Захват самолета в 1976 году: 1976 год — спецназ Израиля провел операцию «Энтеббе» — EADaily, 4 июля 2017 — Новости политики, Новости Ближнего Востока

1976 год — спецназ Израиля провел операцию «Энтеббе» — EADaily, 4 июля 2017 — Новости политики, Новости Ближнего Востока

4 июля 1976 года в рамках операции «Энтеббе» (другие названия — «Шаровая молния» и «рейс 139») — особые подразделения Армии обороны Израиля совершили рейд в Уганду для освобождения пассажиров самолёта компании «Эр Франс», захваченного террористами. Позднее операция получила неофициальное название «Йонатан» в честь погибшего командира группы Йони Нетаньяху.

28 июня 1976 года самолет авиакомпании «Эр Франс», захваченный в Афинах немецкими и палестинскими террористами, совершил посадку в международном аэропорту Уганды Энтеббе. Поддержку террористам оказал режим Ливии, где угнанный самолет совершил дозаправку, и диктатор Уганды Иди Амин, который предоставил в их распоряжение аэропорт, обеспечил охрану и политическое прикрытие.

Из 248 пассажиров аэробуса отделили граждан Израиля и людей с еврейскими именами, остальным позволили улететь. Экипаж самолета добровольно остался с заложниками. Всего в плену у террористов оказалось 106 человек. 29 июня террористы выдвинули требования — освобождение 53, отбывавших сроки в тюрьмах разных стран, заключенных и выплата 5 миллионов долларов. Срок ультиматума заканчивался 1 июля, после чего заложникам грозила смерть.

Для освобождения заложников правительство Израиля сразу же задействовало все возможные дипломатические рычаги, и одновременно был отдан приказ о проработке силового варианта. Вскоре выяснилось, что любые переговоры бесполезны, единственное, чего удалось достичь, это продление срока ультиматума до 4 июля, но именно эта отсрочка как раз и дала возможность подготовить и провести операцию.

3 июля в 14−00 с базы израильских ВВС «Офира» в сторону Энтеббе вылетел первый самолет. Всего в воздух поднялись четыре транспортника «Геркулес 130» и два «Боинга 707». В первом «Боинге» находился штаб, во втором — полевой госпиталь. В «Геркулесах» летела техника и 100 бойцов спецназа различных подразделений.

Первый «Геркулес» приземлился в аэропорту Энтеббе в 23. 01. С земли ему не препятствовали — израильтяне объявили, что согласились на условия ультиматума и этот транспорт доставляет освобожденных из тюрем террористов. Из заранее открытого люка съехали на взлетное поле и помчались к терминалу мерседес и два джипа с группой захвата, под руководством подполковника Нетаньяху. Перед зданием аэропорта пришлось открыть огонь по охране, и поскольку группа себя обнаружила, сразу начался штурм. Через 15 секунд заложники были освобождены, а еще через полторы минуты все террористы уничтожены. В ходе боя, огнем с охранной вышки был смертельно ранен командир группы Йони Нетаньяху — родной брат нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Сразу за первым, приземлились еще два «Геркулеса», и чуть позже третий. Находившиеся в них десантники провели зачистку аэродрома, захватили радиостанцию, диспетчерский пункт, взорвали 11 истребителей и радарные установки, исключив тем самым возможность преследования. 4 июля, после дозаправки в Найроби, самолеты с освобожденными заложниками приземлились в Израиле. Операция «Шаровая молния» была завершена.

Из 106 заложников были спасены 102, из всей группы осуществлявшей операцию погиб только один человек — Йони Нетаньяху. В память о погибшем подполковнике спецназа, правительство Израиля приняло решение назвать операцию «Йонатан». Эта операция и сегодня остается уникальной. В 1979 году, освобождая заложников из американского посольства в Тегеране, подобный рейд попытались провести Соединенные Штаты, но полностью его провалили.

Операция «Энтеббе» — как это было

Экипаж самолёта «Геркулес С-130» после выполнения задания

Источник: Семён Бельман. Страница автора в ФБ

Эти события произошли в такие же летние дни 44 года назад. В тот год Государству Израиль исполнилось только 28 лет.

Операция «Энтеббе»

В то воскресное утро 27 июня 1976 года самолёт французской авиакомпании «Эр Франс» рейс №139 вылетел из израильского аэропорта «Бен Гурион» по маршруту Тель-Авив – Афины – Париж. В Афинах на борт самолёта поднялись две молодые пары: одна с немецкими, а другая с арабскими паспортами. Вскоре после вылета из Афин рейс 139 «замолчал». У греческих авиадиспетчеров потеря связи поначалу не вызвала особой тревоги. Однако внезапное исчезновение самолёта было зарегистрированно специальной разведывательной службой Израиля. «Рейс 139 с большим числом израильтян на борту либо потерпел катастрофу, либо захвачен террористами», – гласило первое донесение разведки кабинета министров Израиля. Однако через некоторое время самолёт «нашёлся». Он приземлился в аэропорту ливийского города Бенгази для дозаправки. Сомнения рассеялись: террористы…
В три часа ночи 28 июня стало известно, что рейс №139 с 245 пассажирами (среди которых было 83 израильтянина) и 12 членами экипажа на борту находится в аэропорту Энтеббе в 20 км. от столицы Уганды Кампалы.

Президент Уганды Иди Амин был известен как ярый поклонник Гитлера, которого он восхвалял за убийство 6 миллионов евреев. Этот бывший сержант английской армии, не прочитавший в жизни ни одной книги, публично заявлял, что хочет увековечить память Гитлера, поставив ему памятник и издав так называемые «Протоколы сионских мудрецов». Амин происходил из небольшого африканского племени на севере Уганды. Его мать была христианкой и знала Библию. Она призывала сына любить еврейский народ. Сам Амин в молодости не был религиозным, но потом неожиданно принял ислам.
В ту же ночь перед израильским правительством открылась ужасающая правда.
Освобождённая ещё в Бенгази беременная заложница – подданная Великобритании – сообщила Скотланд Ярду о «селекции», в результате которой все пассажиры-евреи были отделены от остальных заложников.
Террористов возглавляли немец и немка, чьё поведение напомнило одному из заложников, бывшему узнику лагеря уничтожения, о временах нацизма. Они действовали по заданию Национального фронта освобождения Палестины (НФОП), который возглавлял известный террорист, 46-летний доктор Вади Хадад. Именно Хададу принадлежала идея перенести террористическую войну с Израилем за его пределы, и именно он и разработал данную операцию под названием «Уганда». Заложникам объявили, что они похищены во имя «арабской и мировой революции». Немка добавила, что вместо названия «Эр Франс» они должны теперь употреблять слово «Арафат». Наконец, во вторник угандийское радио после истерических нападок на Израиль и Францию объявило назначенную цену освобождения заложников. Угонщики требовали, чтобы 53 осуждённых террориста, 40 из которых содержались в израильских тюрьмах, 6 – в Западной Германии, 5 – в Кении и по одному в Швейцарии и Франции, были доставлены к ним.
Изощрённые безжалостные убийцы, террористы научились запугивать демократические общества. В Париже и Иерусалиме хорошо помнили, как за три года до этого, в июле 1973 года, люди Хадада захватили японский самолёт и потребовали 15 миллионов долларов. В результате самолёт был уничтожен террористами на взлётной полосе аэропорта Бенгази…
Несмотря на нападки Уганды и НФОП на «французский военный империализм», террористы освободили сначала 57, а затем ещё 101 заложника с французскими паспортами. Теперь в руках террористов остались только заложники-евреи да ещё французский экипаж самолёта, командир которого Мишель Бако со своей командой отказались уехать и оставить своих пассажиров. Теперь все заложники были евреями, и ни одно правительство в мире не желало спасти их путём военного вмешательства.
В то же время израильская разведка подключила к своей работе друзей Израиля в разных частях света. Множество людей поставляли Израилю нужные сведения, часто даже не догадываясь об этом.
Сначала правительство Израиля разрабатывало т.н. «план «А»». Целью этого плана было вести переговоры и убедить Иди Амина содействовать освобождению заложников. А если переговоры и не увенчаются успехом, то будет выиграно время для подготовки военной операции (план «Б»). Многие в мире думали, что президент Уганды Амин и в самом деле является посредником между Израилем и террористами. Израильтяне в телефонном режиме вели интенсивные переговоры с Иди Амином через бывшего главу израильской военной миссии в Уганде полковника Баруха Бар-Лева, который был близко знаком с чёрным диктатором. Амин сам несколько раз приезжал в Энтеббе и говорил с заложниками. Он пожимал руки, говорил «Шалом», «Добро пожаловать в Уганду!». .. Но освобождённые заложники рассказали французской разведке совершенно иное. Из Парижа в Иерусалим пришло сообщение: «Уганда действует заодно с главой террористов доктором Хададом». Затем стало известно, что к террористам присоединилось ещё около десяти вооружённых палестинцев. Министерство иностранных дел Израиля обратилось к главам государств на разных континентах с просьбой убедить Амина прекратить сотрудничество с террористами. В то же время на правительство всё возрастающее давление оказывали семьи заложников. Они требовали переговоров с террористами, особенно после того, как узнали, что те пригрозили убить пассажиров и взорвать самолёт, если в четверг к 14.00 Израиль не даст согласия освободить заключённых террористов.
Многие в стране полагали, что Израиль всё же обменяет заложников на террористов, но министр обороны Шимон Перес считал, что если Израиль хоть раз уступит шантажу, то этому уже не будет конца. Поэтому генеральный штаб с самого начала конфликта сосредоточился на подготовке военной операции (план «Б»). Ударные воздушные и специальные силы Армии обороны Израиля были всегда готовы к выполнению молниеносных операций. Постоянные угрозы существованию Израиля, исходящие от соседних враждебных арабских стран, сделали необходимым разработку таких планов и подготовку спецподразделений. Однако данная операция выходила за рамки возможного, ведь аэропорт Энтеббе находился в Центральной Африке, на расстоянии более 4 000 км. от границ Израиля, и израильским самолётам предстояло преодолеть это огромное расстояние, пролетев через воздушное пространство не дружественных Израилю стран и вдоль авиалиний враждебных государств. Однако лётчики доложили, что приземлиться ночью на затемнённом вражеском аэродроме, окружённом вражескими войсками, не составляет никаких проблем. Проблема была в другом: гигантские самолёты «Геркулес С-130» могут, в крайнем случае, долететь до Уганды на своём горючем, но они не смогут вернуться в Израиль без дозаправки. Единственной более или менее дружественной страной на пути следования самолётов была Кения. Главным теперь был вопрос, разрешит ли Кения заправку израильских самолётов в аэропорту Найроби…
В пустыне Негев, наиболее засушливой части Израиля, где, как сообщает Библия, наш праотец Авраам когда-то водил свои стада, в подземных ангарах готовились лётчики. А наверху, на авиабазе, строители построили точный макет здания аэропорта в Энтеббе, где и «репетировали» коммандос, отобранные из элитной бригады «Голани», бойцы антитеррористических подразделений и парашютисты 35-й десантной бригады. Ход тренировок показал, что заложников можно освободить в течение 75 секунд, после того как террористы будут выбиты из здания.
Пятница, 2 июля. В очередной раз появляется Амин. Он сообщает заложникам, что Израиль не принял требования террористов и что их положение очень серьёзно, потому что здание обложено взрывчаткой и будет взорвано, если требования «палестинских борцов» не будут приняты. На основании анализа поведения Амина и террористов психологи и разведчики пришли к заключению, что Амин согласится начать показательные казни заложников, чтобы оказать давление на Израиль. В субботу источник из Уганды сообщил, что убийство первых заложников назначено на следующее утро.
Время «Ч» наступило. Терять нельзя было ни минуты. Самолёты – участники невиданной в истории военной операции – поднялись в воздух за 15 минут до того, как кабинет министров Израиля дал на это «добро».
Отряд десантников в составе почти 300 человек летел на трёх «Геркулесах». Четвёртый «Геркулес» загрузили цистернами с горючим, с расчётом на то, чтобы уже в Энтеббе перекачать горючее в остальные машины, поскольку военные «Геркулесы» не могли приземлиться в Найроби. 23 врача и 10 санитаров летели в «Боинге-707», превращённом в госпиталь. Во втором «Боинге», также выкрашенном как обычный гражданский коммерческий самолёт, летел командующий ВВС Бенни Пелед. Огромные транспортные самолёты в сопровождении истребителей неслись к цели. Неслись безо всякой видимости, без радиоконтактов, в полном молчании… 70-тонные «Геркулесы», высотой почти с трёхэтажный дом и размахом крыльев в 120 метров, через 7 часов после вылета из Израиля один за другим приземлялись на неосвещённый (была глубокая ночь) аэродром Энтеббе и почти бесшумно катились к зданию аэровокзала.
Командовал операцией приземлившийся в первом самолёте бригадный генерал Дан Шомрон. Возглавило атаку подразделение специальных стрелков подполковника Ионатана Нетанияху. Из пистолетов, снабжённых глушителями, была в считанные секунды уничтожена внешняя охрана, состоявшая из угандийских солдат. К зданию аэровокзала, в котором содержались заложники, десантники бежали стремительно и бесшумно, их ботинки были оснащены специальными каучуковыми подошвами. Увидев так неожиданно израильских десантников, немец, командир террористов, остолбенел. Не успев даже поднять свой «калашников», он с выражением недоумения на лице упал замертво. Действительно, никому в мире не могло придти в голову, что израильтяне смогут добраться за тысячи километров в самое отдалённое место в Центральной Африке. А тем временем командующий ВВС Бенни Пелед кружил в своём летающем штабе на «Боинге -707» над озером Виктория и над Энтеббе, не вмешиваясь в действия лётчиков. Ворвавшиеся в холл аэровокзала десантники кричали на иврите «Ложитесь! Вниз! На пол!»… Перестрелка в холле продолжалась 1 минуту и 45 секунд. Подполковник Нетанияху со своими бойцами ринулся на второй этаж, преследуя оставшихся террористов.

 

Йонатан Нетаньяху

Всё шло по плану. Второй «Геркулес» уже принимал на борт заложников, а израильские полугусеничные вездеходы и джипы с безоткатными орудиями ринулись к главным воротам аэропорта, ожидая, что со стороны Кампалы появиться танковая колонна. Но вместо танков израильтяне, к счастью, увидели только угандийских солдат на грузовиках, которые были уничтожены, даже не успев понять, что произошло. А с другой стороны аэропорта в его военной части уже взрывались угандийские «МИГи». Операция подходила к завершению. Пилоты первого самолёта приготовились к взлёту в чрезвычайных условиях «стояния на тормозах»: моторы работали на полную мощность, затем резко отпустили тормоза и самолёт двинулся вперёд. Огромные турбины ревели, унося освобождённых людей в небо. Общая длина пробега, как было подсчитано потом, составила 183 метра, а угол атаки «Геркулеса» равнялся 45 градусам, что почти невероятно.
Утром 4 июля 1976 года весь мир облетела весть: «Заложники освобождены и доставлены в Израиль!» Народному ликованию не было предела, но, к сожалению, к радости примешивалась и скорбь. Несколько заложников погибли в перестрелке. Погиб и подполковник Ионатан Нетаньяху…

Министр обороны Шимон Перес и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин встречают освобождённых в Энтеббе израильтян

В нашей статье уместно будет сказать несколько слов о младшем брате Ионатана, Биньямине. Капитан спецназа, он участвовал в нескольких сверхсекретных боевых операциях на территории вражеских стран, был дважды ранен, в том числе в ходе операции по освобождению захваченного палестинскими террористами самолёта авиакомпании «Сабена» 9 мая 1972 года. Сегодня Биньямин Нетаньяху – Глава правительства Государства Израиль.

А закончить статью мне хочется словами президента Израиля Шимона Переса (тогда, в 1976 г., – министра обороны), произнесёнными им на могиле Ионатана Нетанияху:
«Операция «Энтеббе» была единственной в своём роде во всей военной истории. Она доказала, что Израиль в состоянии защитить не только свои границы, но и своих сыновей. Перед лицом террора, нашедшего союзников в лице президента Уганды, на расстоянии более чем четырёх тысяч километров от дома, в течение нескольких коротких часов была защищена честь еврейского народа и, в сущности, честь всех свободных людей во всём мире».

nike

Рейд Энтеббе | Резюме и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Фильм об угоне самолета 1976 года освещает израильско-палестинский конфликт: режиссер

Мишель Мартин, Ханна Рантала

Прочитано за 4 минуты

(Эта история была переработана, чтобы пояснить в параграфе 4, что все пассажиры-евреи, а не только граждане Израиля, были разделены угонщиками. )

ФОТОГРАФИЯ: Встреча израильской семьи в аэропорту Бен-Гурион после израильского налета на угнанный самолет Air France, который направлялся в Энтеббе, Уганда. Израильские спецназовцы в ходе дерзкой операции освободили 100 заложников, удерживаемых палестинскими угонщиками самолетов. В ходе операции погиб один израильтянин — Йонатан «Йони» Нетаньяху, брат Биньямина Нетаньяху, который занялся политикой и стал премьер-министром в 1996. REUTERS/File Photo

БЕРЛИН (Рейтер) — Фильм, изображающий захват авиалайнера в 1976 году в Энтеббе, Уганда, и эффектное спасение пассажиров израильскими коммандос, проливает свет на постоянные препятствия на пути переговоров между Израилем и палестинцами, его сказал директор.

«7 дней в Энтеббе», премьера которого состоялась в понедельник на Берлинском кинофестивале, посвящена заложникам и их угонщикам — двум боевикам из Народного фронта освобождения Палестины и двум из союзной западногерманской ультралевой группировки.

Самолет следовал из Тель-Авива в Париж 27 июня 1976 года, когда после остановки в Афинах, где на борт проскользнули четыре угонщика, он был конфискован и направлен в Энтеббе.

Там к четырем угонщикам присоединились еще несколько человек.

Разделив пассажиров-евреев, как граждан Израиля, так и не израильтян, после удаления из самолета всех пассажиров и экипажа, угонщики в течение нескольких дней освободили 148 неевреев и удерживали около 100 еврейских пассажиров и членов экипажа, угрожая убить их, если их требования не будут выполнены.

В фильме, пока напуганные заложники ждут своей участи в грязном, заброшенном здании терминала аэропорта, израильские политики спорят, стоит ли вести переговоры с угонщиками самолетов, которые хотят освободить десятки заключенных в тюрьму палестинских партизан и других боевиков, но в конечном итоге принимают решение о спасательной операции. .

После секретного перелета в Уганду на расстояние 4000 км элитные израильские военные коммандос штурмовали здание терминала под покровом темноты 4 июля, спасая всех заложников, кроме четырех, которые были убиты, и убивая всех угонщиков. .

Единственной погибшим среди коммандос стал их командир Йонатан Нетаньяху, старший брат нынешнего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, ставший национальным героем.

Режиссер Хосе Падилья сказал, что израильским или палестинским политикам трудно вести переговоры, потому что те, кто это делает, теряют политическое влияние среди своих соотечественников. Он хотел продемонстрировать это в своем фильме.

«ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ КОНФЛИКТ»

«В этом повторяющемся конфликте политикам очень легко представить себя так: «Я буду защищать вас от врага», и, как только вы представите отношения как такие отношения — два врага — становится трудно вести переговоры», — сказал он на послематчевой пресс-конференции. «Это верно и сегодня».

Израильско-палестинские мирные переговоры были заморожены в течение многих лет из-за израильских поселений на оккупированной территории, которые палестинцы ищут для создания государства, границ, беженцев и спорного статуса Иерусалима.

Розамунд Пайк, сыгравшая одну из активисток западногерманских революционных ячеек, сказала, что у всех персонажей есть причина, и фильм представляет взгляды как угонщиков, так и израильского правительства, но оставляет зрителям право судить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *