Краткое житие — Преподобный Серафим Вырицкий
Краткое житие преподобного Серафима Вырицкого.
празднование совершается 21 марта/3 апреля
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян Николая и Хионии. Во святом Крещении он был наречен Василием в честь преподобного Василия Нового исповедника.
Когда отроку было десять лет, умер его отец, и Василий, благодаря помощи благочестивого односельчанина, отправился в Санкт-Петербург на заработки, где и работал потом рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и затем старшим приказчиком в лавках Гостиного и Апраксина дворов. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь.
В четырнадцатилетнем возрасте он получает от прозорливого старца Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить дальнейшую жизнь монашескому подвигу. Приняв слово лаврского старца как Божие благословение, Василий прожил всю последующую жизнь, как определил ему Господь. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет…
Почти 20 лет Василий Муравьев находился под окормлением старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Варнавы (Меркулова), и это позволило заложить ту духовную основу, на которой происходило дальнейшее возрастание его как великого подвижника благочестия.
В повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только своим духовным чадам, но и всем нуждавшимся в его помощи. Его любимым чтением были творения святителя Игнатия Брянчанинова, по которым он советовал учиться святости всем своим духовным детям.
Способности, данные от Господа, помогали Василию в его трудах. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю Отечества и, обладоя хорошими математическими способностями, в семнадцать лет стал старшим приказчиком. Все свое жалование Василий высылал больной матери.
Около 1890 года он вступил в брак с Ольгой Ивановной Найденовой, которая также происходила из крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии. Она с отроческих лет втайне мечтала о монашестве, но получила благословение схимонахини Иверского монастыря Московской губернии Пелагии жить в миру, выйти замуж за благочестивого человека, родить и воспитать детей и только потом, по обоюдному согласию, принять постриг. Господь благословил их брак сыном Николаем и дочерью Ольгой, но девочка в младенчестве умерла, после чего супруги по взаимному согласию жили как брат и сестра.
В 1892 году Василий Николаевич, благодаря поддержке своего хозяина, открывает собственное дело и становится купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины выходит на международный рынок.
В 1895 году В.Н. Муравьев становится действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которою являлось всемерное содействие Государю Императору и Правительству в области национального экономического развития, а в 1897 году заканчивает организованные при Обществе высшие коммерческие курсы.
Живя в миру и став очень богатым человеком, он никогда не забывал благословения лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов но нужды монастырей, храмов и богаделен.
Известно, что в 1905 году В.Н. Муравьев за свои богоугодные дела был представлен к награждению. В этом же году благочестивый коммерсант становится действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие известные пастыри и общественные деятели того времени, в том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
После кончины преподобного Варнавы духовными наставниками Василия Николаевича становятся епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Последним духовником старца Серафима был протоиерей Алексий Кибардин, служивший настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице.
Наступил 1917 год. Многие состоятельные знакомые Муравьевых переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решает иначе: с началом Февральской революции он закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим. Значительную часть его он жертвует на нужды Александро-Невской Лавры и Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также Иверского Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и окончательно готовит себя к принятию монашества…
12 сентября 1920 года В.Н.Муравьев передает еще одно крупное пожертвование Алвксандро-Невской Лавре, о через день пишет в Духовный собор Лавры прошение о принятии его в число братии, на которое получает положительный ответ и первое послушание — пономарское.
Уже 26 октября митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословляет постриг послушника Василия одновременно с его женой, поступившей в Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь и принявшей постриг с именем Христины (в схиме Серафима).
29 октября Василий был пострижен в иноки с именем Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года — в иеромонаха.
В течение 1920-1926 годов отец Варнава несет ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 года он принимает великую схиму с именем Серафим и избирается братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собирается великое множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев, среди них — выдающиеся иерархи: епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).
Около трех лет пребывал отец Серафим на поприще духовника Лавры. С отеческой любовью и сердечной теплотой молитвы помогал он избавляться от самых страшных грехов, человеческой ненависти и братоубийства.
От принятия ежедневной восьмичасовой исповеди старец стал испытывать постоянные боли в ногах. В начале 1933 года болезнь окончательно приковала его к постели и, согласно рекомендации врачей и по настоянию митрополита Серафима (Чичагова), он переехал в Вырицу — поселок в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга.
Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти двадцати лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сот посетителей. Но посетителями его были не только ищущие своего спасения. В период с 1938 по 1940 годы несколько раз в ночное время представители власти проводили у него обыски. В один из таких обысков не встававший с постели старец подозвал к себе одного из сотрудников НКВД. Он посмотрел своими добрыми и ласковыми глазами на человека, которому поручено было со всей строгостью выполнить поручение, спросил его имя, взял его руку, погладил, затем приложил к голове его свою руку и произнес: «Да простятся грехи твои, раб Божий…» В этот момент лицо грозного представителя власти смягчилось и дальнейший разговор происходил так, словно они были самыми лучшими друзьями. Подобным образом старец избавил от недуга ненависти и жестокости и остальных производящих обыск.
В январе 1941 года был арестован, а в сентябре расстрелян сын батюшки Николай. Еще через четыре года преставилась схимонахиня Серафима. Великая скорбь вошла в сердце батюшки.
Во время войны старец Серафим, кроме строгого поста и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг: еженощно, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского, с воздетыми руками он молился о России, подражая подвигу своего небесного покровителя.
За годы войны в Вырице был разрушен лишь один дом, хозяевам которого батюшка еще в первые дни войны сказал: «Вам необходимо покинуть Вырицу». По его молитвам немцы, заняв поселок, расквартировали в нем румынскую православную часть, так что ни один человек в поселке не пострадал, и церковь продолжала действовать.
После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Слова старца всегда сбывались.
Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельство очевидцев.
Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвротят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Незадолго до кончины Преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание,
Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам».
Вот уже более 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его народное почитание. Ныне над его могилкой воздвигнута часовня.
На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года старец Серафим был причислен к лику святых русской Провословной Церкви.
По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Житие нашего времени: история Серафима Вырицкого
03 апреля 2019, 12:22
Окружённая лесами, за стеной деревянного храма – эта маленькая часовня неумолимо влечёт верующих со всего мира. Под каменными плитами – место упокоения святого, особенного для Ленобласти, Серафима Вырицкого. В этом году — семьдесят лет со дня его преставления.
Здесь бывает так много людей, что сюда стоит очередь. Это – паломники. Паломники отовсюду. Сюда приезжали и итальянцы. Как они молитву здесь пели!..
Ирина Тилевич, житель Тосненского района
Преподобный Серафим был, с точки зрения истории христианской церкви, человеком для нас особенным. Потому что он жил в ХХ веке, в первой его половине. То есть, он очень близок нам.
Иерей Николай Святченко, священник Покровского собора
История жизни Серафима Вырицкого похожа на житие древних старцев. От бедного крестьянина до зажиточного купца – он строил карьеру, а потом вдруг всё отдал, чтобы уйти в монастырь. И это – говорят почитатели старца – было предопределено.
Начало ХХ века, Петербург. Именно сюда из ярославской глубинки отправляется десятилетний Василий Муравьёв. Маленький крестьянин едет на заработки, чтобы кормить семью. Начинает как рассыльный в Гостином дворе. Дела идут. И вскоре становится одним из самых богатых купцов столицы.
Но когда грянула революция, звукам «Рабочей Марсельезы» Муравьёв предпочёл звон церковных колоколов. Неожиданно для многих, успешный предприниматель и глава семейства передаёт всё накопленное в храмы. А сам уходит в Александро-Невскую лавру простым монахом. Но уже через шесть лет о нём говорят, как о «великом старце». Едут за советом. Он встречает каждого – исповеди идут в неотапливаемых стенах обители.
Войну народный проповедник встретил уже в посёлке Вырица. Туда пришлось перебраться, чтобы срочно поправить здоровье.
Больной – до этого он служил в Лавре и там, собственно, потерял здоровье, – поскольку работал, не говорю уж, что даже без выходных. Он денно и нощно принимал народ. Провёл он там всю оккупацию немецкую, поддерживая народ. Так что во всех смыслах он – весьма достойный человек.
Владимир Никифоров, Почётный академик Российской академии художеств, автор памятника Серафиму Вырицкому
Местному храму он отдал родовую икону семьи Муравьёвых – образ Казанской иконы божьей матери. Она до сих пор притягивает верующих. Так же они ехали сюда и к старцу – уже известному как Серафим Вырицкий.
Он не был многословным. Он мог взять за руку, благословить. Угостить чем-нибудь. И люди, которые к нему приезжали за наставлением, духовным наставлением, он их очень часто направлял именно в эту церковь – чтобы они могли помолиться, а потом приходили к нему.
Протоиерей Георгий Преображенский, настоятель храма Казанской иконы Божией матери в п. Вырица
Серафим Вырицкий был канонизирован в 2000 году в лике преподобных – то есть, святых из монахов. Его память в Ленобласти скоро увековечат в бронзе: в духовно-просветительском центре Покровской церкви в Гатчине представили проект памятника святому. Его должны установить у здания местной епархии.
Его мечтой с самых детских лет была мечта стать иноком, принять монашество. Но жизнь у него сложилась так, что он получил благословение – и не одно – от духовных старцев, что ему нужно сначала пожить в миру, создать благочестивую семью и затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество.
Валерий Филимонов, писатель-агиограф, автор книги о житии Серафима Вырицкого
Вслед за мужем супруга, Ольга Муравьёва, ушла в монастырь – и только последние годы они смогли быть вместе. Вместе и похоронены. В той самой часовне у храма в Вырице. Серафим и Серафима в монашестве: судьба и имя – одно на двоих.
Анастасия Стурова, Сергей Дедюро, Алексей Писарчук и Антон Пашукевич, «Последние Известия», Гатчинский район
Преподобный Серафим Вырицкий — Православная Церковь в Америке
Тропарь и кондак
Василий Муравьев (будущий преподобный Серафим) родился в 1865 году в городе Черемовский Ярославской губернии. Его родители, Николас и Чионе, были крестьянами. Когда Василию исполнилось десять лет, умер его отец, и он остался на попечении больной матери и сестры Ольги.
Добрый сосед взял Василия с собой в Санкт-Петербург и нашел ему работу продавца в магазине. У мальчика было тайное желание стать монахом, поэтому однажды он отправился в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить об этом с одним из старцев. Старец посоветовал ему остаться в миру и создать семью, а затем, когда дети вырастут, он и его жена должны служить Богу в монашеской жизни.
Василий воспринял эти слова как волю Божию и прожил свою жизнь так, как указал Старец. Вернувшись в магазин, Василий продолжал работать и отправлять деньги домой семье. В двадцать четыре года Василий женился на своей жене Ольге.
Он начал свой собственный бизнес меховщика и стал очень богатым. У него были сын Николай и дочь Ольга. После смерти их дочери Василий и его жена согласились жить вместе как брат и сестра с этого времени.
Когда ему было около тридцати, Василий раздал большую часть своего состояния, пожертвовав деньги различным монастырям. Когда Николай подрос, Василий и Ольга пошли в монастыри служить Богу. Ольга приняла постриг в 1919 году с именем Христина и жила в Воскресенско-Новом Дивеевском монастыре в Санкт-Петербурге. Позже она была пострижена в схиму и получила имя Серафима. Умерла в 1945 году.
Мы не знаем, где Василий принял монашеский постриг (некоторые говорят, что на Афоне), как и какое новое имя он получил тогда.
В 1927 году он прибыл в Свято-Александро-Невскую лавру, где стал духовником монахов. Там он был пострижен в схиму с именем Серафим. Вскоре выяснилось, что преподобный Серафим получил от Бога дары прозорливости и врачевания, и многие люди приходили к нему за помощью и советом.
Епископ Новгородский Алексей (Шиманский) приходил к старцу в 1927 году с вопросом, не следует ли ему покинуть Россию, так как многим епископам и священникам грозил арест и расстрел под коммунистическим игом. Прежде чем епископ успел произнести хоть слово, преподобный Серафим сказал: «Многие теперь хотят уйти из России, но нечего бояться. Ты нужен здесь. Ты станешь патриархом и будешь править двадцать пять лет».
Для Лавры настало время испытаний. Монахов арестовывали, ссылали и отправляли в трудовые лагеря. Многие из них были казнены. Начиная с 1929 года старца арестовывали четырнадцать раз. Свое священническое служение он продолжал в лагерях для военнопленных, где укреплял и ободрял своих сокамерников.
В 1933 году Старец вернулся из лагерей и поселился в Вырице. Это было очень красивое место с лесами и рекой, известное своим целебным климатом. В лагерях здоровье преподобного Серафима ухудшилось, он много раз подвергался побоям.
Деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был построен в Вырице в 1913 году в ознаменование трехсотлетия дома Романовых. Верхний храм имеет два престола: один посвящен Казанской иконе, другой — Святителю Николаю. Нижний храм был посвящен преподобному Серафиму Саровскому.
После некоторого выздоровления отец Серафим стал принимать посетителей, которые приходили к нему за советом и утешением. По его молитвам многие из страдающих от болезней получали исцеление. Власти вскоре заметили большое количество людей, приходивших к нему. Его камеру неоднократно обыскивали, обычно ночью. Однажды приехала милиция арестовывать старца, но врач сказал им, что отец Серафим не выдержит поездки из-за своих многочисленных недугов. Его решили оставить в покое, и так Господь сохранил жизнь Своему слуге.
Немцы вошли в Вырицу в сентябре 1941 года, но никто не пострадал, грабежей не было. Во время войны отец Серафим ослабел и теперь лишь изредка служил в часовне преподобного Серафима. С 1945 года отец Алексей Кибардин начал служить в Казанской церкви.
К весне 1949 года преподобный Серафим сильно ослаб и был вынужден оставаться в постели. Тем не менее, он разрешал посетителям приходить к нему по-прежнему.
Незадолго до смерти преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела причащаться каждый день. Отец Алексей Кибардин причащал его в 2 часа ночи, но однажды он проспал и пришел только в 4 часа. Он извинился перед старцем за опоздание и заметил, что вокруг святого было какое-то сияние. Старец сказал: «Отец, не беспокойся. Святые ангелы уже причастили меня». Увидев его лицо, отец Алексей понял, что это абсолютная правда!
Старец велел отцу Алексию ехать в Москву и сообщить патриарху Алексию I, что через две недели отойдет ко Господу. Когда отец Алексий передал послание, Патриарх повернулся к святым иконам и перекрестился. Когда он снова обернулся, по его щекам текли слезы. «Я был патриархом четыре года, — сказал он. «Двадцать один год остается мне. Так сказал мне святой старец». Патриарх Алексий скончался в 1970 году, как и предсказывал преподобный Серафим.
Преподобный Серафим отошел ко Господу 21 марта 19 года49 (3 апреля н.э.). За несколько часов до кончины он просил прочитать акафисты Пресвятой Богородице, преподобному Серафиму Саровскому и святителю Николаю. Неделю после его блаженной кончины благоухание наполняло Вырицу.
Похоронен преподобный Серафим на кладбище при церкви Казанской иконы в Вырице. На похороны пришло огромное количество людей, и Вырица стала местом паломничества.
Схимонах преподобный Серафим прославлен Русской Церковью в августе 2000 года.
Наш святой и почтенный отец Серафим из Вирицы
Святой Серафим Виритсы (День пира 31(ст. ст.)/13 апреля (н.с.) 1866 г. Крещен через две недели после рождения с именем Василий (Василий) в честь преподобного отца Василия Нового Исповедника. Он получил прекрасное образование, женился и был очень успешным бизнесменом. У него родился сын Николай. Когда Николай подрос, оба его родителя — Василий и Ольга — по соглашению решили уйти в монастыри. 13 сентября 1920 года Василий Муравьев поступил в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге. Именно здесь Василий Мурьянов воспитывал свою божественную ревность в течение 45 лет. 19 октября 1920 года по благословению владыки Вениамина архимандрит Николай Ярушевич постриг и Василия, и Ольгу — Василий с именем Варнава, в честь его и Ольги духовника, преп. Воскресенский Новодевичий монастырь. Первое послушание преподобного Варнавы было в качестве звонаря. Очень скоро он был рукоположен во иеродиакона и управляющего кладбищенской канцелярией. Это было время Гражданской войны в России. У них была одна панихида (панихида в храме) за другой, и первой духовной школой преподобного Варнавы было слушать и утешать людей. 11 сентября 1921 года архиепископ Вениамин рукоположил Варнаву во иеромонаха. На Руси продолжались гонения на верующих людей, и никто из монахов, идущих утром в церковь, не знал, вернутся ли они ночью в свои кельи. Уже очень много людей в то время старались посещать богослужения, когда служил иеромонах Варнава. Его лицо во время Божественной литургии просветлялось радостью. Его проповеди были очень искренними, простыми и доходили до самых разных людей. Его 9Причиной тому был 0067 подвиг (подвижничество) как бывший купец в миру.Вскоре после этого, прежде чем стать старцем и духовником Александро-Невской лавры, отец Варнава был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Ольга Муравьева, инокиня Христиана, впоследствии получила Великую схиму с именем Серафима. Когда Василий рассказал о своем сне своему старцу Варнаве, старец засмеялся: «Ты сидел между нами, все слышал и не мог понять, о чем мы говорили?» Уже в конце 1920-х годов старец Серафим был известен как целитель. Одна бесноватая женщина исцелилась сразу после того, как старец Серафим помолился над ее головой и помазал ее святым маслом из своей лампады.Почти 3 года духовником Александро-Невской Лавры был иеросхимонах Серафим. К нему на исповедь приходило так много людей, что иногда он мог по два дня выслушивать исповеди, стоя на холодном каменном полу, без перерыва. Но о. Серафим не думал о себе. Разумеется, такие физические и душевные нагрузки (сколько горя стольких людей он возьмет на себя!) вскоре обернулись серьезными проблемами со здоровьем. Вскоре врачи диагностировали межреберную невралгию, ревматизм и венозный застой ног. Долгое время о. Серафим никому об этом не сказал и продолжал служить. И на его лице всегда была такая светлая и радостная улыбка, что никто из братства и подумать не мог, что их Старейшина испытывает такую физическую боль. Только его голос иногда становился очень тихим. Однако однажды отец Серафим просто не мог встать с постели. Отец Серафим со смирением принял болезнь, как новое послушание. Он прославлял имя Божие: «Я грешник и не заслуживаю даже этой болезни. Есть так много людей, которые страдают от более страшных болезней!» Врачи прописали смену климата, но о. Серафим знал о грядущих для братства темных временах и хотел разделить с ними страдания. Однако у Бога был другой план для него. Митрополит Серафим (Чичагов), врач по образованию, изучил историю болезни о. Серафима и тут же благословил его на переезд в Вырицу. К лету 1930-х годов старец Серафим покинул Благословенный Град апостола Петра, как называют Санкт-Петербург. По благословению митрополита, схимонахины Серафимы (в миру Ольги Ивановны Муравьевой) и их двенадцатилетней внучки Маргариты, молодой послушницы Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто посещавшей о. Серафима в Александро-Невской лавре, пошел к нему по послушанию, чтобы помогать и заботиться о нем. Отец Серафим всегда приглашал в первую очередь тех, кто больше всего в нем нуждался. Каждый раз выходила послушница и звала кого-то по имени и городу, где этот человек стоял и откуда приехал. Было загадкой, откуда Старейшина мог все это знать. Для очень многих о. Серафим был благотворителем, который помогал им не только духовно, но и дельными советами, помогая найти работу и деньги через добрых людей. Очень часто он с благодарностью принимал деньги от своих посетителей, но о. Эти деньги Серафим сразу отдал тем, кто в них нуждался. Если кто-то давал ему одежду, о. Серафим всегда находил, кому их отдать. Старец Серафим всегда был очень строг к себе. Он всегда был в посте, всенощном бдении и молитве. По понедельникам, средам и пятницам старец вообще ничего не ел. Иногда он не ел ничего по несколько дней. Окружающие его люди иногда думали, что он уморил себя голодом. Трудно назвать едой то, что он ел в те дни: в некоторые дни он съедал часть просфоры и пил немного святой воды. В другие дни он не ел ни одной картофелины, а ел тертую морковь. Очень редко он выпивал чашку чая с очень маленьким кусочком хлеба. Священники храма Казанской иконы Божией Матери на Вырице ежедневно причащали его. Подражая своему небесному учителю, преподобному отцу Серафиму Саровскому, он предпринял на себе новый подвиг. Он молился в саду на коленях на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это происходило в те дни, когда его здоровье было очень плохим. Первые свидетельства о молении преподобного Серафима Вырицкого на скале относятся к 1935 году, когда на Церковь вновь обрушились гонители. Десять лет терпел старец этот подвиг. На самом деле это было мученичество во имя любви к ближнему. Со многими горячими слезами святой старец молился Богу о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Люди действительно не знали, когда он спал. Всякий раз, когда кто-нибудь открывал дверь его камеры, он находил его на коленях плачущим и молящимся, воздев руки к небу, не замечая ничего вокруг себя. Фр. У Серафима было много посетителей. Много раз в 30-е годы к нему в камеру приходили чекисты и обыскивали его вещи. Однажды пришли чекисты арестовывать старца, но люди, жившие с о. Серафим в доме попросил вызвать врача для подтверждения его состояния здоровья. Когда пришел врач, он подтвердил, что здоровье о. Серафим был в очень тяжелом состоянии и не позволил перевезти его в другое место. В другой раз, когда снова пришли чекисты, о. Любовь Серафима покорила их. Внезапная духовная перемена в душе начальника заставила их покинуть дом, не тронув смиренного старца. Львы были послушны преподобным отцам Антонию Великому и Зосиме, медведи преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. И самые жестокие звери в образе человека были послушны о. Серафим Вырицкий. В 1941 году Николай Муравьев, сын о. Серафима, был арестован и расстрелян. Новое горе пришло в жизнь старца. Фр. Серафим знал о грядущей Второй мировой войне и о страшных годах ее для России. Когда нацисты напали на Россию, о. Серафим стал каждый день молиться на камне в своем саду. В 1941 Фр. Серафиму было 72 года, и здоровье его было плохим, и родственники помогали ему дойти до той скалы, а иногда просто несли его туда. Близкие просили его прекратить эту молитву на скале, так как видели, как тяжело ему физически. Икону поставили на молодой яблоне у той скалы. Он будет молиться на скале столько, сколько сможет. Иногда час, иногда два, иногда несколько часов. Без слез нельзя было смотреть на его страдания. Его просили прекратить этот подвиг и помолиться в своей келье, но он не пощадил себя. Сам Бог помог ему совершить этот подвиг! Так продолжалось все четыре года войны для России. Известно, со слов самого Старца, что ни один дом на Вырице не был разрушен во время той войны. И ни один мужчина из Вырицы не был убит. Еще одним чудом было то, что когда фашисты были готовы занять Вырицу, они отправили туда тех солдат, которые были православными румынами. И если церковь Казанской иконы Божией Матери была закрыта, но, Слава Богу!, не разорена большевиками в 1938 году, то по многочисленным просьбам народа она была вновь открыта. Поначалу люди чувствовали себя в храме очень неловко, рядом с ними стояли оккупанты в нацистской форме, но, увидев, что они молятся и крестятся, как того требует церковь, перестали волноваться. Когда нацисты услышали о пророчествах Старца, они тоже отправились к нему в гости. И как прежде с чекистом, о. Серафим мог обезоружить незваных гостей с помощью свыше. Прежде всего они были поражены, когда он приветствовал их своим хорошим немецким языком, которому он научился еще в годы, когда был купцом и часто бывал в Берлине и Вене, работая с немецкими и австрийскими компаниями. Один нацист спросил его, когда немцы возьмут Петербург. Старец ответил, что этого никогда не будет и немцы скоро уйдут из России, и человек, задавший этот вопрос, не вернется домой живым и будет убит под Варшавой. Один из тех румынских офицеров, посетивших Вырицу в 1980-х поклониться могиле старца. Он нашел людей, живших в Вырице во время войны, и подтвердил судьбу человека, задавшего этот вопрос. В последние годы жизни старец Серафим был прикован к постели. Ему был открыт час его упокоения. Накануне он благословил своих домочадцев иконами преподобного Серафима Саровского и велел матушке Серафиме, своей келейнице (мирянке), помнить о ее ребрах во время его отпевания. (Это предостережение было пророческим — во время отпевания, так как из-за очень большого скопления народа у матушки Серафимы было сломано два ребра.) Рано утром явилась ему во всем великолепии Пресвятая Богородица. Правой рукой она указала на небо. Старец Серафим рассказал об этом своим домочадцам и сказал: «Сегодня не могу принимать гостей», и благословил позвонить о. Алексей Кибардин. Были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, Святителям Николаю и Серафиму Саровским. После причащения старец Серафим благословил читать Псалтирь и Святое Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его на стул, и он начал молиться. Во время молитвы он иногда спрашивал, который час. Около 2-х часов ночи он благословил прочитать молитву об исходе души, затем перекрестившись со словами: «Господи, спаси и помилуй весь мир!», удалился в небесную обитель. Три дня нескончаемый поток людей посещал гроб Старейшины. Все заметили, что руки старца были очень мягкими и теплыми, как будто он был живым. Некоторые люди чувствовали запах аромата возле его гроба. В первый день после кончины старца Серафима исцелилась слепая девушка. Мать подвела ее к своему гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девушка начала видеть. На почетном погребении преподобного Серафима Вырицкого было три больших хора: Казанского, Петропавловского на Вырице и Духовной Академии и Семинарии. В этот день по благословению митрополита Петербургского Григория занятия в Академии и Семинарии были отменены. Одним из студентов, стоявших у гроба старца, был будущий патриарх всея Руси Алексий II. Святой и преподобный отец Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года. Святейший отец Серафим, моли Бога о нас! В.П. Филимонов, Журнал «Церковный вестник» Перевод Миры Паркер См. также: Вот так… Я здесь, в Америке, перевожу эту очень интересную статью о преподобном Серафиме Вырицком в течение последних нескольких недель, просматриваю очень много фотографий, подробностей его жизни, его икон и т. д. Вырица находится недалеко от Санкт-Петербурга. В Петербурге, и я читал, как преподобный Серафим во время Великой Отечественной войны молился за всех солдат, за Россию, за весь мир, и как он говорил румынским нацистам, которые приходили задавать вопросы, что немцы никогда не возьмут Ленинград… I растрогана… Занимаясь всей этой работой, я вспоминаю своего дядю, которого никогда не видел, погибшего во время ВОВ под Ленинградом (Санкт-Петербург). Моя семья не знала, где его могила и когда это произошло. Мама сказала, что в 1943 получили телеграмму о том, как он пропал. Это старший брат моей мамы. Моя мама много раз рассказывала мне эту историю. Его жена была очень красивой и больше никогда не выходила замуж, потому что ждала его возвращения домой. Моя бабушка ждала его всю свою жизнь. Дочь росла, не помня его. Итак… Читаю и в какой-то момент подумал: «Мой дядя был там на войне, когда преподобный Серафим Вырицкий молился на скале 1000 дней. Дядя был так близко к тому месту… Хорошо бы когда-нибудь найти его могилу…» Я знаю, что мои родственники пытались это сделать и раньше, но безуспешно. Я отправил свой перевод Джону Санидопулосу, который хочет опубликовать его в своем блоге. А на следующий день (вчера) мне позвонила Мама и сказала, что нашли в Интернете, где мой дядя был похоронен в январе 1943 года под Санкт-Петербургом. В братской могиле. Она мне об этом рассказала, и я вспомнил одну из фотографий преподобного Серафима Вырицкого, которая мне так нравится. Я знал, что это он помог. Знаете, я много думал о нем в эти несколько недель, о его жизни, его семье, его жене, его подвиге. |