Акционер S7 заявила о медленном росте числа женщин-пилотов в авиации — РБК
Доля женщин-пилотов в российских компаниях в среднем составляет 2%, что меньше, чем в мире. Росту их числа мешают стереотипы, для слома которых придется приложить усилия самим перевозчикам, считает акционер S7 Татьяна Филева
Первая девушка-пилот самолета Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» Марфа Иванова (Фото: mintrans.sakha.gov.ru)
Число женщин-пилотов в авиакомпаниях России растет слишком медленными темпами и именно отрасль должна предложить механизм для исправления этой ситуации, пишет акционер S7 Group Татьяна Филева в колонке для РБК. В мире доля женщин-пилотов в авиации составляет от 5,8 до 6,03%. В России средний показатель женщин-пилотов менее 2%, оценила она.
В России свыше 14 280 пилотов, из них более 280 (то есть около 2%) — пилотессы, имеющие свидетельство коммерческого пилота, сообщил РБК представитель Росавиации.
adv.rbc.ru
В S7 Group входит крупнейший российский частный перевозчик S7 Airlines. Сейчас в нем работают 14 девушек-пилотов, но это чуть больше 1% от общего числа пилотов S7. В региональной компании «КрасАвиа» летают две пилотессы, это примерно 1% от всего летного состава, уточнила руководитель пресс-службы перевозчика Нина Чупахина. В «ИрАэро» за штурвалом самолета летает только одна женщина, или 0,4% от общей численности пилотов, сообщил РБК пресс-секретарь перевозчика Николай Бессонов. В «Аэрофлоте» летают 60 женщин-пилотов, или 3% от всего числа пилотов перевозчика, утверждает представитель компании. «Аэрофлот» — единственный российский авиаперевозчик, кто присоединился к кампании 25by2025, которую в 2019 году запустила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Участвующие в ней авиаперевозчики добровольно обязуются увеличить число женщин на руководящих должностях и на рабочих местах, где те недостаточно представлены (например, в летном составе, техобслуживании и инжиниринге), либо на 25% по сравнению с текущими показателями, либо до 25% к 2025 году.
adv.rbc.ru
По мнению Филевой, число женщин-пилотов в авиакомпаниях надо увеличивать, так как наличие в экипаже воздушного судна профессионалов разного психотипа, возраста, пола дает бóльшую вариативность в решении задач, положительно влияет на деятельность и повышает эффективность. Но это не значит, что при приеме на работу пилотом у девушки автоматически должно быть преимущество только из-за пола — высокие требования к компетенциям и состоянию здоровья для всех кандидатов одинаковы, подчеркнула акционер S7.
Среди причин медленного роста числа женщин-пилотов Филева, которая сама летает на самолете и вертолете, называет стереотипное мышление. Так, в минувшем феврале она лично пообщаться с девушками-студентками из вузов, где готовят пилотов гражданской авиации. В одном таком учебном заведении Филева почувствовала давление даже на себе. «Глядя в глаза мне — девушке, которая прилетела сама за штурвалом на встречу, — меня спрашивали, зачем авиакомпании нужны женщины-пилоты, и утверждали, что они «долго не задерживаются в авиации, берите мужчин», что наличие девушек-инструкторов — это «хорошо лишь визуально», так сказать, «для красоты», — сетует она.
Формально сейчас нет проблемы входа в профессию: девушки поступают в университеты и успешно оканчивают их, устраиваются на работу, но не массово, продолжает Филева. Но сформированные годами стереотипы абсолютно точно влияют на мотивацию продолжать заниматься любимым делом, ведь далеко не у всех вызывают азарт постоянная борьба и необходимость доказывать свое право быть в профессии, замечает она. По мнению Филевой, чтобы сломать стереотипы нужно многое менять в корпоративной культуре самих авиакомпаний, но это трудоемкая, кропотливая и долгосрочная работа, которая не сразу дает плоды.
По словам представителя «Аэрофлота», возможности увеличения числа женщин среди летного состава зависят от их количества среди выпускников летных заведений и профессиональных знаний. «Привлечение молодых пилотов, невзирая на их пол, всегда актуально для авиакомпаний группы. Это будущее «Аэрофлота» и гражданской авиации России в целом. Поэтому основная задача «Аэрофлота» — это популяризация профессии пилота среди молодежи», — подчеркивает он. Специальные программы, направленные на привлечение женщин в пилоты коммерческой гражданской авиации не нужны, полагает Чупахина. По ее словам, у авиакомпании есть другие приоритеты, имея ввиду вызовы, с которыми столкнулся воздушный транспорт России из-за санкций после начала военной операции на Украине (запрет на поставку авиатехники, запчастей к ней и др.). По мнению Бессонова, сейчас конкуренция за пилотов из-за сокращения штата некоторыми перевозчиками ослабла. «Однако вне зависимости от текущей ситуации в авиаотрасли важно думать на перспективу и не допускать кадрового разрыва. Потребность в опытных и грамотных специалистах есть всегда. Вне зависимости от пола», — добавил он.
Я всегда мечтала быть пилотом, но долго не могла решиться — ЯСИА
Впервые в истории АК «Полярные авиалинии» в апреле этого года к полетам на самолете Ан-24 приступила девушка-пилот. Более полугода она проходила теоретическую, тренажерную и наземную подготовку. 28-летняя Марфа Иванова рассказала о первом образовании инженера, работе оператором колл-центра в якутской авиакомпании и отношениях с коллегами, передает ЯСИА.
Марфа Иванова родилась в селе Хатын-Сысы Нюрбинского района. С пятого класса проживает в Якутске, окончила СОШ №26. После окончания Якутского авиационно-технического училища гражданской авиации в 2021 году устроилась в «Полярные авиалинии».
— Женщины-пилоты до сих пор вызывают удивление, хотя такое явление нельзя назвать редкостью в современной гражданской авиации. Например, в «Аэрофлоте» должности пилотов занимают 70 женщин (по данным на 2021 год). С какой реакцией людей ты сталкивалась?
— Возможно меня спасло то, что почти никто не знал о моих планах стать пилотом. Я никому не рассказывала, так как до последнего не была уверена в правильности моего выбора. У меня были опасения, что все-таки это не мое, что нужно посвятить себя более приземленной профессии. Но, когда близкие узнали о моих намерениях стать пилотом, никто не осуждал, не переубеждал. Я думала, что мама будет сопротивляться моей идее, но наоборот – все это время она меня очень поддерживает.
В авиакомпании тоже не сталкиваюсь с ущемлением или негативом, связанными с предрассудками в отношении женщин-летчиц. Кстати, на курсе я была единственной девушкой, а вот в нынешнем выпуске будут уже две девушки.
— Ты училась на инженера в Московском государственном техническом университете (МГТУ ГА). То есть, ты не планировала становиться пилотом?
— Планировала, мечтала об этом. Но, как уже сказала, не представляла себя летчиком. Поэтому решила поступить на инженера, чтобы хотя бы с земли наблюдать за самолетами.
Я поступила в МТГУ ГА после школы, проучилась два курса, потом вернулась в Якутск, устроилась на работу в колл-центр авиакомпании «Якутия». Проработала там почти пять лет. Мне нравился коллектив, но с каждым годом работа становилась все более нервной. К сожалению, довольный пассажир не будет звонить в колл-центр.
В то время смс-оповещение пассажиров еще не внедрили, поэтому весь самолет – 100, 200 пассажиров – операторы обзванивали сами. Помимо этого, нужно было отвечать на вопросы, оформлять билеты, производить их обмен. Изначально работали по одному в смену, а потом уже вдвоем или втроем. С бывшими коллегами хорошо общаемся, иногда заглядываю к ним в гости.
— В «Полярных авиалиниях» прежде чем стать вторыми пилотами, стажеры проходят длительную подготовку, повторяют аэродинамику и другие предметы. Чем тебе запомнился этот период?
— Первое о чем вспоминаешь — огромный объем информации. Помогало то, что в авиакомпанию я пришла не одна, а вместе со своими одногруппниками. Всего нас семеро плюс два парня с другого года выпуска. Общаемся, обсуждаем учебную программу – это положительно влияет на эффективность обучения. Нашей стажировкой плотно занимались штурманы Мурат Абдумаминович Бабаджанов и Виктор Николаевич Диденко, бортмеханики-инструкторы Карахон Джумаевич Рахматуллоев, Андрей Куприянович Шараборин и Александр Иванович Соловьев.
— Кто был твоим пилотом-инструктором? Легко ли с ним работалось?
— Моим пилотом-инструктором был Тищенко Александр Леонидович. Мы с ним летали 2 дня, по полтора часа в день. Мне он понравился – сдержанный, все объясняет.
Сейчас я летаю с разными командирами: с Константином Андреевичем Назмутдиновым, Евгением Витальевичем Сорокиным, Григорием Михайловичем Ермолаевым. С каждым полетом становлюсь чуть-чуть увереннее. Улучшаю навыки ведения и заполнения документации, под руководством основного второго пилота. Мы получаем допуски к полету без второго пилота или штурмана и закрепляемся за командирами.
— Твой первый полет состоялся 4 апреля по маршруту Якутск-Среднеколымск-Якутск. Как ты к нему готовилась?
— В среду вечером мне сказали, что я лечу в пятницу с утра. Я не ожидала, что все будет так быстро. Сразу села за летную документацию и сборники аэронавигационной информации, начала повторять РЛЭ, технологию работы экипажей, радиообмен, карты контрольных проверок. Очень переживала, конечно.
— Что испытала, когда вернулась в Якутск?
— Во время полета меня очень поддержал наш экипаж. Но к посадке волнение не отпускало. К вечеру вышел сюжет на Якутия24. Видимо, так все и узнали о моем полете: поздравлял весь Нюрбинский район (смеется). Одноклассники, учителя, родственники, знакомые…
— Гордишься ли ты своим статусом первого пилота Ан-24 в авиакомпании?
— Нет. Я пока многому учусь, стараюсь максимально освоить программу, набираюсь опыта. Мне немного неловко от такого внимания к себе. Буду стараться оправдать ожидания.
– У тебя есть хобби?
– Временами рисую портреты карандашом.
— Суеверия?
— Мама из бисера мне сшила брошь в виде клевера. Я всегда беру ее в полет.
В истории авиакомпании Марфа Иванова — третья девушка-пилот. Татьяна Киселева и Анна Лозовская, которые начинали работу в «Полярных авиалиниях» на Л-410, сейчас летают в других авиакомпаниях: Татьяна в «Аэрофлоте» командиром Boeing 737 и Анна в «Якутии» командиром Bombardier Dash 8 Q300.
Эмирейтс и Аэрофлот названы странами с наибольшим гендерным разрывом между пилотами
Перейти к содержимому
Bloomberg ДЕЛИТЬСЯ
FB ТВ
Опубликовано вТранспортЭмирейтс среди авиакомпаний с самым низким процентом женщин-авиаторов, исследование туристической платформы FromAtoB.com
By Bloomberg
ДЕЛИТЬСЯ
FB ТВ
Женщины-пилоты по-прежнему редкость в авиакомпаниях, включая российский «Аэрофлот» и базирующуюся в Дубае Emirates, даже несмотря на то, что другие перевозчики наращивают усилия по сокращению гендерного разрыва.
Компании, наряду с Qatar Airways, Finnair Oyj и Jetconnect из Новой Зеландии, имеют самый низкий процент женщин-авиаторов, показывает исследование туристической платформы FromAtoB.com.
Рейтинг 45 авиакомпаний основан на данных Ассоциации линейных пилотов и Международного общества женщин-пилотов.
Представитель Эмирейтс сказал: «Мы гордимся нашими пилотами и набираем их на основе заслуг, знаний и опыта. Несмотря на то, что мы активно ищем всех подходящих кандидатов, доля кандидатов-мужчин на наши должности в кабине экипажа выше. Мы подтверждаем, что у нас 99 женщин-пилотов, 36 из которых были завербованы за последние два года».
«У нас чуть более 30 женщин-пилотов среди примерно 1000 сотрудников кабины экипажа, и мы прилагаем все усилия, чтобы увеличить эту долю», — сказала по телефону пресс-секретарь Finnair Пяйвит Таллквист. «Мы проводим целенаправленный набор, и в последних раундах доля женщин увеличилась».
В «Аэрофлоте» работает около 4200 пилотов, из них 58 женщин, говорится в исследовании. Российский авианосец заявил, что в его основном подразделении сейчас 62 женщины-летчика, среди которых 48 — фронтовики, а девять — в звании капитана. Остальные заняты на учебных должностях.
Компания заявила, что одинаково относится к соискателям-мужчинам и женщинам без каких-либо специальных мер для поощрения более равного баланса.
Qatar Air отказалась от комментариев, а Jetconnect не отвечала на телефонные звонки и электронные письма в нерабочее время.
Небольшие авиакомпании возглавляют список: австралийская QantasLink лидирует с почти 12% женщин-пилотов, а британская FlyBe Group делит второе место с Luxair, флагманским авиаперевозчиком из Люксембурга. Hawaiian Airlines — ведущий авиаперевозчик США.
Согласно исследованию, в среднем по миру женщины-члены экипажа составляют 5,2 процента, причем большинство крупных игроков занимают примерно этот уровень.
Чтобы быть в курсе всех последних деловых новостей из ОАЭ и стран Персидского залива, следите за нами в Twitter и LinkedIn, ставьте лайк на Facebook и подписывайтесь на нашу страницу на YouTube, которая обновляется ежедневно.
Владимир Путин окружил себя молодыми стюардессами, поскольку российская авиационная отрасль оказалась на грани краха
В последние недели президент России Владимир Путин продолжал посещать мировых лидеров и даже членов своего противоположный конец огромных и тщательно продуманных столов
В последние недели президент России Владимир Путин посещал мировых лидеров и даже министров своего кабинета на расстоянии более чем вытянутой руки, заставляя их сидеть на противоположном конце огромных и тщательно продуманных столов. Причиной, как предполагалось, был страх Путина заразиться COVID-19..
Причиной, как предполагалось, был страх Путина заразиться COVID-19.
Но президенту, посетившему в субботу учебный центр «Аэрофлота» в Москве, подобные опасения, похоже, не волновали.
В ходе своего визита Путин опробовал авиатренажер для самодельного российского авиалайнера Sukhoi Superjet 100 и осмотрел учебную кабину российского среднемагистрального узкофюзеляжного авиалайнера МС-21. Западные санкции означают, что вскоре российским авиакомпаниям, возможно, придется полагаться на осажденную аэрокосмическую промышленность страны.
«Те, кто воюет на Украине, воюют за будущее наших детей», — говорит Путин, утверждая, что Россия мешает Украине развивать программу создания ядерного оружия при поддержке Запада. Он с самого начала объявил вторжение оборонительной операцией, вопреки свидетельствам pic.twitter.com/AeNN0zll0f
— Мэтью Люксмур (@mjluxmoore) 5 марта 2022 г.
сессия вопросов и ответов в сопровождении группы молодых стюардесс. Никакого социального дистанцирования не было видно, и Путин, казалось, не беспокоился о том, чтобы заигрывать с бортпроводниками, которые вскоре станут безработными.
Путин говорит, что собирался посетить учебный центр Аэрофлота в течение некоторого времени, но подтвердил визит только после того, как авиакомпания объявила о приостановке всех своих международных рейсов с 8 марта из-за опасений, что ее парк самолетов, в основном арендованных, будет конфискован. арендодатели в зарубежных странах.
Незадолго до вторжения Путина в Украину авиакомпании Группы «Аэрофлот» выполняли 100 международных рейсов в 53 страны. С 8 марта «Аэрофлот» будет летать только международными рейсами в Минск.
В оправдание Путина, что его окружает толпа стюардесс, было предлогом поздравить их с наступающим Международным женским днем.
В авиационной отрасли России до нападения на Украину работало 70 000 женщин — по собственным данным Кремля, только 200 пилотов были женщинами.
Несмотря на опасения надвигающегося увольнения, одна из женщин-старших пилотов самолетов Airbus A320 Аэрофлота сказала, что все присутствующие «поддерживают ваши действия и проводимую там спецоперацию» — официально санкционированное эвфамизм для ссылки на путинское вторжение в Украину.
Однако другой старший офицер опасался введения военного положения, слух, охвативший Россию на прошлой неделе. Пытаясь развеять страхи перед призывом на военную службу и военным положением, Путин просто сказал, что надеется, что «до этого не дойдет».
Однако, несмотря на улыбки, будущее Аэрофлота и других российских авиакомпаний выглядит мрачнее, чем когда-либо.
Даже если бы они захотели, Airbus и Boeing не могут поставлять российским авиакомпаниям самолеты или даже запчасти. Санкции коснутся и других аэрокосмических компаний, снабжающих российские авиакомпании, а лизингодатели самолетов ищут возможности наложить арест на их имущество.
Авиакомпании ИТ-гигант Sabre отключил Аэрофлот от своей системы бронирования, в то время как компания может даже отключить авиакомпанию от своих процессов автоматизации, которые эффективно обеспечивают полеты Аэрофлота.
И, конечно же, далеко идущие запреты на полеты российских самолетов — санкции, которые оказали гораздо большее влияние на российские авиакомпании, чем на западных перевозчиков, которые теперь должны избегать российского воздушного пространства.