Зачем открывать иллюминаторы при взлете и посадке: Зачем при взлете нужно держать иллюминаторы открытыми

Зачем при взлете нужно держать иллюминаторы открытыми

Каждый раз перед выруливанием самолета на взлетную полосу и приземлением старший бортпроводник по громкой связи предупреждает пассажиров о необходимости открыть шторки иллюминаторов. Неужели из-за закрытой шторки самолет может потерпеть крушение? Рассказываем, с чем связано такое требование экипажа.

Как появился иллюминатор

Почему иллюминаторы имеют такую форму?

Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?

Как появился иллюминатор

Почему иллюминаторы имеют такую форму?

Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?

Ещё

Как появился иллюминатор

История иллюминатора как технического устройства уходит корнями далеко в прошлое. Впервые это слово появилось в словаре Даля в 1863 году и имело определение «толстое стекло в виде отрезка шара, вставляемое в палубу и в борты судов, для света».

Фото: Depositphotos

В переводе с латинского слово «иллюминат» означает «озаренный», «просвещенный», «посвященный».

Почему иллюминаторы имеют такую форму?

Иллюминатор исторически имеет закругленную форму. Первые иллюминаторы на нижних палубах кораблей представляли собой усеченную медную трубу со сферическим стеклом на конце, которая вставлялась в борт судна только по мере необходимости при помощи винтового устройства.

Устройство первых иллюминаторов. Фото: tsushima.su

В авиастроении такая форма обусловлена еще и с практической стороны. Благодаря округлой форме давление, которое действует на фюзеляж, распределяется более равномерно.

Поэтому закругленные иллюминаторы оптимальны с точки зрения безопасности и аэродинамики. Нет углов, а значит, нет и так называемых концентраторов напряжения. Особенно очевидно это стало после освоения первых пассажирских реактивных самолетов. Этот день настал 17 июля 1949 года. Реактивный пассажирский самолет британской компании Comet совершил свой первый полет.

Однако его колоссальный успех длился недолго. В 1954 году сразу две «Кометы» потерпели крушение. Причиной крушения были названы иллюминаторы квадратной формы. Обшивка вокруг таких иллюминаторов имела некоторую угловатость из-за квадратной формы иллюминатора, что и привело к разрушению всего фюзеляжа. Погибло 56 человек.

Первый в мире реактивный самолет «Comet-1». Фото: retromodels.ru

Теперь вы знаете, что иллюминаторы округлой формы – это не прихоть дизайнеров, а продуманная разработка авиаинженеров.

Зачем нужно держать шторки иллюминаторов открытыми?

Но неужели обычные пластиковые шторки могут повлиять на безопасность в полете?

Несмотря на то, что это влияние в большей степени косвенное, в аварийной ситуации открытые шторки могут сохранить вам жизнь.

Первая причина, по которой стюардесса просит вас держать шторки иллюминаторов открытыми при взлете и посадке – это естественное освещение за бортом. Воздушная безопасность требует выключать освещение салона воздушного судна при взлете и посадке. Это необходимо для того, чтобы глаза пассажиров привыкли к естественному освещению окружающей среды за бортом самолета.

А в случае аварийной ситуации вы сможете быстрее ориентироваться в новой обстановке. Кроме этого, в случае непредвиденной ситуации освещение снаружи может стать единственным источником света.

Фото: u-f.ru

Вторая причина следует из первой. Экипаж и пассажиры при взлете могут наблюдать, что происходит за бортом лайнера. Во-первых, это позволит самим пассажирам увидеть что-то подозрительное, например, при проблеме с двигателем или с обшивкой лайнера. А значит, они смогут быстрее проинформировать об этом экипаж.

Но самое главное – в аварийной ситуации спасатели быстрее сориентируются в обстановке внутри салона, находясь снаружи лайнера на месте аварии или при экстренной эвакуации пассажиров.

Еще одна причина требования взлетать и приземляться с открытыми шторками – определение положения самолета в пространстве. Оно обычно сильно недооценено.

Пилотов специально обучают определять положение самолета в пространстве на тренажерах. А мозг обычного нетренированного человека, не приспособленный к полетам, очень легко теряет ориентацию в воздухе.

По статистике около 15% авиационных происшествий происходят по причине визуальной пространственной дезориентации, появляющейся у пилотов.

Так например, всем знакомо ощущение излишнего крена в самолете. Чаще всего даже незначительный наклон самолета воспринимается нами как более сильный, чем на самом деле.

Такие ошибки восприятия присущи нашему вестибулярному аппарату. Кажется, что самолет слишком сильно кренится, хотя на самом деле он выполняет плавный поворот.

В экстренной ситуации не лишним будет знать, в каком именно положении все-таки находится самолет, на суше он или в воде? Открытые шторки в этом помогут.

Помните, что любое требование экипажа – это не прихоть, а забота о вашей безопасности и комфорте. Летайте с удовольствием!

Это тоже интересно:

<iframe allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen frameborder=»0″ src=»https://player-smotri.mail.ru?autoplay=1&channel=hitech&place_id=article&startId=1036448&viewMode=external»></iframe>

Автор: Антон Соколов

безопасность

лайфхаки

Подпишитесь на нас

Новости Hi-Tech Mail.ru

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования

  • Mail.Ru
  • О компании
  • Реклама
  • Редакция
  • Условия использования материалов
  • Обратная связь

Почему при взлёте и посадке самолёта нужно открывать шторки иллюминаторов? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Анна Баранова

Примерное время чтения: 3 минуты

99168

Категория:  Тема в вопросах и ответах

Почему при взлёте и посадке самолёта нужно открывать шторки иллюминаторов?

На этапы взлёта и посадки в воздушных перевозках приходится наибольшее количество аварийных ситуаций. Во время посадки или взлёта бортпроводникам необходимо особенно внимательно наблюдать происходящее за бортом, чтобы оперативно сообщить о возможной внештатной ситуации пилотам. Безопасности в эти моменты всегда уделяется пристальное внимание. Итак, шторки иллюминаторов открываются потому, что:

  • …глаза пассажира должны привыкнуть к естественному освещению — тогда он будет лучше видеть при возникновении аварийной ситуации. По этой же причине при взлёте или посадке также выключается и основное освещение в салоне.
  • …бортпроводники или даже пассажиры могут видеть, что происходит за бортом. Это позволит своевременно сообщить о возникновении внештатной ситуации экипажу или оценить во время эвакуации положение за бортом. Например, увидеть, есть пожар или нет. Кроме того, в случае аварийной посадки через иллюминаторы спасатели смогут увидеть, что происходит в салоне.
  • …пассажирам так проще не пораниться. Ведь при очень жёсткой посадке пластмассовая шторка может расколоться и повредить лицо осколками.
  • …это помогает ориентироваться в пространстве. При открытом иллюминаторе человек видит, как садится самолёт и в каком положении он находится относительно поверхности земли. Если бы окошко было закрыто, пассажир мог бы легко вообразить, что самолёт делает в воздухе мёртвую петлю или просто падает.

Могут ли разбиться сами иллюминаторы при жёсткой посадке?

Иллюминатор — это, как правило, двух – трёхслойный стеклопакет. При этом силовыми, то есть способными выдерживать перепады давления, являются два стекла одновременно. Иллюминаторы спроектированы таким образом, что способны выдерживать давление между салоном и внешней атмосферой, сопоставимое с нагрузкой до 4 тонн. Внутреннее стекло иллюминатора, которое видят пассажиры внутри салона, носит декоративный характер. Его повреждение не повлияет на безопасность пребывания в самолёте.

Почему иллюминаторы — обтекаемой формы?

Это не дизайнерская задумка, а мера безопасности. Округлые иллюминаторы, как показала история авиации, лучше держат и распределяют давление во всей конструкции. Особенно ярким доказательством этого стала история реактивной авиации. На реактивных самолётах к иллюминаторам предъявляются повышенные требования в связи со скоростью: много маленьких окон и меньше больших, так конструкция становится более надёжной.

В 1950-х годах пассажирское реактивное авиастроение только начиналось. «Комета» британской авиастроительной компании De Havilland стала первым лайнером, выполняющим пассажирские перевозки, и представляла собой оснащённый по последнему слову техники пассажирский самолёт, который имел герметичную кабину. Однако две первые «Кометы» ждала печальная участь — в 1954 году они развалились прямо во время полёта.

Погибло 56 человек. Виной всему потом были названы иллюминаторы квадратной формы!

Однако интересно, что при этом знаменитый советский сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы, имел крошечные четырёхугольные иллюминаторы. Особенности конструкции иллюминаторов А. Туполев объяснял так: « Габариты и форма иллюминаторов — способ уменьшить внешнее давление при сверхзвуковом режиме».

авиа-безопасностьавиаперевозкиавиастроение

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Когда в России разрешат провозить жидкость в самолёте?
  • Запрет проносить жидкости в самолеты. За и против
  • Почему провоз багажа в самолёте хотят сделать платным?
  • Что предлагают лоукостеры в России? Инфографика
  • Из-за чего могут экстренно посадить самолёт?

Новости СМИ2

Почему жалюзи открыты во время взлета и посадки?

Статьи Интересные факты

Почему жалюзи на окнах должны быть открыты при взлете и посадке?

Во время полета стюардесса могла попросить вас открыть жалюзи. На самом деле эти жалюзи должны быть открыты во время взлета и посадки. Но зачем это нужно делать? Первая причина — ваша безопасность. Если что-то случится во время взлета или посадки, ваши глаза будут …

Почему жалюзи должны быть открыты во время взлета и посадки? Подробнее »

2022 08 12

Карина Моисеенко

СОДЕРЖАНИЕ

Во время полета стюардесса может попросить вас открыть жалюзи. На самом деле эти жалюзи должны быть открыты во время взлета и посадки. Но зачем это нужно делать?

 

Первая причина — ваша безопасность. Если что-то случится во время взлета или посадки, ваши глаза уже привыкнут к дневному или ночному свету снаружи, поэтому вы сможете быстрее среагировать.

 

Еще одна причина держать жалюзи открытыми — видимость самолета снаружи. Если возникнут проблемы с двигателем или крыльями, экипаж увидит их через крошечные круглые окошки в кабине. Если самолет необходимо эвакуировать, пассажиры и весь экипаж могут увидеть, с какой стороны самолета безопаснее эвакуироваться.

Аналогичные ИЗДЕЛИЯ

 

Выйдем за пределы самолета. Вы когда-нибудь думали, что если жалюзи закрыты, экстренные службы не смогут увидеть, что может происходить внутри самолета? Ни дым, ни огонь внутри салона не были бы видны экстренным службам снаружи.

Ваша КАРЬЕРА ПИЛОТА

начинается с первого клика

Зарегистрируйтесь сейчас

 

Теперь вы знаете, что во время полета всегда лучше держать окна открытыми. Не забывайте, это не только для вашей безопасности. Ваш полет может быть более захватывающим, когда вы наслаждаетесь видами разных аэропортов и географических мест. Так что держите глаза и окна открытыми каждый раз, когда летите!

Карина Моисеенко

Карина имеет многолетний опыт редактирования и написания контента. Она создает оригинальный контент, связанный с авиацией, для продвижения компании в Интернете и занимается копирайтингом в области технологий помимо своей основной работы.

Последние СТАТЬИ

Лучшие европейские авиалинии

2023 05 19

СтатьиАвиационная промышленность

Какая лицензия, EASA или UK CAA?

2023 05 11

СтатьиПилотная карьера

Трудно ли стать пилотом?

2023 05 03

СтатьиСтать пилотом

Сколько стоит стать пилотом?

2023 04 20

Все категорииСтать пилотом

Авион Экспресс: Обзор

2023 04 12

СтатьиСоветы и рекомендации для будущих пилотов

Vueling Airlines: обзор

2023 04 04

СтатьиСоветы и рекомендации для будущих пилотов

Стоит ли становиться пилотом?

2023 03 17

СтатьиСоветы и рекомендации для будущих пилотов

Почему вы должны поднимать шторку перед взлетом и посадкой в ​​Европе

Одна из самых необычных вещей, которую вам могут предложить сделать при полете в Европу, — поднять шторку перед и после взлета. Если подумать, это может показаться совершенно бессмысленным. Однако в этом странном запросе есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

Вы должны поднять оконную шторку при взлете или посадке в Европе ночью. Фото: Triple Tree через Wikimedia Commons

Популярная теория об инструкции по установке шторки на окнах заключается в том, что она готовит пассажиров к потенциально резкой посадке, когда колеса ударяются о бетонную взлетно-посадочную полосу. С одной стороны, это могло бы иметь какой-то смысл, но на самом деле это не объясняет, почему перед взлетом нужно поднимать оконную штору.

Будьте в курсе: Подпишитесь на наш ежедневный дайджест авиационных новостей.

Эвакуация самолета

Основная причина вместо этого связана с эвакуацией самолета. В случае экстренной эвакуации бортпроводникам дается всего 90 секунд, чтобы убедиться, что все покинули самолет. Естественно, это довольно сжатые сроки, поэтому перед эвакуацией требуется серьезная подготовка.

Конечно, это в первую очередь подготовка бортпроводников к быстрой эвакуации, но самолет также должен быть подготовлен экипажем. Таким образом, поднятие оконных штор позволяет аварийному персоналу, находящемуся за пределами самолета, заглянуть в салон, чтобы оценить возможную ситуацию эвакуации.

И этот сценарий применим только при взлете и посадке, так как на высоте 20 000 футов аварийная эвакуация никогда не произойдет.

Фото: Getty Images

Опыт пассажиров

Можно понять любопытство к этому вопросу, и именно эта любопытная природа пассажиров может оказаться особенно полезной в чрезвычайной ситуации. В какой-то момент авиакомпании поняли, что пассажиры на самом деле делают идеальные дополнительные пары глаз, гарантируя, что если что-то пойдет не так в процессе эвакуации, это будет быстро обнаружено.

У этой политики есть и другое объяснение, и оно тоже относится к чрезвычайным ситуациям. Когда вы сидите в салоне самолета, естественная акклиматизация в условиях низкой освещенности — это автоматическое функционирование сетчатки глаза человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *