Памятка права туриста при задержке рейса
- Главная
- Блог
- Полезно знать
- Памятка о правилах международных авиаперевозок
- Памятка права туриста при задержке рейса
Большинство туристов совершают путешествия, пользуясь регулярными или чартерными авиарейсами. И, к сожалению, все чаще авиационные перелеты сопровождаются задержками или отменой рейсов.
Если рейс задержан, Вы должны знать следующие свои основные права и действия:
- Пассажиры чартерных и регулярных рейсов имеют одинаковые права. Перевозчик в одинаковой степени несет перед пассажиром ответственность за задержку как чартерного, так и регулярного рейса.
- Вы имеете право на достоверную и точную информацию. Обращайтесь к представителю авиакомпании, выполняющей рейс (у большинства перевозчиков представительства или именные стойки есть почти во всех крупных российских аэропортах) или, если вы летите из маленького аэропорта, где официального представительства авиакомпании нет, к служащей у стойки информации аэропорта. В любом случае Вам должны объяснить, почему и насколько задерживается вылет рейса. Если ответственные лица авиаперевозчика или аэропорта Вас «не понимают», то можете им напомнить, что согласно требованиям пункта 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы — в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП). Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).
- У представителя авиакомпании или сотрудников аэропорта вылета/назначения Вы имеет право требовать поставить отметку в билете о задержке рейса. Она необходима, если потом будете писать претензию перевозчику или подавать на него в суд. Точное время реального вылета попросите вписать от руки представителя авиакомпании/аэропорта и заверить штампом (сделать это можно при посадке или повторной регистрации — ее проводят в тех случаях, когда туристов на время задержки рейса размещали в гостинице).
- При любой задержке вылета рейса авиационный перевозчик согласно требованиям пункта 99. ФАП обязан бесплатно организовать для пассажиров следующие услуги:
- предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
- организовать хранение багажа.
4.1. Если задержка рейса более двух часов:
- 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
- прохладительные напитки.
4.2. Если задержка рейса более четырех часов:
- горячее питание; при этом кормить горячим должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов — в ночное время. (Булочка с чаем – это не горячее питание, а нарушение правил).
4.3. Если задержка рейса более шести часов:
- разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем).
- организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.
- Если авиакомпания, чтобы свести время опоздания к минимуму, а вероятные претензии к нулю, отправляет Вас другим маршрутом или рейсом другой компании, то это должно осуществляться исключительно за счет средств авиакомпании или аэропорта, ни о каких доплатах речи в таком случае быть не может.
- Если из-за задержки авиарейса Ваше путешествие стало короче, Вы вправе потребовать от туроператора возврата денег за все оплаченные, но неиспользованные услуги: за ночь в отеле, пропущенную экскурсию и т.д. Как правило, претензии предъявляются уже после возвращения из отпуска. В тоже время надо иметь в виду, что туроператоры охотно предлагают компенсацию прямо на месте: дополнительную экскурсию, полный пансион вместо завтрака и т.п.
- В соответствии с нормами статьи 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы. Туристам следует учитывать, что штраф нельзя взыскать в том случае, если изменение времени вылета рейса произошло вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Согласно положениям пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например – на оплату топлива), а перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. Для получения компенсации нужно подать авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих Ваше право на компенсацию. Согласно нормам ст.126 Воздушного кодекса, пассажир вправе предъявить претензии к перевозчику (заявление можно подать лично или отправить заказным письмом) в течение 6 месяцев с момента прилета – в представительстве авиакомпании в аэропорту назначения или отправления. Компания-перевозчик обязана рассмотреть Вашу претензию в течение 30 дней. Если же обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать Ваши расходы, Вы имеете право подать на них в суд. Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. К исковому заявлению в суд нужно будет приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса (его отмене), счетов по понесенным Вами расходам (например, за гостиницу, питание, телефонные переговоры), а также Вашу письменную претензию в адрес перевозчика и ответ его представителей.
- Факт отмены или задержки рейса по вине перевозчика, а также неисполнение им возложенных на него согласно пункта 99. ФАП обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров могут в случае виновного перерыва в перевозке являться основаниями для предъявления пассажирами перевозчику требования о компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий (основание – статья 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Группа vk.com
Вступайте в группе и будьте в курсе всего нового
Подписаться
Группа одноклассники
Вступайте в группе и будьте в курсе всего нового
Присоединиться
Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов. Наказание за задержку чартеров будет страшным
Задержка рейса — неприятная, но относительно частая ситуация, которая может случиться уже в самом начале путешествия. Причины довольно разнообразны: плохие погодные условия, технические неполадки в самолете, большая загрузка воздушного пространства аэропорта, внутренние проблемы авиакомпании и т.д. Независимо от того, что послужило причиной задержки рейса самолета, не нужно пугаться или приходить в замешательство. Ниже мы рассмотрим что делать, если задержали ваш рейс.
Права пассажира при задержке рейса
Летите ли вы чартерным или регулярным рейсом, крупным авиаперевозчиком или же , — права пассажира при задержке рейса одинаковы.
Нужно помнить, что все вопросы во время задержки рейса необходимо решать с представителями авиакомпании, а не со службами аэропорта. В свою очередь, в случае возникновения проблем с вылетом в установленное время, авиакомпания обязана незамедлительно уведомить вас о причинах и сроках задержки рейса самолета.
Куда обращаться?
К сожалению, когда дело доходит до соблюдения всех прав пассажиров, авиакомпании далеко не всегда демонстрируют свою проактивность, поэтому вы должны сами знать все правила и не стесняться напоминать о них представителям перевозчика в аэропорту.
Где найти представителя авиакомпании? Нужный человек может находиться на стойке регистрации вашего рейса, в офисе продаж вашей авиакомпании в аэропорту или же у самого выхода на посадку. Если поиски не увенчались успехом, смело звоните по телефону авиакомпании, указанному на вашем билете.
Следите за часами
- Cемьям с маленькими пассажирами до 7 лет полагается доступ в оборудованную и комфортную комнату матери и ребенка, даже если задержка рейса незначительна по времени.
- При 2-часовой задержке рейса самолета, вы можете сделать 2 бесплатных звонка или отправить 2 e-mail письма. Кроме того, в вашем распоряжении должен быть доступ к прохладительным напиткам.
- Задержка рейса свыше 4 часов уже подразумевает предоставление авиакомпанией горячего питания. Обычно это талон на определенную сумму для заказа еды в одном из ресторанов аэропорта. Этот сервис вы должны получать каждые 6 часов в дневное и каждые 8 часов в ночное время суток.
- Если время задержки рейса достигло 8 часов (или 6 часов в ночное время), авиакомпания обязана поселить вас в отеле, организовать транспорт туда и обратно, а также предоставить бесплатное размещение багажа в камере хранения аэропорта. Если по каким-то причинам вас не устраивают условия размещения в гостинице (например, недопустимо проживание в одном номере незнакомых друг другу людей), вы можете самостоятельно найти номер в гостинице, не забывая сохранять все документы, подтверждающие личные траты. Это поможет позже потребовать компенсации за задержку рейса самолета.
Подача претензии и компенсация за задержку рейса самолета
Задержки самолетов не приятны не только незапланированным ожиданием, но и могут повлечь за собой определенные убытки: пропущенная бизнес-встреча, опоздание на стыковочный рейс другой авиакомпании, оплаченная, но не использованная бронь в отеле. В таком случае любой пострадавший имеет право подать претензию по задержке рейса и получить компенсацию. Однако следует учитывать, что это правило действует лишь тогда, когда задержка рейса возникла по вине самой авиакомпании. Например, плохие погодные условия или чрезмерная загруженность аэропорта не будут причиной для требования компенсации.
Для того, чтобы грамотно составить претензию, вам нужно собрать как можно больше документов, подтверждающих факт задержки самолета. Сразу же после объявления задержи, попросите представителей компании сделать об этом отметку на вашем билете, а при посадке в самолет — фактическое время вылета. Сохраняйте все чеки, свидетельствующие о ваших личных тратах за время задержки рейса.
Для получения компенсации за задержку рейса самолета претензию со всеми приложенными доказательствами необходимо подать в авиакомпанию в течение 6 месяцев после прилета. Если ответа нет в течение 30 дней, можете незамедлительно обращаться в суд.
Размер компенсации составляет 25% МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости вашего авиабилета.
Теперь вы знаете все о том, что нужно делать, если задержали рейс. Желаем вам приятных путешествий!
С 29 октября должны вступить в силу новые инициативы Минтранса, согласно которым авиакомпании будет жестоко наказываться за задержку чартерных рейсов. В частности, за это им вообще будут запрещать совершать международные рейсы: Росавиация внесет соответствующие изменения в сертификат эксплуатанта.
Для чартерных авиакомпаний это фактически будет означать в большинстве случаев полную остановку деятельности, так как именно за границу подавляющее большинство чартерных рейсов и совершается. Для обычных авиакомпаний прекращение международных полетов тоже станет серьезным ударом по выручке.
Правда, пока непонятно, сколько именно рейсов и на какой срок нужно задержать, чтобы попасть под санкции, и здесь важно не перегнуть палку: например, поскольку регулярные имеют перед ними приоритет, и в загруженных аэропортах, например, московских, ожидание слота на вылет может занять несколько часов.
Впрочем, серьезные задержки вылетов чаще всего возникают из-за отсутствия необходимого числа исправных самолетов: численность флота у чартерных авиакомпаний, как правило, невелика, и из-за поломки одной-двух машин возникают веерные задержки рейсов.
Причины могут быть и не в поломках: например, летом массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» происходили из-за того, что авиакомпания позже запланированного срока получила самолеты с ; а год назад с похожей проблемой .Росавиация ежемесячно публикует статистику задержек отдельно по регулярным и отдельно по чартерным рейсам, учитывая серьезные задержки (более 2 часов) по вине авиакомпаний. Показатели задержек у всех, кто более-менее серьезно занимается чартерными перевозками, значительно выше, чем на регулярных рейсах. Так, если на «регулярке» у крупных компаний в июле этого года задерживалось 1-5% рейсов (ЮТэйр 1,09%, Победа 1,47%, Аэрофлот 2,65%, Россия 3,42%, S7 Airlines 4,62%, лишь у Уральских авиалиний 10,65%), то на чартерных рейсах совсем другие цифры: у “России” 7%, у Azur Air (крупнейший игрок рынка) 7,9%, «Роял Флайт» — 8%. «Северный ветер» задержал 9,6% рейсов, «ВИМ Авиа» 13,8%, iFly 19,3%, а «Ред Вингс» — 21,8%.
Теперь Росавиация должна будет также проверять возможности перевозчиков выполнять заявленные объемы чартерных перевозок, и только после этого туроператоры смогут заключать с ними договоры фрахта, пишут “Известия”.
«Это к доктору», — лаконично комментирует ситуацию Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
“На самом деле задерживаться могут не только чартеры, но и регулярные рейсы. Чаще всего это происходит по объективным причинам: непогода или затянувшееся техобслуживание. Но есть нюанс: пассажирам регулярного рейса при длительной задержке скорее всего предоставят другое судно, а вот пассажирам чартерного рейса придется ждать, пока подадут их самолет. Авиакомпании, конечно, заинтересованы поскорее решить свои форс-мажоры, чтобы не получить штраф за задержку. Но и пассажиры должны знать свои права: например, при задержке более 2 часов они вправе требовать питание и прохладительные напитки. Жесткое регулирование чартерных рейсов спасет потерянные дни отпуска у туристов (и главное нервы), а также избавит авиакомпанию от лишних трат на штрафы и компенсации пассажирам”, – комментирует представитель Aviasales Янис Дзенис.
Действительно, в мире достаточно компаний, специализирующихся на оперативном предоставлении резервных бортов с экипажами на случай технических проблем, однако для чартерных рейсов такой услугой не пользуются из экономии.
“Для того, чтобы можно было реализовывать какие-либо меры, необходимы чёткие критерии. Какие критерии выбраны – на данный момент не ясно. Озвученные меры теоретически уже есть в арсенале регулятора и при необходимости могут в той или иной мере применяться к нерадивым перевозчикам“, — комментирует Анастасия Матюшина, Директор по связям с общественностью авиакомпании AZUR air.
В данной статье мы рассмотрим разновидности, отличие, разницу чартерных рейсов от обычных регулярных авиарейсов.
Поездки за границу стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако многие туристические направления все еще остаются дорогостоящими для большинства граждан нашей страны. Поэтому чартерные рейсы пользуются огромным спросом. Ведь стоимость билетов для данного вида авиаперелетов значительно ниже.
Мы рассмотрим, какие бывают виды чартерных рейсов, в чем их преимущества, а также можно ли с их помощью добраться за границу. Кроме того, проанализируем, как и где можно приобрести билет, и какое питание могут предложить пассажирам перевозчики.
Что такое чартерный рейс: разновидности, бывают ли международные?
Понятие «чартер» означает соглашение между транспортной компанией и фрахтователем, который позволяет осуществлять перевозку пассажиров. Как правило, срок действия договора носит разовый или регулярный характер. Чартерные рейсы бывают:
- Морские
- Речные
Существует несколько разновидностей таких перевозок:
- Шаттл (самолет или судно доставляет одну группу пассажиров и забирает другую)
- С отстоем (в обязанности капитана или пилота входит: доставка людей до места прибытия, ожидание истечения срока туристической путевки, перевоз пассажиров в обратном направлении)
- Сплит (это комбинирование и чартерного, и регулярного способа перевозки; люди добираются из отдаленных пунктов своего места проживания до главного аэропорта и далее продолжают путь регулярным рейсом)
Чартерные рейсы могут классифицироваться в зависимости от местоположения конечного пункта прибытия.
- Международные
- Внутренние (при перевозке в пределах одной страны)
Нередко только с помощью чартерных рейсов можно добраться до места назначения. Поэтому большинство крупных туристических компаний выкупают услугу посезонно. Таким образом, удается снизить стоимость билета, а значит, цена на путевку не изменится.
Чем отличается чартерный авиарейс от других, регулярных: объяснение
Чартерные рейсы имеют несколько отличительных особенностей в сравнении с регулярными. Основными из них являются:
- Отсутствие классов (все пассажиры летят в равных условиях)
- Размер кресел (в чартерных авиарейсах они более узкие)
- Опоздание и задержка вылета (в случае непредвиденной ситуации в аэропорту первыми выпускают регулярные рейсы)
- Незапланированное изменение времени отправки или прибытия
- Отсутствие возможности преждевременной брони
- Доступная стоимость
- Отсутствие пересадок
- В случае отмены поездки нельзя вернуть билет, при этом его стоимость не компенсируется
- Бонусные баллы за сотрудничество с авиакомпанией не начисляются
- Необходимо адаптироваться к графику полетов
- Питание может быть обширным, минимальным или вообще отсутствовать, поскольку данную услугу заказывает та компания, которая предоставила туристические путевки
Чартерные рейсы не всегда являются неудобными. Ведь с их помощью можно добраться практически в любую точку земного шара по минимальной цене и без необходимости пересадки.
Как узнать: чартерный рейс или регулярный?
Для того чтобы узнать каким рейсом вам предстоит лететь, необходимо обратить внимание на такие факторы:
- Номер чартерных рейсов имеет 4 цифры, а номер регулярных – всего 3
- На сайте авиакомпании указывают предусмотренный тип рейса
- В большинстве популярных курортных стран существует практика разделения рейсов. Поэтому необходимо уточнить в какой аэропорт предстоит посадка. Так вы сможете понять, является ли рейс чартерным
- На сайтах поиска и покупки авиабилетов существует возможность указать желаемый тип перелета
В случае приобретения билета через посредников, обязательно необходимо уточнить будет ли рейс регулярным или чартерным. Поскольку время вылета последних может измениться всего за несколько часов до указанного в билете. Также информация о чартерах выводится на информационное табло в аэропорту не ранее чем за 24 часа до отправления.
Почему чартерные рейсы дешевле регулярных, кормят ли в чартерных рейсах?
Всем известно, что стоимость перелета чартерным рейсом существенно ниже. Это связанно с рядом различных факторов, позволяющих снижать цену на авиабилеты. К основным из них относят:
- Полная оплата стоимости билетов за все пассажирские места (поскольку туристическая компания арендует транспорт на определенный период времени, то общая стоимость услуги рассчитана в процентном соотношении на каждого из клиентов, который приобрел туристическую путевку и отправился на отдых данным рейсом)
- Отсутствие регулярного длительного срока реализации перевозок (благодаря этому снижается необходимость в ежедневном техническом осмотре и обеспечении самолета)
- Для чартерных рейсов, как правило, используют авиатранспорт более ранних моделей
- Большое количество пассажиров (поскольку кресла более узкие, самолет способен вместить больше отдыхающих)
- Чартерные рейсы редко используют для перелета на большие дистанции
Также существует несколько особенностей относительно питания пассажиров. Наиболее значимыми из них являются следующие:
- Питание и меню выбирает компания, арендовавшая транспортное средство
- Напитки и еду могут включить в полном объеме или частично
- Туристическая фирма может отказаться от меню и клиентов лишат возможности заказать что-либо на протяжении всего времени нахождения в пути
Поэтому необходимо уточнить у турагента предусмотрено ли питание на борту самолета, а также, сколько будет длиться перелет.
Чем плохи чартерные рейсы, часто ли их задерживают и на сколько могут задержать?
Несмотря на низкую стоимость и отсутствие пересадок, чартерные рейсы имеют ряд негативных характеристик. К ним относятся:
- Отсутствие возможности обменять билет или вернуть его стоимость
- Частые задержки рейсов
- Невозможность раннего бронирования
- Нельзя предугадать будет ли включено питание
- Выбрать место заранее невозможно, поскольку туристы занимают их в порядке живой очереди
- Все пассажиры имеют равные условия и нельзя купить билет в бизнес или первый класс
Также нельзя сказать точно, насколько могут задержать посадку или прибытие самолета. Ведь задержка происходит не по вине экипажа, а в случае нештатных ситуаций в аэропорту. Поэтому при возникновении длительного технического осмотра, хакерской атаки или поломки транспортного средства, первыми к посадке и взлету являются регулярные рейсы. Как правило, чартерные задерживают не более чем на 6 часов.
Где узнать сведения о задержках регулярных и чартерных рейсов?
Для того чтобы узнать о задержке посадки или прибытия, необходимо проверить информацию выбрав один из нескольких способов. Данные о чартерных и регулярных рейсах ежедневно обновляются на таких носителях:
- Электронное табло в аэропорту
- Сайт авиационной компании, услугами которой вы пользуетесь
- На сайте Росавиации
- На информационных стойках авиакомпаний в аэропорту
Также в случае покупки билетов через посредников (туристические и юридические агентства) можно обратиться к специалисту, который оформлял проездной документ на ваше имя.
Как покупать билеты на чартерный рейс?
Для того чтобы приобрести билет на чартерный рейс можно воспользоваться услугами компании либо совершить покупку самостоятельно. В качестве посредников могут выступать:
- Туристические агентства
- Юридические компании
- Государственные и региональные бюро путешествий
- Туристические операторы
- Авиационные кассы
Для того чтобы купить проездной документ без посредников, необходимо оформить билет на сайте компании, специализирующейся на чартерных рейсах. Наиболее популярными перевозчиками в России являются:
- Azur Air
- Россия
- Meridian
- Royal Flight
- Газпромавиа
- I fly Airlines
- Ижавиа
- Грозный-Авиа
- Nordwind Airlines
- Джет Эйр Групп
- Severstal Airlines
- Kosmos Air Enterprise
- Lukoli Avia
Данные компании осуществляют чартерные рейсы со всех уголков России и охватывают различные направления:
- Внутренние перевозки
- Перелет в страны Европы и СНГ
- Южные курорты
- Страны Азии
- Север Африки
После завершения процесса электронного оформления виртуальный билет необходимо распечатать на офисной бумаге и предъявить сотрудникам аэропорта в случае необходимости.
Как узнать номер билета, можно ли вернуть билеты на чартерный рейс?
В случае отказа от билета на чартерный рейс необходимо учитывать следующие факторы:
- При возврате проездного документа авиакомпания не компенсирует его стоимость
- При отказе от путешествия, обмен билета на другую дату не предусмотрен
- Авиабилет можно передать другому человеку (однако потребуется обратиться к агенту или авиакомпании для уведомления, и замены данных пассажира)
Чтобы узнать номер проездного документа необходимо:
- Распечатать форму на бумажный носитель или сохранить его в электронном виде
- Обратить внимание на верхний угол с правой стороны
- Под черной голограммой имеется номер, состоящий из 13 цифр
- Такой же номер вы найдете на посадочном талоне после маркировки «e-Ticket»
- Данный код из 13 знаков и есть номером билета
Каждый из нас самостоятельно решает, услугами какой авиакомпании воспользоваться, а также какой из видов рейса будет более удобным. Безусловно, достоинства чартеров очевидны: низкая стоимость, регулярность полетов, отсутствие разделения пассажиров на классы, возможность добраться до любой точки мира без пересадок и проблем с багажом. Однако данный вид перелета подходит для тех, кто не спешит на важные встречи и деловые совещания, поскольку такие рейсы чаще всего задерживают, что может создать массу дискомфорта и дальнейших неудобств.
Видео: Описание чартерного и регулярного рейсового перелета
Вынесенное в заголовок слово «Армагеддон» применительно к сбоям чартерных расписаний авиакомпаний в последние дни отнюдь не выглядит как аллегория. В минувшие выходные веерные задержки рейсов допустили сразу несколько авиаперевозчиков, в аэропортах разных стран застряли в ожидании вылета на Родину сотни российских туристов, иным пришлось провести на чемоданах двое и более суток. Сами авиакомпании в один голос ссылаются на дефицит самолетов – непредвиденный выход из строя даже одной машины приводит к масштабным коллапсам. Насколько убедительны такие объяснения?
Все на Турцию
Тезис о глобальной нехватке бортов на чартерном рынке не выдерживает серьезной критики, – убеждены эксперты. Они приводят пример, сколь активно стали в последнее время пополняться парки авиакомпаний, особенно после того, как осенью прошлого года были возобновлены полеты в Турцию. С прицелом в том числе и на это направление активно заказывали лайнеры перевозчики, отметившиеся знаковыми задержками в нынешнем летнем сезоне.
Так, «ВИМ-Авиа» , бывший главным ньюсмейкером по части сбоев в расписании на старте сезона, в конце 2016 года пополнил парк четырьмя самолетами Boeing 737-500, а также широкофюзеляжными бортами – двумя Boeing 767-300, шестью Boeing 777-200 и одним Airbus A 330-200. Накануне лета перевозчик получил еще один Boeing 777-200 и ожидает дополнительной поставки нескольких Boeing 777 и Airbus А-330. Даже с учетом масштабных планов по регулярным полетам на китайском направлении такого флота вполне достаточно и для активной работы на чартерном рынке, – считают наблюдатели.
Расширился и парк iFly – авиакомпании, к которой в последние недели тоже много нареканий из-за сбоев в чартерном расписании. Критичная задержка вылета 21 июля из Бодрума в Москву – лайнер прибыл в российскую столицу на два дня позже намеченного – стала поводом для вмешательства Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Нехватка самолетов? Но ведь авиаперевозчик буквально месяц назад рапортовал о получении от Emirates трех бортов А 330-200. Даже если впоследствии авиакомпания осуществит намерение вывести из эксплуатации два своих Boeing 757, всё равно ее парк увеличивается на один лайнер.
Конечно, авиаперевозчики получают в основном «возрастные» машины – тем же «новым» Аэробусам iFly по 18 лет. Однако в практике российского чартерного рынка накоплен немалый опыт работы с таким авиапарком в условиях интенсивной нагрузки. Вспомним, именно подержанные самолеты составляли основу авиаактивов «Трансаэро» , несколько лет доминировавшей в сегменте заказной авиаперевозки и ушедшей с рынка в 2015 году. При этом даже в самые «тучные» для выездного туризма 2011–2013 годы, когда плотность чартерных рейсов была заметно выше, чем сейчас, «Трансаэро» удавалось быть пунктуальной. Сбои случались, но расписание не сыпалось. Почему?
Взгляд назад
Как рассказал корреспонденту сайт топ-менеджер туроператора, бывшего в свое время одним из основных партнеров «Трансаэро» по авиаперевозке, у авиакомпании до 30 % бортов постоянно находилось в резерве.
Это было весьма накладно с точки зрения экономики бизнеса, однако для пассажиров служило надежной гарантией точности соблюдения расписания.
«Менеджмент «Трансаэро» учитывал, что эксплуатирует подержанный авиапарк, поэтому имел не один запасной борт на 8–10 машин, а два», – продолжает тему Владимир Воробьёв , президент – другого бывшего партнера авиакомпании. По его словам, были периоды, когда из трех имевшихся у «Трансаэро» Ту-204 летал только один, остальные стояли в резерве. Кроме того, некоторые борта использовались как источники запчастей – чтобы оперативно установить на сломавшийся самолет необходимую деталь, а не ждать ее поставки от производителя.
Есть еще одна точка зрения. По мнению коммерческого директора Александра Буртина , у «Трансэаро» существовал хронический переизбыток авиатехники, перевозчик не мог полностью загрузить свой растущий флот, поэтому дополнительное резервирование было отчасти вынужденным. Сейчас перевозчики работают в другой ситуации – спрос на перевозку большой, но он сконцентрирован в летние месяцы. Отсюда и высокая плотность полетных программ, и сложности с резервированием.
Что в сухом остатке
Спустя два года после ухода «Трансаэро» стало очевидно: тезис о том, что авиакомпанию заслуженно убрали с рынка из-за того, что она создавала излишек провозных емкостей и активно демпинговала ради заполнения бортов, оказался несостоятельным. Большая часть пригодных для полетов лайнеров, использовавшихся перевозчиком, перешла в парк «России» , другие авиакомпании нарастили собственные авиаактивы, и профицит самолетов никуда не исчез. В результате на чартерном рынке по-прежнему царит демпинг, а из-за нежелания менеджмента обеспечивать надежное резервирование бортов туристам приходится терпеть немыслимые сбои в расписании. В перспективе это может привести к устойчивой фобии у клиентов турфирм к чартерным авиарейсам как таковым.
«Если бы в 2004–2008 годах некий провидец рассказал, что будет твориться на рынке туристической авиаперевозки в 2017-м, я бы, пожалуй, просто ушла из туризма, решив, что это Армагеддон», – делится мнением с коллегами по группе
Задержка рейсов — это нередкое явление в работе авиаперевозчиков. Пассажиры, которым приходится часто летать, постоянно с этим сталкиваются. Причины у этого явления могут быть совершенно различными — от нелетной погоды до технических проблем.
На сегодняшний день в законодательных актах большинства стран, в том числе России и Европы, прописана ответственность авиакомпаний за задержку рейса. Ответственность наступает даже в случаях, когда причина не зависит от перевозчика.
Пассажиров, попавших в такую ситуацию, обеспечивают местом в гостинице, питанием, услугами связи, напитками. Но самое важное, что такие пассажиры имеют право на денежную выплату.
Перечень документов на денежную компенсацию
Чтобы получить выплату за задержку рейса, нужно подать авиакомпании- перевозчику претензию в письменном виде. К ней прилагаются документы (копии), которые подтверждают право на денежную компенсацию. Это следующие документы:
- Авиабилеты, на которых стоит отметка служб аэропорта о факте задержки рейса. Это могут быть также справки, которые заверили представители аэропорта или авиакомпании.
- Квитанции, кассовые чеки, которые подтверждают сумму понесенных расходов.
Нужно знать, что если вылет задержали на внутреннем рейсе и компания-перевозчик, соответственно, российская, то все претензии будут приняты к рассмотрению согласно законодательству РФ. Если перевозчик — это авиакомпания другой страны, но рейс задержан на территории РФ, рассмотрение претензий тоже идет по российскому законодательству. Но если рейс отложен на территории другой страны, ситуация будет рассмотрена по законам страны, на территории которой произошел инцидент. В этой ситуации неважно, чья авиакомпания.
Денежные компенсации за задержку рейса в ЕС
В Евросоюзе урегулирование отношений между пассажиром и авиакомпанией прописаны в Положении № 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно текста этого документа, авиакомпания выплачивает компенсацию за задержку рейса, ее размер зависит от времени задержки и расстояния перелета.
Денежные компенсации за задержку рейса в России
В России такие ситуации разбирает ст.126 Воздушного Кодекса РФ. Согласно статье, пассажир может в течение шести месяцев с момента прилета, предъявить претензию. Это можно сделать с помощью заказного письма, с полной описью приложенных документов, или лично. Копию претензии и квитанции, доказывающие отправку бумаг, лучше сохранить, для судебных разбирательств. В суд стоит обращаться, если виновник отказывается заплатить компенсацию или в случае отсутствия реакции на ваше обращение.
В суде понадобятся документы: исковое заявление, билет с отметкой об отмене рейса (или его задержки), письменная претензия авиаперевозчику, документы, подтверждающие расходы на питание, проживание, сотовую связь.
Регулярные рейсы и чартер. Есть ли разница в ответственности при задержке рейса?
Часто возникает вопрос, существуют ли различия в действиях потерпевших пассажиров, если рейс был чартерным? Сначала необходимо понять, в чем разница между чартерным и регулярным рейсом.
Регулярные рейсы — постоянные рейсы по фиксированному графику. В случае международных рейсов, все разногласия регулируются межправительственными нормативными актами. В любой кассе можно ознакомиться с инструкциями по бронированию, продаже билетов, а также по ситуациям отказа от полетов.
Чартерные рейсы — это рейсы, которые организуются согласно чартерного договора между авиакомпанией и туроператором. Эти рейсы часто не имеют точного графика вылетов (точность до 3-5 часов). Авиабилеты на чартерные рейсы покупаются у туроператора (владельца чартера), в авиакассах такие билеты не купишь.
Авиабилет — это договор пассажира и авиакомпании о том, что перевозчик обязан доставить пассажира и его вещи целыми и невредимыми, а пассажир, соответственно, оплатить эти услуги.
В Воздушном и Гражданском кодексе РФ прописано, что ответственность за отмену или задержку рейса несет авиакомпания. Таким образом, разницы, какой рейс отложен или задержался, нет. Перевозчик при задержке рейса должен обеспечить пассажиру набор услуг, прописанный законодательством, а в ряде случаев еще и выплатить компенсацию.
Что обязана сделать российская авиакомпания при задержке рейса в РФ?
Если вылет задержали более чем на 2 часа:
- Авиакомпания обязана предоставить возможность сделать телефонных звонка (в том числе за границу) или два сообщения по e-mail.
- Обязана предоставить прохладительные напитки.
Если произошла задержка вылета более чем на 4 часа:
- Предоставляется горячее питание.
- Далее горячее питание должно предоставлять каждые шесть часов в дневное и восемь часов в ночное время.
Если вылет задержан более чем на 6-8 часов:
- Размещение в гостинице в дневное время, если задержка рейса составляет 8 часов, в ночное время, если 6 часов.
- Бесплатный транспорт от аэропорта до гостиницы.
Все вышеперечисленные услуги оказываются бесплатно в независимости от того, чартерный или регулярный рейс задержан.
задержек рейсов | Министерство транспорта США
Сборник правил, руководств, исполнительных приказов и публикаций о задержках рейсов, задержках на взлетно-посадочной полосе и своевременном раскрытии информации.
Правила
Имя | Документ |
---|---|
49 U.S.C. § 42301 — План действий в чрезвычайных ситуациях | Ссылка |
14 CFR часть 259 — Усиленная защита пассажиров авиакомпаний | Ссылка |
14 CFR Part 234 – Отчеты о качестве обслуживания авиакомпаний | Ссылка |
14 CFR, часть 244 — Отчет о задержках на асфальте | Ссылка |
Окончательное правило – Правило задержки на асфальте (3 мая 2021 г. ) | Посмотреть PDF |
Руководство
Имя | Дата | Документ |
---|---|---|
Уведомление для аэропортов. Представление планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с задержкой гудронированного шоссе, в DOT для утверждения | 16.05.2022 | Посмотреть PDF |
Уведомление для перевозчика в США — представление планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с задержкой гудронированного шоссе, в DOT для утверждения | 18.05.2021 | Посмотреть PDF |
Уведомление для перевозчика в США — представление планов действий в чрезвычайных ситуациях с задержкой на гудронированном шоссе в DOT для утверждения | 21.04.2015 | Посмотреть PDF |
Уведомление для перевозчиков и аэропортов США — представление планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с задержкой гудронированного шоссе, в DOT для утверждения | 09. 05.2012 | Посмотреть PDF |
Уведомление для перевозчиков и аэропортов США — представление планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с задержкой гудронированного шоссе, в DOT для утверждения | 24.02.2012 | Посмотреть PDF |
Исполнительные листы
Имя | Заказ № | Документ |
---|---|---|
Румяна Air Canada | 28.11.2022 | Посмотреть PDF |
Эйр Чайна | 2022-2-5 | Посмотреть PDF |
Юнайтед Эйрлайнз | 2021-9-21 | Посмотреть PDF |
JetBlue Airways | 2021-2-8 | Посмотреть PDF |
Aerolíneas Argentinas | 2020-12-2 | Посмотреть PDF |
Concesionaria Vuela Compañía de Aviación (Volaris) | 2020-7-3 | Посмотреть PDF |
Китайские восточные авиалинии | 2019-12-7 | Посмотреть PDF |
Японские авиалинии | 2019-9-5 | Посмотреть PDF |
Американ Эйрлайнз | 23. 02.2019 | Посмотреть PDF |
Дельта Эйр Лайнз | 22.02.2019 | Посмотреть PDF |
Allegiant Air | 2018-10-7 | Посмотреть PDF |
Исландия | 2018-5-42 | Посмотреть PDF |
Британские авиалинии | 2018-5-28 | Посмотреть PDF |
All Nippon Airways | 2018-3-21 | Посмотреть PDF |
Compañía Panameña de Aviación | 20.03.2018 | Посмотреть PDF |
Frontier Airlines, Inc. | 11.09.2017 | Посмотреть PDF |
TAP Португалия | 2017-7-1 | Посмотреть PDF |
Спирит Эйрлайнз | 2017-3-21 | Посмотреть PDF |
Delta Air Lines, Inc. | 2017-2-17 | Посмотреть PDF |
Эйр Индия | 2017-2-13 | Посмотреть PDF |
Американ Эйрлайнз, Инк. | 2016-12-10 | Посмотреть PDF |
Philippine Airlines, Inc. | 2016-10-6 | Посмотреть PDF |
United Airlines, Inc. | 2016-1-2 | Посмотреть PDF |
Spirit Airlines, Inc. | 2015-8-16 | Посмотреть PDF |
Southwest Airlines Co. | 10.01.2015 | Посмотреть PDF |
China Eastern Airlines Co. Ltd. | 2014-11-14 | Посмотреть PDF |
Румяна Air Canada | 23.10.2014 | Посмотреть PDF |
Эйр Европа | 2014-5-5 | Посмотреть PDF |
ПЛК British Airways | 2014-4-8 | Посмотреть PDF |
Qantas Airways Limited | 11.01.2014 | Посмотреть PDF |
VRG Linhas Aereas S.A. d/b/a GOL Linhas Aereas Inteligentes | 23.11.2013 | Посмотреть PDF |
Аляска Эйрлайнз, Инк. | 17.11.2013 | Посмотреть PDF |
United Airlines, Inc. | 13.10.2013 | Посмотреть PDF |
Авианка | 2013-8-9 | Посмотреть PDF |
American Eagle Airlines, Inc. | 2013-7-18 | Посмотреть PDF |
Эйр Чайна Лимитед | 2013-5-3 | Посмотреть PDF |
Карибские авиалинии Лимитед | 2013-3-15 | Посмотреть PDF |
United Air Lines, Inc. | 2013-2-9 | Посмотреть PDF |
Вирджин Америка Инк. | 20.12.2012 | Посмотреть PDF |
Копа Эйрлайнз, Инк. | 18.12.2012 | Посмотреть PDF |
Пакистанская корпорация международных авиалиний | 21.09.2012 | Посмотреть PDF |
Корпорация JetBlue Airways | 2012-8-25 | Посмотреть PDF |
Эйр Индия | 2012-5-4 | Посмотреть PDF |
Американ Игл Эйрлайнз, Инк. | 13.11.2011 | Посмотреть PDF |
Frontier Airlines, Inc. | 2011-6-10 | Посмотреть PDF |
AirTran Airways, Inc. | 2011-4-2 | Посмотреть PDF |
Southwest Airlines Co. | 2011-3-20 | Посмотреть PDF |
United Air Lines, Inc. | 2010-9-22 | Посмотреть PDF |
Пиннакл Эйрлайнз, Инк. | 2010-9-11 | Посмотреть PDF |
ExpressJet Airlines, Inc. | 18.11.2009 | Посмотреть PDF |
Континентальные авиалинии, Инк. | 17.11.2009 | Посмотреть PDF |
Месаба Эйрлайнз | 16.11.2009 | Посмотреть PDF |
ЮС Эйруэйз, Инк. | 2008-4-4 | Посмотреть PDF |
Delta Air Lines, Inc. | 2007-11-6 | Посмотреть PDF |
Гавайские авиалинии, Инк. | 2007-10-5 | Посмотреть PDF |
Корпорация JetBlue Airways | 2007-10-4 | Посмотреть PDF |
Публикации
Имя | Документ |
---|---|
Анализ влияния задержки на асфальте Правило | Посмотреть PDF |
Как справиться с задержкой рейса | Посмотреть PDF |
Последнее обновление: среда, 23 ноября 2022 г.
Информационная панель обслуживания клиентов авиакомпании | Министерство транспорта США
Министерство транспорта США создало информационную панель, чтобы пассажиры могли легко получить доступ к информации об услугах, предоставляемых авиакомпаниями США, чтобы смягчить неудобства для пассажиров, когда причина отмены или задержки была вызвана обстоятельствами, не зависящими от авиакомпании. контроль. Зеленая галочка на приборной панели означает, что авиакомпания взяла на себя обязательство предоставлять эту услугу или удобства своим клиентам. Красный «x» означает, что авиакомпания не взяла на себя это обязательство. Однако авиакомпании с красным крестиком могут предоставлять эти услуги и удобства в некоторых случаях по своему усмотрению.
Поиск Перевозчик -Select-AlaskaAllegiantAmericanDeltaFrontierHawaiianJetBlueSouthwestSpiritUnitedПеребронирование пассажира той же авиакомпанией без дополнительной платы |
Перебронирование на авиакомпанию-партнер или другую авиакомпанию, с которой у нее есть соглашение, без дополнительной оплаты |
Питание или питание наличными/ваучер, если отмена приводит к тому, что пассажир ожидает нового рейса 3 часа или более |
Бесплатное проживание в гостинице для любого пассажира, пострадавшего от отмены бронирования на ночь |
Бесплатный наземный транспорт до отеля и обратно для любого пассажира, пострадавшего от отмены бронирования в ночное время |
Перебронирование пассажира той же авиакомпанией без дополнительных затрат в случае значительных задержек |
Перебронирование на авиакомпанию-партнер или другую авиакомпанию, с которой у нее есть соглашение, без дополнительной платы в случае значительных задержек |
Питание или питание наличными/ваучер, если задержка рейса приводит к тому, что пассажир ожидает 3 часа и более |
Бесплатное проживание в гостинице для любого пассажира, задержавшегося на ночь |
Бесплатный наземный транспорт до отеля и обратно для любого пассажира, задержавшегося на ночь |
Щелкните эту ссылку, чтобы просмотреть альтернативную текстовую версию панели управления.
На эти десять крупных авиакомпаний США и их региональных операционных партнеров, которые выполняют для них рейсы, но не продают билеты, приходится примерно 96 процентов внутренних регулярных пассажирских авиаперевозок.
Используйте приведенную выше информационную панель, чтобы узнать об удобствах, которые американская авиакомпания, которой вы летите, пообещала предоставить в случае контролируемой отмены или задержки рейса. Вы также можете использовать информационную панель, чтобы сравнить удобства, которые авиакомпании обязуются предоставить в случае контролируемой отмены или задержки рейса, при принятии решения, какой авиакомпанией лететь.
Контролируемая отмена или задержка рейса, по существу, представляет собой задержку или отмену по вине авиакомпании. Примеры включают: проблемы с техническим обслуживанием или экипажем; уборка салона; погрузка багажа; и заправка.
Авиакомпании обязаны выполнять обещания, которые они дают в своем плане обслуживания клиентов, включая обязательства заботиться о клиентах в случае контролируемых задержек или отмен.