как исчезают и меняются профессии
Содержание статьи
- Профессии устаревшие и современные
- Исчезнувшие профессии: о каких специальностях можно узнать только из книг
- Извозчик, кучер
- Ямщик
- Каретник
- Шорник
- Водовоз
- Молочник
- Трубочист
- Фонарщик
- Человек-будильник
- Телефонистка
- Вычислитель
- Чтец (лектор) на предприятии
- Машинистка
- Бурлак
- Сплавщик леса
В художественных произведениях, написанных 100–200 лет назад, часто упоминаются исчезнувшие профессии: офеня, бурлак, водовоз, шорник. Со временем необходимость в необычных специалистах пропала, а объяснить, чем занимались эти мастера, может только историк. Почему устаревают профессии и как это связано с развитием техники?
Профессии устаревшие и современные
Современный мир стремительно меняется. Появляются новые технологии, механизмы, станки и машины. Многие специальности становятся менее востребованными или полностью исчезают. Им на смену приходят новые профессии, связанные с компьютерной техникой, рекламой, сферой услуг.
Основная причина исчезновения распространенных в прошлом специальностей — развитие техники и облегчение ручного труда. Благодаря появлению «умных» машин и механизмов человек может больше не заниматься тяжелой физической работой.
Экскаватор и бульдозер облегчают труд землекопов, электрические дрели и шуруповёрты приходят на помощь строителям, швейные машины и электроножи упрощают деятельность сапожников и портных. Производительность труда в этих сферах деятельности возрастает, а специалистов требуется все меньше. Но полностью профессии швеи, строителя-ремонтника или подсобного рабочего не исчезли. В некоторых случаях необходим именно ручной труд и опытный мастер, правда, спрос на такие услуги все время уменьшается.
Существует немало забытых профессий, которые в далеком прошлом были весьма востребованы. Нашему современнику они покажутся странными, непонятными и никому не нужными. Но 100 или 200 лет назад без них невозможно было представить жизнь города или села. Почему же они исчезли?
- Пропали многие предметы обихода: дровяные печи, телеги и повозки, дисковые телефонные аппараты, паровые утюги. Значит, ненужными становятся услуги всех тех, кто обслуживал или изготовлял все эти предметы (печники, каретники, телефонистки, кузнецы и лудильщики).
- Житейские удобства (отопление, водоснабжение, уличное освещение) доступны каждому. Отпала необходимость в водовозах, фонарщиках, трубочистах. Никому не придет в голову покупать продукты или промтовары у разносчиков, молочников и бродячих торговцев, которые давно пропали с городских улиц и площадей.
- Некоторые машины и приспособления полностью заменили человека. Раньше сложными расчетами по научным проектам занимались вычислители, а сейчас с этим легко справляются компьютеры и программируемые микрокалькуляторы. Еще 200 лет назад документы переписывали вручную, спустя некоторое время их печатали на пишущей машинке, а сейчас тексты размножают и набирают с помощью копировальной техники специальных программ.
Важно! Некоторые современные профессии также относятся к исчезающим. Кассиров и водителей вскоре заменит интеллектуальная техника. Ненужными станут бухгалтеры, операторы банков, рабочие-сборщики. Пока неясно, насколько быстро это произойдет, но развитие компьютерных технологий происходит достаточно быстро.
Исчезнувшие профессии: о каких специальностях можно узнать только из книг
До изобретения двигателя внутреннего сгорания для поездок и перевозки грузов использовали лошадей. На телегах и повозках ездили в городах и селах, коней использовали в сельском хозяйстве и промышленности. К появлению автомобиля большинство отнеслось скептически, но за несколько десятилетий лошади пропали с городских улиц. Их почти перестали использовать и на селе: гораздо дешевле приобрести трактор или другую технику для обработки земли. Исчезли и профессии, связанные с лошадьми, а еще сто лет назад их было не менее десятка.
Извозчик, кучер
Извозчик с повозкой долгое время полностью заменял общественный транспорт в городе. Зимой он пересаживался на сани и продолжал заниматься своим делом: перевозить пассажиров и грузы внутри городской черты и в пригородах.
Кучер работал по найму у одного хозяина и отвечал за содержание лошадей, упряжи и коляски. После широкого распространения автомашин нужда в извозчиках отпала. Их заменили шоферы и водители такси.
Ямщик
Старинная профессия, которая была особенно востребована до постройки железных дорог на территории Российской империи (до середины 19 века). Ямщики занимались междугородними перевозками, причем существовали сезонные ограничения на их работу. В период весеннего и осеннего бездорожья транспортное сообщение между отдаленными населенными пунктами почти прекращалось. С появлением железнодорожного транспорта ямские станции упразднили, а ямщики остались без работы.
Каретник
Занимался изготовлением и починкой повозок, дрожек, карет, телег, колясок — любых транспортных средств, в которые запрягали лошадей. Долгое время это было весьма прибыльным занятием и в городе, и в деревне. Отдельно выделяли колесников — мастеров по ремонту и изготовлению колес.
Шорник
Для того, чтобы запрячь лошадь, требовались:
- детали упряжи;
- сбруя;
- хомут;
- оглобли;
- дуга;
- седло;
- шоры.
Все эти предметы были крайне востребованными, а мастера-шорники, которые занимались их изготовлением, неплохо зарабатывали. Постоянной работой были обеспечены и кузнецы: лошадей приходилось постоянно подковывать, шорники заказывали металлические части упряжи (удила и мундштуки), каретникам требовались металлические рессоры и оси для колес.
После того, как автомобили вытеснили гужевой транспорт, почти все профессии, связанные с лошадьми, исчезли.
Следующая группа исчезнувших профессий связана с содержанием жилья и привычными для нас удобствами, которые еще 100 лет назад были доступны совсем немногим.
Водовоз
До начала 20 века в городах не существовало централизованного водопровода. Воды для ведения хозяйства требовалось много, и за ней приходилось отправляться к ближайшему колодцу или (в Москве) в специальные открытые бассейны. Их устраивали на площадях, и все жители пользовались ими бесплатно. Но воду приходилось нести, иногда довольно далеко.
И тут на помощь жителям приходили водовозы. Они привозили воду в огромных бочках «с доставкой на дом» и продавали ее по довольно высокой цене. В деревнях такого бизнеса не существовало: в каждом дворе был колодец, и проблем с водоснабжением не было.
После появления водонапорных башен и сетей водоснабжения надобность в водовозах отпала.
Молочник
Каждое утро развозил свежие молочные продукты заказчикам. Еще 50–70 лет назад молоко хранилось не более двух дней, поэтому фермеры и привозили свою продукцию клиентам ежедневно. После изобретения холодильников и специальных упаковочных материалов молочные продукты стали производить промышленным способом, профессия молочника очень быстро исчезла из обихода.
Трубочист
Дома (в том числе и многоэтажные) отапливали дровами или углем. Печи приходилось постоянно белить и поддерживать в исправном состоянии, ну, а печные трубы и дымоходы время от времени нуждались в прочистке. Для этого приглашали трубочистов, которые и удаляли из труб сажу, золу и мусор. Работа была не только грязной, но и довольно опасной: трубочисты страдали от болезней легких и часто получали отравления угарным газом и дымом.
Фонарщик
Отвечал за освещение городских улиц и площадей. Каждый вечер фонарщики заправляли уличные фонари горючим материалом (маслом или керосином), зажигали их, а утром гасили. Они же производили мелкий ремонт и отвечали за бесперебойную работу фонарей в течение всей ночи. После появления газовых ламп и электрического уличного освещения профессия фонарщика исчезла.
Еще одна группа профессий исчезла благодаря развитию техники и появлению всевозможных умных устройств. В результате с работой, которую раньше выполнял человек, сейчас отлично справляются машины и приспособления.
Человек-будильник
Эта экзотическая специальность просуществовала совсем недолго и была распространена в промышленных районах Ирландии и Англии.
В конце 19 века на заводах и фабриках ввели посменный график работы. Для этого необходимо было приходить в цех к определенному времени. Будильников тогда еще не существовало, и рабочих начали будить стуком в дверь или окно. Для этого нанимали пожилых людей и женщин, которые в оговоренное время обходили нужные дома и подавали сигнал о скором начале рабочей смены. После изобретения будильников люди-будильники стали не нужны.
Телефонистка
Распространенная и востребованная профессия, которая существовала до изобретения автоматических телефонных станций (АТС). В то время на линии дежурили девушки-телефонистки, которые и соединяли абонентов между собой. Для этого требовалось поместить штекер в нужное гнездо и проконтролировать качество соединения.
Вычислитель
При подготовке сложных технических проектов (архитектурных, энергетических, инженерных, научных) приходится производить тысячи вычислений. Инженеры и проектировщики не могут отвлекаться на рутинную работу, поэтому одновременно с ними трудились вычислители, которые производили необходимые математические операции.
После появления ЭВМ вычисления проводятся автоматически, и нет необходимости нанимать штат вычислителей даже для самых крупных проектов.
Чтец (лектор) на предприятии
Рабочие, выполнявшие монотонные действия в заводских цехах, приглашали лекторов, которые читали им вслух периодику или художественную литературу. Услуги чтеца оплачивались вскладчину, а декламация скрашивала долгие часы работы на заводе или фабрике. Радиоприемники с успехом заменили лекторов, и с 30-х годов XX века никто не устраивает громкие читки в цехах.
Машинистка
В начале XX века была изобретена пишущая машинка. До этого документы и рукописи переписывали от руки. Этим занимались писцы и делопроизводители — представители таких же исчезнувших профессий.
Сначала пишущая машинка была механической — довольно тяжелой и громоздкой. Для того чтобы печатать на первых машинках фирмы «Ремингтон» приходилось прикладывать значительные усилия. Со временем печатающий механизм усовершенствовали, а машинку оснастили электрическим приводом. Но и эти новшества не спасли профессию машинистки от исчезновения. После повсеместного распространения копировальной техники и компьютеров необходимость в ручной перепечатке текстов отпала.
В завершение поговорим о физически сложных и опасных профессиях, которые исчезли после развития промышленности и появления сети дорог.
Бурлак
Бурлацкие артели нанимали для того, чтобы с помощью самых примитивных технических приспособлений (бечевы и креплений) передвигать тяжело нагруженные суда против течения. Работа была тяжелой, изнурительной и не слишком хорошо оплачивалась. Бурлаками становились разорившиеся крестьяне, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию и бывшие каторжники. Только они соглашались на невыносимые условия труда и ночевки под открытым небом.
После появления пароходов бурлаков постепенно перестали нанимать на работу, а в 1929 году бурлацкую тягу в РСФСР запретили законом.
Сплавщик леса
После лесозаготовок в отдаленных северных регионах спиленные деревья необходимо было доставить к месту обработки. Для этого стволы сначала перевозили поближе к реке и оставляли до зимы, когда русло покрывалось льдом. Затем древесину укладывали прямо на лед и ждали весеннего ледохода: стволы самотеком начинали двигаться по течению. Сплавщики контролировали движение с берега или же связывали бревна в плоты и управляли ими с помощью багров.
Работа требовала большой физической силы и сноровки, но даже опытные сплавщики получали травмы и попадали в ледяную воду.
Профессия исчезла после появления грузовых автомобилей и запуска железнодорожного сообщения с отдаленными северными районами. Одновременно с этим были изобретены передвижные пилорамы, что позволило обрабатывать древесину сразу на месте лесозаготовок.
Забытые профессии
Щепетильник, банкоброшник, балагол… Думаете, эти странные слова являются забавными характеристиками человека или, быть может, обозначают детали какого-нибудь механизма? Вовсе нет, речь идет о вполне распространенных в старину специальностях, названия которых сейчас известны разве что историкам. Давайте вспомним самые любопытные профессии прошлого и посмотрим, чем же занимались работники тех лет.
Мастера минувших дней
Балаголы владели упряжными телегами и перевозили на них мебель, домашнюю утварь и пр. За небольшую доплату могли занести тяжелые вещи в помещение.
Банкоброшник трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша — машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.
Бруковщики мостили дороги брусчаткой.
Глашатаи информировали население об общезначимых событиях: чествовании прославленных полководцев, прибывающих в город послах, очередной раздаче продовольствия или планирующейся театральной постановке. Они выкрикивали различные объявления, сообщали о новых государственных распоряжениях, указах и т. д.
Гонтари покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов — гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.
Гужевник делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.
Клакеров нанимали для создания искусственного успеха или провала спектакля. Они стремились заразить своим настроением публику в оперных театрах, побуждая зрителей вслед за собой либо шикать артисту, либо аплодировать и кричать «Браво!».
Комашники пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.
Лирники — бродячие музыканты, аккомпанирующие себе на лире, — развлекали народ на рынках и в других общественных местах.
Лудильщики занимались пайкой из медных сплавов (меди, латуни и бронзы). Позже возникла близкая по направленности профессия «сварщик».
Маркитанты в военное время следовали за войском, торгуя съестными и другими припасами.
Метранпажами (от франц. metteur en pages — «верстающий в страницы») называли руководителей группы наборщиков в типографии.
Офени странствовали по городам и весям и торговали всякой всячиной: иголками, бумагой, мелкими поделками, лубочными картинками и пр. Со временем у них сформировался особый уклад жизни и собственный язык (феня), непонятный для большинства окружающих.
Стельмахи изготавливали колеса для телег, бричек, карет. Труд таких специалистов был востребован вплоть до индустриальной революции, однако с внедрением массового производства эта профессия практически вымерла.
Таперы, расположившись в кинозале и поглядывая на экран, во время сеанса играли на фортепиано фрагменты различных музыкальных произведений, стараясь, чтобы они более или менее соответствовали каждому эпизоду фильма: веселому, трагичному, торжественному… В эпоху немого кинематографа многие поднаторевшие в своем деле таперы так искусно соединяли мелодии, что получалась живая фонограмма.
Факторы выполняли частные поручения и оказывали посреднические услуги: они всегда знали, кто продает недвижимость, в какой семье на выданье девушка с богатым приданым, где можно выгодно приобрести кур, уток, коров, и сводили продавцов и покупателей. При этом они получали щедрые комиссионные.
Цагельщики занимались лепкой кирпича — цеглы.
Щепетильниками называли купцов, торговавших вразнос перстнями, запонками, серьгами, импортной галантереей и парфюмерией, а также прочим «щепетильным» товаром.
Старые песни на новый лад
Кстати, то, что вышеперечисленные слова исчезли из обихода и стали архаизмами, отнюдь не означает, что канули в Лету и сами профессии. Многие из них в том или ином виде дошли до наших дней, хотя, конечно, эти специальности теперь вряд ли назовешь массовыми. На старых площадях и в центре мегаполисов, имеющих многовековую историю, по-прежнему можно увидеть плоды труда бруковщиков. Они продолжают мостить улицы булыжником, тем самым помогая восстановить исторический облик городов. Благодаря интересу со стороны отечественных и в особенности иностранных туристов обрели вторую жизнь различные ремесленные специальности: в открытых по всей стране «городах мастеров» люди лепят поделки из глины, работают на гончарных кругах, ткут рушники, изготавливают конскую упряжь и многое, многое другое. Функции балаголов в наши дни выполняют водители грузового такси. В подземных переходах и прочих местах большого скопления людей выступают уличные музыканты (правда, никому и в голову не придет назвать их лирниками, тем более что их излюбленный инструмент — гитара). А вместо типографских наборщиков и метранпажей в издательствах сейчас работают дизайнеры-верстальщики, выполняя, в общем-то, те же обязанности, что и их далекие предшественники.
Нельзя не отметить, что с некоторыми профессиями за прошедшие века произошли прямо-таки чудесные превращения. Щепетильники и офени послужили прообразами современных менеджеров по продажам, а глашатаи стали прародителями нынешних рекламщиков и прочих представителей PR-индустрии. Как отмечают историки, помимо государственных указов они озвучивали призывы сильных мира того и сообщали различные компрометирующие сведения, то есть активно использовали агитацию, пропаганду и прочие хорошо известные нам методы политического пиара. Что уж говорить о факторах, буквально наводнивших нашу страну после перестройки? На посредничестве сделали деньги многие бизнесмены, да и сейчас такого рода услуги оказывает огромное количество контор. Так что не будем ставить крест на специальностях, кажущихся нам безнадежно устаревшими: кто знает, быть может, когда-нибудь они вновь появятся на страницах современной истории…
«Работа & зарплата»
Исчезновения и задержания в Украине: пытались раскрыть, какой была жизнь под российской оккупацией
Львов, Украина — Когда в 5:30 утра в подъезд Юлии Ольховской постучали, она знала, кто будет ждать ее в предрассветной темноте снаружи. Но она все равно была в ужасе.
С тех пор, как Россия вторглась в Украину, обрушив танки на несколько небольших городов на юго-востоке страны, в том числе на ее родной город Мелитополь, непрерывный и мрачный барабанный бой исчезновений.
Поэтому, когда 21 марта в ее доме в пригороде Мелитополя появились пятеро вооруженных мужчин в военной форме, она глубоко вздохнула и впустила их. кошки, русские велели Ольховской идти с ними.
Репортера, работающего в газете «Мелитопольские ведомости» (MV), погрузили в микроавтобус и быстро отвезли в ее собственный пустой отдел новостей, захваченный российскими войсками. В сюрреалистической сцене она сказала, что ее усадили в кабинете редактора и допрашивали в течение пяти часов.«Мне сказали что-то вроде: „Здесь начинается новая жизнь, и тебе, наверное, будет интересно принять участие в построении этой новой жизни. Не сидеть где-то в стороне, а быть в центре. Мы даем вам возможность работать. Нам нужны объективные люди, которые могут писать, чтобы задокументировать эту новую жизнь», — сказала Ольховская CNN во время недавнего телефонного звонка.
Когда журналистка ясно дала понять, что не будет сотрудничать, русские, один из которых представился членом новой военно-гражданской администрации, холодно ответили. «Они сказали, что понимают, что я напугана, немного растеряна, и не требуют от меня немедленного ответа. Они предложили мне еще немного подумать», — вспоминает она.
Спустя неделю после освобождения Ольховская все еще с нетерпением ждет очередного стука в дверь. После того, как она и несколько ее коллег по «МВ» — одному из самых известных новостных агентств в городе с населением 150 000 человек — были похищены, генеральный директор медиахолдинга принял решение прекратить публикации в печати и в Интернете.
Это шаг, который были вынуждены сделать другие крупные медиа-организации в регионе, поскольку они взвешивают невозможный выбор между защитой своего народа и освещением угрозы, с которой они и другие граждане сейчас сталкиваются. Доступ к некоторым сайтам просто заблокирован.Их освещение было заменено российской пропагандой, транслируемой с местных телевышек, на радиостанциях и в Telegram-каналах. После похищения мэра Мелитополя 11 марта сменившая его пророссийская политик Галина Данильченко в эфире заявила: «Наша главная задача — настроить все механизмы на новую реальность, чтобы начать жить по-новому, как как можно скорее.»
Послание Оруэлла было одним из первых пугающих признаков следующего этапа российской войны: оккупации. Для него характерны похищения местных чиновников, назначение фиктивных советов и вербовка коллаборационистов для создания атмосферы хаоса и страха. Эта послевоенная схема, которую в 2014 году использовал президент России Владимир Путин для аннексии Крыма, а также в Донецкой и Луганской областях — двух украинских областях, где пророссийские сепаратисты терроризировали часть местного населения и создавали марионеточные режимы, — не работает. хорошо на этот раз.
«Взят много обычных людей. Мы даже не знаем всех названий. Потому что люди напуганы и не обращаются в СМИ, чтобы сообщить о похищении их близких».
Юлия Ольховская
В Мелитополе, Херсоне и других районах, которые сейчас находятся под контролем России, украинцы сопротивляются, выходя на улицы в знак протеста, поднимая тревогу по поводу произвольных задержаний, а также дезинформации и разрушая видимость мастерства Москвы в манипулировании. Они также подчеркнули суровую реальность для Путина, который верил, что быстро выиграет эту войну: даже если он одержит победу на поле боя, вероятность того, что он удержит завоевания, гораздо меньше. Украинцы, сплотившиеся в продемократической революции в 2014 году, за последние восемь лет ожесточились против России и не собираются отступать.
«Многие активные люди, как и волонтеры, сменили место жительства, потому что дома находиться очень опасно. Их адреса быстро стали известны оккупантам, и они приезжают в свои дома. Их разыскивают, их похищают. Кого-то отпускают, как меня, вскоре, после допроса, а кого-то похищают надолго», — рассказала Ольховская.
«Многих обычных людей забирают. Мы даже не знаем всех названий. Потому что люди напуганы и не обращаются в СМИ, чтобы сообщить о похищении их близких».
Херсон, расположенный на реке Днепр недалеко от Черного моря, был одним из первых крупных городов, которые пали от вторжения российских войск 2 марта. В последующие недели его жители регулярно собирались на площади Свободы, в самом центре портового города. бросить вызов их новой власти.
22 марта Оксана отправилась туда с мужем Дмитрием Афанасьевым, депутатом Корабельного райсовета Херсона, и взрослой дочерью, чтобы присоединиться к демонстрации в поддержку Украины. Но митинг быстро превратился в беспорядок: россияне стреляли резиновыми пулями и применяли слезоточивый газ для разгона толпы. Президент Украины Владимир Зеленский обвинил российские войска в стрельбе по безоружным людям, мирно протестующим за свою свободу в Херсоне. «Российские солдаты даже не знают, что такое быть свободными, — сказал он.
После того, как вспыхнуло насилие, семья Афанасьевых быстро покинула место происшествия и находилась в переулке, когда, по словам Оксаны, российские солдаты подъехали к ним на микроавтобусе и попытались схватить ее. Дмитрия, известного украинского спортсмена по тхэквондо и тренера национальной сборной, ударили по лицу, но каким-то образом ему удалось увернуться.
В их доме через несколько часов, около 18:00, занимаясь опухшим, окровавленным лицом мужа, Оксана рассказала, что десятки россиян, одетых в военную одежду, выкатили наружу на нескольких грузовиках. Они ворвались в дом Афанасьевых, нашли документы Дмитрия, удостоверение совета и товары от его партии «Европейская солидарность», прежде чем вытащить его за дверь. Она сказала, что русские вернулись на следующий день, чтобы снова обыскать их дом, пообещав, что вечером отпустят ее мужа. Но спустя неделю его все еще нет.
Через несколько дней после его похищения Оксана отправилась в местную больницу и тюрьму, чтобы попытаться собрать воедино то, что случилось с ее мужем. Сейчас она сидит дома, ждет у телефона новостей. «Я боюсь за свою жизнь и боюсь просто выйти на улицу», — сказала она CNN.
Миссия ООН по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине сообщила CNN в понедельник, что зафиксировала не менее 45 случаев исчезновения и задержания с начала войны местных чиновников, активистов, журналистов и гражданских лиц. По словам представителя миссии, некоторые из них были задержаны во время протестов против российского вторжения или за открытое выражение поддержки Украине. Несколько человек впоследствии были освобождены, сказал представитель, хотя точные цифры все еще уточняются миссией.
Демонстранты скандируют «Иди домой», пока российские военные машины меняют курс на дороге в Херсоне, 20 марта.
ReutersСемьям часто отказывают в какой-либо информации о судьбе задержанных. И большинство из них слишком напуганы, чтобы говорить об исчезновении своих родственников, опасаясь, что это может вызвать негативную реакцию против них самих или их близких.
«Те, кто находится на оккупированных территориях, они [русские] пытаются запугать этим террором против местных активистов, местных чиновников, советников и мэров. Это кампания террора, направленная на подавление людей, выступающих против оккупации», — заявил украинский депутат Алексей Гончаренко, член партии Дмитрия «Европейская солидарность», в разговоре с CNN по поводу задержания своего коллеги.
Вечером исчезновения Дмитрия вице-премьер-министр Украины Ирина Верещук заявила в телеобращении, что россияне, причастные к похищениям и пыткам украинцев, понесут ответственность за свои преступления.
«В последние дни я получил много сообщений от людей, которым удалось вырваться из плена оккупантов. Они сообщают о массовых случаях пыток заключенных. Я хотела бы публично подчеркнуть, что мы найдем каждого российского военнослужащего и каждого пособника, совершившего военные преступления, и привлечем их к ответственности в Гаагском трибунале и других судах», — сказала она.
«Не думайте, что мы не знаем ваших фамилий».
В международном медиа-центре Львова, расположенном в переоборудованном баре с крафтовым пивом, «Репортеры без границ» (RSF) и Украинский институт массовой информации документируют случаи произвольного задержания для передачи в Международный уголовный суд. Недавно они опубликовали пугающий анонимный рассказ украинского журналиста, работающего на Radio France, который говорит, что российские солдаты пытали его ножом и электричеством, избивали стальными прутьями и лишали еды.
«Похищают, пытают за то, что показывают, какая ситуация на де-факто оккупированных территориях Украины, таких как Херсонская и другие области. Это просто российская свобода прессы 101. Это продолжение того, что они уже делают в России», — сказал CNN в интервью CNN местный координатор RSF Александр Кьюри, который также является журналистом Kyiv Independent.
Олег Батурин, журналист из Херсонской области, вышел на свободу 20 марта, через восемь дней после исчезновения. В беседе с CNN из своего дома репортер газеты «Новый день» сообщил, что его похитили на автобусной остановке в портовом городе Каховка, где он пообещал встретиться с доверенным активистом. Источник, бывший украинский солдат, участвовавший в местных протестах против оккупации, связался с ним после публикации в Telegram, что он обеспокоен тем, что русские ищут его, и сказал, что хочет встретиться.
№«Допросы, избиения, угрозы в первый день длились около двух часов… Потом было чисто психологическое давление. И допросы каждый день».
Олег Батурин
Батурин согласился, но что-то в этом звонке было не так. «В тот день я чувствовал тревогу. Я поделился этим беспокойством со своей семьей… и когда я вышел из дома, я сказал им, что иду туда, просто чтобы встретиться с этим человеком. Я вернусь через 20 минут», — вспоминал он.
На вокзале, по его словам, его окружила группа россиян, которые затащили его в микроавтобус и отвезли в несколько различных региональных административных зданий, которые сейчас находятся под контролем России. «Допросы, избиения, угрозы продолжались около двух часов в первый день», — сказал Батурин, который описал, как его изолировали в камере и приковали цепью к батарее. «Тогда было чисто психологическое давление. И допросы каждый день».
На допросах Батурин заявил, что россияне неоднократно допрашивали его об источниках: кто самые видные активисты Херсонщины? Как звали людей, организующих проукраинские митинги? После того, как он был освобожден, русские, очевидно, потеряли к нему интерес, Батурин узнал, что его источник пропал без вести в тот же день, когда он сам был похищен. Он до сих пор не всплыл.
Виктория Рощина, журналистка радиостанции «Громадское», которая также исчезла 12 марта из оккупированного приморского города Бердянска, была освобождена через 10 дней после того, как, по ее словам, ее заставили записать видео, в котором говорилось, что российские солдаты «спасли ей жизнь» и что с ней «хорошо обращались».
В ответ на сообщение CNN пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремлю ничего не известно о случаях исчезновений, но они должны быть тщательно изучены.
По словам Сергея Томиленко, президента Национального союза журналистов Украины, преследование таких журналистов, как Батурин, является ключевой частью оккупационного плана России, который задокументировал подобные случаи после вторжения Путина в Крым восемь лет назад.
«Их стратегическая цель — создать альтернативную реальность», — сказал Томиленко. «Российские оккупанты предлагают местным журналистам, СМИ быть их главными героями. На этом этапе, после танков, после боев и оккупации, они пытаются привлечь журналистов к своей кампании».
«Но многие не хотят сотрудничать, поэтому вторая часть их цели — заставить замолчать, прекратить критическое освещение в СМИ».
Этот метод кнута и пряника был использован в отношении Светланы Зализецкой, директора главной газеты Мелитополя, «Главной газеты Мелитополя», и новостного сайта «РИА-Мелитополь». Ее 75-летний отец был похищен русскими 23 марта после того, как она отказалась выступать в поддержку оккупации.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_E8C125FD-E41E-A3B7-CB3B-D2A4BA288D4B@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Всего за несколько часов до похищения мэра Мелитополя Ивана Федорова Зализецкая сказала, что ее забрали из дома и отвезли на промышленный завод для встречи с женщиной, которую Россия поставила вместо него. «Галина Данильченко провела со мной личный разговор. Она рассказала мне о том, как я должен работать на них, сотрудничать с ними, какая карьера меня ждет в Москве и так далее. И сказала, что комендант хочет встретиться со мной лично», — сказала Зализецкая CNN.«Я боюсь за свою жизнь, и я боюсь просто выйти на улицу».
Оксана Афанасьева
«Я ответил, что мне не нужен никакой комендант, потому что, я вам сейчас скажу: никакого сотрудничества с вами не будет. Я люблю Украину и хочу жить в своей родной Украине. И не в Рушке [уничижительное название России]».
После пережитого Зализецкая собрала чемоданы и ушла из дома, поселившись в нескольких квартирах, прежде чем сбежать из города. Несколько дней спустя она сказала, что ей позвонили русские и сказали, что у них есть ее отец и они хотят ее «поблизости». Она отказалась и, к счастью, через три дня его отпустили.
Зализецкая непреклонна в своем освещении жизни в Мелитополе под российской оккупацией, документируя похищения и задержания, как и ее собственного отца. Но многие другие остановились, опасаясь за свою жизнь и безопасность своих семей.
После 20 лет работы журналистом Ольховская, корреспондент «Мелитопольских ведомостей», взяла перерыв в репортажах, опасаясь, что русские вернутся за ней.
Сидя у себя дома в гостиной, она в ужасе от прокремлевской пропаганды, которая сейчас играет по ее телевизору — 32 канала, которые она когда-то принимала, сократились до 10. в том, что она не могла работать на них, помогая распространять ложь о жизни в условиях оккупации.
«Я думаю, что они, вероятно, придут снова. Но пока, слава богу, их нет. Надеюсь, обо мне уже забыли», — сказала Ольховская.
Обновление : Избранный мэр Мелитополя Иван Федоров заявил в понедельник в прямом эфире на Facebook, что был задержан еще один местный чиновник и что русские отключили в городе сотовую связь. CNN не смог связаться со своими источниками в Мелитополе во вторник.
Александра Очман участвовала в подготовке этого отчета.
Забытые пацифисты России | New Humanist
В то время как поддержка вооруженных сил растет, поучительно помнить пацифистскую историю России.
Эта статья представляет собой превью летнего выпуска журнала New Humanist за 2020 год.
Однажды я встретил русского пацифиста в Гореловке, умирающей деревне в Грузии. Николай Сухоруков — один из последних старейшин духоборов, секты, название которой примерно переводится как «духовные воины». Когда-то их духовный центр, Гореловка теперь представляет собой удручающее место, окруженное разрушающимися домами, оживляемое время от времени грохотом грузовика.
Духоборы пришли сюда не по своей воле. Они были одной из нескольких христианских сект в самом сердце Российской империи с конца 18 века, привлекая крестьянских последователей, отвергавших авторитет Русской православной церкви. Они также отказались носить оружие. Что-то должно было быть сделано. Так, в начале 19 века власти сослали духоборов на вновь завоеванные территории Южного Кавказа, пресекая распространение «спиритуалистического анархизма» среди русского крестьянства и заселив обезлюдевшее окраину.
Спустя два столетия после прибытия духоборов в Грузию их пацифистские идеалы все еще кажутся второстепенными на их прародине. Патриотический милитаризм всколыхнулся после аннексии Крыма Москвой в 2014 году. «Фигура пацифиста просто отсутствует в российском общественном дискурсе, даже в качестве врага», — объясняет Сергей Медведев, профессор политологии Московской Высшей школы экономики. «Военная служба рассматривается как неотъемлемая часть мужественности, а пацифизм — как исторический курьез».
Это любопытство иногда привлекает в Гореловку российских туристов. Похоже, они руководствуются не столько пацифистским принципом, сколько общим постсоветским поиском религиозной принадлежности. Их можно найти в Доме Калмыкова в центре села, в окружении общих молельных комнат.
«Быть духоборцем — это образ жизни, — говорит Алла Беженцева. Она является главой Союза русских женщин Грузии и автором книги о секте. Большинство коренных жителей этих деревень эмигрировало в Россию в начале 19 века.90-е годы, когда Грузия погрузилась в гражданскую войну. Несколько сотен оставшихся пенсионеров — их потомки.
Каждый год Сухоруков проводит несколько месяцев в традиционной хижине с дерновой крышей, ухаживая за могилами духоборов и святынями. У него особенно постсоветская духовность, в которой подозрительность его предков к священным книгам и лидерам смешивается с эклектическими системами верований нью-эйдж, которые штурмом захватили Россию в 1990-х годах. Он считает, что эпоха первых духоборов закончилась, хотя, возможно, новые смелые духоборы, если не по роду, то по духу, появятся где-нибудь еще — по мере необходимости. Сухоруков убежден, что да.
Если писать о пацифистах (или их отсутствии) в России кажется анахронизмом, то это не потому, что российское общество непоправимо воинственно. Многие из сегодняшних постсоветских государств были выкованы в ожесточенных конфликтах. Любой, кто общался с постсоветскими пенсионерами в регионе, слышал фразу « лиш не было войны » («пока не будет войны»), часто произносимую после описания сегодняшних экономических трудностей.
Но отвращение к войне — это не то же самое, что антимилитаризм. Во Второй мировой войне погибло более 25 миллионов советских граждан. Поскольку последние ветераны уходят из жизни, их ежегодная память 9Мэй искал новые способы празднования боевой славы. Многие «традиции» Дня Победы являются недавними новшествами. В 2005 году стала популярной ныне вездесущая черно-оранжевая георгиевская лента; «Бессмертный полк», когда россияне шествуют с фотографиями родственников, воевавших на войне, впервые прошел в 2012 году. В их честь в словарь вошел новый термин: победобесие.
«Государство никогда не нуждалось в поощрении этого; Российское общество травмировано ощущением утраты империи и чувством унижения», — говорит Медведев. «Военно-патриотическая символика повсюду; возьмем недавние лозунги о том, что «ракеты «Тополь» не боятся санкций». Россия понимает, что ей не хватает многих сравнительных показателей, поэтому прибегает к привычным силовым аргументам».
Он продолжает: «Существует сильный знак равенства между мужественностью и военной службой. Неудивительно, что заявления Владимира Путина с их примитивным мачизмом альфа-самцов находят отклик у российского электората. Они якобы противоречат либеральным «гендерно нейтральным» западным политикам, опасающимся применения силы. В этом контексте любая попытка вставить пацифизм в повестку дня становится бессмысленной».
Но так было не всегда. Во время Первой чеченской войны 1990-х годов в России всплеск антимилитаристских настроений. Комитет солдатских матерей, основанный в 1998, агитировал за прекращение нарушений прав человека в армии, включая печально известную дедовщину новобранцев. Они утверждали, что Россия заслуживает гуманной армии, достойной ее сыновей. Аналитик Иван Преображенский пишет, что чеченская война была «последним взрывом» российского пацифизма, но в оппозиции к войне на Украине наблюдается сдержанное возвращение. Безжалостная эффективность правоохранительных органов и секретных служб, продолжал Преображенский, нанесла ущерб даже более устоявшимся антимилитаристским движениям. В 2014 году, после начала войны на Украине, российское правительство ненадолго запретило Комитет как «иностранного агента».
Российские власти недавно расправились с анархистами и антифашистами. Это следует за более ранними репрессиями против отказников по убеждениям; в феврале 2017 года полиция разогнала «Фестиваль дезертиров» в Москве. В том же году российский суд запретил Свидетелям Иеговы исповедовать свою религию; как и духоборы, группа отказывается от военной службы.
Если эти действия не вызвали массового возмущения россиян, то, возможно, их отношение к армии за последние годы потеплело. Опрос, проведенный в прошлом году Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал, что 87% сейчас одобряют действия армии по сравнению с 52% семь лет назад. За тот же период доля респондентов, заявивших, что они хотели бы, чтобы кто-то из их родственников служил в армии, выросла с 52% до 65%. Хотя это агентство известно своими прокремлевскими настроениями, эти цифры согласуются с широко распространенным мнением об улучшении условий в армии. В последние годы высокопоставленные российские чиновники, включая Путина и министра обороны Сергея Шойгу, открыто рассуждали о преобразовании призывной армии России в полностью профессиональные силы.
Если это произойдет, это может отразиться на высоком месте военных в российском обществе. Хотя многие молодые россияне могут отказаться от призыва до того, как им исполнится 27 лет, немногие пользуются правами, предоставленными отказникам от военной службы по соображениям совести, закрепленными в конституции и законе 2002 года. Заявление является строгим и требует нескольких свидетелей, которые могут подтвердить, что заявитель действительно придерживается убеждений, которые он исповедует.
Движение за альтернативную госслужбу работает над повышением осведомленности о возможности, предлагая бесплатные консультации молодым россиянам. По данным движения, ежегодно в России альтернативную военную службу выбирают от 700 до 1000 человек, отказывающихся от военной службы по соображениям совести. Среди них был и журналист Макар Бутков.
«Придя с докладом в военкомат, я написал заявление, что я пацифист, что я даже против убийства животных. Я сказал, что армия — это иерархическая организация, где вы должны выполнять любой приказ, который вам отдают, без права подвергать его сомнению. Я сказал, что считаю такую систему неприемлемой».
Бутков вспоминает, что офицеры отнеслись к его судимости неоднозначно. Но ему разрешили пройти альтернативную военную службу, которая длится 21 месяц против 18 месяцев у призывников. Он провел почти два года в центре Москвы, работая на почте, одной из 63 профессий, перечисленных на сайте Минобороны России для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям.
«В России мало мужчин, особенно в маленьких городах, которым удается реализовать свои жизненные цели. Очень часто воинствующий патриотизм является для них способом повысить свой социальный статус или просто дать выход своей агрессии. Напротив, пацифизм рассматривается как нечто для слабых. Так считают даже некоторые женщины; Я знаю многих женщин, которые говорили что-то вроде «если бы ты пошел в армию, из тебя бы сделали настоящего мужчину», — говорит Бутков. «Такие люди рассматривают армию как институт для превращения людей в идеальных граждан, под которыми они подразумевают таких же, как они».
Но престиж и патриотизм составляют лишь часть этой картины. Когда журналисты-расследователи Bellingcat раскрыли личности двух предполагаемых агентов российской внешней разведки, которые убили Сергея Скрипаля в Солсбери в 2018 году, биографические данные вскоре появились в сети. Репортеры в России спешили в родные города «Руслана Боширова» и «Александра Петрова», чтобы выкопать истории из жизни, с избранными цитатами из энергичных бывших соседей.
Они рисовали унылые картины угасающих городков в отдаленной сельской России, таких как Лойга в Архангельской области, родной город Александра Мишкина (псевдоним Петров). Еще один подозреваемый офицер российской разведки, побывавший в Нидерландах, был родом из столь же заброшенного шахтерского городка Гремячинск в Уральских горах. В таких городах, как писал один из корреспондентов Associated Press, военная карьера — единственный выход.
Едва ли это делает Россию экстраординарной. В то время как британские вооруженные силы не вербуют призывников, военные активно набирают новобранцев в бедных общинах по всей стране. Во всем мире левые противники милитаризма по-прежнему привержены аргументу о том, что хорошая внешняя политика — это просто хорошая внутренняя политика; Утверждается, что миллионы, потраченные на дорогостоящее разжигание войны за границей, не лучше ли потратить на больницы и школы дома? Для людей в Лойге или Гремячинске именно военные дают хлеб на стол.
Это представляет собой загадку для самых опытных антимилитаристов, а также для признанных пацифистов. По мере того, как ужасы войны отступают от тех, чья зарплата прямо или косвенно зависит от них, это может усложниться. Точно так же, как США анонимизировали бойню с расширением своей войны с беспилотниками, Россия начала передавать некоторые из своих зарубежных обязательств частным военным подрядчикам, таким как Вагнер, компания, связанная с известным российским бизнесменом Евгением Пригожиным. Ряды Вагнера, кажется, заполнены профессиональными солдатами. Более бедные и отчаявшиеся из этих солдат, как добровольцы, так и призывники, направились на восток Украины. Их тела без лишнего шума вернулись на кладбища в регионах России.
Многие дома Гореловки давно рухнули. После того, как потомки духоборов уехали в начале 1990-х годов, армяне и аджарцы из юго-западной Грузии сделали село своим. Похоже, в оставленной ими стране остался какой-то дух духоборов. Молодые грузины делают все возможное, чтобы избежать своей солдатской участи, если не исключительно из-за пацифистских принципов. В феврале прошлого года официальные лица в Тбилиси вернули призыв на военную службу, который закончился только годом ранее. Либертарианская партия «Гирчи» нашла новое решение: в 2018 году она построила надувную церковь, в которой рукоположила юношей. Как члены духовенства (хотя и христианской евангелической протестантской библейской церкви свободы), они были освобождены от военной службы. Власти сопротивлялись; В марте прошлого года в парламент Грузии был внесен законопроект, ограничивающий освобождение от воинской повинности по религиозному признаку исключительно грузинским православным духовенством.
В 1895 году, когда замаячила война с соседней Турцией, духоборы отказались от воинской повинности, мотивируя это тем, что военная служба несовместима с их верой. Они собрали все оружие, которое смогли найти в своих поселениях, и сожгли его в пещере за соседней деревней Орловка. Расправа была жестокой. В Гореловку были отправлены казаки, которые собрали десятки духоборов для ссылки в Сибирь или отправки на принудительные работы. Лев Толстой был так тронут известием о бедственном положении духоборов, что пожертвовал часть своего дохода от романа «Воскресение» на оплату нескольких тысяч человек, которые эмигрировали в Канаду, где их потомки живут и по сей день.
Исследуя Гореловку, мы достигли места побоища: пещеры у ручья в небольшом овраге. У его входа каменная надпись на дореволюционном русском языке описывала трагические события. Провисшие свечи из пчелиного воска, прилипшие к камню, свидетельствовали о том, что пещеру все еще посещают, хотя и редко. В конце концов, Сухоруков, старейшина духоборов, исчерпал рассказы о своих воинах-духах.