Женщины-викинги: какими на самом деле были средневековые воительницы
27 октября 2018
Русская семерка
Лагерта из популярного сериала «Викинги» телеканала History могла не только существовать на самом деле, но и быть одной из многих скандинавских воительниц.
Фото: Русская семеркаРусская семерка
Образ легендарной жены викинга Рагнара Лодброка Лагерты был перенесен в популярный сериал из средневековых легенд. В хрониках Саксона Грамматика повествуется о женщине с храбрым сердцем, которая на поле брани с мечом бьется в первых рядах воинов. Средневековый историк писал и о других женщинах-викингах, регулярно участвующих в сражениях и изнуряющих себя тренировками: «…Были женщины, которые одевались так, чтобы выглядеть как мужчины, и каждую минуту посвящали упражнениям в воинских занятиях, они не хотели утратить силы своих доблестных мышц и предаться изнеживающей роскоши».
Видео дня
В 1789 году датский драматург Кристен Хенриксен Прам написал по хроникам историческую драму «Лагерта». До последнего времени к рассказам о средневековых женщинах-воинах историки относились как к художественной литературе, легендам, эпосу. Однако археологические раскопки на территории Швеции поменяли представление об этом явлении.
Важная находка
О существовании реального прообраза легендарной королевы викингов до недавнего времени никто не думал всерьез, однако в 2017 году были сделаны крайне важные открытия. Еще в конце XIX века недалеко от старинного города Бирки были обнаружены останки древнескандинавского воина, похороненного вместе с двумя щитами, ножом, копьями и мечом. Принадлежность погребенного к высокому сословию подчеркивало то, что в его могиле также находились останки двух лошадей и предметы для игры, напоминающей шахматы. Это захоронение стало считаться одним из самых важных исторических памятников эпохи викингов.
Во второй половине ХХ века в научном мире заговорили о том, что структура найденного скелета, скорее всего, женская. В начале XXI века шведский антрополог Анна Кьеллстрем с уверенностью подтвердила данные предположения. Точка в этом вопросе была поставлена осенью 2017 года: ученые из Стокгольмского университета опубликовали в American Journal of Physical Anthropology результаты исследований ДНК викинга. Анализ показал, что в разных костях скелета отсутствовали Y-хромосомы, а значит, скелет принадлежал женщине.
К выводу о существовании в средневековой Скандинавии женщин-воительниц подталкивают и сведения о более широких (по сравнению со другими обществами того времени) правах, которыми обладали женщины этого региона. Их не выдавали замуж против их воли, они наравне с мужчинами считались наследницами имущества и не переставали им владеть, вступая в брак. В скандинавском эпосе героини — как и мужчины, полноправные участники действия.
Насколько верно авторам сериала удалось воссоздать образ женщин-викингов
В эпопее «Викинги» жена короля норманнов Рагнара Лодброка вместе с другими воительницами носит меч и кожаные доспехи, доблестно сражается. После смерти Рагнара она занимает его трон, к ней переходит власть над землями мужа.
Вот что пишет о королеве норманнов Саксон Грамматик: «…Опытная в ратном деле женщина по имени Ладгерда, которая имела мужественное сердце, хотя и была лишь девушкой. С распущенными по плечам волосами она сражалась в числе первых среди самых отважных воинов. Все восхищались её непревзойдёнными подвигами, так как её развевавшиеся за спиной волосы выдавали, что она женщина».
[irp]
Отдельно средневековый хронист выделяет силу духа воительницы, которая в битве за власть убивает своего второго мужа Харальда: «…В чьём нежном теле скрывался несравненно более суровый дух, примерами своей выдающейся отваги смогла уберечь своих уже было дрогнувших воинов от желания бежать. Совершив обходной манёвр, она вышла в тыл ничего не подозревавшего врага, посеяв в его лагере страх и смятение. Под конец войско Харальда пришло в замешательство, а сам он, видя гибель своих воинов, бежал. Вернувшись после боя домой, Ладгерда ночью вонзила в горло своего мужа наконечник копья, который она спрятала в своём платье, присвоив, таким образом, себе всю его власть и звание. Эта своенравная женщина считала более для себя удобным править королевством без мужа, чем быть вынужденной делить его с ним».
В историческом сериале роль Лагерты исполняет актриса украинского происхождения с канадским паспортом Кэтрин Винник. Известно, что она имеет лицензию телохранителя.
Другое,
Женщины викингов. Викинги. Мореплаватели, пираты и воины
Женщины викингов
Оставляя ферму или имение на сколь-либо продолжительный промежуток времени, вольный человек при собрании многих людей торжественно передавал ключи от дома жене, показывая таким образом всем, что она становится полной хозяйкой в его отсутствие. Эти ключи занимали место рядом с другими в связке, которую каждая замужняя женщина имела при себе и в которой находились в том числе и самые важные ключи, закрывавшие замки сундуков с наиболее драгоценными предметами, имевшимися у семейства.
Почти в любом отношении женщины в обществе викингов имели статус, равный со статусом мужчин. Даже когда хозяин пребывал дома, не в его власти, а во власти жены находились все вопросы, касавшиеся ведения хозяйства, именно она приглядывала за рабами и свободными слугами и служанками, которые помогали ей в каждодневной работе, заключавшейся в том, чтобы прясть, ткать, шить, готовить напитки и еду.
Одной из самых важных и поглощавших более всего времени обязанностей являлось изготовление одежды на все семейство. В большинстве своем одеяния эры викингов делались из суконной ткани, производство которой требовало длительного процесса получения нити из овечьей шерсти и последующей окраски ее. Лишь затем при помощи тяжелого и грубого приспособления вроде примитивного ткацкого станка получалось сукно. Если же имелся лен, его трепали, наматывали на веретено и ткали, изготавливая льняную ткань, которая, как следует предполагать, шла на нижнюю одежду.
Датский браслет X столетия (Национальный музей Дании, Копенгаген).
В свободное время женщины, должно быть, занимались плетением лент, которые использовались для украшения одежды. Среди других типично женских ремесел занимали место вышивка и производство декоративных тканей, или шпалер, которые вывешивались по стенам залов в главных помещениях. Если семья владела кораблем или лодкой, то женщинам и, вероятно, наиболее пожилым членам семейства приходилось делать паруса — задача, требовавшая огромных усилий и затрат множества человеко-часов.
Археологические находки позволяют сделать вывод, что женщины викингов (да if мужчины) были опрятными, ухоженными и заботились о собственной внешности. На заре X столетия ибн-Фадлан замечал, что руссы «превосходно сложены и крепки» и что женщины их носят замечательные украшения из серебра и золота, которые говорят о богатстве и высоком общественном статусе их мужей. Посетивший в 950 г. от Р.Х. процветающий город Хедебю арабский купец по имени аль-Тартуши тоже с восторгом отзывался о женщинах викингов, которых встречал. Говоря об их красоте, он был, очевидно, обескуражен той степенью независимости, которой они пользовались.
С ранних пор женщины викингов учились полагаться на себя и ни от кого не ждать помощи. Исландский закон позволял девушкам выходить замуж начиная с 12 лет, а поскольку хутора и имения отстояли друг от друга порой на много километров, выбором предстоящего спутника жизни для девушки занимались родственники. Случалось, однако, что женщинам доводилось решать брачные вопросы самостоятельно.
Если возникала необходимость, женщина могла требовать развода, а уходя — брать назад приданое и долю в совместном имуществе. Если женщина становилась вдовой, ей принадлежала честь решать, входить ли замуж вторично или продолжать вдовствовать. Тот факт, что женщины были проникнуты сильным чувством собственной значимости и становились порой богатыми и влиятельными членами общества викингов, очевиден из качества предметов, обнаруженных в их могилах, и того почета, с каким совершались захоронения. В их честь возносились славословия, в которых воспевались достоинства женщин как хозяек, их искусность в ведении домашних дел семьи, а особенно мастерство швей и вышивальщиц.
Если верить сочинениям скальдов, иные из женщин викингов отличались властностью и порой жестокостью. В сагах авторы не скупятся на яркие краски, повествуя о деяниях сильных разумом и духом дам в стиле матриархального сообщества, возглавляющих борьбу в кровавых междоусобицах и увлекающих собственной отвагой мужчин на битвы. Рассказы о подвигах одной из таких женщин, дочери Эрика Рыжего Фрейдис, дошли до нас благодаря саге «Грёнлендинга» (или «Гренландцы»), Фрейдис и ее муж Торвар вместе с двумя братьями, Хелги и Финнбоги, на двух судах отправились из Гренландии в совместную экспедицию в Винланд (лесистый регион в Северной Америке. — Прим. пер.). Добравшись туда благополучно, Фрейдис построила план, как, избавившись от братьев, завладеть их кораблем, и подговорила мужа убить их самих и перебить всю команду.
Перед нами датский амулет X столетия с изображением женщины-скандинавки, он имеет 4 см в высоту и выполнен из серебра, покрытого позолотой и эмалью. На женщине украшенное платье, надетое, по-видимому, поверх плиссированной рубахи, левая рука держит шаль, покрывающую плечи фигуры. Длинные волосы расчесаны и завязаны узлом сзади (Государственный музей Дании, Копенгаген).
Женщины викингов в IX–X столетиях. На иллюстрации женщины викингов, занятые обычной для них домашней работой, изображены в типичной для того периода одежде.
Когда Торвар не пожелал убивать пятерых женщин, следовавших вместе с Хелги и Финнбоги, Фрейдис взяла секиру и благополучно завершила работу за мужа. Хотя история эта и отражает экстремальный случай поведения женщины у викингов, она дает нам возможность узнать, что, если вести речь о скандинавках, представительницы прекрасной половины человечества не только хранили семейный очаг, но и отваживались отправляться в опасные предприятия вместе с мужьями, причем пользовались правом на долю в добыче. Самое любопытное, однако, из того, что мы узнаем о положении женщины в обществе викингов, есть тот факт, что, хотя они и имели доступ на тинги, в праве голоса им было отказано.
Эпоха викингов
Эпоха викингов Настоящего викинга — искусного мореплавателя и отважного воина — смерть подстерегала с того момента, как только он выходил в море. Смерти они боялись меньше, чем бесчестия, обвинения в трусости.На этот счет хорошо сказано в эпосе «Беовульф»: «Каждый из нас
Контрафактные товары викингов
Контрафактные товары викингов Контрафакт – изобретение древнее. Издавна существовали предприимчивые люди, которые торговали подделками, выдавая их за первосортный товар. Вот и древние викинги, как выяснилось, были не только умелыми и суровыми воинами, но также и
§ 5. Время викингов
§ 5. Время викингов В VIII–XI вв. в Европе происходит немало важных событий и динамичных изменений. На исторической арене появляются новые возмутители спокойствия: в Западной Европе их называли викингами («королями морей») или норманнами («северными людьми»), а в русских
Родина викингов
Родина викингов Саги о древних скандинавах рассказывают, что, когда норвежцы покидали родину и отправлялись в морское плавание на поиски новых земель, они брали на борт своих кораблей вместе со скарбом и резные деревянные столбы с изображениями древних богов.
Эти столбыНаследие викингов
Наследие викингов Современные историки спорят о влиянии викингов на Ирландию. Большинство считает, что вторжение викингов расшатало старое ирландское общество и особенно плохо отразилось на
«Разрушительницы царств», или «Женщины, живущие во тьме»? (положение благородной женщины и самурайские женские образы в «эпоху самураев»)
«Разрушительницы царств», или «Женщины, живущие во тьме»? (положение благородной женщины и самурайские женские образы в «эпоху самураев») Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство древних цивилизаций имели в своей основе маскулинную, т. е. мужскую и
Экономика викингов
Походы викингов
Походы викингов Корабль – жилище скандинава. Из стихотворения средневекового франкского
Эпоха викингов в Прибалтике
Эпоха викингов в Прибалтике Эпоха викингов взорвала родоплеменной строй на всем северо-востоке Европы. На смену племенным центрам приходят полиэтничные торгово-ремесленные поселения, на смену племенным союзам — первые государства. Суровый северный край, у которого не
ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭПОХЕ ВИКИНГОВ
ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭПОХЕ ВИКИНГОВ Предвижу, сколько зла наделают эти люди моими преемникам и их подданным…» Слова Карла Великого, сказанные им во время одного из первых появлений викингов у берегов Южной Франции, оказались пророческими.В те времена Англия уже стонала от набеговИстория викингов
История викингов Так что же представляли собой викинги? В 789 г. король Беортрик взял себе в жены Эдбюр, дочь короля Оффы. Именно в те времена впервые на трех судах появились норманны (буквально — люди с севера. — Прим, пер.), пришедшие из Хордаланда. Управляющий от государя,
Общество викингов
Общество викингов Несмотря на закрепившийся за ними и сохранившийся на века имидж беспощадных морских разбойников и неустрашимых первопроходцев, в большинстве своем викинги являлись крестьянами-хуторянами, рыбаками, торговцами, кораблестроителями, ремесленниками,
Ладьи викингов
Ладьи викингов Процесс эволюции ладей викингов Что может служить лучшим олицетворением эпохи викингов, как не их ладьи? Для самих викингов они являлись неотъемлемой частью их динамичной культуры, о важности кораблей говорит чрезвычайно широко распространенные
9.
6.9. Тур Хейердал в поисках викингов9.6.9. Тур Хейердал в поисках викингов Современная Норвегия — одна из наиболее развитых и благоустроенных стран. А когда-то знаменитые викинги, предки современных норвежцев, уплывали далеко от дома, в котором жить было скудновато. Норвежцы гордятся своими знаменитыми
Феномен викингов
Феномен викингов В глазах европейских священнослужителей викинги были живым воплощением пророчества Иеремии, предсказавшего в ветхозаветные времена, что жестокие пришельцы с севера будут свирепствовать и нести разрушения. Их луки и копья не будут знать милосердия. Но
Десять легендарных женщин-воинов-викингов
В 2017 году н.э. археолог Упсальского университета Шарлотта Хеденшерна-Джонсон опубликовала свое исследование могилы викингов, обнаруженной в Бирке, Швеция, в 1800-х годах н. э., которую она и ее команда повторно посетили. Она утверждала, что то, что раньше считалось могилой воина-викинга, было могилой женщины, что было подтверждено тестами ДНК, и что это доказывает, что женщины-воины-викинги существовали в эпоху викингов (ок. 790–1100 гг. Н. Э.). Однако утверждения Хеденшерна-Джонсон быстро развеялись, когда ее оспорила профессор Джудит Йеш, эксперт не только по викингам, но и по женщинам эпохи викингов, которая указала на многочисленные проблемы с задействованными процедурами и выводы, к которым пришла команда.
Смерть Хервора
Питер Николай Арбо (1831-1892) (общественное достояние)
Мнение Йеша, которое также совпадает с мнением большинства ученых, заключается в том, что не было женщин-воинов-викингов, поскольку это противоречило бы духу викингов. Несмотря на то, что женщины имели равные права с мужчинами (они могли владеть землей, инициировать развод, служить духовенством и вести собственный бизнес), их сфера влияния была в основном внутренней. Женщины заботились о доме, пожилых родственниках и детях, и вряд ли они допускали отказ от этих обязанностей ради того, чтобы присоединиться к мужчинам в бою. Однако скандинавская литература и мифология изображают множество легендарных женщин, которые поступают именно так.
Удалить рекламу
Реклама
Эти женщины описаны либо в исландских сагах XII и XIII вв. н.э., либо в работах Снорри Стурлусона (1179-1241 гг. н.э.) – исландского мифографа, записавшего и сохранившего более ранние скандинавские произведения, которые передавались устно, – либо в исторические и полуисторические произведения других писателей, таких как датчанин Саксон Грамматик (ок. 1160–ок. 1220 г. н.э.). Все эти рассказы, конечно, датируются более поздней эпохой викингов и особенно сагами, считаются ненадежными, поскольку они часто связаны с магическими или мистическими событиями, которые не могут быть подтверждены. Тем не менее, они отражают скандинавское восхищение сильной женщиной, которая берет на себя ответственность за то, чтобы получить то, что она хочет, и пойти туда, куда ей заблагорассудится.
Самый известный тип смертной женщины-воина, известный из саг, — это воительница, женщина, которая брала в руки оружие и доспехи и сражалась в бою вместе с мужчинами.
Девы щита, валькирии и героини
Самый известный тип смертной женщины-воина, известный из саг, — это воительница, отражением которой в духовном царстве загробной жизни являются валькирии. Воительницей якобы была женщина, которая брала в руки оружие и доспехи и сражалась в бою вместе с мужчинами. Самый известный отчет об этом исходит от Саксона Грамматика в его описании битвы при Бровалле (или Бравеллире) (около 750 г. н.э., хотя ее историчность подвергается сомнению) в его начале 13 века н.э. Gesta Danorum , где он утверждает, что 300 воительниц сражались за датчан. Валькирии, конечно же, были сверхъестественными женщинами-воинами, которые выбирали мертвых в бою и приводили их в чертог Одина в Валгалле.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Эта концепция сильной женщины-воина воплощена в шведской легенде Blendasägnen , в которой рассказывается о героине Бленде из Смоланда (ок. 500 или ок. 750 г. н.э.), которая спасает свою страну от вторжения датчан, пригласив датских воинов устроить пир, напоить их и вместе со своей армией женщин убить их всех, пока они спят. Эта история впервые появляется в печати в 17 веке нашей эры, хотя считается, что она намного старше. Проверить его историчность нет никакой возможности, но что касается образа женщины-воина, то в этом нет необходимости. Действительно ли Бленда победила датчан, не так важно, как тот факт, что легенда существует и была достаточно популярна, чтобы ее повторяли. Ясно, что если легенда действительно так стара, скандинавская культура достаточно уважала женщин, чтобы возвысить их до уровня великих героев.
Эту же парадигму можно увидеть в исландских сагах и скандинавских мифах, и она воплощена в десяти скандинавских женских образах:
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
- Скади – богиня охоты и катания на лыжах.
- Фрейя — богиня плодородия, любви и удачи.
- Брюнхильд – Валькирия, ставшая смертной, мстит за себя.
- Лагерта – победоносная воительница.
- Хервор — владелец волшебного меча Тюрфинг.
- Фрейдис Эйриксдоттир — исследовательница и защитница своего отряда.
- Гудрид Торбьярнардоттир – исследователь Северной Америки (Винланд).
- Сигрид Гордая – правила самостоятельно, убивали женихов.
- Унн Глубокомыслящая – заселила Исландию, командовала собственным флотом.
- Ольга Киевская – правительница Киевской Руси, отомстившая за смерть мужа.
Skadi & Njord
Фридрих Вильгельм Гейне (1845-1921) (общественное достояние)
Скади
Скади — дочь великана Тиаци, убитого богом Асгарда Тором. Поскольку у ее отца не было мужчин, чтобы отомстить за него, Скади «взяла шлем и все боевое оружие и отправилась в Асгард, чтобы отомстить за своего отца» (Линдоу, 268). Таким образом, появившись у ворот во всеоружии, она успокаивается предложением асгардцев выбрать себе мужа из их числа, но должна сделать это, только посмотрев им под ноги. Она выбирает того, кто, по ее мнению, будет красивым Бальдром, но им оказывается Ньёрд, бог моря.
Удалить рекламу
Реклама
Скади наслаждается горами, где она охотится и катается на лыжах, а Ньёрду нравится его темная сырая пещера у воды. Они пытаются найти компромисс, живя в доме друг друга девять дней подряд, но Скади не может этого вынести и оставляет его в своем доме в горах. Возможно, она мать двух самых важных скандинавских богов, Фрейра и Фрейи, но не упоминается, что она принимала участие в их воспитании. После того, как она расстается с Ньордом, она преследует свои собственные интересы, в том числе заводит ряд романов с Одином.
Фрейя
Фрейя — одна из самых популярных богинь скандинавского пантеона, богиня плодородия, удачи, любви, вожделения, загробной жизни и защиты. Она едет по небесам в своей карете, запряженной кошками, и щедро отдает человечеству все, что у нее есть. Как богиню плодородия, викинги призывали ее для хороших урожаев, а также для сильных детей и стабильных браков, которые, как считалось, приносили пользу от ее благословений.
Амулет Фрейи
Гуннар Кройц (общественное достояние)
Ее связь с войной и сражениями связана с ее царством в загробной жизни. Фрейя возглавляет Фольквангр («Поле людей») и, как говорят, собирает себе половину павших на поле боя; другая половина собрана Одином для Валгаллы. Фолькванг редко упоминается в скандинавской литературе, но из того немногого, что есть, кажется, что Фрейя может также наблюдать, как воины участвуют в вечном бою, или, по крайней мере, есть часть Фолькванга, отведенная для этих состязаний.
Удалить рекламу
Реклама
Брюнхильд
Брюнхильд (также известная как Брюнхильда, Брюнхильд, Брунгильда или Брунгильда) — валькирия, которая после поддержки не того героя в состязании под наблюдением Одина становится смертной и заточена в замке за стеной щитов, спит внутри кольца. огня, пока его не спас чемпион. Герой Сигурд спасает ее и дарит ей кольцо, обещая жениться на ней, но должен сначала отправиться ко двору короля Гьюки. Жена Гьюки, волшебница, хочет, чтобы Сигурд женился на ее дочери Гудрун, и дает Сигурду зелье, которое заставляет его забыть Брюнхильду.
Когда Брюнхильд едет с Сигурдом в загробную жизнь, великанша упрекает ее за такое поведение, но Брюнхильд не раскаивается: теперь она и Сигурд будут жить вместе, как и предполагалось.
Волшебница также организует спасение Брюнхильды своим сыном Гуннаром, который затем женится на ней, но Гуннар не может пересечь огненное кольцо. Сигурд принимает форму Гуннара, спасает Брюнхильд, и она выходит замуж за Гуннара, полагая, что именно он ее спас. В споре с Гудрун Брюнхильд узнает, что это Сигурд спас ее, но затем бросил ее, и клянется отомстить им всем. Она убивает маленького сына Сигурда, а затем убивает Сигурда во сне. Когда зажигается его погребальный костер, она прыгает в него и умирает вместе с ним. Когда она едет с ним в загробную жизнь в Хель, она встречает великаншу, которая упрекает ее за ее поведение, но Брюнхильд не раскаивается, говоря, что она и Сигурд теперь будут жить вместе, как и было задумано. Согласно сагам, среди всей этой драмы у них как-то родилась дочь: Аслауг, одна из жен Рагнара Лодброка.
Лагерта
Лагерта (также известная как Ладгерда) известна только из IX главы Saxo Grammaticus Gesta Danorum («История датчан»). Легендарный герой Рагнар Лодброк приезжает в Норвегию, чтобы отомстить за смерть своего деда Сиварда и унижение своих жен и родственников от рук Фрё, короля Швеции. Его приветствует несколько женщин, одетых как мужчины, которые добровольно помогают ему и, как пишет Саксо,
Удалить рекламу
Реклама
…среди них была Ладгерда, опытная женщина-воин, которая, хотя и была девушкой, но обладала смелостью мужчины и сражалась впереди среди самых смелых с распущенными волосами. Все дивились ее несравненным подвигам, потому что локоны, слетавшие ей на спину, выдавали, что она женщина. (IX).
Рагнар настолько впечатлен ею (он даже приписывает победу именно ей), что решает сделать ее своей женой, но Лагерта выставляет возле своего дома медведя и собаку, чтобы защититься от него. Рагнар убивает обоих животных, женится на ней, и у них рождаются две дочери, но позже, когда он вспоминает, как она пыталась натравить на него медведя и собаку, он разводится с ней и женится на другой женщине, Торе. Больше о Лагерте ничего не известно.
Кэтрин Винник в роли Лагерты
Бернард Уолш (Авторское право, добросовестное использование)
Хервор
Хервор — героиня 13 века н.э. Сага о Хервараре ок Хейдрекс , а также имя ее внучки, дочери ее сына Хейдрека. У отца Хервора, Ангантыра, был волшебный меч по имени Тюрфинг, но он был убит на дуэли, и меч был похоронен вместе с ним. Хервор отправляется со своей командой на остров Самсё в районе Каттегат, где похоронен Ангантыр, и вызывает его дух, требуя меч. Призрак ее отца умоляет ее отказаться от своих поисков, но ей не откажут. Наконец, он открывает свою могилу и дает ей волшебный меч.
Меч не приносит своему владельцу ничего, кроме неприятностей, и Хервору предстоит немало приключений, прежде чем он остепенится и женится. Ее сын Хайдрек унаследовал меч, который доставляет ему столько же проблем, сколько и его матери. После его смерти меч переходит к его дочери Хервор, которая погибает в бою. Самая впечатляющая часть саги — это вызов Хервор условностям и отказ отступить на могиле своего отца, пока ей не дадут то, за чем она пришла.
Фрейдис Эйриксдоттир
Фрейдис Эйриксдоттир (ок. 970–ок. 1004 г. н. э.) была либо великой женщиной-воином, либо злой коварной убийцей, в зависимости от того, какую из двух историй о ней читать. Она появляется в «Саге об Эрике Красном» (где она — героиня) и «Сага о гренландцах» (злодейка). В году. Сага об Эрике Рыжем Фрейдис, дочь Эрика Рыжего, сопровождает группу в Винланд (Ньюфаундленд, Северная Америка). На них нападает группа туземцев, и члены группы отступают, оставляя Фрейдис одну. Она взывает к ним: «Зачем бежать от таких ничтожных существ, толстяков, когда вы, как мне кажется, можете зарезать их, как скотину? Дайте мне только оружие, я думаю, что смогу лучше любого из вас» (глава 12). Несмотря на то, что она нездорова (возможно, беременна) и одна, Фрейдис выхватывает меч у мертвого товарища и, разорвав на себе рубашку и ударяя себя лезвием в грудь, бросает вызов врагу, который отступить от нее, тем самым спасая свою группу.0003
Фрейдис Эйриксдоттир
Люк Ван Брекель (CC BY)
В Сага о гренландцах она сопровождает своего мужа, его людей и двух братьев/деловых партнеров в Винланд. Она не любит братьев и считает их слишком самонадеянными, поэтому подставляет их, говоря мужу, что они оскорбляли и били ее, и что она разведется с ним, если он не отомстит за оскорбление. Ее муж и его люди убивают братьев и их группу, но не причиняют вреда женщинам, поэтому Фрейдис сама убивает всех женщин топором. Вполне вероятно, что этот второй рассказ, написанный позже первого, является попыткой дискредитировать сильную женскую фигуру из более ранней саги. В отличие от более явно мифологических и легендарных персонажей, о которых говорилось выше, у Фрейдис больше шансов отразить реальное историческое лицо, поскольку все согласны с тем, что эти две саги, в которых упоминается Винланд, помнят реальных людей и события, которые, по крайней мере, частично сохранились в устной традиции.
Гудрид Торбьярнардоттир
Гудрид Торбьярнардоттир (970/980 г. до н.э.) была одним из первых исследователей Северной Америки, согласно как «Саге о гренландцах» , так и «Саге об Эрике Рыжем» . Она была родом из Исландии, но вместе со своим отцом и Эриком Рыжим отправилась заселять Гренландию. В Гренландии умер ее муж, и вскоре после этого она вышла замуж за младшего брата Лейфа Эриксона, Торстейна, и сопровождала своего мужа и зятя в их экспедиции в Северную Америку, где она исследовала Винланд вместе с другими участниками группы.
Торстейн умер там, а Гудрид вернулась в Гренландию, где вышла замуж за Торфинна Карлсефни и через некоторое время вернулась с ним в Винланд, чтобы основать там постоянное поселение. Их сын, Снорри Торфиннссон, был первым европейским ребенком, родившимся в Северной Америке. Как и Фрейдис, Гудрид из саг, вероятно, восходит к реальной исторической личности.
Сигрид Гордая
Сигрид Гордая (ок. 927-ок. 1014 н.э., также известная как Сигрид Надменная, Сигрид Сторрода или Сигрид Тостадоттир) была шведской королевой, отказавшейся жить по чужим правилам. Она была замужем за Эриком Победоносцем, королем Швеции (ок. 9 г. до н. э.).70-995 н.э.), а после его смерти предпочел править единолично. За ней ухаживали Харальд Гренске из Норвегии и Виссавальд из Киевской Руси, но они признали, что оба интересовались ею только из-за ее земли и богатства. Она пригласила их на вечеринку, где после того, как они и их мужчины заснули от слишком большого количества выпивки, она заперла двери зала и сожгла их заживо, чтобы отпугнуть будущих женихов. Ее историчность оспаривается, и поэтому эта пикантная история может быть не более чем легендой.
Печально известный Олаф Трюггвасон (р. 995-1000 гг. н.э.), который обратил население Норвегии в христианство с помощью пыток, якобы также искал ее руки, но настаивал на том, чтобы она сначала обратилась в христианство. Когда она отказалась, он публично ударил ее, и Сигрид поклялась отомстить. Говорят, что затем она вышла замуж за Свейна Вилобородого из-за его связей и власти и организовала битву при Свольдере (около 1000 г. н.э.), в которой Олаф был убит.
Унн Глубокий
Унн Глубоководный (9 век н.э., также известный как Ауд Глубокий и Унн- или Ауд Кетилсдоттир) была дочерью Кетила Плосконосого из Норвегии, бежавшего в Шотландию после возвышения Харальда Прекрасноволосого (годы правления 850–859).33 г. н.э.) в Норвегии. Когда ее отец и сын Торстейн умерли, она поняла, что ее положение в Шотландии шатко, и отправилась сначала на Оркнейские острова на севере, а затем в Исландию, которую она исследовала, прежде чем осесть. Она командовала командой мужчин, которые были настолько преданы ей, что ни один из них не стал бы заключать брачные контракты, которые могли бы поставить под угрозу собственность или власть Унн.
Кажется очевидным, что скандинавская культура достаточно ценила женщин, чтобы включать женские божества в свой пантеон и приписывать им те же боевые навыки, что и мужчинам.
Она руководила своей семьей и землями на юге Исландии буквально до самой смерти. В день свадьбы своего внука, Олафа Фейлана, она наблюдала за приготовлениями и службой, а затем благородно удалилась в свою спальню, где и умерла во сне.
Ольга Киевская
Ольга Киевская более известна как Святая Ольга (ум. 969 г. н.э.) Киевской Руси. Хотя ее определенно понимают как реальную историческую фигуру, рассказ о ее раннем правлении в качестве регента при ее сыне Святославе I (г. 945-972 гг. н.э.) в Русской Первичной хронике (составленной около 1113 г. н.э.) содержит ряд мифических/легендарных элементов, которые помещают ее в число легендарных женщин-воительниц-викингов (варягов).
Ольга была женой Игоря Киевского (годы правления 912-945 н.э.), который был сыном Рюрика (годы правления 862-879 н.э.) и приемным сыном Олега Пророка (годы правления 879-912 н.э.). Чрезмерная жадность Игоря привела к его убийству древлянским племенем (племя ранних восточных славян). Впоследствии древляне хотели, чтобы Ольга вышла замуж за их князя Мая, чтобы объединить регион, но Ольга была заинтересована только в том, чтобы отомстить за своего мертвого мужа.
Сначала она потребовала от древлян эмиссаров, которых она обманом заставила доставить «в честь» на лодке к ее резиденции, а затем бросила их в яму и похоронила заживо. Затем она попросила самых мудрых из древлян прийти к ней во дворец и, пригласив их искупаться перед обедом, подожгла бани и сожгла их заживо. Затем она попросила древлян приготовить большие поминки в честь Игоря, позволила всем там напиться и приказала своим солдатам убить их всех.
Последним актом ее мести было изгнание древлян в город Искоростень, где был убит Игорь, а затем осада. Когда она поняла, что не может взять город, то предложила самые легкие условия: потребовала по три голубя и по три воробья с каждого дома. Когда они были доставлены, она приказала своим солдатам прикрепить к когтям серу и выпустить их, а когда они вернулись в свои гнезда в городе, они все подожгли. Весь город был сожжен, а те, кто выжил, были убиты или проданы в рабство, но Ольга пощадила определенное количество людей, чтобы они могли продолжать платить ей дань.
Ольга Киевская
Неизвестно (общественное достояние)
Заключение
Все эти женщины, будь то активные воины или сильные женщины-правительницы, воплощали идеал независимости и личной силы викингов, хотя в основном они были идеализированными женщинами; нет никаких доказательств существования настоящих воительниц. Джудит Йеш отметила, что интерпретация Шарлоттой Хеденшерна-Джонсон могилы шведского воина Бирки как могилы женщины-воина является симптомом общего увлечения 21-го века нашей эры женщинами-воинами-викингами. Она комментирует:
Я всегда думал (и до некоторой степени до сих пор считаю), что увлечение женщинами-воинами, как в массовой культуре, так и в академическом дискурсе, сильно, возможно, слишком сильно, зависит от желаний 20-го и 21-го веков. (Ньюиц, 1)
Хотя это может быть, очевидно, что в прошлом было столь же сильное увлечение, о чем свидетельствуют работы Саксона Грамматика и скандинавские саги. Кажется очевидным, что скандинавская культура достаточно ценила женщин, чтобы не только включать женские божества в свой пантеон, но и приписывать им такие же боевые навыки и способность определять свою судьбу, как и мужчинам.
Разумеется, в литературе и мифологии многих древних цивилизаций есть сильные женские божества. У греков были свои амазонки и могущественные богини, такие как Афина, а у римлян — ее двойник, Минерва и другие божества, такие как Фортуна, которые решали, удачлив человек или нет в жизни. Тем не менее, настоящие женщины в Греции и Риме не обладали таким же уровнем автономии, как скандинавские женщины. Среди древнейших цивилизаций, поклонявшихся женским божествам, только Египет признавал права женщин наравне с мужчинами.
В скандинавской культуре, однако, даже после прихода христианства, которое печально известно и неоднократно отрицало равенство женщин, женщины не только ценились, но и концептуально возвышались до статуса, которого они сами не могли достичь. Женщина, сварившая эль, никогда не была бы Фрейей или Лагертой, но знание того, что женщины могут быть так высоко почитаемы, вероятно, было бы большим утешением.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Была ли женщина-викинг воительницей?
Некоторый интерес к этому вопросу должен быть связан с феноменами популярной культуры, такими как высокобюджетный сериал «Викинги» на канале History, где, по словам Марианны Моэн, женщины часто изображаются как воины. (Фото: канал History)
МНЕНИЕ: Являются ли меняющиеся ответы на этот вопрос прямым результатом наших собственных меняющихся взглядов на гендер?
Марианна Моэн Постдокторант, Секция нумизматики и классической археологии, Музей истории культуры, НорвегияNovember 2021 — 04:30″> среда 24 ноября 2021 — 04:30
Была ли женщина-викинг воительницей? Этот вопрос поднимался в разное время в академических исследованиях эпохи викингов и вызывал разную степень дискуссий. В то же время в разное время она вызывала разный уровень общественной активности. Этот переменчивый интерес характерен для исследования вопроса, который, когда он поднимается, всегда вызывает споры и вызывает мнения.
В истории исследований по этой теме мы можем проследить изменение идеологий и представлений о мужчинах, женщинах, статусе и власти. Во многих смыслах это дискуссия, которая по своей сути касается как того, что, по нашему мнению, мужчины и женщины могут и чего не могут делать, так и вопроса познания эпохи викингов.
Сегодня академический и общественный интерес к вопросу о женщинах-воинах викингов остается высоким. Фактически, это краткое введение в тему совпадает с публикацией специального тома Viking под названием Viking Wars под редакцией Фроде Иверсена и Каролины Кьесруд. Книга является результатом конференции, организованной Центром изучения викингов при Музее истории культуры в Осло, и среди разнообразных подходов к войне, насилию и викингам, которые она объединяет, она предлагает три отдельные главы, каждая из которых посвящена теме женщины и война (см. рекомендуемую литературу ниже), что делает ее очевидным отправным пунктом для тех, кто хочет больше узнать об этой теме.
Большой вопрос
Многие читатели этой статьи будут искать ответ на вопрос, действительно ли женщины сражались в эпоху викингов, и я боюсь, что они могут быть разочарованы, если будут искать здесь определенное решение.
По правде говоря, ответов на этот вопрос столько же, сколько ученых, способных ответить на него, и любой желающий найдет убедительные аргументы как за, так и против. В интересах полного раскрытия, я предлагаю свою собственную оценку: я считаю это вероятным. Сохранившиеся свидетельства убедительно свидетельствуют в пользу участия некоторых женщин в войне и того, что некоторые из этих женщин были непосредственно причастны к насильственным действиям.
Нет недостатка в источниках, подтверждающих существование женщин-воинов, хотя ничто не указывает на то, что это было особенно распространенным явлением. В последние годы ныне известная оружейная могила из Бирки (Bj.581) привлекла большое внимание после того, как было обнаружено, что в ней находится женское тело, захороненное с высокостатусным оружием (см. оригинальную статью здесь).
Это далеко не единственное захоронение женщины, в котором есть оружие, хотя и единственное на сегодняшний день, пол которого определяется с помощью анализа ДНК. Он также выделяется впечатляющим набором оружия, которое он содержит, поскольку другие случаи, как правило, представляют собой более типичные женские могилы с одним или двумя видами оружия (например, топорами и щитами), смешанными с другими предметами. Помимо захоронений, женщины с оружием также встречаются на амулетах, камнях с изображениями и гобеленах того периода, а также существуют современные письменные источники, описывающие женщин, участвовавших в битвах и войнах. В целом, я считаю, что это подтверждает интерпретацию, согласно которой некоторые женщины могли участвовать и действительно участвовали в войне.
- СВЯЗАННЫЕ Прочтите об исследованиях Марианны Моэнс о викингах в рассказе Мужчины-викинги были похоронены с кухонными принадлежностями
Нет единого мнения ученых
Однако, как уже говорилось, нет ничего, что указывало бы на то, что это было очень распространенным явлением. Ни одно из доказательств, которые я здесь упомянул, не является неоспоримым. Другие школы мысли утверждают, что изображения представляют собой изображения мифических существ или что оружие в женских могилах следует рассматривать как дар, а не имущество. Некоторые даже предполагают, что женщины в могилах с оружием могут означать, что в могиле изначально находилось мужское тело, хотя до сих пор не было найдено никаких доказательств, подтверждающих это в большинстве случаев.
Более разумное возражение состоит в том, что мы на самом деле не знаем, символизирует ли вообще оружие в захоронении статус воина. Однако, поскольку это часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся в мужских могилах и обычно подвергается сомнению только в женских, кажется справедливым предположить, что оружие в любой могиле, вероятно, символизировало одно и то же, будь то в женской или мужская могила. В целом, академический консенсус по этой теме все еще отсутствует, но дискуссия остается увлекательной.
Дебаты с высокими ставками
Дискуссия о женщинах и насилии имеет тенденцию меняться вместе с современными проблемами, частично отражая более значительные сдвиги в том, как в любой момент времени рассматриваются свобода действий женщин и право на независимость и равенство. Сказав это, изучение женщин-воинов не является простым делом, и у ряда сторон возникают обоснованные опасения.
Некоторые утверждают, что искать женщин-воинов в прошлом — это дешевый способ набрать очки с новой аудиторией, заставляя женщин действовать как мужчины, когда реальность, вероятно, была более сложной. Беспокойство здесь заключается в том, что, превознося мужские роли над женскими и представляя женщин важными только тогда, когда они исполняют такие роли, мы можем затмить другие способы, которыми женщины могут быть социально значимыми.
Другие утверждают, что, ограничивая женщин в прошлом теми ролями, которые мы считаем естественно связанными с женщинами сегодня (воспитательные и административные роли), мы на самом деле проецируем наши собственные представления о гендере в прошлое. Во многих отношениях дебаты вокруг темы женщин-воительниц-викингов почти так же интересны сами по себе, как и вопрос о том, существовали они или нет.
- СВЯЗАННЫЕ: Женщины-викинги играли важную роль в набегах
Женщины-воины викингов и прошлое, созданное в настоящем
В последние годы наблюдается возрождение интереса к теме женщин-воинов, что отчасти связано с вышеупомянутой могилой женского оружия в Бирке. Тем не менее, мы не можем отдать должное Бирке за недавний интерес: по крайней мере, часть этого должна быть связана с феноменами популярной культуры, такими как высокобюджетный сериал «Викинги» на канале History, где женщины часто изображаются как воины.
Более того, взаимодействие популярной культуры с повествованиями об идентичности, вдохновленными культурным наследием, в сочетании с новой аудиторией, ищущей более полноценные версии прошлого, чем то, что предлагалось традиционно, привело к тому, что общественность в настоящее время стремится принять женщин как воины. Природа повествований о наследии означает, что они сдвигаются и меняются вместе со временем, к которому они принадлежат, потому что они, по сути, о том, что означает прошлое в любом данном культурном контексте. Новый акцент на женщинах как деятелях, бойцах, командирах и лидерах согласуется с обновленным культурным акцентом на женщин как на способных и активных.
Я упоминаю здесь построение популярных нарративов эпохи викингов, потому что знание о прошлом никоим образом не возникает в вакууме: вместо этого оно создается в определенных культурных условиях, которые неизбежно влияют на то, какие интерпретации и какой материал мы выбираем на передний план. .
- СВЯЗАННЫЕ: Почему мы так любим викингов?
Заключительные мысли
Хотя мы можем быть не ближе к академическому консенсусу или конкретному ответу, чем раньше, мы в настоящее время наблюдаем живой академический интерес к этой теме.