Южный полюс первым открыл: История открытия Южного полюса — Газета.Ru

История открытия Южного полюса — Газета.Ru

###1###
«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику – Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772–75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821–23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901–04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59′ ю. ш. В море Уэдделла в 1902–04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903–05 годах и 1908–10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907–09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23′ и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893–1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more – R.Scott – For God’s sake look after our people – Жаль, но не думаю, что смогу еще писать – Р. Скотт – Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.+++

###2###
Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос – транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто – и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство – лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции – простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140+++

###3###
Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.+++

###4###«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и – из-за более позднего возвращения – попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений – и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта – впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь – 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield – «Бороться и искать, найти и не сдаваться». +++

110 лет назад мир узнал об открытие Южного полюса Земли – МРГ-Онлайн

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен известил мир об открытии им Южного полюса. Событие это привлекло большое внимание, поскольку экспедиция случайно вступила в «южнополярную гонку» с другими исследователями: примерно в это же время к полюсу выдвинулся британец Роберт Скотт

Руаль Амудсен планировал стать первооткрывателем Северного Полюса, но в 1908–1909 годах его опередили Роберт Пири и Фредерик Кук. Тогда норвежский исследователь стремительно изменил свои планы и решил покорить Южный полюс.

Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896).

В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс.

Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов).

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин.

«Фрам» отправился к берегам Антарктиды из Норвегии 7 июня 1910 года (Амундсен едва смог найти деньги на экспедицию, и даже был вынужден заложить свой дом). 4 октября 1910 года судно пересекло экватор.

2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведения океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу.

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.

Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

Южный полис не стоит путать с Южным магнитным полюсом – это совершенно разные точки. Магнитный относительно быстро перемещается и сильно «блуждает», сегодня он вообще находится на самом краю Антарктиды. Южный полюс, которого достиг Амундсен, тоже двигается, но гораздо медленнее, и расположен он почти в самом центре континента. Раз в год полярники на несколько метров передвигают шест, отмечающий новое расположение полюса, корректируя точку.

Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.

Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу. Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20°C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. 7 марта экспедиция достигла порта Хобарт в Тасмании, откуда Амундсен и сообщил миру о своем достижении. Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.

Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.

По материалам: ria.ru, scientificrussia.ru

Кто первым достиг Южного полюса?. Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина]

Кто первым достиг Южного полюса?. Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина]

ВикиЧтение

Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина]
Кондрашов Анатолий Павлович

Содержание

Кто первым достиг Южного полюса?

Первым Южного полюса достиг норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен, водрузив на нем норвежский флаг 14 декабря 1911 года. 17 января 1912 года на полюс прибыла английская экспедиция во главе с Робертом Фалконом Скоттом – чтобы, к своему величайшему разочарованию, увидеть водруженный Амундсеном флаг. Экспедиции добирались до полюса различными маршрутами и были по-разному экипированы. Амундсен избрал более короткий путь. По дороге он закладывал лагеря с достаточным количеством провианта, необходимого для возвращения. В качестве транспортного средства он пользовался санями, запряженными эскимосскими собаками, привыкшими к экстремальным климатическим условиям. В отличие от норвежцев, англичане отправились к полюсу на моторных санях, а собак взяли лишь на тот случай, если сани откажут.

Сани быстро сломались, а собак оказалось слишком мало. Полярники вынуждены были оставить часть груза и сами впрячься в сани. Трасса, по которой шел Скотт, была при этом на 150 километров длиннее избранной Амундсеном. На обратном пути Скотт и его спутники погибли.

Тайна «Южного объекта»

Тайна «Южного объекта» Весь 1943 год на советско-германском фронте продолжались тяжёлые, кровопролитные бои. Красная армия окружила части вермахта под Сталинградом, произошла грандиозная, беспримерная по масштабам Курская битва с крупнейшим танковым сражением под

Полюса

Полюса Общеизвестно, что наша планета представляет собой своеобразный гигантский магнит, имеющий, кроме обыкновенных географических, еще и магнитные полюса, на которые нам указывает магнитная стрелка компаса: северный ее конец — на северный, а южный — на южный

Полюса

Полюса Общеизвестно, что наша планета представляет собой своеобразный гигантский магнит, имеющий, кроме обыкновенных географических, еще и магнитные полюса, на которые нам указывает магнитная стрелка компаса: северный ее конец — на северный, а южный — на южный

Покорение Южного полюса

Покорение Южного полюса В 1910 году, направляясь в Северный Ледовитый океан, ледокол «Фрам», которым руководил норвежский путешественник Руал Амундсен, внезапно изменил курс и пошел не на север, а на юг, к Антарктиде. Исследователь знал, что на Северном полюсе уже побывал в

В поисках южного материка

В поисках южного материка Продолжая плавание в более низких широтах, к началу лета Якоб Роггевен июня обнаружил в тропической полосе несколько атоллов архипелага Туамоту. Там же один его корабль потерпел крушение. Дальше на западе Роггевен открыл два атолла в центре

Кто первым достиг Южного полюса?

Кто первым достиг Южного полюса? В 1911 году две независимых группы полярных путешественников почти одновременно ушли в тяжелый и опасный поход через льды Антарктики. Целью исследователей был Южный полюс, куда еще не ступала нога человека. Попытать счастья отправились

Под знаком южного креста

Под знаком южного креста Пиратство у западного побережья Африки расцвело сравнительно поздно.

После путешествия Васко да Гамы в 1498 году устойчивые торговые пути между Португалией и Востоком пролегали через мыс Доброй Надежды. Письменные упоминания о пиратских разбоях

Кто первым достиг Северного полюса?

Кто первым достиг Северного полюса? Попытки достичь Северного полюса предпринимались на протяжении полстолетия – главным образом из-за желания увековечить таким образом свое имя. В 1873 году австрийские исследователи Юлиус Пайер и Карл Вайпрехт подошли к полюсу на

Кто первым достиг Южного полюса?

Кто первым достиг Южного полюса? Первым Южного полюса достиг норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен, водрузив на нем норвежский флаг 14 декабря 1911 года. 17 января 1912 года на полюс прибыла английская экспедиция во главе с Робертом Фалконом Скоттом – чтобы, к

Полюса

Полюса Общеизвестно, что наша планета представляет собой своеобразный гигантский магнит, имеющий, кроме обыкновенных географических, еще и магнитные полюса, на которые нам указывает магнитная стрелка компаса: северный ее конец — на северный, а южный — на южный

ПОЛЮСА

ПОЛЮСА Группа, которая решительно провозгласила: «Люди хотят поэзии» – в то время, когда все массмедиа убеждают страну в том, что люди хотят исключительно бездумных развлечений, заслуживает внимания уже хотя бы по этой причине. К счастью, «Поэзия» – не единственная

Великие исследователи Южного Полюса

Великие исследователи Южного Полюса 5 Кагге, Эрлинг – Норвегия8 Амундсен, Руаль –

Кто первым достиг Северного полюса?

Кто первым достиг Северного полюса? Попытки достичь Северного полюса предпринимались на протяжении полстолетия – главным образом из – за желания увековечить таким образом свое имя. В 1873 году австрийские исследователи Юлиус Пайер и Карл Вайпрехт подошли к полюсу на

Достижение Южного полюса в героическую эпоху географических открытий

В начале 20-го века британские исследователи Роберт Фалькон Скотт и Эрнест Шеклтон, а также норвежский исследователь Роальд Амундсен возглавляли экспедиции к Южному полюсу. Полярный отряд Руала Амундсена первым достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года; пять недель спустя полярная партия во главе с Робертом Фэлконом Скоттом была второй. В этом посте я делюсь картами начала 20-го века, на которых показаны маршруты и исследования, проведенные в экспедициях на Южный полюс Скоттом, Шеклтоном и Амундсеном.

В конце 18 -го -го века Джеймс Кук был одним из первых исследователей, пересекших Южный полярный круг. В 1820 году русские исследователи Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли острова в Антарктическом океане. Капитан Джеймс Росс открыл море Росса и шельфовый ледник Росса в 1841 году. Интерес к исследованию Антарктиды угас до наступления «Героической эпохи антарктических исследований». «Героический век» начался в 1897 году и продлился до 1922 года. Для проведения экспедиций и научных исследований в Антарктиде прибыли исследователи из девяти стран.

Клементс Маркхэм, президент Королевского географического общества, поощрял участие Великобритании в полярных исследованиях. Он организовал экспедицию «Дискавери», которая проходила с 1901 по 1904 год. Целью экспедиции было достижение Южного полюса и проведение научных исследований. Офицер Королевского флота Роберт Фалькон Скотт возглавил экспедицию, заместителем командира был Альберт Армитидж, а Эрнест Шеклтон был третьим офицером. Команда открыла Землю короля Эдуарда VII и подошла к Южному полюсу на расстояние 530 миль. На приведенной ниже карте показаны маршруты, которые были пройдены во время экспедиции «Дискавери», расположение их зимних квартир и место, где Скотт привязал наблюдательный аэростат в заливе Барьер.

Схематическая карта исследования Антарктики, показывающая работу Национальной антарктической экспедиции за первый год работы по иллюстрации статьи сэра Клементса Маркхэма . Королевское географическое общество, 1903 г. Отдел географии и карт.

На увеличенном изображении ниже показано расположение зимних квартир участников экспедиции «Дискавери». Название спасательного корабля, Утро, показано на карте с примечанием «Утро» оставило здесь уголь .

Деталь из Схема исследования Антарктиды… Королевское географическое общество, 1903 г. Отдел географии и карт.

Британцы предприняли вторую попытку достичь Южного полюса в ходе экспедиции Нимрода под руководством Эрнеста Шеклтона. Экспедиция Нимрода длилась с 1907 по 1909 год. Во время экспедиции Шеклтон прошел всего 97 географических миль от Южного полюса. На карте ниже показаны исследования и изыскания экспедиции Нимрода.

Общая карта с указанием исследований и изысканий экспедиции, 1907-09 . Королевское географическое общество, 1909 г. Отдел географии и карт.

Экспедиция «Терра Нова» под руководством Роберта Фалькона Скотта началась в 1910 году. Скотт и его команда покинули остров Росс 2 ноября 1911 года, чтобы начать свое путешествие к Южному полюсу. Через десять дней норвежская команда во главе с Руалем Амундсеном покинула свой базовый лагерь с той же целью. Скотт не знал о плане Амундсена достичь Южного полюса; Амундсен скрывал запланированную экспедицию.

Обе команды должны были пересечь шельфовый ледник Росса и подняться на Трансантарктические горы, чтобы добраться до места назначения. Команда Амундсена пересекла горный хребет всего за семь дней и достигла Южного полюса 14 декабря 19 года.11. Команда Скотта прибыла на Южный полюс 17 января 1912 года.

Маршруты полярной группы Амундсена показаны на карте ниже. Также показано расположение их складов снабжения. На врезке показан след корабля Амундсена «Фрам ».

Маршруты Южнополярной экспедиции капитана Р. Амундсена 1911-1912 гг. Королевское географическое общество, 1912 г.

Антарктические регионы. Эдвард Стэнфорд, 1926 год. Отдел географии и карт.

Ниже показан фрагмент карты справа. Деталь показывает маршруты, пройденные Скоттом, Шеклтоном и Амундсеном в их экспедициях к Южному полюсу.

В начале своей карьеры Амундсен также исследовал северные районы Арктики и стал первым человеком, успешно проплывшим Северо-Западный проход на лодке. Его путешествие длилось с 1903 по 1906 год. Во время своих северных арктических исследований он остановился в гавани на острове Кинг-Уильям. Члены местной общины инуитов научили его водить собак и навыкам, необходимым для выживания в арктической погоде. Он применил эти навыки во время своих исследований в Антарктиде. Во время своей экспедиции на Южный полюс он использовал 52 собаки и четырех опытных лыжников. Скотт использовал самые разные методы, чтобы достичь Южного полюса. Он использовал комбинацию собак, пони и моторных санок. Мотосани сломались, и пони не выжили; команде Скотта было необходимо доставить припасы вручную.

Деталь из Антарктика. Эдвард Стэнфорд, 1926 год. Отдел географии и карт.

Достигнув места назначения, все пятеро членов норвежской команды: Руаль Амундсен, Олав Бьяаланд, Хельмер Ханссен, Сверре Хассель и Оскар Вистинг благополучно вернулись в свой базовый лагерь. Согласно дневникам Скотта, Скотт и другие члены его полярной группы, Эдвард Уилсон, Эдгар Эванс, Лоуренс Оутс и Генри Бауэрс, столкнулись с метелью, обморожением и голодом после достижения Южного полюса. Обратный путь в базовый лагерь они не пережили. Эдгар Эванс получил травмы и обморожение. Он рухнул у подножия ледника Бердемор и умер первым. Остальные четыре члена группы продолжили путь на север и разбили палатку всего в 12 милях от склада снабжения. Лоуренс Оутс вышел из палатки во время снежной бури, явно покончив с собой. Тела Скотта, Уилсона и Бауэрса были найдены в их палатке поисковой группой 12 ноября 19 года.12; тела Оутса и Эванса так и не были найдены.

Места, где погибли пятеро мужчин, показаны на карте ниже. Имена Скотта, Уилсона, Бауэрса и Оутса указаны рядом с One Ton Depot; имя Э. Эванс показано южнее, возле ледника Бердмор.

Часть антарктических районов с указанием сферы деятельности Британской антарктической экспедиции 1910-1913 гг. под командованием капитана Р.Ф. Скотт, Р.Н. The Geographical Journal, 1913. Отдел географии и карт.

На снимке ниже Уилсон, Скотт, Эванс, Оутс и Бауэрс на Южном полюсе перед палаткой, оставленной месяцем ранее Роальдом Амундсеном. Согласно журналу Скотта, Бауэрс увидел вдалеке черный объект, когда команда приблизилась к Южному полюсу. Они надеялись, что объект был миражом; когда они достигли Южного полюса, они поняли, что это был норвежский флаг. Команда Скотта многого добилась. Они достигли Южного полюса и собрали образцы окаменелостей, которые позже использовались для важных научных исследований. Команда Амундсена сосредоточилась только на достижении Южного полюса.

Герберт Джордж Понтинг, заявитель об авторских правах. Лагерь на Южном полюсе. 1912. Отдел эстампов и фотографий.

Подробнее:

Гонка к полюсу: трагедия, героизм и антарктические поиски Скотта сэра Ранульфа Файнса.

История полярных завоеваний, полная история исследования Арктики и Антарктики, включая открытие Амундсеном и Скоттом Южного полюса; трагическая судьба экспедиции Скотта… под редакцией Логана Маршалла.

 

Антарктическая хронология открытий

  • 1519: В сентябре Фердинанд Магеллан отплывает из Испании в поисках западный путь в Индию. Плавание вдоль побережья Южной Америки он открыл узкую прямую, ведущую к Тихому океану Океан, который сегодня носит его имя. На юге находится Огненная Земля. который древние географы считали окраиной южной континент.

  • 1578: В сентябре Фрэнсис Дрейк проходит через Мегелланские проливы. только для того, чтобы обнаружить, что его значительно унесло
    на юг из-за сильного шторма в Тихом океане. Это событие доказало что Огненная Земля была отделена от любого южного континента и проход стал известен как «Проход Дрейка».

  • 1592: В августе англичанин Джон Дэвис в ЖЕЛАНИЕ , открыл Фолклендские острова. Это была трагическая экспедиция, т. экипаж был вынужден съесть около 14 000 пингвинов, которых они вынуждены убивать ради еды. Хранить как можно более правильно, как только они дошли до тропиков мясо пингвинов испортилось и впоследствии только 16 членов первоначального экипажа из 76 человек достигли родных берегов.

  • 1675: В апреле Антонио де ла Роше уносится ветром к югу от мыса Горн. и впервые увидит Южную Георгию.

  • 1739: Француз Жан-Батист Буве. де Лозье открывает Буве. Острова больше не видно до 1808 года. Из-за значительных паковых льдов первая высадка состоялась не состояться до тех пор, пока в 1822 году не высадится американец Моррелл.

  • 1722: В феврале француз Ив Жозеф де Кергелен-Тремарек открывает Иль Кергелен.

  • 1773: В январе капитан Джеймс Кук и его команда стали первыми людьми, пересекшими Антарктику. Круг.

  • 1775: В январе капитан Кук в своем третьем плавании проходит мимо Южной Джорджия и две недели спустя открывает Южные Сандвичевы острова.

  • 1790: В этом году начинается индустрия тюленей на Южной Георгии. Тюлени в основном американцы из Новой Англии, как и европейцы. участвуют в войне.

  • 1810: В июле австралиец Фредерик Хассельборо обнаруживает Macquarie. Остров в поисках новых мест для тюленей.

  • 1819: В феврале англичанина Уильяма Смита унесло ветром на юг. огибает мыс Горн и открывает Южные Шетландские острова, претендуя на их для Великобритании в октябре.

  • 1820: В январе Королевский флот отправляет Эдварда Брансфилда со Смитом в качестве пилот, чтобы обыскать воды к юго-востоку от недавно заявленного Южного Шетландские острова. В результате утверждается, что он первым увидел Антарктический полуостров.

  • 1820: В январе русский Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен становится первым человеком, увидевшим Антарктида (27 января).

  • 1820: В ноябре американец Натаниэль Палмер на HERO , утверждает, что видит Антарктический полуостров. Палмер был членом флот тюленей из Новой Англии. Всего 19 лет, он был отправлен из мест тюленей на Южных Шетландских островах под его командованием офицер для поиска земли на юге.

  • 1821: В январе Беллинсгаузен возвращается в антарктические воды и обнаруживает Остров Петра I и Александровские острова. Он совершает кругосветное плавание Антарктиды, будучи лишь вторым исследователем после Кука, совершившим так.

  • 1821: В феврале американский охотник на тюленей Джон Дэвис, возможно, становится первым человек, чтобы приземлиться на континенте. Из Коннектикута Дэвис был поиск тюленей на Южных Шетландских островах.

  • 1821: В декабре Натаниэль Палмер открывает Южные Оркнейские острова. вместе с британским тюленем Джорджем Пауэллом.

  • 1823: В феврале англичанин Джеймс Уэддел плывет к 74 градусу южной широты. Это самый южный все же достигнуто, и проникшее море сегодня носит его имя. Кроме для возможно Моррелла, никто не в состоянии снова проникнуть в это море на восемьдесят лет.

  • 1831: В феврале англичанин Джон Биско, сотрудник Британской герметизирующий бизнес «Братья Эндерби», обнаруживает Землю Эндерби, первое наблюдение Антарктиды из зоны Индийского океана.

  • 1839: В феврале англичанин Джон Баллени, еще один сотрудник Enderby Brothers, отплывает из Новой Зеландии и открывает острова Баллени.

  • 1840: В январе лейтенант Чарльз Уилкс, Американский лидер Исследовательской экспедиции США, достопримечательности область, теперь известная как Земля Уилкса.

  • 1840: В январе француз Жюль-Себастьян Дюмон д’Юрвиль открыл участок береговой линии Антарктиды который он сразу же называет в честь своей жены Адели.

  • 1841: В январе при сэре Джеймсе Кларк Росс в ЭРЕБУС и ТЕРРОР , Поиски Южного магнитного полюса были заказаны англичанами. Королевский флот. Он открывает Землю Виктории и входит в море, которое теперь известно как море Росса. Он открывает остров Росса, Гора Эребус и шельфовый ледник Росса.

  • 1892: В ноябре капитан Карл Ларсен из JASON приземляется. недалеко от Антарктического полуострова на острове Сеймур. Обнаружение числа окаменелостей, это становится первым свидетельством предшествующего более теплого климата.

  • 1895: В январе Хенрик Булл приземляется в Антарктике на мысе Адэр. А член партии Карстен Борхгревинк находит лишайник на морском берегу. острова становятся первыми признаками растительной жизни.

  • 1898: В марте Адриан де Жерлаш и команда в BELGICA оказались в ловушке в стае льда у Антарктического полуострова. Они беспомощно дрейфуют в течение года стал первым, кто пережил антарктическую зиму.

  • 1899: В феврале Карстен Борхгревинк и экипаж ЮЖНЫЙ КРЕСТ приземлиться на мысе Адэр. Они строят хижины и первыми зимуют на континенте.

  • 1902: В феврале шведский геолог Отто Норденшельд и пять членов экипажа остались на Сноу-Хилл. Остров, где они проводят две зимы. Именно во время этой экспедиции что состоялось первое крупное путешествие на санях в Антарктиде; немного 400 миль. К сожалению, их корабль «Антарктика» потерпел крушение. пакет со льдом после оставления экипажа на острове, тем самым создав два отдельные группы исследователей. Чудом оказался второй экипаж. способны пережить зиму и вернуться в Сноу-Хилл Остров, где вся партия была спасена в 1903 аргентинца спасательный корабль.

  • 1902: В феврале Герман Эрих фон Дрыгальский и экипаж корабля GAUSS обнаруживают Земля Вильгельма II. Застрял во льду на год, вечеринка делает обширную научных исследований, заполнение 20 томов отчетов.

  • 1902: В ноябре Роберт Ф. Скотт, Эдвард Уилсон и Эрнест Шеклтон отправляются на Южный полюс. Покидая пролив Мак-Мердо, направляясь на юг через шельфовый ледник Росс, два месяцев спустя они оказываются на 82 градусах южной широты, страдающих от снежной слепоты и цинги. Вынужденные вернуться домой, они тем не менее проехать 3100км.

  • 1904: В феврале Жан-Батист Шарко во «Францисе» начинает свой обзор западной стороне Антарктического полуострова. Небольшая экспедиция зимует в корабль в бухте на острове Бут. За два лета они обнаруживают побережье Лубе, остров Думер и Порт-Локрой. Они наносят на карту острова Биско и в целом расширяют обзор западной части Жерлаша. стороне Антарктического полуострова.

  • 1904: В марте Уильям С. Брюс и члены Шотландской национальной антарктической экспедиции на борту SCOTIA Откройте для себя Коутсленд. это первый обнаружение земли к югу от моря Уэдделла.

  • 1904: Карл Ларсен строит первую китобойную станцию ​​в Грютвикене на юге. Грузия. До истечения десяти лет более 20 станций и заводских кораблей работают в этом регионе.

  • 1908: В октябре исследователи Эрнест Попытка Шеклтона, Фрэнка Уайлда, Эрика Маршалла и Джеймсона Адамса достичь Южного полюса. В течение 30 дней они превзошли Скоттов усилий в 1903 году. Достигнув 97 морских миль, группа тяжело больным и недоедающим, что требует от них отказаться от своих попытка на шесте.

  • 1909: В январе Эджворт Дэвид, Дуглас Моусон и Алистер Маккей достигают Южного магнитного полюса.

  • 1911: В ноябре первая японская антарктическая экспедиция отправится на юг. во главе с лейтенантом Нобу Ширасе и приземляется в Китовой бухте.

  • 1911: 14 декабря Норвежский Роальд Амундсен и четыре члена команды достигают Южного полюса. Амундсен открыл новый маршрут, который занял всего 57 дней. Буквы оставлены для Скотта водружается норвежский флаг, а затем они возвращаются в Залив Китов.

  • 1912: 18 января Роберт Ф. Скотт, Эдвард Уилсон, Эдгар Эванс и Лоуренс Оутс достигают Южный полюс. К сожалению, Амундсен уже был там и ушел. флаг, обозначающий место. Ужасно обескураженный после извилистого пути, все участники погибают на обратном пути. Скотт, Уилсон и Бауэрс умирают в своей палатке, израсходовав все топливо и еду. Три не обнаружены до ноября.

  • 1912: В январе Вильгельм Фильхнер в DEUTSCHLAND обнаруживает побережье Луитпольда.

  • 1912: В апреле Северная партия Скотта теряет надежду на TERRA. NOVA прибывает, чтобы забрать их до наступления зимы. Шестеро мужчин должны выкопать пещеру в сугробе, где они живут. шесть месяцев на мясе пингвинов и тюленей.

  • 1912: В декабре Дуглас Моусон должен начать свой одинокий путь через Землю Георга V обратно на свою базу в Бухта Содружества. Двое товарищей Моусона погибли, и, несмотря на трагедия, он возвращается домой. Открыт новый участок побережья и радио используется впервые в Антарктиде.

  • 1915: В октябре Эрнест Шеклтон имеет план пересечь континент, но вынужден отказаться от этого идея как его корабль, ВЫНОСЛИВОСТЬ , раздавлен во льдах моря Уэдделла после дрейфа в течение девяти месяцы. 28 человек должны провести на плавучем льду еще пять месяцев. прежде чем просвет во льду позволит им сесть на лодки для Остров Элефант в Южных Шетландских островах. Тем временем члены Шеклтона Сторона берега Росса заложила склады для злополучной группы, склады ожидаются для использования Шеклтоном и его группой в их походе через континент. Трое участников погибли, но остальных в конце концов спасли в 1917.

  • 1916: В апреле Шеклтон и пятеро его людей покидают остров Элефант в спасательная шлюпка ДЖЕЙМС КЭРД . Через 15 дней они прибывают в Южная Джорджия. К сожалению, они приземлились не на той стороне остров и Шеклтон, Том Крин и Фрэнк Уорсли должны были пересечь остров через труднопроходимую местность, чтобы добраться до китобойной станции в Стромнессе.

  • 1916: С четвертой попытки Шеклтон достигает острова Элефант в Чили. корабль YELCHO и спасает 22 выживших от ВЫНОСЛИВОСТЬ . Они выжили, превратив оставшихся спасательные шлюпки вверх дном и обустройство жилых помещений под ними.

  • 1922: В январе в возрасте 48 лет Эрнест Шеклтон умирает от сердечного приступа. атака. На борту КВЕСТ в то время Шеклтон похоронен в Южной Георгии.

  • 1928: В ноябре Хьюберт Уилкинс совершает первый полет в антарктическом регионе, летая из Deception Остров в Южных Шетландских островах в моноплане Lockheed Vega.

  • 1929: В октябре британские, австралийские и новозеландские антарктические Экспедиция зарекомендовала себя под руководством Дугласа Моусона в течение двух лет. сезонов, открывая Землю Мак-Робертсона и нанося на карту большую часть прилегающих береговая линия.

  • 1929: 28 ноября, после десятичасового перелета со своей базы в бухте китов, Ричард Э. Берд и трое других становятся первыми, кто пролетит над Южным полюсом.

  • 1929: 1 декабря высаживается руководитель норвежской экспедиции Ларс Кристенсен. на острове Буветойя и претендует на него.

  • 1935: В ноябре американец Линкольн Элсворт первым успешно лететь через континент.

  • 1947: В январе ОПЕРАЦИЯ HIGHJUMP организован ВМС США. Всего 4700 человек, задействовано 13 кораблей и 23 самолета. База создана в г. Маленькая Америка. Выполнено обширное картографирование побережья и внутренних районов. Сделано более 70 000 аэрофотоснимков.

  • 1947: В декабре, как продолжение Highjump, ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА начинается.

  • 1947: В декабре Финн Ронне, руководитель частной американской экспедиции, базируется на острове Стонингтон. Пролетая над южными берегами, он первым увидит горы западной окраины Шельфовый ледник Фильхнера.

  • 1950: В феврале в Дроннинг Мод собирается многонациональная экспедиция. Земля, Швецией, Великобританией и Норвегией.

  • 1957: В июле начинается Международный геофизический год с Антарктидой основные усилия ученых из 67 стран за следующие 18 месяцы. Двенадцать новых баз построены с помощью Амундсена-Скотта. база на Южном полюсе (американская) построена для ОПЕРАЦИИ DEEPFREEZE экспедиций.

  • 1959: В декабре двенадцать ведущих стран-участниц МГГ подписать «Договор об Антарктике» в Вашингтоне, округ Колумбия. Договор был оформлен как соглашение, поэтому континент «должен вечно использоваться исключительно в мирных целях». Договор вступил в силу в 1961 году и гарантирует доступ и научные исследования на всей территории к югу от 60° широты.

  • Руаль Амундсен был первым на Южном полюсе, но это был утешительный приз

    Доказательств этому нет, но наверняка среди великих полярников 19-го и начала 20-го веков существовала поговорка вроде «Если бы на этой планете было хотя бы два полюса». Кажется почти несправедливым, что так много бесстрашных исследователей были готовы пожертвовать всем, чтобы стать первым человеком, ступившим на опасно труднодоступное место на Земле, которое, если быть откровенным, несколько произвольно с самого начала.

    Тем не менее, полярные регионы обладали непреодолимой властью для многих людей, имевших средства командовать кораблями и экипажами, способными достичь их пустынных центров. Достижение самых дальних точек на севере или юге означало, что вы путешествовали настолько далеко от суетливого центра земного шара, насколько это было возможно; если бы вы могли назвать себя серьезным исследователем на рубеже 20-го века, поездка к полюсам была бы настолько серьезной, насколько это возможно.

    Хорошо финансируемым европейским исследователям Северный полюс, конечно, был легче достижим, так как он находился гораздо ближе к портам их приписки и куда легче добраться на корабле. На самом деле это был план норвежца Роальда Амундсена, который в 1909 году усердно готовился к экспедиции на Северный полюс, когда пришло известие, что американец Роберт Пири только что опередил его. (Примечание редактора: Пири, как выясняется, почти наверняка не достиг Северного полюса. Кто был первым? Разношерстная банда решившихся не исследователей из Миннесоты во главе со страховым агентом по имени Ральф Плейстед, который добрался туда в 1968. Прочитайте все о Плейстеде, еще одном историческом задире, здесь).

    Амундсен уловил новость и продолжал готовить свой корабль и команду к полярному путешествию. Но когда пришло время отплыть, он повернул на юг, в Антарктику, никому ничего не сказав, чтобы опередить потенциальных узурпаторов своей первой короны на Южном полюсе. Однако это была не первая поездка Амундсена в Антарктиду.

    Амундсен родился в Борге, Норвегия, в 1872 году в семье моряков и капитанов дальнего плавания. В юности Амундсен сосредоточился на учебе и получил медицинское образование в соответствии с обещанием, которое он дал своей матери, которая отчаянно пыталась уберечь своего младшего сына от опасной жизни в море. Ее мольбы какое-то время работали, пока она внезапно не скончалась, когда Амундсену был 21 год. Внезапно освободившись от бремени совести, Амундсен отложил учебники по анатомии и отправился в морскую карьеру.

    Амундсен в своем кабинете. Фото предоставлено Amundsen Sports.

    Всего несколько лет спустя Амундсен присоединился к экспедиции, направлявшейся в Антарктиду. Он был первым помощником на борту «Бельгики» в составе Бельгийской антарктической экспедиции. Также на борту корабля находился американский врач и исследователь Фредерик Кук, которого Амундсен похвалил за спасение жизни экипажа после того, как их корабль застрял в паковых льдах. Belgica оказалась первым кораблем, успешно перезимовавшим в Антарктиде, вероятно, к удивлению его команды, которая почти наверняка не планировала такое путешествие. Им не хватало цитрусовых, и они лечили цингу, пока Кук не показал им, что охота и употребление в пищу свежего мяса могут пополнить запасы витамина С и предотвратить заболевание.

    Шесть лет спустя, уверенность в себе возросла после путешествия на Бельджике, и Амундсен стал капитаном первого корабля, успешно прошедшего Северо-Западный проход. Важно отметить, что Амундсен подружился с группами инуитов, с которыми он столкнулся во время путешествия, и внимательно изучил их стратегии выживания. Он узнал о преимуществах путешествий на собачьих упряжках, и, что не менее важно, инуиты научили Амундсена полагаться на шкуры животных с подкладкой для тепла, которые естественным образом отталкивают воду, в отличие от шерстяных и хлопчатобумажных курток, которые носят большинство посетителей полярных регионов во время путешествия. время.

    Прыжок от Северо-Западного прохода к Северному полюсу был для Амундсена относительно коротким прыжком, и сразу после возвращения из Канады в Норвегию в 1906 году он приступил к организации своей миссии, чтобы первым ступить туда.

    Когда слухи об экспедиции Пири на Северный полюс достигли Амундсена, он принял взвешенное решение. В июне 1910 года Амундсен отплыл из Норвегии на борту своего корабля «Фрам» якобы к Северному полюсу. Но Амундсен немедленно направился на юг, в тайне от Мадейры, у берегов северо-западной Африки. Оттуда Амундсен и его команда отплыли прямо в Китовый залив в Антарктиде.

    Если бы Амундсен не смог первым добраться до Северного полюса, он бы первым добрался до юга.

    На Мадейре Амундсен отправил сообщение Роберту Ф. Скотту, коллеге-исследователю, который также планировал антарктическую экспедицию к полюсу. В краткой телеграмме Скотту Амундсен выпустил кошку из мешка: «Прошу сообщить вам, что Фрам отправляется в Антарктику — Амундсен».

    Экипаж Амундсена на Южном полюсе. Фото: CC

    Вопреки многим рассказам об полярных исследованиях, экспедиция Амундсена на Южный полюс прошла гладко. Он многому научился за свою предыдущую зиму в Антарктиде и был уверен в своей способности подготовиться после навигации по Северо-Западному проходу. По пути к полюсу он сбросил продовольствие, прежде чем вернуться в порт, так что им не нужно было опасаться, что еда закончится слишком быстро. Вместо лошадей Амундсен использовал в качестве транспорта ездовых собак. (Интересно, что в какой-то момент Амундсен, как сообщается, сказал New York Times, что рассматривал возможность использования белых медведей в качестве тягловых животных, когда планировал свою экспедицию на Северный полюс).

    Его тщательная подготовка окупилась.

    Амундсен и его команда устроили несколько складов снабжения по пути к полюсу, чтобы избежать неожиданной нехватки снаряжения. Он узнал от Кука о важности свежего мяса, поэтому отправился с дюжиной собак, планируя съесть многих из них в пути. Его экипаж был одет в парки из шкур животных с меховой подкладкой. Ехали на лыжах. Амундсен ничего не оставлял на волю случая.

    Он отправился в путь с пятью членами своей команды, Олавом Бьяаландом, Хельмером Хансеном, Сверре Хасселем и Оскаром Вистингом, и 52 собаками, 19 октября., 1911. Погода была, условно говоря, отличная, экипированная и накормленная, группа без труда достигла Южного полюса через два месяца, 14 декабря. глобус.

    Они вернулись тем же путем, которым пришли, и через месяц прибыли в базовый лагерь без человеческих жертв.

    Удовлетворенный покорением Южного полюса, Амундсен продолжил исследование Арктики.

    Амундсен и его любимый гидросамолет. Фото: СС

    Он купил новый корабль «Мод» и попытался возобновить свой план плавания, запертый в паковых льдах, через Северный полюс. После трех лет дрейфа «Мод» во льдах, вырывания на свободу, а затем повторного замерзания, в течение которых Амундсен подвергся нападению белого медведя, он отказался от своего плана добраться до полюса на лодке.

    Но небо было готово.

    Амундсен несколько лет нанимал экипажи и строил арктические взлетно-посадочные полосы, пытаясь пролететь над полюсом на гидросамолете, прежде чем, наконец, в 1926 декабря он пересек Северный полюс на надувном дирижабле.

    Он стал не только первым человеком, достигшим Южного полюса, но и первым, кто достиг обоих.

    В 1928 году Амундсен полетел к северному полюсу со спасательной миссией, пытаясь найти другого любителя дирижаблей, потерявшегося где-то рядом с полюсом. Его гидросамолет не вернулся, и правительство Норвегии организовало масштабную поисково-спасательную операцию. Тело Амундсена так и не нашли.

    Сегодня американское правительство поддерживает антарктическую исследовательскую станцию ​​Амундсен-Скотт на Южном полюсе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *