Женщина с змеями на голове: Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней

Культура

15 июня 2018

Мария Бабичева
журналист

На протяжении столетий фигура Медузы Горгоны, являющаяся воплощением красоты и ужаса, увлекала и вдохновляла художников. В мировом искусстве она стала прообразом роковой женщины, сочетающей в себе женственность, эротическое желание, насилие и смерть.

По мере того как в обществе возрастала роль женщины, менялся образ Медузы Горгоны, который со временем приобрел женские черты. В мире, где вся власть принадлежала мужчинам, независимая женщина была угрозой, ее внешность старались демонизировать, придавая ей сходство с чудовищем. Подобная участь была уготована для большинства бунтарок, от Марии Антуанетты до Хиллари Клинтон, — всех их изображали в виде змееволосого монстра.

От звероподобного монстра до пленительной красавицы

Человеческое воображение породило множество чудовищ в женском обличье: чарующие пением сирены с девичьей головой и птичьим телом, которые погубили не один корабль, заманив его на подводные рифы; пожирающий людей Сфинкс — ужасного вида дева с телом собаки, пернатыми крыльями и человеческой головой; а также похищающие детей и души гарпии с когтистыми лапами и крыльями, как у грифа, и с женским лицом и грудью.

Но, несомненно, самым главным персонажем среди них была Медуза Горгона — прекрасная девушка со страшным взглядом, превращающим все живое в камень, и извивающимися змеями, примостившимися у нее на голове вместо волос. Впрочем, первые ее изображения, датированные древнегреческим архаическим периодом (VII — начало V века до нашей эры), далеки от современных представлений об этом жутком персонаже мифов. На старинных керамических вазах и надгробных памятниках, найденных археологами, Медуза изображена в образе звероподобного существа с кабаньими острыми клыками, выпученными глазами и даже с густой бородой (работа древнегреческих ремесленников — гончара Эрготимоса и художника Клейтиаса, терракотовая чернофигурная подставка, около 570 года до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал Медузу как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей.

Но в V и IV веках до нашей эры — классический период Древней Греции, когда античная культура достигла своего наивысшего расцвета, — образ Медузы Горгоны начал преобразовываться: исчезли борода и клыки, а им на смену пришли красиво очерченные губы и пухлые щеки. Так, глиняный кувшин, вылепленный в эпоху расцвета эллинской культуры, изображает мирно спящую женщину с кудрявыми волосами и большими белыми крыльями, которую хватает Персей, при этом оглядываясь на Афину (работа древнегреческого живописца Полигнота, терракотовый кувшин из Южной Италии, около 450–440 годов до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не внушающего ужас монстра. Гораздо позже — во времена Римской империи — на ее голове появились змеи. О чем свидетельствует, например, бронзовое украшение с римской церемониальной колесницы триумфатора I–II веков нашей эры, декорированное вставками из серебра и меди и головой Горгоны с аккуратно связанными у нее под подбородком маленькими змейками.

Выставка чудовищ в женском обличье

По словам куратора выставки Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art («Опасная красота: Медуза в классическом искусстве») Кики Кароглоу, такие миниатюрные змейки скорее больше похожи на аксессуар, чем на ядовитых гадов.

Проходящая в нью-йоркском Метрополитен-музее выставка посвящена трансформации образа Медузы Горгоны, на примере которого можно проследить то, как общество воспринимало независимых женщин в разные эпохи. Стоит отметить, что, кроме предметов искусства с изображением Медузы, в экспозиции представлено множество статуэток в виде других чудовищ из древнегреческих мифов — гарпий, сирен, сфинксов. Выставка охватывает период, начиная от Древнего мира (терракотовая фигурка всадника на коне. Начало III века до нашей эры. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. На щите — горгонейон) до наших дней. Среди современных экспонатов — знаменитый логотип Versace, представляющий собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини, а также жутковатая картина Эдварда Мунка «Гарпия».

Оберег от злых сил и дурного глаза

В I веке нашей эры между вторым и восьмым годами древнеримский поэт Публий Овидий Назон написал поэму «Метаморфозы», в которой по-своему интерпретировал историю Медузы Горгоны.

По его версии, Медуза, или Медуса — с древнегреческого ее имя переводится как «защитница, повелительница», — была прекрасной морской девой, красота которой пленила бога морей Посейдона. Он надругался над ней в храме Афины Паллады, в котором девушка пыталась укрыться от его посягательств. Вместо того чтобы наказать похотливого бога, дева-воительница обрушивает весь свой гнев на Медузу, превращая красавицу в крылатое чудовище. Скрывая свой безобразный облик, Горгона бежит на край света. Там ее и находит Персей, мечтающий заполучить голову несчастной Медузы, которая даже после расставания с телом не теряла своей чудовищной силы. Вооружившись подаренным Афиной медным щитом с отполированной до блеска поверхностью, который он, чтобы случайно не встретиться со смертоносным взглядом змееволосого чудовища, использовал как зеркало, Персей отрубает голову Медузе (картины Кристиана Бернхарда Роде «Афина вручает Персею зеркальный щит», Эжена-Ромена Тириона «Персей, победитель Медузы», 1867). Что интересно, из пролитой крови поверженного монстра появились не только ядовитые гады, уничтожающие все живое вокруг себя, но и кораллы, которые так и назвали — красные горгонарии.
Это говорит о двойственности натуры Медузы Горгоны, которая, с одной стороны, приносила смерть, а с другой — давала жизнь.

По одной из легенд, у Медузы были еще и две старшие сестры, которые разделили с ней ее участь, вот эту троицу и назвали Горгонами, что означает в переводе с древнегреческого «ужасные». Голову с копошащимися на ней змеями Персей подарил Афине, которая украсила ею свой щит, получивший эпитет «горгонейон» — «принадлежащий горгоне». С тех пор так стали называть все изображения головы Медузы, которые стали довольно популярными у народа — горгонейоны использовали воины для устрашения врагов, покрывая ими свое оружие, к тому же считалось, что они оберегают от злых сил и дурного глаза, поэтому змееволосыми образами стали украшать амулеты и входы в жилище (горгонейон на дверной панели отеля Амело де Биссё в Париже, художник Тома Реньядин, приблизительно 1660). Горгонейоны, отсылающие к античному наследию, встречаются и в искусстве классицизма. Например, в Санкт-Петербурге изображениями головы Медузы декорированы кованая чугунная решетка Летнего сада и ограда 1-го Инженерного моста.

«Медузы» Караваджо и Леонардо да Винчи

Новое толкование Овидием мифа о Медузе Горгоне одобрили последующие поколения художников, которые увидели в ужасном чудовище человеческие черты. Так, например, Караваджо изобразил отрубленную голову Медузы с хоть и злобным, но все же женским лицом, монстра в нем выдает только леденящий кровь взгляд да гнездо извивающихся змей на голове («Медуза», 1598). Впрочем, картина с подобным изображением уже была написана другим художником — Леонардо да Винчи, — который первым решил нарисовать клубок змей, обвивающих голову Медузы и разинувших свои, готовые в любой момент укусить, пасти, причем сделал это так мастерски, что здорово напугал ими своего отца. Работа Леонардо да Винчи была натянута на деревянный щит, который его отец продал за солидную сумму во Флоренции. По легенде, щит купила семья Медичи, а когда он был утерян, всесильных вельмож выгнал из родного города восставший народ. Через много лет кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо нарисовать точно такую же картину, которую он подарил Фердинандо I Медичи в честь женитьбы его сына.

Молчи, женщина, молчи

В наше время интерес к образу Медузы Горгоны только усилился — не так давно один за другим вышли в кинопрокат фильмы «Битва титанов» и «Перси Джексон и Похититель молний», в которых чудище со смертоносным взглядом сыграли супермодель Наталья Водянова и актриса Ума Турман. Перевоплотилась в роковую мифическую красавицу в совместном проекте с Дэмиеном Хёрстом и эпатажная Рианна, которая снялась полностью обнаженной в юбилейном выпуске британского мужского журнала GQ в 2013 году.

Правда, не все женщины добровольно примеривают на себя образ змееволосого монстра. Не по собственной воле в Медузу Горгону во время президентских выборов 2016 года превратилась Хиллари Клинтон. Всему виной ее оппонент Дональд Трамп или, точнее, его команда, решившая видоизменить рисунок с изображением бронзовой статуи «Персей» итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, приделав с помощью фотомонтажа к телу древнегреческого героя голову будущего президента Америки, который топчет распростертого под ним обезглавленного монстра. В руках у него отрубленная голова Медузы с испуганным лицом Клинтон.

Стоит заметить, что Хиллари Клинтон — далеко не первая женщина, посягающая на господство мужчин, которую изобразили в виде змееволосого чудовища. Так, например, еще в 1791 году в гравюре Les deux ne font qu’un («Обе они едины») Мария Антуанетта появляется в образе Медузы-полузверя.

«Введите в поисковик имя любой известной женщины и слово „Медуза“, — предлагает профессор английского языка Элизабет Джонстон, преподающая гуманитарный курс по женским иконам в массовой культуре в нью-йоркском Колледже Монро. — И вы увидите, что почти на каждую влиятельную женскую фигуру был сделан фотомонтаж с использованием волос-змей. Медузообразными стали Марта Стюарт, Кондолиза Райс, Мадонна, Нэнси Пелоси, Опра Уинфри и Ангела Меркель. Как же заставить замолчать всех этих женщин-бизнесменов, политиков, активисток и артисток, несогласных с мужским мнением? Есть только один действенный метод — отрубить им голову».

Детали
Выставка «Опасная красота: Медуза в классическом искусстве»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 6 января 2019 года

 

 

 

15 июня 2018

Мария Бабичева для раздела Культура

Горгона Медуза: что нужно знать о печальном тренде, захватившем TikTok: 02 сентября 2022, 09:47

Фото:freepik.com

02 сентября 2022, 09:47

15

В социальных сетях огромную популярность набрал новый тренд: десятки миллионов пользователей со всего мира публикуют видео с изображениями горгоны Медузы — так они признаются в том, что пережили насилие в прошлом. Стоит ли родителям беспокоиться из-за загадочного тренда, попыталась разобраться редакция Tengri Lifestyle.

Горгона Медуза

Согласно легенде, родилась Медуза вовсе не чудищем, а девой, с чьей красотой было сложно соперничать. Посейдон влюбился в прекрасную горгону Медузу и насильно овладел девушкой прямо в храме Афины, что привело богиню в неистовство. Она превратила Медузу и ее сестер в монстров со змеями на голове, чей взгляд превращает человека в камень.

Тем временем в соцсетях популярна теория о том, что оскорбленная и мечтающая о мести горгона Медуза сама попросила Афину о таком «даре», чтобы больше на нее никто не смог даже посмотреть.

Тренд в TikTok

Совсем недавно в TikTok зародился тренд: девушки и парни публикуют изображения с горгоной Медузой, так они признаются, что, как и древнегреческий персонаж, столкнулись с насильственными действиями и харассментом. Кроме того, для молодежи образ горгоны ассоциируется с сильным человеком, который научился себя защищать.

«Мам, я просто иду посмотреть на закат с другом», — подписала свое видео одна из пользовательниц соцсети.

Далее на видео появляется изображение горгоны Медузы, так девушка признается, что встреча с другом закончилась для нее травматичным опытом. Ролик собрал более 1,7 миллиона комментариев и не менее 11 тысяч лайков.

@izzywibble TW #medusatattoo #sa #victims ♬ everything I wanted — 🎧

«Мне очень жаль тебя», «Каждый раз, когда теперь я вижу такую татуировку или картинку, мне хочется плакать», «Мне так жаль, что это случилось с тобой», — поддерживают авторов роликов пользователи.

«Моя первая работа няней в 14 лет! Я так воодушевлена», — говорится в тексте следующего видео.

А затем согласно тренду демонстрируется татуировка с изображением горгоны Медузы.

@rosieclaired_ #fyp #foryoupage #medusatattoo #foryou #survivor ♬ everything I wanted — 🎧

Вот еще одно видео, которое было опубликовано уже в русскоязычном сегменте соцсети.

«14-летняя я. Учитель из школы точно не сделает ничего плохого», — говорится в тексте видео.

И далее снова следует изображение древнегреческого монстра.

@annalloth #медузагоргона #медузатату #fyr #peк #foryou #топ #wlw #хочуврек #рекомендации #феминистка #праваженщин ♬ everything I wanted — 🎧

Пользователи сети поддерживают авторов роликов комментариями, выражая как негодование, так и сочувствие.

«Боже мой, как много таких случаев», «Я просто в ужасе, сколько грязи испытывали дети», «Этот тренд делает мне больно, держитесь», «Надеюсь, мне и другим девушкам не придется делать такое тату», — пишут пользователи в комментариях под многочисленными видео.

Мнение психолога

Наша редакция обратилась за комментарием по поводу тренда к профессиональному психологу с многолетним опытом Татьяне Жаньяровой.

«Не думаю, что это опасная тенденция. Думаю, что стоит опасаться, когда массово начинают использовать символы с прикреплением текстов, призывающих к агрессии. В этом случае я думаю, что это символ защищающий, который несет посыл «не вреди мне». Тренд на изображения с горгоной Медузой — это и способ сообщить о факте насилия. Способ пережить его горесть и предупредить всех об агрессивной готовности ему противостоять», — утверждает эксперт.

Казахстанский психолог Зарина Штеер с коллегой солидарна.

«Эта картинка — очень хорошая визуализация того, как ребята себя чувствуют. Люди — социальные существа. Нам очень важно разделять свои чувства. Человек не может проживать такие сильные негативные эмоции, состояния в одиночку. Ему очень важно знать, что есть кто-то, кто его понимает. Такие состояния, через которые, возможно, прошли эти ребята, тяжело переживать в одиночку. Поэтому неплохо, что есть такой тренд. Благодаря фондам, борющимся с насилием, и все более поддерживающей обстановке общества все идет к тому, что люди начали говорить об этом более открыто. Если раньше жертвы могли столкнуться с общественным порицанием, то сейчас они могут получить поддержку», — добавляет психолог.

Зарина Штеер также подчеркивает, что ребятам, которые опубликовали видео в этом тренде, стоит обязательно обратиться за помощью к профессиональным психологам, психотерапевтам.

«Обязательно нужно пройти через терапию со специалистом», — уточняет она.


Медуза | Миф и история

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Викторины

  • От Афины до Зевса: основы греческой мифологии
  • Изучение греческой и римской мифологии

Медуза в древнегреческом искусстве | Эссе | Метрополитен-музей

Медуза — мгновенно узнаваемая фигура древнегреческого искусства. Ее лицо, будь то свирепое и гротескное или женственное и спокойное, появляется практически во всех средствах массовой информации в различных контекстах. Наиболее распространенная интерпретация Медузы предполагает, что она является апотропным символом, используемым для защиты и отражения негатива, очень похожего на современный сглаз. Она представляет собой опасную угрозу, предназначенную для сдерживания других опасных угроз, образ зла, чтобы отразить зло. При внимательном рассмотрении ее роли в греческой мифологии и искусстве обнаруживается многогранный и сложный характер с многочисленными итерациями и последствиями.

Медуза наиболее известна своими волосами, сделанными из змей, и своей способностью превращать любого, на кого она смотрит, в камень, буквально превращая в камень. Многочисленные произведения древних источников, таких как Гомер, восьмой век до н.э. поэт Гесиод, а в пятом веке до н. э. лирика Пиндара, дают широкое и разнообразное представление о легендарном существе. Согласно «Теогонии » Гесиода , она была одной из трех сестер Горгон, рожденных Кето и Форкисом, изначальными морскими богами; Медуза была смертна, тогда как другие, Стено и Эвриала, были бессмертны. Самый известный миф повествует о ее судьбоносной встрече с греческим героем Персеем. Бесчестный король потребовал, чтобы он принес ему невозможный подарок: голову Медузы. Персей выступил с помощью богов, которые снабдили его божественными орудиями. Пока горгоны спали, герой атаковал, используя полированный щит Афины, чтобы увидеть отражение ужасного лица Медузы и избежать ее леденящего взгляда, пока он обезглавил ее harpe , адамантовый меч. Такой насильственный акт привел к рождению детей Медузы, крылатого коня Пегаса и великана Хрисаора, выросшего из ее шеи. Две бессмертные сестры в ярости преследовали Персея, но герой скрылся со своей добычей, воспользовавшись крылатыми сапогами Гермеса и шлемом-невидимкой Аида. Однако даже смерть не могла подавить силу Медузы, и Персею пришлось держать ее обезглавленную голову в специальном мешке, достаточно прочном, чтобы вместить ее, называемом kybisis . В своих путешествиях он использовал голову, чтобы обращать своих врагов в камень и спасать принцессу Андромеду от морского чудовища (20.19).2.16), прежде чем передать его Афине для ее эгиды (34.11.7).

Двенадцатая пифийская ода Пиндара повествует о том, как яростное преследование Стено и Эвриалы убийцы их сестры привело к возникновению еще одной главы мифа о Медузе. Услышав их мучительные и яростные крики, Афина была вдохновлена ​​​​изобрести флейту, чтобы подражать им. Однако когда богиня играла на флейте, она отбрасывала ее, увидев свое отражение; ее лицо распухло и сделалось некрасивым, когда она играла (24.97.28). Хотя она целенаправленно и успешно имитировала вопли горгон, она также невольно подражала их широким и ужасным чертам. Змееволосая Медуза не получила широкого распространения до первого века до н.э. Римский автор Овидий описывает смертную Медузу как прекрасную девушку, соблазненную Посейдоном в храме Афины. Такое святотатство вызвало гнев богини, и она наказала Медузу, превратив ее волосы в змей.

Хотя сегодня эти истории кажутся фантастическими, для древних греков они были квазиисторическими. Мифы, а также истории, записанные Гомером и Гесиодом, считались частью утраченного героического прошлого, когда мужчины и женщины взаимодействовали с героями, богами и сверхъестественным. Рассказы этого периода повторялись во всех средствах массовой информации; свидетельства из Греции представляют мир, насыщенный героями и чудовищами в поэзии, прозе и искусстве. Таким образом, Медуза была не просто фантастическим зверем, а частью общего прошлого и настоящего в умах древних зрителей. Она олицетворяла собой историческую угрозу: история победы Персея и использования ее энергии была не просто историей, а главой в общей аллегорической и исторической летописи греков.

Точно так же, как Медуза существует в различных типах историй в мифологических записях, она также изображается различными способами в древнем искусстве. Ее внешний вид резко меняется на протяжении веков, но она всегда узнаваема благодаря своей поразительной фронтальности. В греческом искусстве редко встречается фигура, обращенная лицом вперед, но почти во всех изображениях Медузы, несмотря на стиль и среду, она смотрит вперед и бескомпромиссно противостоит зрителю.

Термин горгонион относится к голове и лицу Медузы, которые часто использовались в качестве декоративного мотива. Это яркий символ ее особой силы, который проявляется в архитектуре, вазовой росписи и изделиях из металла. Горгонейон был широко распространенным изображением в храмовом убранстве архаического периода (около 700–480 гг. До н.э.). Возможно, самый крупный пример происходит из храма С (построенного около 540 г. до н.э.) в Селинунте на юго-западе Сицилии — две монументальные горгонии, одна на востоке и одна на западе, возвышались над фронтонами храма. Образ Медузы также использовался для украшения более мелких архитектурных элементов. На Сицилии, юге Италии и материковой Греции храмы украшались многочисленными антефиксами (декоративными покрытиями из терракотовой черепицы), на которых была изображена горгония (27. 122.14), явление, особенно распространенное в архаический период. В это время Медуза изображается в виде монстра; у нее круглое лицо, большие глаза, борода и разинутый рот с вытянутым языком и скрежещущими острыми зубами (39.11.9). Медуза остается популярным изображением на более поздних архитектурных компонентах, но ее форма более человечна и женственна. Она теряет ужасные зубы и бороду, но все еще узнаваема (20.215) в классических и эллинистических примерах с ее растрепанными волосами и конфронтационным взглядом (98.8.30).

Греческие вазы, чашки и связанные с ними терракотовые предметы иногда также включали декоративный горгонион. В некоторых случаях его рисовали на дне сосуда для питья (14.136) и служили для удивления пьющего, когда он опорожнял свою чашу. Произведения седьмого и шестого веков до н.э. украшены чудовищными горгониями, которые могут занимать всю поверхность (31.11.4), как на современных антефиксах. Круглая форма многих из этих керамических изделий предлагает особенно подходящее место для изображения круглого лица архаической Горгоны; это возмутительно, с огромными чертами лица, которые сочетают в себе женственность (кудрявые волосы и серьги) с мужественностью (борода). Тенденция использовать лицо Медузы для украшения керамики сохранилась и в эллинистический период (ок. 323–31 до н. э.). Она присутствует как центральное украшение на многих вазах (06.1021.246a,b), а также как повторяющийся орнаментальный мотив. Как и в архитектуре, в конце четвертого и третьем веках до н.э. Горгоны эволюционируют от гротеска к женственности, но сохраняют свои специфические фронтальные качества. Пятый век до н.э. увидел появление нового художественного акцента на идеальной форме. Совершенство и красота стали стандартами этого нового классического стиля, и Медуза, несмотря на свою роль монстра, не стала исключением.

Медуза поистине вездесуща — она представлена ​​не только в архитектуре и гончарном деле, но и в изделиях из металла. Ее голова — обычный орнамент на ручках бронзовых сосудов (60.11.2а,б). Круглая форма и защитные качества ее лица также подходят для украшений; она появляется на серьгах, подвесках и кольцах (74.51.3397b). Горгона также воспроизведена на доспехах. В Илиаде ее голова появляется на эгиде Зевса. Гесиод Щит Геракла описывает иллюстрацию мифа о Персее и Горгонах на щите героя. Чаще всего горгонейон является центральным мотивом на эгиде Афины. Изображения богини как в вазовой росписи (63.11.6; 34.11.7), так и в скульптуре (24.9).7.15) включают голову Медузы на ее груди. Самая известная скульптура Афины, Афина Парфенос из золота и слоновой кости, которая когда-то стояла в Парфеноне, включала в себя две горгонии: одну на ее эгиде и одну на ее щите. Однако лицо Горгоны не ограничивается божественными доспехами, но также украшает боевое снаряжение греческих воинов, такое как шлемы, щиты и поножи (41.162.74; 1991.171.45). Присутствие Медузы на доспехах подтверждает идею о том, что ее присутствие обладало значительной силой для защиты владельца от врагов.

Горгонейон — не единственное художественное изображение Медузы; она также показана в сценах, иллюстрирующих приключения Персея. Во многих случаях герой бежит с головой Медузы, так как ее тело лежит рядом, иногда с Пегасом и Хрисаором рядом с матерью (06. 1070). Монументальным образцом этого типа является центральное украшение начала VI в. до н.э. Храм Артемиды на Корфу, хотя, что интересно, это изображение не включает Персея и обезглавливание.

Другие сцены показывают момент перед убийством. Иконографическая формула состоит в том, что Персей держит свой меч на шее Медузы и смотрит в сторону, нанося смертельный удар, чтобы избежать ее окаменевшего взгляда. Метоп из храма C в Селинунте изображает такую ​​картину и включает в себя Афину, которая стоит рядом с героем, чтобы направлять его. На более поздних иллюстрациях V в. до н. э. Медуза спит, а герой готовится к атаке (45.11.1). Вот редкий пример нефронтальной, несмотрящей Медузы; во сне угроза ее силы отменяется. Действительно, она изображается как мирно спящая человеческая фигура — только ее крылья предполагают, что она сверхъестественное существо. В некоторых сценах другие Горгоны, Стено и Эвриала преследуют Персея после того, как он обезглавил Медузу. Один пример, относящийся к началу седьмого века до н. э. На амфоре из Элевсина изображены двое, бегущие за героем, а позади них лежит тело их обезглавленной сестры. Горгоны часто изображаются в этой бегущей позе, известной как 9.0147 knielauf , в гончарном деле (01.8.6), в архитектуре и в рельефной скульптуре (55.11.4).

Несмотря на то, что внешний вид Медузы резко меняется в течение архаического, классического и эллинистического периодов, превращаясь из гротескного существа в красивую женщину, ее «инаковость» остается. Легенды о горгонах изображают их как чужеземцев, живущих за пределами известного греческого мира, и ужасных существ, которых нужно бояться и в конечном итоге победить. Архаичные изображения чудовищны и необъяснимы — Горгона кажется и мужчиной, и женщиной, и человеком, и животным. Шестой век до н.э. антефиксы, бронзовые ручки и украшения для ваз изображают существо столь же ужасное, сколь и своеобразное. Классические и эллинистические образы Медузы более человечны, но она сохраняет ощущение неизведанного через определенные сверхъестественные детали, такие как крылья и змеи. Эти более поздние изображения, возможно, потеряли зияющий рот, острые зубы и бороду, но они сохранили самое поразительное качество Горгоны: пронзительный и неуклонный взгляд вовне.

Иностранность лежит в основе силы Медузы, которая была жива и присутствовала в умах и воспоминаниях древних зрителей. Само ее присутствие чуждо, опасно и мощно, как и ее особые характеристики. В Odyssey ее голова хранилась в Аиде, чтобы изгнать живых из мира мертвых. Миф о Персее дает нам представление о том, что ее лицо и взгляд могли обращать мужчин в камень. Пиндар хранит легенду о том, что крики Горгоны были устрашающими и ужасными. Персей и Афина должны были контролировать такие угрожающие силы и использовать их силу. Эта упряжь была подхвачена древнегреческими художниками, которые изображали Горгону во все времена и во всех средствах массовой информации. Медуза — смертоносный и загадочный другой, но она также вездесуща, с неоспоримой энергией, которая вдохновляла художников повторять ее образ и историю различными способами в литературе, знаниях и искусстве Древней Греции, Рима и других стран.


Цитата

Гленнон, Мадлен. «Медуза в древнегреческом искусстве». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/medu/hd_medu.htm (март 2017 г.)

Дополнительное чтение

Белсон, Джанер Дэнфорт. «Горгонейон в греческой архитектуре». Докторская диссертация, Колледж Брин-Мор, 1981.

Чайлдс, Уильям А. П. «Человеческое животное: Ближний Восток и Греция». В Улыбка кентавра: человеческое животное в раннем греческом искусстве , под редакцией Дж. Майкла Пэджетта, стр. 49–72. Принстон: Издательство Принстонского университета, 2003.

.

Даннер, Питер. «Westgriechische Giebeldekorationen, 1. Горгония». Römische Historische Mitteilungen 42 (2000), стр. 19–105.

Фронтизи-Дюкру, Франсуаза. «В зеркале маски». В Город образов: иконография и общество в Древней Греции , под редакцией Клода Берара и др. , стр. 151–65. Принстон: Издательство Принстонского университета, 19.88.

Краускопф, Ингрид. «Горго, Горгон». В Lexicon iconographicum мифологии классики , том. 4, стр. 285–30. Цюрих: Артемида, 1988.

.

Мак, Райнер. «Лицом вниз Медуза (Этиология взгляда)». История искусства 25, вып. 5 (2002), стр. 571–604.

Маркони, Клементе. Храмовое убранство и культурная идентичность в архаическом греческом мире: метопы Селинуса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007.

.

Милн, Марджори Дж. «Персей и Медуза на чердачной вазе». Бюллетень Метрополитен-музея 4, вып. 5 (1946), стр. 126–30.

Рихтер, Гизела М.А. «Подставка Клейтия и афинский кувшин». Бюллетень Метрополитен-музея 26, вып. 12 (1931), стр. 289–91.

Вернан, Жан-Пьер. «Смерть в глазах: Горго, Фигура Другого». В Смертные и Бессмертные: Сборник очерков , под редакцией Дж. Фрома И. Цейтлин, стр. 111–38. Принстон: Издательство Принстонского университета, 19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *