Женские дуэли в россии: Как Екатерина Великая внесла свою лепту в развитие этого явления

Содержание

Как Екатерина Великая внесла свою лепту в развитие этого явления


Когда произносят слово «дуэль», большинству представляются мушкетеры, дерущиеся с гвардейцами кардинала. Некоторые вспоминают о дуэли Пушкина и Дантеса. А кому-то просто чудится мужчина, бросающий перчатку в лицо сопернику-мужчине. А ведь, оказывается, на Руси существовали и женские дуэли, причем по своей жестокости они не уступали мужским. Читайте, как и за что дрались женщины, какой вклад внесла Екатерина Великая в развитие дуэлей и чем все закончилось.

«Жонка с жонкой»

Женские бои были распространены и в России, и в Европе с древности. /Фото: xfile.ru

На Руси женские бои были узаконены в далеком 1397 году Псковской судебной грамотой. Что же там говорилось: если женщина выступала в долговой тяжбе истцом, то во время судебного поединка она могла заменить себя наёмным участником-бойцом. Но был тонкий нюанс — если ответчиком была также женщина, то ни о каких заменах и речи быть не могло. Только личное участие, только «жонка с жонкой»! Женщины самостоятельно отстаивали в драке свою правоту, а поводом могло служить воровство, какие-то пакости и прелюбодеяние обидчицы с мужем второй женщины.

Однако не только на Руси использовались женские драки. Европа не отставала. И там дамам приходилось биться с мужчинами. Правда, представитель сильного пола при этом дрался с привязанной за спиной рукой. Или же стоял в яме по пояс. Этакое уважение к женщине. Дама при этом использовала камень, положенный в чулок, а мужчина — дубинку.

Драчливая Екатерина Великая

Во время царствования Екатерины Великой женские дуэли получили большое распространение. /Фото: s9.travelask.ru

Законодательницей моды на дуэли в 17 веке стала императрица Екатерина Великая, первая дуэль которой состоялась, когда девушке было всего четырнадцать лет. Будущая правительница дралась со своей троюродной сестрой, принцессой Кристиной Атхальт-Кеттен. Бой мог бы закончиться плохо, однако соперницы вовремя прекратили сражение. Интересно, что во время царствования Екатерина была категорически против мужских дуэлей, однако для женских делала исключение. Во дворце постоянно сходились в бою женщины. Было одно важное условие — поединок должен был быть прекращен, если одна из участниц ранена до крови.

По утверждениям историков, только в 1765 году при дворе Екатерины дамы сталкивались на дуэли не менее двадцати раз. Например, фаворитка императрицы княгиня Екатерина Дашкова была заядлой дуэлянткой. Она вообще имела твёрдый мужской характер, увлекалась медициной, пробовала себя в хирургии и кузнечном деле. Когда Дашкова в 1770 году поссорилась в Лондоне с герцогиней Фоксон (спор произошёл из-за политики), дело закончилась дуэлью. Участницы сражались в саду на шпагах, но Дашкова была ранена, дуэль прервали, а смелая Екатерина оказалась побеждённой.

Бои русских женщин в сравнении с «изящными» дуэлями в Европе

И в России, и в Европе женские дуэли отличались жестокостью. /Фото: vipdis.ru

На дуэлях в России женщины бились жестоко. Они использовали не только кулаки, но и ухваты, колья и даже осолопы, то есть дубинки с железными наконечниками. До начала 18 века и горожанки, и крестьянки дрались между собой из из-за оскорблений, воровства и прочих причин. Прекратил все это Петр I, который здраво рассудил, что спорные вопросы должен решать государственный суд, а женщины должны быть женщинами. По словам французской маркизы, де Мортене, в России женщины дрались не красиво, не изящно. То ли дело, мол в Европе!

Хотя, если разобраться, европейки, несмотря на попытки сделать дуэль изящной, относились друг к другу очень жёстко. Порой бои заканчивались плачевно, смертью или изуродованными лицами. Например, в 1571 году в город Милан, в женский монастырь Святого Бенедикта, некие знатные особы специально приехали, чтобы провести дуэль. Они заперлись в келье и начали драться на кинжалах. Когда монахиням удалось взломать дверь, одна из дам была уже на небесах, а вторая билась в агонии Женщины с точки зрения жестокости превосходили мужчин. Европейки делали всё, чтобы уничтожить соперницу — в ход шли смазанные ядом кинжалы и шпаги, выстрелы в упор. Противницы старались изуродовать друг друга, иногда откидывая оружие и переходя к рукопашному бою, царапали и кромсали лица, вырывали волосы. По статистике из десяти дуэлей между европейскими женщинами восемь заканчивались смертельным исходом для одной из сторон.

Самые страшные дуэли русских женщин

Иногда дуэли переходили «по наследству». /Фото: disgustingmen.com

Историки рассказывают о невероятной жестокости дуэлей между русскими женщинами. Так, например, известен поединок, который состоялся в Орловской губернии. Дрались две помещицы — Ольга Заварова и Екатерина Пoлeсовa. Ссора достигла апогея и женщины вступили в бой, используя сабли своих мужей. Результат был ужасным: у Заваровой была изуродована голова, а у Полесовой — живот. Обе женщины ушли на небеса. Но этим дело не закончилось. Дочери погибших дуэлянток затаили обиду, и когда им исполнилось по девятнадцать лет, устроили поединок на том же месте. Бились девушки на шпагах. В результате дочь Полесовой покинула этот мир.

В 19 веке в России возникают так называемые дуэльные салоны. Их маскировали под литературные сообщества, и в них дамы бились на саблях и шпагах, использовали пистолеты. Так погибла актриса Мариинского театра Малевская: ей отомстила соперница, которой Малевская перешла дорогу. В 20 веке женские дуэли стали постепенно исчезать. Есть факт, что самом начале 20 века Мариэтта Шагинян, которой в ту пору было девятнадцать лет, попыталась вызвать на бой поэта Ходасевича. Таким образом Мариэтта хотела отомстить поэту за плохое отношение к его жене. Однако Ходасевич отказался от дуэли, сказав, что драться с женщиной не собирается.

Самый знаменитый дуэлянт в русской истории — Александр Пушкин. Он множество людей вызывал на дуэли, и даже стрелялся с собственным дядюшкой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

почему они чаще заканчивались смертью, чем мужские — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2022-09-22 14:07:43

Майя Новик

Ошибочно считать, что дуэль – исключительно мужская прерогатива. На Руси поединки между женщинами считались обыденным делом и даже были узаконены в 1397 году в Псковской судебной грамоте.

Суд поединком

По 36 статье этой грамоты, если в долговом иске истцом оказывалась женщина или монахиня, то вместо себя она на судебный поединок имела право выставить наёмного бойца. Но статья 119 уточняла: если ответчиком в поединке являлась женщина, то истица должна была драться сама: и ни одна, ни вторая не могли нанять бойцов. «А жонкам с жонками присуждать поле. И наймиту не быти ни с одной стороны».

Подобная практика существовала не только на Руси, но и в Европе: правда, там все же заставляли женщин драться с мужчинами, но последнему могли привязать за спину одну руку или заставить его драться, стоя по пояс в яме, что давало некоторое преимущество женщине. Мужчина в таком случае оборонялся дубинкой, а она – камнем, положенным в длинный чулок.

Известно, что у нас женщины на поединках бились на кулаках, ухватами, дрекольем или дубинками, окованными железом, которые назывались «осолоп».

Подобные «дуэли» между горожанками и поселянками проходили до начала XVIII века, покуда Петр Великий не положил этому конец, решив, что негоже дамам драться, а судебные вопросы должно решать государство.

Императрица-дуэлянтка

Мода на женские дуэли вернулась уже в середине XVIII века: ее привезла из Европы императрица Екатерина Великая, которая в первый раз сама дралась на дуэли в 14 лет – ее вызвала троюродная сестра, принцесса Кристина Анна Атхальт-Кеттен. Дуэль прошла в спальне Софии Фредерики, и к счастью, девушки сумели вовремя остановиться.

На российском престоле Екатерина делала все, чтобы остановить мужские дуэли, но женские дуэли в ее дворце проходили с завидным постоянством. Правда, увлекаться Екатерина не позволяла, а требовала остановить поединок, как только прольется первая кровь. Мемуаристы подсчитали, что за 1765 год во дворце произошло 20 поединков между дамами высшего света.

Среди фавориток Екатерины отличилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова, которая по словам историка Алексея Юдина, обладала неженским характером – она была хирургом, аптекарем и даже пробовала себя в кузнечном деле. В 1770 году княгиня оказалась в Лондоне, где в доме российского посла повздорила с герцогиней Фоксон. Ссора на повышенных тонах на политические темы закончилась тем, что оппонентки обменялись пощечинами, после чего потребовали шпаги, вышли в сад и начали сражаться. Дашкова проиграла дуэль – её ранили в плечо, и поединок был остановлен.

Французская маркиза де Мортене, посещавшая в России дуэли, считала, что русские дамы нисколько не заботятся об изяществе. Для них поединок – это лишь повод уничтожить соперницу, а их поведение выражает «слепую ярость».

Женщины Европы хоть и пытались добавить изящества в свои схватки, не отличались милосердием по отношению друг к другу, и дуэли часто заканчивались смертью обоих дуэлянток или изуродованными лицами.

Драться насмерть

Трагедией закончился поединок между соперницами в женском монастыре Св. Бенедикта в городе Милане, где две знатные особы, приехавшие в монастырь специально для дуэли, заперлись в одной из комнат и устроили поединок. Произошло это 27 мая 1571 года. Когда испуганные монахини взломали дверь, все было кончено: одна из дуэлянток уже отправилась к Всевышнему, вторая умирала. Дамы изрезали друг друга кинжалами так, что смотреть было страшно.

Согласно статистике европейских историков, тормозов у дам не было: восемь из десяти дуэлей заканчивались смертью одной из сторон; у мужчин смертью заканчивалась только каждая четвертая дуэль. В делах мести женщины меры не знали – они в упор расстреливали соперниц из пистолетов, причем палили до тех пор, пока не закончатся патроны, смазывали ядом шпаги и кинжалы и всегда старались изуродовать соперницу, а в пылу боя бросали шпаги и дрались в рукопашную, вцепляясь противницам в волосы и раздирая ногтями щеки…

Дуэль по-русски

Впрочем, русские женщины почти не отставали от европеек, – об этом рассказывает в своей статье «Субъекты дуэли» историк Татьяна Колесникова.

Самой зверской дуэлью среди представительниц прекрасного пола стала дуэль между двумя помещицами в Орловской губернии.

Одну из них звали Ольга Петровна Зaвaрoва, вторую – Екатерина Васильевна Пoлeсовa. Однажды конфликт барынь достиг такого накала, что они решили драться на дуэли на саблях мужей. У Зaвaрoвой в результате жестокой схватки была рассечена голова, а у Пoлeсoвoй — распорот живот. Первая отдала Богу душу на месте, а вторая промучилась до следующего дня, после чего умерла.

У этой жестокой схватки было неожиданное продолжение. Обиду и вражду друг на друга затаили дочери помещиц, которые в 14-летнем возрасте были свидетелями дуэли матерей. Они, в свою очередь, сошлись на этой же поляне через пять лет и сразились на шпагах. В результате схватки Александра Зaвaрoвa убила Анну Пoлecoву, о чем и написала в своем дневнике.

Любопытно, что мы мало знаем о наказаниях, которые применяли к женщинам той эпохи за подобные преступления.

В начале XIX века история женских поединков приняла новый характер. В России появились «дуэльные салоны», существовавшие под видом салонов литературных. По свидетельству журналистов программы «По законам чести.

Из истории дуэли» канала «365 дней», женщины сражались на шпагах, на саблях и стрелялись. Именно в это время была на дуэли убита юная актриса Мариинского театра, Анастасия Мaлeвскaя, которая влюбилась в юношу, но была застрелена на поединке соперницей.

Женщины XX века пытались перенять у женщин XIX века обычай вызывать противниц на дуэль. Однако каждому веку – свои традиции. Современный Уголовный кодекс с дуэлянтками обходится строго.В начале века девятнадцатилетняя писательница Мариэтта Шагинян пыталась вызвать на дуэль на рапирах поэта Владислава Ходасевича. Причиной стало недостойное поведение мужчины по отношению к жене, которую он унижал. Ходасевич равнодушно ответил, что с женщинами не дерется. На этом история закончилась.

Читайте наши статьи на Дзен

Месть русской сабли | Фехтовальщики серии

Месть русской сабли | Леди-фехтовальщики серии

Женщины-дуэлянты в прошлом были довольно редки, но их можно было найти. Копаясь в пыльных книгах и устных рассказах, мы нашли больше женщин, которые схватили меч и овладели искусством фехтования, чем официальные отчеты.

Именно поэтому мы создали эту серию «Женщины-фехтовальщики», чтобы прославить этих своеобразных и авангардных личностей с клинком в руке, прошедших через историю! Мы находим их истории не только вдохновляющими — женщине требовалось мужество, чтобы держать меч в те века, когда значение слова «женственный» было высечено в камне, — но и забавными, в основном из-за реакции их современников-мужчин.

Сегодня мы расскажем вам историю не одного, а двух чисто женских поединков.
Это история мести русской сабли.


 

Введение: Россия, 1829 год. 

Ольге Заваровой не понравилась Екатерина Полесова.

Они оба были здоровыми собственниками в провинции на полпути между Москвой и Киевом, и пока Зар Николай I отбивался от османов с тысячами и тысячами солдат, они были очень заняты: ссорились!

Бог знает почему: но они были соседями, и вы знаете, как это бывает. В то время как вы могли решить послать своему соседу строгое сообщение, которое продолжалось всю ночь с громким барбекю, они этого не сделали. У них под рукой были кавалерийские сабли мужа , так почему бы просто не уладить спор, скрестив шпаги?

 

Дуэль

Видимо, единственное, о чем удалось договориться, это поле: Березовая роща.
Ольга ожидала, что прольется кровь , что раздражает ВЕДЬМА на землю, раз и навсегда!

Настал день. Деревья шептались ранним утром.
Тяжелые шаги приближались к полю боя, они были тяжелы, как тысячи русских воинов в Войне с турками. Они встретились со своими 14-летними дочерьми и гувернантками дочерей в качестве секундантов.

Согласно Кодексу Дуэльо, секунданты призывали любовниц к примирению и уклонению от драки. Но дамы так разозлились, что бедных гувернанток чуть не проткнули наповал.

Битва была жестокой. Короткий, но невероятно жестокий. Ольга была поражена в голову таким сильным и точным ударом, что убила ее мгновенно, но не раньше, чем полоснула Екатерину в живот, смертельная рана, которая убьет ее медленно и мучительно.

Но эта история не закончилась бы так пикантно, если бы не еще одна пикантная месть.

Конечно, вы ожидали большего.
Кто-то замышлял в темноте. Кто-то был готов дать отпор.
– На фоне звучит вступление к 5-й симфонии Бетховена –

 

Месть

Через 5 лет в той же березовой роще брошена еще одна перчатка.
Потому что, знаете ли, история повторяется, и мы ничему из этого не учимся.

Александра Заварова и Анна Полесова в гневе встали лицом друг к другу.
Если эти фамилии звучат знакомо, то это потому, что они в буквальном смысле!
Ранее упомянутые дочери выросли и, возможно, думали только о том, чтобы отомстить за своих матерей.
С саблями в руках и с теми же гувернантками в качестве секундантов, которые на этот раз мудро проигнорировали Дуэльный кодекс и воздержались от попыток остановить дуэль, они воспроизвели бой, на этот раз с более ясным исходом.

Александра убила Анну и выкупила честь своей матери Ольги. И это напомнило нам, что трудности соседских отношений не знают географических, культурных или хронологических границ.


Если вам понравился рассказ о Мести Русской Сабли, возможно, вы захотите ознакомиться с нашей серией «Леди-Фехтовальщики», которую мы недавно начали в наших социальных сетях, где мы вручную отбираем самых необычных женщин в истории — от благородных дам до откровенные психи, оставившие после себя забавные или эпические истории, к лучшему или к худшему!
F Следуйте за нами! → Инстаграм | Facebook

____________________________________________________________ ____
 

7 Женские дуэли | Mental Floss

Женщины и дуэли часто связаны в общественном воображении, но не потому, что в них участвовали дамы. Женщину обычно относят к той причине, по которой два джентльмена почувствовали необходимость орудовать своими пистолетами на рассвете в защиту ее предполагаемой чести. Фактически, большинство дуэлей велось из-за реального или воображаемого пренебрежения к самим сторонам, а не к их подругам, и джентльмены были более чем способны требовать удовлетворения за свои претензии. Некоторые из этих столкновений были просто эпическими.

1. ИЗАБЕЛЛА ДЕ КАРАЦЦИ VS. ДИАМБРА ДЕ ПОТТИНЕЛЛА // 25 мая 1552

Оружие на выбор: Копья, булавы и мечи

Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла были неаполитанскими дворянками и хорошими друзьями, пока между ними не встал мужчина. Это был красивый джентльмен по имени Фабио де Зересола, который был очень популярен среди дам Неаполя 16-го века. Изабелла и Диамбра понятия не имели, что он встречается с ними обоими, пока все трое не посетили одну светскую свадьбу. Фабио бросил на Изабеллу единственный взгляд, взгляд такой пылкий и проницательный, что Диамбра, находившаяся в это время рядом с Изабеллой, сразу поняла, что между ними что-то происходит.

После короткого разговора все вышло наружу, и Изабелла бросила жребий, утверждая, что Фабио любит ее больше и, следовательно, по закону любви принадлежит ей. Диамбра утверждал, что любит ее больше и что Изабелла лжет. Диамбра сказала, что она была готова умереть на этом этапе, и поэтому бросила вызов своей теперь уже бывшей подруге, чтобы она встретилась с ней через шесть дней в поле и забрала оружие. Изабелла выбрала полное боевое снаряжение: мечи, копья, булавы, щиты и лошадей в доспехах.

В день дуэли все, кто был при дворе Неаполя, включая испанского вице-короля, присутствовали, чтобы стать свидетелями этого экстраординарного события. Изабелла прибыла в синем, в шлеме с ромбом на гребне, бархатная накидка ее лошади подходила к ее одежде. Диамбра была одета в зеленое, а гребень на ее шлеме представлял собой золотую змею. Каждая дама взялась за копье, и когда затрубила боевая труба, они бросились друг на друга с такой яростью, что зрители могли только дивиться их мужеству.

После первого столкновения копий женщины взялись за булавы, обрушивая друг другу удары на щиты. Изабелла потеряла половину своего щита от такого сильного удара булавой, что ее лошадь споткнулась и упала. Диамбра слезла со своего коня и громко потребовала, чтобы Изабелла сдалась и признала, что Фабио де Зересола принадлежит ей по праву. Изабелла взяла свой меч и бросилась на Диамбру, повалив ее на землю и перерезав ремешки ее шлема. Затем она признала, что Диамбра была победительницей и ей принадлежала добыча.

Весть об этой замечательной встрече распространилась по дворам Европы со скоростью лесного пожара, и эта история передавалась из поколения в поколение. Примерно столетие спустя испанский художник Хусепе де Рибера нарисовал его как сцену из древней истории или мифологии.

2. ГРАФИНЯ ДЕ ПОЛИЬЯК ПРОТИВ. МАРКИЗА ДЕ НЕСЛЬ // CA. 1719

Портрет герцога Ришелье работы Жана-Марка Натье, 1732 г. // Блог истории из них она воспылала такой безумной страстью, что вызвала свою замену на одну из первых дуэлей на пистолетах. casus belli был Арман де Виньеро дю Плесси, 3-й герцог Ришелье, правнук-племянник влиятельного государственного деятеля 17-го века и вымышленного противника Трех мушкетеров, кардинала Ришелье. Репутация герцога как ловеласа и манипулятора женщинами была настолько хорошо известна, что Шодерло де Лакло, как говорят, основал на нем образ Вальмонта в Les Liaisons Dangereuses . Когда он ушел от мадам де Полиньяк к маркизе де Несль, он полностью отрезал ее, отказываясь даже говорить с ней и доводя ее до все возрастающей высоты ревнивого безумия.

Не выдержав, мадам де Полиньяк в письме вызвала мадам де Несль на дуэль. Избранным оружием был пистолет. Воюющие стороны встретились в Булонском лесу, отсалютовали друг другу и открыли огонь. Мадам де Несль упала, грудь ее покраснела от крови. Полиньяк, полагая, что это смертельный удар, направился обратно к своей карете, но не раньше, чем поразил своего врага такой вот фразой: «Я научу вас последствиям кражи любовника у такой женщины, как я. Если бы у меня была вероломная тварь в моей власти я вырвал бы ей сердце, как вышиб ей мозги».

Мозги мадам де Несль были в порядке. Выстрел не попал ей в грудь и только задел плечо. Очнувшись, она обрадовалась, что это того стоило, потому что теперь, когда она доказала свою любовь, герцог будет полностью принадлежать ей. Естественно, герцог Ришелье немедленно отказался от маркизы как прилипчивой пятой стадии и перешел к Шарлотте Аглае Орлеанской, дочери регента Франции.

3. ПРИНЦЕССА СОФИЯ АВГУСТА ФРЕДЕРИКА АНГАЛЬТ-ЦЕРБСТ-ДОРНБУРГ VS. ПРИНЦЕССА КРИСТИАНА АННА АНГАЛЬТ-КЕТЕНСКАЯ // ИЮНЬ 1743

Великая княгиня Екатерина через два года после ее первой дуэли с Л. Караваком, 1745 г., Гатчинский музей. // The History Blog

Выбор оружия:  Мечи

София и Кристиана были немецкими принцессами, троюродными сестрами и еще подростками, когда у них возник спор, который можно было подавить только кровью. Оскорбление, которое заставило их скрестить мечи в спальне Софии, когда ей было 14, а Кристиане 17, было забыто для истории, и результат вызова неизвестен, кроме того, что обе стороны выжили.

Должно быть, это был важный опыт для юной Софии. Через год она приняла православие и была обручена с будущим Петром III. Ее новое имя было Екатерина, и когда она взойдет на престол всех русских, она будет известна как Екатерина Великая. Как правительница, ее отношение к дуэлям было заметно более терпимым, чем у Петра Великого. Он сделал это преступлением через повешение, но она изменила закон, введя наказание за дуэль с потерей социального статуса. Когда дело дошло до женских дуэлей, она была еще более терпима: говорят, что в 1765 году она выступала секунданткой в ​​восьми различных дуэлях. Однако Екатерина настояла, чтобы с ними сражались только до первой крови; она не одобряла убийства придворными дамами друг друга.

4. ОЛЬГА ЗАВАРОВА В.

С. ЕКАТЕРИНА ПОЛЕСОВА // ИЮНЬ 1829

Оружие(я) на выбор: Сабли

Ольга Заварова и Екатерина Полесова были богатыми собственниками и соседями с долгой историей соседских разногласий. Одно из этих разногласий обострилось до такой степени, что они решили разобраться раз и навсегда и посмотреть, кто остался в живых. Вооружившись кавалерийскими шашками своих мужей, Ольга и Екатерина встретились в березовой роще. Присутствовали их дочери, обеим по 14 лет, а гувернантки их дочерей выполняли функции секундантов.

Согласно протоколу Кодекса Дуэльо, секунданты попросили бойцов примириться. Они не только отказались, но и были так разгневаны, что угрожали гувернанткам расправой за попытку их остановить.

Дуэль была короткой и жестокой. Ольга получила удар по голове и скончалась на месте, но не раньше, чем ударила Екатерину в живот. Как и большинство ранений в кишечник в то время, оно тоже было смертельным, но Екатерине понадобился долгий и мучительный день, чтобы умереть от него.

5. АЛЕКСАНДРА ЗАВАРОВА VS. АННА ПОЛЕСОВА // ИЮНЬ 1834

Выбор оружия:  Сабли

Спустя пять лет после смерти Ольги и Екатерины девочки, ставшие свидетелями насильственной смерти своих матерей, продолжили с того места, на котором остановились их матери. Александра и Анна встретились в одном месте, в березовой роще, и у них были одни и те же секундантки, свои гувернантки. На этот раз был явный победитель: Александра Заварова убила Анну Полесову и выкупила честь ее погибшей матери.

6. МАДАМ МАРИ-РОЗА АСТИЭ ДЕ ВАЛЬСЕР VS. МИСС ШЕЛБИ // МАРТ 1886

Художественное исполнение «Астье де Вальсер против мисс Шелби», Illustrated Police News, 04.10.1886. // Блог истории , и иметь равный доступ ко всем профессиям, а также равную оплату. Она также была врачом, вдохновленным на изучение профессии после службы медсестрой во время франко-прусской войны (1870 г. ), писателем и опытным фехтовальщиком. Она основала клуб фехтования для женщин, который точно соответствовал еще одному ее любимому делу: поощрять матерей кормить своих детей грудью, а не нанимать кормилиц. Она отметила, что этот вид спорта отлично подходит для грудных мышц и, следовательно, для кормящих мам.

Американка мисс Шелби тоже была врачом, и именно дискуссия о сравнительных достоинствах французских и американских женщин-врачей вызвала неприязнь между ними. Каждый считал своих соотечественников выше, и дела накалялись. Мисс Шелби могла или не могла назвать мадам де Вальсер идиоткой. Каким бы ни был характер провокации, Астие нанесла мисс Шелби классический удар перчаткой по лицу, после чего последовала дуэль на шпагах. Они встретились в Бельгии на поле битвы при Ватерлоо. При втором заходе Астье де Вальсэр легко ранила мисс Шелби в руку, пролив первую кровь. Астье де Вальсер был объявлен победителем, и честь Франции была восстановлена.

Никаких обид. Месяц спустя Асти назвала мисс Шелби своим «верным противником», когда она написала Кэтрин Бут, соучредительнице Армии Спасения, сообщив ей, что, если она не увезет свои «пагубные доктрины» домой в Англию, Асти будет вынуждена требовать удовлетворения в бою. 57-летняя миссис Бут, пацифистка, выступавшая против пролития крови даже в целях самообороны, на провокацию отвечать отказалась.

7. ПРИНЦЕССА ПОЛИНА МЕТТЕРНИХ ПРОТИВ. ГРАФИНЯ КИЛЬМАННСЕГ // 189 АВГУСТА2

Принцесса Паулина Меттерних, портрет Эдгара Дега, ок. 1865. // The History Blog

Выбор оружия: Рапиры

Возможно, это воплощение дуэлей между женщинами из высшего общества викторианской эпохи. Принцесса Паулина Меттерних была внучкой государственного деятеля и гиганта наполеоновской эпохи принца Клеменса Вензеля фон Меттерниха и женой его сына принца Ричарда фон Меттерниха. (Да, она вышла замуж за своего дядю, сводного брата своей матери.

) Законодательница моды, покровительница искусств и светская фигура Парижа и Вены во второй половине XIXго века княгиня Полина, конечно же, участвовала во многих благотворительных организациях. Именно в качестве почетного президента Венской музыкально-театральной выставки она поссорилась с графиней Кильмансегг, женой Штатхальтера Нижней Австрии и председателем Женского комитета Венской музыкально-театральной выставки, по-видимому, из-за цветочных композиций для выставка.

Что бы ни говорили об этих цветах, нельзя было не сказать, и принцесса, которой тогда было 56 лет, бросила вызов графине, чтобы решить их спор кровью. Два противника и их секунданты, принцесса Шварценберг и графиня Кински, отправились в Вадуц, столицу Лихтенштейна, и вышли на поле чести. На встрече председательствовала баронесса Любинска, которая, что необычно для женщин того времени, была врачом, к тому же листериткой. Ее современное понимание инфекции оказалось решающим. Увидев, как многие поверхностные боевые раны стали септическими и смертельными из-за того, что в них были вбиты фрагменты грязной одежды, баронесса настояла на том, чтобы обе стороны сняли всю одежду выше пояса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *