Женщина командир воздушного судна: Первая женщина-пилот авиакомпании Somon Air приступила к полетам

Содержание

Женщины пилоты гражданской авиации в России. Фото, лучшие, истории

Женщина-пилот: миф или реальность

Профессия пилота гражданской авиации долгое время относилась к мужским, но в последние годы в форме летчиков все чаще стали видеть и женщин. В США и Европе более 2000 представительниц прекрасного пола сидят за штурвалами самолетов. Лидером по количеству пилотов-женщин является Индия.

Доля женщин, пилотирующих пассажирские самолеты, в общем числе авиаторов:

СтранаКоличество женщин в процентном отношении (%)
Великобритания4,77
США4,36
Индия13
Всего в мире5

В России эта профессия стала также более доступна нашим девушкам. Сейчас в России — 30 женщин-пилотов. В самой крупной компании России «Аэрофлот» — 20 пилотесс, 5 из них – командиры воздушных судов (КВС).

Требования к обладателям данной профессии не зависят от пола и они очень жесткие:

  • прекрасное здоровье;
  • стабильная психика;
  • хорошая физическая подготовка;
  • базовые общие знания;
  • отличные технические навыки;
  • стрессоустойчивость;
  • умение быстро принимать решения.

Современные молодые женщины, стремящиеся летать, не уступают мужчинам по этим параметрам.

Достижения девушек в области авиации

Женщины-пилоты гражданской авиации в России в штате авиакомпаний составляют небольшое число. Психологическая устойчивость, технический склад ума, быстрое принятие решений – считались когда-то прерогативой мужчин. Теперь представительницы «слабого» пола при необходимости проявляют такие же качества.

Примеров множество:

  • В 2009 году в России появилась первая женщина — командир корабля. Это была Ольга Грачева, сотрудница компании «Аэрофлот».
  • В Чечне девушка — Ларина Евмурзаева — села за штурвал воздушной машины, впервые в истории республики.
  • 2016 году стала известна Мария Федорова, как самая юная пилотесса в мире.

Число женщин-летчиков в России постепенно растет, хотя процесс этот происходит медленно.

Пилотессы в России

Мария Уваровская

Уваровская Мария получила статус капитана корабля в январе 2012 года. В детстве Мария не собиралась становиться летчиком. Она училась в ВУЗе, по специальности «архитектор», а в качестве хобби занималась в ДОСААФ, училась летать.

Первый полет совершила на маленьком спортивном самолете в 17 лет. Поднявшись в небо, осваивая процесс пилотирования, Мария поняла, что хочет сидеть за штурвалом пассажирского корабля.

Полученная профессия архитектора позволила девушке работать и оплачивать занятия по летному делу. Налетав необходимое количество часов (100), Мария поступила в Академию ГА. Ей было 24 года.

В компании «Аэрофлот» после собеседования будущему пилоту поставили условие: полетать на ЯК-40 и набрать необходимое количество часов, поскольку опыт полетов девушки состоял только из полетов на спортивных самолетах.

Выполнив условия, Уваровская в 2007 году снова обратилась в «Аэрофлот» и была принята вторым пилотом на ТУ-154. Мария Уваровская оказалась третьей пилотессой в компании. Теперь там работают 20 девушек.

Сейчас Уваровская, командир экипажа, работает на Airbus A320, дальнемагистральном самолете. Конечно, Мария видит интерес к себе, как женщине-пилоту, со стороны обслуживающего персонала и пассажиров.

Многие считают ее необычной, раз девушка выбрала такую «мужскую» работу, требующую решительности и самообладания, связанную с риском. Однако сама она считает себя обычным человеком, занимающимся тем, что ей нравится.

Дарья Синичкина

Дарья Синичкина – первая и единственная в мире женщина пилотирует новый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Red Wings.

Дарья не думала о летной карьере, пока училась в университете ( МГУ им. Ломоносова). Начав работать по специальности, она не получала удовлетворения от работы и мечтала о том, чтобы изменить свою жизнь, заниматься сложным и интересным делом.

Учиться летать Дарья Синичкина начала в 23 года. Первый полет принес Дарье уверенность в новом избранном пути, она поняла, что хочет профессионально заниматься пилотированием.

В 2008 году будущая пилотесса поступила в Ульяновское училище ГА. Требовались значительные денежные затраты, Дарья отказалась от многого, чтобы достичь своей цели. Для того чтобы летать на Sukhoi Superjet 100, летчики тренировались на базе Учебного центра в Жуковском.

По отзывам, это был отличный центр. Тренажеры были такие, что оказавшись в кабине самолета, пилоты не чувствовали большой разницы. По словам Дарьи, Sukhoi Superjet 100 является самым безопасным кораблем. Автоматика в самолете и системы защиты – на высочайшем уровне.

Дарья Синичкина довольна тем, что круто изменила свою жизнь. Работа летчика тяжела физически, но обилие эмоций, впечатлений, событий не дает Дарье уставать морально. Именно этим и отличается ее прошлая жизнь от нынешней.

Татьяна Казачкова

Женщины-пилоты порой приходят в гражданскую авиацию, преодолевая большие трудности на пути достижения своей цели. В России девушек всегда неохотно брали на учебу в летные учебные заведения.

Татьяна Казачкова – командир воздушного судна с декабря 2011 года. Ее карьера летчика складывалась очень непросто. После школы (середина 90-х годов) Татьяна занималась в аэроклубе родного Санкт-Петербурга. При попытке поступить в Академию гражданской авиации получила категорический отказ. Через год попробовала еще раз и опять отказ.

Татьяна Казачкова, первая женщина — пилот гражданской авиации, занявшая должность командира экипажа на воздушном судне Боинг-737 компании «Россия»

Для осуществления мечты пришлось избрать длинный путь. Она уехала в США, воспользовавшись помощью друзей. Вблизи дома, где жили друзья Татьяны, находился аэродром с летной школой, в которой девушка начала учиться. Обучение оплачивала сама, работая няней в нескольких семьях.

Получив коммерческие права, Казачкова вернулась в Россию. Американские коммерческие права у нас не действуют и девушка снова подала документы в академию. Ее приняли на диспетчерский факультет.

Пилоты в то время были мало востребованы и Татьяна работала по полученной специальности, диспетчером. И все-таки настал момент, когда воздушные асы снова понадобились. Татьяна выполнила необходимые полеты, взяв кредит для их оплаты, и получила долгожданное свидетельство пилота.

В декабре 2011 года, после трех лет работы вторым пилотом, Татьяна стала командиром корабля Boeing 737 компании «Россия». Она первая из женщин заняла там должность КВС. Татьяна Казачкова говорит в своих интервью, что препятствия убеждали ее в верности выбора пути.

Ольга Грачева

Женщины-пилоты гражданской авиации в России гордятся самой именитой коллегой – Ольгой Грачевой, которая имеет 45 лет летного стажа и более 22 000 часов налета.

Ольга родилась в семье летчиков: и мать, и отец ее воевали в Великой Отечественной войне. Они летали на истребителях.

В 5 лет девочка во время праздника в семье на вопрос гостей: «Rем ты будешь?», ответила: «Летчиком». В ответ взрослые рассмеялись, после этого Оля никому не говорила о своих планах.

В 16 лет, тайком от родителей, девушка записалась в аэроклуб, где стала мастером спорта по высшему пилотажу. Затем поступила в Кременчугское училище и окончила его отлично. И снова учеба — Ольга поступает в Академию гражданской авиации.

С 1994 года Ольга Ивановна Грачева работала в аэропорту «Шереметьево». Грачева – первая женщина, допущенная к полетам на иностранных воздушных машинах А-310 и Б-767. В 2009 году была назначена командиром Боинг-767, совершающего дальние рейсы. С этой должности Ольга Ивановна ушла на пенсию.

Пассажиры, по словам Ольги, в основном, относятся к летчикам женского пола по-доброму. Ольга Ивановна вспоминает, что по прилету в Гуанчжоу, к ней подошла девушка и поблагодарила за профессионализм. Девушка очень боится летать, но такой плавный подъем и полет заставили ее позабыть страх.

У Ольги Грачевой в ее летной практике случались нестандартные ситуации: например, при взлете отказал один из двигателей, и Ольга с честью вышла из трудного положения, набрала необходимую для посадки высоту и вернула машину на землю. В 2014 году Указом президента РФ О.И. Грачевой, командиру воздушного судна авиакомпании «Аэрофлот», было присвоено звание «Заслуженный пилот РФ».

Татьяна Рыманова

Еще одна представительница прекрасных пилотесс — Татьяна Рыманова. Татьяна Алгимантасовна Рыманова — капитан корабля в «S7 Airlines».

За спиной 170 пассажиров и, бывают случаи, когда кто-то из мужчин начинает возмущаться, что пилот – женщина. Но в конце полета все пассажиры выражают благодарность. В книге отзывов есть запись о том, что во время взлета и посадки даже маленькие дети не плачут, настолько все плавно происходит.

Она родилась в 1964 году, в Ростове. Увлечение небом у Татьяны с детства. Учась в 8-м классе, стала заниматься в ростовском аэроклубе. Сначала прыгала с парашютом, потом летала на спортивных машинах. Отец мечтал когда-то быть летчиком, поэтому своего первенца видел летающим в небе. Татьяна была старшим ребенком, отцовская мечта передалась ей.

В 1983 году поступила в Волчанское авиаучилище, в специальную группу для девушек, получила специальность — «летчик-инструктор вертолета Ми-2». В 1986 году с мужем уехала в Ашхабад, родила двух дочерей. Там же окончила ВУЗ по специальности «эксплуатация самолетов и двигателей». Прошла обучение на Ми-8, потом на Як-42. В 2000 году с семьей вернулась в Россию.

В октябре 2005 года обучалась в тренажерном центре «Боинга» в Соединенных Штатах на второго пилота Б-737.

Татьяна Рыманова — первая пилотесса Боинга.

17 апреля 2007 года о ней узнала вся Россия из сообщений в газетах. На «Боинге-737» отказал генератор одного из двигателей. Командир Александр Сычев и второй пилот Татьяна Рыманова благополучно посадили воздушное судно.

Ларина Евмурзаева

Женщины-пилоты гражданской авиации в России приняли новую коллегу в свои ряды – девушку, ставшую знаменитостью в родной Чечне. Ведь Ларина Евмурзаева – первая в истории республики, поднявшаяся в небо в кабине самолета.

Ларина с детства хотела продолжить семейную династию (ее отец и братья – летчики). Девушка постоянно слышала рассказы отца и его друзей об авиации. Отец был первым, кто предложил Ларине учиться на летчика.

Решив идти по стопам отца, она в 2009 году поступила учиться в ККЛУ ГА (Краснокутское летное училище гражданской авиации). Принимать в училище ее сначала не хотели, так как девушек-курсантов там до сих пор не было. Среди 90 курсантов Ларина была единственной представительницей женского пола. За 3 года учебы налетала 150 часов на АН-2.

В 2012 году, когда ей исполнился 21 год, Ларина окончила летное училище и поступила на работу в «Грозный Авиа». Для работы ей пришлось переучиваться на ЯК-42. Еще год она продолжала учиться и набираться опыта. Только через год ее назначили вторым пилотом на рейс Грозный-Москва.

Ларина окончила УВАУ ГА (Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации). Училась заочно, чтобы не прекращать летать. Пилотесса мечтает переучиться на Airbus и стать командиром корабля. Она верит, что все у нее получится.

Мария Федорова

Женщины-пилоты гражданской авиации — в России их еще мало, но число самоотверженных, целеустремленных представительниц «слабого» пола растет. В 2016 году самая молодая среди летчиков всего мира — Мария Федорова — полетела в первый раз. Ей было 23 года.

После окончания школы Маша пошла учиться в СПбГУ ГА (Санкт-Петербург – ее родной город). Английский язык изучала дополнительно под руководством преподавателя авиационного английского и достигла высокого уровня знания языка.

Окончив университет, Федорова выполняла тренировочные полеты и проходила обучение еще какое-то время (из-за возраста ей предъявлялись повышенные требования), летала пилотом- стажером, после этого была допущена до кресла второго пилота.

Летать Мария предпочитает на российских «Суперджет», а не на «Боингах», считая качество «Суперджет» превосходным. Маша тщательно, с чувством огромной ответственности за судьбы пассажиров, проводит предполетный осмотр машины, готовит системы к работе.

Картина получается впечатляющая: изящная девушка рядом с огромным летательным аппаратом. Трудно представить, что Мария поднимает в воздух эту махину. С конца 2016 года Мария пилотирует самолет Superjet 100 компании «Аэрофлот», самой большой российской компании. Молодая пилотесса стала профессионалом.

Ольга Кирсанова

Ольга Георгиевна Кирсанова — командир воздушного судна Boeing 737-800 компании «Аэрофлот». Родилась, выросла и начала трудовую деятельность в Ташкенте.

Ольга Кирсанова – продолжательница летной династии. В семье все мужчины — авиаторы, а женщины – педагоги. Она училась на филолога, стала летчиком. Ольга с детства занималась спортом, получила звание мастера спорта, в 15 лет была в составе сборной юниоров страны. На старших курсах филологического совмещала учебу с занятиями в летном училище.

Поступила в Волчанское авиационное училище лётчиков ДОСААФ, практически, единственное училище, в котором брали женщин — 4 места на СССР. Место досталось трудно, пришлось приложить немало усилий, дойти до самых «верхов». Победила уверенность, что должна летать, есть летный опыт, прекрасная физическая подготовка, сильный характер и, главное, увлеченность небом.

После училища летала на АН-2, но хотелось большего. Стала мечтать о космосе и поступила в Университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Затем Ольга окончила Академию ГА. Во время учебы Ольга продолжала летать, доказывая, что может делать это не хуже мужчин. В это время не стало СССР и летчиков стали сокращать. Ольге пришлось вернуться обратно, в Ташкент.

Шла на все, лишь бы летать: работала в санитарной авиации, возила грузы. Руководство предложило переучиться на ЯК-40, на котором Ольга потом пролетала 11 лет. В Москве, куда Ольга переехала, когда ее пригласили на работу к крупному авиаперевозчику, прошла переобучение на ТУ-154 и Airbus. Она – сотрудница «Аэрофлота», летает в дальние рейсы.

Алина Залетова

Алина Залетова – первая женщина-пилот Латвии, командир корабля Боинг 757 в авиакомпании «Air Baltik».

Родилась она в рабочем посёлке Каугури, с детства мечтала о профессии пилота, хотя в семье никто не был связан с авиацией. Алина начала готовиться к избранной профессии: изучала литературу об авиации, проходила различные тесты на внимание, скорость реакции, выучила английский язык, готовила себя физически.

В старших классах школы зрение девочки неожиданно резко ухудшилось, что нарушило ее планы. Девушка решила, что будет поступать в авиационный институт Риги, чтобы стать инженером-авиоником, специалистом по обслуживанию самолетного оборудования.

По окончании учебы Алина была принята авиатехником в «Air Baltik». Скоро мужчины, окружающие ее на работе, поняли, что девушке можно доверять. Ответственность, с которой Алина подходила к работе, не давала повода усомниться в результатах осмотра ею воздушного судна, а ведь любая ошибка авиатехника может привезти к гибели десятков людей.

Мечта Залетовой не угасала и, проработав шесть лет, девушка накопила необходимую сумму для операции по поводу близорукости. Восстановив зрение, Алина стала искать курсы по обучению пилотов, но все курсы стоили дорого. Денег не было, и Алина снова начала копить, отказываясь даже от мелочей. Нужная сумма была слишком велика и появилась мысль поехать зарабатывать в США.

Но тут в аэропорту Риги открыли центр по обучению пилотов-любителей, где цены были вполне доступные.

Однако, получив диплом пилота-любителя, Залетова поняла, что он не дает права на работу в авиакомпаниях. Надо получать коммерческие права, а для этого опять требовались большие деньги.  Девушка нашла в Литве школу летчиков с более дешевым обучением. Она поехала туда, работала и училась. Получив лицензию, конвертировала ее в Латвии.

И снова неудача: изменилось законодательство, для полетов в странах ЕС надо учиться дальше, а деньги были потрачены на учебу в Литве. Упорство девушки было вознаграждено: компания «Air Baltik» решила оплатить Алине Залетовой учебу в Швейцарской академии.

В 2004 году Алина была зачислена вторым пилотом Боинг 737. В 2007 году Алина Залетова стала капитаном Фоккере-50, а в 2011 году — капитаном Боинг 737.

Женщинам, стремящимся стать пилотами гражданской авиации, сейчас в России предоставляется больше шансов осуществить свою мечту о небе:

  • обучение в авиационных клубах и учебных центрах открыто для всех;
  • девушек берут охотно, так как они более дисциплинированны.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: как женщине стать пилотом в Росcии

Интервью Эллы Памфиловой с основателем клуба частных пилотов Анастасией Дагаевой:

Пилотесса Мария Уваровская — о работе в мужском коллективе и буднях пилота

Я летаю на Airbus A320, это среднемагистральный самолёт, не рассчитанный на трансконтинентальные рейсы. Наша география — Европа и Россия до Иркутска. Во Владивосток летают дальнемагистральные самолёты. Если я улетаю утром, то лечу часа два, например, в Прагу. Там час стоянка — и обратно. Если мы улетаем в восемь часов вечера, то стоим несколько часов в аэропорту, а под утро прилетаем обратно. Посмотреть ничего не удаётся, если у нас нет длинной стоянки с выходом в город. Различия в полёте небольшие: у нас страна широкая, поэтому расстояния побольше и воздушное пространство не так загружено, как европейское. В европейском пространстве насыщенный радиообмен.

В кабине КВС и второй пилот общаются на английском, на русском говорим только на отвлечённые темы. В то время, когда мы переучивались с советской техники, было условие — выучить английский. Уровень должен быть приличным — это технический язык: вся документация на английском языке и все технические документы, сам аэробус тоже иностранный.

По количеству полётов в месяц ограничений у нас нет. Есть лётная норма и норма рабочего времени. Лётная норма — 80 часов в месяц, продлённая норма — 90 часов. Соответственно, 800 и 900 часов в год. Многие пилоты соглашаются на продлённую норму, потому что так увеличивается зарплата.

Менять самолёт раз в пять лет — это хорошая практика. Спустя пять лет пилот начинает скучать, он побывал во всех условиях, приобрёл колоссальный опыт. Кто-то после этого идёт в инструкторы, кто-то занимает руководящие должности, кто-то меняет тип самолёта. Всем нужно движение и профессиональный рост. У меня есть возможность переучиться на дальнемагистральный самолёт, но я не очень хочу. Мне нравится улетать утром и прилетать вечером. У моих рейсов, конечно, тоже есть свои минусы: много ночных. Они съедают время, потому что весь день после рейса ты высыпаешься. На семью и общение с шестилетней дочерью остаётся совсем мало времени.

 

Об опасностях, суевериях и катастрофах

Мне повезло, у меня никогда не было отказов авиатехники в воздухе. Были отказы на земле и как результат задержки рейсов. В воздухе, бывало, портилась погода, приходилось уходить на запасную полосу. Это нестандартные ситуации, они требуют внимания, но они штатные. Сочетание таких факторов, как боковой порывистый ветер, обледенение на полосе, длина полосы, усложняет ситуацию. При посадке на короткую заснеженную полосу ты понимаешь, что должен сесть именно в знаки, в точке приземления — в ясную погоду с четырёхкилометровой посадочной полосой ты можешь позволить себе эту точку перелететь. Все эти ситуации отрабатываются на тренажёрах, полностью имитирующих все варианты. Раз в год на этих тренажёрах мы подтверждаем свою квалификацию — если не справиться с этим экзаменом, к работе не допустят.

После каждой авиакатастрофы в мире в каждой российской компании идёт реакция. Всегда издаются информационные документы, созданные на основе разбора катастрофы, мы с ними знакомимся. Проводится специальная работа — дополнительное обучение или занятия. Если какая-то ситуация когда-либо уже возникала, мы должны быть готовы предотвратить её, когда она возникнет вновь. Мы пытаемся извлечь максимум из ошибок. Изучаются даже незначительные инциденты.

Мы летаем каждый день и уже не верим в приметы, например, не фотографироваться перед рейсом и прочее. Люди на работе становятся практичнее и, наверное, немного циничнее. Пассажиры летают раз в месяц, и им кажется, что это риск. Когда летаешь каждый день, ничего не боишься. Это просто работа.

Как 23-летняя девушка пилотирует Sukhoi Superjet — Российская газета

Если вы набьете в любом поисковике «самая молодая в мире девушка-командир воздушного судна», то узнаете, что это британка Кейт Макуилльямс. Управляет самолетом с 13 лет, а первый же свой самостоятельный полет совершила в 16. Сейчас Кейт 26 лет, она пилот авиакомпании EasyJet, летает на пассажирских самолетах А319 и А320. Это, безусловно, неординарный случай, но все-таки есть женщины и в наших селеньях.

Кейт пилотирует не самые современные эрбасы в бюджетной (т.н. лоукостер) авиакомпании. У нас на самом современном среднемагистральном лайнере летает Мария Федорова. Она пока не командир, а второй пилот, но какие ее года. Ей ведь всего 23.

С другой стороны, на той же Украине одна ровесница Марии уже начальником департамента минюста назначена, а другая вообще до замминистра МВД дослужилась. Но опять же — у нашей Маши все еще впереди.

Федорова — выпускница Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. В «Аэрофлоте», где 19 женщин-пилотов, она пока единственная, которая летает на «Суперджете».

Первые сообщения об очаровательном пилоте буквально взорвали массмедия и соцсети. Число желающих взять интервью и сделать селфи с Марией превысило рамки разумного. В связи с чем многие жалуются на ее недоступность. Дошло до того, что блогер Анашкевич, которого авиакомпания по какому-то недоразумению допустила до Федоровой, попытался торговать ее фотографиями: «Всего-то 70 тысяч», — оповестила «РГ» его представитель (есть, оказывается, и такая работа) из PR-агентства.

Впрочем, речь не об этих жуликоватых персонажах, а о загруженности пилотов. Фотосессии и интервью — в свободное от службы время, а у летчика гражданской авиации такого времени мало.

Кроме того, те, кто жалуется на «закрытость» пилотесс, просто не знают жизни. Одними из первых женщин-пилотов новых «Суперджетов» стали… мексиканки. ОАК предоставила группе журналистов возможность лично оценить, как эксплуатируются наши самолеты в Мексике. По стечению обстоятельств, мы летели на лайнере, командиром которого была сеньорита. Кэп разрешила снимать на борту, в полете брать интервью у пассажиров и стюардесс, но по приземлении закрылась в кабине и наотрез отказалась предстать перед нашими объективами. Просто из-за девичьих эмоций: не ожидала, не накрашена, не помыла голову…

Самое сложное в работе — ночные полеты, особенно обратный рейс

А для «РГ» была предоставлена возможность не только пообщаться с Марией Федоровой, но даже «слетать» с ней. Полет, правда, был на земле: на полнопилотажном тренажере в Шереметьеве.

Удивительная техника: таких в мире всего четыре. Посадив лайнер, Мария Федорова ответила на мои вопросы.

Мария, вероятно, два самых банальных вопроса, которые приходится часто слышать, — это «стать пилотом было детской мечтой?» и «почему выбрали мужскую профессию»?

Мария Федорова: Да, мне задают эти вопросы. В детстве стать пилотом я не мечтала, это мечта моего отца.

После окончания школы поступила в Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Окончила в 2015 году, а с ноября прошлого года работаю в «Аэрофлоте». Прошла переподготовку, сдала экзамены, три месяца в качестве пилота-стажера. Этим летом совершила первый рейс как второй пилот.

Почему пошла, как меня спрашивают, в «мужскую профессию»? Я выбирала что-то неординарное, необычное и нестандартное. И выбор пал на профессию пилота. Я считаю, что управлять самолетом — интересно и романтично.

Что сложнее всего в вашей работе?

Мария Федорова: Ночные полеты, особенно обратный рейс. Конечно, перед полетом мы хорошо отдыхаем, высыпаемся, но все равно бывает сложно. Надо быть собранным и очень внимательным, особенно на посадке после бессонной ночи. Без этого вообще никак, это залог успеха. Отвлекаться нельзя ни в коем случае. Хотя для меня взлет и посадка — это самое интересное в полете.

Вы летали на разных типах самолетов, включая и те, которыми летчик управляет с помощью хрестоматийного штурвала. Пилот старой школы от одного вида кабины нового самолета испытывает массу эмоций. Вроде все как раньше: два летчика в креслах, но у каждого вместо штурвала теперь по сайдстику (напоминает компьютерный джойстик). Причем, если у второго пилота он в правой руке, то командир управляет самолетом левой! Как такое вообще можно освоить после штурвала?

Мария Федорова: Вообще-то за штурвалом я сидела крайний раз, когда я летала на «Цессне». Трудно уже и вспомнить, давно это было (заразительно смеется). Управлять «Суперджетом» мне больше нравится. С сайдстика команды управления не напрямую воздействуют на управляющие поверхности, а через электронные сигналы. Система исключает команды, которые угрожают безопасности полета. На мой взгляд, она упрощает управление.

В какие аэропорты летать любите, а куда — нет?

Мария Федорова: Люблю полеты в Минск — из-за оптимального, на мой вкус, времени полета. В Тюмени отличная взлетно-посадочная полоса, приземляться — одно удовольствие. А не очень люблю Саратов и Ставрополь.

Во время учебы в университете прыгала с парашютом?

Мария Федорова: Нет, у меня ни одного прыжка.

А на чем летали?

Мария Федорова: На Cessna 172S, на Як-18Т и на Diamond-42. В университете налетала 150 часов. На «Суперджете» — 250.

Стрессовые ситуации случались?

Мария Федорова: У меня не было каких-то стрессовых ситуаций, но перед посадкой да, волнение было. Немножко потели ладошки.

Одна из ваших старших коллег, командир лайнера Мария Уваровская, как-то призналась, что зимой в пальто (когда не видно летной формы) ее принимают за стюардессу. Но, с другой стороны, после посадки пассажиры часто хотят посмотреть на командира-женщину: познакомиться, сфотографироваться, выразить восхищение. У вас не было ли забавных случаев: скажем, пассажиры пытаются после приземления подарить цветы и конфеты?

Мария Федорова:

Нет, цветов и конфет пассажиры не дарят, у меня такого не было. Бортпроводники после полета рассказывают, что пассажиры в салоне удивляются, восхищаются, начинают обсуждать, что девушка в кресле пилота. Но никто не возмущается и не пугается.

Представьте: вот 12-14-летняя девочка увидела ваше фото в газете, прочитала интервью и загорелась — тоже хочу летать. Дайте пару практических советов тинейджеру.

Мария Федорова: Стоить обратить особое внимание на физику, математику и английский язык. Следить за здоровьем. Медкомиссия при поступлении — одно из самых серьезных испытаний. Общефизическая подготовка тоже определенно не будет лишней. Даже если ты не станешь пилотом. Здоровье — самое важное в жизни.

Вот такой махиной управляет 23-летняя девушка. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Каким-то видом спорта увлекались?

Мария Федорова: С самого детства занималась конным спортом.

Ого, это что-то связанное с казачьими традициями? Может, совмещали с фланкировкой, то есть искусством владения шашкой?

Мария Федорова (смеется): Нет, я без оружия прекрасно обходилась. Просто конный спорт — занималась выездкой.

Ну и напоследок: как вы относитесь к аплодисментам в пассажирском салоне после приземления?

Мария Федорова (и все пилоты, находившиеся в кабине тренажера — хором): Мы же их не слышим!

Но вы знаете, что большинство пассажиров усердно бьют в ладоши. Чисто русская, надо сказать, традиция. За рубежом не хлопают.

Мария Федорова: Людям, наверное, так спокойнее. Если пассажирам нравится, то почему нет? Кстати, у меня мама после приземления всегда аплодирует пилотам.

Кстати

По данным Международного общества женщин-пилотов, в мире женщины составляют 5% пилотов гражданской авиации. В таких европейских компаниях, как Air France и Alitalia, — до 20%.

В США 27 тыс. женщин обладают лицензией пилота.

Первая женщина-летчик в мире — француженка Элиза Дерош. Поднялась в небо осенью 1909 года, а 8 марта 1910 года получила удостоверение пилота. Погибла в 1919 году в авиакатастрофе.

Первые русские женщины-авиаторы. Домникия Кузнецова-Новолейник в 1911 году в Санкт-Петербурге поднялась на самолете «Блерио-ХI», но не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. Осталась жива, в дальнейшем стала успешной актрисой и режиссером.

Лидия Зверева — в 1911 году получила диплом пилота-авиатора. Участвовала в испытании разведчиков «Фарман XVI». В Риге открыла свою школу пилотов.

В Минпромторге рассказали, сколько женщин в промышленной сфере России — Общество

МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Женщины составляют более 40% работников промышленности России, и их число продолжит расти. Об этом заявила ТАСС замглавы Минпромторга РФ Гульназ Кадырова, единственная женщина — заместитель главы этого ведомства.

На эту тему

«Женщин, занятых в сфере промышленности, определенно становится все больше. Ежегодно их доля в общем числе работников растет, и в 2020 году составила 40,1%, а это 3,8 млн женщин, которые своим трудом и идеями развивают отечественную промышленность», — сказала она.

По словам Кадыровой, во многих отраслях промышленности женщины занимают равные позиции с мужчинами, однако при этом существуют и отрасли, специфика которых требует «особых подходов, качеств, навыков и компетенций, которые свойственны в большей степени женщинам». В качестве примера замминистра привела фармацевтическую и легкую промышленность.

Перспективы роста

Вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева отметила, что на руководящих должностях в промышленности женщин меньше, чем мужчин, и «это факт». «Наверное, это соотношение будет меняться быстрее, если изменения будут идти «с головы» — с нашего профильного министерства, которое является ролевой моделью для всей промышленности и могло бы задавать планку не только в госрегулировании, но и в гендерной политике тоже», — сказала она ТАСС. По словам Матвеевой, в частности, Гульназ Кадырова «по уровню квалификации она может дать фору многим мужчинам, но таких примеров могло бы быть больше».

На эту тему

Однако Кадырова заявила, что Россия входит в тройку лидеров по числу женщин на руководящих должностях с их долей в 47% и занимает первое место по этому показателю среди стран «Большой двадцатки». «Сейчас в России растет количество женщин, осваивающих высшие управленческие должности в промышленных организациях. Многие компании принимают решение о найме женщин на руководящие должности и, на наш взгляд, рынок труда продолжит развиваться по этому пути», — отметила замминистра.

Меры поддержки

Для привлечения женщин в промышленность необходимы системные меры поддержки, такие как повышение уровня комфортности труда, создание гибкой и доступной системы специального образования, считает Минпромторг.

Вместе с тем за последние три года количество выпускниц высших учебных заведений по техническим и промышленным специальностям выросло, отмечает министерство. Этому способствуют меры государственной поддержки и активная реализация кампаний учебных заведений по привлечению выпускников, полагает Кадырова.

Ситуация в Ростехе

В Ростехе подтвердили, что в организациях оборонно-промышленного комплекса руководящие посты занимают преимущественно мужчины, и это связано со спецификой военно-технической отрасли. При этом в госкорпорации рассчитывают на изменение ситуации.

По информации пресс-службы Ростеха, в госкорпорации пол не влияет на перспективы трудоустройства. Больше всего в Ростехе женщин-монтажников радиоэлектронной аппаратуры — 74%, среди испытателей деталей и приборов их 67%, среди операторов автоматических производственных линий — 59%, а в сфере IT насчитывается около трети от общего числа сотрудников.

На эту тему

Среди технических специальностей женщины чаще мужчин выбирают профессии инженера-химика, инженера по испытаниям, инженера-контролера. Так, по данным Ростеха, на предприятиях радиоэлектронного комплекса госкорпорации женщин-специалистов больше, чем мужчин — 54% от общего числа сотрудников, а руководящие посты в комплексе занимают 15% женщин.

Также в Ростехе отметили, что на чемпионатах профессионального мастерства World Skills женщины с каждым годом все чаще побеждают в компетенциях, в которых прежде были представлены преимущественно мужчины. В частности, женщины, разработали такие инновационные продукты госкорпорации, как аппаратура биологического контроля, умные дорожные знаки, домофоны нового поколения, установки для обеззараживания воды и утилизации полимерных композитов, аппарат для обеззараживания ран, подчеркивает пресс-служба. «Очевидно, что тенденция сохранится, и доля женщин в промышленности будет стабильно расти», — уверены в Ростехе.

Пилоты и машинисты

В «Аэрофлоте» сообщили ТАСС, что среди пилотов компании лишь 3% приходится на женщин. Сейчас в этой компании работают 70 женщин-пилотов, в том числе 10 командиров воздушных судов, число мужчин-пилотов составляет 2508. В «Аэрофлоте» отмечают, что из-за спада в отрасли в связи с пандемией пока сложно прогнозировать, будет ли расти число женщин среди пилотов. Также в компании рассказали, что первой женщиной-пилотом «Аэрофлота» стала Ольга Грачева еще в 1994 году.

Пилот А320 «Аэрофлота» Екатерина Телепун отметила, что пассажиры все реже удивляются, видя женщину-пилота. Пилот А320 Мария Пяткова рассказала, что «некоторые относятся скептически, а многие восхищаются». По словам Пятковой, «отношение к женщине-пилоту как со стороны пилотов и бортпроводников, так и со стороны пассажиров особенное, неравнодушное». «Работа в мужском коллективе для меня не представляет каких-либо трудностей, скорее, наоборот, в удовольствие. Я думаю, что женщине-пилоту комфортно летать с мужчинами-пилотами, когда она на равных или даже выше на голову по знаниям, но явно этого не показывает», — отмечает она.

На эту тему

РЖД в 2020 году начали принимать заявки от женщин на обучение и дальнейшее трудоустройство в качестве помощников машиниста, то есть вторых пилотов в кабине поезда. Как сообщили ТАСС в РЖД, сейчас в компании работают 52 женщины-помощника машиниста (чтобы стать машинистом, необходимо не меньше трех лет отработать помощником).

В РЖД надеются, что число таких сотрудниц будет увеличиваться. Вместе с тем там полагают, что пересмотр списка запрещенных профессий возможен только тогда, когда труд не угрожает жизни и здоровью женщин, трудовое законодательство РФ сейчас максимально соответствует реальным условиям работы.

Всего в компании работают почти 35 тыс. машинистов и свыше 32 тыс. помощников машинистов электровозов, а также примерно 5 тыс. машинистов и 4,7 тыс. помощников машинистов электропоездов.

Авиакомпания «ЮТэйр» — В UTair появилась первая женщина–командир самолета Boeing

Впервые в авиакомпании UTair женщина стала командиром магистрального самолета.

Виктория Кумова получила квалификацию командира Boeing-737CL/NG в 31 год после 9 лет работы вторым пилотом гражданской авиации и 4720 часов налета на самолетах Boeing-737CL/NG, Ан-2 и Як-18Т.

В UTair Виктория пришла спустя год после окончания Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Как и все пилоты, допущенные к управлению самолетом, она прошла объемную теоретическую и практическую подготовку, включая многократные отработки любых внештатных ситуаций на авиатренажерах.

«Любовь к небу мне передалась от отца. В авиации он уже 35 лет и в профессии для меня главный пример. В нашей отрасли к женщинам-пилотам порой относятся с некоторой осторожностью, но однажды в меня поверили и дали шанс осуществить мечту детства. Я благодарна UTair и своим коллегам за поддержку», – поделилась Виктория Кумова.   

Торжественное вручение удостоверения Командира воздушного судна состоялось в сквере Авиаторов в Тюмени. Руководитель Тюменского МТУ Росавиации Петр Медведев вручил пилотам региона летные свидетельства и поздравил их с Днем Воздушного Флота России.   

Виктория продолжила преемственность поколений и традиций авиакомпании: женщины неоднократно пилотировали воздушные суда за 50-летнюю историю UTair. Во времена Тюменского управления гражданской авиации командирами самолетов Ан-2 были Александра Редькина и Любовь Гаврилова. Более десяти девушек работали вторыми пилотами на Ан-2 и Ан-24, выполняя большой объем работ – от перевозки пассажиров и грузов до тушения лесных пожаров. Также на самолетах Ту-134 и Ту-154 штурманом в авиакомпании трудилась Тамара Афанасьева. А женский экипаж, возглавляемый известной вертолетчицей Инной Копец, в 1982 году установил 9 действующих мировых рекордов  на самом грузоподъемном в мире вертолете Ми-26.

 

Авиакомпания UTair – ядро Группы UTair, которая включает в себя компании по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию самолетов и вертолетов, подготовке персонала, сервисному обеспечению рейсов и продаже авиаперевозок.   

В 1-ой половине 2017 года 3 272 530 пассажиров летали самолетами UTair, что на 15,9% выше аналогичного периода прошлого года. UTair – один из крупнейших авиаперевозчиков России. Авиакомпания летает по 170 направлениям, 65 из которых доступны только пассажирам UTair.

В парке воздушных судов UTair 65 самолетов. Основной пункт пересадки пассажиров – аэропорт Внуково, через который UTair ежедневно совершает более 160 рейсов. Штаб-квартира авиакомпании находится в Сургуте. UTair входит в реестр операторов IOSA с 2008 года.  

«Победа» впервые выполнила полет с полностью женским экипажем. Предрассудки о мастерстве пилотесс вызвали споры в Сети

Авиакомпания «Победа» впервые в истории выполнила полет Стамбул-Москва исключительно женским экипажем. Перелет прошел успешно, но в Сети неоднозначно отреагировали на событие. Как относятся к пилотессам в России — разбирался «360».

24 ноября авиакомпания«Победа» в Facebook рассказала, что впервые в истории отправила в полет полностью женский экипаж. Самолет удачно долетел из Стамбула в Москву. «Встречайте наших потрясающих девушек! Кстати, по уровню профессионализма не уступают ни одному мужчине», — подчеркнули в авиакомпании.

Под записью появилось много комментариев, причем самых разных. Девушек хвалили и приводили примеры успеха в других профессиях, например, медицине.

Негативных реакций тоже было предостаточно, но заявления связаны в основном с предрассудками.

Женщина за штурвалом

«360» пообщался с российскими летчиками и узнал, что они думают про женщин-пилотов.

Бывший командир воздушного судна и специалист по безопасности полетов Александр Романов в разговоре с «360» объяснил, что в авиацию должны идти только те женщины, которые жить не могут без неба. Однако профессия все-таки мужская.

Вопрос щепетильный, я не могу сказать что-то плохое о женщинах, но считаю, что все-таки это (рейс «Победы» с женским экипажем — прим.ред) исключение из правил, потому что это сугубо мужская профессия. И нагрузки, и перелеты, и экстремальность

Александр Романовспециалист по безопасности полетов.

«Я понимаю, что женщин к экстриму природа создала более устойчивыми, но напряжение очень огромное <…> К сожалению, все равно к женщинам в авиации относятся, как к женщине на корабле. Я считаю, что женщина должна выбирать более женственную работу, чтобы растить детей и дома быть почаще», — поделился Романов.

Романов отметил, что женщина по своей природе очень аккуратна, а полеты выполняет тщательно и грамотно. Однако даже в вождении автомобиля «женщина — водитель специфический». «Я очень уважаю женщин, но считаю, что в эту профессию идти надо, когда без неба ты на самом деле жить не можешь. Зачастую так и происходит», — сказал Романов. Специалист добавил, что уважает женские команды, приведя в пример успехи летчиков прекрасного пола во время войны.

Источник фото: Flickr/Paul Eccles

Романов также рассказал жизненную историю, вспомнив стереотип о женщине за рулем. «Я не хочу никого обижать. Мы не будем говорить про блондинок, мы говорим про грамотных женщин, которые знают правила дорожного движения, но за свою жизнь я встречал во время своего движения на машине только двух женщин, которые пропустили меня, допустим, тогда, когда нужно было пропустить. Женщины смотрят вперед и думают только о себе, скажем так. А в основном женщина смотрит только прямо», — сказал Романов.

«Приходится искать самое темное место»: пилот рассказал о сложностях при ночной посадке самолетов

Подробнее

Он отметил, что это может быть связано с повышенным вниманием к девушкам на дороге. «Их достало это все, но, в основном, специфика вождения отличается от мужской», — подчеркнул Романов.

По словам специалиста, женщине сложно пройти испытания и стать профессиональным пилотом. «Пробиться женщине пилоту, может быть, в два раза тяжелее, [чем] мужчине. Приходят только избранные», — заключил Романов.

Летчик первого класса Андрей Литвинов в беседе с «360» не согласился с коллегой, отметив, что женщины — такие же профессиональные пилоты, как и мужчины, так как проходят такую же жесткую подготовку.

«Ну, у нас в „Аэрофлоте“ много, около 40 человек женщин-пилотов. И со мной летела пилотесса, второй пилот, и я сам сталкивался с ними. Ну, нормальные специалисты — у нас по-другому и быть не может. Они же проходят подготовку также, как и мужчины. На тренажере отрабатывают, все экзамены сдают, медкомиссии проходят, так что сложно понять, почему вокруг такой ажиотаж, но, я думаю, что и дальше это будет развиваться», — рассказал Литвинов.

Уже женщины у нас проникли везде — и в космос летают. Что им там Boeing управлять — ерунда

Андрей Литвиновлетчик 1-го класса.

Говоря о том, в каких компаниях практика женщин-пилотов распространена, Литвинов назвал компанию Lufthansa. Там очень много «пилотесс». Что касается России, то в нашей стране «Аэрофлот» — первая компания, которая стала брать женщин на работу после училища.

«Когда у нас была только одна женщина — командир летала, это было в диковинку, везде ее приглашали журналисты, а теперь, когда их очень много, то, в общем-то, стало привычным для нас», — отметил Литвинов.

По словам Литвинова, женщине за штурвалом нужно доверять так же, как и мужчине.

«Женщина — это совершенно точно не мужчина, но, тем не менее, как-то они справляются и за штурвалом, и на дорогах в автомобилях. Поэтому здесь неизвестно, что лучше: женщина за штурвалом или мужчина за штурвалом. Такого исследования не делал никто, поэтому, может, наоборот женская логика лучше в авиации будет работать, чем мужская», — заключил специалист.

Источник фото: Flickr/Kristopher Hull

Триумф прекрасного пола

В 1909 году француженка Раймонда де Ларош стала первой женщиной, которая получила свидетельство пилота. В России это была Лидия Зверева, которая получила свою лицензию в 1911 году. Однако обычно девушки летали только в компании с мужчинами.

Первый в истории «женский рейс» осуществила авиакомпания Air Zimbabwe 13 ноября 2015 года. Самолет Boeing 737 летел из Хараре в Виктория-Фолс. Самолетом управляли женщины. Этот полет не был межконтинентальным или международным: оба города находятся в Зимбабве. Кроме того, наземное обслуживание осуществлялось как женщинами, так и мужчинами.

19 ноября того же года авиакомпания Ethiopian Airlines тоже отправила в рейс только женщин. Весь комплекс работ по подготовке к вылета и выпуску лайнера в полет осуществляли только женщины. Самолет следовал по маршруту Аддис-Абеба — Бангкок.

Источник фото: Flickr/steeleman204

В 2016 году в Саудовской Аравии впервые приземлился полностью женский экипаж. Трио женщин-пилотов из Брунея посадило самолет в Джидде — экономической столице Саудовской Аравии. Там девушкам запрещено водить даже машину. Экипаж авиакомпании Royal Brunei Airlines вошел в историю сразу по двум пунктам: сначала первый женский экипаж прилетел в аэропорт, а потом еще и получил разрешение на посадку.

В 2017 году американская авиакомпания Southwest Airlines совершила первый в истории страны «женский рейс». Самолет летел из Сент-Луиса в Сан-Франциско.

Сейчас женских рейсов больше, так как такие полеты перестали быть в диковинку, и о них перестали так часто писать.

Как женщины осваивают специальности, еще недавно считавшиеся чисто мужскими

Женщины интересуются традиционно мужскими профессиями активнее, чем мужчины – женскими. Три из четырех россиянок (74%) рассматривают вакансии на тяжелых, опасных и вредных производствах, которые обычно занимают мужчины, по данным недавнего опроса SuperJob. Женщины идут в мужские профессии, чтобы больше зарабатывать, реализовать детские мечты и продолжить династию.

В опросе SuperJob приняли участие 1000 россиян старше 18 лет. Он был проведен спустя полгода после того, как вступил в силу приказ Минтруда № 512н. В этом приказе Минтруд в 4 раза сократил список тяжелых, вредных или опасных работ, запрещенных для женщин, – осталось 100 запрещенных специальностей вместо 456. Россиянкам разрешили управлять большегрузными автомобилями и сельскохозяйственной техникой (фурами, тракторами, самосвалами и «Камазами»), выполнять верхолазные работы на высоте свыше 10 м, претендовать на место в палубной команде судна (на позициях боцмана, шкипера и матроса), работать машинистом электропоездов и скоростных поездов, рыбаком прибрежного лова и др. Под запретом оставили работы в машинном отделении кораблей и вождение строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер). Согласно сообщению Минтруда, критериями при пересмотре перечня стали факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Приказ Минтруда вступил в силу с 1 января 2021 г.

Вопрос женской занятости на специальностях, с которых был снят запрет, находится на контроле в Министерстве труда России. На 2022 г. запланирован мониторинг правоприменительной практики, говорит представитель Минтруда. По результатам исследования можно будет сделать выводы о том, как изменилась ситуация по тем отраслям и профессиям, для которых были сняты ограничения на использование женского труда, продолжает он.

«Ведомости» опросили экспертов и юристов, чтобы выяснить, что меняется уже сейчас.

Коня на скаку остановит

На опасных и тяжелых производствах женщины работали задолго до инициативы Минтруда. В СССР женщины стояли у станков и кульманов, выбивали запчасти и фонды, ругались с рабочими и считали зарплату и по-настоящему тянули на себе половину, если не больше всей советской экономики, отмечал ранее экономист Николай Кульбака. Только вот история этого великого и тяжелого труда так и осталась ненаписанной, подчеркивает он. В 1987 г. Кульбака, будучи солдатом-срочником, попал на День рыбака в рыбацком селе Териберка. Мужчин в клубе практически не было. Весь тяжелый повседневный труд тянули на себе женщины, рассказывает Кульбака.

48,4% безработных

в возрасте 15 лет и старше – женщины, согласно данным Росстата за май 2021 г.

Около 2% респонденток заявили SuperJob, что уже работают по традиционно мужской профессии – крановщицами, теплотехниками и энергетиками. Женщины стремятся в мужские сферы из-за высоких зарплат, считает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. Мужчин в рабочих профессиях не хватает, поэтому работодатели привлекают сотрудников повышенной заработной платой, говорит Волкова.

Интерес женщин к мужским профессиям может быть ответом на сегодняшние потребности работодателей: компании испытывают острую нехватку синих воротничков – сотрудников складов и заводов, говорит Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Их работа сопряжена с физическим трудом. Женщины, понимая специфику предложения, все равно откликаются на вакансии разнорабочих, говорит Кугел. По его наблюдениям, женщины хорошо справляются со спецтехникой. Из них получаются ответственные водители погрузчиков – нередко на этой позиции они оказываются более эффективными, чем мужчины, и реже допускают дисциплинарные нарушения, говорит Кугел.

На поездах без женщин

Согласно исследованию SuperJob, сейчас лишь 2% россиянок рассматривают вакансии машинистов поездов и электропоездов. На всю страну их меньше сотни, как следует из сводных данных РЖД и метрополитенов.

Чтобы стать машинистом электропоезда, сначала необходимо пройти обучение в железнодорожном колледже или ином учебном заведении, имеющем лицензию на право обучения этой профессии, рассказывает представитель компании «Аэроэкспресс». После этого нужно наработать стаж в должности помощника машиниста не менее двух лет и сдать экзамен на управление электропоездом. Только после успешной сдачи экзамена помощник машиниста может быть повышен до машиниста. В совокупности процесс займет около 3,5 года, говорит представитель «Аэроэкспресса».

Сейчас в «Аэроэкспрессе» 154 работника локомотивных бригад (машинистов и помощников машинистов). Женщин на этих позициях нет. С момента пересмотра ограничений на труд для женщин к ним еще не поступало ни одной заявки, говорит представитель «Аэроэкспресса». По его мнению, прошло недостаточно времени, чтобы желающие успели пройти подготовку. В «Аэроэкспрессе» будут рады видеть женщин среди сотрудников локомотивных бригад, отмечает он, но определяющей при найме является квалификация специалиста, а не его пол. Сейчас женщины работают в компании дефектоскопистами по магнитному и ультразвуковому контролю, техниками по обмеру колесных пар и на других специальностях в депо, говорит представитель компании.

В январе 2021 г. машинистки электропоездов впервые вышли на работу на Филевскую линию Московского метрополитена. Сейчас поездами метро управляют девять женщин, рассказал представитель Московского метрополитена. Вместе с Минтрансом и Минтрудом метрополитен добивался для женщин разрешения на профессию «машинист электропоезда» и спустя 40 лет работа машиниста электропоезда метро официально перестала быть только мужской, говорит он. В следующем году планируется трудоустроить не менее 50 женщин-машинистов, сообщал в январе заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

К кандидатам одинаково строгие требования – не важно, мужчина или женщина хочет быть машинистом, заверил представитель Московского метрополитена. Сначала соискатели проходят собеседование и психологическую оценку, специальную врачебную комиссию. И только потом начинается учеба – теория и практические занятия. В среднем обучение длится чуть меньше года, говорит он.

Женщин-машинистов на казанском метрополитене пока нет, говорит представитель МУП «Метроэлектротранс». Набор на обучение машинистов в казанском метро проводится раз в год. В июне 2021 г. выпустилась группа прошлого года. Сейчас идет набор в новую учебную группу. На данный момент одна девушка проявила интерес к специальности, сообщил представитель метро.

На Петербургском метрополитене тоже пока нет женщин-машинистов. Кандидаты на обучение в технической школе проходят четыре этапа отбора: собеседование, первичный осмотр окулиста и психолога, профессиональное тестирование, где соискатели среди прочего решают задачи по математике и физике, и затем прохождение полной медкомиссии. Порядок собеседования и требования к мужчинам и женщинам одинаковы, но все девушки отсеиваются на одном из этих этапов. Только одна претендентка успешно сдала техническое тестирование, но после этого не смогла пройти медкомиссию, рассказывает представитель ГУП «Петербургский метрополитен».

В настоящее время женщины-машинисты на нижегородском метрополитене не трудятся, говорит представитель МП «Нижегородское метро», заявок на обучение этой профессии от женщин тоже не поступало.

В 2020 г. РЖД начала принимать заявки от женщин на обучение и дальнейшее трудоустройство помощниками машинистов. Всего в компании работает почти 35 000 машинистов и более 32 000 помощников машинистов электровозов, а также примерно 5000 машинистов и 4700 помощников машинистов электропоездов.

Необходимая ступень для получения специальности машиниста – профессия помощника машиниста, говорит представитель РЖД. Женщинам, желающим посвятить себя этой профессии, сначала необходимо пройти обучение и отработать помощниками машиниста около трех лет. Обязательным условием является прохождение предварительного медицинского обследования, в том числе психофизиологического освидетельствования.

Обучение будущих помощников машинистов проходит в учебных центрах РЖД в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Срок их подготовки составляет 24 недели. С 1 января к работе помощниками машинистов приступили 11 женщин. Всего уже обучено на помощников машинистов и трудоустроено в РЖД 59 женщин. Из них пять проходят дальнейшее обучение на машиниста, сообщил представитель РЖД.

Летчицы, сварщицы, водительницы

Чаще всего, по данным опроса SuperJob, россиянки интересуются профессиями пилотов (9%) и водителей (7%). По 3% женщин интересуют профессии космонавта, полицейского, сварщика, следователя и строителя. 2% россиянок просматривают вакансии автослесаря.

7,2 месяца

женщина в среднем ищет работу, согласно данным Росстата за май 2021 г. Мужчина находит место быстрее – за 6,9 месяца

Ольга Грачева стала первой женщиной – пилотом «Аэрофлота» в 1994 г. В марте 2021 г. в «Аэрофлоте» работало 70 женщин-пилотов – примерно 3% всех пилотов авиакомпании. Профессия считалась мужской, именно поэтому до недавних пор женщин-пилотов практически не было в авиакомпаниях, но ситуация меняется, говорили ранее «Ведомостям» в «Аэрофлоте».

В авиакомпании «Уральские авиалинии» сейчас работает 635 пилотов. Среди них только одна женщина. Чтобы стать пилотом гражданской авиации, необходимо высшее образование. Сейчас оно доступно как для юношей, так и для девушек. В России два высших авиационных университета (в Санкт-Петербурге и Ульяновске) и несколько средних учебных заведений, например в Бугуруслане, Сасове, говорит представитель «Уральских авиалиний».

В авиакомпании Utair самолеты пилотируют семь женщин, вертолеты – 10. Командир воздушного судна AS 350 летного отряда № 1 Асия Кагина окончила Омский летно-технический колледж. В целом учиться было несложно, но над такими предметами, как электротехника и техническая механика, пришлось изрядно потрудиться, рассказывает Кагина. Работать в Utair она начала спустя неделю после получения диплома. Кагина перевозит жителей и работников Севера, совершает облеты трубопроводов и линий электропередачи, санитарные рейсы, в том числе ночные. Одна из ее любимых работ – перевозка грузов на внешней подвеске, например оборудования для разработки месторождений. Свою работу Кагина называет обычной. По ее словам, ею могут успешно заниматься и мужчины, и женщины.

Многие пилоты Utair продолжают династию. Второй пилот Boeing 737 Дарья Морозова пошла в авиацию по стопам отца-авиадиспетчера. Вместе с ней на курсе учились 20 девушек. Бывало слегка несерьезное отношение к ним, в том числе со стороны мужчин-преподавателей, но это быстро прошло, рассказывает Морозова в блоге Utair на «Яндекс.Дзене». По ее ощущениям, женщин в профессии становится все больше. Среди диспетчеров раньше тоже было мало женщин, но все изменилось и сейчас женский голос в эфире слышишь все чаще и чаще, говорит Морозова. Командир Boeing 737 Виктория Кумова пошла в авиацию вслед за отцом – пилотом вертолета. Главное для женщины-пилота – постоянно совершенствоваться и четко аргументировать свою позицию в спорах на основе знаний, считает Кумова.

Вместе со вторым пилотом авиакомпании Utair Ксенией Гриненко в летное училище поступили пять женщин. Только три из них его окончили. Над ними часто посмеивались, говорили про не женскую профессию, но желание летать такими словами не отобьешь, говорит Гриненко. Елене Кирдяшкиной 21 год. Она второй пилот Boeing 737 в Utair.

Сейчас с сервисом городской мобильности через таксопарки сотрудничает около 7% женщин-водителей и их число активно растет, говорит представитель «Ситимобила». В прошлом году водительница Екатерина Говорова, подключенная к сервису, была признана лучшим водителем такси в России на конкурсе профессионального мастерства Транспортной ассоциации московской агломерации. Согласно результатам опроса «Ситимобила» в 2021 г., почти 80% пассажиров такси встречали за рулем женщину, 75% из них чувствовали себя вполне комфортно во время поездки. Опрос среди женщин-водительниц показал, что 12% респонденток неоднократно сталкивались с отказом пассажиров от поездки, потому что они не хотели ехать с девушкой-водителем.

Чаще всего женщины приходят работать в такси из-за возможности самой выбирать график, удовольствия от процесса вождения, общения с людьми, любви к автомобилям, чтобы подработать, говорит представитель компании «Ситимобил».

Среди прочего женщины хотят работать военными, капитанами кораблей, реставраторами, учеными, электриками (в совокупности 20%).

В штате «Росатомфлота» нет женщин-капитанов.

На атомных ледоколах ФГУП «Атомфлот» работают две женщины, которые в перспективе могут стать капитанами атомных ледоколов, если будут соответствовать требованиям для занятия этой должности. На атомном ледоколе «Ямал» трудится второй помощник капитана Марина Старовойтова, а на атомном ледоколе «50 лет Победы» – старший помощник капитана Диана Киджи, сообщил представитель «Атомфлота».

В Волжском пароходстве сотрудницы работают на так называемых мужских должностях, например капитан – старший механик служебно-разъездного судна, старший помощник капитана морского сухогруза. Проходят практику девушки-матросы (раньше профессия была запрещена для женщин). Гендерных ограничений при принятии на работу капитана нет – набор сотрудников осуществляется в соответствии с положением Минтранса, говорит представитель пароходства.

Возвращение на утраченные позиции

Согласно опросу SuperJob, примерно 2% россиянок рассматривают вакансии программистов – эта специальность изначально считалась женской.

Представление о том, что профессиональный разработчик – мужчина, сложилось в постсоветское время, рассказывала ранее «Ведомостям» Елена Гапова, профессор кафедры социологии Western Michigan University, которая долгое время изучала вопросы гендерного неравенства. По ее словам, в советское время программирование электроники было женской профессией. С начала 1990-х гг. в Россию пришли международные заказчики, разработка стала высокооплачиваемой, в нее пришли мужчины и вытеснили женщин.

30%

на столько больше зарабатывают российские мужчины, чем женщины, следует из национального обзора достижения Россией целей устойчивого развития в 2020 г.

Технические специалисты на рынке труда в основном мужчины, поэтому большинство разработчиков в «Яндексе» тоже мужчины, рассказывает представитель «Яндекса». Компания старается следовать принципам равного найма и активно привлекает женщин на роли как разработчиков, так и тестировщиков, аналитиков данных, дизайнеров, менеджеров продуктов и проектов. В 2020 г. доля женщин на таких позициях в «Яндексе» составила 22%. Треть всех руководителей в компании – женщины, что соответствует средним показателям по отрасли. Разница в средней зарплате мужчин и женщин среди разработчиков на самых распространенных должностных уровнях составляет 3–5% (на некоторых уровнях перевес в сторону женщин), говорит представитель «Яндекса».

Редко встречаются женщины на таких позициях, как IT-директор, системный администратор и сетевой инженер, но среди тестировщиков, консультантов и бизнес-аналитиков женщин и мужчин поровну, считает Кугел.

Интерес женщин к IT-специальностям и вакансиям действительно растет, говорит представитель Rambler & Co. В Rambler в 2021 г. число сотрудниц на IT-позициях выросло на 12% по сравнению с прошлым годом. По данным за июнь 2021 г., доля женщин, занимающих позиции руководителя отдела разработки, разработчика, программиста, аналитика данных, инженера по тестированию и т. п., составляет 21% от общего числа сотрудников IT-специальностей.

Облегчение в промышленности

С развитием информационных технологий физический труд стал применяться реже, поэтому женщины справляются со многими традиционно мужскими работами так же хорошо, а иногда и лучше некоторых мужчин, считает Волкова.

Благодаря модернизации предприятий и постепенной автоматизации процессов, где требовался тяжелый рутинный труд, женщины стали чаще стремиться в промышленные компании – на позиции инженеров и операторов производственных линий, говорит Кугел. По его мнению, в дальнейшем число женщин, задействованных в промышленности на специальностях, связанных с цифровизацией и НИОКР, будет увеличиваться.

По оценкам замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадыровой, в 2020 г. доля женщин в общем числе работников промышленности составила 40,1% (3,8 млн человек) и она растет. Во многих отраслях промышленности женщины занимают равные позиции с мужчинами, но при этом существуют и отрасли, специфика которых требует «особых подходов, качеств, навыков и компетенций, которые свойственны в большей степени женщинам», заявила Кадырова ТАСС накануне 8 Марта. В качестве примера замминистра привела фармацевтику и легкую промышленность.

Этот капитан ВМС стал первой женщиной, командующей атомным авианосцем.

Капитан Эми Бауэрншмидт теперь командует авианосцем «Авраам Линкольн», став первой женщиной, возглавившей атомный авианосец в истории ВМС США.

Бауэрншмидт, который ранее занимал должность исполнительного директора авианосца с 2016 по 2019 год, освободил от должности капитана Уолта «Сарджа» Слотера 19 августа во время церемонии смены командования в Сан-Диего.

Капитан Эми Н.Бауэрншмидт, в то время командующий десантным транспортным доком Сан-Диего, встречается с старшим старшиной военно-морского флота Расселом Смитом во время своего визита на корабль в 2019 году. (MC1 Woody Paschall / Navy)

«Нет более скромного смысла. ответственности, чем знать, что на вас возложена забота людей, которые решили защитить нашу нацию », — сказал Бауэрншмидт, согласно пресс-релизу ВМФ. «Спасибо, капитан Слотер, за то, что вы передали лучший корабль во флоте.

Авианосец, базирующийся на авиабазе Норт-Айленд, Калифорния, завершил период технического обслуживания в апреле после 294-дневного кругосветного развертывания.

Lincoln покинул военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния, свой предыдущий порт приписки, в апреле 2019 года и — после того, как его развертывание было дважды продлено — прибыл в свой новый порт приписки в Коронадо в январе 2020 года. В декабре 2020 года ВМС объявили, что Бауэрншмидт прослушан. командовать Линкольном.

После окончания У.С. Военно-морская академия В 1994 году Бауэрншмидт стал пилотом вертолета и был направлен в состав вертолетной противолодочной эскадрильи Light 45, «Волчья стая», в Сан-Диего.

Находясь в составе HSL-45, она использовалась вместе с эсминцем «Джон Янг» для поддержки морских операций по перехвату в северной части Персидского залива.

Капитан Эми Бауэрншмидт наблюдает за морем и якорем на мостике USS San Diego в 2020 году (MC1 Benjamin Kittleson / Navy)

Последующие задания включают работу в качестве пилота-инструктора и офицера по контролю качества с «Seahawks» HSL -41 в Сан-Диего, и в качестве старшего военного советника секретариата по глобальным женским вопросам в США.С. Государственный департамент.

Это не первое турне Бауэрншмидта по CO. Ранее она служила командиром 70-й морской ударной эскадрильи вертолетов и десантного транспортного дока Сан-Диего.

Всего за свою карьеру она налетела более 3000 часов.

Этот пилот вертолета станет первой женщиной-командиром авианосца ВМФ | Военные новости

Впервые в своей истории ВМС США выбрали женщину-военно-морского летчика для командования атомным авианосцем.Капитан Эми Н. Бауэрншмидт была выбрана на эту должность Главным командным советом авиации на 22 финансовый год. Военно-морские ВВС подтвердили выбор 7 декабря 2020 года. Хотя неизвестно, каким из 11 авианосцев ВМФ она будет командовать, Бауэрншмидт не новичок в истории.

Она окончила Военно-морскую академию в 1994 году, в том же году, когда женщинам разрешили служить на боевых кораблях и самолетах.

«Этот закон полностью изменил мою жизнь», — сказал Бауэрншмидт CBS в интервью 2018 года.

Прочтите: Женщина-ветеран преодолевает невзгоды, чтобы преуспеть в карьере военно-морского флота

«Мы были первым классом, который закончил обучение, зная и чувствуя честь получить возможность служить вместе с остальными нашими боевыми товарищами».

После окончания летного училища в 1996 году Бауэрншмидт была направлена ​​в состав вертолетной противолодочной эскадрильи Light 45 (HSL-45) «Волчья стая» в Сан-Диего. Ее первое развертывание было на борту авианосца USS John Young (DD-973) для поддержки морских операций по перехвату в северной части Персидского залива.

За свою 26-летнюю карьеру она работала адъютантом командира авианосной ударной группы 7, начальником отдела HSL-51 «Военачальники» в Японии, исполнительным помощником офицера боевых действий директора J6 на в Генштабе и в качестве ответственного за HSM-70 «Спартанцы» до того, как принять на себя командование эскадрильей. В 2016 году Бауэрншмидт стала первой женщиной-руководителем атомного авианосца USS Abraham Lincoln (CVN-72). Последним ее командиром был USS ​​ San Diego (LPD-66).

Бауэрншмидт налетал более 3000 часов на самолетах военно-морского флота. В дополнение к своим военным наградам, включая медаль за заслуги перед обороной, она также получила награду адмирала Джимми Тэча 2011 года и трофей капитана Арнольда Дж. Исбелла за тактические инновации и превосходство.

«Для меня это поддержка и защита Конституции Соединенных Штатов», — сказала Бауэрншмидт в своем интервью 2018 года. «Но это также касается этих молодых мужчин и женщин, которых я веду каждый день.”

Ее исторические достижения открыли путь будущим женщинам-морякам и дальше преодолевать препятствия.

Познакомьтесь с первой женщиной, которая командует атомным авианосцем

Впервые в истории Америки военно-морской флот назначил женщину командиром атомного авианосца.

Капитан Эми Бауэрншмидт была выбрана на эту должность к 2022 финансовому году, экран главного командного экрана авиации . Среди других офицеров, выбранных для командования атомными авианосцами, есть капитаны. Колин Дэй, Гэвин Дафф, Брент Гот, Дэвид Поллард и Крейг Сикола.

ВМС США подтвердили исторический выбор в понедельник, хотя на данный момент неизвестно, каким из 11 атомных авианосцев ВМФ будет командовать Bauernschmidt.

Это не первый раз, когда Бауэрншмидт вошел в историю.В 2016 году она стала первой женщиной-руководителем атомного авианосца USS Abraham Lincoln. Таким образом, она была заместителем командира экипажа из 5000 человек.

Капитан Эми Н. Бауэрншмидт, старший офицер авианосца USS Abraham Lincoln класса Nimitz (CVN 72), зачитывает результаты повышения младшего офицера через систему объявлений корабля, 21 ноября 2018 г. (фото ВМФ / специалист по массовым коммуникациям Seaman) Gwendelyn Ohrazda)

Бауэрншмидт окончила Военно-морскую академию в 1994 году, в том же году женщинам разрешили служить на боевых кораблях и самолетах.

«Этот закон полностью изменил мою жизнь, — сказал Бауэрншмидт CBS News в 2018 году. — Мы были первым классом, который закончил обучение, зная и чувствуя честь получить возможность служить вместе с остальными нашими боевыми товарищами».

По теме: Взгляд изнутри на ядерное командование и контроль

Получив свое крыло в качестве морского летчика в 1996 году, Бауэрншмидт летал на вертолете Ant-submarine Squadron Light (HSL) 45 «Wolfpack» в Сан-Диего.Она использовалась с эсминцем USS John Young для поддержки морских операций по перехвату в Северном Персидском заливе.

С тех пор Бауэрншмидт за всю свою карьеру налетела более 3000 часов на военно-морских вертолетах на различных авианосцах, согласно ее официальной биографии военно-морского флота. Ее миссии доставили ее из Аляски для учений на северном краю в Юго-Западную Азию для операции «Несокрушимая свобода». Она завершила программу офицера по авиационной ядерной безопасности, прежде чем занять должность старшего помощника на борту авианосца «Авраам Линкольн».С ноября 2019 года по октябрь 2020 года моряк также командовал десантным транспортным доком USS San Diego.

Служба

— это «содействие чему-то большему, чем вы сами», — сказал Бауэрншмидт CBS News.

«Для меня это поддержка и защита Конституции Соединенных Штатов. Но это также касается этих молодых мужчин и женщин, которых я веду каждый день », — сказала она. «Они довольно классные».

По теме: Встречайте первую в ВМФ чернокожую женщину-пилота-истребителя

Американка вошла в историю как первая женщина-командир атомного авианосца

Капитан Эми Бауэрншмидт приняла на себя ответственность за один из крупнейших боевых кораблей ВМС США, «Авраам Линкольн» | ВМС США

Размер текста: А- А +

Нью-Дели: Капитан американского флота сломал стеклянный потолок, став первой женщиной в истории, командовавшей атомным авианосцем.

Газета San Diego Union-Tribune сообщила в пятницу, что капитан Эми Бауэрншмидт приняла на себя ответственность за один из крупнейших военных кораблей ВМС США, атомный авианосец Abraham Lincoln, в четверг в Сан-Диего.

Эми Бауэрншмидт из штата Висконсин работала исполнительным директором Lincoln в период с 2016 по 2019 год — еще один первый случай для женщины, говорится в отчете.

Согласно сайту ВМС США, Бауэрншмидт также командовал транспортным доком-амфибией USS San Diego и 70-й морской ударной эскадрильей вертолетов (HSM).

«Нет более унизительного чувства ответственности, чем знать, что вам доверена забота людей, которые решили защитить нашу нацию», — говорится в заявлении Бауэрншмидта, размещенном на сайте ВМС США.

Военный корабль постоянно находится на военно-морской базе на Северном острове в районе залива Сан-Диего, и в январе прошлого года он отправился в свой новый дом в Сан-Диего после 10-месячного кругосветного круиза, начавшегося из своего предыдущего порта приписки в Норфолке в Вирджиния.

Корабль является одним из одиннадцати авианосцев ВМС США, находящихся на действительной службе. Недавно он был модернизирован для работы с новейшими самолетами ВМФ — CMV-22B Osprey и истребителем F-35C.

Lincoln снова будет развернут в «ближайшие месяцы» с эскадрильей морской пехоты F-35, сообщает газета.

(под редакцией Парамиты Гош)


Также прочтите: «Проверь меня завтра» — что мой друг из Мазари-Шарифа говорит мне после каждого звонка


Подпишитесь на наши каналы в YouTube и Telegram

Почему СМИ переживают кризис и как его исправить

Индии еще больше нужна свободная, справедливая, без дефисов и вопросов журналистика, поскольку она сталкивается с множеством кризисов.

Но средства массовой информации переживают собственный кризис. Произошли жестокие увольнения и сокращения зарплат. Лучшее в журналистике сжимается, уступая место грубому зрелищу в прайм-тайм.

В ThePrint работают лучшие молодые репортеры, обозреватели и редакторы. Для поддержания журналистики такого качества нужны умные и думающие люди вроде вас, чтобы за это платить. Живете ли вы в Индии или за границей, вы можете сделать это здесь.

Поддержите нашу журналистику