Замок в гатчине: Дворец Павла Первого в Гатчине

История Гатчинского дворца



поделиться:

В отличие от многих других дворцов, построенных для царских семей, Гатчинский дворец возведен для графа Григория Орлова. В 1765 году Екатерина II выкупила небольшое поместье в Гатчине у князей Куракиных и подарила его своему фавориту. Здесь, на холме рядом с Серебряным озером, 30 мая 1766 года был заложен дворец.

Гатчинский дворец графа Орлова

Для строительства был приглашен знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди. Поскольку Григорий Орлов предполагал использовать поместье, в первую очередь, для охоты, архитектор возводит строение в виде охотничьего замка. Главное здание было трехэтажным прямоугольным с двумя пятиугольными башенками по сторонам. Две полукруглые галереи соединяли его с прямоугольными корпусами — Кухонным и Конюшенным, позже переименованным в Арсенальный.

Выложенное неброским северным камнем сооружение выглядело достаточно скромно, но, по мнению большинства искусствоведов, Ринальди проявил в своей работе не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты этого материала.

Пудостский камень (разновидность травертина) обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от света и погоды. А его пористая структура (внешне он похож на пемзу) придает строению средневековый вид.

С обеих сторон здания установлены статуи, выполненные венецианскими скульпторами Морлайтером и Маркиори:

  • Со стороны парка — статуя Мира, изображающая женщину с оливковой ветвью и статуя Войны, или Силы, — женщина в шлеме, опирающаяся на колонну, у ее ног — лев
  • Со стороны плаца вход украшают статуя Благоразумия, или Мудрости — это скульптура женщины с двумя лицами, с зеркалом в руке и оленем у ног, а также статуя Бдительности, изображенная с цаплей, самой бдительной птицей.

Григорий Орлов был человеком богатым и поэтому внутреннее убранство Гатчинского дворца было роскошным. Залы украшали скульптуры и живописные полотна, дорогая мебель и оружие.

Гатчинский дворец при Павле I

Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.

Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.

Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком.

Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском).

После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.

Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.

Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.

В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.

Любимый замок последнего рыцаря Европы

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Ермак

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29. 12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Вопреки распространенному мнению, император Павел I вовсе не был первым владельцем Большого дворца в Гатчине. Первоначально дворец строился для фаворита Екатерины II графа Орлова. Но любимцу императрицы недолго довелось пожить в Гатчине, и Екатерина подарила дворец своему сыну.

Замок из Средневековья

Большой Гатчинский дворец уникален в своем роде. Внешне напоминая средневековый замок, он на самом деле должен был воспроизводить итальянскую виллу. Архитектор Антонио Ринальди не учел того, какое впечатление будет создавать английский сад, окружающий здание. Он придавал гатчинской резиденции налет рыцарской романтики. Усилили эффект и каменная облицовка стен, и башни, которые для русского глаза, привыкшего к светлым тонам и пышному убранству барокко, казались мрачными.

Интересно, что дворец также планировали обнести рвом.

Волей-неволей напрашивается сравнение с Михайловским замком в Петербурге, знаменитой крепостью Павла I. Замок на воде уж очень напоминает средневековый: тут вам и ров, и настоящие подъемные мосты. Такое сходство двух резиденций Павла I неслучайно. На одном из планов перестройки Гатчинского дворца, датируемом 1783 годом, изображен проект нового дворца, замыкающего площадь перед главным зданием. Идею в жизнь так и не воплотили, но чертежи послужили основой для создания Михайловского замка.

Дареное не дарят

Строительство дворца началось в 1766 году, но дело шло очень медленно. К 1768 году замок едва был доведен до карниза, в 1770—1772 гг. велись работы по внешней отделке. И лишь в 1781-м замок был готов окончательно: об этом свидетельствует доска, которая до середины XX века висела в центральном корпусе здания.

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781 год. (Pinterest)


Счастливый владелец нового дворца граф Григорий Григорьевич Орлов не поскупился на внутреннее убранство: он покупал мебель, картины и украшения, которые прекрасно демонстрировали состоятельность императорского фаворита. Правда, описи имущества графа не сохранились. Но в 1783 году Орлов скончался, и Екатерина II выкупила собственный подарок у братьев своего бывшего помощника и передарила сыну Павлу. Наследник престола в то время был ограничен в средствах, и реорганизацией Гатчины занялся только после того, как достроил резиденцию в Павловске.

Подземный ход и потайные двери

Взявшись за дело, Павел I изменил все на свой лад. Сам городок стал больше напоминать военное поселение, да и дворец подвергся некоторым изменениям. Структура постройки осталась та же: центральное здание соединяется двумя полукруглыми галереями с прямоугольными каре, кухонным и конюшенным. Каре несли на себе вспомогательную функцию — в них располагались хозяйственные помещения (конюшенное позже переименовали в арсенальное). Парадные залы расположили в центральной части дворца.

Отличительная особенность Гатчинского дворца — секретный подземный ход, дополненный множеством потайных дверей, коридоров и комнат, благодаря которым можно было незаметно покинуть замок или просто быстро переместиться из одной части дворца в другую. При Павле вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, который обнесли бастионной стенкой. Внутренние интерьеры дворца приспособили к нуждам придворного церемониала.

Подземный ход Гатчинского дворца. (Pinterest)


Павел I, которому в 1851 году установили памятник перед дворцом, использовал гатчинскую резиденцию для своей излюбленной «игры в солдатики»: до восшествия на престол у наследника был небольшой отряд, который он и тренировал здесь по прусскому образцу. После смерти Павла I в 1801 году Большой дворец в Гатчине больше не переходил в частные руки, а передавался по наследству членам императорской семьи.

Наибольшую роль в политической жизни страны Гатчина играла при Александре III. Император не жаловал Петербург, и большую часть года проводил в загородной резиденции, лишь изредка возвращаясь в столицу. Кстати, именно поэтому первая междугородняя телефонная линия в стране была в 1882 году проведена от Гатчины до Петербурга.

Откуда сбежал Керенский?

Необычная судьба ждала Большой дворец в Гатчине в XX веке. В дни Октябрьской революции здесь столкнулись казачьи части и красногвардейские отряды. 27 октября 1917 года во дворец прибыл сам Керенский. Вскоре перед замком провели митинг, после чего революционные войска заняли дворец, а Керенский сбежал. По одной из версий, именно из Гатчины, а не из Зимнего дворца бывший председатель Временного правительства сбежал в женском платье. Об этом свидетельствуют строчки из его мемуаров: «Я ушел из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование».

Так сейчас выглядит Гатчинский дворец. (Pinterest)


В 1918-м в Большом дворце был открыт музей. К 1926 году значительную часть мебели и украшений вывезли из дворца для последующей продажи. Во время Великой Отечественной войны также удалось спасти только небольшую часть интерьеров: многое просто не успели эвакуировать. Так что сейчас представленные в музее интерьеры почти полностью неоригинальны. После войны воссоздавать дворец не планировали: слишком дорого обходилось восстановление. Но реставрация замка все-таки началась и продолжается до сих пор.

Приоратский дворец

В Гатчине расположен еще один знаменитый замок Павла I — так называемый Приоратский дворец. Построен он был в 1799 году по приказу самого императора. В России подобных дворцов больше нет: стены созданы по особой технологии землебита, который представляет собой спрессованный суглинок, пропитанный известняковым раствором. Внешне дворец напоминает средневековый католический монастырь.

Интересна и сама история создания Приората. Как известно, Павел I, которого часто называют последним рыцарем Европы, был тесно связан с Мальтийским орденом. Во время Французской революции потерявший значительную часть имущества орден обратился за помощью к русскому императору, который повелел создать в России «Великое Приорство» Мальтийского ордена. Именно для приора ордена принца Конде Павел I задумал построить летнюю резиденцию неподалеку от собственной.


Сборник: Ермак

Поход отряда Ермака Тимофеевича в 1581-1585 годах ознаменовал начало русского освоения Сибири.

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

Жизнь и смерть атамана Ермака

Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать её и, как оказалось, остаться там навсегда.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Панцирь Ермака Тимофеевича

Панцирь Ермака Тимофеевича

Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI век

Ермак

Ермак

Что заставило Ермака завоевать новые просторы? Как 500 казаков смогли покорить Сибирь?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Хан Кучум: история врага Ермака

Хан Кучум: история врага Ермака

Сибирский хан был противником Ермака за Уралом. Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать её и, как оказалось, остаться там навсегда.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Панцирь Ермака Тимофеевича

Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI век

Ермак

Что заставило Ермака завоевать новые просторы? Как 500 казаков смогли покорить Сибирь?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Хан Кучум: история врага Ермака

Сибирский хан был противником Ермака за Уралом. Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Сбежавшая из СССР

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Великое ограбление поезда

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

Маршал-людоед

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Галина Брежнева и другие крёстные матери бриллиантовой мафии

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Указ о вольных хлебопашцах»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Сбежавшая из СССР

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Безумный Ибрагим (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 211335
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 141286
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 132069
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 94799
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 93253
Жизнь и смерть атамана Ермака
  • 📚 Статьи
  • 👀 76544
Сбежавшая из СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 59285
Великое ограбление поезда
  • 📚 Статьи
  • 👀 56757
Маршал-людоед
  • 📚 Статьи
  • 👀 49414
Галина Брежнева и другие крёстные матери бриллиантовой мафии
  • 📚 Статьи
  • 👀 48433
«Указ о вольных хлебопашцах»
  • 📚 Статьи
  • 👀 226643
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 211335
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 162675
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 141286
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 132069
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 94799
Смерть Сталина — закономерный финал болезни или убийство?
  • 📚 Статьи
  • 👀 93253
Жизнь и смерть атамана Ермака
  • 📚 Статьи
  • 👀 76544
Сбежавшая из СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 72728
Безумный Ибрагим (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 71907
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель

Большой дворец, Гатчина, Санкт-Петербург

Большой дворец в Гатчине, пожалуй, самый необычный и самобытный из пригородных императорских дворцов Санкт-Петербурга, хотя скромность его архитектурного убранства делает его на первый взгляд гораздо менее ярким, чем яркое , оштукатуренные фасады в Павловске и Царском Селе.

Антонио Ринальди, архитектор, спроектировавший оригинальный Большой дворец для графа Григория Орлова, учился и работал в своей родной Италии у Луиджи Ванвителли, вероятно, величайшего неоклассического архитектора этой страны. Путешествуя по Англии, откуда он черпал вдохновение для Большого дворца и парка Гатчины, Ринальди получил заказ от гетмана Кирилла Разумовского на строительство царской резиденции в старой столице Батурине. Оттуда он переехал в Санкт-Петербург, где был прикомандирован к императорскому двору будущего Петра III, для которого спроектировал дворец в Орениенбауме. После низложения Петра и восшествия на престол Екатерины Великой Ринальди стал «любимым» архитектором любовника и политического союзника Екатерины Григория Орлова, построив для него одновременно Большой дворец в Гатчине и резиденцию графа в Санкт-Петербурге, Мраморный дворец.

  • Большой дворец в Гатчине

  • jpg»>

    Величественный Гатчинский дворец

  • Сфинкс в частном саду Гатчинского дворца

В Гатчине Ринальди черпал вдохновение из своих путешествий по Англии и работы со своим наставником Луиджи Ванвителли над Карлом VII в Неаполитанском дворце Казерта. Идея проекта заключалась в создании дворца на 600 комнат в стиле рыцарского замка, с элементами королевского охотничьего домика и английского парадного дома. Используя выветрившийся известняк, Ринальди спроектировал величественное и гостеприимное здание с широким полукруглым фасадом классической простоты с одной стороны и более причудливой задней частью с двумя тонкими шестиугольными башнями, создающими атмосферу средневекового замка.

Ко времени завершения строительства дворца в 1781 году Орлов уже давно впал в немилость Екатерины, и ему оставалось жить всего пару лет, измученный своей ролью в убийстве Петра. Замысел Ринальди, однако, настолько понравился Екатерине, что она выкупила Гатчину у наследников Орлова и подарила ее своему сыну, будущему Павлу I. Какое бы отвращение Павел ни испытывал, получив бывший дом убийцы своего отца, его переполняла радость. в похожем на крепость дизайне здания, который апеллировал к его увлечению всем военным. Павел поручил расширить Гатчину своему любимому архитектору Винченцо Бренне, который уже переделал для него Большой дворец в Павловске. Бренна доказал, что умеет соответствовать эзотерическим вкусам царя, сохраняя при этом дух оригинального дизайна Ринальди, увеличивая галереи и боковые блоки дворца, а также добавляя такие детали, как пушки, сторожевые будки и ров вокруг дворца, которые усиливали крепостной характер здания. .

Интерьеры дворца тоже в основном были работой Бренны. В этом качестве он работал в стиле, сочетавшем высокий декор в стиле рококо с неоклассической симметрией, и создавал интерьеры, гораздо более роскошные, чем здание, в котором они расположены. Хотя ущерб, нанесенный нацистами, был устранен лишь частично, и реставрация продолжается, Прекрасные образцы его работ можно найти в элегантной Мраморной столовой и богато украшенном Белом зале, оба из которых отличаются богатым лепным декором и великолепными паркетными полами.

  • Интерьеры Большого дворца в Гатчине

  • Белый зал Большого дворца в Гатчине

  • Великолепные интерьеры Большого дворца в Гатчине

  • Трон императора Павла I в Гатчинском дворце

  • Экспонаты музея в Гатчинском дворце

Дальнейшие перестройки Большого дворца были внесены в царствование Николая I, который нанял архитектора Романа Кузьмина для перестройки боковых корпусов дворца, устроив свои личные покои в Арсенальном корпусе. Ни интерьеров, ни полных записей о них не сохранилось. Однако во дворце выставлены работы акварелиста Эдварда Гоу, в которых прекрасно запечатлено большинство дворцовых интерьеров времен правления Николая. Николай также заказал впечатляющую статую в честь своего отца, которая стоит перед главным входом во дворец.

Среди других экспонатов, размещенных в Большом дворце, Выставка оружия включает более 1000 предметов церемониального оружия и доспехов, которые когда-то принадлежали императорской семье. Как и во многих других пригородных дворцах, в Гатчине также выставлено несколько прекрасных произведений 18 и 19 веков знаменитого Императорского фарфорового завода.

Режим работы: С 15 июня по 31 августа: ежедневно с 10:00 до 19:00. Последний вход в 18:00. Закрыт 7 июля и 4 августа. С 1 сентября по 14 июня: ежедневно с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. Закрыто в понедельник и первый вторник каждого месяца.
Прием: 300,00 руб. Дети: 150,00 руб.
Фото и видео: 100,00 руб. Аудиогид: 200,00 руб.

Гатчинский дворец, Гатчина, Россия — SpottingHistory.com

Дворец и парк в Гатчине восходит к временам императрицы Екатерины II. В 1765 году царица преподнесла своему фавориту графу Григорию Орлову щедрый подарок – имение Гатчина. Живописный ландшафт, родниковые озера со смыкающимися притоками и речками позволили создать здесь уникальный ландшафтный парк, центром которого стал дворец замечательной архитектуры.

Проект дворца разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди, а строительство началось в 1766 году. По свидетельствам современников, императрица и ее свита несколько раз приезжали в Гатчину для осмотра строительства. Строительные работы были завершены к 1781 году. Получившийся в результате дворец имел вид итальянского палаццо с фасадами, облицованными натуральным камнем, пудостским известняком. Трехэтажный центральный корпус с фланговыми пятиугольными башнями соединен полукруглыми галереями с прямоугольными в плане одноэтажными флигелями с внутренними двориками. Наряду с дворцом был разбит английский ландшафтный парк, один из первых в России.

Блестящему дворянину Григорию Орлову не суждено было жить в новом имении, так как он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила имение у наследников графа и 6 августа того же года подарила его своему сыну, князю Великий князь Павел Петрович. Вскоре после этого Гатчина стала его любимой резиденцией. Дворец был несколько изменен под руководством архитектора Винченцо Бренна. Следуя веяниям моды, были перестроены парадные залы, появились регулярные сады, парковые павильоны, каменные ворота и мосты. После восшествия на престол Павла I в 179 г.6 Гатчина стала императорской резиденцией, которую современники называли неприступной крепостью с окружающими ее валами, рвами, сторожевыми будками и заграждениями. Император Павел I был убит во время переворота в Михайловском замке 12 марта 1801 года. После его смерти гатчинское имение перешло к вдовствующей императрице Марии Федоровне. 21 января 1827 года она завещала Гатчинское имение с прилегающими землями «в постоянное владение» императору Николаю I и его линии мужских волос.

В царствование Николая I дворец подвергся капитальной реконструкции и приобрел современный вид. Кухонный и Арсенальный крылья были полностью разобраны, а затем возведены заново, так как не отвечали современным критериям комфортности. В соответствии с модой того времени корпус Арсенала был спроектирован для размещения как личных, так и парадных покоев императорской семьи. В Кухонном флигеле была полностью перестроена часовня. Чтобы сохранить память о Павле I, его личные комнаты и парадные апартаменты XVIII века в Центральном корпусе были бережно сохранены, хотя и претерпели некоторые переделки, а именно заменено отопление, отремонтированы паркетные полы, новая мебель, скульптуры и в некоторых залах была введена драпировка. Все этапы реконструкции проводились под руководством архитектора Р.И.Кузьмина с 1844 по 1856 годы.

Николай I и его сын Александр II редко бывали в Гатчине. Сюда приезжали в основном для посещения балов, приемов коронованных особ и важных вельмож или для участия в императорских охотах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *