Японское жилище: Традиционный японский дом | Nippon.com

Японское жилище — Life in Japan

 #Традиции

Автор: Шамов Дмитрий

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели.

Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены.

Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.

Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.

Японский дом рассчитан на лето.

Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта.

Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления.

В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой.

Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары.

Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день.

Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде.

По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища.

С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами.

Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон.

Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом.

Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями.

Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

 

Традиционный японский дом как объект недвижимости с точки зрения российского ГК

 

 

 

Слово Всеволоду Овчинникову. Пара цитат из главы «В тени под навесом», книга «Ветка сакуры». Речь идет о Японии 1960-х годов.

 

ЦИТАТА 1:

«Японский дом – настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

  • Строя себе жилище– говорят японцы – мы прежде всего раскрываем зонт в виде кровли, чтобы на землю упала тень, а потом поселяемся в этой тени…

Действительно, японский дом – это навес, причем навес над пустым пространством. В жаркий день может показаться, что человек в такой комнате просто уселся посреди своего сада на небольшом затененном возвышении. Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор; это кровля, возведенная над пустотой.

Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять.

Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются сёдзи. Те раздвижные створки, что делят собой внутренние помещения и одновременно служат дверьми, оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и именуются фусума. Мало, однако, сказать, что стены японского дома способны раскрываться, превращая его в подобие беседки. Это действительно навес над пустотой, потому что такие раздвижные створки ограждают одно лишь пустое пространство. Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Здесь нет ни диванов, ни кресел, ни стульев, ни столов, ни буфетов с посудой, ни шкафов с одеждой, ни книжных полок, нет даже кроватей.

Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты сёдзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами.

Поскольку татами имеют раз и навсегда установленный размер – немногим более полутора квадратных метров,– комнаты в японских домах также бывают лишь определенной площади: три, четыре с половиной, шесть или восемь татами. Стало быть, и весь каркас здания – стропила, опорные столбы, балки – должен приноравливаться к этим установившимся традиционным габаритам.»

 

ЦИТАТА 2, с отличной иллюстрацией того, чем является то, «что прочно связано с землей»

«Многие конструктивные особенности японского дома, как и стандартизация его составных частей, порождены постоянной угрозой землетрясений. Хотя деревянный каркас ходит ходуном при подземных толчках, он, как правило, оказывается даже более стойким, чем кирпичные стены. А уж если крыша все-таки обрушилась, дом можно без особого труда и затрат собрать заново. Всегда поражаешься быстроте, с какой японцы восстанавливают свои жилища, разрушенные стихийным бедствием.

А вот квартал современных многоэтажных домов в городе Ниигата надолго остался памятником землетрясения, свидетелем которого мне довелось быть. Многоэтажные корпуса не обрушились, нет – их железобетонный каркас оказался достаточно прочным. Как деревья, с корнем вырванные бурей, они завалились набок вместе с фундаментами. Я видел людей, которые ходили по стенам этих домов и, словно из трюмов, вынимали из окон свою домашнюю утварь.»

 

***

Исходя из этих описаний, у меня получается, что традиционный японский дом, в том виде, как его описывает Овчинников, не подходит под определение недвижимой вещи из ст. 130 ГК РФ. Какого-то более-менее мощного фундамента у него нет, а зачастую, видимо, и вообще никакого фундамента нет, стен нет, дверей нет, прочной связи с землей нет. Какой-то деревянный каркас с навесом – да и все. И разобрать, и перенести такой дом на другое место можно легко и просто.

Хотя, с другой стороны, что значит, «прочная связь с землей»? Ведь при землетрясении, как утверждает Овчинников, такой дом может не разрушиться, а вот многоэтажные дома с железобетонным каркасом падают набок. Как дерево, с корнем. И какой в этом случае дом является более прочно связанным с землей?

 

***

Второй интересный момент, который проявляется в описании Овчинникова, это то, что японский дом – это, в первую очередь, кровля, навес, крыша. Ну так и привычные нам избы и дачи имеют крыши. Я бы от себя добавил, что у дома также должен быть пол. Лично мне ни разу не попадался дом без пола.

 

А теперь вопрос. Что можно скорее признать «домом»: 1) пол + стены, но без крыши или 2) пол + крыша, но без стен? В идеале, конечно, в доме желательно иметь и то, и другое, но если уж выбирать из того, что предложено, то я для меня домом будет пол + крыша, но без стен. Если убрать всегда присутствующий пол… Остается, что дом – это крыша.

Дизайн и идеи для современной жизни

Пара дизайнеров вплетает свежие элементы в 107-летний таунхаус в Киото

Вдохновленные паукообразным, Кристофер Флехтнер и Дзюнко Учияма превращают традиционную матию в творческий центр, где «все .. .

Дом для отдыха на Хоккайдо перекликается с текстурами и топографией природы

Японский архитектор стирает границы между жильем и участком в летнем убежище, окруженном лесом.

Садовый холм отражает свет в этот современный дом в Токио

На угловом участке в Токио современное убежище основано на традициях японского искусства и садового дизайна.

В этом залитом солнцем доме в Киото растет фикус

Этот дом открытой планировки в Японии, оформленный с использованием традиционных материалов и эстетики, укрепляет связь молодой семьи с природой и друг с другом.

Коробки из гофрированной стали для создания крошечного дома в Токио

Дом Tokyo от UNEMORI ARCHITECTS, построенный UNEMORI ARCHITECTS и занимающий площадь в 280 квадратных футов, умело использует высокие потолки и половинные уровни.

Дерево растет в центре скромного дома в Токио

В нескольких минутах от городской суеты столицы архитектор сочетает сталь, дерево и бетон в гармоничном убежище для семьи из пяти человек.

Радуга разноцветных арок украшает жилой/рабочий дом в Японии

Пастельные арки, открытые балки и открытая планировка превращают семейный дом в радикальное пространство для жизни и работы архитектурной фирмы.

Изящная деревянно-земляная хижина сливается с японским лесом

Японский архитектор Тоно Мираи — пионер «земной архитектуры» — вместе с мастерами-ремесленниками создает праздничное убежище для семьи из Токио.

Дом японского художника в форме клина спрятал свое жилое пространство за стеной галереи

Этот радикальный дом на японской дороге Токайдо, историческом восточном морском пути страны, одновременно служит художественной галереей и студией.

Пляжный домик архитектора приносит атмосферу калифорнийского серфера в Чигасаки, Япония

Архитектор и серфер Кеничиро Ивакири ремонтирует для себя пляжный домик в Шонане, регионе Японии, известном своими местами для серфинга.

Японский дом в форме куба, широко открывающийся в горы и небо

Лента стеклянных срезов проходит через этот монолитный дом, обрамляя вид на окружающий ландшафт.

Гигантская лестница проходит через сердце этого токийского дома

Сюрреалистичная, невероятная лестница добавляет новый уровень функциональности дому в Минато, Токио.

Этот японский дом с земляными стенами был вдохновлен замками из песка

Вместо того, чтобы сбрасывать выкопанную землю, ADX использовала ее для строительства нового дома для клиента, восстанавливающегося после землетрясения 2011 года.

Жилое/рабочее пространство этого японского архитектора воплощает собой тихое отражение

Дизайн этой трехуровневой конструкции был вдохновлен одним деревом.

Воздушный каркасный дом соединяет общину в сельской местности Японии

Дом Хара, спроектированный студией Takeru Shoji Architects, открывается внешнему миру.

Компактный дом в Японии определяется динамическими арками и пышными двориками

Arbol Design создает крошечный дом в Осаке с консольным передним фасадом, который, кажется, парит над полом сада.

Этот минималистичный японский дом вращается вокруг внутреннего сада

Внутренний и внешний двор позволяют ветвям деревьев касаться потолка этой узкой резиденции в Осаке.

Стена для скалолазания позволяет этой японской семье сблизиться во время занятий боулдерингом

Компания Horibe Associates выделила место для стены для скалолазания профессионального уровня в центре этого дома в Цукаваки.

Затененная веранда окружает это японское жилище

Крытая веранда, взятая из традиционной энгавы, расширяет гостиную к окружающим плантациям мандарина.

Eastern Promise

400-летняя икона японского дизайна вдохновляет поколения современных архитекторов.

Назад к природе

Единственный в своем роде дом на японском острове стирает границу между внутренним и внешним пространством.

Эта карамельная квартира в Токио выглядит достаточно хорошо, чтобы поесть

Пастельные тона, графические узоры и контрасты материалов в доме Адама Натаниэля Фурмана в Нагачо вызывают мгновенный кайф от сахара.

Компактный деревянный дом в Японии

Стены, пол и потолок этого компактного дома в Японии украшены характерным деревянным узором.

Святилище U-образной формы в Японии окружает атриум

В Кишиваде, в Южной Осаке, из этого безмятежного жилища открывается вид на рисовые поля и леса за ними.

Этот японский дом имеет затонувший интерьер, который сливается с землей

Дом в яме в Японии имеет гладкие закругленные стены, а также подземную кухню и гостиную.

Распределение бюджета: Уставший дом 80-х годов в Японии получил яркую реконструкцию за 164 000 долларов

Дополнительные окна и открытые полки помогают Suita House в Осаке чувствовать себя просторно и современно.

Грязный пол змеится сквозь этот захватывающий японский дом

Глиняный пол в этом доме напоминает традиционную японскую дома, образуя постоянно меняющуюся связь между внутренним и внешним пространством.

Это футуристическое японское здание не является вашим повседневным домом на дереве

Вдохновленный формой деревьев, архитектор ломает шаблоны типичных прямоугольных многоуровневых структур.

Эта сказочная японская обитель является частью оранжереи

В городе Маэбаси в японской префектуре Гумма необычный дом с солярием для растений владельца.

1 234Следующая

Передовая архитектура из Японии

Автор Simona Ganea | Опубликовано Отзыв от Lance Crayon

Купить сейчас

Если вас спросят: «Как выглядит современный японский дом?» скорее всего, у вас не будет ответа. Сегодня мы собираемся показать вам восемь домов, которые представляют собой передовые позиции японской архитектуры.

Мы также проведем вас внутрь каждого дома, чтобы вы могли увидеть, как выглядят их планы этажей, что даст вам более глубокое понимание японского дизайна интерьера.

Традиционный японский дом называется «минка». Японские дома сочетают в себе древнюю архитектуру с современными минималистскими концепциями. Для домов характерны внутренние дворы, застекленные стены и открытая планировка этажей.

Современные японские дома

Следующие дома демонстрируют последние достижения японской архитектуры и дизайна.

Теплая финальная резиденция

Теплая финальная резиденция от Takashi Okuno and Associates. Дом намеренно не пропускает солнечный свет, чтобы в нем было прохладно в летние месяцы. Жилое пространство предлагает ощущение безопасности и приземленности.

Внешние алюминиевые жалюзи, высокоэффективные раздвижные деревянные оконные рамы и теплоизоляционные экраны улучшают способность дома сохранять изоляцию и герметичность.

Центральный двор

Центральный двор является ключевым компонентом японской домашней архитектуры. В этом примере прямоугольный двор расположен под косым углом, который соединяет окружающие комнаты.

При проектировании нового дома место было обследовано, чтобы определить ветровые условия, чтобы проектировщики знали, где расположить отверстия, чтобы через дом проходила большая часть ветра.

Гостиная открытого пространства

Открытая гостиная соединяет главный двор и деревянную террасу, предназначенную для плавного и естественного перехода.

Дом не пропускает солнечный свет летом и пропускает его зимой. Вентиляционная труба помогает с вентиляцией и контролирует температуру в помещении. Внешний вид соответствует простой эстетике, так как цвета взяты из той же палитры, что и цвета интерьера.

Fuseika House

Дом студии T-Square Design Associates, расположенный в префектуре Хёго, недалеко от резиденции Фрэнка Ллойда Райта в Ямамуре. Структура и каркас дома изготовлены из натуральных материалов, полностью из бетона и дерева. Дизайнеры воспользовались тем, что у дома есть соседи только с одной стороны.

Крытая терраса на верхнем этаже — визитная карточка японского интерьера. А клиентам нравится вид на гору Фудзи.

Палитра материалов

Консольные бетонные рамы обеспечивают широкие проемы во всем пространстве. Связь между внутренним и внешним пространством подчеркивается с помощью гибридных элементов,

OH! Дом

Японские дома маленькие и компактные, как этот дизайн от Takeru Shoji Architects. Расположенный в Нигате, Япония, дом занимает площадь чуть более 100 квадратных метров.

Первый этаж

Каждая комната имеет визуальную связь, созданную белыми стенами и полом из коричневого дерева. На первом этаже есть прихожая и спальни.

Кухня и столовая расположены на первом этаже.

Верхний этаж 

40-футовая книжная полка тянется вдоль коридора наверху. №

Отдельная ванная комната для туалета отличается компактной и удлиненной конструкцией. Внутренние пространства, ограниченные длинными коридорами и узкими планировками, поддерживают элементы японского дизайна.

Здание из травы

Здание из травы разработано дизайнерской студией Ryo Matsui Architects. В этом шестиэтажном здании, расположенном в самом центре Токио, расположены жилые, коммерческие и торговые помещения. На первом этаже есть сад с деревьями и разнообразной зеленью, а также две стороны, обеспечивающие легкий доступ.

На верхнем этаже есть лужайка, которая контрастирует с окружающими белыми бетонными стенами.

В высокой и узкой конструкции большие раздвижные двери выполняют функцию разделителей пространства.

Дом в Акаси

Дом в Акаси от студии дизайна Arbol. Внешне дом выглядит как деревянный ящик. Со стороны и не скажешь, что в доме три двора.

Традиционные материалы

Когда вы входите в дом, вас встречает черная дровяная печь, комната с татами и сад.

Открытая планировка

Просторная кухня и столовая выходят во второй внутренний сад и отделены стеклянной раздвижной дверью.

Дом — это праздник естественного света. Открытая конструкция защищена от солнца, поэтому летом в ней не будет жарко.

Современная японская гостиная

Естественные тона распространяются по всей гостиной, где ее акцентирует темно-коричневый двухместный диван. Отдельные комнаты не имеют дверей, что создает энергетический поток, превращающий все пространство в единое целое. Синергия — краеугольный камень японской архитектуры.

Стройный дом

Этот современный дом, спроектированный FORM/Kouichi Kimura Architects, состоит из узких блоков. Дом состоит из трех модулей 

Внутри дворы разделяют три объема, которые функционируют как жилые помещения. Комнаты в этом деревянном бунгало простые и почти скромные, выполненные в классическом японском стиле.

Узкая бетонная конструкция включает в себя главный вход, нависающий блок и вторую заднюю секцию, облицованную гофрированным металлом.

Простой дизайн интерьера с элементами минимализма.

Дом в японском стиле

Японские дома бывают разных форм и размеров. Одной из уникальных характеристик является то, как дома строятся в соответствии с их природным окружением.

Архитектура Хокурику

Этот дом от архитектора Шота Наканиси находится в Канадзаве, префектура Исикава, Япония. В регионе выпадает самое большое количество осадков в стране. Дом является образцом архитектуры Хокурику. Он был спроектирован так, чтобы его жители могли общаться с естественным светом и ветром, а также наслаждаться окружающей средой.

В архитектуре дома Хокурику гостиная называется «дома». Здесь люди общаются с гостями. В приведенном выше примере в доме есть крытый сад с большой крышей, которая улавливает солнечный свет и позволяет жить на открытом воздухе в плохие погодные условия. Однако прямой свет регулируется в зависимости от сезона и обеспечивает более низкую температуру летом и более высокую температуру в зимние месяцы.

Imaise House

Этот дом от японской студии Tatsuya Kawamoto Associates в Ичиномия, Япония, имеет преувеличенные карнизы, которые защищают жилое пространство и сад.

Крыша доходит до границы участка. Деревянные рамы ворот поддерживают наклонную крышу. Основное жилое пространство занимает большую часть первого этажа и состоит из гостиной, кухни и столовой с видом на крытый сад.

Каждая рама обеспечивает большую открытую площадь пола и оптимальную защиту от землетрясений. Шесть деревянных рам прямолинейно тянутся спереди назад и придают интерьеру ощущение ритма.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)FAQ

Сколько стоит построить дом в японском стиле?

В среднем стоимость строительства дома в Японии составляет 337 000 долларов. Цена дома, как и везде, зависит от размера и местоположения. Если вам нужен крошечный дом с элементами японского дизайна, то это будет самый дешевый вариант.

Какое дерево используется в японском доме?

Известным видом древесины, используемой в традиционном японском строительстве, является японский кипарис, который называется «хиноки». Эта древесина выбрана за ее высокую устойчивость к гниению, четкую текстуру и прочность после старения.

Из чего сделаны стены японских домов?

Древесина и глина веками были основными строительными материалами в японском жилищном строительстве. Древесина образует каркас, а глина используется для каркаса стены.

Почему японские дома отрываются от земли?

Японские дома не касаются земли из-за высоких температур и влажности в стране. Кроме того, ежегодная скорость наводнения в стране высока. Чтобы защититься от периодических наводнений, дома строят над землей, чтобы они не пострадали от воды.

Почему в домах Японии нет подвалов?

В 2001 году японское правительство приняло закон, ограничивающий глубину дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *