42449. Почему сильная жара плохо переносится во влажной местности? |
42450. Почему в холодных помещениях часто бывает сыро? |
42451. В закрытом сосуде находятся воздух и вода. Какой из графиков на рисунке правильно отображает зависимость давления водяных паров в сосуде от температуры? |
42452. Почему лесные дороги грязнее полевых? |
42453. В морозный день над незамерзшим озером поднимается туман. Почему? |
42454. В морозный день в открытую форточку теплой комнаты «валит» туман. Почему? |
42455. За высоко летящим самолетом образуется белый след. Объясните явление. |
42456. Почему в зимнее время оконные стекла потеют? |
42457. В зимнее время на стеклах автомобилей часто образуется слой льда. Почему он образуется внутри автомобиля — ведь снаружи гораздо холоднее? |
42458. Бутылка с водой, вынутая из холодильника, покрывается снаружи каплями воды. Объясните явление. Почему спустя некоторое время капли воды исчезают? |
42459. Почему запотевают очки у человека, вошедшего зимой в теплое помещение? |
42460. Почему роса бывает обильнее после жаркого дня? |
42461. Ласточки при приближении дождя летают низко над землей. Объясните явление. |
42462. Можно ли всасывающим насосом поднять кипящую воду? |
42463. На улице моросит холодный осенний дождь. В комнате развесили много выстиранного белья. Высохнет ли белье быстрее, если открыть форточку? |
42464. Жидкость при комнатной температуре испаряется медленно, несмотря на то, что скорость движения молекул достаточно высока. (-19) Кл». Может ли такое быть в действительности? |
42467. Что такое ион? При каком условии ион может превратиться в электрически нейтральную частицу? |
42468. Если незаряженной эбонитовой или стеклянной палочкой потереть металлический стержень электроскопа, то электроскоп зафиксирует появление заряда. Откуда появился электрический заряд? Не нарушается ли при этом закон сохранения электрического заряда? |
42469. Почему при переливании легковоспламеняющихся жидкостей, например бензина, из одной емкости в другую они могут воспламениться? |
42470. Почему при расчесывании волос пластмассовой расческой волосы как бы прилипают к расческе (при этом иногда слышно легкое потрескивание, а в темноте удается наблюдать и маленькие искры между волосами и расческой)? |
42471. Можно ли на разных концах стеклянной получить два разноименных электрических заряда? |
42472. На некоторых рыбокомбинатах копчение рыбы проводят в специальных электрических камерах, внутри которых движется конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом. Почему копчение рыбы происходит при этом в десятки раз быстрее? |
42473. К незаряженному стеклянному шарику прикоснулись заряженным зарядом О стеклянным шариком такого же размера. Какие заряды останутся на шариках после соприкосновения? |
42474. К эбонитовому шарику с зарядом О прикоснулись эбонитовым шариком такого же размера с зарядом -Q. Какие заряды останутся на шариках после соприкосновения? |
42475. Почему лепестки электроскопа, оставленного на столе, постепенно опадают? |
42476. Если заряженный электроскоп оставить в помещении с влажным воздухом, то уменьшение заряда будет происходить гораздо быстрее. Почему? |
42477. Почему иногда при ходьбе электризуется одежда? |
42478. Для того чтобы одежда не электризовалась при ходьбе, ее опрыскивают антистатиками. Как работает антистатик? |
42479. Иногда в темноте можно увидеть, как по шерсти кошек или собак проскакивают искры. Объясните явление. |
42480. Часто можно видеть, что у бензовозов по земле волочится металлическая цепь. Зачем? А почему не заземляют железнодорожные цистерны, предназначенные для перевозки бензина или керосина?. |
42481. В лужу, имевшую заряд +25Q, упали 34 дождевые капли с зарядом -Q каждая. Каким стал электрический заряд лужи после дождя? |
42482. Маятник сделан из эбонитового шарика, подвешенного на шелковой нити. Шарик заряжен отрицательно. Как изменится период колебания маятника, если снизу поднести положительно заряженный шарик (рис.,а)? А если положительно заряженный шарик поместить в точку подвеса (рис.,б)? |
42483. Можно ли рассчитать силу взаимодействия между двумя заряженными телами, изображенными на рисунке , используя закон Кулона? Ответ обоснуйте. |
42484. Когда сила взаимодействия между двумя зарядами будет больше: в случае одноименных или разноименных зарядов? |
42485. Если наэлектризовать эбонитовую или стеклянную палочки, то они будут притягивать маленькие кусочки бумаги. Если же эти кусочки бумаги поместить вблизи клемм аккумулятора или батарейки для карманного фонаря, то мы не заметим никакого притяжения. Почему? |
42486. Какой из графиков на рисунке соответствует зависимости модуля кулоновской силы взаимодействия двух точечных электрических зарядов от расстояния между ними? |
42487. Что называется электрическим диполем? |
42488. На рисунке изображена система пяти одинаковых шариков, четыре из которых, расположенные в вершинах квад рата, заряжены равными положительными зарядами, а находящийся в центре пятый шарик заряжен таким же по величине, но отрицательным зарядом. |
42489. Электрический заряд шара уменьшается со временем согласно графику на рисунке . Через какое время на шаре останется четверть первоначального заряда? |
42490. Электростатические фильтры, применяемые на электростанциях и заводах для улавливания твердых частиц из дыма, представляют собой металлические трубы с протянутой по оси трубы проволокой. Как действует такой фильтр? |
42491. Докажите, что внутри заряженной сферы напряженность электрического поля равна нулю. |
42492. Какой из графиков на рисунке соответствует зависимости модуля напряженности электрического поля, созданного точечным зарядом, от расстояния до него? |
42493. Электрическое поле образовано двумя разноименными зарядами, равными по величине. Докажите, что во всех точках поля, одинаково удаленных от обоих зарядов, направление силы, действующей на пробный заряд, параллельно линии, соединяющей эти заряды. |
42494. Электрическое поле образовано двумя одноименными зарядами, равными по величине. Докажите, что во всех точках поля, одинаково удаленных от обоих зарядов, направление силы, действующей на пробный заряд, перпендикулярно линии, соединяющей эти заряды. |
42495. При каких условиях заряженная пылинка может «висеть» над заряженной горизонтальной пластиной? |
42496. Чему равна сила, действующая на заряд, помещенный в центр равномерно заряженной сферы? |
42497. При каких условиях заряженная пылинка может «висеть» между двумя горизонтальными плоскостями, заряженными разноименно? |
42498. Как изменится период колебаний математического маятника, сделанного из положительно заряженного шарика, подвешенного на шелковой нити, если снизу поднести горизонтальную положительно заряженную пластину? А отрицательно заряженную? |
42499. Правильно ли утверждение, что силовая линия электростатического поля — это траектория движения положительного заряда в этом поле? |
42500. В каком случае заряженная частица в электрическом поле движется вдоль силовых линий? |
42501. Изобразите силовые линии электрического поля, образованного разноименными зарядами двух металлических тел, форма и взаимное расположение которых показаны на рисунке . |
42502. На рисунке ,а и б изображены два заряженных шарика, а также силовые линии электрического поля каждого шарика. Укажите, у какого из шариков заряд больше, и определите знак заряда каждого из шариков. |
42503. На рисунке ,а и б изображены две заряженные пластины, а также силовые линии электрического поля каждой из пластин. Какая из пластин имеет больший заряд? Определите знак заряда каждой пластины. |
42504. Нарисуйте силовые линии электростатического поля, образованного двумя точечными зарядами противоположных знаков и неодинаковых по величине. |
42505. На рисунке ,а и б изображены силовые линии двух электрических полей. Чем различаются эти поля? |
42506. Из бесконечности навстречу друг другу с одинаковыми скоростями движутся два электрона. Могут ли они столкнуться? А если скорости электронов различны? |
|
42508. Для окраски изделий, например элементов кузовов автомобилей, применяется метод распыления краски в электростатическом поле. Сущность его состоит в том, что между окрашиваемым изделием и распылителем краски создают постоянное электростатическое поле, причем высокое напряжение подают на краскораспылитель, а окрашиваемые изделия заземляют. Какой заряд имеют капли краски? Почему окраска в электростатическом поле имеет преимущества по сравнению с обычным распылением? |
42509. На рисунке ,а и б изображены системы, состоящие из двух зарядов. Нарисуйте приблизительно направления векторов напряженности электрического поля в точках А и В. |
42510. Нарисуйте в точках А, В, С и D (рис.) направление вектора напряженности электрического поля, образованного положительным точечным электрическим зарядом q. А если заряд отрицательный? |
42511. Почему стеклянную или эбонитовую палочку, держа в руке, можно наэлектризовать трением, а металлическую — нет? |
42512. Почему влажным кусочком шерсти или бархоткой не удается зарядить стеклянную или эбонитовую палочку? |
42513. В опытах по электризации тел Кулон подвешивал их не на простых, а на шелковых нитях. Почему? |
42514. Положительно заряженная стеклянная палочка притя-гивает металлическую полоску, подвешенную на нити. Можно ли утверждать, что металлическая полоска имеет отрицательный заряд? |
42515. Между двумя разноименно заряженными металлическими пластинами с равными по модулю зарядами помещен легкий проводящий шарик (рис.). Что будет происходить, если шарик привести в движение в направлении, указанном стрелкой? |
42516. Известно, что внесение незаряженного проводника в электростатическое поле искажает его. Объясните явление. |
42517. Почему внутри любого проводника электрическое поле отсутствует? |
42518. Почему два разноименно заряженных металлических шара взаимодействуют друг с другом с большей силой, нежели заряженные одноименно (при прочих равных условиях)? |
42519. Могут ли два одноименно заряженных проводящих проводника притягиваться? |
42520. Почему при равновесии весь избыточный заряд наэлектризованного проводника расположен на его поверхности? |
42521. Всегда ли поверхностная плотность заряда у проводящего шара одинакова во всех точках? |
42522. Один металлический шар заряжен, а другой нет. Когда шары соединили проволокой, заряды стали перетекать с незаряженного шара на заряженный. В каком случае это возможно? |
42523. Как обеспечить защиту прибора от внешних электростатических полей? |
42524. Как обеспечить защиту от электрических полей, создаваемых прибором? |
42525. Что произойдет с металлическим стержнем, помещенном в однородное электрическое поле? Силой тяжести пренебречь. |
42526. Что произойдет с металлическим стержнем, помещенном в неоднородное электрическое поле? Силой тяжести пренебречь. |
42527. Положительно заряженная стеклянная палочка притягивает бумажную полоску, подвешенную на нити. Можно ли утверждать, что бумажная полоска имеет отрицательный заряд? |
42528. Почему незаряженный непроводящий шарик иногда притягивается к телу, заряженному зарядом любого знака? |
42529. В чем состоит различие в поляризации диэлектриков с полярными и неполярными молекулами? |
42530. Между двумя разноименно заряженными металлическими пластинами с равными по модулю зарядами помещен легкий шарик из диэлектрика (см. рис.). Что будет происходить, если шарик привести в движение в направлении, указанном стрелкой? |
42531. Металлический заряженный шар окружен толстым сферическим слоем диэлектрика. Нарисуйте картину силовых линий электрического поля внутри и вне диэлектрика. |
42532. Небольшой шарик имеет заряд О. Как изменится напряженность электрического поля вблизи поверхности шарика, если его перенести из воздуха в воду? |
42533. Почему сила взаимодействия электрических зарядов в диэлектрике меньше, чем в вакууме? |
42534. Что произойдет с легкой длинной палочкой из диэлектрика, помещенной в однородное электрическое поле? |
42535. Что произойдет с легкой длинной палочкой из диэлектрика, помещенной в неоднородное электрическое поле? |
42536. Фарфоровые изоляторы для наружной электропроводки делают в форме колокольчиков, причем металлический стержень, с помощью которого изолятор крепится к деревянному столбу, находится внутри изолятора. Почему? |
42537. Проводящее тело поместили в электрическое поле и разрезали на две части по линии, перпендикулярной направлению вектора напряженности электрического поля. Будут ли разрезанные куски тела иметь остаточные заряды? |
42538. Тело из полярного диэлектрика поместили в электрическое поле и разрезали на две части по линии, перпендикулярной линиям напряженности электрического поля. Будут ли разрезанные куски тела иметь остаточные заряды? А если диэлектрик неполярный? |
42539. Что означает утверждение: «электрическое поле является потенциальным»? |
42540. Если известно, что напряженность в какой-то точке электростатического поля равна нулю, значит ли это, что и потенциал в этой точке равен нулю? |
42541. Сфера несет некоторый заряд. Зависит ли потенциал в центре сферы от распределения зарядов на сфере? |
42542. Нарисуйте вид эквипотенциальных поверхностей положительно заряженного металлического шарика. |
42543. Какова разность потенциалов между точкой на поверхности заряженного металлического шара и точкой, расположенной внутри шара? |
42544. Нарисуйте вид эквипотенциальных поверхностей положительно заряженной металлической пластинки. |
42545. При сближении двух одноименных зарядов энергия системы увеличивается. Откуда берется эта энергия? |
42546. Сравните работы по перемещению заряда в электрическом поле из точки А в точку В и из А в С (рис. ). |
42547. Как меняется потенциальная энергия точечного заряда при его приближении к одноименному заряду? |
42548. В однородном электрическом поле положительно заряженный шарик перемещается по траекториям А, В и С (рис.). В каком случае работа по перемещению шарика будет наибольшей? |
Как называется полоса после самолета. Почему за самолетом часто возникает видимый инверсионный след
Красивые пушистые полосы, заставляющие долго смотреть вслед пролетающему самолету, не только привлекают взгляды на земле, но и заметно влияют на климат. Поэтому ученые из Европы, где власти всерьез озабочены сокращением выбросов парниковых газов, предлагают все более экзотические решения, касающиеся в том числе авиации — одного из основных техногенных источников загрязнения атмосферы.
Инверсионный (конденсационный) след самолета — не что иное, как частички льда, которые конденсируются из водяного пара при движении самолета, летящего, как правило, на эшелоне, на высотах около 10 км. След образуется не всегда: для его формирования самолет
должен влететь в область с очень низкой температурой и повышенной влажностью, близкой к состоянию насыщения.
Как правило, непосредственной причиной возникновения следа являются отработанные газы реактивных двигателей. В их состав входит водяной пар, углекислый газ, оксиды азота, углеводороды, копоть и соединения серы. Из этого только водяной пар и сера ответственны за появление инверсионного следа. Сера служит образованию точек конденсации, при этом сам инверсионный след может формироваться как из водяного пара, входящего в состав отработанных газов, так и из пара, входящего в состав пересыщенной атмосферы.
Задумываться о воздействии искусственных облаков на климат ученые начали давно. Сегодня известно, что инверсионные облака могут способствовать как охлаждению, отражая солнечный свет обратно в космос, так и работать на глобальное потепление, удерживая инфракрасное излучение Земли в атмосфере и не давая ему покинуть планету.
Однако три года назад ученые доказали, что второй эффект, парниковый, гораздо сильнее.
В зависимости от условий атмосферы и скорости ветра инверсионный след может оставаться в небе до 24 часов и иметь длину до 150 км. Ученые из Университета Рединга (Великобритания) решили выяснить, как заставить самолеты летать бесследно, сохранив при этом рентабельность перевозок.
«Может показаться, что самолету нужно делать немалый крюк, чтобы избежать инверсионного следа. Но из-за кривизны Земли вам требуется лишь немного увеличить расстояние, чтобы избежать действительно длинных следов», — говорит Эмма Ирвин, автор исследования, опубликованного в журнале Environmental Research Letters .
Их расчеты показали, что для небольших ближнемагистральных самолетов отклонение от насыщенных влагой областей, даже в 10 раз превышающее длину самого инверсионного следа, способно уменьшить негативное влияние на климат.
«Для больших самолетов, которые выбрасывают больше углекислого газа на километр, имеет смысл отклонение в три раза большее (чем след. — «Газета.Ru»)», — говорит Ирвин. В своем исследовании ученые оценили воздействие на климат, оказываемое лайнерами, летящими на одной и той же высоте.
К примеру, самолету, летящему из Лондона в Нью-Йорк, чтобы избежать образования длинного следа, достаточно отклониться на два градуса,
что добавит к его пути 22 км, или 0,4% всего расстояния.
В настоящее время ученые вовлечены в работу над проектом, целью которого является оценка возможности перекройки существующих трансатлантических маршрутов с учетом воздействия авиации на климат. Реализовать предложения климатологов значит в будущем столкнуться с проблемами в области экономики и безопасности авиационных перевозок, признают эксперты. «Диспетчерские службы должны оценить, являются ли подобные перекройки маршрутов рейс от рейса осуществимыми и безопасными, а синоптики — понять, способны ли они надежно прогнозировать, где и когда могут образоваться инверсионные облака», — считает Ирвин.
Клуб почемучек. Почему самолет оставляет след?
Частенько подняв голову к небу мы видим на нем белую полосу от летящего самолета. След, который он оставляет за собой, называется конденсационным. К слову, у нас часто называют его инверсионным следом, но в Википедии напротив «инверсионного» стоит пометка «устаревшее название». Поэтому я буду пользоваться термином «конденсационный». К тому же, это название «говорящее» — в самом этом названии заложен ответ на вопрос о том, что это такое. (Предложите ребенку назвать еще примеры «говорящих» названий, например, самолет, самовар, треугольник. Если ребенок знаком с латинскими корнями, то можно вспомнить и телескоп, и микрофон и т.п.).
След от самолета называется «конденсационным» потому, что он возникает в результате конденсации. Спросите малыша, знает ли он, что такое «конденсация»? Вряд ли много детей дошкольного возраста смогут ответить на этот вопрос. Тогда давайте спросим по-другому: видел ли малыш когда-нибудь, как запотевают зимой стекла в машине? Нравится ли ему рисовать на запотевшем окне пальцем забавные рожицы? Видел ли малыш как покрывается капельками зеркало в ванной после того, как кто-то принимал горячий душ? Вот это явление и есть конденсация.
Так называют переход пара в жидкое состояние. Чтобы оно случилось, нужно три составляющих: влажный воздух, ядра конденсации (какие-нибудь пылинки в воздухе) и перепад температуры. Например, что происходит у нас в ванной: влажный воздух — есть, пылинки в воздухе — есть, перепад температуры при соприкосновении теплого воздуха с холодным стеклом зеркала — есть! Значит будет и конденсат.
Давайте сделаем конденсат прямо сейчас. Для этого надо всего лишь налить воду в бутылку и положить ее в морозильник минут на 15-20. Когда вода охладится, надо достать ее и подержать при комнатной температуре. На поверхности бутылки тут же образуются мелкие капельки — конденсат. Если подержать бутылку в тепле подольше, то капли начнут увеличиваться и стекать по стенкам. Это пары воды, находящиеся в комнатном воздухе, при соприкосновении с холодной бутылкой оседают на нее каплями.
Где еще мы можем увидеть конденсат? Правильно — это же обычная роса! Помнит ли малыш, как он видел маленькие капельки на траве ранним утром? Теперь он может объяснить, откуда они там взялись. Влажный воздух был? Ядра конденсации были? Перепад температуры между холодным ночным воздухом и теплой поверхностью земли был? Вот водяной пар из воздуха и превратился в капельки воды — и получилась роса. Даже есть такой термин «точка росы». Он как раз и обозначает ту температуру, ниже которой водяной пар превращается в капли.
Роса. Фото из Википедии |
А теперь вернемся к самолету. Когда самолет летит, из его двигателей вырывается струи горячего пара и газов от отработанного топлива. Попадая в холодный воздух (а на той высоте, на которой обычно летают самолеты, температура около -40 градусов, подробнее об этом в выпуске про то, как образуются облака), пар конденсируется вокруг частичек сжигаемого топлива и получаются мельчайшие капельки, вроде тумана, которые и образуют полосу на небе. Можно сказать, что получается этакое рукотворное длинное облако. Со временем оно рассеется или станет частью перистых облаков.
По следу самолета можно предсказывать погоду. Если след длинный и держится долго — значит воздух влажный и может пойти дождь, если короткий и быстро рассеивается, то будет сухо и ясно. Мы с моей дочкой Катей решили вести дневник наблюдений и проверить, насколько такой прогноз может быть точным. Присоединяйтесь к нашему эксперименту!
Кстати, конденсационные следы самолетов могут влиять на климат Земли. Если посмотреть на Землю со спутника, то можно увидеть, что в тех районах, где часто летают самолеты, все небо покрыто их следами. Одни ученые считают, что это хорошо — следы увеличивают отражательные свойства атмосферы, тем самым не давая солнечным лучам доходить до поверхности Земли. Так можно снизить температуру земной атмосферы и не допустить глобального потепления. Другие считают, что плохо — возникающие от конденсационного следа перистые облака препятствуют охлаждению атмосферы, тем самым вызывая ее потепление. Кто прав, а кто не прав, покажет время.
Моя Катя очень любит во время прогулки наблюдать за полетами самолетов. И всегда ей хочется знать, куда и откуда они летят. Хорошо, что в сети есть сервис, который в реальном времени показывает все самолеты, находящиеся в полете по всему миру. Его адрес http://www.flightradar24.com . Ведь так интересно посмотреть в окно, увидеть белую полоску конденсационного следа, и сразу же определить, что оставил его, например, Airbus A330-322, принадлежащий компании I-Fly, и летящий из Хургады в Москву.
Скриншот программы слежения за самолетами |
Есть даже такое модное увлечение — авиационный споттинг (от англ. «spot» — «увидеть», «опознать»). Оно заключается в том, что люди наблюдают за полетами самолетов (обычно недалеко от аэропортов), определяют их типы, ведут реестры, фотографируют взлеты и посадки.
Если в вашем городе есть аэропорт, я предлагаю если не заняться споттингом, то просто съездить на экскурсию туда. Походить по зданию аэровокзала, узнать, где покупают билеты на самолет, как сдают и получают багаж, как проходят таможенный контроль. Проводите и встретьте несколько самолетов, приглядитесь к лицам людей, только что вернувшихся с неба. И даже если вы сами пока никуда не собираетесь лететь, вы почувствуете себя немного путешественниками.
Мы иногда ходим в Симферопольский аэропорт, если на улице плохая погода и гулять на свежем воздухе неприятно. И дети всегда в восторге от такого времяпрепровождения. А еще у нас в городе периодически организуют авиа-шоу . Вот где можно не только понаблюдать, но и потрогать самолет и даже посидеть у него в кабине.
А в конце выпуска я хочу предложить попробовать свои силы в создании самолетиков из бумаги в технике оригами. Даже если ваш малыш уже умеет делать всем известную модель самолета «Стрела», то существует еще множество других моделей. (Я когда-то выкладывала в блоге 21 схему для самолетиков). Возьмите получившиеся самолетики с собой на прогулку и устройте соревнования. Какой самолет красивее всего? Какой дальше всего летит? Какой дольше других планирует в воздухе? Уверенна, что пускать самолетики понравится не только мальчишкам и девчонкам, но даже их мамам и папам. Надеюсь, и Дане это занятие тоже будет интересно:)
В детстве мы часто любили наблюдать, как летают самолеты, особенно интересно было видеть в голубом небе белую дорогу от лайнера. Тогда мы не задумывались, как называется след от самолета в небе, почему он оставляет за собой дорогу. В школе мы изучали физические явления, которые просто объясняли этот «феномен», но сейчас стоит о них вспомнить, чтобы четко можно было объяснить хотя бы своему ребенку, почему самолет оставляет след в небе.
След от самолета в небе
Маленькие дети вряд ли знают такой термин, как конденсация, хотя в самом раннем возрасте мы им объясняем, почему идет дождь. Конденсацию можно объяснить на примерах, показав зеркало в ванной или трубы, еще можно видеть как запотевают зимой окна в машине.
Происходит это потому, что горячий пар переходит в жидкое состояние и оседает в виде конденсата. Вообще, для того чтобы он образовался нужны три вещи:
- влажный воздух;
- разница температур;
- островки конденсации, например, пылинки в воздухе, они везде есть.
В ванной, после горячего душа, влажный горячий воздух соприкасается с холодным зеркалом, пар переходит в жидкость (воду) и оседает на нем, получается конденсат.
Утренняя роса на тюльпанах
Проведем эксперимент
Конденсат можно сделать самому и быстро увидеть, как происходит это явление. Налейте воду в любую емкость, например в пластмассовую бутылку, и поместите ее в морозилку, минут на 10-20. После этого достаньте ее и посмотрите, как емкость покроется каплями воды – это конденсат. Теплые пары воздуха, присутствующие в комнате, соприкасаются с емкостью и переходят в жидкость, которая стекает каплями по ней.
В природе мы часто наблюдаем капли росы на траве. Теперь мы можем объяснить ребенку откуда она там взялась. Воздух ночью охлаждается, вместе с ним и водяной пар, который контактируя с теплыми объектами, находящимися на Земле (например, с травой), переходит в воду.
Как образуется след от самолета
Теперь посмотрим, что происходит, когда самолет курсирует на большой высоте. Раньше когда говорили, что самолет оставляет белый след, называли его конденсационным по аналогии с физическим явлением. Температура воздуха в атмосфере понижается с высотой, на каждом километре высоты, она ниже на 6 градусов.
Там, где курсируют самолеты, температура воздуха может быть ниже -40 градусов по Цельсию. Из двигателя работающего аэролайнера вылетают горячие струи газов и пара, который конденсируется вокруг частичек дыма от не полностью сжигаемого топлива. Образуется что-то в виде длинного облака, которое впоследствии «рассосется». Иногда его называют не конденсационный, а инверсионный след от самолета. Но в Википедии стоит пометка, что это устаревшее название. Да и лучше пользоваться термином, который связан с физическим явлением и поэтому становится «говорящим».
Как следы самолета влияют на климат планеты
Воздух в атмосфере бывает слишком влажным, но влага не может конденсироваться из-за того, что нет ядер конденсации, например, частичек пыли. Самолет же, пролетая высоко, оставляет за собой такие ядра конденсации, частички неполного сгорания топлива. Чем ярче виден след от самолета, тем влажность воздуха больше и следует ждать дождей. Если же след слабый и быстро исчезает, то погода, скорее всего, будет ясной.
Конденсационные следы самолетов на небе, видимые со спутника
Ученые считают, что следы от самолетов могут влиять на климат планеты. Над теми территориями, где часто курсируют самолеты, все небо покрывается белыми следами. Так вот, мнения ученых о влиянии их на климат расходятся. Одни считают, что образующиеся облака препятствуют охлаждению атмосферы и этим вызывают потепление климата. Другие считают это явление положительным, так как следы от самолетов увеличивают отражательную способность атмосферы, защищая все живое на земле от слишком сильного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Из тумана Облако, образующееся в момент преодоления самолетом звукового барьера, вызвано резким падением давления за счет так называемой сингулярности Прандтля-Лауэрта. При соответствующей влажности воздуха в зоне низкого давления создаются условия для конденсации паров воды в мельчайшие капельки, напоминающие туман
Следы в небе Выхлоп реактивного двигателя содержит большое количество паров воды, возникающих при сгорании углеводородного топлива. На большой высоте в холодном окружающем воздухе пары воды конденсируются, образуя белый инверсный след
12 ноября 2001 года борт 587 — самолет American Airlines, следовавший из Нью-Йорка в Доминиканскую Республику, буквально развалился в воздухе почти сразу же после взлета в международном аэропорту JFK. Поскольку эта, вторая по количеству жертв, авиакатастрофа в истории американской авиации произошла вскоре после 11 сентября, сразу же возникло предположение о теракте. Но проведенное расследование показало, что причина была более прозаической: самолет попал в спутный след — зону турбулентности, созданную другим самолетом (в данном случае это был Boeing 747 Japan Airlines, пролетевший этим же воздушным коридором незадолго до борта 587). И хотя след этот был невидим, именно он привел к потере управления и в конечном итоге — к трагедии.
Выдыхая облака
Впрочем, иногда следы становятся видимыми. Белый след пролетевшего самолета хорошо выделяется в ясный солнечный день на фоне голубого неба. Этот след называется инверсионным и состоит из того же вещества, что и облака — мельчайших капелек воды. Причина его возникновения очень проста: нагретый водяной пар, образующийся при сгорании топлива, выбрасывается в атмосферу (температура которой, например, на высоте 10 км достигает 50оС), быстро остывает и конденсируется, образуя маленькие капельки воды. Правда, такой след образуется не всегда — на различных высотах атмосфера имеет различную температуру и влажность, и вероятность образования инверсионного следа зависит от этих параметров. Чтобы понять механизм инверсии, вовсе не нужно ехать на аэродром: пар изо рта, выдыхаемый человеком, и клубы пара из выхлопных труб автомашин в сильный мороз имеют ту же природу (их образование тоже зависит от температуры и влажности окружающего воздуха).
Кстати, по мнению некоторых экспертов, инверсионный след может демаскировать военные самолеты. Это наиболее важно для высотных бомбардировщиков и разведчиков, благодаря технологии Stealth «невидимых» для радиолокаторов, а также для истребителей в ближнем воздушном бою, когда обнаружение противника происходит в основном визуально. Правда, бороться с его образованием практически невозможно. Во время полета за счет особого профиля крыла скорость потоков воздуха над и под крылом получается различной (сверху выше, чем снизу). Согласно принципу Бернулли в этом случае давление на верхней поверхности крыла меньше, чем на нижней (их разница как раз и формирует подъемную силу). Из-за разницы давлений воздух перетекает через законцовку крыла, и за самолетом образуется две вихревых воронки, похожих на горизонтальные торнадо. Такие вихри имеют диаметр до 15 м, скорость потоков воздуха внутри них — до 50 м/с, они живут несколько минут и, пока не затухнут, могут быть реально опасны для самолетов, следующих этим же коридором. При взаимодействии вихревого и инверсионного следов последний начинает расплываться, что иногда приводит к весьма причудливым «завитушкам» и даже переплетениям двух следов (от двух двигателей).
В отрыв
Конденсация паров воды, «выдыхаемых» двигателями, — не единственная причина инверсионного следа, он может образоваться даже за планером, не имеющим двигателей. На авиашоу часто можно видеть, как во время показательных выступлений истребители буквально на глазах у зрителей окутываются туманом! Магия? Вовсе нет. Причина этому — отрывные течения, вихревые области пониженного давления, образующиеся на верхней поверхности крыла в определенных режимах полета (например, при выходе на большие углы атаки). Внутри этих областей за счет быстрого падения давления понижается температура и возникают условия для конденсации водяных паров, находящихся в воздухе. И хотя все это похоже на магию, на самом деле, как видите, ничего таинственного в таком тумане нет.
Конденсационный след от самолёта с четырьмя двигателями. Конденсируется водяной пар, образующийся при сгорании топлива
Конденсационный след от двухмоторного самолёта
Вихревые жгуты с законцовок крыла самолёта F/A-18
Конденсационный след от самолёта в ясную погоду держится долго и расползается на полнеба.
Конденсационные следы до сих пор являются демаскирующим фактором для деятельности военной авиации, поэтому вероятность их появления рассчитывается авиационными метеорологами по соответствующим методикам, и экипажам выдаются рекомендации. Изменение высоты полёта в определённых пределах позволяет избежать или полностью устранить нежелательное влияние этого фактора.
Существует и антипод (противоположность) конденсационному следу — «обратный», «отрицательный» (очень редко встречаемые названия) след, образующийся при рассеивании элементов облачности (кристаллов льда) в пределах спутного следа при определённых условиях. Напоминает «обращение цвета» в графических редакторах компьютерных программ, когда голубое небо является облаком, а сам след — чистым голубым пространством. Отчётливо наблюдается с земли при слоистой или кучевой облачности незначительной вертикальной мощности и отсутствии других слоёв облачности, маскирующих голубой фон верхних слоёв атмосферы. Прекрасно видим экипажами самолётов, идущих в группе, и особенно хорошо с кормовой кабины (бомбардировщика, транспортного самолёта и т.п.)
Конденсационный след не следует путать со спутным следом (см. отдельную статью). Спутный след — это возмущенная область воздуха, всегда образующаяся за движущимся летательным аппаратом. Однако конденсационный след, взаимодействуя со спутным следом, рельефно выявляет вихревую структуру возмущенного воздуха, образуя интересные визуальные эффекты.
Интересно, что при работе турбореактивного двигателя на земле при определённых условиях может возникать отчётливо видимый вихревой жгут всасываемого в воздухозаборник воздуха.
Влияние на окружающую среду
По заявлениям климатологов , конденсационные следы оказывают влияние на климат , уменьшая температуру за счёт того, что вырождаются в
Что вызывает следы дыма за самолетами авиакомпаний высоко в небе?
Майк Л. спрашивает: Что такое химический дым позади авиалайнеров?
Так называемые «химические следы», хотя технически они более известны как инверсионные следы, впервые появились за самолетами еще в первые дни полетов на большой высоте. Одно из самых ранних известных сохранившихся упоминаний о таком произошло, когда американский солдат по имени капитан Уорд Уэллс наблюдал в небе странное зрелище в октябре 19 года.18, а его письмо, написанное на эту тему, вскоре было опубликовано в журнале Scientific American :
Наше внимание впервые привлекло к небу внезапное появление нескольких странных и поразительных облаков — длинных, изящных, петлеобразных лент белый. Они сужались к точке на одном конце, а на другом, где они растворялись в небытии, 60 градусов по небу, были примерно шириной с палец на расстоянии вытянутой руки от глаза… При внимательном наблюдении мы заметили некоторые расстояние впереди каждой точки облака крошечное пятнышко преследующего самолета. Очевидно, взбалтывания воздуха было достаточно, чтобы нарушить тонко сбалансированные метеорологические условия и вызвать это странное образование облаков… Я видел, как корабли оставляют в облаках следы, подобные следам маленьких морских животных на мокром песке у берега, но никогда прежде я не видел самолета, пишущего белым на голубом грифе неба!
С увеличением числа коммерческих авиаперевозок эти необычные облачные образования позади самолетов стали обычным явлением. Но что на самом деле вызывает инверсионные следы и почему они не всегда появляются за самолетами?
В двух словах, инверсионные следы, как и любое другое облако, в основном состоят из взвешенной в воздухе воды — отсюда и название инверсионный след, которое происходит от двух слов «конденсация» и «след».
Инверсионный след создается самолетом одним из двух способов: во-первых, когда самолет проходит через воздух, он создает области низкого давления, например, над крыльями, как побочный продукт формы крыла. Это внезапное падение давления может привести к падению температуры воздуха ниже точки росы в некоторых частях самолета. Если это произойдет, вода в воздухе может сконденсироваться в маленькие капли. Эти капли могут даже замерзнуть, если температура воздуха достаточно низкая; но в любом случае результатом будет обычно очень недолговечная полоса водяного пара позади самолета.
Помимо возможности увидеть это сразу за или над закрылками, когда они выпущены, в некоторых случаях вы можете кратко наблюдать это явление в воздушных вихрях, создаваемых на концах крыльев. В этом случае вы увидите спиралевидный, похожий на штопор пар, тянущийся за кончиками крыльев самолета.
Вы также можете наблюдать этот эффект в воздухозаборнике двигателей коммерческих самолетов, если уровень влажности достаточно высок. Как и в других случаях, это вызвано падением давления воздуха, в результате чего вода конденсируется в воздухозаборнике, создавая что-то вроде небольшого облака внутри этого воздухозаборника.
Точно так же иногда по той же причине на концах пропеллеров в определенных условиях могут образовываться инверсионные следы.
При всем при этом инверсионные следы такого типа — это не те, которые вы видите, когда смотрите высоко в небо, когда над головой пролетают коммерческие самолеты. Скорее, этот тип инверсионного следа, вызванного низким давлением, с большей вероятностью проявится, когда самолет совершает маневры на высокой скорости в воздухе с высокой влажностью. Например, нередко можно увидеть такое, когда истребитель взлетает с авианосца.
А как насчет гораздо более часто наблюдаемых инверсионных следов за самолетами, летящими на большой высоте? Это побочный продукт сжигания реактивного топлива в очень холодном воздухе, хотя в остальном они ничем не отличаются от прежних инверсионных следов — оба они вызваны конденсацией воды, только в одном случае это конденсация воды, уже находящейся в атмосфере, а в другом это вода, которая попадает в воздух.
В частности, при сгорании топлива для реактивных двигателей выхлопные газы помимо всего прочего, что выбрасывается в атмосферу, например, несгоревшего топлива и различных частиц, в основном выбрасывают углекислый газ и воду.
На большой высоте, где температура часто значительно ниже точки замерзания, этот выбрасываемый водяной пар в сочетании с различными выбрасываемыми частицами, также образующими центры образования воды, иногда конденсируется, а затем замерзает, в результате чего образуется длинное белое облако за самолетом. Обычно это начинается на некотором расстоянии позади двигателей, так как выхлопные газы, выбрасываемые изначально, довольно горячие.
Это не совсем то же самое, что когда вы выдыхаете через рот зимой, вы часто видите белый пар, образующийся в нескольких сантиметрах от вашего рта, когда влага вашего дыхания встречается с холодным воздухом вокруг. Кроме того, если воздух достаточно сухой, мини-облако, формирующееся за пределами вашего рта, будет очень быстро рассеиваться, тогда как в дни с более высокой влажностью оно будет держаться немного дольше.
То же самое происходит и в самолетах, но благодаря значительно большему количеству водяного пара, выбрасыванию большого количества центров зародышей и часто происходящему при более экстремальных температурах инверсионные следы могут сохраняться в течение многих часов.
Кроме того, если влажность достаточно высока, они могут даже превратиться в перистые облака, выглядящие естественным образом. Это происходит, когда вода из окружающей атмосферы конденсируется вокруг мест зарождения в инверсионных следах, а ветры медленно рассеивают инверсионные следы на обширной территории. Эта склонность инверсионных следов оставаться на поверхности в течение длительного периода времени также является явлением, которое регулярно наблюдается с первых дней полетов на большой высоте.
На этом примечании: если вы заметили, что инверсионные следы над вами формируются, а затем быстро рассеиваются, вы, вероятно, можете ожидать продолжения ясной погоды в этот день, тогда как если инверсионные следы остаются в течение длительного времени и заметно расширяются в промежутке , это означает, что воздух на большой высоте, вероятно, очень влажный, что повышает вероятность того, что на горизонте могут быть облака, дождь или гроза. Или это могут быть просто Иллюминаты снова заигрывают с вами…
Если вам понравилась эта статья, вам также может понравиться наш новый популярный подкаст The BrainFood Show (iTunes, Spotify, Google Play Music, Feed), а также:
- Что вызывает запах после дождя
- Почему влажное, сложенное в тюки и сложенное сено самовозгорается?
- Как коммерческие самолеты обеспечивают постоянную подачу свежего воздуха и как аварийные кислородные маски снабжают кислородом, если они не подключены ни к какому воздушному баллону
- Пропуск, который позволяет людям летать бесплатно вечно, и попытка авиакомпании убить его
- Можно ли действительно избежать платы за багаж, надев всю свою одежду?
Бонусные факты:
- Метеоры также могут вызывать образование инверсионных облаков, и это явление было задокументировано на протяжении тысячелетий. На самом деле, когда некий майор Рудольф Шредер попытался установить новый рекорд высоты в феврале 1920 года, довольно быстрое снижение его самолета после того, как он потерял сознание на высоте около 36 000 футов, было первоначально неверно истолковано людьми на земле как падение метеора. Он не видел своего маленького самолета — биплана «Лепере» с открытой кабиной — издалека, но мог видеть инверсионный след, образовавшийся позади него, когда он падал на Землю. Что касается того, почему он вдруг оказался в таком нырке, оказывается, Шредер страдал от кислородного голодания. Пытаясь найти аварийный кислород, он ненадолго снял очки, чтобы лучше видеть, в результате чего влага на его глазах почти мгновенно замерзла. Вскоре после этого он потерял сознание, придя в сознание только на высоте нескольких тысяч футов над землей, после чего ему удалось успешно выйти из пикирования и приземлиться, несмотря на то, что его зрение было повреждено — оказывается, частично навсегда.
- Хотя многие ученые правильно предположили, что вызывает инверсионные следы после того, как они начали появляться во время Первой мировой войны, только после Второй мировой войны была утверждена надежная теория о том, в каких именно условиях образуются инверсионные следы. В Америке некий Герберт Эпплман в конце концов придумал такую систему предсказания в 1953 году, а его руководство по этому вопросу широко использовалось десятилетиями спустя. Не случайно согласованные усилия по выяснению этого были предприняты во время Второй мировой войны. Инверсионные следы представляют собой серьезную проблему для военных самолетов, пытающихся остаться незамеченными, и поэтому необходимо было выяснить, какие именно атмосферные условия могут создавать инверсионные следы, чтобы военные самолеты могли избегать этих регионов. К сожалению, атмосферные условия, как известно, непредсказуемы, и поэтому даже с таким руководством пилоты также должны были следить за тем, не оставляет ли их самолет инверсионный след в любой момент. С этой целью самолет-разведчик U2 был оснащен зеркалом заднего вида, чтобы пилот мог видеть, происходит ли это. Если это так, общее правило заключалось в том, чтобы регулировать высоту до тех пор, пока инверсионный след не перестанет формироваться. Военные предприняли и другие усилия, чтобы попытаться предотвратить образование инверсионных следов путем изменения состава топлива, чтобы производить меньше частиц в выхлопных газах и, следовательно, меньше мест зародышеобразования, вокруг которых конденсируется водяной пар.
Расширить для ссылок
- Wingtip Vortices
- Почему некоторые самолеты оставляют следы в небе
- Почему люди верят в химические следы?
- Инверсионный след
- Химтрейлы не настоящие
- Что такое химтрейлы?
- Солнечная геоинженерия
- Теория заговора химтрейлов
- Количественная оценка консенсуса экспертов по химиотрассам
- Эффект обратного огня
- Калифорнийские теоретики заговора
- Что такое химтрейлы?
- Что на самом деле получается из инверсионных следов самолета?
- Теория заговора химтрейлов
- Инверсионные фотографии сквозь историю
- Wakes of War — Инверсионные следы
- Бомбардировки Второй мировой войны
- История инверсионных следов
- По следам инверсионных следов
- Бернет на инверсионных следах
- Следы войны
- Капитан Шредер
- Кто сделал эти солнцезащитные очки-авиаторы?
- Рейсы в High Altitude
- Коротышка и гном
Инверсионные следы 101
- Что такое инверсионный след?
- Из чего сделаны инверсионные следы?
- Могу ли я их увидеть?
- Как они образуются?
- Где они образуются?
- Как долго они продержатся в небе?
- Опасны ли они для человека?
- Влияют ли инверсионные следы на климат?
- Что входит в состав реактивного топлива и необходимы ли они для образования инверсионных следов?
- Почему стойкие инверсионные следы интересуют ученых?
- Как ожидается, что покрытие инверсионных следов изменится в будущем?
- Глоссарий терминов
Что такое инверсионный след?
Инверсионный след — это след конденсата от самолета, который проявляется в виде линейных облаков в небе.
Наверх
Из чего сделаны инверсионные следы?
Они состоят из частиц льда, которые образуются в выхлопных газах самолета при полете в узком диапазоне высот в верхних слоях атмосферы, в нескольких милях над землей.
Наверх
Могу ли я их увидеть?
Их легко узнать в небе за реактивным самолетом в начале тропы. Инверсионные следы могут образовываться в пределах нескольких размахов крыла самолета за выхлопом и могут рассеиваться в пределах нескольких длин самолета от выхлопа двигателя из-за отсутствия доступного водяного пара в атмосфере.
Наверх
Как они образуются?
Формирование инверсионных частиц льда начинается в микроскопических масштабах, когда чрезвычайно мелкие частицы сажи или других частиц образуются в выхлопных газах самолета в результате процесса, в котором от нескольких десятков до сотен молекул собираются вместе и увеличиваются до больших размеров, слипаясь. Дальнейший рост может происходить за счет конденсации водяного пара, присутствующего в выхлопных газах, на поверхности частиц, состоящих из таких соединений, как сульфаты и нитраты. Последующий рост частиц происходит из-за относительной влажности окружающей среды, превышающей 100%.
Наверх
Где они образуются?
Их легко узнать в небе за реактивным самолетом в начале тропы. Инверсионные следы могут образовываться в пределах нескольких размахов крыла самолета за выхлопом и могут рассеиваться на небольшом расстоянии от выхлопа двигателя из-за отсутствия доступного водяного пара в атмосфере.
Наверх
Как долго они продержатся в небе?
Термодинамика является определяющим фактором образования инверсионного следа, описываемого уравнением, которое является функцией атмосферной температуры и давления и, среди прочих параметров, содержания воды в выхлопных газах и атмосфере. Если относительная влажность превышает 100%, они могут сохраняться в течение длительного периода времени, обычно от нескольких минут до часов, таким образом покрывая большую часть неба на узком пути. Часто из-за перемешивания из-за турбулентности в верхних слоях атмосферы струи расширяются по вертикали и горизонтали. Горизонтальное расширение иногда может охватывать большую часть неба в зависимости от количества водяного пара, доступного в атмосфере на крейсерских высотах, что приводит к образованию перистых облаков, вызванных инверсионным следом. Они могут сохраняться гораздо дольше — обычно несколько часов, подобно обычным перистым облакам, которые также состоят из частиц льда.
Наверх
Опасны ли они для человека?
Абсолютно нет. Этот вопрос часто задают из-за неправильного понимания так называемых «химических следов», которые предположительно представляют собой следы, состоящие из вредных химических веществ. Инверсионные следы представляют собой тип перистых облаков, состоящих преимущественно из ледяных частиц. Большая часть воды для образования этих частиц поступает из самой атмосферы, а небольшая часть – из выхлопных газов двигателя. Выхлоп двигателя содержит продукты сгорания авиационного топлива, близкие по составу к автомобильному выхлопу. Поскольку эти продукты сгорания возникают высоко над землей, их воздействие намного меньше, чем у автомобилей. FAA совместно с другими агентствами постоянно изучает влияние авиационных выхлопов на климат и качество приземного воздуха как в настоящее время, так и в будущем, когда ожидается рост авиационных выбросов.
От 25 000 до 50 000 футов Типовой диапазон высот, на котором летают самолеты 50 000 футов 40 000 футов Гора Эверест 29 028 футов 25000 футов Гора Мак-Кинли 20 032 фута Скалистые горы 14 439 футов
Когда вы смотрите вверх, трудно оценить высоту инверсионных следов, которые вы можете увидеть в небе над головой. Самолеты летают на высоте от 25 000 футов до 50 000 футов над поверхностью земли. На этой иллюстрации показана высота инверсионных следов относительно некоторых из самых высоких гор Земли. Инверсионные следы, оставленные самолетами, не оказывают вредного воздействия на человека. Научные исследования показали, что инверсионные следы не оседают на поверхности земли.
Наверх
Влияют ли инверсионные следы на климат?
Частицы льда в короткоживущих инверсионных следах быстро испарятся, оставив исходное ядро, размер которого будет очень мал и, таким образом, не будет существенно взаимодействовать с солнечным или тепловым излучением. Однако, если имеется значительное количество окружающей влаги при низкой температуре, последует дальнейший рост, что приведет к образованию и увеличению инверсионных частиц до размеров, подобных частицам в естественных перистых облаках, что приведет к отражению солнечного света. Кроме того, из-за своих больших размеров частицы инверсионного следа сильно взаимодействуют с длинноволновым тепловым инфракрасным излучением. Таким образом, чистый эффект инверсионных следов обычно проявляется в потеплении. Ожидается, что с прогнозируемым увеличением воздушного движения охват инверсионных следов увеличится с соответствующим усилением потепления.
Наверх
Что входит в состав реактивного топлива и необходимы ли они для образования инверсионных следов?
Реактивные топлива представляют собой смесь углеводородов с некоторыми примесями и добавками. При сгорании топливо для реактивных двигателей образует водяной пар вместе с оксидами углерода, оксидами серы и оксидами азота. Сульфаты и нитраты действуют как зародыши для последующего роста облачных капель, которые в конечном итоге формируются в инверсионных частицах.
Вернуться к началу
Почему стойкие инверсионные следы интересуют ученых?
Инверсионные следы, как и естественные перистые облака, обычно согревают землю. Стойкие инверсионные следы со временем усиливают этот эффект потепления. Самый высокий процент покрытия приходится на регионы с наибольшим объемом воздушного движения, а именно над Европой и Соединенными Штатами.
Наверх
Как ожидается, что покрытие инверсионных следов изменится в будущем?
В будущем изменятся выбросы самолетов и атмосферные условия. Выбросы определяются изменениями в технологиях авиационных двигателей, а также объемами и местами воздушного движения. На атмосферные условия влияют изменения атмосферной влажности. В настоящее время подсчитано, что области атмосферы с достаточной влажностью для формирования инверсионных следов покрывают 16 процентов поверхности Земли. Увеличение воздушного движения в этих регионах увеличит покрытие инверсионных следов.
Дополнительная информация
- Информационный бюллетень об инверсионных следах самолетов (FAA, NASA, EPA, NOAA) ( PDF )
- Образование инверсионных следов
- Веб-сайт NASA Contrails
- Инверсионный след ВВС Информационный бюллетень ( PDF )
Наверх
Глоссарий авиационных терминов
- Атмосфера
- Воздух, окружающий и связанный с землей.
- Перистые
- Облако в виде тонких белых перистых облаков, образующих пятна или узкие полосы; имеет волокнистый и/или шелковистый блеск; крупные кристаллы льда часто стелются вниз на значительное вертикальное расстояние в виде волокнистых, наклонных или неправильно изогнутых пучков, называемых кобыльими хвостами.
- Инверсионный след
- След конденсата, перистый след водяного пара.