать Янтарный кабинет сотрудники музея — а это были женщины — не смогли. С первых же дней оккупации в Пушкин наведывались представители «органов культуры»: осматривали дворец, регистрировали ценности, но вывезти их не могли: нужно было специальное разрешение командующего 18-й германской армией. Из-за упорных боев получить такое разрешение никак не удавалось. Лишь в октябре 1941 года, как гласит один трофейный документ, «из Екатерининского замка в безопасное место осенью 1941 года был вывезен Янтарный кабинет… Тогда же, помимо того, было вывезено 18 грузовиков наиболее ценной мебели и др. произведений искусства, и прежде всего картин… в Кенигсберг для их лучшей сохранности». Вывозом Янтарной комнаты руководил ротмистр резерва граф Эрнст Отто Сольмс-Лаубах, искусствовед по специальности, после войны — директор музея художественных промыслов во Франкфурте-на-Майне. По его словам, отдельные детали Янтарной комнаты были тщательно упакованы в ящики и через Псков отправлены в Ригу, они должны были там оставаться нераспечатанными до конца войны. Но в конце концов эти ящики попали из Риги в Кенигсберг, где по приказу гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха их вскрыли.
Директор государственных собраний произведений искусства в Кенигсберге Альфред Роде сообщил начальству, что принял на хранение Янтарную комнату. Можно представить, каким подарком судьбы казались ему, крупнейшему специалисту по янтарю, эти удивительные панели. Для размещения Янтарной комнаты в Кенигсбергском замке Роде выбрал помещение № 37. Оно было меньше зала в Екатерининском дворце, однако Роде получил уже неполный комплект оформления Янтарного зала: не хватало подсвечников, паркета и некоторых других деталей. Роде решил не реставрировать поврежденные места и по возможности подогнать имеющиеся в распоряжении детали к местным условиям. Поэтому, несмотря на титанические усилия директора музея, плод его труда в Кенигсберге уже не был воплощением великого гения Растрелли. Напротив, обнищавшая, искалеченная Янтарная комната стала вопиющим свидетелем обвинения против грабительской войны. Но, так или иначе, в конце марта 1942 года монтаж завершили и Янтарную комнату открыли для осмотра. А через год поползли слухи, что янтарное сокровище уничтожил огонь… В замке действительно был пожар, однако Янтарная комната не погибла. Инспектор Кенигсбергского замка, который вел подробный рабочий журнал, записал по поводу Янтарной комнаты, что ее демонтировали после пожара в феврале 1944 года, а затем разместили в подвалах замка, где она пережила все воздушные налеты. Он лично видел Янтарную комнату, когда инспектировал разрушенный бомбардировкой замок. Вторым свидетелем был профессор Герхард Штраус, искусствовед. Он имел связь с антифашистским подпольем Кенигсберга и по заданию товарищей поступил на государственную службу в ведомство по охране памятников в провинциях. Профессор Штраус работал в Кенигсберге и его окрестностях. Его кабинет находился в замке. В ночь с 29 на 30 августа профессор Г. Штраус возвратился из очередной командировки. Он сообщил: «В замке я встретил своего коллегу, доктора Роде. Я узнал от него, что Янтарная комната в подвале… Сейчас ее вынесли во двор, и доктор Роде раздумывал, куда бы ее перепрятать. Остановились на подвальных помещениях в северной части замка». Сохранилось и свидетельство самого Альфреда Роде в письме от 2 сентября он писал: «…прошу сообщить господину директору д-ру Галлю, что Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Итак, летом сорок четвертого Янтарная комната не пострадала. В августе ее упаковали в ящики — возможно, для предстоящей эвакуации? А если Янтарную комнату спрятали в Кенигсберге или поблизости от города, то как это могло произойти? В сорока километрах к востоку от Кенигсберга находился замок Вильденхоф, родовое имение графа фон Шверина. Сохранилось письмо доктора Роде к хозяину замка. «Уважаемый г-н граф! В ближайшее воскресенье я рассчитываю приехать в Вильденхоф, чтобы осмотреть помещения, предназначенные для размещения наших картин…» Интересно, что фронт в это время приблизился уже вплотную к Вильденхофу, и решение доктора Роде привезти сюда художественные коллекции, по мнению некоторых исследователей, говорит о его стремлении сохранить их для законных владельцев.
Во второй половине января 1945 года замок сгорел. Есть сведения, что его подожгли эсэсовцы, которые предварительно перепрятали часть сокровищ: закопали в окрестностях или утопили в ближайших озерах. Если верить показаниям господина Адольфа Рихтера из ФРГ, Альфред Роде лично рассказывал ему о том, что в замке Вильденхоф погибли замечательные картины и… Янтарная комната. В августе 1960 года в замке провели раскопки. Было найдено множество пострадавших от времени и от огня предметов: фарфор, слоновая кость, старинные медали, металлические оклады икон… Но никаких следов Янтарной комнаты. А ведь металлические крепления янтарных панелей не могли сгореть! Подходящим местом для эвакуации Янтарной комнаты был и древний замок Шлобиттен, принадлежавший князю Дона-Шлобиттен. Летом 1944 года доктор Роде обратился к князю с письмом, в котором просил позволения разместить часть коллекции в замке, однако получил отказ. Между тем в гигантских подземельях замка были спрятаны сокровища, награбленные эсэсовцами и группой армий «Север». Любопытно, что их размещением в замке руководил уже известный нам искусствовед граф Сольмс. Чуть позже войска 2-го Белорусского фронта окружили здесь немецкие части. Замок был взорван. До сих пор тут ведутся поисковые работы, и в затопленных водой многоэтажных подземельях обнаруживаются новые и новые помещения… В восьми километрах западнее Кенигсберга находилось поместье Гросс-Фридрихсберг. Здесь располагался опорный пункт гарнизона Кенигсбергской крепости. Бывший военнослужащий этого гарнизона сообщил, что видел, как во второй половине февраля 1945 года офицеры вскрывали в поместье какие-то ящики, в которых им были замечены детали Янтарной комнаты. Этот очевидец находился в поместье десять дней, и за это время оттуда было вывезено много разнообразных грузов. Возможно, тогда же была перевезена и Янтарная комната.
И еще одно место в окрестностях бывшего Кенигсберга привлекло наше внимание. В километре от Янтарного берега стоял старинный замок Лохштедт. С сентября 1944 года сюда свозили библиотеки, архивы Кенигсберга и некоторые произведения искусства, среди которых были и работы из янтаря, поэтому профессор Г. Штраус не исключал возможности, что Янтарную комнату могли вывезти именно сюда. Но, к сожалению, в 1945 году замок был уничтожен дотла: нацисты защищались здесь особенно упорно… А что, если Янтарную комнату вообще не вывозили из города? Вольфганг Роде, сын директора Кенигсбергского музея, в 1955 году сообщал, что отец говорил ему в конце войны, будто не боится прихода русских, ибо совесть его чиста, и он укажет им, где искать похищенные у них ценности — киевские и минские. Но поскольку отец не упомянул о Янтарной комнате, Вольфганг Роде предположил, что доктор Роде, вероятно, спрятал Янтарную комнату в потайных подвалах Кенигсбергского замка, так как очень не хотел с ней расставаться. Заведующий гостиничными номерами в замке Альфред Файерабенд уверял, что в марте 1945 года он был свидетелем того, как гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох лично установил, что Янтарная комната все еще в замке. Третий свидетель — сам Эрих Кох. Долгие годы после войны, находясь в заключении в Польше, он не желал давать показаний о судьбе Янтарной комнаты. Лишь в 1965 году вдруг «вспомнил», что в апреле 1945 года Янтарную комнату спрятали в бункере на окраине города.
О существовании какого-то бункера вне замка знала и фрау Крюгер, управляющая. Она полагала, что именно сюда после воздушных налетов перенесли ящики с Янтарной комнатой. По ее словам, бункер находился в Ботаническом саду. Профессор Барсов, который вместе с Альфредом Роде вел поиски Янтарной комнаты с апреля по декабрь 1945 года, рассказывал о заваленном обломками бункере № 3, где, по словам Роде, были спрятаны какие-то ценности (не картины). В 1950 году профессор попытался разыскать этот бункер в центре города, но безуспешно. Янтарную комнату искали и под руинами замка, и во внутригородских подземельях, но все безрезультатно. А в феврале 1967 года польская печать сообщила, что Кох указал точный адрес, по которому следует искать пропажу: «…в Калининграде, в бункере под старой польской римско-католической церковью в районе Понарт». По словам Коха, над бункером были взорваны бомбы, чтобы уничтожить его внешние приметы. Однако в районе Понарт находилась лишь церковь евангелическая, не пострадавшая ни от бомб, ни от других взрывов, а старая римско-католическая церковь находилась в другом районе.
Янтарное чудо как в воду кануло! А что если правы были те, кто утверждал, что Янтарную комнату нужно искать на дне Балтийского моря? Есть очевидцы, наблюдавшие, как в Кенигсбергской гавани были затоплены какие-то большие ящики. После войны моряки Балтийского флота тщательно обыскали дно и нашли запчасти для всевозможного оборудования, ящики с документами, одеждой — все, кроме произведений искусства. А если Янтарную комнату погрузили на корабль? Ведь рассказывают же о таинственном грузе, прибывшем под усиленной охраной в Данциг в конце января 1945 года. Большие деревянные ящики, скрепленные металлическими скобами, были до странности легкими. Их погрузили на корабль «Вильгельм Густлофф». Один свидетель утверждал, будто старший боцман судна Эрих Биттнер сказал ему, что в этих ящиках — вещи из дворца русских царей. И еще: эти ящики якобы в море должны были перегрузить на другой корабль. По рассказу другого очевидца, загадочный груз прибыл не в январе, а гораздо позднее. И погрузили его на судно без названия — оно было закрашено.
С этими таинственными историями перекликается и рассказ бывшего матроса, опубликованный в еженедельнике «Вохенпост» (ГДР). В начале 1945 года этот человек готовил к выходу в море небольшое парусное грузовое судно. Оно было вооружено и полностью оборудовано для дальнего рейса. Матросу стало известно, что судно пойдет под чужим флагом, что оно должно пересечь Атлантику, но перед тем у острова Борнхольм оно примет груз с «Вильгельма Густлоффа» — «какие-то старинные вещи».
Разрабатывая эту версию, мы вновь столкнулись с деятельностью соучастника многих преступлений Эриха Коха. В первые годы при допросах он начисто «забывал» все, что связано с Янтарной комнатой. Несколько лет спустя он вдруг «вспомнил», что она спрятана на окраине Кенигсберга. Потом оказалось — в центре города. Прошли еще годы, и Кох заявил, что Янтарная комната была отправлена из Кенигсберга в Данциг и погружена на корабль «Вильгельм Густлофф». Причем он затруднялся вспомнить: по его личному приказу происходила отправка или он просто был об этом осведомлен.
…30 января в 21 час «Вильгельм Густлофф» в сопровождении конвоя боевых кораблей покинул гавань. В ту же ночь корабль поразили три торпеды, и он затонул. Летом 1973 года польские спортсмены-аквалангисты приступили к обследованию затонувшего корабля. Им помогали польские военные моряки и сотрудники Института судостроения. При первом осмотре ныряльщикам показалось, что на корпусе корабля в некоторых местах видны следы подводной резки. Исследования продолжались два года, и вот наконец окончательное заключение экспертизы: никаких признаков того, что затонувший корабль был ограблен, не установлено, так же как и не обнаружено на нем никаких следов Янтарной комнаты.
В западногерманских архивах удалось разыскать полную документацию по последнему рейсу «Вильгельма Густлоффа». Янтарной комнаты на борту этого судна не было. Да и зачем в самом деле Коху нужно было тащить ценный груз в Данциг, если рядом была Кенигсбергская гавань и порт Пиллау, а в его личном распоряжении — два прекрасных корабля? Но если Янтарная комната не сгорела, не спрятана в тайниках Восточной Пруссии, не покоится на дне Балтики, то почему не предположить, что ее вывезли на Запад? Существует аргументация против этой версии, и довольно весомая. Один из главных аргументов: директор музея А. Роде, отвечавший за ее сохранность, из Кенигсберга не уехал. Многие из тех, кто хорошо знал Альфреда Роде, утверждали, что он ни за что бы не расстался с Янтарной комнатой, не выпустил бы ее «из-под крыла» в такое опасное время, и потому ее нужно искать в Кенигсберге. Есть еще один важный и загадочный факт. В мае 1945 года в Кенигсберг приехали советские искусствоведы. Под руководством профессора Барсова они разыскивали похищенные произведения искусства. Доктор Роде прилагал все силы, помогая советским коллегам, но о Янтарной комнате он не упомянул ни разу. А однажды ночью в своем кабинете Роде сжигал какие-то бумаги — и это в военное время, когда по подозрению в диверсии его могли тут же поставить к стенке! Какая необходимость вынудила его на столь отчаянный шаг? По нашему убеждению, доктор Роде подготовил Янтарную комнату к отправке, однако лично в ее вывозе не участвовал. Поэтому ему не было известно, куда отправлена Янтарная комната. Ничего определенного не знали и его сотрудники. И если бы доктор Роде согласился дать какие-то показания советским представителям, не сообщая ничего о месте, куда была отправлена Янтарная комната, это выглядело бы подозрительно. Уверенность некоторых исследователей в том, что на Запад Янтарную комнату вывезти не могли, объясняется недостаточным знанием обстановки: эти люди уверены, что в результате советского наступления путь из Кенигсберга на Запад был полностью перекрыт. Между тем реальная возможность выбраться из Кенигсберга существовала: После августовских воздушных налетов на Кенигсберг гауляйтер Кох приказал подыскать надежное укрытие для «своих» сокровищ в центре Германии. С этим поручением директор музея Роде ездил в Саксонию. В бумагах сопровождавшего его человека мы нашли запись от 8 декабря 1944 года о том, что Роде по возвращении в Кенигсберг немедленно займется подготовкой для отправки «Янтарной комнаты и других уникальных произведений искусства». Однако новые срочные поручения гауляйтера отвлекли Роде, и он начал упаковку только в начале января. Несколько сотрудников музея, используя одеяла, матрасы и подушки, бережно уложили янтарные панели в ящики — их было 25–30. 12 января 1945 года директор Роде уведомил городское управление по культуре, что Янтарная комната упаковывается. 15 января в замок приехал Г. Штраус и узнал, что Янтарная комната упакована, но директор не знает, куда ее отправлять. Удивительно! Ведь в Саксонии Роде нашел два подходящих места. Возможно, Кох или партканцелярия не одобрили его выбор? Так или иначе, Роде сказал своему коллеге Штраусу, что ожидает указаний со дня на день. Сын директора Вольфганг в последний раз был у отца 14 января, и тот сказал ему, что Янтарная комната в безопасности или «будет в безопасности»: по прошествии многих лет Вольфганг уже не мог поручиться за точность воспоминаний. Дочь Альфреда Роде Лотти помнила, что Янтарная комната, упакованная в ящики, должна была двинуться на Запад. Она писала: «…в середине января ящики привезли на главный вокзал, но увезти их было уже невозможно, так как железнодорожное сообщение прервалось. Вернулись ли ящики в подвалы замка, я не знаю». Советской комиссии по розыску похищенных ценностей было известно, что «коллекцию Коха» вывезли на грузовиках в ставку Гитлера. Еще в начале 1944 года ставку намечалось перенести в Тюрингию, а в начале ноября там полным ходом шли подготовительные работы. По документам «коллекция Коха» благополучно прибыла в Тюрингию 9 февраля 1945 года. Значит, если Кох присоединил Янтарную комнату к «своим» ценностям, то она покинула Кенигсберг между 18 и 30 января… Сведения об эвакуации Янтарной комнаты могли находиться в архивах учреждения, которому подчинялся Кенигсбергский музей, — Управления замков и парков. Мы старательно искали архивы этого управления, но никак не могли найти, пока наконец не выяснили следующее. Управление замков и парков во главе с директором Галлем оставалось в Берлине, когда город заняли советские войска. Перед директором была поставлена задача навести порядок в своем хозяйстве и доложить, какие произведения искусства сохранились. Однако 20 февраля 1946 года директор Галль бежал на Запад, прихватив с собой все архивные материалы управления. Он умер в 1958 году, спрятав или уничтожив документы, которые могли пролить свет на судьбу многих замечательных произведений. Еще один адрес, где след Янтарной комнаты можно найти с вероятностью в сто процентов: архив партийной канцелярии. К огромному сожалению, мы до сих пор располагаем лишь малой частью документов, связанных с деятельностью канцелярии Бормана. Весь архив продолжает числиться исчезнувшим, несмотря на веские доказательства того, что он уцелел. Продолжают оставаться закрытыми и крупные архивы нацистов, которые хранятся в Александрии под Вашингтоном, Лондоне и Кобленце. Было бы, разумеется, нелепо сидеть сложа руки в ожидании, пока нам разрешат проникнуть в государственные тайны. Оставалось одно: идти открытыми путями… |
Следы Янтарной комнаты ищут в подземелье Королевского замка Калининграда
- Новый Калининград.Ru
- Новости
- Прочее
- Следы Янтарной комнаты ищут в подземелье Королевского замка Калининграда
, 00:00″ datetime=»2006-11-20T00:00:00+02:00″>20 ноября 2006г., 00:00
В Калининграде в понедельник начались археологические раскопки руин Королевского замка, где, по одной из версий, может находиться знаменитая Янтарная комната.
«Целью работ является выяснение состояния подземных сооружений в этой части замка, поиск подземного хода, проверка версии возможного нахождения Янтарной комнаты, поиск уникальной музейной коллекции Королевского замка», — сообщили «Интерфаксу» в Калининградском областном историко-художественном музее.
Летом этого года работы уже проводились на территории Южного и Западного флигелей Королевского замка. Сейчас местом проведения археологических раскопок выбран Восточный флигель Королевского замка, известный также как здание Унфрида, 18 в. Работы продлятся до середины декабря.
Королевский замок в Кенигсберге был возведен в XIII веке. В 1511 году в Московских палатах Королевского замка принимались первые российские послы князя Василия III. До Великой Отечественной войны Королевский замок являлся одним из наиболее крупных музеев Восточной Пруссии. В годы Великой Отечественной войны в замке хранилась Янтарная комната, вывезенная нацистами из Екатерининского дворца Царского Села. В августе 1944 года бомбардировки английской авиацией частично разрушили замок, а через 25 лет он был взорван по распоряжению советского руководства.
Знаменитая Янтарная комната была передана российскому императору Петру I в качестве дипломатического подарка. В дни Второй мировой войны, когда нацисты приближались к Петербургу, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить ее из Екатерининского дворца, а произвести консервацию на месте. Впоследствии панно было демонтировано одним из подразделений специального назначения из состава группы армий вермахта «Север» и отправлено в Кенигсберг. Там следы Янтарной комнаты теряются.
Работы по воссозданию Янтарной комнаты в Екатерининском дворце начались в 1979 году и финансировались 20 лет за счет средств федерального бюджета. С 1999 года работы стали вестись при финансовом содействии немецкого концерна «Рургаз АГ». Всего на воссоздание «восьмого чуда света» было затрачено 7,85 млн.долл. 31 мая 2004 года, во время празднования 300-летия Петербурга воссозданная реставраторами Янтарная комната была торжественно открыта в Екатерининском дворце.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter
Источник:
Правда.ru
Напишите нам
Для правильной работы кнопок включите JS.
Реклама | О проекте | Контакты | Карта сайта | Статистика | Политика конфиденциальности | Согласие на обработку персональных данных |
© 2003-2022 «Новый Калининград.Ru».
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-43520, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 января 2011 г.
18+ Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 18 лет.
Любое использование, либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя — ЗАО «Твик Маркетинг».
Материалы с пометкой «Бизнес», «Выборы 2021», «Партнерский материал», «ПМ», «PR» публикуются на правах рекламы.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Царственные мученики Романовы | Тайна Янтарной комнаты
В сентябре 1941 года, во время блокады Ленинграда, как Советы тогда называли Санкт-Петербург, нацистские войска захватили Царскосельский дворец, бывшую летнюю царскую резиденцию в пригороде Пушкина. Во дворце эти немецкие войска обнаружили нечто, что, должно быть, показалось им потусторонним после того, как они провели последние 10 недель, маршируя и сражаясь в пыли и жаре русского лета.
Это была комната в стиле барокко, полностью сделанная из янтаря и украшенная большими зеркалами и резными янтарными изображениями амуров и фамильных гербов, нимф и монограмм. Названная вполне уместно Янтарной комнатой, комната была создана в Пруссии в начале 16-го века и позже передана российскому царю Петру Великому. За два с половиной века своего существования он прославился на всю Европу и был назван, среди прочего, «восьмым чудом света» и «одним из самых необыкновенных произведений искусства в мире». Его оценочная стоимость сегодня составляет более 180 миллионов долларов.
Нацисты тщательно разобрали камеру, упаковали ее в ящики и отправили в замок Кенигсберг на востоке Германии, древнюю резиденцию тевтонских рыцарей и сердце их средневековой торговли янтарем. Там Эрих Кох, глава нацистской партии в Восточной Пруссии, заново собрал комнату и рекламировал ее как «немецкое владение, которое наконец возвращено законным владельцам». Однако в 1945 году, когда война Германии подходила к концу, когда союзники теснили нацистов с востока и запада, комнату снова разобрали, упаковали в 24 ящика и сложили во дворе замка. Оттуда он исчез, и с тех пор его никто не видел.
Янтарь – это окаменевшая древесная смола, возраст которой составляет около 44 миллионов лет. До 90 процентов мировых запасов добывается вдоль южного побережья Балтийского моря.
На протяжении тысячелетий смола стекала с хвойных деревьев и оседала на лесной подстилке в Восточной Европе. Затем, когда земные плиты сдвинулись, образовались и растаяли ледяные щиты, территория была затоплена, и образовалось Балтийское море. С давних времен кусочки и кусочки янтаря, который называли «золотом Севера», отрывали от морского дна и выбрасывали на берег, чтобы подобрать и сохранить. Чаще всего его находили на восточном побережье Балтийского моря от нынешнего Данцига в Германии на север до Эстонии.
В конце концов, торговля янтарем росла, и были развиты горнодобывающие операции, сначала для мужчин, владеющих большими сетями. Часто эти владельцы сетей были рабами на службе у тевтонских рыцарей, ордена, который разбогател на янтаре. К 13 веку рыцари контролировали торговлю и сосредоточили свою торговлю янтарем в недавно построенном Кенигсбергском замке на реке Прегель. Однако к 16 веку, когда протестантская Реформация охватила Европу, тевтонские рыцари отказались от своего католицизма, стали лютеранами и превратили прусские территории Тевтонского ордена в герцогство Пруссию как польское феодальное владение. В конце концов Пруссия обрела независимость от любых феодальных обязательств, и в 1701 году курфюрст Фридрих III был коронован как Фридрих I, первый король Пруссии.
Фридрих женился на своей второй жене, Софи Шарлотте, правнучке английского Якова I, в 1684 году, и она посвятила большую часть своего времени и усилий художественным занятиям, одним из которых было сделать прусскую столицу Берлина сияющей. . В 1696 году, когда Фридрих еще был курфюрстом, она попросила скульптора Андреаса Шлютера поработать над внутренней перестройкой королевского дворца. Шлютер начал искать в подвалах дворца и нашел несколько сундуков, наполненных янтарем. Позже он утверждал, что это была самая большая коллекция янтаря, которую он когда-либо видел в одном месте.
Обнаружив янтарь в подвалах дворца, Шлютер задумал использовать его для создания целой комнаты из драгоценного вещества. Он разработал проект такой комнаты, полной комнаты, украшенной от пола до потолка янтарными панелями, покрытыми сусальным золотом и покрытыми зеркалами, полированной мозаикой, резными изображениями нимф, амуров и ангелов, гербами, монограммами и инкрустациями, некоторыми настолько малы, что наблюдателю пришлось использовать увеличительное стекло, чтобы рассмотреть их. Он нанял датского резчика Готфрида Вольфрама и поручил ему разработать Янтарную комнату. В течение следующих нескольких лет Вольфрам разработал метод соединения кусочков янтаря в более крупные куски и создал около 46 массивных янтарных панелей, дюжина из которых достигала 12 футов в высоту.
Однако в 1705 году Софи Шарлотта умерла, и Шлютер впал в немилость. Его изгнали из суда, а резчика Вольфрама уволили. В 1713 году Фридрих I умер, и ему наследовал трон его сын Фридрих Вильгельм I, серьезный человек, гораздо более заинтересованный в создании сильной прусской армии, чем в изготовлении янтарных панно.
Незавершенная Янтарная комната оставалась в Берлинском городском дворце до 1716 года, когда в сказку вошел русский Петр Великий.
В том же году Питер посетил двор Фредерика Вильгельма и рассказал о незавершенной Янтарной комнате. Питер всегда был поклонником северного золота, и Фредерик, который в любом случае не интересовался янтарем, подарил Питеру янтарные панели, которые Вольфам собрал и вырезал.
Янтарные панно были тщательно разобраны, упакованы в ящики и погружены на восемь телег, которые медленно везли свой драгоценный груз в летний дворец Петра в столице России Санкт-Петербурге. Когда панели прибыли, некоторые части были сломаны, а другие отсутствовали.
Кроме сломанных и отсутствующих частей, никто, казалось, не мог понять, как должны соединяться оставшиеся панели, и никакие инструкции от изгнанного датского резчика, создавшего панели, или прусского скульптора, который их придумал, не могли быть найденный.
Янтарь хранился во дворце и томился там почти 20 лет после смерти Петра в 1725 г.
Однако в 1743 г. передать янтарь в ее новый зимний дворец на Неве, где итальянскому скульптору Александру Мартелли было поручено собрать панно и установить их в большом зале дворца. Каким-то образом Мартелли решил задачу по сборке камеры.
Элизабет была все еще недовольна и заставила комнату еще три раза передвигаться и украшать ее дополнительными зеркалами и янтарными рамами для зеркал. В конце концов камера заняла более 55 квадратных метров или 188,4 квадратных фута и содержала более шести тонн янтаря. Однако в 1755 году его снова перенесли, на этот раз во дворец любимой племянницы Елизаветы, Екатерины, в Царском Селе. Екатерина, происходившая из района добычи янтаря на Балтийском море, сама взошла на российский престол в 1767 году и со временем стала известна в истории как Екатерина Великая.
Царица Екатерина добавила в комнату еще 900 фунтов янтаря, заменив некоторые секции большими окнами. Она также заказала четыре каменные мозаики, соответствующие чувствам зрения, вкуса, осязания и слуха. Посетители завершенной камеры сказали, что она «ожила» при свечах.
Янтарная комната оставалась в своем великолепии до 22 июня 1941 года, когда 99 немецких дивизий, в том числе 14 танковых и 10 моторизованных дивизий, ворвались в Советский Союз на фронте от Балтийского до Черного морей. В течение месяца нацистский блицкриг был неудержим, и на севере группа армий под командованием фельдмаршала Вильгельма Риттера фон Лееба приблизилась к своей цели — Ленинграду, второму городу Советского Союза.
К середине августа немецкие войска подходили к городу, их артиллерия и авиация атаковали его. К концу месяца битва за Ленинград превратилась в блокаду.
Советская контратака в январе 1942 года не смогла прорвать осаду, и бои продолжались до января 1943 года, когда советские войска реализовали план по открытию сухопутного коридора в осажденный город. После шести дней ожесточенных боев коридор с немецкими войсками был очищен от южного берега Ладожского озера на несколько миль, но только через год немцы были отброшены на 50 миль от города, и осада была признана прорванной. .
К тому времени, однако, было уже слишком поздно для Царскосельского дворца и Янтарной комнаты.
Царское Село, что в переводе означает «Царское село», является частью города Пушкин, расположенного в 24 милях к югу от центра Ленинграда. В сентябре 1941 года, на начальном этапе осады, немецкие войска захватили Пушкин и разграбили там ряд советских и российских национальных памятников. Среди них был царский дом, построенный Екатериной Великой в 18 веке. Пушкин оставался в руках немцев до его освобождения Красной Армией 24 января 19 г.44.
Когда немцы подошли к Пушкину и Ленинграду в 1941 году, Советы предприняли шаги, чтобы спасти как можно больше сокровищ, хранящихся в городах, включая Янтарную комнату. Хранители палаты сначала попытались разобрать панели комнаты, но с годами янтарь высох и стал ломким. Когда были предприняты попытки удалить его, хрупкий янтарь начал крошиться. Вместо того, чтобы переместить его и подвергнуть янтарь дальнейшему повреждению, в стенах янтарной комнаты была построена ложная комната в попытке скрыть его. Некоторые источники утверждают, что янтарь просто заклеивали обоями.
Когда немцы заняли Царское Село, вероятно, уже зная о знаменитой комнате и ее местонахождении, они обнаружили Янтарную комнату и смогли ее разобрать под наблюдением пары экспертов. Янтарные панели, зеркала, херувимы и нимфы были тщательно упакованы. 14 октября 1941 года ротмистр граф Зольмс-Лаубах, отвечавший за разборку и упаковку, приказал отправить 27 ящиков в Кенигсберг для демонстрации в городском замке.
Янтарная комната, заключил он, уходит домой.
Палата была тщательно собрана в Кенигсберге и стала еще одним трофеем военной доблести Третьего рейха. 13 ноября 1941 года газета Königsberger Allgemeine Zeitung сообщила об открытии выставки части зала в замке.
К концу 1943 года, однако, Кенигсберг все чаще подвергался советским бомбардировкам. Комнату снова разобрали, а ящики убрали в подвал замка. 19 января45, поскольку война продолжала оборачиваться против Германии, Кох получил инструкции загрузить янтарные панели в 24 сейфа и подготовить их к отправке.
«Как только это будет сделано, — писал Кох, — я эвакуирую панели в Вексельбург, недалеко от Рохлица в Саксонии».
Известно, что упаковка была завершена 15 января 1945 года, и что ящики были сложены во дворе замка. Но на этом тропа заканчивается. Считается, что ящики так и не прибыли в Вексельбург, и неясно, покинули ли они вообще Кенигсберг, хотя некоторые очевидцы сообщали, что видели их сложенными штабелями на железнодорожной станции.
Многолетние поиски, в том числе несколько в Советском Союзе, оказались безрезультатными. В 1997 году кусок комнаты был найден. Итальянская каменная мозаика, которая, как известно, была частью комнаты, обнаруженной в Западной Германии. Он принадлежал семье солдата, который помогал упаковывать Янтарную комнату в Кенигсберге в январе 1945 года, и этот солдатский сувенир проливает свет на судьбу Янтарной комнаты. В 1998 году две отдельные группы также заявили, что нашли Янтарную комнату, одна в руднике из мельхиора, а другая в озере в Литве, но ни одна из них не смогла создать саму комнату.
Совсем недавно, в 2008 году, было объявлено об еще одном предполагаемом открытии Янтарной комнаты. Сообщается, что сканирование с помощью радара обнаружило большое количество металла, который, как считается, слишком плотный для меди, в заброшенном медном руднике в Дойчнойдорфе, Саксония. Некоторые наблюдатели, в том числе Ханс-Петер Хаустайн, мэр Дойчнойдорфа, утверждали, что шахта была местом захоронения Янтарной комнаты.
Другая теория гласит, что янтарь был вывезен из двора замка в начале 19 века.45 и снова спрятался в своих подвалах. Затем он был разрушен, когда замок подвергся сильной бомбардировке Королевскими ВВС. Эта теория подтверждается выводами двух исследований, сделанных британскими журналистами-расследователями Кэтрин Скотт-Кларк и Адрианом Леви и советскими следователями. Оба исследования пришли к выводу, что Янтарная комната, скорее всего, была разрушена, когда Кенигсбергский замок был сожжен вскоре после его капитуляции.
Другая теория предполагает, что комната с другими награбленными нацистами сокровищами находится на дне озера Топлиц глубиной 350 футов в австрийских Альпах, куда, как известно, отступали высшие немецкие офицеры, когда союзники продвигались через Германию. Утверждается, что эти офицеры перевезли большие ящики на грузовиках и конных повозках к берегу озера и потопили их.
Другие исследователи предполагают, что Янтарная комната была спрятана на глубине 2000 футов под землей в соляной шахте недалеко от Геттингена, Германия, которая с тех пор была затоплена. Подтверждением этой последней теории является закодированное сообщение, отправленное в Берлин в январе 1945 года. Оно гласит: «Янтарная комната, операция завершена, объект хранится в Б. Ш.». В.В.» Это сообщение может относиться к стволу B шахты недалеко от Геттингена, известной как Wittekind Vollpriehausen.
После войны была создана полная реконструкция Янтарной комнаты в Царском Селе на основе 86 черно-белых фотографий различных фрагментов помещения. Проект был начат в 1979, и к 2003 году работы в основном были завершены. Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер освятили зал на праздновании 300-летия города Санкт-Петербурга. Миниатюрная модель комнаты, сделанная из оригинального восточно-прусского янтаря, также была построена и выставлена в Кляйнмахнове, Германия.
Однако судьба Янтарной комнаты остается одной из величайших загадок Второй мировой войны.
Автор Чак Лайонс внес свой вклад в историю Второй мировой войны по различным темам. Он проживает в Рочестере, штат Нью-Йорк.
Первоисточник
Легендарная Янтарная комната была сфотографирована в 1931 году, до ее необъяснимого исчезновения во время Второй мировой войны. В то время комната выставлялась в Царскосельском дворце в ленинградском пригороде Пушкина.
Внешний вид Царскосельского дворца в Пушкине, Россия, где была выставлена оригинальная Янтарная комната
, пока не была разграблена немецкими военными.
Янтарная комната — Джеймс Твининг
Янтарная комната считается одним из величайших произведений искусства, когда-либо созданных, и одной из самых больших неразгаданных тайн Второй мировой войны.
Он состоит из почти ста тысяч панелей, каждая из которых изготовлена из смолы балтийского янтаря, пропитанной медом, льняным семенем и коньяком, а затем покрыта золотом и серебром и украшена бриллиантами, изумрудами, нефритом, ониксом и рубинами. В целом, он имеет общую площадь поверхности девятьсот двадцать шесть квадратных футов, а янтарь на момент его изготовления был в двенадцать раз дороже золота.
Комната была впервые заказана Фридрихом I Прусским в 1701 г., а затем подарена Петру Великому в России в 1716 г. , хотя только в 1740-х гг. фактически распакован и впервые собран в Зимнем дворце.
В 1755 году Янтарная комната была перенесена в Екатерининский дворец в Царском Селе, где ее заново собрали, хотя панелей хватило только на три стены. Остальные панели были завершены в течение следующих 15 лет, а комната была окончательно завершена в 1770 году.0003
В начале Второй мировой войны русские сочли Янтарную комнату слишком хрупкой, чтобы ее можно было передвигать, и вместо этого замаскировали ее слоем мешковины и обоев. Однако нацистов не обмануть, и они обнаружили комнату почти сразу после того, как заняли дворец в сентябре 1941 года. Объявив комнату культурным достоянием Германии, они отправили ее обратно в Кенигсбергский замок, где выставили на обозрение.
Затем, в августе 1944 года, на замок обрушился британский бомбардировщик. Нацисты разобрали помещение в качестве меры предосторожности. Последний раз эту комнату видели в Рыцарском зале, где она была упакована в ящики. С тех пор его никто не видел.
Часть недавно отреставрированной Янтарной комнатыИсчезновение Янтарной комнаты вызвало одну из самых продолжительных охот за сокровищами в истории и ряд теорий заговора относительно ее нынешнего местоположения, которые варьируются от заброшенного серебряного рудника в Тюрингии до дна лагуны в Литве.
Последние исторические исследования показывают, однако, что комната была на самом деле случайно сожжена советскими войсками, когда они подожгли Кенигсбергский замок в апреле 1945 года. Считается, что Кремль впоследствии скрыл это и вместо этого распространял миф о Янтарном Выживание комнаты как тактика переговоров с правительством Германии о возврате украденных произведений искусства и артефактов военного времени.
Сегодня, после многомиллионных усилий в течение двадцати лет, Янтарная комната была точно воссоздана в Екатерининском дворце. Частично финансируемый немецкой энергетической компанией, он был завершен к празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга в 2003 году.