Латинская Америка — Южная Америка
Латинской Америкой называют группу стран, расположенных в западном полушарии между южной границей США и Антарктидой. Обычно названия регионов отражают только их географическое положение. Название «Латинская Америка» говорит не только о географическом положении региона, но и об особом типе его колонизации – «латинском» (в отличие от англосаксонской колонизации Северной Америке). Этот регион в прошлом называли «Ибероамерика», «Индоамерика», «Испанская Америка». Название же «Латинская Америка» утвердилось только в середине 30/х годов нашего столетия.
В ее состав входят Мексика, страны лежащие на перешейке Центральной Америки, острова Вест-Индии и материк Южной Америки с прилегающими к нему островами. Этот регион еще иногда называют «Страны Латинской Америки и Карибского бассейна», что предполагает отнесение к Латинской Америки только «старых» стран с «латинскими» языками.
Мексику, Центральную Америку и Вест-Индию нередко объединяют в географический регион, который обычно называют Мезоамерикой (Средней Америкой). В Южной Америке выделяют Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили) и Лаплатские страны (Аргентина, Уругвай, Парагвай), а также Бразилию.
Латинская Америка – один из крупнейших регионов мира. Он включает более 30 независимых государств и ряд все еще сохраняющихся колониальных владений. Его площадь 20,1 млн. км2. Население – 545 млн. человек на 2000 год.
Из 30 государств Латинской Америки в 18 (примерно 63% населения) официальным языком является испанский, в Бразилии (34% населения) – португальский. Около 3% населения проживает в небольших государствах, где официальными языками являются французский (Гаити), английский (Гайана, Тринидад и Тобаго, Ямайка и ряд других), голландский (Суринам). В Пуэрто-Рико (имеющего статус «свободно присоединившегося государства») – преобладает испанский.
Латинскую Америку обычно относят к группе развивающихся стран. Но в отличие от развивающихся стран других регионов латиноамериканские государства прошли длительный путь независимого развития. В группе развивающихся стран Латинская Америка выделяется гораздо более высоким уровнем развития промышленности, городской жизни. Это относится прежде всего к таким странам как Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла.
Страны региона сильно отличаются друг от друга по площади, численности населения, этническому составу, уровню экономического развития. Так, например, Бразилия, занимающая 40% территории региона, превосходит по площади Сальвадор в 400 раз. В наименее развитой стране – Гаити – важнейшие экономические показатели на душу населения в десятки, а иногда и в сотни раз ниже, чем в наиболее развитых латиноамериканских странах.
Латинская Америка раньше других регионов еще в колониальный период своей истории оказалась втянутой в систему мировых хозяйственных отношений. Испанские и португальские колонии были крупнейшими поставщиками благородных металлов и разнообразного сырья в Европу. Такая внешняя направленность экономики сохраняется до настоящего времени.
Почти во всех латиноамериканских странах не менее 80% стоимости экспорта дают отрасли добывающей промышленности и сельского хозяйства. Их экспортная продукция исчисляется сотнями миллионов тонн в год. Жизнь латиноамериканских стран зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, а также от внешнеэкономической политики главного торгового партнера и соседа – США.
Латинская Америка чрезвычайно богата природными ресурсами, часть из которых имеет мировое значение. Это создает хорошие предпосылки для будущего развития латиноамериканских стран. Но тем не менее Латинская Америка все более отстает от промышленно развитых стран по ряду важнейших экономических показателей. Внешний долг этого региона превысил 400 млрд. долларов (крупнейший должник – Бразилия). По данным разных организаций около половины латиноамериканцев голодают или страдают от хронического недоедания.
В Южной Америке коррупция была столь распространенной, что они дискредитировали сами себя и упустили великие возможности
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Казалось, что Латинская Америка имела лучшие перспективы, чем Восточная Азия в плане социально-экономического развития, однако все получилось наоборот. И связано это отчасти просто-напросто с поведением правящих кругов. Самым бессмысленным образом было упущено огромное количество великих возможностей.
Perfil: В прошлом Вы давали положительную оценку тому, что происходило в политической жизни Южной Америки — укреплению региональной интеграции и все большей независимости от США. Как Вы можете сейчас оценить результаты деятельности Чавеса, Киршнера и Лулы?
Ноам Хомски: Это многоплановый вопрос. То, что произошло в Латинской Америке приблизительно за последние пятнадцать лет, имеет поистине историческое значение. Впервые за 500 лет со времен конкистадоров Латинская Америка в значительно степени освободилась от колониального владычества, которое в последние 100 лет прежде всего означало господство США. Традиционное латиноамериканское общество находится под контролем немногочисленных представителей правящих кругов, имеющих в основном белый цвет кожи и сориентированных на имперскую власть, или на то, что не так давно представляли собой США. Они руководят потенциально очень богатыми странами с колоссальной бедностью и неравенством, не чувствуя при этом хоть какой-то ответственности за их судьбу. И сами страны были разделены. Именно в этом суть произошедших изменений. Сейчас влияние США заметно снизилось. Страны стали гораздо более независимыми, предпринимают шаги в направлении большей интеграции, создают объединения, подобные Союзу южноамериканских государств (Unasur), который не предполагает участия США и Канады. Эти организации слабыми назвать никак нельзя. Они ведут активную работу, а многие страны, в том числе и те, которые Вы упомянули, начали сталкиваться с чудовищными проблемами сосредоточения богатства в руках небольшой кучки людей и страшной бедности огромных масс населения в странах со значительными природными ресурсами.
Казалось, что Латинская Америка имела лучшие перспективы, чем Восточная Азия в плане социально-экономического развития, однако все получилось наоборот. И связано это отчасти просто-напросто с поведением правящих кругов. Если традиционно латиноамериканские страны импортировали прежде всего предметы роскоши для богатых, то Восточная Азия закупала средства производства, в значительной степени находящиеся под контролем правительства импортирующей страны и используемые для покупки и развития передовых технологий. Общественное устройство в странах Восточной Азии хорошим назвать нельзя, но это другой вопрос. Но в том, что касается экономического развития, оно стало меняться.
Возвращаясь к вашему вопросу, думаю, что самым бессмысленным образом было упущено огромное количество великих возможностей. В Бразилии, ведущей стране Латинской Америки, когда к власти там пришла Партия трудящихся, она действительно обладала хорошими возможностями для проведения успешной политики: значительная поддержка населения, хорошие программы преобразований, впечатляющее лидерство. И она добилась определенных успехов, но масштабы коррупции были такими, что партия дискредитировала себя и, по сути дела, свела на нет имевшиеся возможности. Надеюсь, что какие-то ее элементы удастся возродить, но пока непонятно, какие.
Нечто подобное произошло и в Венесуэле, где предпринимались значительные усилия, выдвигались важные предложения и инициативы, но это не принесло результата, поскольку изначально сама система была разбалансирована. Были осуществлены некоторые перемены, инициированные сверху и мало чем связанные с народными инициативами. Весьма маловероятно, что это будет работать. Впоследствии были неудачи, но сейчас мы снова наблюдаем ужасающую коррупцию и некомпетентность в стране, которой так и не удалось выйти из-под практически полной зависимости от экспорта одного единственного товара: нефти.
Если говорить о Бразилии, да и об Аргентине тоже, их экономика находится в слишком большой зависимости от экспорта сырья, которое необходимо стремительно развивающемуся Китаю. Это предполагает, разумеется, импорт дешевых китайских промышленных товаров, ослабляющих реальную экономику. Это нельзя считать успешной моделью развития. Это многоплановая история с большим количеством достижений, обильными обещаниями, но также и значительными неудачами. Думаю, что достигнутые успехи могут стать основой для дальнейшего движения вперед. Боливия и Эквадор добились относительного успеха, но и перед ними стоит множество проблем.
— Некоторые южноамериканские политологи считают, что популизм — это необходимый этап перехода к более совершенной демократической системе. Что Вы думаете по поводу того, что в Южной Америке называют популизмом, а в других странах — бонапартизмом?
— Различных проявлений бонапартизма в Латинской Америке было хоть отбавляй. И все же делать какие-то обобщающие выводы было бы неправильно. Статистика показывает, что экономика Южной Кореи является самой успешной за последние пятьдесят лет. Если мы вернемся, скажем, в 50-е годы, то Южная Корея находилась на уровне беднейших африканских стран. Строго говоря, она была беднее Ганы. Зато сейчас Южная Корея — мощная промышленная держава, одна из главных в мире, выступающая двигателем экономического прогресса. При этом она небольшая страна с непростыми внешними условиями и незначительными природными ресурсами. Основная часть природных ресурсов сосредоточена на севере Корейского полуострова. Это впечатляющее достижение, основы которого были заложены при жестком диктаторском режиме, который поддерживали США. В 80-е годы в результате народных выступлений диктатура была свергнута и установлена демократия.
Что касается Латинской Америки, то полагаю, что модель Чавеса была деструктивной. Южной Америке нужны массовые народные движения, которые осуществили бы широкие социальные преобразования. И в какой-то мере это произошло. Например, произошло самое настоящее возрождение индейских движений в Южной Америке, которые в некоторых странах приобрели большой размах. В Боливии, где индейцы составляют большинство населения, они даже взяли под свой контроль политическую жизнь, избрав президентом выходца из своей среды. В Бразилии борьба рабочего класса против диктатуры и другие формы борьбы стали основой политических достижений Партии трудящихся во время последнего президентства Дилмы Русеф (Dilma Rousseff), которой удалось добиться успехов по ряду направлений, но Дилма столкнулась с проблемой коррупции и финансовых пузырей.
История не указывает правильной экономической модели развития, но реальные и устойчивые достижения должны основываться на организованных народных движениях, которые возьмут на себя ответственность за полный контроль над политикой, информацией и выполнением принятых решений. Но разным странам это удается в разной степени. Возьмем в качестве примера США, самую могущественную и богатую страну в истории и, в определенном смысле, лидера в декларативной демократии, хотя до демократии в действии ей еще очень далеко.
— Отчасти идеологическое освобождение Южной Америки за последнее десятилетие могло финансироваться за счет значительного роста цен на сырье, который был вызван резко возросшим спросом со стороны Китая. То есть, благодаря Китаю Южная Америка смогла отмежеваться от США. Теперь, когда в китайской экономике наблюдается замедление темпов роста, Южной Америке снова придется укреплять связи с США?
— Нет никакой проблемы в том, чтобы укрепить экономические связи с США, при условии, что они не приведут к подчинению, к контролю со стороны транснациональных корпораций США.
Проблема Южной Америки заключается в отсутствии внутренних программ созидательного развития, по образцу Южной Кореи и Тайваня. Это были бедные страны, которые стали мощными государствами. К сожалению, в течение долгого времени они находились под гнетом диктатур, но потом встали на путь демократического развития и начали претворять в жизнь программы социально-экономического развития, основывавшиеся на использовании внутренних возможностей. Они пошли по пути внедрения передовых технологий, инвестирования в наукоемкие отрасли под контролем государства добились успеха.
Основной экономической моделью Латинской Америки в последние годы был экспорт сырьевых продуктов в Китай, что, разумеется, таит в себе ряд недостатков. С одной стороны, как Вы указали, она зависит от любых изменений, которые могут произойти в китайской экономике. Но эта модель также предполагает поставки сырья и получение взамен дешевых товаров, подрывающих возможности развития экономики и собственного промышленного производства, закрепляя аграрный статус страны. Вряд ли это можно назвать развитием.
— Каково Ваше общее мнение об эволюции экономики и политической системы в Китае?
— Несомненно, в экономическом развитии произошел значительный рывок, благодаря которому большое число людей выбрались из бедности. Это большое достижение, хотя и повлекшее немалые экологические и человеческие издержки. Также остается немало проблем, в том числе достаточно острых, в частности, авторитарная политическая система.
— В Аргентине Пола Сингера (Paul Singer) и другие финансовые лобби рассматривают как новую форму насильственного вмешательства во внутренние дела Южной Америки. Подобные оценки свидетельствуют о параноидальных взглядах бывших колоний или отражают реальную действительность?
— К сожалению, то, что Вы говорите, верно. Инвестиционные фонды творят совершенно невообразимые вещи. Постыдно то, что они получают юридическую поддержку в судах США. А должно было бы происходить в США следующее: массовые народные выступления с целью положить конец этому разграблению и издевательствам по отношению к уязвимым странам. Эти фонды непонятно вообще для чего существуют. И то, что они делают в Аргентине, самый настоящий позор. Аргентину нужно поддержать как в мировом масштабе, так и в США, чтобы пресечь эти проявления неоколониализма.
— В одном из репортажей Вы заявили, что политика Лулы схожа с той, что проводил президент Бразилии Жуан Гуларт (João Goulart) в 60-е годы. Тогда это вызвало раздражение Вашингтона, который организовал в Бразилии военный переворот. Сейчас, когда бразильская валюта подешевела почти на 50% по отношению к доллару, нельзя ли рассматривать происходящее как мягкую форму государственного переворота, направленного против Дилмы Русеф, преемницы Лулы?
— Достаточно странное сравнение. Правительство Гуларта ни в коем случае не предпринимало радикальных шагов, оно было слегка социал-демократическим. Разумеется, начало 60-х годов нельзя сравнить с началом 2000-х. Так что его политика не была абсолютна похожа на политику Лулы, хотя в чем-то совпадала. В начале 60-х годов администрация Кеннеди подготовила государственный переворот, который был совершен сразу же после убийства Кеннеди. В результате этого переворота в Латинской Америке возникло первое государство неонацистского толка. Впоследствии этот кошмар распространился по всему континенту. В Аргентине развитие событий пошло по одному из наихудших вариантов. Это было отражением власти США над Латинской Америкой. Когда появился Лула и стал проводить в чем-то похожую политику, США это, разумеется, не понравилось, но они были не в состоянии совершить государственный переворот, что и стало показателем изменений, произошедших за последние пятнадцать лет.
Если рассмотреть современный период, то после 2000 года в Латинской Америке было три военных переворота. Один произошел в Венесуэле (2002 год) при большой поддержке США, который был быстро подавлен народом. Второй (2004 год) был совершен на Гаити при подстрекательстве США и Франции, извечных палачей гаитянского народа. И он увенчался успехом, но Гаити — слабое государство. Третьим стал Гондурас, тоже слабое государство. Армия свергла законно избранное правительство, проводившее умеренные преобразования. Большая часть стран Западного полушария выразили решительный протест, но администрация Обамы практически поддержала и узаконила проведение выборов под контролем военных властей. И Гондурас просто-напросто стал государством-катастрофой. В настоящее время наибольшее количество людей, которые бегут в США, являются гражданами Гондураса. То есть, нельзя утверждать, что эпоха военных переворотов полностью закончилась, просто они стали совершено другими, чем в 60-70-х годах. Или вспомним те ужасные войны, в которых принимали участие США в 80-х годах. Я не утверждаю, что США и их главные экономические игроки — транснациональные корпорации — отказались от стремления держать все под контролем, просто сейчас их возможности гораздо меньше. И это достижение.
— Что Вы думаете по поводу визита папы Франциска в США и его посреднических усилий по налаживанию диалога с Кубой?
— Это очень интересное событие, причем во многих смыслах. Выдвинутые инициативы, если и не на сто процентов, достаточно впечатляющи и перспективны, в том числе и в отношении Кубы. Но почему администрация Обамы стала делать шаги в сторону нормализации отношений с Кубой? Здесь, в США, это преподносят как благородные и героические усилия с целью помочь Кубе выйти из изоляции и присоединиться к мировому сообществу, вступить на путь свободы и демократии. На самом деле все полностью наоборот. В растущей изоляции оказались именно США. В международных делах США находились в изоляции в течение десятилетий. Достаточно посмотреть на результаты ежегодного голосования на Генеральной ассамблее ООН по вопросу американского эмбарго: практически все страны выступали против него. Во время последнего голосования США даже не удалось добиться, чтобы их поддержали островные государства Тихого океана. Единственной страной, поддержавшей США, был Израиль, который просто должен это делать, но при этом сам нарушает эмбарго.
Но наиболее показательной является Латинская Америка. В ходе конференции в Картахене, по-моему, она состоялась в 2012 году, США и Канада оказались в полной изоляции, и прежде всего в вопросе участия Кубы в работе различных региональных организаций и мероприятий. И было совершенно очевидно, что если США не согласятся с единодушным требованием стран Западного полушария допустить Кубу к участию в Панамской конференции, которая должна состояться в этом году, то сами могут быть не допущены участвовать в ее работе. В этих условиях Обама предпринял небольшие шаги по нормализации отношений. Меня радует, что он пошел на это, однако мы должны понимать причины, которые весьма в малой степени отвечают тем целям, которые должны быть достигнуты. В первую очередь я имею в виду Конгресс, который по-прежнему решает судьбу эмбарго, а также все еще действующие серьезные ограничения на поездки кубинских научных сотрудников в США, что является позором, равно как и другие ограничения, которые должны быть сняты. Но в любом случая это начало того факта, который должен был свершиться, что немаловажно.
Это можно понять только в историческом контексте. Буквально через несколько месяцев после того, как Кастро пришел к власти, США стали вести в отношении Кубы враждебную деятельность. Они планировали начать бомбардировки Кубы в конце 1959 года. В марте 1960 администрация Эйзенхауэра приняла решение свернуть кубинское правительство. А когда президентом стал Кеннеди, этот план стал активно претворяться в жизнь. Сначала была высадка наемников в заливе Свиней, а после ее провала, Кеннеди начал широкомасштабную подрывную деятельность против Кубы, которая стала одним из главных факторов Карибского кризиса, чуть не вылившегося в ядерную войну. После кризиса подрывная деятельность продолжалась. Тем временем было введено эмбарго, в результате которого Куба несла большие финансовые потери. По сути дела, США борются с Кубой с момента ее освобождения в 1959 году. Сейчас их враждебная деятельность сокращается, прежде всего, вследствие возросшей независимости Латинской Америки, которая выступила с осуждением подобной практики. Это очень важные шаги. Остаются нерешенными еще многие проблемы, но мы не должны забывать о том, чего добилась Латинская Америка за последние пятнадцать лет благодаря своему независимому курсу.
— Какие субъективные последствия может повлечь то, что Папа Римский Франциск стал первым не европейцем и, тем более, латиноамериканцем, возглавившим Римско-Католическую Церковь?
— Следует помнить о том, что главное, и, по сути дела, драматическое изменение в жизни Церкви произошло при Иоанне XXIII и Втором Ватиканском Соборе. Ханс Кюнг (Hans Küng), великий исследователь истории христианства (швейцарский богослов, консультант Папы во время собора — прим. ред.), утверждает, что, согласно Второму Ватиканскому Собору, Папа вернул Церковь в то состояние, в котором она пребывала при императоре Константине Великом в IV веке. Латиноамериканская Церковь и Епископальная конференция стали активно работать с верующими. Священники, монахи, миряне отправились в наиболее бедные сельские общины. Это вызвало резкие действия в отношении Церкви со стороны США и правящих кругов Латинской Америки, считавшими это ересью возвращение христианства к своим корням. Именно этот фактор вызвал чудовищные бесчинства в Латинской Америке в 60-х, 70-х и 80-х годах. Их кульминацией стало убийство шести латиноамериканских ведущих священников-иезуитов в Сальвадоре в ноябре 1989 года. И это не только мое мнение. Если вы посмотрите на Школу Америк, изменившую свое название (сейчас это Институт взаимодействия в интересах безопасности Западного полушария — прим. ред.), в течение долгих лет готовившей латиноамериканских головорезов, то один из тезисов, который они активно распространяют, состоит в том, что армия США помогла уничтожить Теологию освобождения. Но Папа Иоанн XXIII не был латиноамериканцем. Он дал начало масштабным преобразованиям, и я думаю, что Папа Франциск начал продолжать его дело. И это имеет большое значение. Возможно, его латиноамериканские корни сыграют в этом деле свою роль, что неудивительно. В любом случае, данный вопрос заслуживает самого большого интереса. Полагаю, что население отреагирует на его обещание положительно и конструктивно.
— В Европе мы наблюдаем возникновение партий, выступающих против сложившегося порядка вещей, таких как «Мы можем» (Podemos) в Испании и СИРИЗА в Греции, берущих пример с популистских движений Латинской Америки. Можно ли утверждать, что Южная Америка в определенной степени способствует формированию политического авангарда?
— Латинская Америка играет важную роль в формировании этих партий. А Латинской Америке широкое распространение получили самые крайние неолиберальные догмы, и, как Вы знаете, она сильно пострадала от этого. Латинская Америка возглавляла сопротивление Вашингтонскому консенсусу и системе неолиберальной глобализации. Как мне кажется, это способствовало возникновению движений в других странах: Греции, Испании, а также в США и Великобритании. Например, заметный успех кампании Берни Сандерса (Bernie Sanders), мобилизация общественного мнения в США, а также события, происходящие в других странах, являются реакцией граждан на самую настоящую классовую войну, которая велась во время жизни последнего поколения под неолиберальными лозунгами с тем, чтобы повернуть вспять поступательное развитие последних лет. Сейчас наступила реакция, и Латинская Америка во многих вопросах задавала тон.
— Вы уже говорили о том, что белые американцы боятся превратиться в меньшинство в своей собственной стране, считая, что смешение рас и национальностей «отнимает у них страну». Поскольку латиноамериканцы через определенное время превысят по численности афроамериканцев в общей массе населения, может ли возникнуть новая волна расизма в отношении латиноамериканцев, подобная той, что существовала в отношении чернокожих? И не станет ли Дональд Трамп (Donald Trump) одним из главных ее инициаторов?
— Это серьезная проблема в США, чье прошлое наполнено жутким расизмом и чудовищными злодеяниями. Рабство представляет собой одно из самых страшных преступлений современной эпохи, которое, между прочим, не исчезло вместе с отменой рабовладения.
Если мы бросим взгляд на последние 400 лет, когда сюда были привезены первые африканские рабы, то увидим, что было, наверное, два или три десятилетия, когда афроамериканцы имели возможность стать членами общества. Это страшная история, но, помимо этого, в США в течение длительного периода приезжали европейские иммигранты. В США последовательно совершалось уничтожение индейского населения, еще одного чудовищного преступления, после которого началось заселение страны. Массовый приезд поселенцев завершился приблизительно 100 лет тому назад.
Европейцев принимали до 1924 года. В 1924 году был принят первый важный закон об иммиграции, направленный прежде всего против итальянцев и евреев, приезжавших с юга и востока Европы. Их больше не хотели принимать. И это стало одной из причин, по которым евреи не смогли покинуть Германию. До начала Холокоста они не могли приехать в США. И после Второй мировой войны тоже. Этот врожденный страх перед иностранцами сильно укоренился в сознании, и в нем очень много надуманного.
Давайте вернемся, скажем, во времена Дикого запада и посмотрим, что такое англосаксонская традиция, ведь мы все в какой-то степени англосаксы. Разумеется, это полная чушь, как и все, что связано с расизмом, но как культурное явление это было вполне реальным. И это оказывает значительное влияние на широкие слои белого населения, также страдающего от неолиберальной политики. Стоит напомнить, что для большинства населения США в последние тридцать лет, после того, как неолибералы стали настойчиво продвигать свои идеи, реальная заработная плата осталась на прежнем уровне или снизилась. Реальная зарплата работников мужчин находятся на уровне 60-х годов. Конечно, они не испытывают тех же страданий, что в Центральной Африке, но если говорить о богатстве, власти и возможностях общественного выбора, то тут трудящиеся испытывают на себе суровый гнет, порождающий чувство отчуждения и обиды. И в отсутствие либерального движения, которое осуществляло бы реальную деятельность, а также других прогрессивных движений, многие начинают исповедовать крайне реакционные взгляды, как это случилось в других местах. Часть людей переходит на ультранационалистические позиции. «У нас отбирают нашу страну». С особой силой это проявляется среди рядовых членов Республиканской партии. Именно поэтому я утверждаю, что Дональд Трамп самый настоящий клоун. Он пользуется большой поддержкой, когда говорит о том, что надо заставить Мексику построить стену на границе, чтобы нарушители и преступники не попадали в нашу страну. Полный абсурд, но, похоже, это предложение обсуждается. Оно находит отклик у тех людей, которые действительно считают, что с нами происходит что-то ужасное, а вину всегда проще свалить на чужаков.
Все указывает на то, что через пару десятилетий демографические изменения приведут к тому, что белые останутся в меньшинстве на фоне роста численности выходцев из стран Азии и Латинской Америки. И ничего плохого в этом нет, если не считать того, что наблюдается крайне опасный рост националистических настроений. Нечто подобное происходит в Европе, наполненной беженцами из Сирии и Северной Африки. Очень странно, что такие страны как Ливан, Иордания и Турция принимают значительное количество беженцев, в то время как богатая Европа заявляет, что сможет принять лишь небольшое количество беженцев, прибывающих в эти бедные страны. И США, страна сравнительно богатая, с огромными незаселенными территориями, не принимает практически никого, а с людьми, которые бегут из Центральной Америки и Мексики, происходят страшные вещи.
— Вы высказали мнение о том, что Обама был консерватором, а Демократическая партия превратилась в умеренную Республиканскую партию. Экстремистские выходки «Движения чаепития» толкают США вправо, а теперь еще и Дональд Трамп во всеуслышание высказывает подобные взгляды. Почему это происходит?
— Политическая система смещалась вправо целым поколением, в жизнь претворялись неолиберальные идеи, нанося огромный ущерб обществу и значительной части населения.
— В своей книге «Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media» Вы написали, что «социальная цель СМИ заключается в том, чтобы внушать в сознание людей и оправдывать экономическую, социальную и политическую повестку дня привилегированных групп, которые занимают господствующее положение в государстве и обществе. При этом СМИ уделяют особое внимание вопросам, имеющим первостепенное значение для существующей власти, не позволяя обществу осуществлять сколько-нибудь значительный контроль над политическими процессами. С этой целью они осуществляют целенаправленную подборку тем и подгонку вопросов, определяют интересы читательской аудитории, производят информационные вбросы, расставляют акценты и меняют тональность, а также ведут дискуссии в рамках дозволенного». Вы написали это в 1988 году, что изменилось за прошедшие четверть века?
— Вместе с моим соавтором Эдвардом Херманом (Edward Herman) в 2002 году мы выпустили второе издание с новым предисловием, в котором затрагиваем эти моменты. С тех пор что-то изменилось, но не сильно. Пришел интернет, и компьютеры стали доступными для всех. Они предоставляют много возможностей, но, как и большинство технологических достижений, дают возможности не только для свободы, но и для принуждения и контроля. Вопрос заключается в том, как их использовать. Интернет позволяет людям, имеющим доступ к самым разным многочисленным источникам информации, участвовать в разного рода обсуждениях. Эти возможности нужно использовать. Интернет также дает возможность тратить время на порнографию и просмотр сайтов, усиливающих человеческие предрассудки. Он дает возможности властям, прежде всего в США, но также и других стран, установить полный контроль за действиями людей, отслеживать их местоположение, что они делают, с кем говорят и о чем. Все это крайне опасно, поскольку может быть использовано для установления тотального контроля над людьми. С помощью интернета все это возможно. У меня нет оснований считать, что в сделанных в нашей книге выводах произошли изменения. Основная идея осталась той же. Существуют возможности, и вопрос заключается в том, как их будут использовать. Мы очень хорошо знаем, как будут использоваться системы полномочий. Причем речь идет не только о власти. Крупные компании, такие как Google, Amazon и другие, предпринимают значительные шаги в области наблюдения, формирования предпочтений, выбора, поведения. Именно в такой форме и будет использоваться интернет. Люди могут использовать его как инструмент обретения свободы, утверждения демократии, борьбы против гнета, и в определенной степени так и происходит, но то, как мы будем использовать имеющиеся у нас возможности, зависит исключительно от нас самих. Можно было бы сказать то же самое о печатной прессе, библиотеках, газетах и других СМИ. Сейчас мы можем сказать это про интернет. Не думаю, что произойдут какие-то существенные изменения в отношениях с властью. Речь идет лишь о наличии технических возможностей, позволяющих организовывать народные массы на какие-то действия, влиять на образовательные процессы, что может привести к значительным изменениям.
— В 80-х годах Вы утверждали, что «пропаганда для демократии то же, что насилие для диктатуры». Сейчас это еще более усилилось?
— Мне кажется, что сейчас происходит то же самое.
— В своей статье «Согласие без согласия» от 2012 годы Вы пишете о согласии управляемых. Как бы Вы объяснили эту пассивность людей, если мозг, как биологическая структура, создан для генерирования мысли?
— Как сказал Джон Милтон (John Milton), «мозг — очень странное место». У людей много странных свойств. Не знаю, соглашусь ли с Вами по поводу «пассивности». По целому ряду причин люди могут не иметь альтернативного взгляда на вещи. Но этим должны заниматься общественные деятели, активисты различных организаций.
— В своей книге «Размышления о языке» Вы пишете, что «люди в равной степени наделены способностями для изучения любого языка». Чем бы Вы объяснили то, что некоторые языки имеют свою определенную предрасположенность, например, итальянский — для лирических произведений, немецкий — для общественных наук, французский — для любви?
— Дидро однажды предсказал, что французский будет языком науки, а немецкий и английский — языками литературы. Все прочие подобные утверждения — всего лишь заявления отдельных людей, не более.
— Вы считаете, что в XXII веке китайский язык будет играть такую же роль, какую в настоящее время играет английский?
— Если Вы хотите сказать, что он станет языком международного общения, то это вполне возможно.
В чем разница между Южной Америкой и Латинской Америкой?
проверено Cite
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPAChicago Руководство по стилюпроверено Цитируйте
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые несоответствия. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPChicago Manual of Style НаписаноДжефф Валленфельдт
Джефф Валленфельдт, менеджер по географии и истории, работает редактором Британской энциклопедии с 1992 года.
Джефф Валленфельдт Факт проверенРедакторы Британской энциклопедии
Редакторы Encyclopaedia Britannica контролируют предметные области, в которых они обладают обширными знаниями, будь то многолетний опыт, полученный в результате работы над этим контентом, или в результате обучения для получения ученой степени. Они пишут новый контент, а также проверяют и редактируют контент, полученный от участников.
Редакторы Encyclopaedia Britannica © beyhanyazar/iStock.comХристофор Колумб думал, что нашел кратчайший путь в Азию, когда достиг твердой земли в Карибском море в 1492 году, но 10 лет спустя Америго Веспуччи понял, что рассматриваемые земли представляют собой Новый Свет, по крайней мере, для европейцев. В результате большая часть Западного полушария была названа в честь Веспуччи. Первоначально название Америка использовалось для обозначения только южной части суши, но со временем это обозначение стало применяться ко всему Новому Свету. Сегодня людям все еще трудно разобраться в своей Америке, особенно когда дело доходит до терминов 9.0003 Южная Америка
и Латинская Америка . Вот разница.Начнем с Южной Америки. Те части суши Нового Света, которые расширяются к северу от узкого сухопутного моста Панамского перешейка, стали известны как Северная Америка, а те, что расширяются к югу, стали известны как Южная Америка. Южная Америка омывается Карибским морем на северо-западе и севере, Атлантическим океаном на северо-востоке, востоке и юго-востоке и Тихим океаном на западе. Пролив Дрейка к югу от мыса Горн отделяет Южную Америку от Антарктиды.
Достаточно ясно, верно? Однако это может сбить с толку, потому что некоторые авторитеты говорят, что Северная Америка начинается не на Панамском перешейке, а на перешейке Теуантепек. Они называют регион между этими двумя точками Центральной Америкой. Однако согласно этому определению часть Мексики входит в Центральную Америку, хотя эта страна находится в основном в собственно Северной Америке.
Чтобы решить эту проблему, вся Мексика, наряду со странами Центральной и Южной Америки, также может быть сгруппирована под названием Латинская Америка, а Соединенные Штаты и Канада будут называться Англо-Америкой. К Латинской Америке относятся также острова Карибского моря, жители которых говорят на романском языке ( см. Список стран Латинской Америки).
Это культурное разделение вполне реально. Народы Латинской Америки пережили опыт завоевания и колонизации испанцами и португальцами с конца 15 по 18 вв. Они также разделяли борьбу за независимость от колониального господства в начале 19 века. После обретения независимости многие из этих стран испытали схожие тенденции, но между ними также существуют значительные социальные, культурные и экономические различия, несмотря на их общее наследие.
Хотя Латинская Америка также включает в себя страны, наследие которых преимущественно французское, испанские и португальские элементы настолько велики в истории региона, что иногда предлагается использовать термин Ибероамерика , а не Латинская Америка . Латинское , кажется, предполагает равную важность французского и итальянского вкладов, что далеко не так. Однако, только что разобравшись с разницей между Южной Америкой и Латинской Америкой, возможно, нам следует оставить это в покое.
Обзор латиноамериканской и латиноамериканской идентичности
Инициатива Pacific Standard Time: LA/LA изучала латиноамериканское и латиноамериканское искусство и культуру посредством выставок и мероприятий в Южной Калифорнии осенью и зимой 2017–2018 годов.
В составе кураторской группы одной из выставок Гетти нас несколько раз спрашивали: где Латинская Америка? Что такое «латиноамериканский язык»? Является ли испанский единственным разговорным языком во всей Латинской Америке? Для всех, кто интересуется тем же, мы составили путеводитель по многим аспектам латиноамериканской и латиноамериканской идентичности9.0005
Определение Латинской Америки
Для начала, где находится Латинская Америка? Географически этот термин относится к группе стран, принадлежащих к регионам Северной Америки, Карибского бассейна, Центральной Америки и Южной Америки. В культурном и лингвистическом отношении Латинская Америка определяется как страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна, жители которых преимущественно говорят на испанском или португальском языках — двух из многих языков, происходящих от латыни.
Первое использование термина «Латинская Америка» восходит к 1850-м годам в трудах Мишеля Шевалье (1806–1879 гг.).), который использовал этот термин как способ отличить «латинских» народов от «англо-саксонских» народов Америки, используя язык для создания географического различия. (1)
Это определение оказалось трудным, поскольку есть много наций, которые не считаются частью Латинской Америки, несмотря на их географическое положение. Гвианы, например, географически являются частью Латинской Америки, но никогда не были оккупированы Португалией или Испанией, а скорее Францией (Французская Гвиана), Голландской империей (Суринам) или Соединенным Королевством (Гайана). Точно так же многие из этих народов не говорят преимущественно на испанском или португальском языках. Есть также другие страны, которые географически и культурно связаны с Латинской Америкой, но являются политическими территориями других стран, например, Пуэрто-Рико, которая остается территорией Соединенных Штатов.
Mapa de los Estados Unidos de Méjico: segun lo organizado y definido por las varias actas del congreso de dicha républica y construido por las mejores autoridades , John Disturnell. New York: J. Disturnell, 1847. Library of Congress, Geography and Map Division, Washington, D. C. 20540-4650
По определению Шевалье, все американские нации, говорящие на языке «латинского» происхождения, должны определяться как «латиноамериканские». ” Однако Соединенные Штаты, где испанский язык является и был одним из доминирующих языков, технически не считаются частью Латинской Америки, хотя в 1847 году Мексика охватывала территории на севере до Орегона и на востоке до Юты.
«Латинская Америка» вошло в широкое употребление только в середине ХХ века. Коренные народы населяли Америку за тысячи лет до европейского завоевания и, вероятно, не считали себя частью единого географического образования.
То, что мы сегодня называем Латинской Америкой, было сформировано сотнями лет европейского империалистического правления, битв за независимость от колониальных держав, гражданских и мировых войн, а также добровольной и вынужденной миграции. (Последствия урбанизации в условиях колониального господства и после обретения независимости подробно исследуются на выставке «Метрополис в Латинской Америке, 1830–1819 гг. »).30, в котором основное внимание уделяется подъему и развитию шести столиц Латинской Америки.)
Латиноамериканцы, латиноамериканцы, латиноамериканцы/о, латиноамериканцы@, латиноамериканцы… О боже!
По данным Бюро переписи населения США, в 2015 году латиноамериканское население США достигло приблизительно 57 миллионов человек. В Калифорнии проживает самое большое латиноамериканское население среди всех штатов (15,2 миллиона), а в округе Лос-Анджелес проживает самое большое латиноамериканское население среди всех округов (4,9 миллиона). . Но что означает термин «испаноязычный» и кого именно представляет этот термин?
Термин «испаноязычный» был впервые введен Бюро переписи населения США в 1970 году после того, как такие группы, как Национальный совет Ла Разы, выступали за эту категорию как альтернативу классификации иммигрантов из Мексики, Кубы и Пуэрто-Рико как «белых». Сегодня латиноамериканцев охватывают людей самых разных этнических групп, происходящих из испаноязычных стран, в основном из Испании и всей Латинской Америки (за исключением Бразилии, где официальным языком является португальский). Бюро переписи населения США теперь считает и латиноамериканцев, и латиноамериканцев одной и той же категорией.
Марка почтовой службы США: «Испаноязычные американцы, гордое наследие». Выпуск 1-го дня. Архив и специальные коллекции Корпуса морской пехоты США, Коллекция Соломона Богарда (COLL/45)
Фото: предоставлено по лицензии Creative Commons Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0). Источник: Архив морской пехоты США на Flickr
Латинская Америка имеет богатую и разнообразную историю культур коренных народов, европейской колонизации, африканского рабства и глобальной иммиграции, что затрудняет описание ее населения с помощью одной этнической категории или идентификатора. Люди в США, происходящие из латиноамериканской страны, иногда идентифицируют себя или называются латиноамериканцами, но многие предпочитают термин Latino/a (латиноамериканец, мужской или латиноамериканец, женский).
1750 способов сказать привет
Современная лингвистическая карта Латинской Америки. Зеленым цветом обозначены испаноязычные страны; оранжевый обозначает португальский язык, а синий — французский. Карта Фоссума. Источник: Wikimedia Commons
За пределами Бразилии, где преобладающим языком является португальский, испанский язык является доминирующим языком, на котором говорят во всей Латинской Америке. Оба этих латинских языка недавно были завезены в Америку. Латинская Америка является домом для сотен языков коренных народов ; до европейских завоеваний их было около 1750 человек. Как и в случае с географией и культурой, язык в Латинской Америке удивительно разнообразен.
Только в Мексике говорят на 68 различных языках коренных народов; их можно разделить на 364 диалекта. Языковая семья майя состоит из 28 языков, и по состоянию на 2006 год несколько миллионов человек говорят на нем как на первом языке в Гватемале, Мексике, Белизе и Гондурасе. Почти 4 миллиона человек в Перу сегодня все еще говорят на кечуа, языке, на котором говорили инки.
Языки коренных народов Америки дали много слов современному английскому и испанскому языкам. Многие общеупотребительные английские слова происходят из родного языка ацтеков, науатль, на котором сегодня говорят 1,5 миллиона человек в центральной Мексике. Слово авокадо происходит от слова на науатле ahuacatl (буквально «яичко»), а какао — от слова cacahuatl . Вяленое мясо происходит от слова кечуа ch’arki (буквально «сушеная плоть»). Акула происходит от слова майя xook (произносится как «шок»).
На языках коренных народов Америки все еще говорят сегодня, хотя во многих случаях эти языки коренных народов находятся под угрозой исчезновения. Благодаря усилиям общин коренных народов и ученых, изучающих родные языки, а также достижениям в области технологий у языков коренных народов больше шансов остаться в живых. В этом году Перу вошло в историю, запустив первую в истории новостную передачу языка кечуа, Ñoqanchik . Недавняя инициатива под названием 68 голосов (68 Voices) при поддержке Фонда культуры и искусства правительства Мексики (FONCA) создал серию анимационных короткометражек, посвященных пятнадцати языкам коренных жителей Мексики. Колумбийские рэперы Браян и Дарио Таскон приобрели поклонников, исполняя рэп на одном из коренных языков Колумбии, эмбера, на котором сегодня говорят 80 000 колумбийцев и панамцев.
Сегодня в округе Лос-Анджелес проживает примерно 3,7 миллиона человек, говорящих по-испански, но здесь также говорят на 1205 других языках коренных народов, включая ацтекский, майя, аравакский, кечуа и тупи-гуарани. Такие учреждения, как Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и общественные школы Семильяс, помогают сохранить некоторые из этих языков коренных народов, предлагая курсы на кечуа, науатль, майя и сапотек.
Африканские диаспоры в Латинской Америке
Африканская диаспора в Бразилии и по всей Америке — одна из «пяти великих африканских диаспор», связанных с трансатлантической работорговлей. С пятнадцатого по девятнадцатый века африканцы — в основном из центральной и западной частей Африки — были захвачены, проданы и проданы в рабство и привезены в Новый Свет в качестве подневольного труда для португальцев, англичан, французов, испанцев , и голландские торговые нации.
Сбор кофейных зерен , ок. 1885, Марк Феррез. Исследовательский институт Гетти, коллекция фотографий Хильберто Ферреза о Бразилии девятнадцатого века, 92-F242
. Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчасВ Северной и Южной Америке существует и было большое разнообразие опыта чернокожих. В колониальный период некоторые свободные чернокожие и «мулаты» (колониальный термин для описания людей межрасового происхождения) выступали против испанского империалистического правления, в то время как другие по-разному участвовали в европейских завоеваниях. Некоторые из этих людей также работали в Андах 9.0003 chácaras
(ранчо), владели предприятиями по выделке шкур из мулов, управляли плантациями какао в Сантьяго-де-Гватемала или работали фермерами и ковбоями на тихоокеанском побережье Мексики, среди многих других ролей.По данным Pew Research Center, в Латинской Америке проживает около 130 миллионов человек африканского происхождения. В настоящее время в Бразилии проживает самая большая африканская диаспора в Латинской Америке и в мире. Многие другие страны и сообщества по всей Латинской Америке имеют глубокие африканские корни, включая Боливию, Перу, Колумбию, Венесуэлу, Панаму, Доминиканскую Республику, Кубу и Мексику.
Присутствие африканского наследия в латиноамериканской культуре заметно в искусстве и музыке многих регионов. Например, reggaetón были изобретены чернокожими панамцами в 1980-х годах, вдохновленными чернокожей ямайской танцевальной музыкой Пуэрто-Рико. Однако афро-латиноамериканская и афро-латиноамериканская идентичность не всегда была видимой или уважаемой в основной латиноамериканской и американской культуре. Только в 2015 году, например, Мексика начала учитывать лиц африканского происхождения в их собственной отдельной категории, как чернокожие или афро-мексиканцы, для их общей переписи. Эта перепись 2015 года показала, что 1 381 853 человека идентифицируют себя как лица африканского происхождения, что составляет 1,2% населения Мексики.
Подобно латиноамериканской и латиноамериканской идентичности внутри и за пределами Латинской Америки, афро-латиноамериканский опыт и история диаспоры сложны, и их нельзя охарактеризовать с помощью обобщений или однородных категорий. Быть афро-латиноамериканцем/о бывает «много разных оттенков», — сказал М. Тони Перальта, современный художник и владелец проекта Перальта. «Люди должны показать весь спектр афро-латиноамериканцев. Покажите красивую радугу того, что значит быть афро-латиноамериканцем».
Одной из выставок Тихоокеанского стандартного времени, специально посвященных афро-латиноамериканской идентичности, является Axé Bahia: The Power of Art in a Afro-Brazilian Metropolis в Музее Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, которая исследует, как художники отреагировали на афро-бразильскую идентичность в Баии.
Дети собирают дрова на улице, Панама , около 19:00. Стереография. Музей Дж. Пола Гетти, 84.XC.870.741
Восточноазиатские диаспоры в Латинской Америке
В Перу 6000 китайских ресторанов (называемых чифас). В Гаване находится один из старейших китайских кварталов Латинской Америки. В Бразилии есть процветающая японская община. Почти 1% населения Латинской Америки, более четырех миллионов человек, имеет азиатское происхождение. Однако история этой восточноазиатской диаспоры малоизвестна за пределами Латинской Америки.
Так называемая «отмена» трансатлантической африканской работорговли в 1807 году создала вакуум в свободной рабочей силе, вынудив Португальскую, Испанскую и Британскую империи искать новых низкооплачиваемых рабочих в Восточной и Южной Азии. Граждане этих народов были похищены, обмануты или проданы в рабство по контракту, что приравнивалось к рабству во всех отношениях, кроме названия. Рабочие из Восточной и Южной Азии были рассредоточены по всей Латинской Америке.
Рабочих восточноазиатского происхождения в основном отправляли в Карибский бассейн и Латинскую Америку для работы на плантациях сахарного тростника, хлопка и кофе вместе с существующим населением африканских рабов. В Перу китайские рабочие участвовали в строительстве Андской железной дороги и работали на серебряных рудниках.После отмены африканской работорговли владельцы многочисленных кофейных плантаций Бразилии нуждались в новой рабочей силе. Японское правительство поощряло эмиграцию японских рабочих в Бразилию и Перу. Хотя многие из этих рабочих добровольно согласились работать в течение оговоренного по контракту количества лет, они оказались в ловушке системы наемного труда и страдали от суровых условий труда. Последующие мировые войны привели к новым волнам японской иммиграции в Бразилию, как и запрет США на азиатскую иммиграцию в 1919 г.24, что побудило многих беженцев из Восточной Азии искать дом в Латинской Америке. В период с 1908 по 1961 год около 237 000 японцев иммигрировали в Бразилию.
В начале двадцатого века в Гаване проживала одна из самых больших и ярких китайских общин в Латинской Америке. Китайские наемные рабочие были привлечены к работе на сахарных и табачных полях вместе с существующим населением африканских наемных рабочих. Китайские рабочие участвовали в Десятилетней войне на Кубе (1868–1878 гг.) и сыграли важную роль в борьбе за независимость от испанского владычества. Сегодня на Кубе проживает менее 150 коренных китайцев, но их традиции продолжают жить. Традиционная китайская опера до сих пор исполняется, а тростниковый инструмент, происходящий из Китая, называется 9.0003 corneta china на Кубе остается основным продуктом кубинской музыки.
Ворота Чайнатауна в Гаване, Куба
Фото: Kaldari. Источник: Wikimedia Commons
Многие диаспоры африканского и азиатского происхождения в Латинской Америке восприняли свое двойное наследие.