Казахские жилища
Духовная и материальная культура XV — начала XIX вв.
5 октября 2008
elimai_kz
Виды жилища. Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шацырак», радиально расположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Каждая решетка (кереге) состоит из тридцати шести планок -«саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой — «тор кез» и тонких планок крупной сеткой — «жел кез».
Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетки каркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника -шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода — узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — «отау».
Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков.
Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах — «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.
Центр юрты — «ошак» служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — «тер» для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагалась утварь и посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской — «шымылдык».
Как видим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевому образу жизни казахов.
Убранство юрты. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры — «теке-мет», войлочные ковры с аппликациями — «сырмак», менее -тканые ковры — «кшем». Существовало два вида ковров — безворсовые -«такыр ктем» и ворсовые — «тукт! илем». Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «туе кюз».
Утварь и посуда хранились в подвесных сумках — «аяк кап», войлочных коробках — «шабадан», ковровых сумках — «коржын», состоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки — «сандык,». Деревянные предметы — подставки — «жук аяк», коробы для продуктов — «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.
Похожие материалы:
- Юрта
- Жилище и одежда
Оседлые жилища казахов на рубеже XIX-XX веков :
Экспозиция «Оседлые жилища казахов на рубеже XIX – XX веков» размещена в парке «Жастар» на территории площадью 4070 кв. метров и рассказывает о возникновении и развитии зимних жилых построек казахов. Здесь представлены 4 вида оседлого жилища:
-
дом зажиточного казаха
-
каменная постройка «Тошала»
-
деревянное пятиугольное строение «Дукен»
-
трехкамерный деревянный дом «Коржин уй»
Казахи, проживавшие в долине Иртыша, строили дома из имевшегося местного материала: хвороста, камыша, дерна, сырцового кирпича и самана, а также из камня. В горных и лесных районах существовали и деревянные срубные постройки русского образца, а также двух-трехкамерные деревянные дома типа «коржин уй». Жилое помещение и различные хозяйственные постройки казахов преимущественно сооружались под одной общей плоской крышей с одним входом. Случалось так, что, чтобы попасть в жилое помещение, необходимо было пройти через все хозпостройки. Зачастую подобные жилые зимние помещения окружались хозяйственными постройками с трех сторон.
Дома бедняков были небольшими, однокамерными, со скромным внутренним убранством. Зажиточные казахи и баи имели дома трех (и более) камерные, которые отапливались двумя, а то и тремя печами.
При возведении домов строители должны были знать старинные казахские обычаи, учитывать народные приметы и запреты.
Таким образом, к началу ХХ века казахи Восточного Казахстана в той или иной мере перешли к оседлому, или полуоседлому образу жизни, имели постоянные зимовки и дома из одной или нескольких комнат в зависимости от состоятельности хозяев.
Экспозиция музея под открытым небом знакомит посетителей не только с жилыми постройками, но и с организацией интерьера в них, где широко представлены предметы национального декоративно-прикладного искусства.
ДОМ УСАДЬБЫ ЗАЖИТОЧНОГО КАЗАХА
Конец ХІХ-начало ХХ вв.
Прямоугольное оседлое жилище с пологой двускатной кровлей, досчатыми полами, застекленными рамами. К жилому дому примыкает тошала. Подобные дома строились из дерева, камня, сырцового кирпича, то есть природного материала, бывшего в достатке в местах оседлых жилищ.
ТОШАЛА
Одной из форм оседлого жилища казахов было юртообразное сооружение. В Восточном Казахстане ее называли тошала, здесь эта форма долго сохранялась в комплексе зимних построек, но во II половине ХІХ в. преимущественно использовались как кухня и кладовая или как жилище батраков.
Стены тошалы возводили из пластов дерна, из плетня, складывали из камня. Вверху посередине оставляли отверстие и закрывали его кошмой.
Дукен
В конце ХІХ – начале ХХ вв. в алтайских зимниках (қыстау) появились пятиугольные бревенчатые жилища (дукен). Казахи заимствовали их у алтайцев. 4-6 угольные бревенчатые юрты алтайцы называли «аил агаш», это же название использовали иногда казахи.
В конце ХІХ века у населения северо-восточного Казахстана существовала традиция строительства пятиугольных дукенов как зимнее жилье. К 20-м годам ХХ в. дукен используется исключительно как летнее жилище.
Қоржин үй
Конец ХІХ – начало ХХ веков
Трехкамерный деревянный дом с противоположным расположением жилых комнат, соединенных сенями. Название такому типу дома дано по аналогии с формой казахской переметной сумы «коржин» с двумя противоположными карманами.
Интенсивно строительство деревянных домов началось в конце XIX — начале XX веков и было распространено в горных и лесных районах, в частности, в Катон-Карагайском районе. По данным 1900 года в Усть-Каменогорском уезде насчитывалось 4091 деревянный дом, в Семипалатинском — 6775, в Зайсанском — 1608 деревянных домов
Преобладающей техникой таких домов были сруб в «замок» или «чашу». Кровля была земляной: плоской или полого-двускатной. И только зажиточная часть населения сооружала двускатную тесовую кровлю.
Мор
Печь для распарки деревянных частей юрты: купольных жердей – уыков и планок кереге – саганаков. Печь была проста по устройству. На поверхности земли выкапывалась яма, от которой шел закрытый прямоугольный очаг с вертикальным дымоходом. Печь хорошо прогревалась. Когда накапливалось достаточное количество горячей золы с тлеющими углями (эта смесь называется коламта), в дымоход помещали уыки и саганаки. Жар в печи поддерживали подбрасыванием топлива в малом количестве. Достаточно распаренные деревянные заготовки выравнивали, а нужные места выгибали на станке тез. Для просверливания отверстий в деталях юрты использовался станок ускы. Станки размещались под навесом, в стационарной мастерской, которая находилась на приусадебном участке зимовки. Здесь также был рабочий стол, ящик с инструментами и необработанная древесина, сюда же складывали кучи древесного угля, специально заготовленного самими ремесленниками. Работа в подобной мастерской была сезонной.
В движении с домом на буксире – кочевой образ жизни стал возможен благодаря казахской юрте
АСТАНА – На протяжении сотен лет кочевой ритм жизни определялся мобильностью и практичностью даже в выборе жилища. Казахская юрта, также называемая кийиз уй (войлочный дом), представляет собой портативный, устойчивый к атмосферным воздействиям, экологически чистый дом, который позволял традиционным казахским скотоводам вести кочевой образ жизни, проводя зиму на пастбищах, а лето в горах.
Традиционная казахская юрта – кийиз уй. Фото: 365info.kz
История кочевника тесно переплетена с историей юрты. Он приютил казахских кочевников на протяжении тысячелетий, сохраняя тепло зимой и сохраняя прохладу летом. Казахский кийиз уй или боз уй по-киргизски, ак ой по-туркменски, гэр по-монгольски стал традиционным кочевым домом народов, окружающих регионы Центральной Азии.
Кийиз уй стал важной частью культурного наследия Казахстана. В 2014 году он был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Установка казахской юрты
Первоначально юрты изготавливались из войлочного покрытия, обернутого вокруг овального деревянного каркаса на основе раздвижных решетчатых секций, называемых кереге.
В процессе установки юрты участвовала вся семья. Фото предоставлено: ich.unesco.org.
В состав деревянного каркаса входили также деревянные столбы – уык. В своем множестве они образовывали крышу юрты. Купол юрты называется шанырак, который одновременно служит дымоходом и окном для юрты.
Средняя юрта может достигать семи-девяти метров в диаметре. Самая большая полноразмерная «ханская юрта» могла достигать 16-18 метров в диаметре.
Верблюд с разобранной юртой на спине и шаныраком наверху, Восточный Туркестан, 1920 г. Фото предоставлено Британским королевским географическим обществом, Instagram @re.yurt.
С древних времен в процессе установки юрты участвовала вся семья. Мужчины и мальчики делали деревянный каркас из дикой ивы. Пока мужчины возились с каркасом, женщины делали из войлока защитный материал для юрты. Этот плотный и прочный материал сохранял тепло в юрте зимой и оставался водонепроницаемым даже в дождливые дни. Женщины занимались и внутренней отделкой: ткали ковры и шили одеяла.
«[Они] Собирали юрту всем миром. Почему так? Ведь казахи верили, что с каждым вставленным уыком в этот дом приносится пожелание счастья. Например, если это юрта для молодой пары [вы загадываете желание], чтобы у них было много потомства. Или, если это женская юрта, то хотелось бы, чтобы казан (котел) не опустевал, а всегда кипело в нем мясо», — сказал в интервью «Миру» руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Батырхан Жумабаев. телерадиокомпания.
Казахская семья собралась поставить юрту в Туркестане в 1870-х годах. Фото: Любовь Полторацкая, Instagram @re.yurt.
Шанырак, купол юрты, был семейной реликвией, символом продолжения рода. Оно передавалось из поколения в поколение. Казахское словосочетание «шанырак еси», означающее «владелец шанырака», относится к женатому мужчине, создавшему свою семью.
Можно было заметить изображение шанырака на государственном гербе Казахстана на голубом фоне, очень напоминающем изображение солнца.
Таким образом, юрта остается символом семьи и традиционного гостеприимства, лежащим в основе самобытности казахского народа.
Опытному практикующему требуется около часа, чтобы установить юрту.
Интерьер юрты
В оформлении интерьера юрты участвовало целое сообщество мастеров, которые делали ковры с ярким орнаментом, подушки и одеяла, деревянную мебель, посуду.
Поднявшись, юрта обставляется предметами быта, которые расставляются вдоль кереге.
Интерьер казахской юрты богат цветом и орнаментом, что отражает культуру ремесленничества. Фото: gov.kz
Традиционные казахские предметы быта имели богатую эстетическую ценность, создавая единую систему интерьеров жилищ, отражавших вкусы и культуру кочевников наряду с их утилитарным назначением.
Человек, вошедший в юрту, увидит мир казахского орнамента преимущественно на ткацком искусстве. Пол устлан войлочными коврами текемет, а стены жилища, искусно украшенные национальными узорами, украшали сырмак.
Центральную сцену занимал камин, вокруг которого зимой собиралась семья. Кровати ставили вдоль стен: кровать хозяев ставили справа от очага, а для незамужних дочерей и сестер — слева.
Жизнь без углов в юрте, безусловно, впечатлит современных посетителей, увлеченных философией фэн-шуй.
Современное использование казахской юрты
В наши дни юрта не утратила своего практического применения, а адаптировалась к современным требованиям. Юрты широко используются во время национальных праздников и на крупных мероприятиях, таких как свадьбы, фестивали и вечеринки по всему Казахстану, для демонстрации национальных обычаев.
Всплывающий магазин Louis Vuitton в Санкт-Морице в стиле юрты. Фото предоставлено: Instagram @hashluxe.
Юрты, кажется, также пережили новую волну популярности за границей, поскольку мир принимает экологически чистое жилье. Сегодняшние юрты сделаны из дерева, они легкие и гибкие, они могут использовать более здоровые варианты отопления и помогают семьям экономить на топливе и сокращать выбросы.
Впечатляющий pop-up магазин французского бренда класса люкс Louis Vuitton вызывал ожидание у посетителей, показывая детали своего экстерьера.
Расположенный на фешенебельном курорте Санкт-Мориц в швейцарских горах pop-up store выполнен в виде юрты. Наружные стены и уык-крышу украшали символы монограммы бренда на стенах белого цвета с контрастными коричневыми элементами.
Желающие могут посетить его до 10 апреля, чтобы увидеть современную адаптацию древнего жилища, использовавшегося многими поколениями гордых кочевников, которые жили до них.
Получайте статьи из «Астана Таймс» прямо к вам! Зарегистрируйтесь через сайт или подпишитесь на наши Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и Tiktok!
Казахский | Люди, религия, язык и культура
Казах , также пишется Казак , тюркоязычный народ Центральной Азии, населяющий в основном Казахстан и прилегающие части Синьцзян-Уйгурского автономного района в Китае. Казахи возникли в 15 веке из смеси тюркских племен, которые вошли в Мавераннахр примерно в 8 веке, и монголов, которые вошли в этот район в 13 веке. Они говорят на казахском, тюркском языке северо-западной, или кыпчакской, ветви, и преимущественно исповедуют ислам суннитского толка. В начале 21 века казахов было около 10 000 000 в Казахстане и около 1 400 000 в Китае (в основном в Синьцзяне), с небольшим количеством в Узбекистане, России и Монголии. Казахи — второй по численности тюркоязычный народ в Средней Азии после узбеков.
Казахи традиционно были кочевниками-скотоводами, круглогодично проживавшими в переносных куполообразных юртах (называемых гэр с, или юртах), построенных из разборных деревянных каркасов, покрытых войлоком. Казахи мигрировали сезонно, чтобы найти пастбища для своего скота, в том числе лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота и нескольких верблюдов. Рацион состоял в основном из молочных продуктов, дополненных бараниной. Перебродившее кобылье молоко (кумыс) и конина высоко ценились, но обычно были доступны только зажиточным. Войлок делал палатку уютной внутри и снаружи и использовался для плащей. Шкуры предоставили одежду, контейнеры и стринги; из конского волоса вплетали веревку, а из рога делали ковши и другую посуду.
Еще из Британники
Казахстан
Казахи считают себя потомками прародителя, имевшего трех сыновей, от которых произошли основные подразделения казахов: Большая, Средняя и Малая орды ( orda s), занимавшие восточную, центральную и западную части, соответственно того, что стало Казахским ханством и теперь является Казахстаном. Эти орды были разделены на более мелкие группы; основной единицей была расширенная семья, включающая не только родителей и неженатых детей, но и женатых сыновей и их семьи, которые жили вместе лагерем. Группы на разных уровнях в родовой иерархии имели вождей, но лишь изредка казахский народ или даже одна из орд объединялись под одним вождем.
Их кочевой образ жизни постепенно сократился из-за вторжения оседлого земледелия на пастбища. В 19 веке все большее число казахов вдоль границ стали сажать некоторые культуры.