Лев Николаевич Толстой — ЗЕЛЁНАЯ ПАЛОЧКА (Статья 1905 г. Текст + MP3): roman_altuchov — LiveJournal
(По изданию:
Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 тт.
Т. 36. С. 407 – 415).
1. ССЫЛКА НА АУДИОЗАПИСЬ СТАТЬИ:
https://yadi.sk/d/8sLy3YRrrGrXA
2. ТЕКСТ СТАТЬИ
I.
Если бы человек после долгого сна, во время которого он забыл всё, что было прежде, проснулся в новом незнакомом ему жилище, обитаемом такими же, как и он, существами, людьми и животными, суетящимися, хлопочущими, что-то, не переставая, делающими, то первое, что сделал бы такой человек, — постарался бы понять, кто и зачем поместил его в это новое странное место и что ему делать в этом месте, как употребить те силы, ту потребность деятельности, которые он чувствует в себе. Ответ на эти вопросы и есть то, что называется религией. И без этих ответов нельзя хорошо жить на свете умному человеку.
Кто поместил меня в это странное место?
Не знаю и не могу знать, но наверное знаю, что этот кто-то есть и что он и поместил меня в атом мире. Знаю это наверное, потому что я не мог по своей воле явиться в этот мир, потому что я никогда не хотел этого, да и не мог хотеть, потому что меня до появления в этот мир как будто бы не было или, по крайней мере, я ничего не помню о том, чтобы я был когда-нибудь прежде. Если я спрошу, когда начался я, настоящий я, то я получу ещё менее удовлетворительный ответ. Мне говорят, что я появился несколько лет тому назад из утробы моей матери. Но то, что появилось из утробы моей матери, есть моё тело, — то тело, которое очень много времени не знало и не знает о своём существовании и которое очень скоро, может быть, завтра, будет зарыто в землю и станет землёю. То же, что я сознаю своим я, появилось не одновременно с моим телом. Это моё я началось не в утробе матери и не по выходе из неё, когда отрезали пуповину, и не тогда, когда отняли от груди, и не тогда, когда я начал говорить. Я знаю, что это я началось когда-то и вместе с тем я знаю, что это я всегда было. Так что я во времени не могу найти своего настоящего я, буду ли я искать его совсем близко или бесконечно далеко. Я как будто никогда не появлялся, а всегда был и есть и только забыл свою прежнюю жизнь.
Так что я решительно не могу сказать, что я такое. Знаю только то, что я и моё тело не одно и то же.
Второй вопрос: что такое тот мир, в котором, входя в разум, застаю себя?
Мир этот — не моя семья и мой двор, Ермилиных или Толстых в Ясной Поляне, и не дом и двор Бауэров в Баварии, или Шмитов в Англии, или Робинзонов в Огайо, Америке, или Фенханги в китайской деревне или в Пекине, а это весь огромный мир всех людей, населяющих планету Землю и в Сиаме, и в Исландии, и Мадагаскаре, и во всех местах, которые я знаю и о которых не знаю. И мир этот составляет не только те 1500 миллионов людей, которые, как я слыхал, населяют теперь землю, но ещё и все те миллиарды людей, которые жили до меня во времена известные мне и в продолжение ещё многих тысяч лет, во времена неизвестные мне, а также и те люди, которые теперь рождаются, растут и будут жить ещё бесконечное количество лет, когда от моих костей не останется никакого признака. Вот эти-то все люди, кроме того, ещё бесконечное количество разнообразных пород животных, от микроскопической козявки до слона и бегемотов, и такое же бесконечное количество растений и безжизненных существ не только на планете Земле, но и вне её, на других планетах и на солнцах и миллионах звёзд, на бесконечных расстояниях, окружающих Землю и распространяющихся без конца во времени, — вот это-то составляет тот мир, в котором я появился и который я увидал, когда во мне пробудился разум.
В этом бесконечном со всех сторон и по времени и пространству мире я появился вчера или, по нашему счёту, 10, 20, 30, 40, 50 лет тому назад, как я слышал от людей. Поводом моего появления был брак моего отца с моей матерью, и, как я знаю от других людей, я был сначала зародышем, потом младенцем, потом ребёнком, юношей, мужчиной. Появился же я, тот я, которого я сознаю собою, я не могу сказать когда. Мне кажется, что я всегда был. Кончусь же — тоже не знаю когда. По наблюдению над людьми и по тому, что случается со всеми, я знаю, что умру, наверное, через 70, 80 лет, знаю, что каждый день, каждый час приближаюсь к смерти, знаю, что могу умереть всякую минуту. Но, несмотря на то, что знаю это, вижу это на всех людях, не верю этому, не верю тому, чтобы моё я могло кончиться.
Но если и так, то в этом-то мире я не всегда был. Зачем же я явился в этот мир? И что мне в нём делать?
Что мне со своим крошечным телом и крошечным определённым сроком жизни делать в этом бесконечном по пространству и времени мире?
Самый обыкновенный ответ на этот вопрос, представляющийся человеку, жившему до пробуждения своего разума животной жизнью, в том, что живёт он затем, чтобы есть, пить, спать, веселиться, затем вообще, чтобы наслаждаться всеми теми плотскими наслаждениями, которые даёт жизнь. Но стоит человеку только оглянуться вокруг себя и подумать о том, что ожидает его, чтобы убедиться в том, что назначением жизни не может быть плотское счастье, потому что такого счастья не может быть для существа, обречённого на борьбу, всякого рода бедствия, болезни и неотвратимую смерть. Какое же может быть счастье при жизни, неизбежно ведущей к слабости, старости, смерти? И потому ни наслаждение, ни совершенствование своих способнос-тей, ни совершение великого дела, ни даже содействие благу общества не может быть назначением жизни. Всё это могло бы быть, если бы не было бесконечного по времени и пространству мира и не было бы смерти. При той же ограниченности и краткости моей жизни среди бесконечного мира по времени и пространству нет и не может быть никакого смысла в делах человеческих. Для чего человеку трудиться ради улучшения жизни, когда вся его деятельность есть незаметная точка среди бесконечного мира и когда самая жизнь — только мгновение между двух вечностей? И зачем трудиться для улучшения жизни других людей, когда он наверное умрёт и не увидит ни этой лучшей жизни, ни благодарности за то, что он сделал для людей? Да и те, для которых он делал благо, исчезнут так же бесследно.
Так что ответы на мои вопросы, если я серьёзно буду спрашивать и серьёзно буду отвечать на них, — такие:
1) На первый вопрос: что такое я ответ тот, что это что-то такое, как будто недавно начавшееся, временное, уничтожающееся и долженствующее совсем скоро уничтожиться, а между тем одно несомненно существующее, одно то, без чего ничего не существовало бы. И выходит, что я не знаю, что такое я, и вместе с тем это одно, что я несомненно и лучше всего знаю.
2) Ответ на второй вопрос: что такое тот мир, в котором я застаю себя живущим? — что-то бессмысленное по своей бесконечности и во времени и в пространстве, что-то такое, что непременно по времени когда-нибудь да началось и когда-нибудь кончится, а между тем никогда не могло начаться и никогда не может кончиться и при этом по месту тоже непременно где-нибудь кончается, а вместе с тем нигде не может кончиться. Одним словом, что-то или бессмысленное или для меня недопустимое, т. е. я совершенно не знаю, что такое мир, а между тем окружён им, живу в нём и в нём должен действовать. Это на второй вопрос.
3) На третий вопрос, — что мне делать, — ответ тот, что всё, что мне хочется делать для блага того, начавшегося в этом мире и имеющего кончиться в нём существа, которое я считаю собою, — всё это напрасно и не имеет никакого смысла. Для того же существа, которое никогда не начиналось и всегда есть и не одно и то же с моим телом, с которым оно связано, — для этого существа ничего не нужно. Так что жизнь моя для меня — для того, что я считаю своим я, не имеет и не может иметь никакого смысла; не может иметь смысла и для того мира, в котором я живу, и делать мне ни для себя ни для мира ничего не нужно и нельзя сделать ничего полезного.
Ведь если только забыть своё звание царя, работника, судьи, фабриканта, профессора, учёного, художника, члена семейства, a помнить одно — что я человек, недавно появившийся в этом непонятном мире и очень скоро долженствующий из него исчезнуть, то нет никакой разумной цели в этой жизни, и не стоит ничего делать. Всё ничтожно, всё не нужно. Всё, что будешь делать, всё будет бессмысленно, a между тем пока жив, необходимо нужно что-то делать. Вся жизнь есть деятельность человека в мире, как лошади на колесе. Лошади нельзя не идти, этим самым ходом не двигать колеса. И человеку нельзя не делать чего-нибудь и этой самой деятельностью не участвовать в движении всего мира. Так что, несмотря на то, что для меня, для человека, и для всего мира, как ни поверни, жизнь моя бессмысленна, мне всё-таки надо действовать. Какая-то сила поставила меня в такое положение, что я должен действовать не для себя и не для мира, a для чего-то мне непонятного. В этом сознании сущность всякой истинной религии.
Сознание это говорит то, что есть какая-то сила, пославшая меня в мир. В этом сущность истинной религии. И вот это-то признание той силы, которая послала меня в мир и которую называют Богом, и распутывает всё дело и даёт смысл человеческой жизни. Жизнь моя сама по себе непонятна, так же непонятна мне и жизнь всего мира. Но я живу и должен действовать по воле какой-то высшей силы. И если для меня жизнь моя непонятна и все цели, которые я могу ставить себе или миру, для меня бессмысленны, то жизнь моя и того мира, в котором я живу, не может и не должна быть бессмысленна для той высшей силы, которая послала непонятного себе меня в мир и руководит непонятной мне жизнью мира.
Стоит только признать эту высшую силу, и всё становится ясно: конечные цели моей жизни и жизни мира скрыты от меня, недоступны мне (они не могут быть доступны ограниченному существу). Я и весь мир суть только орудия достижения недоступных мне целей. И смысл моей жизни уже не в конечных, недоступных мне целях, a в исполнении той неизвестной мне цели, для которой я существую: в признании этой высшей силы и в служении ей, в признании Бога и в исполнении воли Его.
II.
В чём исполнение воли Бога? Учат, что Бог открылся людям или через Моисея или через Христа, через Будду. Это неправда: иногда это заблуждение, иногда обман, но всегда неправда.
Бог нигде сразу не открывал Своей воли, Своего закона одному человеку или собранию людей. Бог открывается всегда всем людям, всем тем, которые ищут Его. Он открывается каждому человеку в его сердце. Всякий человек чувствует в себе Бога, то начало жизни, которое не есть тело, но живет в теле человека и которое не имеет ни веса, ни меры, ни цвета, ни вкуса, ни запаха и которое никогда не начиналось и никогда не кончится. Это начало жизни в человеке ограничено его телом и есть только часть всего. Ho по этой части человек может знать всё. Всё это и есть Бог. Человек чувствует в себе часть этого Всего и потому знает Бога, не может не знать Его.
Ежели же знает Бога, то знает и закон Его. Закон Бога написан не в книге какой-нибудь, a в самой жизни, в судьбе человека; Людям кажется, что они не знают закона или ошибаются в знании закона Бога (одни считают одно, другие другое законом Бога), и только потому, что люди закрывают глаза на свое положение, не хотят видеть его или хотят видеть его не таким, какое оно есть. Если человек придет на станцию железной дороги и, увидав стоящий вагон, войдет в него и, вообразив, что это дом, станет устраивать его для удобного жилья, намереваясь провести в нем жизнь, то он, наверное, будет удивлен и огорчён, когда вагон тронется и доедет до следующей станции и ему велят выйти со всем его устройством и вещами. Человек мог видеть и знать, что вагон не дом, a только средство для переезда и что за переезд надо исполнять положенные условия: платить и вести себя соответственно правилам железной дороги. Большинство людей так же ложно или совсем не понимают своего положения в жизни. И всё дело в том, что люди не донимают своего положения.
В Евангелии есть притча о виноградарях, в которой рассказывается о том, что один хозяин насадил сад и огородил его, вырыл в нём колодец, построил башню, отдал сад виноградарям (садовникам) с тем, чтобы они давали ему плоды сада. Садовники же, владея садом, вообразили себе, что сад их собственность и они ни перед кем ничем не обязаны, и выгнали и даже убили тех послов, которых хозяин послал за плодами. Когда хозяин узнал об этом, он выгнал садовников, так что садовники погубили свою жизнь тем, что не поняли своего положения. To же и с людьми. Только не кто-либо другой, a они сами губят себя. Только ясное понимание своего положения в жизни открывает людям закон Бога. Человек может сказать, что он не знает Бога, но не может сказать, что он не знает закона Бога, потому что закон Бога управляет его жизнью, как жизнью всякого существа, и человек, если и может умом не знать этого закона, не может не чувствовать его.
III.
Всем людям хочется жить радостно, в любви и согласии, не болеть, не страдать, не умирать, и все живут в разделении, во вражде друг с другом, все болеют, все страдают и умирают. Отчего это? Зачем Бог сотворил людей так, что все они желают добра, a всё мучатся? Отчего это?
Учение Христа отвечает на это: Христос говорил, что Ему жалко людей за то, что они изнурены и разъединены, как овцы без пастуха, и Он призывает их к себе и всем обещает благо. Он говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня все, что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим». Христос говорит людям, что все их бедствия оттого, что они не понимают своего положения, воображают себе не то, что есть, забывают, кто они такие, и что если бы они понимали свое положение и помнили его, то жизнь их была бы не мучение, a радость.
Это высказано в Евангелии много раз, это сказано особенно ясно в притче о виноградарях: хозяин насадил сад, всё устроил в нём (сад — это мир, хозяин — это Бог) и отдал сад виноградарям с тем, чтобы они, работая в саду, отдавали ему плоды. Но виноградари забыли то, что сад не их собственный и что они могут пользоваться плодами его только с тем, чтобы отдавать уговорённое хозяину. И когда хозяин потребовал плодов сада, виноградари не дали плодов, a выгнали послов. Тогда хозяин выгнал их. И они стали несчастны.
Так же несчастны становятся люди, когда они вообразят себе, что жизнь их собственность и каждый может делать с ней что хочет, не исполняя того, что от него хотел Бог, давший ему жизнь.
Таланты, так же как и жизнь, даны только затем, чтобы на них работать. Тот, кто не работает в жизни, лишается всего того, что хочет хозяин; тот же, кто работает для Бога, тот получает всё больше и больше.
To же сказано в притче об управляющем, которого хозяин оставил в своём доме. Управляющий, вместо того чтобы заботиться о доме хозяина, стал веселиться и тратить на себя хозяйское добро, и хозяин наказал и выгнал его.
В этих притчах сказано то, чем не до́лжно понимать себя человеку; в притче же о рабе, вернувшемся с поля, показано, как и чем должен себя понимать всякий человек в мире.
«Кто из вас,— сказано в этой притче, — имея раба, пашущего или пасущего, по возвращении его с поля скажет ему: Пойди скорее, садись за стол?
Напротив, не скажет ли ему: Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам.
Станет ли он благодарить раба сего за то, то он исполнил приказание? — He думаю.
Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: Мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали что должны были сделать» (Лука ХVІІ, 7, 8, 9, 10).
Всё учение Христа в том, чтобы человек понимал своё положение.
He понимает его человек, и что бы он ни делал, как бы ни старался устроить своё счастье, ему не может быть хорошо, так же как не может быть хорошо работнику, не исполняющему условий своего найма.
Только когда человек понимает своё положение, понимает, что он не хозяин своей жизни, a и раб и сын Божий потому должен исполнять свои обязанности перед Богом, ему может быть хорошо и в жизни.
Это же самое сказано в словах Евангелия: «Ищите царствия Божия и правды Его (т. е. того, чего хочет Бог) и всё остальное приложится вам» (т. е. всё то, что нужно людям для блага их, всё получится ими).
Для того чтобы человек получил то благо, которое возможно для него, нужно, чтобы человек не обманывал сам себя и понимал бы своё положение.
В чём же истинное положение человека в мире и в чём тот обман? который делает человека несчастным?
Обман в том, что люди забывают о смерти, о том, что они в этом мире не живут, a проходят. В этом обмане находятся дети и очень часто взрослые люди. Очень часто взрослые люди даже до старости не думают о смерти, живут так, как будто нет смерти, как будто уверены, что будут жить вечно.
Такие люди только в минуту смерти понимают своё положение и с ужасом, но уже поздно, видят непоправимую ошибку всей своей жизни. Об этом обмане сказано в Евангелии Луки ХІI, 16, 17, 18, 19, 20:
«И сказал им притчу: У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать, некуда мне собрать плодов моих, и сказал: вот это сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит y тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: Безумный, в сию ночь душу возьмут y тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Животные могут жить так, не думая о смерти, но человек имеет разум и не может жить так. Если он имеет разума настолько, чтобы предвидеть то, что ему придётся кормиться, и для этого собирает хлеб и строит житницу, то он мог подумать и дальше и предвидеть то, что его наверное ожидает смерть в старости и, кроме старости, может постигнуть каждую минуту.
Человек, помнящий о смерти, не может уже жить для блага своего отдельного «я».
Единственный смысл, который может придать жизни человек, не забывающий свою смертность, — тот, что он не самостоятельное существо, a только орудие воли Бога. По воле Его появился в этот мир с его бесконечностью во времени и пространстве и должен пробыть в нём некоторое время и навсегда исчезнуть. Если же это так, то очевидно, что жить для устройства своей жизни безумно, и имеет смысл только одно — исполнять волю Того, Кто послал в этот мир для целей этой воли. Какая же это цель? Конечной цели я знать не могу, так как она скрывается от меня в бесконечности, но средство достижения её я могу знать. Средство достижения есть то самое стремление к благу, которое составляет сущность моей жизни, но благо не моё, a благо всего мира. Цель, доступная мне, есть благо всего мира, моё же стремление к благу есть только указание того, что я должен искать для мира.
Так что только ясное понимание положения человека в мире и открывает ему истинную веру в Бога и в закон Его. Из этого сознания своего положения само собою вытекает покорность воле Бога, признание равенства всех людей, любовь к ним и служение им и основные законы жизни: делание другим того, то хочешь чтобы тебе делали.
Весь закон Бога, вытекающий из сознания своего положения, — в покорности воле Божией и в любви к ближнему и служении ему. В этом основа всякой веры. Это не значит то, что не может быть других многих нужных религиозных правил, которые определяют приложение этого закона к разным случаям жизни. Такие правила есть в книгах Вед, и в буддизме, и в древнееврейских, и в Евангелии, и в последующих нравственных учениях. Таковы заповеди и Моисея, не все, a заповеди: не убий, не прелюбодействуй; таковы заповеди Ману: не лги, не предавайся пьянству; таковы заповеди буддизма о сострадании к животным; таковы великие пять заповедей Христа, охватывающие всю жизнь людей: 1) не гневайся, 2) не предавайся похоти, 3) не клянись, 4) не делай насилия, 5) люби врагов.
Приложение заповедей, вытекающих из основного закона покорности воле Божьей и любви к ближнему, может быть большое, постоянно увеличивающееся по обстоятельствам количество. Тот, кто понял своё положение и усвоил основной закон, вытекающий из этого положения, владеет ключом к религиозно-нравственной истине и сам будет выводить из этого начала нужные ему для его жизни правила — заповеди.
Всё дело в том, чтобы не обманывать себя, a знать своё положение в мире. Если только знаешь, понимаешь это положение, знаешь, что нельзя жить для своего блага, a жизнь есть жизнь, только когда принимаешь её как данную тебе от Бога для служения Ему, что ты слуга, раб, орудие Бога и вместе с тем сын Его, то жизнь перестаёт быть бессмысленной, перестаёт быть страданием, a становится благом и для себя и для всего мира. Всё в этом признании своего положения. Из него и покорность воле Бога, и признание равенства, братства, и любви к ближним, и служение им, и взаимная помощь и радость.
Только бы поняли люди, что смысл их жизни — в служении Богу, и вместо ужаса и страданий теперешней жизни людей установилась бы радость и благо наступающего царства Божия. И всё только оттого, что люди перестали заблуждаться и поняли своё настоящее положение.
Братья и сёстры, ради своей жизни (важнее её ведь нет ничего) подумайте об этом. Остановитесь жить. Подумайте о том, что́ вы, где вы и что вас ожидает. Ведь жизнь, какую мы знаем, — одна. За что же, зачем же погубить её? Поймите, что всё, что представляется нам важным: удовольствия, радости и богатства, отечество, приличие, привычки, слава, — всё это ничто в сравнении с главным, истинным назначением жизни, с исполнением воли Бога. Измените свою жизнь, и не потому, что это велит кто-нибудь, a потому, что в этом благо ваше и всего мира.
И не верьте ни тем, которые будут говорить вам, что это невозможно, что люди неисправимы, потому что они пали, ни тем, ещё худшим, обманщикам, которые скажут, что это невозможно, что люди изменяются и улучшают свою жизнь по законам историческим, социологическим, которые они знают или изучают. He верьте ни тем, ни другим, a живите во всю силу своей жизни и своего разума, a остальное предоставьте Богу.
Я жил дурно, безумно, так, как все; но потом, почти 30 лет тому назад, мне открылась истина, и с тех пор жизнь моя стала другая, спокойная, счастливая, радостная и что дальше, что ближе к смерти, то лучше.
И поверьте, что то же будет и с вами. He может не быть, потому что жить трудно только противно закону жизни, закону Бога. Жизнь же, согласная с ним, есть неперестающая радость до самой смерти и в самой смерти, как Он и хочет этого. Смерть страшна ведь только тому, кто не верит в Бога или верит в злого Бога, что то же самое. Для того же, кто верит в Бога, в благость Его, и живёт в этой жизни по Его закону, кто испытал благость Его, для того смерть есть только переход из одного определённого Им состояния (оказавшегося благом) в другое, неизвестное состояние, но Им же определённое и потому долженствующее быть таким же благом.
___
Дорога к могиле Л.
Н. ТолстогоНикто не расскажет, чем была для Толстого Ясная Поляна в течение всей его жизни, лучше, чем сам писатель в своих дневниках и письмах. Начиналось все с «яркого, нежного, поэтического любовного, таинственного детства». И дошло до того времени, когда так радовавшая его Ясная Поляна в последние годы жизни стала доставлять ему душевные страдания. Толстой считал, что он не может существовать в благополучии и роскоши, тогда как окружающие крестьяне гибнут в нищете, темноте и болезнях. Граф знал, о чем говорил. Он много ездил по стране и общался с беднотой. Но как помочь всем сразу? Да и возможно ли это? Ответов на вопросы не было, и Толстой невыносимо мучился, особенно в последние годы жизни. Он писал, что запутался, завяз, ненавидит себя и свою жизнь, собирается ее изменить.
В 1910 году Толстой тайно уехал из Ясной Поляны. Почему он оставил семью и любимый дом? Только ли проблемы бедственного положения крестьян привели к такому поступку? Решение покинуть родную усадьбу было не сиюминутным порывом, а продуманным шагом, который Толстой принял в 82 года. Он не просто схватил котомку и убежал в темноту ночи от надоевшего быта. Толстому помогали собираться в дорогу врач и дочка. Да и не только они. Так что он поступил так, как хотел – осмысленно и бесповоротно. Перед уходом из дома Толстой втайне от жены и всех членов семьи, кроме младшей дочери Саши, написал завещание. Что касается имущества, то он передал всю недвижимость своим детям задолго до 1910 года. Теперь он оставил распоряжения о правах на свои произведения.
Во взглядах Толстого не раз случались кардинальные перемены. Однажды он решил, что только тому, кто возделывает землю, она и должна принадлежать, а поэтому помещики обязаны отказаться от владения землей. Но у него была большая семья. Софья Андреевна родила мужу тринадцать детей. Трое умерли в младенчестве, двое сыновей – в 5 и 8 лет, дочь Мария ушла из жизни в 26. Семеро детей прожили долгую жизнь, у Толстого было 23 внука. Вполне понятно желание графини Толстой вопреки воле мужа обеспечить будущее своим детям.
Именно из-за завещания, которое определяло владельцев авторских прав на произведения Толстого, и происходили в доме большие скандалы. Публикации Толстого приносили семье немалый, а в некоторые годы и основной доход. Толстой переписывал свое завещание многократно. И все же оставил права на свои произведения всему человечеству, хотя формально они принадлежали дочери Александре. По российским законам передавать права всем было нельзя, поэтому они были записаны на имя дочки.
У Толстого по вопросу похорон особых разногласий с самим собой не возникало. Он просил похоронить его в лесу, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая, который был старше его на 6 лет. Когда Льву было 5 лет, он объявил братьям, что если найти зеленую палочку, то все люди станут счастливыми – не будет болезней и неприятностей.
Николай Толстой говорил братьям о возможности достичь того, что никто ни на кого не станет сердиться, все будут любить друг друга и сделаются «муравейными братьями». Братья Толстые устраивали игру в муравейных братьев. Они садились под стулья, загораживали их ящиками, завешивали платками и сидели в темноте, прижимаясь друг к другу. Тогда они испытывали особенное чувство любви и умиления.Эта тайна написана на зеленой палочке, и палочка зарыта у дороги на краю оврага старого Заказа.
Толстой всю жизнь помнил легенду о «муравейных братьях», известной ему с детства. И, как в детстве, верил, что есть зеленая палочка с рекомендациями по улучшению общества, также верил, что эта истина есть и она будет открыта людям. Уже старым человеком Толстой написал, что все на свете игра, кроме «муравейного братства». К мысли о всеобщем счастье и любви Толстой возвращался в художественном творчестве, в философских трактатах и в публицистике. Но зеленую палочку он так и не нашел.
Хоронили Льва Толстого несколько тысяч человек. Не только родные, знакомые, но и местные крестьяне. Одна из газет писала, что Толстой наяву двигал такими горами человеческих чувств, какие не под силу царям и завоевателям.
File:Ясная поляна, могила Л.Н. Толстого (6836641408) goo.gl
Автор:Alexxx Malev www.flickr.com
Лицензия:creativecommons. org
LEGO Icons 10305: Lion Knights’ Castle: Part Two — The Minifigures [Обзор] — The Brothers Brick
В части I нашего обзора LEGO Icons 10305 Lion Knights’ Castle, мы исследовали здание в центре этого массивное любовное письмо из 4514 частей на тему замка. Здесь, во второй части, мы познакомимся с каждой из двадцати двух минифигурок , которые сопровождают ее. Этот набор будет доступен для VIP-персон 3 августа (и для всех 8 августа) по цене 399,99 долларов США | 49 канадских долларов9,99 | Великобритания 344,99 фунтов стерлингов, но вы можете продолжить свой ранний просмотр прямо сейчас!
Компания LEGO Group предоставила The Brothers Brick первую копию этого набора для ознакомления. Предоставление TBB продуктов для обзора не гарантирует ни охвата, ни положительных отзывов.
Минифигурки
Замок Львиных Рыцарей содержит 22 минифигурки. Что еще круче, так это то, что двадцать одна из них эксклюзивна для этого набора! Теперь, чтобы быть откровенным об этом… хотя здесь есть 22 различных персонажа, в выборе частей много повторений, особенно с Рыцарями-львами. Но у армии должна быть униформа, и это нам дал LEGO. Для трех фракций. Плюс куча жителей! И мертвый чувак.
Жители деревни
Первая тематическая группа персонажей — это деревенские жители. Нет, не этих деревенских жителей, просто горожане и люди, которые работают и живут в замке и вокруг него.
Первым идет Маджисто Волшебник. Волшебники были обычным персонажем в наборах Castle с 1993 года, и хорошо, что человек в классических синих мантиях возвращается сюда. Он поставляется с рюкзаком, черной палочкой в стиле Гарри Поттера и посохом, увенчанным прозрачным ярко-зеленым кристаллом. У него съемный аксессуар для бороды и остроконечная синяя шляпа волшебника.
К сожалению, как только вы снимете эту бороду, у вас останется очень простая фигура. Странно, что LEGO решила не печатать на туловище, учитывая детали, присутствующие на других фигурках. Его нижняя мантия взята из существующей формы, но здесь впервые появляется в простом синем цвете.
Фермер — суровый парень с новым принтом на торсе, новой синей версией шляпы Хранителя Леса и простыми темно-коричневыми ногами. В качестве аксессуаров у него есть вилы и рюкзак-корзина.
Его лицо украшало 11 наборов, так что никакой эксклюзивности. Немного грустно, что он, вероятно, будет востребован на вторичном рынке в основном из-за своей шляпы.
Пекарь — мой любимый персонаж из этого набора. У него совершенно новый отпечаток лица, который просто кричит: «Добрый день, господин!» или, может быть, «Могу ли я продать вам кожаную кружку?». В инструкциях явно не указана бутылка, но мне она показалась подходящей.
Его туловище и ноги довольно новые, но оба появлялись ранее. Его темно-коричневую прическу видели дважды: на Петунии Дурсль из славы Гарри Поттера в 75968: Тисовая улица, 4, и на приманке для грабителей в 21330 «Один дома».
Дворянка также загружена новыми деталями. Ее шиньон представляет собой непечатаемую белую версию того, что можно увидеть на коллекционной минифигурке королевы-мумии.
Ее двустороннее лицо — это новый принт, а ее платье (такой же формы, как и мантии Синего Волшебника) нового темно-зеленого цвета.
Дети — это забавное дополнение, которое показывает, что Замок Львиных Рыцарей — это не только воины в доспехах, слоняющиеся вокруг. По крайней мере, один из этих двоих живет в замке, хотя есть большая вероятность, что тот, что в зеленом, пробрался только в гости. Видите ли, это костюм Стража Леса… определенно нежелательная группа в логове Льва.
У первого юноши такое же туловище, как у коллекционной минифигурки Трубадура. Остальные его части довольно распространены.
Лицо другого ребенка уже появлялось 30 раз, включая несколько Адвент-календарей. Это такой восхитительный принт, неудивительно, что он часто используется. Мы поговорим об этом отпечатке туловища через секунду.
Бедная несчастная душа, погибшая в подземельях — единственная неуникальная фигурка в этом наборе. Потому что смерть приходит за всеми нами.
Стражи леса
Фракция Стражи леса состоит из двух взрослых представителей. Их зеленые охотничьи шапки представляют собой слегка обновленную форму, впервые появившуюся в наборе «Ботаническая коллекция 10309 Суккуленты». Второе появление было в наборе 40657 «Лесное убежище» за 90 лет игры «Подарок за покупку», который в значительной степени является дополнением к замку Львиных рыцарей. Общий торс также впервые появился в наборе «Лесное убежище».
Этот джентльмен, играющий на лютне, никого не обманет. Этот колчан, полный стрел, точно не кричит «безобидный странствующий менестрель». Однако в нем говорится: «Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то использовал лютню вместо лука? Ну, держись за шляпу.
У него совершенно новое лицо. Его выбор головного убора не позволяет ему иметь двухсторонний принт, но я думаю, что его единственное выражение все еще очень весело. И немного в стиле Тимоти Далтона.
К (совершенно законному) менестрелю присоединился еще один лучник. И здесь мы видим, что считать большинство цифр «уникальными» — это немного натянуто. За исключением ее лица, эта фигура идентична предыдущей. И, к сожалению, ее лицо тоже довольно обычное.
Да, для полноты картины я сфотографировал эту фигуру сзади. И нет, я уже не уверен на 100%, что вид сзади Хранителей Леса не поменяли местами в посте.
Черные соколы
Черные соколы, традиционные враги Львиных рыцарей, недавно вернулись. Они появились в трех недавних наборах: Идеи 21325 Средневековый кузнец, 3-в-1 31120 Средневековый замок и 910001 Замок в лесу . Это означает, что их униформа немного более распространена, но этой приезжей дипломатической группе все еще есть что предложить.
Фигурка рыцаря — самая боеспособная из троицы, с черным клинком, шлемом с черным плюмажем и набивным щитом.
Снятие шлема показывает, что это очень веселый Черный Рыцарь. Думаю, я назову его «Сэр Хай-Диддли-Хо Нейборино».
Знаменосец имеет меч и копье с синими и желтыми вымпелами. Ее лицо появлялось 7 раз, в основном в наборах CITY.
Завершает трио человек, которого я должен назвать «Пэтси» в честь персонажа в Монти Пайтон и Святой Грааль . Чрезвычайно тяжелый рюкзак требует использования трости, чтобы сбалансировать фигуру в вертикальном положении. И он действительно не выглядит слишком счастливым по этому поводу.
У Пэтси новое лицо, что делает его «настоящим» эксклюзивом Черных Соколов. В его кирпичном рюкзаке есть и ведро для воды, и флагшток.
Животные
Быстрый обход, прежде чем мы доберемся до Львиных Рыцарей. В дополнение к двадцати двум человеческим фигуркам в этом наборе также есть забавный набор друзей-животных. Есть два коня, корова, две летучие мыши, три лягушки (коричневая, зеленая и золотая), голубь и ягненок.
Лошади больше всего привлекают внимание. У них отличная артикуляция и хороший баланс в различных позах. Действительно хороший апгрейд старых лошадей эпохи классического замка.
Также есть две эксклюзивные набивки с принтами. Графика здесь четкая и красочная, и она отлично подходит как для домашних, так и для выездных команд. Основополагающие элементы барда для подвижных лошадей не новы в этом наборе, но они были только в двух наборах раньше, еще в 2013 году.
Львиные рыцари
Львиные рыцари, что неудивительно, имеют самое многочисленное представительство в Замке Львиных рыцарей. Мы начнем с одной из наиболее сложных фигур, рыцаря с мечом, печатным щитом и шлемом с синими перьями.
Двусторонний торс является новым, как и печать на ногах. Привыкайте к этой комбинации частей, так как у любого другого рыцаря будут одинаковые фигуры.
Рядом сонный охранник. (Спокойный ночной рыцарь?) Это еще одно распространенное лицо, которое появлялось более 30 раз.
Шокированное выражение лица этого персонажа сослужило мне хорошую службу в части I этого обзора, и он остается моим личным фаворитом среди отряда Рыцарей Льва. Его испуганное лицо появлялось 17 раз, в первую очередь в нескольких декорациях Roller Coaster.
Возвращаемся к более боеспособным персонажам с лучником. Мне нравится, как подмигивающее выражение лица здесь говорит о том, что она прицелилась.
Том Селлек неожиданно появляется в роли копьеносца.
Голова этого выдающегося парня имеет только один внешний вид: 60351 Центр запуска ракет.
Возвращаясь к тяжелобронированному миру, этот рыцарский щит отличается от щита предыдущего рыцаря. (Желтый и синий цвета инвертированы.)
Далее еще один лучник. Ее лицо немного более необычное, всего 7 раз встречалось ранее.
Последний рыцарь-лев — этот трубач. Он использует рвотное лицо из съемок американских горок, чтобы вызвать настоящую игру на этом валторне. У этого рыцаря много индивидуальности, и я подозреваю, что он проведет много времени, играя с менестрелем Лесного Стража.
Настройте свою армию
Осталась одна фигурка, но прежде чем мы перейдем к ней, несколько слов о настройке. Да, Львиные Рыцари немного страдают от единообразия (а, так вот откуда это слово), но дизайнеры действительно постарались сделать так, чтобы было много способов сделать рыцарей индивидуальными. Смена шлемов, щитов и оружия может изменить ощущение любого из них. И, когда очень хочется чего-нибудь вкусненького, их всегда можно посадить на лошадь.
Замок поставляется с несколькими стойками для оружия. Есть много вещей, которые можно заменить для вашей армии, в том числе несколько дополнительных печатных щитов.
И, если вы готовы содрать стены замка догола, у вас будет довольно широкий выбор знаков отличия! На самом деле, в этом наборе есть десять различных печатных рисунков, большинство из которых представляют собой воссоздание щитов времен расцвета замка. На каждом из двух нижних щитов Lion Knights есть по три, но, к сожалению, только одна копия остальных, некоторые из которых никогда раньше не печатались, так как в оригиналах использовались наклейки.
Леди
Когда этот набор был впервые анонсирован, было много предположений фанатов, что мы получим Королеву Льва вместо Короля Льва. Знания на упаковке рассказывают нам немного другую историю:
В огромном замке на горизонте живет Леди храбрых Львиных Рыцарей. Как твердая, но справедливая правительница, Леди сделала свою крепость естественным местом сбора людей из ближнего и дальнего зарубежья. Он служит местом торговли и договоров, а также убежищем для нуждающихся.
Согласно интерактивным словарям, с которыми я ознакомился, Леди используется для обозначения женщин, имеющих определенные титулы: маркиза, графиня, виконтесса или баронесса. Не Квинс. Так что отбросьте эту фанатскую теорию.
Но у нас все еще есть одна очень крутая Леди. Здесь она вооружена для битвы с нагрудным доспехом, шлемом с золотым забралом, мечом и уникальным печатным щитом.
На ее тканевой накидке обновленный логотип Lion Knights.
Сняв доспехи и заменив шлем альтернативной накладкой для волос и короной, вы получите более «готовый к приему посетителей» вид. В отличие от остальных Рыцарей-львов, у Леди другой отпечаток на туловище и ногах. Красивый уникальный способ завершить актерский состав и отличная фигура для завершения.
Заключение и рекомендация
Как я говорил в первой части, этот набор получил от меня высокие оценки. Замок — это замечательная сборка от начала до конца, по хорошей цене, и его приятно демонстрировать и приключения. Минифигурки также являются довольно солидной победой. Даже при высокой степени повторения в выборе деталей каждая фигурка кажется уникальной, и есть множество новых принтов, которые добавляют эксклюзивности. Животные-компаньоны тоже забавные. Что вы думаете? Будете ли вы использовать этот набор для создания армий в замке? Как вы думаете, Черным Соколам удастся заключить мирный договор? И что же задумали Стражи Леса? Только время покажет… и я надеюсь, что LEGO даст нам больше таких наборов, чтобы помочь нашему воображению.
Если вы пропустили это, обязательно вернитесь к первой части этого обзора, где мы штурмуем замок!
LEGO Icons 10305 Lion Knights’ Castle будет доступен 3 августа для VIP-членов (и 8 августа для всех остальных) в интернет-магазине LEGO по цене 399,99 долларов США | 499,99 канадских долларов | Великобритания 344,99 фунтов стерлингов. Он также может быть доступен через сторонних продавцов на Amazon и eBay.
Компания LEGO Group отправила The Brothers Brick первую копию этого набора для ознакомления. Предоставление TBB продуктов для обзора не гарантирует ни охвата, ни положительных отзывов.
Посмотрите нашу полную галерею изображений
Самодельные палочки, вдохновленные Гарри Поттером (простое и легкое ремесло)
Декоративно-прикладное искусство, вдохновленное Гарри Поттером? Да, пожалуйста!
Эти волшебные палочки своими руками очень легко сделать, и они выглядят так реалистично! Любой поклонник HP был бы в восторге, если бы сделал (или получил) такой! Отличный сувенир, отличный подарок, с которым весело играть!
Не забудьте закрепить этот пост на будущее!Ребята! Мы с детьми сделали палочки Гарри Поттера своими руками, и это было так весело!
С тех пор, как наша семья вместе прочитала книги о Гарри Поттере, мы стали их большими поклонниками. Итак, вы знаете, что нам понравился этот простой проект по изготовлению волшебной палочки своими руками, вдохновленный Гарри Поттером. Не говоря уже о том, что палочки получились прекрасными! Удивительно реалистично!
С тех пор мои дети бегают вокруг, произнося заклинания, притворяясь Гарри Поттером и его друзьями!
Бонус! Этот самодельный проект был настолько быстрым и легким, что мы сделали дополнительные палочки почти для всех, кого мы знаем. Эти палочки станут отличным дополнением к подаркам на день рождения, праздничным подаркам или валентинкам для любого фаната Гарри Поттера! Или подарите их на тематической вечеринке в стиле Гарри Поттера!
Вот как можно сделать собственную волшебную палочку.
РАСКРЫТИЕ: Этот пост содержит партнерские ссылки Amazon. Если вы совершите покупку по любым ссылкам Amazon в этом посте, я получу небольшую комиссию (без каких-либо дополнительных затрат для вас).
Как сделать собственную палочку Гарри Поттера
Соберите материалы, нагрейте клеевой пистолет и приступайте к изготовлению!
Материалы для изготовления палочки: Палочки для еды. Краска. Нить. Горячий клей.Мы использовали палочки для еды, краску, веревку и пистолет для горячего клея. Вот и все!
Самодельная палочка Инструкции:После того, как вы собрали все материалы, вы готовы приступить к изготовлению!
Создай свою палочкуПопросите взрослого с помощью клеевого пистолета создать желаемую форму палочки. Немного поэкспериментируйте, чтобы найти понравившийся дизайн.
- Вы можете нанести капли клея на основание палочки для еды, чтобы создать палочку, похожую на «чрезвычайно мощную и опасную» бузинную палочку.
- Можно туго обмотать нитью нижнюю половину палочки для еды, чтобы получилась палочка с грубой ручкой, похожая на палочку Гарри Поттера.
- Вы можете намотать веревку по спирали по всей длине палочки для еды, чтобы создать красивый эффект лианы, похожий на палочку Гермионы Грейнджер.
Когда клей высохнет, вы готовы раскрасить свои уникальные палочки.
Нанесение базового слояНам понравилось использовать базовые цвета коричневого или черного для наших палочек, и мы были очень довольны тем, как это получилось.
Распылите всю палочку в один базовый цвет.
(Сначала мы раскрашивали каждую палочку вручную с помощью крошечных кисточек. Это заняло целую вечность! Распыление намного быстрее и проще!)
Вы будете поражены тем, насколько реалистично выглядят палочки после нанесения на них базового слоя.
Добавить детали красочной палочкиКогда основной слой высох, мы использовали маленькие кисти, чтобы добавить мелкие детали к нескольким палочкам. Отличные цвета, которые можно использовать для проработки деталей, включают оттенки коричневого, черного, серого, коричневого или темно-зеленого. Я думаю, что блестящие металлические цвета (особенно золотой или серебряный) тоже могут быть очень крутыми.
- Наши «бузинные палочки» часто имели темно-коричневую основу с черными узловатыми шариками.
- Одна из наших палочек типа Гермионы имела коричневую основу с темно-зелеными спиралями, похожими на виноградные лозы.
- Мы сделали несколько коричневых жезлов с черными ручками.
- Мы оставили некоторые жезлы одного сплошного цвета.
- Мы создали гладкую черную палочку с темно-серыми деталями.
Все они оказались на удивление впечатляющими.
Найдите нужные материалы на Amazon:
Завораживающе подходит для подарков и игр
Я не хитрый человек, и тем не менее, эти палочки получились прекрасно. Даже мой сын-подросток отметил, насколько хорошо они получились. (Вы знаете, палочки получались великолепными, если подросток чувствовал себя обязанным сделать им комплимент. Верно?)
Эти самодельные палочки — не просто забавный проект. С ними также весело играть, и они делают фантастические подарки!
Волшебный подарок Нравится эта поделка? Пожалуйста, закрепите его для дальнейшего использования.Нам посчастливилось сделать эти палочки в День святого Валентина, поэтому мы разослали их нашим друзьям и семье как раз к празднику. Я очень надеюсь, что они им понравятся!!
Мы собирались создать свои собственные маленькие валентинки, которые будут сочетаться с жезлами — открытки с такими словами: «Надеемся, у вас есть волшебный День святого Валентина», но затем я обнаружил в Интернете бесплатную распечатку, которая хорошо сочеталась с нашими самодельными палочками. Эти печатные валентинки «Я думаю, что ты волшебная палочка» отлично сработали, поэтому мы просто использовали их вместо этого.
Мы также раздали эти очаровательные миниатюрные палочки в качестве подарка для вечеринки в стиле Гарри Поттера. Он пришелся по вкусу всем нашим гостям – взрослым и детям.
Кроме того, мой девятилетний сын добавил волшебную палочку к подарку, который он подарил другу. Друг (который через пару месяцев направляется в Юниверсал Орландо и Волшебный мир Гарри Поттера) был в восторге от своей новой волшебной палочки.
Magically Fun PlayИ, честное слово, мы все так весело проводили время, играя с нашими новыми волшебными палочками. Дети (а иногда и я) бегают по дому, указывая палочками и выкрикивая заклинания.
По всему моему дому можно услышать восклицания вроде expelliarmus , алохомара , wingardium leviosa и, конечно же, ожидание патронум .
Быстрый онлайн-поиск «Заклинания Гарри Поттера» позволил нам расширить наши знания о заклинаниях, сделав нашу игру еще более увлекательной!
СВЯЗАННЫЕ: 25 заклинаний Гарри Поттера, которые должен знать каждый – отцовские
Начинайте творить, фанаты Гарри Поттера!
Так чего же вы ждете? Если у вас нет маховика времени, как у Гермионы, то нет времени лучше настоящего, чтобы спроектировать и изготовить собственную волшебную палочку, вдохновленную Гарри Поттером!
- Хотели бы вы (или ваши дети) сделать палочку в стиле Гарри Поттера?
- Как вы думаете, какая палочка для рукоделия получилась лучше всего?
- Какое ваше любимое заклинание из Гарри Поттера?
Если вы сделаете одну из этих палочек, опубликуйте ее фотографию в социальных сетях и отметьте меня.