Заброшенный военный аэродром в Ленинградской области. Часть 1
Посетили заброшенный аэродром в Ленинградской области. Получилась отличная вылазка – за 100 с лишним км от дома, по колено в снегу, хрустя льдом, навстречу приключениям… 🙂 Мы очень хотели увидеть последний самолёт, который был там ещё в октябре прошлого года…
Если репортаж Вам понравится — подписывайтесь на наш канал «По дорогам и лесам» на YouTube, мы покажем Вам еще много интересных и загадочных мест
https://www.youtube.com/channel/UCyN4Cgz_7QSf0zCcgVo2tLA
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.
Юлия Скопич
27 марта 2023
38 484
Почему стол шведский?
Как его называют во всем мире и можно ли отведать за таким столом шведские национальные блюда?
Худший город Земли
26 марта 2023
101 821
Худший город Земли
Топ-7 городов, где жить сможет не каждый
Шнобелевская премия: самые полезные изобретения
Марина Синицына
25 марта 2023
22 078
Шнобелевская премия: самые полезные изобретения
Караоке, бегающий будильник и лапочувствительная программа — что еще придумали пытливые умы, чтобы сделать нашу жизнь лучше или хотя бы интереснее?
Обнародованы уникальные фотографии с места гибели Юрия Гагарина, сделанные сразу после катастрофы
27 марта 2023
Над Москвой засняли странное черное кольцо в воздухе
27 марта 2023
Телескоп Уэбба обнаружил облака на далекой экзопланете
27 марта 2023
Назвали в честь Канта: в балтийском янтаре нашли новый вид древних насекомых
27 марта 2023
Бинтуронг: «кошачий медведь», который пахнет попкорном
Почему кошки умываются?
Самые глубокие станции метро в мире: топ-10
Аксолотль — чудо природы
10 самых ядовитых змей в мире
Самая низкая температура на Земле
Заброшенный военный аэродром в Вещево
посмотреть на карте Google
В Ленинградской области располагается аэродром Вещево, ныне заброшенный. Несмотря на то, что подобных строений по всей России попросту не сосчитать, представленное место имеет весьма интересную историю, и привлекает своей недоступностью каждого любителя острых ощущений.
История создания аэродрома Вещево
Сам ангар был возведен в разгар холодной войны (60-70 года). Скорее всего, его создавали на возможный случай того, если война дойдет до своей точки кипения. Многие историки говорят о том, что данный проект является самым масштабным и дорогим в плане финансовых затрат. Но на данный момент о дороговизне аэродрома не напоминает абсолютно ничего, поскольку все стены уже давно покрыты мхом, а внутри нередко можно встретить компанию местных лиц без определенного места жительства. Несмотря на табличку «запретная зона» недалеко от входа, аэродром по-прежнему не пустеет.
Заброшенный аэродром в Вещево в 80 годах был передан авиации Балтийского флота, а уже в середине 90 годов был полностью закрыт. Во времена работы аэродрома здесь базировалось порядка 45 единиц воздушной техники. Также место отличалось развитой инфраструктурой, поскольку здесь имелся и дом офицеров, и чайная комната, и даже общежития. Вблизи отсюда был возведен специальный военный городок с одноименным названием Вещево. Но военное назначение места является далеко не единственной его особенностью.
История про братьев Овечкиных
Военный аэродром Вещево был посадочным пунктом для братьев Овечкиных, террористов, которые захватили самолет, угрожая бомбой и оружием. Пилотам удалось убедить преступников в том, что захваченный аппарат требует дозаправки, и им необходимо сесть на аэродроме в Финляндии. Естественно, ни о какой загранице речи не шло, и для обмана на главных воротах ангара была нанесена надпись «Air force», сохранившаяся здесь и по сей день. Такой трюк смог бы сбить с толку доверчивых преступников, если бы местные военные догадались сменить на английский не только надписи, но и тип собственной формы. Разъяренные преступники, поняв, что их обманули, расстреляли бортпроводницу самолета.
Наши дни и заброшенный аэродром
Примерно в 1994 году было принято решение расформировать военный аэродром, что стало настоящим ударом для семей, которые проживали на территории военного городка, и успели привыкнуть к месту, как к родному. Власти Ленинградской области сразу приметили столь масштабный проект, и решили сделать его гражданским, чтобы перевозить здесь порядка 450 000 тонн груза в год. Но история оказалась провальной, после чего предприятие было решено приватизировать государством. Большая часть имущества была распродана, и осталась здесь лишь взлетная полоса с рулевыми дорожками.
В 2002 году предприятие признано банкротом. На данный момент по-прежнему нет ни одного аэродрома между Финляндией и Ленинградской областью, который мог бы принимать даже легкую авиацию. Казалось бы, данный вариант является идеальным, и его остается лишь восстановить, привести в рабочее состояние. Но Вещево был вычеркнут из списка альтернативных аэропортов, оставаясь в таком же упадочном виде, которое ухудшается с каждым днем. Вряд ли когда-то начнется работа по восстановлению аэродрома, поскольку стратегического назначения место более не имеет.
Зато место стало достаточно излюбленным среди любителей заброшенных зданий, а также среди любителей выпить и лиц без определенного места жительства. Исписанные стены, пустые бутылки – это практически все, что можно встретить здесь, несмотря на всяческие запреты проникновения внутрь.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Поделиться в социальных сетях
Вам понравится
Оставить отзыв к Заброшенный аэродром в Вещево
Имя: Представьтесь
Тема: Введите тему
Комментарий:Введите комментарий
Печально известный полет Матиаса Раста | Журнал Air & Space
Давид ПовилайтисМЯГКИМ ВЕСЕННИМ ДНЕМ В КОНЦЕ МАЯ 1987 ГОДА военный аналитик Джон Пайк находился по делам в посольстве США в Москве, когда выглянул в окно и увидел небольшой самолет, круживший над Красной площадью. Боже, какой странный , подумал Пайк. В Советском Союзе нет частной авиации. Черт, нет ничего личного.
Самолет принадлежал западногерманскому подростку Матиасу Русту, точнее, его аэроклубу. В смелой попытке ослабить напряженность в период холодной войны 19Летчик-любитель пролетел на одномоторной «Цессне» почти 550 миль от Хельсинки до центра Москвы — возможно, самого хорошо защищенного города на планете — и припарковал ее у подножия собора Василия Блаженного, на расстоянии вытянутой руки. Могила Ленина. Газеты окрестили пилота «новым Красным Бароном» и «Дон Кихотом небес». Этот трюк стал одним из самых обсуждаемых авиационных подвигов в истории. Но именно политика, а не слава, двигала Растом.
В аккуратной двухкомнатной квартире Раста под Берлином нет ничего — ни сувениров, ни фотографий, ни газетных заголовков в рамках — вообще ничего, что указывало бы на то, что 18 лет назад на несколько коротких недель он был самым известным пилотом в мире. Но память о полете осталась свежа. «Кажется, это произошло вчера, — говорит Раст, которому сейчас 36 лет. — Это живет во мне».
Будучи ребенком в Гамбурге, Раст был озабочен двумя вещами: полетами и ядерным Армагеддоном. Воинственность и недоверие отличали отношения Востока и Запада того времени. Президент США Рональд Рейган, казалось, начал личный крестовый поход против Советского Союза. Многие немцы были на грани. «Было реальное чувство страха, — говорит Раст, — потому что, если возникнет конфликт, мы все знали, что по нам ударят первыми».
Для многих европейцев приход Михаила Горбачева к советскому руководству в 1985 дал проблеск надежды. Гласность , его политика прозрачности в правительстве, и перестройка , экономические реформы дома, были радикальным отходом от политики его предшественников. Поэтому, когда американо-советский саммит в Рейкьявике, Исландия, в октябре 1986 года закончился без соглашения о сокращении вооружений, Руст впал в отчаяние. Его особенно разозлило рефлекторное недоверие Рейгана к Советскому Союзу, которое, по мнению Раста, ослепило президента в отношении исторической возможности, предоставленной Горбачевым.
Раст решил, что должен сделать что-то большое. Он остановился на идее построить «воображаемый мост», прилетев в Москву. Если бы он смог добраться до советской столицы, если бы он смог «пройти через железный занавес, не будучи перехваченным, это показало бы, что Горбачев серьезно относится к новым отношениям с Западом», — говорит Руст. «Как бы Рейган продолжал говорить, что это «Империя Зла», если я на маленьком самолете могу лететь прямо туда и остаться целым и невредимым?» Раст также подготовил 20-страничный манифест, который он планировал передать Горбачеву о том, как добиться мира во всем мире.
Первые уроки пилотирования Руст взял всего за пару лет до своего решения лететь в Москву. Обработчик данных в компании по доставке безделушек по почте, он потратил все свои деньги (и часть денег своих родителей) на полеты. Но к весне 1987 года у него было всего 50 часов лицензированного налета, и он совершил лишь несколько полетов по пересеченной местности.
«Я думал, что мои шансы попасть в Москву были примерно 50 на 50», — говорит Раст, отмечая, что в 1983 году Советы сбили с неба рейс 007 Корейских авиалиний после того, как он вошел в советское воздушное пространство недалеко от полуострова Камчатка; все 269находившиеся на борту люди погибли. «Но я был убежден, что поступаю правильно — мне просто нужно было осмелиться сделать это».
Чтобы подготовиться к своей миссии, он запланировал тренировочный полет в Рейкьявик, место обреченных переговоров по оружию. «Это будет долгий полет над открытой водой с очень небольшим количеством навигационных средств», — говорит Раст. «Я подумал, что если мне это удастся, я смогу справиться с давлением полета в Москву».
Раст тщательно спланировал свой маршрут и выписал Cessna Skyhawk 172 1980 года выпуска из своего аэроклуба на три недели. Четырехместный самолет был оснащен дополнительными топливными баками, которые увеличили дальность полета самолета на 175 морских миль до 750 морских миль — дальность, необходимая ему для безопасного достижения Рейкьявика, а затем и Москвы. Клуб не спросил его, куда он направляется, и Раст не сказал. Он упаковал небольшой чемодан, сумку с картами и принадлежностями для планирования полета, спальный мешок, 15 литров моторного масла и спасательный жилет. В качестве последней меры предосторожности Руст упаковал мотоциклетный защитный шлем. Шлем предназначался для его последнего отрезка пути в Москву, «потому что я не знал, что [Советы] сделают, и, если меня заставят приземлиться, это даст мне дополнительную защиту [в случае аварии]».
13 мая 1987 года Руст взлетел с аэродрома Ютерсен под Гамбургом и в течение пяти часов пролетал над Балтийским и Северным морями, прежде чем достиг Шетландских островов. На следующий день он вылетел в Вагар, на Фарерские острова Дании, посреди северной Атлантики. 15 мая он вылетел в Рейкьявик.
Руст провел неделю в исландской столице. Он посетил Хофди Хаус, белую виллу, которая была местом встречи Рейгана и Горбачева на высшем уровне. «Он был заперт, — говорит Раст, — но я почувствовал, что соприкоснулся с духом этого места. Я был так эмоционально вовлечен тогда и был так разочарован провалом саммита и моей неспособностью добраться туда прошлой осенью. Так что это дало мне мотивацию продолжать».
22 мая Руст отправился в Финляндию через Хофн, Исландия; Шетландские острова; и Берген, Норвегия. Он приземлился в аэропорту Мальми в Хельсинки 25 мая. С момента вылета из Гамбурга он преодолел почти 2600 миль и удвоил общее время полета до более чем 100 часов. Он доказал себе, что обладает необходимыми летными навыками, но все еще сомневался в своих нервах. Его решимость постоянно колебалась: да, он должен был это сделать/нет, это было сумасшествием.
Ночь 27 мая выдалась для Руста беспокойной. Утром он поехал в аэропорт, заправил «Сессну», проверил погоду и составил план полета в Стокгольм («Мой запасной вариант на случай, если я струхну», — говорит он), двухчасовой перелет на юго-запад.
Примерно в 12:21 Раст взлетел. Диспетчеры в Мальми заставили его повернуть на запад в сторону Стокгольма, попросив держать самолет низко, чтобы избежать пробок. Хотя Cessna была оснащена транспондером, устройством, которое передает ответ на запрос радара и, таким образом, помогает идентифицировать самолет, диспетчеры Хельсинки не назначили ему настройку, поэтому он выключил устройство — диспетчеры будут отслеживать самолет Раста по отражение сигналов радара от его металлической оболочки.
Несколько минут он ехал в сторону Стокгольма; затем, когда он приблизился к своей первой путевой точке, недалеко от финского города Нуммела, он выбрал. «Внезапно я просто повернул самолет налево [в сторону Москвы]», — говорит он. «На самом деле это было даже не решение… Я не нервничал. Я не был взволнован. Как будто самолет двигался на автопилоте. Я просто развернулся и направился прямо через [Финский залив] к границе».
На аэродроме Тампере в Финляндии диспетчеры заметили изменение курса Руста почти на 180 градусов. Когда радиолокационная метка направилась на юг, а затем на восток по воде, проходя через ограниченное военное воздушное пространство Финляндии, диспетчеры попытались связаться с ним, но безуспешно. Около 13:00 самолет Руста исчез с экранов радаров. Пятнадцать минут спустя пилот вертолета сообщил по рации, что заметил нефтяное пятно и несколько обломков на воде недалеко от того места, где в последний раз был обнаружен самолет Раста. Была активирована поисково-спасательная операция, но ее отменили, когда известие о приземлении Руста достигло Финляндии. (Годы спустя финские авиационные власти расследовали серию инцидентов, когда авиалайнеры таинственным образом исчезали с экранов радаров Тампере, находясь в том же районе.)
Тем временем на радиолокационной станции в Скрунде, ныне независимом Латвийском государстве, советские военные также отслеживали Руста. Все иностранные самолеты, летающие в Советский Союз, должны были получить разрешение и летать по обозначенным коридорам, а рейс Руста не был одобрен. Когда неопознанный самолет приблизился к береговой линии около 14:10. По московскому времени (на час раньше Хельсинки) по тревоге были приведены три ракетные части.
Из Хельсинки план полета Руста был прост: повернуть на курс 117 градусов и держать курс. Когда он пересек свою первую путевую точку, радиомаяк Силламяэ возле Кохтла-Ярве, на побережье ныне независимого государства Эстония, он поднялся на 2500 футов над уровнем моря, стандартную высоту для полета по пересеченной местности, которая удерживала его. около 1000 футов над землей на протяжении всего маршрута. Он сбалансировал самолет и полетел прямо и горизонтально. Он также надел защитный шлем. «Все это время я просто сидел в самолете, сосредотачиваясь на циферблатах, — говорит Раст. «Мне казалось, что я на самом деле этого не делал».
Советские диспетчеры продолжали следить за продвижением неопознанного самолета. Теперь, когда он был далеко в глубине суши, армейские подразделения в этом районе были приведены в состояние повышенной боевой готовности, а для расследования были подняты два истребителя-перехватчика на близлежащей авиабазе Тапа. Вглядываясь в дыру в низких облаках, один из пилотов сообщил, что видел самолет, похожий на Як-12, одномоторный советский спортивный самолет с высокорасположенным крылом, издалека очень похожий на Цессну. Летчик-истребитель или его командир на земле, возможно, думая, что самолету должно быть разрешено находиться там или что он не представляет никакой угрозы, решили, что самолет не требует более тщательного осмотра.
Вскоре после того, как его заметил советский летчик-истребитель, Руст снизился, чтобы избежать низкой облачности и обледенения. На короткое время его метка исчезла с экранов советских радаров. Как только погода прояснилась, Руст снова поднялся на высоту 2500 футов, и на экране радара в новом секторе появилось изображение неопознанного самолета, командир которого приказал исследовать еще два истребителя-перехватчика.
Спустя почти два часа полета Раст говорит, что солнце сияло, когда он увидел «черную тень, мелькнувшую в небе, а затем исчезнувшую». Через несколько мгновений из-за слоя облаков перед ним появился самолет. «Это приближалось ко мне очень быстро и точно», — вспоминает Раст. «И пошло свист ! — прямо надо мной.
«Я помню, как мое сердце билось очень быстро», — продолжает он. «Это был именно тот момент, когда ты начинаешь спрашивать себя: Это когда тебя сбивают ?»
Снизу и слева рядом с ним подъехал советский истребитель-перехватчик МиГ-23. С почти в три раза большим размахом крыла и более чем в 10 раз большим весом, чем Cessna Rust, МиГ казался огромным. Разработанный для полета со скоростью, более чем в два раза превышающей скорость звука, истребитель с поворотным крылом должен был быть приведен в полную посадочную конфигурацию — шасси и закрылки выпущены, крылья развернуты наружу — чтобы замедлить его достаточно, чтобы лететь рядом с Cessna. Его нос поднялся высоко, когда он завис на краю стойла.
«Поскольку они еще не сбили меня, я понял, что хотят проверить, что я там делаю», — говорит Раст. Он продолжал наблюдать за советским самолетом, «но не было ни знака, ни сигнала от пилота, чтобы я следовал за ним. Ничего.» Позже советские следователи сообщили Русту, что пилот МиГа пытался связаться с Рустом по радио, но ответа не последовало. Только позже Руст понял, что советский истребитель может общаться только по высокочастотным военным каналам.
После того, как два пилота смотрели друг на друга в течение минуты, советский пилот убрал шасси и закрылки. МиГ ускорился и оторвался от него только для того, чтобы вернуться и нарисовать две длинные дуги вокруг «Сессны» на расстоянии около полумили. Наконец, оно исчезло.
Судя по регистрационному номеру, нанесенному на борт самолета (D-ECJB), и наклейке с западногерманским флагом на его хвосте, экипаж МиГ-23 должен был сказать, что самолет Руста не был ни Яком, ни Советским Союзом. Маршал Сергей Ахромеев, начальник штаба всех советских вооруженных сил, признался в интервью 1990 года, цитируемом в книге Дона Обердорфера «От холодной войны к новой эре », что командир истребителя либо не поверил отчету летчика, либо не подумал это было важно, поэтому информация никогда не передавалась по служебной цепочке.
В 15:00, когда погода улучшилась, Руст вошел в зону учений советских ВВС, где от семи до 12 самолетов — все с летно-техническими характеристиками и радиолокационными сигнатурами, такими же, как у Руста, — использовались для учений, таких как взлеты и посадки.
Высота Ржавчины, вероятно, помогла ему казаться безобидным. Если бы он попытался уклониться от радара, как многие позже предполагали, Советы, вероятно, предприняли бы более агрессивные действия, чтобы остановить его, но даже в этом случае возможности Советов иметь с ним дело были довольно ограниченными. После трагедии KAL 007 были отданы строгие приказы не предпринимать враждебных действий против гражданских самолетов, если только приказ не исходит от самых высоких уровней советских вооруженных сил, и в этот момент министр обороны Сергей Соколов и другие высшие военачальники находились в Восточном Берлине. с Горбачевым на встрече государств Варшавского договора.
В целях безопасности советские радары регулярно сбрасывают свои коды транспондеров в заранее оговоренное время. Если пилоту не удавалось переключиться, радиолокационная сигнатура его самолета в одну минуту будет выглядеть «дружественной», а в следующую — «враждебной», после того как земля переключится. В день полета Руста, 15:00. был одним из тех времен. Пока Раст продолжал, командир, заглянувший через плечо оператора радара — по-видимому, решив, что радарный сигнал Раста был ответом пилота-студента, который забыл включить транспондер, — приказал офицеру изменить радиолокационную сигнатуру Cessna на «дружественный». «Иначе мы можем подстрелить кого-нибудь из своих», — объяснил он.
К 16:00 Руст пересек секторы радаров у озера Селигер, популярного летнего пристанища недалеко от города Кушиново, примерно в 230 милях от Москвы. Когда радарное сообщение о Cessna появилось на новом наборе экранов радаров, диспетчеры снова обратили внимание на неопознанный самолет. Для расследования снова была запущена пара истребителей-перехватчиков, но, согласно российскому отчету о полете Руста, командиры сочли слишком опасным для самолетов снижение через низкую облачность, поэтому визуальный контакт так и не был установлен. Теперь Руст был в двух с половиной часах от места назначения.
Примерно в 40 милях к западу от города Торжок другой диспетчер радара увидел сигнал самолета Руста и предположил, что это один из двух вертолетов, выполнявших поблизости поисково-спасательные работы. На экране своего радара он пометил его как таковой, и еще раз самолет Раста был помечен как «дружественный».
Руст полетел дальше, покинув Ленинградский военный округ и войдя в Московский. В отчете о передаче ленинградский командир сообщил своему московскому коллеге, что его диспетчеры отслеживали советский самолет, летевший без включенного транспондера. Но в отчете ничего не говорилось об отслеживании неопознанного самолета из Финского залива, ничего о истребителях-перехватчиках, перехвативших западногерманский самолет, и ничего о неопознанном самолете, летевшем устойчивым курсом на Москву. Таким образом, отчет не вызвал тревогу.
Для Rust полет прошел безупречно. У него не было проблем с определением ориентиров, которые он выбрал в качестве путевых точек, и он был уверен, что его цель была в пределах досягаемости. «У меня было чувство покоя, — говорит он. «Все было спокойно и в порядке». Он миновал самый дальний пояс хваленого московского «Стального кольца» — сложной сети противовоздушной обороны, которая с 1950-х годов создавалась в ответ на угрозу американских бомбардировщиков. Кольца ракетных установок окружали город на расстоянии около 10, 25 и 45 морских миль, но не были рассчитаны на то, чтобы парировать одиночную медленно летящую «Сессну».
Около 18:00 Руст добрался до окраины Москвы. Воздушное пространство города было ограничено, все полеты — как военные, так и гражданские — запрещены. Примерно в это же время, как позже рассказали Русту советские следователи, диспетчеры радаров поняли, что что-то ужасно не так, но действовать было уже слишком поздно.
Пробираясь по городу, Руст снял шлем и начал искать Красную площадь. В отличие от многих западных городов, в Москве нет горизонта сверкающих офисных башен, которые Руст мог бы увидеть и направиться к ним. Не зная, куда идти, Руст ходил от здания к зданию. «Когда я маневрировал, я как бы сузился до центра города», — говорит он. Затем он увидел это: характерную стену с башенками, окружающую Кремль. Повернувшись к нему, Руст начал спускаться и искать место для посадки.
«Сначала я думал, может быть, мне следует приземлиться внутри кремлевской стены, но потом я понял, что, хотя места там предостаточно, я не был уверен, что КГБ может со мной сделать», — вспоминает он. «Если бы я приземлился внутри стены, меня увидели бы лишь несколько человек, и они могли бы просто забрать меня и все отрицать. Но если я приземлюсь на площади, меня увидит множество людей, и КГБ не может просто арестовать меня и лгать об этом. Так что ради собственной безопасности я отказался от этой идеи».
Поворачивая, Руст заметил, что между Кремлевской стеной и гостиницей «Россия» мост с дорогой пересекает Москву-реку и ведет на Красную площадь. Мост был шириной около шести полос, и движение было легким. Единственными препятствиями были провода, натянутые с обоих концов моста и по его середине. Раст прикинул, что места достаточно, чтобы пройти по первому набору проводов, спрыгнуть вниз, приземлиться, а затем подрулить под другими проводами на площадь.
Раст вошел круто, с полностью выпущенными закрылками, двигатель работал на холостом ходу. Как и планировалось, он пролетел по первому набору проводов, упал и взорвался для посадки. Когда он выкатывался из-под среднего набора проводов, Руст заметил перед собой старую «Волгу». «Я двинулся влево, чтобы обойти его, — говорит Раст, — и когда я это сделал, я посмотрел и увидел этого старика с таким выражением лица, как будто он не мог поверить в то, что видит. Я просто надеялся, что он не запаникует, не потеряет контроль над машиной и не ударит меня».
Ржавчина прошла под последним комплектом проводов и выкатилась на площадь. Притормозив, он стал искать место для парковки. Он хотел вытащить самолет на середину площади, перед могилой Ленина. Но вокруг собора Василия Блаженного стоял небольшой забор с натянутой на него цепью, преграждавшей ему путь. Ржавчина остановилась перед церковью.
Он заглушил двигатель, затем на мгновение закрыл глаза и глубоко вдохнул. «Я помню это огромное чувство облегчения, как будто я сбросил с себя этот большой груз». Он посмотрел на кремлевскую башню с часами. Было 18:43, почти пять с половиной часов с тех пор, как он покинул Хельсинки.
Он вышел из Цессны. Ожидая штурма полчищами солдат и агентов КГБ, Руст прислонился к самолету и стал ждать. Люди на Красной площади казались нервными или ошеломленными, не понимая, что происходит. Некоторые думали, что самолет Руста мог быть личным самолетом Горбачева или что все это было частью кинопроизводства. Но как только толпа поняла, что Раст и Цессна были иностранцами — и что он только что совершил один из самых сенсационных подвигов, свидетелями которых они когда-либо были, — они сблизились.
«Вокруг меня собралась большая толпа, — говорит Раст. «Люди улыбались и подходили, чтобы пожать мне руку или попросить автографы. Там был молодой русский парень, который говорил по-английски. Он спросил меня, откуда я родом. Я сказал ему, что приехал с Запада и хочу поговорить с Горбачевым, чтобы передать это мирное послание, которое [поможет Горбачеву] убедить всех на Западе, что у него новый подход».
Атмосфера была праздничной. Одна женщина дала ему кусок хлеба в знак дружбы. По словам Руста, армейский курсант сказал ему, что «он восхищается моей инициативой, но что я должен был подать заявление на получение визы и назначить встречу с Горбачевым, но он согласился, что меня, скорее всего, не пустили бы».
Руст не заметил, как агенты КГБ двигались сквозь толпу, опрашивая людей и изымая фотоаппараты и ноутбуки. Более чем через час после приземления прибыли два грузовика с вооруженными солдатами и грубо растолкали толпу. Они также установили барьеры вокруг самолета.
Трое мужчин вышли из черного седана и представились. Младший, переводчик, вежливо спросил у Руста паспорт и есть ли у него оружие. Затем они попросили осмотреть самолет. После еще нескольких вопросов Руста попросили сесть в машину. Настроение, по словам Раста, оставалось очень дружелюбным, почти веселым. Cessna доставили в московский международный аэропорт Шереметьево и разобрали для осмотра. Раста доставили в Лефортовскую тюрьму, печально известный комплекс, который КГБ использовал для содержания политических заключенных.
Учитывая уровень планирования полета, а также количество препятствий, которые, по-видимому, были преодолены, Советы не могли поверить, что это была работа одного человека, не говоря уже о мальчике-идеалисте. Следователи полагали, что путешествие Раста было частью гораздо более крупного заговора. Возьмите саму дату, 28 мая. Это был День пограничников. Многие предполагали, что Руст выбрал этот день, думая, что граница будет менее защищена, или, возможно, чтобы максимально смутить бегство военных. «Я не знал об этом, — говорит Раст. «Я сказал: «Я западный немец. Откуда мне знать о твоих каникулах?» Это был просто счастливый случай». Его следователи также обвинили его в получении карт от ЦРУ или немецких вооруженных сил, но когда советский генеральный консул в Гамбурге смог получить те же карты от компании по доставке по почте, что и Раст, следователи уступили.
Следователи Руста показали ему фотографии моста, на который он приземлился. На фотографиях через мост протянуто множество наборов проводов, каждый примерно в шести футах друг от друга. Они спросили Раста, как он смог приземлиться с таким количеством проводов на своем пути. Озадаченный, Раст объяснил, что когда он приземлился, он увидел только три комплекта проводов. В ходе дальнейшего расследования Советы узнали, что утром в день приземления Раста бригада общественных работ сняла большую часть проводов для обслуживания; их заменили на следующий день. «Говорили, что я, должно быть, родился в рубашке» — русское выражение, означающее «рожденный счастливчиком».
В одном немецком периодическом издании была опубликована статья, в которой говорится, что Раст сыграл трюк на пари. Другой сообщил, что сделал это, чтобы произвести впечатление на девушку. Еще один сказал, что он сделал это, чтобы разбрасывать листовки с призывом освободить из тюрьмы Рудольфа Гесса, лейтенанта Гитлера, не достигшего десятилетнего возраста. Коммунистическая газета «Правда » обвинила Руста в том, что он был простофилей в международном заговоре, в котором он должен был быть сбит и убит, чтобы спровоцировать международный инцидент. Какими бы нелепыми ни были слухи, Советы методично расследовали каждое обвинение.
23 июня 1987 года Советы завершили расследование. Вскоре после этого прокуратура обвинила Раста в незаконном проникновении, нарушении законов о полетах и «злонамеренном хулиганстве». Раст признал себя виновным по всем пунктам обвинения, кроме последнего. Он утверждал, что в его намерениях не было ничего злонамеренного.
4 сентября, после трехдневного судебного разбирательства, коллегия из трех судей признала Руста виновным по всем пунктам обвинения и приговорила его к четырем годам колонии «Лефортово». Тюрьма, хотя и более жесткая и строгая, чем трудовой лагерь, обеспечивала безопасность Раста. Он спокойно проводил там время, и ему были предоставлены особые привилегии: ему разрешалось работать в саду и принимать визиты родителей каждые два месяца.
3 августа 1988 года, через два месяца после того, как Рейган и Горбачев подписали договор о ликвидации ядерного оружия средней дальности в Европе, Верховный Совет в том, что ТАСС назвало «жестом доброй воли», приказал освободить Руста из тюрьмы.
По словам Уильяма Э. Одома, бывшего директора Агентства национальной безопасности и автора книги Крах советских вооруженных сил , бегство Раста нанесло ущерб репутации огромной советской армии и позволило Горбачеву устранить самых стойких противников его реформ. Через несколько дней после приземления Руста были уволены советский министр обороны и советский начальник ПВО. За считанные недели были уволены или заменены сотни других офицеров — от самых почитаемых в стране героев войны до множества младших офицеров. Это была самая крупная текучка в советском военном командовании со времен кровавых сталинских чисток 19-го века.30 с.
По словам аналитика Джона Пайка, более важным, чем замена конкретных лиц, было изменение общественного мнения о вооруженных силах, вызванное бегством Раста. Миф о советском военном превосходстве был развеян, а вместе с ним и почти религиозное почтение общества к его вооруженным силам.
Десятилетиями советских граждан внушали, что «Запад готов уничтожить их… что если они хоть на мгновение ослабят бдительность, то будут уничтожены», — говорит Пайк. Именно такое мышление помогло увековечить холодную войну. Полет Руста доказал обратное: Советский Союз мог прорваться, не будучи уничтоженным внешними силами. В конечном счете, конечно, это должны были сделать внутренние силы.
Cessna, принадлежавшая аэроклубу, несколько раз переходила из рук в руки (в 1988 году она была выставлена на продажу в Trade-A-Plane ), пока не попала к японскому разработчику, который намеревался превратить ее в аттракцион в парке развлечений. Этот проект обанкротился, и самолет исчез.
Раст больше никогда не пилотировал самолет. Фактически, он провел много лет, пытаясь дистанцироваться от своего знаменитого полета. В 2002 году он основал посредническую службу, предназначенную для «борьбы с насилием путем предоставления надлежащего возмещения ущерба», для чего он провел много времени на Ближнем Востоке, в основном на палестинских территориях, но чтобы помочь оплатить счета, Раст также работает в лондонской больнице. на базе инвестиционной фирмы.
Хотя он разочарован тем, что ему так и не удалось встретиться с Горбачевым, он испытывает удовлетворение от того, что оказал небольшое, но важное влияние на отношения между сверхдержавами. Через четыре года после его «миссии» силы, которым его полет помог укрепиться, распали Советский Союз, и холодная война закончилась.
Рекомендуемые видео
Обломки российского экраноплана в Каспийском море
- Экраноплан был уникальным кораблем, который летал как самолет прямо над поверхностью воды.
- Советский Союз был единственной страной, которая экспериментировала с таким кораблем, и Россия отказалась от этих попыток после холодной войны.
- Последний известный Экраноплан сейчас застрял на мелководье у побережья Каспийского моря.
Одна из самых необычных машин времен холодной войны — да и вообще любого времени — стоит заброшенной на пляже в России. Экраноплан, гибрид самолета и лодки, который двигался на воздушной подушке прямо над поверхностью воды, буксировали через Каспийское море, когда он вырвался на свободу и оказался на мели в нескольких минутах ходьбы от местного пляжа.
✈ Тебе нравятся крутые самолеты и лодки. И мы тоже. Давайте поболтаем над ними вместе.
Экраноплан был попыткой Советского Союза построить корабль, способный использовать крыло в экраноплане (экраноплан). Когда самолет летит ближе к земле, между крылом и плоской поверхностью под ним создается давление воздуха. Это создает воздушную подушку под самолетом. Между тем, малая высота устраняет вихри на законцовках крыла, уменьшая сопротивление.
Во время холодной войны Советский Союз разработал большой турбореактивный летательный аппарат, который использовал эффект экраноплана, чтобы «летать» над вершинами волн. Советы спроектировали экраноплан класса «Лунь», чтобы использовать этот эффект, чтобы парить всего в нескольких дюймах над поверхностью озера или океана, добавив восемь турбореактивных двигателей, установленных в носовой части, чтобы обеспечить максимальную скорость 373 мили в час.
Х.И. Sutton
Эта сверхмалая высота гарантировала, что они будут ниже радиолокационного горизонта вражеских военных кораблей, пока корабли не окажутся в пределах досягаемости шести ракет SS-N-22 «Sunburn» Луня. Ракета Sunburn со скоростью 3 Маха имела дальность полета 64 мили, летела на высоте от 16 до 32 футов над поверхностью воды и могла нести ядерную боеголовку. Это сделало их способными топить самые большие корабли, включая авианосцы ВМС США.
Вам это понравится
- Советский танк, изменивший мир
Сегодня экраноплан — единственный когда-либо построенный «Лун» — лежит на берегу Каспийского моря. Этим летом корабль буксировали с ближайшей военно-морской базы в музей, когда что-то пошло не так. Вместо того, чтобы добраться до своего нового дома, Экраноплан оказался на мелководье, где он привлекает посетителей.
Форбс сообщает , что корабль застрял в линии прибоя и набирает воду. Местные жители безуспешно пытались вытащить его на берег. Один городской исследователь, Лана Сатор , вылетела из Москвы в Дагестан, чтобы сфотографировать интерьер корабля. Пробравшись к Экраноплану и ускользнув от охранника, Сатор и ее спутник сделали несколько фотографий интерьера, , как показано здесь .
Посмотреть полную публикацию в Instagram
Пока не ясно, что этот единственный в своем роде корабль (или самолет) когда-нибудь попадет в свой музей. В роли Х. Л. Саттона из Forbes пишет: «Это будет трагедией для военной истории, если это уникальное судно будет разбито на куски силами природы».
Кайл Мизоками
Кайл Мизоками — писатель по вопросам обороны и безопасности, работает в Popular Mechanics с 2015 года. Если речь идет о взрывах или снарядах, он обычно поддерживает их. Статьи Кайла публиковались в The Daily Beast, U.S. Naval Institute News, The Diplomat, Foreign Policy, Combat Aircraft Monthly, VICE News 9.