Женщины командиры воздушных судов аэрофлота: Женщины редких профессий. Мария Уваровская. Командир воздушного судна

пилотессы — русская красота, покорившая небо

13 февраля 2020 21:30

Есть такие профессии в которых мы привыкли, по большей части, видеть мужчин. Но и женщины от них не отстают. Одна из таких профессий — ответственная, опасная и очень тяжелая — это пилот самолета. И эти женщина с успехом справляются с этим делом.

Всего в России три десятка женщин-пилотов гражданской авиации, большинство из которых работают в «Аэрофлоте».

Ольга Грачева — командир-инструктор на «Ан-24». 1975 год . Это первая женщина-пилотесса гражданской авиации. За ее плечами 45 лет летного стажа. Сегодня она уверенно водит широкофюзеляжные дальнемагистральные «Эйрбасы» и «Боинги».

Мария Уваровская получила звание командира воздушного судна в январе 2014 года. Она успешно окончила институт архитектуры, но небо, которое она постигала на занятиях в группе ДОСААФ манило ее больше, нежели архитектура. И она ушла в авиацию. Рассказывает, что ее чаще принимают за стюардессу, а когда узнают, что она командир — многие отказываются верить — такая хрупкая и красивая женщина и такой огромный самолет и ответственность.

Первая женщина КВС (командир воздушного судна) семейства Airbus A320 (самый многочисленный отряд в «Аэрофлоте») — Елена Новичкова. Считает, что зря женщин не воспринимают на месте пилота — женщины, по ее мнению, более сосредоточены и пунктуальны.

Ольга Кирсанова — пилот гражданской авиации, водит самолет весом более ста тонн и вместимостью 180 пассажиров. Хотя по первому образованию Ольга филолог, она всегда мечтала о небе и стремилась к этому всеми силами. Окончила Волчанское летное училище, летала на АН-2, а затем, чтобы стать пилотом, Академию гражданской авиации. Ольга настолько любит летать, что будучи на седьмом месяце, она «на отлично» отлетала госэкзамен на новеньком Airbus A320. Правда затем начальство узнало, ругалось и отправило ее в декрет. Сегодня она летает на самолетах «Аэрофлота»

Дарья Синичкина единственная на данный момент женщина в России, управляющая самолетом Sukhoi Superjet 100. Окончив МГУ им. Ломоносова Дарья все-таки решила, что ее мечта быть пилотом.

И осуществила мечту — поступила в Ульяновское летное училище гражданской авиации.

Татьяна Казачкова — КВС в составе авиакомпании «Россия». Ей пришлось пройти трудный путь к своей мечте — она не могла никак поступить в российский ВУЗ по специальности. Уехала в Америку, там подрабатывала няней и оплачивала обучение по профессии-мечте. Только после этого вернулась в Россию и была принята в Академию гражданской авиации.

Ларина Евмурзаева — первая в Чечне девушка-пилот. Уже в 23 года она окончила Академию гражданской авиации и с тех пор делает регулярные рейсы в компании «Грозный Авиа» по маршруту -Грозный-Москва.

Мария Федорова — самая молодая женщина-пилот в России — ей всего 23 года, но она уже командир экипажа гражданской авиации. Мария для полета предпочитает не «Боинг», как ее коллеги, а российский «Суперджет». Интересно, что стать пилотом была не ее мечта, а мечта ее отца, но взявшись за обучение, она поняла — это ее.

И еще одна красотка, которая, по мнению Международной Федерации Авиации является лучшим пилотом века — россиянка Светлана Копанина. Она семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по самолетному спорту, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор I класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания «Сухой» .

Источник:

Женщины необычных профессий Московского авиацентра

Источник: организация «Московский авиационный центр»
Опубликовано: 05.03.2022, 12:59

В преддверии 8 марта расскажем о женщинах необычных профессий. В Московском авиацентре работает 46 женщин. Есть среди них и кадровые специалисты, и бухгалтеры, а есть и таких профессий, которые отвечают специфике самого учреждения. Например, инспектор, специалист службы авиационной безопасности, инженер по метрологии. А еще единственная женщина в Москве — пилот санитарной авиации, врач авиационной и космической медицины, техник по лабораторным проверкам вертолетов.

При выполнении авиационных работ летчики подвергаются особым нагрузкам, поэтому за их здоровьем нужен особый контроль. За это отвечает медицинская служба Московского авиационного центра, на которую возложена ответственная задача — регулярный контроль здоровья тех, от кого зависят жизни многих москвичей, — пилотов авиации экстренного реагирования. Валентина Киевская — врач авиационной и космической медицины авиацентра обязана знать все особенности летной работы, учитывать нагрузки и перегрузки во время полетов, психоэмоциональное состояние пилотов. В институте этому не учат. Поэтому, как правило, в авиационную организацию приходят обычные медработники, а потом их переучивают под специфику работы.

Валентина Киевская родилась в Калмыкии — в Элисте. Это небольшой городок, где люди очень доверяют друг другу, ответственны и принципиальны. Валентина не стала исключением, а в медицине эти качества очень важны. С раннего детства девочка росла любознательной, очень общительной и храброй. Никогда не боялась врачей и крови, как многие малыши.

«Я сколько себя помню — всегда хотела стать врачом — с 3-4 лет. Часто в детстве играла в медсестру, «делала» уколы куклам, накладывала им повязки. И сама никогда не боялась «людей в белых халатах». Помню, было мне 8 лет, мама привела меня к стоматологу — нужно было резать десну. Так я, услышав про это, очень обрадовалась и сама стала просить, чтобы врач поскорее провел мне эту операцию. Так было интересно и, видимо, важно, чтобы с моим организмом было все в порядке!»

Закончив школу, девушка приехала поступать в Москву. Валентина поставила перед собой высокую планку — ее выбор пал на 1-й мединститут — лучший в стране. Благодаря своему упорству и трудолюбию, девушка поступила и была этому очень рада. Учеба давалась непросто, но запомнилась Валентине только яркими и положительными эмоциями. После окончания ВУЗа девушка устроилась на работу терапевтом. А два года назад пришла в Московский авиационный центр.

Учитывая специфику учреждения, Валентина Киевская прошла здесь особую переподготовку и стала врачом авиационной и космической медицины.

«Я обучалась на кафедре авиационно-космической медицины последипломного образования РМАНПО при ЦКБ гражданской авиации в Москве», — рассказала Валентина. — Профессиональная переподготовка была недолгой, но очень информативной и насыщенной. Основная ее задача — настроить фокус внимания на особенности профессии летчика; на то, что может повлиять на его здоровье.

Вибрация в полете, шум, изменения давления и температуры в салоне плюс большое чувство ответственности самого пилота — все это сильно отражается на здоровье. Поэтому даже незначительное отклонение от нормы является поводом для всестороннего обследования. В течение месяца я знакомилась с особенностями профессии летчика, с тем, что может повлиять на их здоровье, что необходимо контролировать в первую очередь, на чем делать акценты и как помочь пилоту дольше оставаться в строю».

Осмотр пилотов Московского авиацентра проходит в Щербинке, где находятся кабинеты предполетного осмотра и кабинет авиационного врача. Затем, уже непосредственно перед взлетом, на поле проходит еще один осмотр. А еще врач должен назубок знать всю медицинскую карту пациента, истории болезней, сильные и слабые стороны его здоровья.

«Сегодня я каждый день провожу предполетный осмотр порядка 20 пилотов, — говорит Валентина, — нужно измерить температуру, проверить, в норме ли давление и пульс. Я провожу также квартальные, полугодовые осмотры пилотов, они обязательно приходят ко мне после отпуска.

Люди у нас очень ответственные и работать с ними приятно».

Кстати, интересно, что супруг Валентины Киевской тоже врач. По специальности — психотерапевт. Дома, по вечерам, супруги часто общаются между собой, делятся опытом, какими-то новыми знаниями. Валентина признается, что сегодня ее основная задача — это вовремя выявленная проблема у пациента, вовремя поставленный диагноз. А для этого ей хочется еще более открытого и доверительного общения с летным составом.

«Главное в нашей профессии — видеть положительный результат своей работы, — считает Валентина. — Люди должны доверять своим врачам, поэтому я стараюсь к каждому своему «подопечному» находить «ключ». Разговоры с мужем, какие -то истории из его практик мне в этом очень помогают. Люди все разные — кто-то открыто идет на контакт, кто-то — нет. Чтобы помочь человеку, не упустить что-то важное в его здоровье, мне необходимо со всеми общаться на определенном уровне. Тем более такая большая ответственность — выпускать пилота в небо и, к счастью, пока не было такого, чтобы кого-то отстранили от полетов!».

Еще одна женщина в Московском авиацентре имеет необычную для женщины профессию — это Екатерина Орешникова. Екатерина — командир воздушного судна 2 эскадрильи, управляет санитарными вертолетами учреждения. Отец Екатерины — авиационный инженер — привил любовь к небу у своей маленькой дочки в раннем детстве. Он часто брал маленькую Катю на аэродром, и уже тогда в сердце девочки зародились первые глубокие чувства, которые определили ее будущую профессию. Но окончательное решение стать летчиком было принято Катей после просмотра фильма «В небе ночные ведьмы»:

«Эта картина основана на реальных событиях и рассказывает об отважной женщине, которая участвовала в Великой Отечественной войне, воевала, выполняла сложнейшие полеты ночью, — рассказала Екатерина Орешникова. — Тогда я не понимала, а сейчас знаю точно, насколько это сложно, потому что летаю ночью сама. И вот, после просмотра этого фильма, я окончательно поняла, что буду летчиком. А воплотить эту задумку в жизнь, несмотря на все существовавшие в то время для девушек сложности, мне помогла судьбоносная встреча с Валентиной Степановной Гризодубовой».

Валентина Гризодубова — летчица времен войны, командир мужского полка, герой Советского Союза. Когда Катя, еще студенткой с ней встретилась, легендарная летчица была уже в довольно преклонном возрасте.

«Как сейчас помню, у Валентины Степановны был очень твердый, хорошо поставленный командирский голос, который совсем не вязался с внешностью очень пожилой женщины. Тогда, за чашкой чая, именно Валенина Гризодубова вселила в меня уверенность, что все получится и, если я хочу быть пилотом, то нужно идти до конца и не сдаваться!»

Вдохновившись напутствием Валентины Гризодубовой, девушка поступила в Запорожском авиационное училище ДОСААФ — в то время единственное место, где готовили девушек-летчиц — потом в институт, стала летать на вертолетах в гражданской авиации, выполнять операции по тушению пожаров и по спасению людей на вертолетах Ми-8, Бo-105 и BK-117. В августе 2007 года Екатерина Орешникова помогала тушить пожары в Греции, в 2010 году вела мониторинг лесопожарной обстановки в России, в мае 2012 года участвовала в поисковой спецоперации самолета «Sukhoi Superjet 100» в Индонезии. А в 2015 году Екатерина Орешникова перешла работать в Московский авиационный центр и стала выполнять полеты на вертолетах ВК117С-2 по медико-санитарным задачам.

«Мы вылетаем на ДТП, падения с высоты, пожары; эвакуируем пациентов с инфарктами и инсультами. Каждый раз сталкиваемся с человеческой бедой и страданиями. Почти всегда удается всем помочь и вовремя доставить в больницу. Но бывает так, когда ты прилетаешь на место происшествия, а помочь человеку уже нельзя. Вот это — самое тяжелое в моей работе. Постоянно приходится быть свидетелем того, как жизнь человека резко меняется».

Время для подготовки экипажей санитарных вертолетов ко взлету после вызова — 5 минут. В любую точку города пилоты добираются, в среднем, за 7-10 минут, в ТиНАО — за 15. BK117С-2 — это один из самых современных вертолетов: компактный, надежный, не требующий много места для посадки. Он может приземлиться даже на проезжей части. Тем ни менее полеты над столицей очень ответственны и требуют постоянной подготовки и новых знаний. Экипажи не всегда приземляются на специальные вертолетные площадки, часто, чтобы посадить вертолет как можно ближе к месту происшествия, пилоты подбирают площадку с воздуха. Вокруг могут быть и деревья, и высотные здания, и другие препятствия, которые ради спасения чьих-то жизней, нужно обойти и выполнить поставленную задачу. Пилоты Московского авиационного центра совершают такие полеты и днем, и ночью, поэтому должны быть готовы к самым разным ситуациям.

«Мы постоянно тренируемся, учимся чему-то новому. Я, как и все мои коллеги, считаю, что профессия пилота — это такая профессия, про которую нельзя сказать, что ты все знаешь и все выучил. Да, у тебя есть базовое образование, много курсов, которые положено проходить и большой опыт работы. И, может быть ты, действительно, все знаешь, но все равно с каждым вылетом, с каждым общением с другими пилотами узнаешь что-то новое для себя. Этот процесс самосовершенствования бесконечный».

Сегодня на счету у Екатерины — свыше 4 000 часов налета за всю ее авиационную практику и сотни спасенных жизней. Работа напряженная, но очень любимая и, главное, та, что приносит моральное удовлетворение и яркие положительные эмоции каждый раз после очередного, вовремя доставленного в больницу пациента. А с напряжением после дежурства Екатерине помогает справляться ее крепкая и дружная семья — муж и взрослая дочь — студентка.

«Многие меня спрашивают, — улыбается Екатерина Орешникова, — разве можно совмещать такую неженскую профессию и личную жизнь? Я всегда уверенно отвечаю — можно! Нужно верить в себя, в свои силы, уверенно двигаться к мечте и тогда обязательно все задуманное получится!»

На аэродроме Остафьево, где базируются 11 вертолетов авиации экстренного реагирования столицы, каждый день можно встретить 23-летнюю девушку. Это один из самых молодых сотрудников Московского авиационного центра — Анна Вдовина. Девушка имеет необычную профессию авиационного техника, выбрать которую ее вдохновил внеклассный кружок «Школа юного летчика». Весь 9 класс родной школы Горно-Алтайска Аня с восторгом слушала рассказы пилота-истребителя об авиации, после чего объявила родителям о своем решении уйти из средней школы и продолжить свое обучение в летном училище.

«Отец ответил мне: Учись там, где тебе нравится. Выбрать любимую профессию это очень важный шаг в жизни человека. Поддержка папы помогла мне и я поехала в Омск», — рассказала девушка.

Закончив Омский летно-технический колледж гражданской авиации по специальности «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов», Аня работала на Чукотке в авиакомпании «Билибино авиа», обслуживала вертолеты Ми-8. Работа на Чукотке была интересная, но романтика профессии звала ее в дальние дали. Поэтому, проработав в «Билибино» несколько месяцев, а затем еще немного в Якутии, Аня решила воплотить свою мечту о вертолетах где-нибудь поближе к центру России. Девушка с мужской профессией зашла в просторы интернета и остановила свое внимание на Московском авиационном центре. Узнав об особенностях работы в организации и о том, чем она занимается и какие задачи выполняет, Аня поняла, что все сделает для того, чтобы работать именно в этом учреждении. Первым делом, девушка отправила свое резюме и стала ждать.

«Так получилось, что на тот момент, когда к нам пришло резюме Анны Вдовиной, в Московский авиационный центр требовался человек ее специализации, — рассказал первый заместитель директора Владимир Федоров. — Первая реакция нашего главного инженера на вопрос, как он воспримет у себя в цеху девушку, была однозначной: «Обойдемся без женских рук». Но буквально через очень короткий промежуток времени он вдруг передумал: «А давайте попробуем. Опыт есть, пусть едет», — махнул он рукой.

Не веря своему счастью, Аня Вдовина по первому же звонку сорвалась в столицу. Прошла собеседование и стала работать в Московском авиационном центре с вертолетами на аэродроме каждый день. Как и мечтала! Да еще с какими вертолетами — с теми, с помощью на которых спасают жизни людей. В мужской коллектив Аня, как и когда-то Екатерина Орешникова влилась быстро и очень скоро стала «своей».

«Уже три года я работаю здесь техником по лабораторным проверкам, — комментирует Аня. — Проверяю оборудование на борту вертолетов, участвую в предполетной подготовке, осматриваю воздушные суда на предмет неисправностей после дежурства».

За три года работы в авиацентре Анна Вдовина изучила несколько типов вертолетов — Ка-32, ВК117С-2 — прошла переподготовку и познакомилась со всеми их особенностями. В скором времени девушку, как грамотного и талантливого специалиста, планируют познакомить еще и с недавно прибывшим после капитально-восстановительного ремонта Ми-26Т, обучить работе на нем.

Сейчас Анна мечтает быть не просто техником по лабораторным проверкам, а — авиационным техником, что даст ей возможность выполнять полный спектр технических задач. Не только проверять оборудование, но и все составляющие воздушных судов, а также участвовать в ремонте вертолетов, устранять неисправности.

Авторские права на данный материал принадлежат организации «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Новаторский самостоятельный трансатлантический перелет Амелии Эрхарт

На прошлой неделе исполнилось 90 лет с тех пор, как Амелия Эрхарт совершила свой новаторский самостоятельный трансатлантический перелет. Легендарный пилот стала первой женщиной, совершившей в одиночку перелет через Атлантический океан после приземления в Дерри, Северная Ирландия, 21 мая 1932 года.

Трансатлантические триумфы

Эрхарт первоначально экспериментировала с трансокеанскими путешествиями в июне 1928 года, когда она летела из Ньюфаундленда в Южный Уэльс в качестве командира самолета с пилотами Уилмером Стульцем и Луи Гордоном на Fokker Friendship. Эта поездка вдохновила летчицу выйти на новый уровень.

20 мая 1932 года Эрхарт вылетел из Харбор-Грейс, Ньюфаундленд, на 600-сильном «Локхид Вега 5В», 420 галлонах топлива и литре куриного супа. Погода усложняла задачу: появлялись густые облака и образовывался лед на крыльях самолета. Кроме того, примерно через 12 часов Эрхарт заметил механические проблемы.

Впоследствии Эрхарт предпочла приземлиться в Калморе, Дерри, а не в Париже. Несмотря на то, что Эрхарт не приземлилась в том же городе, что и Чарльз Линдберг пятью годами ранее, она все же добилась первого результата, став первой женщиной, самостоятельно перелетевшей Атлантический океан в этом 15-часовом путешествии. Она также стала первым человеком после Линдберга, совершившим беспосадочный перелет через одни и те же воды в одиночку.

Чтобы увековечить достижения Эрхарт, в 2023 году в ее родном городе Атчисон, штат Канзас, открывается новый музей STEM и истории. В музее ангара Амелии Эрхарт будут представлены интерактивные экспонаты, демонстрирующие, как первопроходец преодолел значительные препятствия.

Компании FedEx, Garmin и Lockheed Martin оказали значительную поддержку новому ангарному музею Амелии Эрхарт в честь наследия пилота. Фото: Ангар-музей Амелии Эрхарт

Без ограничений

Когда Амелия приземлилась в Дерри 21 мая, никто никогда не видел женщину за рулем автомобиля, не говоря уже о пилотировании самолета. Этот фактор подчеркивает драйв и бесстрашие Эрхарт.

Эллисон Балдеррама, директор музея ангара Амелии Эрхарт, рассказала Simple Flying о следующем.

«Амелия является пионером не только в авиации, но и в защите прав женщин. Несмотря на то, что она пережила тяжелые времена, например, ее родители развелись, а отец был алкоголиком, она преодолела эти трудности и смогла оказать такое удивительное влияние на историю. У нас есть целая выставка о других женщинах-пилотах, с которыми Амелия дружила или с которыми соревновалась. Она и многие из тех пилотов были членами-основателями Девяносто девяти, первым президентом которой она сразу же стала. У нас есть целая выставка об этом. Важно показать работу, которую проделала Амелия, чтобы создать дух товарищества среди женщин-пилотов в то время, чтобы все они могли работать вместе и добиваться потрясающих результатов».

Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

В музее также представлены современные женщины-пилоты, в том числе Эйлин Коллинз, первая женщина-командир космического корабля «Шаттл», и Мэй Джемисон, первая афроамериканка-астронавт. В целом, учреждение стремится вдохновить мальчиков и девочек на изучение перспектив в авиации и более широких областях STEM. Ведь Эрхарт был не просто летчиком. Она была кем угодно, в том числе механиком, модельером, редактором Cosmopolitan и медсестрой во время Первой мировой войны. Она действительно чувствовала, что нет предела тому, чего можно достичь.

Эрхарт встретили в Дерри как героя. Фото: Getty Images

Много новинок

Трансатлантическое путешествие — лишь один из нескольких подвигов Эрхарт. Такие достижения, как то, что она стала первой женщиной, совершившей в одиночку перелет через Северную Америку, также помогли активизировать возможности для женщин на раннем этапе истории авиации.

Эрхарт даже била рекорды, что привело к ее загадочному исчезновению. Например, в 1937 году она побила рекорд скорости полета с востока на запад из Окленда, Калифорния, в Гонолулу, Гавайи. Этот шаг был сделан до того, как она стала первым человеком, совершившим в одиночку перелет из Красного моря в Карачи, Пакистан.

Оглядываясь назад, становится ясно, что авантюрный дух Эрхарт мотивировал поколения, еще больше определяя направление, в котором воздушные путешествия будут развиваться на протяжении десятилетий. Почти столетие спустя мы все еще говорим о ее новаторском трансатлантическом перелете.

Что вы думаете об одиночном путешествии Амелии Эрхарт через Атлантику 90 лет назад? Что вы думаете об общих достижениях пилота? Дайте нам знать, что вы думаете в разделе комментариев.

Рейс 149 Аэрофлота2: Взгляд бортпроводников

Автор Патрисия Грин

Бортпроводники сделали все возможное, чтобы эвакуироваться, но были ли задействованы другие факторы?

Фото: Анна Зверева через Wikimedia Commons

5 мая 2019 года внутренний рейс Аэрофлота 1492 вылетал из Москвы-Шереметьево в Мурманск. Это был Sukhoi Superjet 100 с 73 пассажирами, двумя летными экипажами и тремя бортпроводниками. В передней части самолета работали Татьяна Касаткина и Ксения Фогель, а в задней кабине работал коллега Максим Моисеев. В самолет после взлета ударила молния. Татьяна услышала громкий шум снаружи самолета и услышала, как командир сказал, что возвращается в аэропорт.

Что было дальше

Самолет подпрыгнул при посадке, в результате чего передняя стойка шасси разрушилась, а топливо вылилось, в результате чего взорвался огненный шар. Бортпроводники видели огонь в задней части самолета за пределами кабины, и, хотя самолет все еще скользил, пассажиры хватали свои сумки и двигались к выходам. Некоторые кричали и звонили своим семьям. Самолет остановился, и бортпроводники услышали команды командира «Внимание, экипаж» и «На стоянку».

Фото: Getty Images

Эвакуация

Бортпроводники начали эвакуацию за три секунды до команды. Передний правый выход был открыт через восемь секунд после остановки самолета, а первый пассажир был эвакуирован через 17 секунд. Передний левый выход был открыт через 18 секунд после помощи пассажира, а первый пассажир из этого выхода вышел через 32 секунды. Татьяна описывает, как ногой открыла дверь и вытолкнула пассажиров на горку. Бортпроводники сообщили, что видели пассажиров с ручной кладью в салоне. Кабина быстро наполнялась черным дымом, и некоторые люди ползли к выходам. Через 70 секунд трапы в передней части самолета все еще использовались для эвакуации.

«Стюардессы сказали «давай быстрее, ползи налево до выхода». В результате мне удалось спрыгнуть с самолета.»

Пассажир рейса 1492

Последствия

Тридцати четырем пассажирам удалось эвакуироваться вместе с командиром и двумя бортпроводниками в передней части самолета. Первому офицеру удалось эвакуироваться по спасательной веревке в кабине экипажа. Максим погиб, пытаясь открыть выходную дверь в хвостовой части самолета, чтобы эвакуировать пассажиров. Сорок один пассажир погиб. Один бортпроводник получил серьезные травмы, а летный экипаж и один бортпроводник получили легкие травмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *