Юкагиры — народ, религия, жилище, культура и история
Факты
Численность в РФ — 1802 человека
Основной регион — Республика Саха (Якутия)
Родной язык — юкагирские (тундровый и лесной)
Владение родным языком — .
Истоки — Восточная Сибирь
Содержание:
- Происхождение народа юкагиры
- Численность и место жительства юкагиров
- История юкагиров
- Язык юкагиров
- Религия и обычаи юкагиров
- Культура юкагиров
- Танец юкагиров
- Традиционное жилище юкагиров
- Внешность юкагиров
- Известные юкагиры
Юкагиры – один из древнейших народов северо-восточной Сибири и один из самых загадочных: учёные до сих пор спорят о его происхождении.
Происхождение народа юкагиры
Исследователи И. Г. Георги и Л. И. Шренк приписывали праюкагиров к палеоазиатам.
Согласно более популярной теории, юкагиры как этнос произошли из урало-юкагирской общности эпохи мезолита.
Одни исследователи включают юкагирские языки в уральскую семью языков, а другие считают юкагирские языки изолятами, то есть не имеющими аналогов.
Кроме того, существует версия, которая связывает этот северный народ с глазковской культурой, представители которой обитали к западу от Байкала во втором тысячелетии до нашей эры.
Этнографы сходятся, по крайней мере, в том, что древнеюкагирский этнос жил на обширных территориях Сибири. В Арктику юкагиров, скорее всего, вытеснили племена тунгусов и якутов. А сами юкагиры гнали к морю чукчей и коряков.
Во всяком случае, русские первопроходцы застали народы Сибири в таких распрях.
Само слово « юкагир», по-видимому, придумали казаки. Хотя его происхождение тоже туманно. Многие верят, что этот этноним родом из тунгусского языка. Возможно, пришельцы с Запада неправильно записали со слов эвенков название «дюкэгир», что означает «ледяные люди». Любопытно, что сами тунгусы называли этим словом своих мифизических первопредков – неких «ледяных стариков».
Что же касается коренных жителей Колымской долины, то они называли себя по-другому: в зависимости от места их расселения либо «одул» («жители лесов»), либо «вадул» («жители тундры»). Оба слова, вероятно, также означали «сильный», «могучий».
Несмотря на похожесть самоназваний, лесные и тундровые роды противопоставляли себя один другому и, по мнению некоторых исследователей, к одной общности их приписывали соседние племена, а не они сами.
Численность и место жительства юкагиров
По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 1 597 представителей этой народности. Живут они преимущественно в бассейне реки Колыма – в Якутии (1 267), Чукотском автономном округе (205) и Магаданской области (70). По данным Переписи населения 2020 года — 1802.
В Республике Саха юкагиры в основном сосредоточены в национальном муниципальном образовании Олеринский Суктул Нижнеколымского района.
В 2013 году Новосибирскстат опубликовал результаты исследования национальной принадлежности жителей Новосибирской области. Один из них обозначил себя как «юкагир».
Колымских аборигенов причисляют к коренным малочисленным народам России.
История юкагиров
С русскими местные племена познакомились в 1635 году. И, если верить юкагирскому фольклору, первое знакомство закончилось плохо.
В. И. Шадрин цитирует юкагирское предание, в котором говорится о приплывшем в их края человеке «с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая». По легенде, незваный гость спрыгнул с лодки и утащил в лес одну из танцевавших на берегу юкагирок.
Соплеменники спасли девушку и убили пришельца, скинув его в реку со словами «Откуда река привела, туда и уведи».
Но уже в 1636 году казаки отправились в поход на юкагиров и атаковали племя у реки Яны, заручившись поддержкой якутов.
Юкагиры яростно и небезуспешно защищались. Временами им удавалось выгнать пришельцев из своих владений. Например, сохранилась информация о поражении юкагирского похода Василия Ермолаева Бугра в 1648 году. По крайней мере, если верить его донесению, у племени юкагиров получилось не только убить одного из сподвижников Бугра – «Матюшку Мидника» – но и снять с него доспехи, пока казаки собирались с новыми силами.
К концу 80-х годов XVII века русским удалось-таки обложить местное население ясаком. Но даже тогда юкагиры не перестали сопротивляться. Самой масштабной «изменой» русскому царю стало юкагирское восстание 1681-1684 годов под предводительством вождя ходынцев Канивы. Его войска даже осадили Анадырьский острог, но сотник Иван Курбатов с помощью ясачных чуванцев всё-таки сумел разгромить мятежников.
После поражения Канивы его соплеменники прекратили вооруженное сопротивление. Все сибирские племена оказались приписаны к острогам и зимовьям и вынуждены были платить дань пушниной. Юкагиры стали называть русских «нохшоччо», что означало «охотник на соболя».
Конечно же, московские власти требовали от атаманов действовать с туземцами «ласкотой, а не жесточью». Но кто в далекой Сибири следовал этим наставлениям? Служивые до того увлеклись сбором ясака, что некоторым племенам приходилось платить его по нескольку раз. А чтобы платежи были более стабильными, захватчики брали в плен «лучших людей» — шаманов, родовых старост или их детей. Нередко в плен брали и молодых юкагирок. Если верить антропологу Б. О. Долгих, в период с 1770-го по 1780-й год в домах русских управляющих жили 10% тогдашнего юкагирского женского населения.
Конечно, казаки бывали разными. В частности, в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН хранится челобитная, в которой племя алаев просит оставить в Алазейском зимовье казачьего десятника Никиту Родионова, поскольку этот сборщик ясака не притеснял коренных жителей и даже делал им подарки.
Подкупить аборигенов можно было железными изделиями, которых у них не было. Согласно другому документу, тот же Никита Родионов просит Москву прислать ему пластины для изготовления доспехов, чтобы он мог снабдить ими туземцев. Ведь облагавшиеся данью племена получали защиту от нападений неясачных сибиряков. Юкагиров донимали неспокойные соседи: якуты, эвены, чукчи…
При этом приход казаков спровоцировал новые конфликты между сибирскими племенами. В частности, спасаясь от поборов, на юкагирские земли бежали якуты, с которыми коренным жителям пришлось воевать.
Русские первопроходцы, использовали представителей племен Колымской долины как проводников при освоении Чукотки, что ещё раз поссорило тех же юкагиров с чукчами.
Межплеменные стычки не прекращались и после того, как полуостров окончательно вошёл в состав России. Его коренные жители никак не могли взять в толк, по каким таким непонятным причинам им теперь запрещено терроризировать своих старых недобрых соседей.
Но больше всего юкагиры пострадали не от поборов, не от войн и не от рабства в плену, а от принесённых поселенцами новых болезней.
Первая известная историкам эпидемия «большой болезни» – оспы – прошла по их землям в 1663 году. Затихая время от времени на пять-семь лет, она просыпалась вновь, чтобы собирать свой кровавый урожай и сеять панику среди оставшихся в живых.
Любопытно, что в местном фольклоре оспа до сих пор ассоциируется с русскими и изображается как русоволосая женщина, поедающая тени.
Эта смертельная болезнь чуть не выкосила всех юкагиров. Например, от поветрия 1690-х погибли все туземцы, приписанные к Омолонскому зимовью.
Освоение Крайнего Севера сказалось и на экологической обстановке в регионе. В конце XVIII-начале XIX века там начали меняться маршруты миграции оленей, уменьшилось количество лосей, водоплавающих птиц и рыб. Тем более, что люди стали ловить намного больше рыбы, чем раньше, — для кормления беговых собак, которые были необходимы им для доставки ясака.
Это привело к массовому голоду, ведь охота была для аборигенов основным источником пищи.
Сохранились челобитные местных старост, которые в 1810 году после полноводия на Колыме просили российские власти о помощи в связи с тем, что коренное население стало вымирать от голода.
Все вышеперечисленные факторы, как уже было сказано, едва не привели к вымиранию юкагиров как этноса. В 1897 году в Российской империи насчитали всего 754 представителя этого северного народа. Постоянные миграции из-за поборов, болезней и голода приводили к тому, что немногочисленные жители приграничных районов ассимилировались с другими племенами или европейцами. В итоге юкагиры сохранились только в долине Колымы.
В 1822 году вышел «Устав об управлении инородцев». До него имперские власти почти не вмешивались в самоуправление сибиряков, а с этого времени решили организовать «управление» в соответствии с жизненным укладом и историческими особенностями каждой народности.
Юкагиры были отнесены к «бродячим инородцам», объединённым в роды, которыми управляли старосты – «князцы». Старосты должны были собирать подати, следить за исполнением повинностей, вести учёт инородцев и предоставлять властям сведения об их численности, а также выполнять распоряжения вышестоящих начальников и некоторые полицейские функции. И только случаи убийств и нанесения увечий расследовала настоящая полиция.
Важную роль в самоуправлении юкагиров играл «родовой сход», в котором участвовали все члены рода, включая женщин и детей.
Этот порядок изменился только с приходом советской власти.
В Гражданской войне колымские племена, в отличие от якутов или тунгусов, участия почти не принимали. Тем не менее, раскулачивание не обошло стороной и их. Раскулачиванию подверглись родовые старосты, родовая знать и, разумеется, шаманы.
Это также нашло отражение в фольклоре. В частности, сохранились легенды, в которых хитрый шаман обманывает агентов новой власти с помощью своих магических способностей.
Для борьбы с «белобандитами» и укрепления советской власти комиссарам понадобилась поддержка местного населения. Так появились родовые советы, которые впоследствии позволили юкагирам создать национальные административные объединения.
После принятия новой конституции СССР и РСФСР эти национальные объединения были включены в органы местного самоуправления Якутии. К тому времени кочевые племена Колымской долины начали переходить к оседлому образу жизни.
Дать политике СССР в отношении юкагиров после 1954 года однозначную оценку сложно. Почти все исследования на эту тему относятся к советскому периоду и отличаются политической ангажированностью. Но и современные исследователи склонны оценивать национальную политику в отношении этого народа скорее положительно. В частности, они отмечают, что в 70-х годах прошлого века количество юкагиров начало увеличиваться, хотя до этого на протяжении двух веков оно уменьшалось.
К 1989 году юкагиров в СССР стало примерно 1 100 человек – больше, чем в Российской империи. Возможно, за счёт того, что сотрудники статистических учреждений перестали путать их с эвенами.
Язык юкагиров
О происхождении юкагирских языков известно столь же мало, сколько и о происхождении самих юкагиров. Некоторые ученые склонны считать эти языки изолятами, настолько они не похожи на языки соседних народов.
Но если эти языки и относятся к уральской семье, то они отделились от неё очень давно. Даже раньше, чем произошло разделение на самодийские и финно-угорские языковые семьи. То есть, более восьми тысяч лет назад.
На сегодня известно два юкагирских языка – северный (тундренный) и южный (колымский). Во время переписи 2010 года их объединили в один. При этом в базовой лексике двух этих как бы диалектов есть такие серьезные расхождения, что ученые подозревают о существовании языка-субстрата. Иначе многим непохожим ни на какие другие юкагирским словам было просто неоткуда взяться.
Помимо этих двух живых юкагирских наречий известно и два вымерших – чуванский и омокский языки. На первом говорили в низовьях реки Анадырь, на втором – в низовьях Колымы.
Что касается двух сохранившихся языков, то, скорее всего, они были общими наречиями, хорошо понятными всем аборигенам.
Сегодня на тундренном языке разговаривают в районе реки Алазея, в селе Андрюшкино, в низовье Колымы, в селе Колымское и посёлке городского типа Черский. На колымском – в селе Нелемное Верхнеколымского района Якутии и посёлке городского типа Сеймчан Магаданской области.
На общение юкагиров сильно повлияло взаимодействие с русскими, якутами и чукчами. На реке Анадырь, например, юкагиры заговорили на корякском и чукотском. На верхней Колыме в XIX веке они свободно общались на якутском. Времена СССР привели к русификации юкагиров, ведь в местные деревни приехали русскоязычные специалисты.
Сейчас юкагирские языки находятся под угрозой исчезновения. На северном наречии, по данным 2010 года, разговаривают всего около 60 человек, а на южном – только 10, в основном пожилые люди.
Свой кириллический алфавит этот народ получил относительно поздно – в 80-е годы прошлого века. До этого у них в ходу была своеобразная идеографическая письменность на бересте «шангар-шорилэ».
Любопытно, что пользовались ею в основном женщины для своих любовных посланий. Интересно также, что юкагиры изображали людей в виде лиственниц. Это отголоски древних поверий о духовной связи людей и деревьев.
Автором первого юкагирского алфавита стал местный писатель и лингвист Г. Н. Курилов. 28 апреля 1983 года якутский совет министров одобрил разработанные им правила орфографии.
Но до сих пор в разных изданиях встречаются разные варианты юкагирской азбуки. Чаще всего – с использованием якутских букв.
Религия и обычаи юкагиров
Традиционная религия юкагиров – шаманизм. Шаман был важным членом рода, а иногда и возглавлял его.
Жители Колымской долины делили Вселенную на три части: верхний мир (боги во главе с верховным правителем Хойлом), средний (люди и духи, олицетворяющие силы природы) и нижний (делился в свою очередь на мир мертвых и более глубокий мир злых духов).
Юкагиры верили, что шаман умеет путешествовать по всем трем и общаться с его обитателями.
Умерших шаманов юкагиры не закапывали и не жгли. Мясо мертвого кама скармливали лучшим беговым собакам. Кости рубили на мелкие кусочки и носили с собой как обереги. А череп оставляли. По праздникам, чтобы почивший шаман порадовался вместе с соплеменниками, его голову устанавливали на специальное устройство, похожее на вешалку, а снизу к ней подвешивали кафтан.
Как и для большинства арктических народов, для юкагиров важен культ домашнего очага. С культом солнца связан их национальный праздник Шахадьибэ – «сбор всех племен», который они отмечают с древнейших времён, чтобы задобрить духов-первопредков.
Разные источники называют разные даты начала христианизации коренных жителей Колымской долины. Русские первопроходцы не слишком рьяно занимались миссионерством. Если верить «Красной книге народов Российской империи», первые попытки обращения туземцев в православие начались только в XVIII веке после строительства Спасской церкви в остроге Зашиверск.
Сейчас эта церковь находится в Новосибирской области в Историко-архитектурном музее под открытым небом. Ее родной город до наших дней не дожил, придя в упадок после уменьшения популяции пушного зверя и эпидемий оспы.
Впоследствии в умах местных жителей библейские притчи тесно переплелись с языческими легендами. В частности, иногда Иисус и Хойль в этих сказаниях предстают единой сущностью, которая вместе с братом Сатаной путешествовала по первобытному океану срединного мира на юкагирских лодках.
При этом своих шаманов юкагиры продолжали почитать вплоть до периода раскулачивания.
В конце 90-х годов прошлого века по данным словаря «Религии народов современной России», большая часть жителей бассейна Колымы причисляли себя к православным.
Культура юкагиров
Одежда юкагиров не делилась на мужскую и женскую. Представители обоих полов носили распашной кафтан, передник, штаны, рукавицы и обувь из оленьих, заячьих и медвежьих шкур.
Отсутствие гендерных различий в одежде юкагиров не случайно, ведь вплоть до XX века в юкагирском обществе прослеживались следы матриархата.
У молодых девушек даже было свое жилище – шалаш ураса. В этом шалаше девушка встречалась с подругами и молодыми людьми (по мнению некоторых исследователей в юкагирской культуре секс не был табуирован).
Посватавшийся к юкагирке парень должен был сначала год или два «отрабатывать» невесту, помогая ее родителям по хозяйству.
Любимым цветом для юкагиров был красный, который они получали из отвара ольхи. Для них это был цвет Солнца, огня, света, домашнего очага.
Солярные круги в орнаментах и украшениях юкагиров также свидетельствуют об особом отношении к солнцу. Розетка «Солнце» воспринималась ими как глаз, защищавший носителя от злых духов.
Танец юкагиров
Юкагиры до наших дней сохранили свой национальной танец, который В. И. Иохельсон описывал в 1909 году так: «Весь танец состоит из четырех па. Сперва левая нога двигается по земле налево, после этого правая нога тем же движением продвигается к левой и, наконец, танцор ударяет о землю дважды обеими подошвами, становясь на полупальцы не двигаясь с места».
В 1959 году тот же исследователь наблюдал в посёлке Нелемное Верхнеколымского района ещё одно очень интересное движение юкагирского хороводного танца: прыжок, который танцор совершает с согнутой правой ногой на полупальцы левой ноги. Это танцевальное движение можно увидеть у юкагиров и сегодня, только они стали исполнять его в более быстром темпе.
Юкагиркие хороводы нередко начинаются с запевов: запевала несколько раз приглашает всех желающих встать в круг, выводя «талэ-талэ-ку, талэ-талэ-ку, ала наиде галику».
В современном юкагирском хороводе, в отличие от эвенского, чукотского и якутского, есть солисты, которые, по одной версии, подражают лебедю и лебёдушке, а по другой – изображают удачливых охотников и с помощью жестов хвалятся своим уловом.
Традиционное жилище юкагиров
Древние юкагиры были оседлыми жителями речных берегов и ютились в землянках – чандалах. В качестве основы для строительства своего жилища они брали четыре рядом стоящие дерева, предварительно очищенные от веток. Рядом выкапывали собственно землянку и покрывали её дёрном. На пол сыпали ветки и клали шкуры животных.
Перейти на кочевой образ жизни полярных охотников, скорее всего, заставили казаки, из-за которых юкагирам стало не хватать охотничьих угодий. Кочевой стиль жизни они переняли у эвенов. У них же, скорее всего, переняли и новый вид жилья – конические чумы. Это когда деревья складывали в конус и покрывали корой и ровдугой.
Внешность юкагиров
Жителей колымского бассейна относят к северной азиатской расе. Они похожи на некоторых других её представителей – эвенков, тувинцев, хантов, ненцев.
Юкагиры — это люди среднего роста, у которых крепкое и стройное телосложение, а также вытянутые лица с большим ртом и толстыми губами.
Глаза преимущественно темные, волосы тоже.
Известные юкагиры
Два самых известных юкагира связали свою судьбу с литературой и родным языком.
Первый – Николай Иванович Спиридонов, которого соплеменники звали Текки Одулок («маленький юкагир»). Он прославился не только как основоположник юкагирской литературы, но и как первый представитель народа, получивший высшее образование.
В 1931 году он окончил этнографическое отделение Ленинградского университета, а в 1934 защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук в Институте народов Севера.
Николай Спиридонов публиковался как журналист и ученый. Он, в частности, написал статьи «Юкагиры» и «Юкагирский язык» для Большой советской энциклопедии.
После экспедиции на Чукотку он написал повесть о чукчах в царской России – «Жизнь Имтеургина-старшего». Эта книга три раза издавалась при жизни автора и была переведена на английский язык под названием «Снежные люди».
В 1938 году Текки Одулок был расстрелян по обвинению в шпионаже. А в 1955-м – посмертно реабилитирован.
Еще один известный писатель – Гаврил Николаевич Курилов, или Улуро Адо. Он известен как автор первого юкагирского алфавита и главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Выпустил около 20 книг на юкагирском, русском, якутском и эстонском языках.
Север там, где живут юкагиры
Юкагиры – древнейшее население Восточной Сибири, жившее на обширных территориях от Таймыра до Чукотки и Прибайкалья. Самоназвание народа – одул (вадул), что переводится как «могучий», «сильный». Современные юкагиры сохраняют связь со своими корнями: охотятся, ловят рыбу и разводят оленей, как их предки.
Из истории
С юкагирами многие ученые связывают культуру позднего палеолита (38–40 тысяч лет назад). Ко времени прихода русских в XVII в. несколько тысяч юкагиров жили на территориях от Индирки до Анадыря. Со временем эпидемии, ассимиляция и войны с соседями привели к тому, что численность народа сократилась. Сейчас юкагиры живут в Якутии, Магаданской области и на Чукотке в многонациональных поселениях.
Один из интересных памятников юкагирской культуры – пиктографическое письмо. Его разделяли на мужское и женское. Мужчины чертили ножом на бересте нечто вроде карт, а женщины выражали свои чувства. Подробнее о юкагирском языке читайте здесь.
Полезные ссылки
Видеокурс юкагирского языка
arctic-children.com
Статья «говорим по-юкагирски»
arctic-children.com
Видеоэкскурсия Магаданского областного краеведческого музея
magadanmuseum.ru
На оленях за едой
По данным переписи 2010 года, численность юкагиров – около 1600 человек.
Оленей юкагиры разводят в основном для транспорта. Их запрягают в нарты или ездят верхом. Основным занятием юкагиров была кочевая или полукочевая охота на копытных животных: диких оленей, горных баранов, лосей. В удачные годы одна семья могла добыть до 100 оленей и 5–7 лосей. Зимой также добывали пушнину. Охоту дополняли ловлей рыбы.
Охота верхнеколымских юкагиров на диких оленей по насту на лыжах. Автор снимка: В. И. Иохельсон.
Фото: Кунсткамера, goskatalog.ru
Юкагиры – отличные лыжники. На лыжах выслеживали и загоняли лосей, передвигались во время кочевок. Для разных целей, погоды и снега – разные виды лыж. Учургэ, подбитые шкурой лося, – для охоты. Простые широкие кокиса (койсар) – для ходьбы по насту и мокрому вязкому снегу. Для снега рыхлого и глубокого – позаимствованные у чукчей лыжи-ракетки.
Дом и все, что в нем
В древности юкагиры жили в полуземлянках – чандалах. Позднее стали строить шалаши из тонких бревен и чумы из жердей, покрывая их корой или ровдугой (замшей из лосиной или оленьей шкуры). Отапливали жилье очагом, с его же помощью сушили одежду, вялили рыбу и мясо. Сейчас большинство юкагиров живет в срубных домах.
Наум Засимов, «Молодые юкагиры».
Фото: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), goskatalog.ru
Юкагиры – не только ловкие охотники, но и умелые мастера. Всем необходимым в хозяйстве они обеспечивали себя сами, а кузнечным ремеслом владели еще до прихода русских. Из тальника плели корзины, из дерева делали посуду. Большого мастерства достигли в выделке мехов и шкур: ими утепляли жилье, из них делали обувь и одежду.
Национальный костюм
Открытка «Юкагиры» из комплекта «Коренные народы Дальнего Востока России», Г. Д. Павлишин.
Фото: Краеведческий музей Нанайского муниципального района Хабаровского края, goskatalog.ru
Национальная одежда юкагиров – кафтаны, штаны и обувь из ровдуги и меха. Женский вариант почти не отличается от мужского, за исключением того, что у женской одежды обычно богаче декор. Однако вплетать в волосы бисер и серебряные бляшки принято и у мужчин, и у женщин.
Зимнюю обувь делали высокой, почти до паха – не страшно провалиться в глубокий снег. Настоящее произведение искусства – отделка. Одежду украшают разноцветным мехом, красно-черной оторочкой, красно-белой вышивкой подшейным волосом оленя, бисером, медными и серебряными бляшками.
Традиционный костюм юкагиров близок к эвенскому. Но первый кроят в талию с двумя клиньями по низу спинки, а второй – с широкой внешней складкой сзади. Поэтому юкагиров прозвали «людьми с хвостами куропатки», а эвенков – «людьми с хвостами гагары».
Особенно ценились круглые серебряные бляхи на женских нагрудниках. Их называли «грудным солнцем» и передавали по наследству.
Детский традиционный юкагирский костюм. Снимок: В. И. Иохельсон.
Фото: Кунсткамера, goskatalog.ru
Что едят юкагиры
Оленину вялят, сушат, замораживают на строганину, но часто едят и сырой.
Строганина (нарезанная тонкими ломтиками мороженая рыба или мясо) – знаменитый северный деликатес.
Основа рациона юкагиров – рыба и мясо. В ход идут все съедобные части, а для приготовления используют самые разные способы, так что блюд – огромное разнообразие. Например, суп из взбитой оленьей крови – это хаша, а если с оленьей кровью сварить рыбную муку, получится блюдо под названием анил кэрилэ. Лакомством считается куильбаха – толченая вареная рыба с голубикой и жиром. Некоторые ингредиенты оставляют без обработки: например, гусиные и лебяжьи желудки, брюшки и печень налима едят сырыми.
Духи-хранители
По юкагирским поверьям, у каждого места – реки, залива, леса, горы – есть свой дух-хозяин.
Древние верования юкагиров делят мир на Верхний, Средний и Нижний. Первый населяют божества, которые могут наказывать людей или помогать им. Средний мир – это земля. Здесь властвуют духи-хозяева гор, лесов, рек, животных. Нижний мир – обиталище ушедших предков.
На традиционные верования юкагиров в XVII веке повлияло распространение христианства. Так Христос стал устроителем земли, Сатана – правителем подземного мира. Православных святых стали отождествлять с хозяевами природы и обращались к ним с просьбой об удачной охоте.
Полезные ссылки
Коготь медведя – сильный охотничий амулет, приносящий удачу.
Песни и колыбельные
Особое место в культуре юкагиров занимает музыка. Существуют песни-предания и песни-восхваления; песни-воспоминания, песни-подражания, колыбельные. Сказки, мифы, легенды тоже включают в себя песни, а шаман во время камлания исполняет обрядовые напевы от имени злых и добрых духов.
Красивая традиция юкагиров – весенние праздники шахадзибэ. Исполнители танцуют в кругу, подражая звукам и движениям животных и вымышленных существ.
Фольклор юкагиров – важный источник сведений об истории народа. Приход русских, войны с соседями, межродовые отношения – все значимые события юкагиры запечатлевали в песнях, сказаниях и легендах.
Полезные ссылки
Юкагирская видеосказка «Путешествие мышки по первому снегу»
youtube.com
Юкагирский танец
youtube.com
Праздник шахадзибэ
youtube.com
Онлайн Колыма Юкагир Документация
Современные юкагиры населяют крайний северо-восток Сибири и составляют один из самых малочисленных этносов России. Их язык традиционно классифицируется как генетически изолированный, но некоторые исследователи обсуждают возможность его генетической связи с уральским. Если юкагирский и уральский языки генетически связаны, то урало-юкагирское родство значительно более отдаленное, чем родство между двумя ветвями уральского языка (финно-угорской и самодийской) и, вероятно, восходит к виртуальному урало-юкагирскому праязыку, который вряд ли можно установить. менее 8000 лет.
Несколько веков назад юкагирских фразеологизмов было несколько, но к началу систематического изучения юкагирского языка в конце XIX века сохранились только две разновидности. Их обычно называют колымскими (или южными) и тундровыми (или северными) юкагирами, и на них говорят колымские и тундровые юкагиры соответственно. Расстояния между ареалами этих двух группировок большие и контакты между ними редки. Колымские юкагиры в основном проживают в Верхнеколымском районе Якутской (Сакса) Республики Российской Федерации. Основные населенные пункты — Нелемное (на реке Ясачной) и Зырянка (на реке Колыме). Немногочисленные колымские юкагиры проживают в Среднеколымске Среднеколымского района Республики Якут (Сакса), а также в поселках Сеймчан и Балыгычан Среднеканского района Магаданской области. Тундровые юкагиры проживают в Нижнеколымском районе Республики Якут (Сакса). Основными центрами населения являются поселки Андрюшкино (на реке Алазея) и Колымское (на реке Колыма), меньшая группа проживает в поселке Черский.
Носители двух юкагирских идиом обычно не идентифицируют себя как представителей одной этнической группы, если только они не читали или не слышали, что они связаны между собой. Их языки сильно отличаются друг от друга и почти полностью взаимно непонятны. Наиболее очевидны различия в лексике, поскольку тундровые юкагиры находились под сильным влиянием эвенов. В первой половине XIX века тундровые юкагиры и эвены к западу от Колымы были почти все двуязычны, что привело к существованию многих эвенских заимствований в тундровых юкагирах, в том числе слов базовой лексики. Существуют также систематические различия в фонологии, морфологии и синтаксисе. Традиционно два юкагирских идиоматика трактовались как диалекты, но в настоящее время большинство исследователей предпочитают считать их близкородственными языками и говорят о «юкагирской языковой семье», а не о «юкагирском языке». Эта документация содержит только материалы колымских юкагиров.
Юкагиры — автохтоны Северо-Востока Сибири, но их территория и население значительно сократились за последние несколько столетий. К концу XVII века они насчитывали около 5000 человек и занимали гораздо большую территорию, чем сейчас. Причины их упадка включают экономическую конкуренцию с другими народами, появившимися на их территории в последние несколько столетий, в частности с эвенами; эпидемии оспы, охватившие Якутию в XVII в.; вооруженные конфликты с эвенами, коряками, русскими казаками, а позже и с чукчами; и матрилокальная система брака, позволявшая создавать этнически смешанные группы. Эти факторы способствовали полному исчезновению одних племен и слиянию других. Большое количество юкагиров подверглось ассимиляции соседними народами. Ассимиляция эвенами была особенно заметна среди западных групп юкагиров, тогда как некоторые восточные группы перешли на использование коряков или чукчей в течение 18-19 вв.вв. Из-за большого количества этнических групп в этом районе многоязычие было широко распространено и до сих пор заметно среди старшего поколения юкагиров.
Русские впервые встретились с юкагирами в конце 17 века. Русский язык начал распространяться по всей территории в начале 1930-х годов, хотя юкагиры с нижней и верхней Колымы уже в XIX веке подверглись частичной русификации. С приходом Советов особенно широкое распространение получила русификация сначала на верхней Колыме, а затем и на нижней Колыме. Юкагирские поселения стали пропитываться русскими чиновниками и специалистами, а русский язык стал основным языком общения с новым населением. В настоящее время русский язык является единственным языком, на котором говорят все юкагиры. Все юкагиры, говорящие на юкагирском языке, двуязычны, причем русский язык является вторым, а иногда и первым языком. Позиции якутов теперь менее сильны, но большинство юкагиров также в некоторой степени владеют якутским языком.
Официальная перепись 1989 г. зафиксировала 1112 этнических юкагиров, 697 из которых проживали в Республике Якутии (Саха). Это свидетельствует о том, что численность юкагиров постепенно увеличивалась, так как в 1979 г. официально насчитывалось 835 юкагиров. Однако эти данные нельзя принимать за чистую монету и они должны быть только оценочными. Основная причина – большое этническое смешение в регионе. Этническое самосознание расплывчато, и иногда люди не уверены, к какой группе они принадлежат. Более того, отец ребенка, рожденного в регионе, часто вообще неизвестен. Обычной парой может быть временный работник из России или Украины и мать, которая наполовину или на четверть юкагирка. Ребенок от такого союза обычно регистрировался как юкагир. Во-вторых, как и другие малочисленные народы Русского Севера, юкагиры до недавнего времени пользовались некоторыми экономическими привилегиями по сравнению с местным русским и якутским населением, поэтому регистрация в качестве юкагиров экономически выгодна. В этой ситуации некоторые якуты или даже русские зарегистрировались как юкагиры, независимо от того, являются ли они юкагирами по происхождению. Наконец, меньшая численность юкагиров в 19 в.79 переписи по сравнению с переписью 1989 г. можно объяснить тем, что политика местных властей заключалась в уменьшении численности юкагиров, как правило, в пользу якутов.
По переписи 1989 г. 397 юкагиров в той или иной степени владеют юкагирским языком, а 356 человек назвали его своим родным языком. Для большинства других юкагиров родным языком является русский, а для младшего поколения это обычно единственный язык. К этим данным также следует относиться с осторожностью. Хотя некоторые юкагиры признают юкагирский своим родным языком, это не означает, что каждый действительно может на нем говорить. Степень языковой компетенции может варьироваться от беглого владения юкагирским языком до знания нескольких слов или, возможно, полного его незнания. Многие, утверждающие, что их родным языком является юкагирский, могут просто иметь в виду, что юкагирский язык является языком их предков или языком этнической группы, которую он или она официально признает своей. По неофициальным данным, в конце 19 в.80-х годов насчитывалось около 150 грамотных носителей тундрового юкагирского и около 50 носителей колымского юкагирского. Средний возраст свободно говорящих, для которых юкагирский язык является родным, составляет 64 года для колымских юкагиров и 60 лет для тундровых юкагиров. Эти люди усвоили язык в раннем детстве от своих родителей и/или бабушек и дедушек, и это был единственный (или основной) язык, на котором говорили все (или большинство) взрослых, окружавших ребенка.
Различная ситуация наблюдается у тундровых и колымских юкагиров. В принципе, язык колымских юкагиров почти на поколение опережает тундровых юкагиров на пути к упадку. До 1940-е годы тундровые юкагиры жили как оленеводы небольшими полукочевыми одноязычными группами из двух-трех семей и лишь изредка встречались с другими этническими группами. Они начали селиться еще в 1941 году, когда было основано поселение Андрюшкино. С другой стороны, колымские юкагиры уже в 1930-х годах начали жить в многоязычных поселениях, и в их район часто прибывали новые поселения. В результате естественная передача языка от родителей к детям в значительной степени прекратилась у колымских юкагиров еще во время Второй мировой войны. Хотя родители, как правило, проявляют интерес к популяризации родного языка, они говорят со своими детьми по-русски, даже если сами знают юкагирский язык. Сейчас на колымском юкагирском говорят лишь несколько пожилых людей. Лучше обстоит дело с тундровыми юкагирами, особенно в Андрюшкино, хотя в последние 20-30 лет и он потерял свои позиции.
Юкагирские языки не имеют официального статуса и выполняют ограниченные функции. Они не используются в законодательстве, бизнесе, театре, религиозных церемониях или средствах массовой информации, за исключением эпизодических передач по местному радио. Их использование тесно связано с традиционными занятиями населения и обычно практикуется только в тайге при охоте и рыболовстве, а в тундре при оленеводстве. Только некоторые тундровые юкагиры до сих пор используют язык в семейной жизни в поселках. Преподавание языка в школе началось в начале 19 века.80-х, но не эффективен, по крайней мере, для колымских юкагиров. Язык является обязательным предметом для всех детей из юкагирских семей в 1-8 классах, но нет квалифицированных учителей и системных программ обучения. Сообщается, что для тундровых юкагиров занятия более эффективны, но даже там большинство детей изучают юкагирский язык как иностранный и не овладевают им в школьные годы. Только те дети, у которых есть родственники, живущие и ведущие свою традиционную деятельность в тайге или в тундре, имеют возможность выучить язык своих предков естественным путем.
В отличие от других языков меньшинств Русского Севера, попыток создания письменности для юкагиров ни в XIX веке, ни в 1930-е годы не предпринималось. Система письма была создана в 1970-х и 1980-х годах лингвистом и писателем Гаврилом Куриловым, носителем тундрового юкагирского языка. Система письма использует кириллицу с некоторыми дополнительными символами и основана на фонематическом принципе, аналогичном тому, который используется в якутской системе письма. В 1987 году эта система была принята Министерством образования Якутии в качестве официальной юкагирской орфографии. Система письма в основном использовалась при издании произведений самого Курилова, в том числе оригинальных стихов и рассказов, а также некоторых переводов с русского языка, а также для словарей и учебных пособий. Он также использовался для колымских юкагирских рассказов Василия Шалугина вместе с транскрипциями фольклора и учебными материалами для этой идиомы. Произведения этих авторов можно рассматривать как попытки создания самобытной юкагирской литературы.
Блог Yoair — Открывая мозаики мира.
Просмотры сообщений: 24 834
На крайнем Северо-Востоке России в изолированном сибирском регионе проживает клан юкагиров. При небольшом населении их образ жизни и система верований уникальны. Они верят, что все животные и некоторая природа содержат души и, следовательно, личность. По этой причине юкагирская культура бросает вызов широко распространенным представлениям о бинарных связях человека/не-человека и природы/культуры. Это отсутствие бинарных опций наиболее заметно в юкагирском подходе к охоте
практики.
Отсутствие бинарности наиболее очевидно в юкагирском подходе к охоте. Охота для юкагиров — это не только способ добычи пищи, но и участие во взаимоотношениях с другими существами. Юкагиры верят, что и люди, и животные могут принимать форму друг друга. Во время охоты они проходят процесс превращения в животное, на которое охотятся. Юкагирские мужчины будут одеты в традиционную одежду, имитирующую форму животного. Например, при охоте на лося охотник одевается в лосиную шкуру и рога. Вместо того, чтобы полностью превратиться в лося, он будет охотиться в лиминальном пространстве, которое является наполовину человеком, наполовину лосем.
Тундровые юкагиры живут в Нижней Колыме в Республике Саха. Таежные йокагиры живут на Верхней Колыме. Племенные группы юкагиров проживают на Дальнем Востоке современной России в Сибири. Этот район был колонизирован Россией в 17 веке. К сожалению, их численность уменьшилась на протяжении 17 и 19 веков из-за эпидемий, болезней и притеснений. По переписи 2002 года в России осталось всего 1509 юкагиров, еще 12 юкагиров живут на Украине.
Юкагиры когда-то были разделены на 12 отдельных племен, насчитывающих примерно 9000 человек. Это старейшие сохранившиеся люди в Северо-Восточной Азии. К сожалению, сегодня осталось только три племени, и большинство из них говорит на якутском или русском языке как на основном языке. Хотя они говорят на одном языке, их диалекты часто различаются. С конца 20 века говорят в основном на русском, чукотском и якутском языках. Немногие из молодых юкагиров говорят на своем родном языке, и из-за ассимиляции они, как правило, говорят на саха или русском языке на одном или двух языках.
Название Юкагир считается родовым именем тунгусского происхождения, означающим «ледяные или застывшие люди». Однако существуют и другие толкования и утверждения о том, что происхождение слова неясно. Они живут в ледяной среде, большую часть года охотятся и живут в снегу.
Ранние юкагиры использовали оружие из камня и кости. Однако тунгусы, пришедшие в Северную Сибирь незадолго до XIII века, имели преимущество в использовании железного оружия и содержании оленей для транспорта. Большое количество оружия, используемого сегодня, напоминает эти традиционные инструменты. Однако в настоящее время на охоте используются ружья и винтовки. Это не изменило многих верований и обычаев, связанных с охотой.
Клановые системы юкагиров
Кредит: ethicjewelsmagazine.co.ukЮкагиры имеют уникальную клановую систему, а также методы охоты. Хотя был один лидер клана по имени Лигей Шоморок, , который принимал все решения от имени клана, женщины и подростки имели равные права голоса с мужчинами. Повседневная жизнь клана также находится под контролем старших женщин. Их мудрость и решения считаются неоспоримыми и окончательными.
Северные юкагиры были патрилокальны, т.е. сосредоточены на мужской семье. Между тем, южные юкагиры были матрилокальны, то есть в их центре находилась женская линия. Наследование в обеих группах было отцовским. Обычно они организовывали небольшие семейные группы в кланы. Каждый клан руководил в вопросах снабжения продовольствием и защиты клана способный взрослый мужчина.
В дополнение к этому, есть охотничьи лидеры по имени Хангитче и военные лидеры по имени Тоня. Основным традиционным занятием юкагиров является кочевая охота на оленей. Однако они также будут охотиться на диких баранов, лосей и соболей.
Существует традиционное разделение производства, при котором все занимаются охотой и рыболовством, а женщины занимаются домашним хозяйством и собирательством. Однако в юкагирском сообществе существует ощущение «бесполости», и роли часто меняются. Если у женщины нет менструации или она беременна, она может отправиться на охоту с группой мужчин или в одиночку. Женщинам нельзя охотиться, если у них менструация или сразу после родов.
Законное владение землей никогда не приходило в голову местным соплеменникам до конца 1920-х годов, когда Советы провели политику коллективизации, чтобы укрепить землю и экономическое процветание отдельных семей и улучшить советскую экономику. Местные племена бродили по землям до принятия этих законов и сражались за землю, когда их пути пересекались.
Шаманы и животные в охотничьих обычаях юкагиров
Фото: Climatescorecard. orgЮкагиры исповедуют некоторые русские православные верования. Однако одним из наиболее увлекательных аспектов культуры юкагиров является то, что они практикуют шаманизм. Они держат вид духов охоты, земли, огня, воды и, самое главное, солнца. В каждом клане есть шаман по имени alma, , который после смерти становится божеством. Семья расчленит тело шамана и сохранит его части как реликвию после смерти.
Животные играют центральную роль в духовной практике юкагиров, социальной структуре и охоте. Они практикуют жертвоприношения собак и имеют много разных эпических стихов и историй, основанных на животных. Наиболее известные из них, которые все еще практикуются сегодня, — это определенные ритуалы и табу, касающиеся охоты на лосей и оленей. Лоси и олени являются наиболее надежными источниками пищи в этом регионе.
Когда охотнику удается поймать и убить свою добычу, дух этого животного принимает сознательное решение отдаться охотнику. Чтобы поймать свою добычу, охотник имитирует форму животного, пытаясь убедить животное приблизиться. Люди и животные могут принимать взгляды и формы друг друга. Охотник будет использовать этот навык для выслеживания животных. Когда животное находится рядом, охотник описывает приближение человека.
Юкагиры имеют изменчивое самосознание. Например, если человек из Якута или другого региона какое-то время проживает в другом регионе, он идентифицирует себя с этой национальностью. Это потому, что он живет, охотится и работает как юкагир. Это называется «относительной идентичностью» и распространяется также на то, как юкагиры видят себя живущими с животными.
Охота на северного оленя
Фото: siberianlanguages.surrey.ac.ukОхотничьи обычаи юкагиров — это не только охота, но и важная часть народной системы верований и духовной практики. Антрополог Ране Виллерслев отмечает это в своей прекрасно подробной этнографии Охотники за душами: охота, анимизм и личность среди сибирских юкагиров (2007).
Юкагиры верят, что люди и животные могут превращаться друг в друга, временно принимая телесную форму друг друга. Однако это очень опасно, поскольку охотник может настолько запутаться в своей животной форме, что потеряет способность возвращаться в свое человеческое тело. Поэтому он навсегда застрял в животной форме и забывает о своей человечности.
Чтобы избежать этой опасности, охотник практикует выслеживание животного с точки зрения его добычи. Он делает это, насколько это возможно, не превращаясь в животное. Таким образом, охотник может проникнуть в сознание своей добычи, думать как она, понять ее и победить ее в процессе охоты. Однако он должен быть осторожен, чтобы не сделать это так усердно, чтобы не потерять себя.
Роль шамана у юкагиров состоит в том, чтобы быть посредником между душами людей и животных, чтобы обеспечить соблюдение правил охоты. Таким образом, равновесие в природе не будет нарушено. Шаман также будет защищать клан от злодеяний темного шамана или шаманов из других кланов. Наконец, он действует как целитель против болезни или болезни.
Люди и животные в охотничьих обычаях юкагиров
Фото: onlinelibrary. wiley.comОхотничьи обычаи юкагиров — увлекательный аспект их социальной системы. В нашем евро-американском понимании личности мы думаем о том, что личность — это исключительно человеческая черта. У людей есть язык, намерение, мораль. Напротив, мы думаем о животных как о свободных от морали или культуры существах, которые действуют исключительно инстинктивно.
Не так относятся к животным юкагиры-охотники, что видно по их охотничьим приемам. Человек может принимать множество различных форм животных в своем мире, и быть человеком — это всего лишь одна форма. Юкагиры-охотники могут принимать форму рек и деревьев. Животные — это то, что юкагиры считают «нечеловеческими личностями». Животные также могут превращаться в человека или других животных, чтобы принять их точку зрения.
Следовательно, животные являются людьми и обладают личностью. Способность к этому – вот что характеризует человека в юкагирском обществе. Следовательно, животные являются людьми и обладают личностью. Охота на животных имеет духовную сложность, поскольку они охотятся на людей. Точно так же злой дух или животное увидит в человеке свою добычу. Для юкагиров быть личностью означает иметь возможность принимать точку зрения другого вида. Поскольку они верят, что этой способностью обладают животные и даже реки и деревья, все они люди.
Антрополог Вивейрос де Кастро описывает это как онтологию, в которой каждое существо имеет одинаковую или похожую душу в разных формах. Поэтому люди и животные легко обходят строгие представления о себе/другом, которые широко распространены в евро-американских культурах.
Анимизм в юкагирской охоте Душа — это либо чувство интеллекта, эмоций, духа или сознания в разных культурах. Следовательно, то, что представляет собой человек или душа, различается в разных культурах, верящих в анимизм.Анимизм широко изучается в антропологии, а охотничьи обычаи юкагиров носят анимистический характер. Однако в быту юкагиров анимизм не имеет такой сильной направленности. В большинстве случаев юкагиры не будут думать о животных как о личностях. Анимистическое мышление возникает только в охотничьих практиках. По этой причине охота также носит ритуальный характер.
Виллерслев отмечает, что один только анимизм не может объяснить сложность охотничьих практик юкагиров. У юкагиров сложная социальная система, которая снова бросает вызов евро-американскому дуализму. Их взгляды на души и личность не содержат резких дихотомий. Например, охотники бывают как людьми, так и животными. Животные, на которых они охотятся, одновременно являются и хищниками, и добычей.
В юкагирском мире люди, животные и неодушевленные предметы имеют так называемое алиби. Это слово примерно переводится как то, что мы называем душой или сущностью жизни. Охотники не будут слишком громко говорить друг с другом о своих планах во время охоты, чтобы животные их не услышали. Однако животные могут слышать их только во время охоты. Юкагиры-охотники видят медведей, северных оленей, лосей и других животных со схожими нравами, ценностями и кодексами поведения.
Культурное значение в антропологии Фото: npr.orgОхотничьи практики юкагиров особенно интересны для антропологов, поскольку до советской оккупации их культура напоминала каменный век. Их общество существовало изолированно так долго, что их практика остается уникальной во все более глобализированном мире.
Юкагиры также мыслят в рамках совершенно иного мировоззрения, чем евро-американские убеждения. Они не только придерживаются анимистических убеждений, но и имеют сложные отношения с окружающим миром. Юкагиры не понимают мир в оппозиции человеческое/нечеловеческое, природа/культура. Вместо этого их социальная система является преходящей и пограничной, в которой животные, люди и растения могут пересекаться и населять реальность и пространство друг друга.
К сожалению, из-за продолжающихся последствий русской колонизации это коренное население изо всех сил пытается сохранить свой традиционный образ жизни. Под воздействием длительных последствий изменения климата российское правительство не оказало им должной поддержки. Однако уникальные охотничьи обычаи и духовные верования юкагиров практикуются внутри их родов.
Изучение этого типа социальной структуры ставит под сомнение универсальное понятие бинарности и оппозиций. Тем не менее, есть важные вещи, которым мы можем научиться у юкагирских кланов о том, как относиться к животным и природе и уважать их. В юкагирском обществе каждое живое существо имеет свой сложный мир и реальность, отличную от нашей и тоже часть нашего мира. По сути, мы разделяем экосистему и социальный мир с нечеловеческими существами. Юкагирская культура и охотничьи обычаи должны быть сохранены ради их красоты.
Дополнительная литература для заинтересованных –Виллерслев, Р., 2007 г. Охотники за душами . Беркли: Калифорнийский университет Press.
Виллерслев, Р., 2004. Не животное, не не животное: охота, подражание и выразительное знание у сибирских юкагирских охотников. Журнал Королевского антропологического института , 10(3), стр.