Замки беларусь ревставрация: Начало реконструкции белорусских замков

Как вернуть белорусские замки местному населению?

Анастасия Лукьянова, TUT.BY

Летом 2014 года “Летучий университет” провел исследование “Восстановление замков – культурный и социальный проект”. Оно включало пять экспедиций по замкам Беларуси. Участники проекта пытались определить, каким образом замки и руины замков могут стать неотъемлемой частью социальной жизни местного населения. В выходные прошла презентация историка, культурного антрополога, преподавателя ЕГУ Степана Стурейко “Восстановление замков в Беларуси: ничье и реставраторы”. Полный текст результатов исследования должен появиться в открытом доступе в середине декабря.

Презентация прошла в рамках городского фестиваля урбанистики, который завершился в выходные. Ее целью было не просто оценить масштабы разрушений объектов и вклад реставраторов. Экспедиторы также общались с местными жителями, как лектор называл их, небезразличным меньшинством. 
 
Он выделил четыре группы причастных к данным объектам: местные жители, которые ежедневно связаны с замком, реставраторы и историки, местные активисты и органы управления.

К категории небезразличных относятся активисты, краеведы, журналисты, учителя истории и люди с активной гражданской позицией. Общение с ними помогло выяснить, какую роль наследие может играть в социальной жизни местного населения и как усилить эту роль.
 
Проблема социальной функции наследия относится равно и к усадьбам, городскому и сельскому наследию. Но исследователей интересовали прежде всего объекты в динамике, поэтому они взялись за госпрограмму “Замки Беларуси”, принятую Министерством культуры и рассчитанную на 2012-2018 годы. Этот проект дал толчок реставрационному движению, развитию туризма, описывает ситуацию Стурейко.
 
Экспедиция исследовала ход реставрации и образовавшиеся вокруг замков местные сообщества. Они посетили Лидский замок, Кревский замок, замок в Смолянах, Новогрудке, Гольшанах. 

Быховский замок оказался со всех сторон завешанным баннерами с изображением прежнего вида замка и обещанием превратить его в дворец-музей: “Изнутри это были руины, в которые замок превратился в 2000-е годы.

До середины 2000-х на объекте было деревообрабатывающее предприятие”. Счастливым исключением он назвал лишь Любчанский замок, который постепенно возрождается благодаря активной деятельности одноименного фонда, работе волонтеров и местных жителей.
 
Ключевой проблемой исследования стала форма собственности, поиск ответа на вопрос, чьи эти замки. У белорусских замков формальный собственник – органы и институции за пределами населенных пунктов, где находятся сами замки. Получается ситуация, при которой непосредственно ответственный за замок и объект охраны находятся в разных местах. “Это приводит к тому, что субботники организуются принудительно, в них участвуют не местные жители, а люди со всего района. Местные жители в такие процессы не включены”, – отмечает лектор.
 
По мнению лектора, местные жители могут “присвоить” объект, включив его в повседневную жизнь: отдыхать там, пасти лошадей, гулять с детьми или парами, продавать сувениры. Но основная проблема социализации белорусских замков в том, что чаще всего они пустынны. Основная категория людей, которая соприкасается с наследием, это туристы.
 

Дворец Сапегов в поселке Ружаны Пружанского района. Фото Владимира Богданова, 2005 год

Два состояния белорусских замков: руины или музеи

Замки Беларуси делятся на две категории: либо руины, либо музеи. Традиционные руины заброшены больше жизни одного поколения (Кревский замок, Новогрудский замок). О них уже сложился образ как о руинах, и они растворяются в сознании жителей. Люди ежедневно проходят мимо Кревского замка и даже не знают, что это за объект, не связывают свое будущее или настоящее с ним. Восторгаются наследием исключительно приезжие. “Худший результат исследования показали Смоляны и Крево. Там не удалось идентифицировать вообще никаких сообществ, связанных с замками. Объекты не принадлежат местным органам власти и полностью растворены и отданы на откуп стихии. Активность людей из крупных городов, которые приезжают туда, только отстраняют объекты от местных жителей”, – считает преподаватель.

Новогрудский замок. Фото Андрея Дыбовского, май 2007

Музеефикация (включение объекта в дискурс наследия) таит в себе опасность сакрализации, считает лектор: “Как только мы сакрализируем объект, мы исключаем другие сценарии его использования, кроме как восторженного любования им. Это произошло в Лиде и Мире. Территория закрывается и становится недоступной для местных жителей и их спонтанного использования наследия”. Опасность такой музеефикации, считает историк, сейчас грозит замкам в Любче и Ружанах.

Лидский замок Гедимина. Фото Сергея Бабавева, осень 2001 года

Программа “Замки Беларуси” – это механизм финансирования строек, считает Стурейко и обращает внимание на ее недостаток: она не занимается разработкой социальной части, чтобы эти объекты были не просто косметически измененными и отчужденными от местного населения руинами.

Мирский замок. Фото Андрея Дыбовского, февраль 2008-го

Замок в Гольшанах. Фото Андрея Дыбовского, январь 2005-го

Тем не менее историк перечислил положительные аспекты музеефикации: актуализацию, консервацию и экспозицию этих объектов. При этом создание музеев не является обязательным следствием этих этапов. “Единственная альтернатива музеям – создание попечительских советов, которые искали бы новые формы актуализации этих объектов. Замки не должны быть музеями, они должны быть культурными центрами. Только тогда они будут живы и не будут исключены из жизни населенного пункта”, – заключил Стурейко.

 
Статус культурного центра особенно актуален для маленьких городов. В больших городах (Новогрудок, Лида, Гродно) больше людей, заинтересованных в сохранении наследия, но их количество растворяется относительно общего количества населения. В итоге замки в больших городах играют периферийную роль. В маленьких городах (Гольшаны, Смоляны, Крево, Любча) практически нет культурных центров, и замки “могут стать паровозом, который вытягивает культурную жизнь”.

Замок в Гольшанах. Фото Андрея Дыбовского, январь 2005-го

Стурейко не считает, что стоит следовать в этом вопрос европейскому опыту. Хотя положительными примерами подобной социализации реставрации является Тракай и маленькие усадьбы в Литве и Польше. Историк предложил самостоятельно определить, что нужно именно белорусам и как сделать замки неотъемлемой частью их жизни. Однако он отметил, что теория охраны наследия в Западной Европе сейчас претерпевает серьезный сдвиг от запретительных мер к управлению развития. Современная охрана не пытается запретить трансформацию объекта, но пытается управлять строительными, социальными изменениями вокруг объекта. Европейские фонды выделяют средства на консервацию и реставрацию объектов. Основным условием выделения средств из европейских фондов на консервацию и реставрацию объектов является интеграция с местными сообществами, приспособление под текущие нужды. 

Реставрация быховского замка — скоро ли? | Новости

Главная Новости

26 07/2017

Быхов в минувшую субботу посетили депутат Палаты представителей Национального собрания, доктор исторических наук Игорь Марзалюк и заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин.

Несколько лет назад в связи с подготовкой проекта государственной программы «Культура Беларуси 2016-2020» госпрограмма «Замки Беларуси» была отменена. Тогда бывшая резиденция Хадкевичей и Сапег осталась без финансирования.

Пустующий замок законсервировали, а окна замуровали. И вот сейчас появилась надежда, что уже в 2018 году в рамках Государственной инвестиционной программы памятник архитектуры обретет вторую жизнь. Для реализации необходимо в течение нескольких месяцев подготовить проектно-сметную документацию. В первую очередь реконструкция коснется стен, кровли, фундамента.

Игорь Марзалюк отметил, что в Восточной Беларуси быховский замок — это жемчужина XVII века, выдающийся памятник архитектуры, созданный в стиле голландских замков.  В 2013 году накануне 20-летия Дня письменности, здесь проводились археологические раскопки. Найдено 1700 индивидуальных находок и 7000 массовых артефактов. Обнаружили даже уникальную геральдическую плитку, принадлежавшую Яну Сапеге.

Все артефакты скоро можно будет посмотреть в районном историко-краеведческом музее.

По словам вице-премьера Анатолия Калинина, государство в непростых экономических условиях по возможности пытается сохранить старинные памятники архитектуры. Ведь нашей стране есть чем гордиться.

Вместе с председателем райисполкома Сергеем Игнатенко гости посмотрели и старинную синагогу, которая тоже нуждается в реставрации. Еще недавно из культового сооружения стиля барокко планировали сделать музей еврейской культуры.

В 2013 году Чрезный Посол Израиля в Беларуси Иосиф Шагал осмотрел уникальный памятник архитектуры вместе с заместителем председателя совета ЕНФ России Романом Спектором. Тогда говорили, что полная реставрация может стоить примерно 700 тыс долларов США. Планировали организовать сбор средств. Но благое дело, по сути так и не сдвинулось с мертвой точки. 

Анатолий Калинин подчеркнул, что сейчас главная задача — найти спонсора, хотя бы в том же Израиле. Также он выразил уверенность: есть такие бизнесмены, которым не безразлична история еврейского народа на белорусской земле. Этот вопрос можно рассмотреть и на уровне правительства обоих государств.

Полный материал на сайте «Маяк Прыдняпроўя»

Все новости

Контакты

(8-0222) 72-93-43

[email protected]

[email protected]


Помощники депутата

Лебедев Андрей Михайлович  

+375 (29) 648-86-60

Время работы помощника: 8:00 — 17:00

Публикации в СМИ

Обстановка в мире

Игорь Марзалюк:  –  Общественно-политическая передача, которую мы будем вести, будет направлена на консолидацию белорусов, белорусского общества над какими-то социально-политическими различиями. 

О реставрации исторических объектов

«СБ. Беларусь Сегодня».  По словам  председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игоря Марзалюка,  в России аттестовывают даже каменщиков.

Все публикации

38 старинных построек отреставрируют или законсервируют к 2018 году

В 2012 году впервые на государственном уровне принята государственная программа «Замки Беларуси», направленная на восстановление знаковых цитаделей, защищавших Беларусь от врагов в средние века, и которые лежат в основе нашей культуры. Своей архитектурной красотой они привлекают туристов со всего мира.

Конечно, подобные крепости и дворцы в соседних странах, например, в Литве, также привлекают большое количество посетителей. Построенные примерно в то же время, что и наши замки, во времена Великого княжества Литовского, они находятся в центре внимания реконструкции.

Государственная программа «Замки Беларуси», принятая в 2012 году, направлена ​​на создание благоприятных условий для сохранения, восстановления и использования объектов историко-культурного наследия с целью развития внутреннего и въездного туризма.

Несвижский и Мирский замки уже полностью отреставрированы, внимание привлекают еще несколько замков.

Новогрудок: бетонные сваи укрепляют старые стены

Работы по Новогрудскому замку начаты в 19 в.20-х годов, когда поляки консервируют руины костельной и щитовской башен.

Продолжается реконструкция Новогрудского замка

Во второй половине ХХ века ленинградские археологи во главе с Фридой Гуревич взялись за работу по перемещению артефактов в Петербург. В 1990-х Костельная башня подверглась незначительной реставрации, работы были прекращены досрочно. С 2008 по 2009 год исследования под Новогрудком показали, что большой подземный резервуар размывал стены замка, подрывая фундаменты двух его башен, так что они могут рухнуть в любой момент. В 2012 году Новогрудский замок снова привлек внимание: в фундаменте Костельной башни было забито 105 свай на 11 метров; и монолитная цементная подушка, помещенная между ними. Часть башни также была отреставрирована и работы продолжаются.

Научный руководитель Сергей Друщиц отмечает, что перед началом реставрации он и его коллеги рассмотрели, как возрождались подобные здания в Литве и других странах, составив план не только двух башен, но и скрытой под землей разрушенной цитадели, которая быть вырытым и выставленным.

Щитовка Башня, восстановленная в своем первоначальном виде с помощью фотографий, гравюр и рисунков. На верхнем уровне запланирован музей, в котором будут представлены такие предметы, как голландская плитка, ядра и щуки, найденные во время археологических раскопок на этом месте.

Крево: тайна египетских фресок

Кревский замок был построен в 14 веке, что делает его старейшим в Беларуси. В 1385 году на этом месте был подписан договор Кревской унии — между Великим княжеством Литовским и Царством Польским. Замок сильно пострадал во время Первой мировой войны и только в 1920-х годах привлек к себе внимание со стороны польских специалистов, которые укрепили руины бывшей резиденции.

В 2012 году руины Княжеской башни (разрушенной в годы Первой мировой войны) были раскопаны археологом Олегом Дерновичем, который обнаружил внутри фрагменты фресок. Он отмечает: «Можно предположить, что фрески созданы немецкими мастерами, при участии которых были построены первые каменные замки Великого княжества Литовского: в Крево, Лиде и Медниках (Медининкай). До этого времени в княжестве не было традиции строительства каменных замков. Фрески Крево — это настоящие настенные росписи, нанесенные на сухую поверхность, а не на мокрую штукатурку. Необычно то, что они включают краску «египетский синий»: впервые разработанная в Древнем Египте, она путешествовала по цивилизованному миру. Формула была утеряна в Средние века, но была возрождена итальянскими мастерами в эпоху Возрождения. Любопытно, что химики утверждают, что «египетская лазурь» является основным цветом на одной из фресок Крево, датируемой XIV веком: до ее возрождения в Италии эпохи Возрождения». Уже один этот факт является достаточным основанием для реставрации хотя бы части картин.

Кревский замок Фестиваль проходит каждое лето, собирая народных мастеров, которые продают свои работы, и фольклорные коллективы, исполняющие традиционные песни. Жизнь возле старой крепости продолжается.

Крепость в Мядининкай, недалеко от белорусско-литовской границы, считается близнецом Кревского замка, всего в 45 км и 2 км от государственной границы. Восточную башню Мядининкайского замка даже называют Кревской башней. Как и в Крево, Медники пострадали во время Первой мировой войны, когда немцы разобрали часть западной стены.

Это место было законсервировано в 1960-х годах и недавно было отреставрировано, включая башню, благодаря гранту Европейского Союза в размере 3 миллионов евро. Литовские реставраторы поработали профессионально, оставив явную грань между старыми постройками и реставрируемой стеной, в том числе и внутри перестроенной башни: новые стены были оштукатурены, а старые стены остались голыми из кирпича. Олег Дернович поясняет: «В раннеготических постройках стены вообще не штукатурили; штукатурку и роспись наносили только на своды. Нам важно извлечь уроки из нашей реконструкции в Медининкай, чтобы использовать опыт Кревского замка, где белорусские специалисты намерены реконструировать Княжескую башню».

Быхов: три тысячи артефактов из-под земли

В 2013 году Быховский райисполком открыл благотворительный счет, рассчитывая привлечь меценатов и горожан на восстановление замка в райцентре. Построенный в начале XVII века гетманом Великого княжества Литовского Яном Каролем Ходкевичем, он в 1628 году перешел к роду Сапег, которые перестроили резиденцию.

Макет Быховского замка

В 1990-х годов еще стояла столярная мастерская, но сгорела в августе 2004 года. Реставрация началась в 2013 году после археологических исследований под руководством Игоря Марзалюка. Он говорит нам: «Было найдено более 3000 предметов, в том числе голландские плитки 17-го и 18-го веков. На них изображены различные орнаментальные узоры, в том числе гербы бывших владельцев: Ходкевичей и Сапеги. На некоторых представлены изображения оружия того времени: ядра, мушкетной пули, бронзового наконечника ножен меча. Также есть оружейная люлька. Нумизматическая коллекция насчитывает более сотни монет и представляет особый интерес». Реставрация участка должна быть завершена к 2018 году.

Уже отреставрированные замки полностью изменили местные представления и наверняка вызовут восхищение у иностранных путешественников в ближайшие годы. Мы можем представить, как они проходят под Новогрудком или Крево и восклицают: «Что за волшебная страна замков Беларусь!»

Компетентное мнение

Игорь Чернявский, начальник отдела охраны историко-культурного наследия Министерства культуры:

Исторически Беларусь, находясь на перекрестке торговых и военных путей, должна была защищаться. Соответственно, не случайно на нашей территории очень много оборонительных сооружений. Согласно археологическим исследованиям, в средние века у нас было более 120 замков, что дало нам название «Страна замков». Немногое осталось: Мир, Несвиж, Старый замок Гродно, Крево, Новогрудок, Ольшаны, Смоляны и Быховские замки являются наиболее известными. Нам нужно максимально использовать их, помогая создавать «бренд» нашей страны. К сожалению, восстановить каждый замок в первозданном виде невозможно. У нас нет документальной информации, и мы не хотим, чтобы эксперты строили догадки. Мы не можем реставрировать Ольшанский замок, так как не имеем представления о его первоначальной высоте и декоративных особенностях. Тем не менее, мы предусматриваем реставрацию, адаптацию и выставку 38 замков по четырем направлениям.

Отреставрируем, реконструируем и адаптируем семь объектов — среди них Старый замок в Гродно, Лидский и Любчанский замки, Каменецкая башня (уже начато), а также территорию Мирского замка и Несвижского дворцово-паркового комплекса. Консервируем семь объектов с частичной реставрацией — в том числе замки Новогрудок, Крево, Ольшаны, а также остатки замков в Гераненах (Ивьевский район), Смолянах (Оршанский район) и Быхове. Улучшим 19 археологических памятников, где когда-то стояли замки; Среди них Браславский и Заславский замки. Кроме того, мы сохраним пять археологических памятников: городища Туров и Милоград (Речицкий район), Глуск и Рыжковичи (Шкловский район) и Минск.

Виктор Корбут

Реставрация ювелирных изделий | Castle Couture Fine Jewelry

Реставрация ювелирных изделий | Castle Couture Ювелирные украшения | Маналапан, Нью-Джерси Перейти к основному содержанию

ВРЕМЯ ПРОДЛЕННЫХ КАНИКУЛЕЙ НА ДЕКАБРЬ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ

  • Узнайте о специальном финансировании

    {%=o[i].itemTitle%}
    Стиль #: {%#o[i].styleNo%} {% if (o[i].salePrice > 0 && o[i].retail > 0) { %} ${%=o[i].salePrice%} ${%=o[i]. retail%} {% } else if(o[i].retail == 0,00 || o[i].retail == «») { %} Позвоните, чтобы узнать цену {% } еще { %} ${%=o[i].retail%} {% } %}

    {% } %}

    Просмотреть мой список желаний

    {% } еще { %}

    {% } %}

  • {%#o.items[i].itemTitle%}
    Стиль #: {%#o.items[i].sku%} {% if(o.items[i].price == 0,00 || o.items[i].price == «») { %} Позвоните, чтобы узнать цену {% } еще { %} {%=o.items[i].price%} {%} %}

    {% } %}

    Просмотреть мою корзину

    {% } еще { %}

    {% } %}

  • Castle Couture Fine Jewelry с гордостью предлагает следующие ювелирные услуги:

    Для восстановления антиквариата, семейных реликвий и драгоценностей требуется больше, чем обычное ремонтное обслуживание. Старинные украшения, за которыми не ухаживали в течение многих лет, можно вернуть в исходное состояние, но для этого необходимо знать историю изделия. Подобно ремонту ювелирных изделий, большинство реставрационных проектов требуют полировки драгоценных камней, ремонта зубцов и наконечников и возможного изменения размера. Тем не менее, реставрация обращает внимание на детали, характерные для определенного периода, и стремится сохранить первоначальную целостность произведения.


    Для восстановления антиквариата, семейных реликвий и драгоценностей требуется больше, чем обычное ремонтное обслуживание. Старинные украшения, за которыми не ухаживали в течение многих лет, можно вернуть в исходное состояние, но для этого необходимо знать историю изделия. Подобно ремонту ювелирных изделий, большинство реставрационных проектов требуют полировки драгоценных камней, ремонта зубцов и наконечников и возможного изменения размера. Тем не менее, реставрация обращает внимание на детали, характерные для определенного периода, и стремится сохранить первоначальную целостность произведения.


    Назначить встречу для восстановления ювелирных изделий

    Заполните форму ниже, чтобы назначить встречу для этой услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *