Шива и Парвати — кумиры индийских семей
?Previous Entry | Next Entry
В индийских Гималаях самими популярными богами являются Шива (букв. «приносящий благо») и Парвати. (санскр. “горная; горянка”). С ними связаны многие названия деревень, озер и пиков гор, обычаев и традиций. Согласно легендам, Шива жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как достигший полного совершенства и получивший божественное воплощение. Он достиг в человеческом теле наивысшей ступени духовной эволюции. Его супруга Парвати также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу.
Согласно мифу, первая жена Шивы после самосожжения на священном огне спустя некоторое время возродилась в образе Парвати, дочери царя гор Химавата. Чтобы завоевать сердце Шивы, Парвати поселилась рядом с ним на горе Кайлас, однако Шива, предававшийся суровой аскезе, отверг ее домогания.
Боги, желая, чтобы у Шивы родился сын, способный сокрушить злого демона Тараку, послали бога любви возбудить у Шивы страсть к Парвати., но Шива сжег его огнем своего третьего глаза. Тогда дочь Химовата. сама предалась аскезе ради Шивы. Именно это и заинтересовало Шиву. Он постепенно начал влюбляться в образ Парвати. Но, что бы принять серьезное решение, он решил испытать свою будущую супругу. Шива пришел к ней в виде юного брахмана и стал хулить самого себя. Парвати отвергла клевету и, тронутый ее преданностью и красотой, Шива женился на ней. Образ Парвати олицетворяющий творческое женское начало и плодоносную силу земли, вобрал в себя черты древних племенных богинь, и потому ей поклонялись под разными именами. Она считалась главным женским божеством Индии и носила имя Дэви — Богиня. Она могла быть грозной и гневной, тогда ей давали прозвища «Недоступная» (Дурга), «Черная» (Кали), «Жестокая» (Чандика)
Шива символизирует божественную силу, космический мужской принцип и высшее сознание человека, а Парвати – божественную мать, мать- природу, космический женский принцип и женское начало человека, его женскую половину и внутреннюю энергию. Потому, Шива является не только богом, но и неким идеалом для гималайских мужчин, а каждая девочка мечтает быть такой же как Парвати, девушка каждый день молится, чтобы боги дали такого же мужа, как Шива. Парвати предстает перед жителями гималайских долин в основном как милостивая и дарующая Богиня, потому женщины северных Гималаев обращаются к ней с любыми вопросами и проблемами, по всем праздникам и семейным событиям.
Октябрь 2016 | ||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
- andrey_kononov : (без темы) [+0]
- Богиня Земная : Шива [+0]
Разработано LiveJournal. com
Необычная свадьба Шивы и Парвати
Садхгуру:
В йогических преданиях есть прекрасная история. Свадьба между Шивой – Адийоги и Парвати была грандиозным событием. Поскольку Парвати была принцессой, были приглашены все «самые важные персоны» региона – короли и королевы, боги и богини, в пышных убранствах, каждый красивее другого.
Затем появился жених – Шива, со всклокоченными, спутанными волосами, с головы до ног измазанный пеплом, одетый в шкуру только что убитого слона, еще сочащуюся кровью. Он был в состоянии полного опьянения, абсолютного блаженства. Его окружали безумные, искаженные существа, имеющие нечеловеческий облик. Они издавали невообразимые звуки, никто не мог разобрать эти шумы, этот язык, на котором они говорят.
Мать Парвати, Мина, увидев такого жениха упала в обморок! Тогда Парвати подошла к Шиве и попросила: «У меня нет претензий к твоей форме, мне всё равно, как ты выглядишь. Всё, чего я желаю, – только тебя, в любом твоем виде. Но ради моей матери, пожалуйста, прими немного более приятную форму».
Шива согласился и принял очень красивый облик, одел великолепную одежду, а затем снова вернулся к гостям на свадьбе. Когда люди увидели преображенного Шиву, они сказали, что он – Сундарамурти. Это означает, что он был самым прекрасным человеком, которого они когда-либо видели.
Он был около 2 метров 70 сантиметров ростом. Говорят, когда Шива стоял, он был вровень с головой лошади. Некоторые источники описывают, что, когда Шива приехал в Южную Индию, он был вдвое выше средней женщины, чей рост обычно составлял от метра сорока сантиметров до полутора метров. Он был ростом около 3 метров, самым красивым мужчиной. Все были в восторге от его присутствия.
Шива и Парвати: Когда аскет женился на принцессе
Шива сел за стол для молодоженов. В Индии, во время церемонии бракосочетания, особенно на такого рода свадьбах, о предках жениха и невесты говорят с большой гордостью. Рассказывают об их происхождении, откуда они родом, насколько чиста их кровь и описывают всё генеалогическое древо.
Со стороны невесты — отец Парвати Химават был царем Гималайского горного региона. Поэтому о ее родословной было сказано много славных слов.
Потом гости спросили: «А что насчет жениха?»
Шива просто молча сидел. Он ничего не сказал. И никто из его свиты не мог говорить ни на одном узнаваемом языке. Они издавали лишь какофонические звуки. Отец невесты почувствовал себя опозоренным: «Человек без родословной. Как он может жениться на моей дочери? Никто не знает откуда он, кто его родители, какая у него родословная. Как я могу отдать свою дочь за него?» Отец поднялся в гневе.
Тогда мудрец Нарада, который также был гостем на свадьбе, вышел вперед со своим однострунным инструментом, называемым эктара.
Он ударил по единственной струне, она запела – танг, танг, танг.
Царь рассердился еще больше. «Для чего вы играете на эктаре?»
Нарада сказал: «Это предшествие Шивы. У него нет отца; у него нет матери».
— «Тогда в чем его суть?»
— «Танг… Его суть – звук, вибрация. Он родился из вибрации. У него нет ни родителей, ни предков, ни родословной. Он – сваямбху, создавший себя сам, существо без предшественников».
Царь был в ужасе, но свадьба состоялась.
Брак Шивы и Парвати: символизм истории
Эта история напоминает нам о том, что, когда мы говорим об Адийоги, мы говорим не о благородном, цивилизованном человеке, а о первозданной фигуре, находящейся в состоянии абсолютного единства с жизнью. Он — чистое сознание, полностью лишенное притворства, никогда не повторяющееся, всегда спонтанное, вечно изобретательное, бесконечно творческое. Он — это просто сама жизнь.
Это является фундаментальным требованием для духовного процесса. Если вы сидите здесь как скопление мыслей, убеждений и мнений, с картой памяти, которую вы взяли извне, – вы просто порабощены психологическим процессом. Но если вы сидите здесь как частица жизни, вы становитесь единым целым с экзистенциальным процессом. Если вы прилагаете усилия в этом направлении, вы можете получить доступ ко всей Вселенной.
Жизнь полностью открыта для вас. Существование ни для кого ничего не заслоняет. Было сказано: «Стучите, и отворят вам». Но вам даже не нужно стучать, потому что двери нет. Если вы знаете, как отвлечься от воспоминаний и цикличности, вы сможете пройти через это. Путь к реализации широко открыт.
9 интересных историй о Господе Шиве для детей
Истории Махадева о его рождении, женитьбе, силе и сострадании.
Изображение: ShutterStock
Истории о Господе Шиве для детей весьма интригуют. Также известный как Махадев, он является одним из трех божеств «Великой Троицы» или «индуистской триады», согласно индуистской мифологии. Три бога Брахма, Вишну и Шива несут ответственность за создание, поддержание и разрушение вселенной соответственно.
Шива считается очень могущественным, но мягкосердечным, который тает, как лед, в ответ на молитвы Своих преданных. На протяжении веков было написано и прочитано множество историй о силе, любви, гневе и многом другом Господа Шивы.
В этом посте MomJunction перечислил некоторые из самых популярных рассказов о Господе Шиве для чтения детьми.
1. Рождение Господа Шивы
Изображение: IStock
Шива также упоминается как Сваямбху (что означает «самосуществующий»), потому что он не был рожден из чрева женщины. Существует интересная история рождения Господа Шивы.
Однажды Брахма и Вишну спорили о превосходстве и важности друг друга во вселенной. Пока шли дебаты, перед ними появился таинственный столб. Оба они не могли понять, что такое столб, и задавались вопросом, существует ли какая-либо другая высшая сила, кроме них.
Они решили разгадать тайну могучего столба. Господь Брахма превратился в гуся и полетел вверх, чтобы найти вершину столба, а Господь Вишну превратился в вепря и стал копать землю, чтобы найти корень.
Однако они не смогли найти ни того, ни другого и вернулись к тому месту, откуда начали, только для того, чтобы стать свидетелями появления Господа Шивы из колонны. Это заставило их принять тот факт, что Господь Шива был высшей силой. Это одна из лучших историй о Господе Шиве.
Связанный: 25 лучших коротких рассказов о Панчатантре для детей
2. Бракосочетание Шивы и Парвати
Изображение: Shutterstock
Это история о божественной любви. Реинкарнация i XA вера в то, что дух умершего человека поселится в новом теле богини Гауридеви в образе Парвати, и ее сильное желание выйти замуж за Господа Шиву является примером вечной любви.
Правитель Гималаев Химаватха и его жена Менака были ярыми последователями Господа Шивы и мечтали о дочери, которая могла бы выйти замуж за божество. Для этого Менака совершает трехдневную аскезу i X Действие, демонстрирующее, что вы сожалеете или сожалеете о чем-то, что вы сделали, чтобы умилостивить богиню Гауридеви, первую жену Господа Шивы. Богиня обещает Менаке родиться их дочерью и прыгает в огонь, чтобы перевоплотиться в Парвати. Это оставляет Шиву убитым горем, и он предается долгой аскезе, чтобы оплакивать потерю своей любимой жены.
Однажды мудрец Нарада посещает царство Химаватха, чтобы увидеть ребенка и предсказывает, что она выйдет замуж за Господа Шиву. Пока Парвати растет, она день и ночь молится Шиве.
Умиротворенный преданностью Парвати, Шива решает испытать ее, переодевшись брамином. Он говорит ей не выходить замуж за человека бедного и лишенного материалистической жизни. Однако Парвати твердо говорит: «Я не вышла бы замуж ни за кого, кроме Шивы».
Приятный ответ заставляет Шиву вернуться в свою первоначальную форму и принять предложение руки и сердца. Так он возвращает свою жену в образе Парвати. История их брака — одна из самых известных историй о Шиве.
3. Господь Шива и рыбачка
Изображение: Shutterstock
Господь Шива начинает объяснять Веды своей жене Парвати, и это продолжается несколько лет. Но однажды Парвати теряет концентрацию. Раздраженный Шива проклинает ее отправиться на землю и родиться рыбачкой.
Парвати рожает девочку, и глава общины рыбаков Парварас забирает ее к себе домой. Он называет ее Парвати и воспитывает.
Тем временем Шива осознает свою ошибку и начинает скучать по своей жене. Увидев это, его ученик Нанди предлагает Шиве перезвонить Парвати. Шива отвечает, что не может этого сделать, потому что по рождению ей суждено выйти замуж за рыболова i X Человек, который любит ловить рыбу с помощью удочки, крючка и лески в свободное время.
Услышав это, Нанди придумывает план воссоединения Шивы и Парвати. Он принимает форму большой акулы и уходит в море, где рыбаки ловят рыбу. Он начинает беспокоить рыбаков. Узнав об этом, Парварас объявляет, что тот, кто поймает кита, женится на его дочери.
Вождь и его дочь Парвати молятся Господу Шиве о помощи. Слушая молитвы Парвати, Господь Шива превращается в молодого рыбака и приходит рыбакам на помощь. Нанди с радостью позволяет своему хозяину поймать его. Таким образом, Шива снова женится на Парвати.
Связанный: 17 лучших историй о Господе Кришне для детей
4. Рождение дочери Господа Шивы, Ашоки Сундари Полное дерево Калпаврикша.
Парвати часто чувствовала себя одинокой, когда Шива выходил с горы Кайлас, чтобы сражаться со злыми силами. Итак, она желает дочери от Калпаврикши, и желание сбывается.У Парвати рождается дочь, которую она называет Ашока Сундари, где Ашока означает «без печали», а Сундари означает «красивая». Фольклор гласит, что когда Шива обезглавил Господа Ганешу, там присутствовал Ашока Сундари. Испугавшись поступка отца, она спряталась за мешком с солью. Позже отец успокаивает ее и возвращает в нормальное состояние. Таким образом, имя Ашоки Сундари стало ассоциироваться с солью.
5. Господь Шива и Бхасмасура
Изображение: IStock
В Гималаях жил ракшаса i XИндийский мифический гоблин или демон по имени Бхасмасура, который провел годы, медитируя, чтобы доставить удовольствие Господу Шиве. Умиротворенный его преданностью, Шива появляется перед ним и просит загадать желание.
Умный Бхасмасура спрашивает: «Господи, даруй мне благо, что все, чего я коснусь правой рукой, немедленно превратится в пепел». Шива дарует благо, не осознавая злых намерений ракшаса.
Бхасмасура намеревается испытать благо на самом владыке, превратить Шиву в пепел и обрести высшую силу. Даже когда он преследует Шиву, Господь Вишну становится свидетелем этого и решает спасти Шиву от ракшаса.
Вишну превращается в красивую женщину по имени Мохини и появляется перед Бхасмасурой. Ее завораживающая красота заставляет его влюбиться в нее и сделать ей предложение. Мохини говорит ему, что выйдет за него замуж, если он сможет танцевать, как она, и победить ее.
Бхасмасура соглашается и следует каждому шагу Мохини с порывом i X Сочетание грациозности с энтузиазмом. По мере того, как его уверенность продолжает расти, Мохини делает шаг, кладя правую руку себе на голову. Самоуверенный ракшас забывает о своем даре и кладет правую руку себе на голову. Он тут же превращается в пепел.
Связанный: 17 шлок со значением для запоминания детьми
6. Господь Шива и яд халахалы
Изображение: Shutterstock
Знаете ли вы, как Господь Шива получил имя «Нилкантх»? За ним стоит увлекательная история.
Мудрец Дурваса однажды проклинает всех богов, оставляя их бессильными и лишая их всех состояний. Боги обращаются за помощью к Господу Вишну, который предлагает им пахтать океан, чтобы получить нектар, который может помочь им стать бессмертными и вернуть потерянные состояния.
Боги сотрудничают с демонами, чтобы объединить свои силы для пахтания океана. Васуки, змей, сделан мутовкой, а гора Мандара — мутовкой. В процессе взбивания из океана выходит много вещей, в том числе яд halahala , способный уничтожить все творение во вселенной.
Напуганные распространением яда, все боги снова приближаются к Господу Вишну. Он направляет их к Господу Шиве, так как он единственный, кто может их защитить. Господь Шива предлагает выпить яд, но крепко сжимает горло, чтобы яд не попал в тело.
Яд окрашивает горло Шивы в синий цвет, поэтому его также называют Нилкантх, где neel означает «синий», а kanth означает «горло».
7. История Сударшана Чакры
Изображение: Shutterstock
Однажды все боги обращаются к Господу Вишну, умоляя его спасти их от нападения ракшасов. Господь Вишну говорит, что у него недостаточно сил, чтобы сражаться с демонами, и ему придется искать помощи у Господа Шивы. Когда он достигает Кайласа, он находит Господа Шиву в глубоком трансе. Не желая беспокоить его, Господь Вишну решает молиться Шиве, пока тот не выйдет из транса.
Вишну повторял имя Шивы тысячу раз каждый день, предлагая один цветок лотоса против каждого повторения. Это продолжается много лет, прежде чем Шива однажды выходит из транса. Не зная, что Шива вышел из транса, Вишну продолжает петь весь день.
Шива решает подшутить над Вишну и тайно вырывает один лотос из букета, который собрал Вишну. После того, как Вишну пропел 999 раз, он понимает, что в его коллекции не хватает одного цветка. Он тут же вырывает свой глаз и предлагает его стопам Шивы.
Впечатленный преданностью Вишну, Шива просит его попросить дар. Вишну просит его дать силу победить демонов, чтобы спасти всех богов. Господь Шива дает ему круглый диск, называемый «Сударшана-чакра», который может убить что угодно.
8. Равана качает гору Кайлас
Изображение: Shutterstock
Равана — великий преданный Господа Шивы. Но однажды он пытается разрушить обитель Господа Шивы, гору Кайлас. Хотя его попытка терпит неудачу, этот поступок злит Шиву, и он заманивает Равану в ловушку под горой Кайлас.
Затем Равана начинает петь песни, восхваляющие Шиву. Он отрезает себе голову, чтобы сделать вину (индийский музыкальный инструмент) и использует сухожилия как струны для игры на музыкальных инструментах. Это продолжается несколько лет, пока Шива не впечатлен. Он прощает Равану и освобождает его.
Связанный: 16 интересных рассказов из Рамаяны для детей
9. Третий глаз Господа Шивы
Изображение: Shutterstock
Господа Шиву также называют Трилочан, поскольку у него три глаза. Существует интересная история о третьем глазе Господа Шивы.
Однажды, когда Шива медитировал, его супруга Парвати решила сыграть с ним в игру. Она подошла сзади и обеими руками закрыла ему глаза. Считается, что правый глаз Шивы олицетворяет солнце, а левый — луну.
Закрытие глаз привело к хаосу повсюду, поскольку вселенная погрузилась во тьму. Сразу же Шива создал третий глаз на своем лбу с помощью своих божественных сил, чтобы излучать огонь. Кроме того, от жара у Парвати вспотели руки. Пот в сочетании с силами Господа Шивы и Богини Парвати превратился в их ребенка по имени Андхака.
1. Почему Шива посинел?
Шива выпил смертельный яд под названием Халахал, чтобы спасти вселенную, отчего его тело стало синим. Однако ему удалось удержать его в горле, не дав ему войти в тело, и его шея посинела. Вот почему он также известен как «Нилканта» (тот, у кого голубая шея).
2. Сколько дочерей у Шивы и Парвати?
Ашока Сундари, Манаса и Джоти — три дочери Господа Шивы и Богини Парвати. Эти дочери упоминаются в «Шива-пуране», и им до сих пор поклоняются в некоторых частях Индии.
3. Кто настоящий сын Господа Шивы?
Согласно «Шива-пуране», Господь Картикея — первый сын Шивы и Парвати. У Господа Шивы также есть два других сына, Господь Ганеша и Господь Айяппа.
Господь Шива — создатель, защитник и преобразователь вселенной, согласно индуистской мифологии. Его могущественная личность и божественность дают его последователям понимание фундаментальных жизненных фактов, которые помогают им жить счастливой и удовлетворенной жизнью. Чтение этих интересных историй о лорде Шиве для детей — отличный способ познакомить вашего ребенка с этим могущественным божеством. Вы можете прочитать эти истории своему ребенку или дать ему прочитать, пока вы объясняете глубокий смысл, скрытый за повествованием. В любом случае, эти истории помогут вашему ребенку узнать о Господе Шиве и вести целеустремленную жизнь.
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.- Автор
Путешествие Афанасия Никитина за три моря — История русской литературы
В рубрику ::: XV век, 2-я половина
Путешествие за три моря тверского купца Афанасия Никитина — произведение, стоит особняком в литература пятнадцатого века.
Внешне он напоминает рассказы о паломничествах в Святую Землю, существовавшие с XII века, или описание поездок на церковные соборы. Путешествие Никитина было, однако, не паломничеством в христианские земли, а торговой миссией в далекую Индию и не могло рассматриваться как акт благочестия, достойный соответствующего описания.Путешествие Афанасия Никитина в Индию в конце 1460-х — начале 1470-х годов было предпринято не по чьей-либо просьбе. Это была частная инициатива купца. Отправляясь в «ширванскую землю» (Северный Кавказ) с грамотами своего государя, тверского князя, Никитин надеялся присоединиться к каравану московского купца Василия Папина, но не встретился с ним. В Астрахани Никитин и его товарищи были ограблены ногайскими татарами; он обратился за помощью в Дербенте к местному князю и прибывшему ранее московскому посланнику, но не получил ее. «И мы заплакали и разошлись; те из нас, кто имел что-нибудь на Руси, ушли на Русь, а имевшие там долги пошли, куда могли».
Среди тех, кто имел долги в России и для которых дорога домой была, очевидно, закрыта из страха разорения и кабалы, был и Афанасий Никитин. Он отправился из Дербента в Баку, оттуда в Персию, а затем через Ормуз и «Индийское море» в Индию. Отправившись в Индию из-за «многих несчастий», Никитин, по-видимому, не вел там успешной торговли. Предмет, который он надеялся продать в Индии, лошадь, с большим трудом перевозимая им, принесла ему больше несчастья, чем выгоды: хан отобрал у него лошадь, потребовав, чтобы Никитин принял ислам, и только помощь знакомый ему персидский купец помог путнику из Твери вернуть свое имущество. Когда Никитин через шесть лет после начала своего путешествия в конце концов с большим трудом вернулся в Россию (он умер где-то под Смоленском, не доехав до родного города Твери), он был едва ли более способен вернуть свои долги, чем в начале своего путешествия. Единственными плодами скитаний Никитина были его записи.
Сохранившееся в сборнике конца XV или начала XVI века, а также в самостоятельном летописном сборнике 1480-х годов (Софийская Вторая и Львовская летописи) «Хождение Никитина за три моря» было совершенно неофициальным произведением; следовательно, в ней совершенно отсутствовали черты, характерные для религиозной или официальной светской литературы. Лишь несколько пунктов связывали его с «путешествиями» и «паломничествами» предшествующих столетий: перечисление географических топонимов с указанием расстояний между ними и заметки о богатствах той или иной страны. На самом же деле «Путешествие» Никитина было путевым дневником, заметками о его приключениях, при написании которых автор не знал, чем они закончатся: «Прошло уже четыре пасхальных воскресенья в мусульманской земле, но я не оставил христианской веры ; и Бог знает, что еще может случиться… На Тебя уповаю, Боже, спаси меня, Господи! Я не знаю своего пути. Куда мне идти из Индостана?» Позже Никитин отправился обратно в Россию и нашел путь «из Индостана», но и здесь повествование о его странствиях следует за ходом его путешествия и обрывается с его приездом в Каффу (Феодосию) в Крыму.
Записывая свои впечатления за границей, тверской купец, вероятно, надеялся, что его «Путешествие» когда-нибудь прочитают его «христианские братья Руси». Опасаясь враждебных глаз, свои самые смелые мысли он писал на языке, отличном от русского.
Но он видел, что эти читатели появятся в будущем, может быть, после его смерти (что и было на самом деле). Пока Никитин просто записывал свои переживания: «И вот где лежит земля Индии, и где все ходят нагими; женщины ходят с непокрытой головой и с непокрытой грудью, их волосы заплетены в одну косу. Многие женщины беременны… Мужчины и женщины все темные. Куда бы я ни пошел, за мной следовало множество людей, которые удивлялись белому человеку».Тверской купец далеко не все понял, что увидел в той чужой стране. Как и большинство людей, оказавшихся за границей, он был склонен видеть во всем, даже самом необычном, пример странных местных обычаев. Определенная легковерность очевидна в его рассказах о птице «гуггу», изрыгающей огонь, и «принце обезьян», у которого есть собственная армия и который посылает воинов против своих врагов.
Когда Афанасий Никитин основывает свои записи не на рассказанных ему историях, а на собственных наблюдениях, его взгляды трезвы и надежны.
Никитин, конечно, был одинок и скучал по чужим краям. Тема ностальгии по родине, пожалуй, центральная в «Вояже». Оно присутствует не только в словах Никитина о том, что нет другой земли, подобной России, «хотя князья русские не то что братья друг другу…» (эта ремарка написана на тюркском языке на всякий случай), но и в других отрывках, где его тоска по дому выражается скорее косвенно, чем прямо. Никитин проклинает «мусульманских псов», которые уверяли его, что в Индии «много товаров» (т. е. товаров, пригодных для продажи в России), и призывали его совершить это трудное путешествие. Он сетует на то, как все дорого: «А жить в Индостане значило бы потратить все, что у меня есть, потому что здесь все дорого; в одиночку трачу на еду два с половиной алтына в день. Что касается вина или меда, то я здесь ничего не пил. Больше всего Никитина угнетала удаленность от родного языка и своей веры, которые были для него неразрывно связаны с родной землей и образом жизни, к которому он привык.
Подобные обращения к Аллаху на восточных языках, а также мусульманская молитва, которой заканчивается «Путешествие за три моря», заставили некоторых специалистов даже предположить, что мусульманам в конце концов удалось обратить Никитина в ислам. 33 Это необоснованно. У нас нет оснований сомневаться в правдивости частых заявлений Никитина в его записях о том, что, несмотря на все давление со стороны мусульман, он остался верен христианству. Однако его контакт с другими религиями все же оказал определенное влияние на мировоззрение Никитина. Описав успехи мусульманского султана и «мусульманской веры» в Индии, Никитин писал: «Что касается истинной веры, то ее знает только Бог, а истинная вера состоит в том, чтобы верить в единого Бога и в чистоте призывать имя Его». во всяком чистом месте». Такая точка зрения тверского купца наверняка не считалась бы православной на его родине и могла бы навлечь на него серьезные неприятности (как и его заявление о том, что в земле русской «правды мало»), если бы он не умер в обратный путь домой.
Написанные для себя, записки Никитина являются одним из самых индивидуальных произведений Древней Руси: мы знаем Афанасия Никитина и можем представить себе его личность гораздо лучше, чем личность большинства русских писателей от древнейших времен до XVII века.