Житие серафима вырицкого: Житие преподобного Серафима Вырицкого / Православие.Ru

Краткое житие — Преподобный Серафим Вырицкий

Краткое житие преподобного Серафима Вырицкого.

празднование совершается 21 марта/3 апреля

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян Николая и Хионии. Во святом Крещении он был наречен Василием в честь преподобного Василия Нового исповедника.

Когда отроку было десять лет, умер его отец, и Василий, благодаря помощи благочестивого односельчанина, отправился в Санкт-Петербург на заработки, где и работал потом рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и затем старшим приказчиком в лавках Гостиного и Апраксина дворов. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь.

В четырнадцатилетнем возрасте он получает от прозорливого старца Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить дальнейшую жизнь монашескому подвигу. Приняв слово лаврского старца как Божие благословение, Василий прожил всю последующую жизнь, как определил ему Господь. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет…

Почти 20 лет Василий Муравьев находился под окормлением старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Варнавы (Меркулова), и это позволило заложить ту духовную основу, на которой происходило дальнейшее возрастание его как великого подвижника благочестия.

В повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только своим духовным чадам, но и всем нуждавшимся в его помощи. Его любимым чтением были творения святителя Игнатия Брянчанинова, по которым он советовал учиться святости всем своим духовным детям.

Способности, данные от Господа, помогали Василию в его трудах. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю Отечества и, обладоя хорошими математическими способностями, в семнадцать лет стал старшим приказчиком. Все свое жалование Василий высылал больной матери.

Около 1890 года он вступил в брак с Ольгой Ивановной Найденовой, которая также происходила из крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии. Она с отроческих лет втайне мечтала о монашестве, но получила благословение схимонахини Иверского монастыря Московской губернии Пелагии жить в миру, выйти замуж за благочестивого человека, родить и воспитать детей и только потом, по обоюдному согласию, принять постриг. Господь благословил их брак сыном Николаем и дочерью Ольгой, но девочка в младенчестве умерла, после чего супруги по взаимному согласию жили как брат и сестра.

В 1892 году Василий Николаевич, благодаря поддержке своего хозяина, открывает собственное дело и становится купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины выходит на международный рынок.

В 1895 году В.Н. Муравьев становится действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которою являлось всемерное содействие Государю Императору и Правительству в области национального экономического развития, а в 1897 году заканчивает организованные при Обществе высшие коммерческие курсы.

Живя в миру и став очень богатым человеком, он никогда не забывал благословения лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов но нужды монастырей, храмов и богаделен.

Известно, что в 1905 году В.Н. Муравьев за свои богоугодные дела был представлен к награждению. В этом же году благочестивый коммерсант становится действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие известные пастыри и общественные деятели того времени, в том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После кончины преподобного Варнавы духовными наставниками Василия Николаевича становятся епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Последним духовником старца Серафима был протоиерей Алексий Кибардин, служивший настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице.

Наступил 1917 год. Многие состоятельные знакомые Муравьевых переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решает иначе: с началом Февральской революции он закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим. Значительную часть его он жертвует на нужды Александро-Невской Лавры и Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также Иверского Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и окончательно готовит себя к принятию монашества…

12 сентября 1920 года В.Н.Муравьев передает еще одно крупное пожертвование Алвксандро-Невской Лавре, о через день пишет в Духовный собор Лавры прошение о принятии его в число братии, на которое получает положительный ответ и первое послушание — пономарское.

Уже 26 октября митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословляет постриг послушника Василия одновременно с его женой, поступившей в Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь и принявшей постриг с именем Христины (в схиме Серафима).

29 октября Василий был пострижен в иноки с именем Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года — в иеромонаха.

В течение 1920-1926 годов отец Варнава несет ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 года он принимает великую схиму с именем Серафим и избирается братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собирается великое множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев, среди них — выдающиеся иерархи: епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).

Около трех лет пребывал отец Серафим на поприще духовника Лавры. С отеческой любовью и сердечной теплотой молитвы помогал он избавляться от самых страшных грехов, человеческой ненависти и братоубийства.

От принятия ежедневной восьмичасовой исповеди старец стал испытывать постоянные боли в ногах. В начале 1933 года болезнь окончательно приковала его к постели и, согласно рекомендации врачей и по настоянию митрополита Серафима (Чичагова), он переехал в Вырицу — поселок в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга.

Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти двадцати лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сот посетителей. Но посетителями его были не только ищущие своего спасения. В период с 1938 по 1940 годы несколько раз в ночное время представители власти проводили у него обыски. В один из таких обысков не встававший с постели старец подозвал к себе одного из сотрудников НКВД. Он посмотрел своими добрыми и ласковыми глазами на человека, которому поручено было со всей строгостью выполнить поручение, спросил его имя, взял его руку, погладил, затем приложил к голове его свою руку и произнес: «Да простятся грехи твои, раб Божий…» В этот момент лицо грозного представителя власти смягчилось и дальнейший разговор происходил так, словно они были самыми лучшими друзьями. Подобным образом старец избавил от недуга ненависти и жестокости и остальных производящих обыск.

В январе 1941 года был арестован, а в сентябре расстрелян сын батюшки Николай. Еще через четыре года преставилась схимонахиня Серафима. Великая скорбь вошла в сердце батюшки.

Во время войны старец Серафим, кроме строгого поста и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг: еженощно, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского, с воздетыми руками он молился о России, подражая подвигу своего небесного покровителя.

За годы войны в Вырице был разрушен лишь один дом, хозяевам которого батюшка еще в первые дни войны сказал: «Вам необходимо покинуть Вырицу». По его молитвам немцы, заняв поселок, расквартировали в нем румынскую православную часть, так что ни один человек в поселке не пострадал, и церковь продолжала действовать.

После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Слова старца всегда сбывались.

Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельство очевидцев.

Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвротят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Незадолго до кончины Преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».

Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание,

Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам».

Вот уже более 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его народное почитание. Ныне над его могилкой воздвигнута часовня.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года старец Серафим был причислен к лику святых русской Провословной Церкви.

По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Житие нашего времени: история Серафима Вырицкого

03 апреля 2019, 12:22

Окружённая лесами, за стеной деревянного храма – эта маленькая часовня неумолимо влечёт верующих со всего мира. Под каменными плитами – место упокоения святого, особенного для Ленобласти, Серафима Вырицкого. В этом году — семьдесят лет со дня его преставления.

Здесь бывает так много людей, что сюда стоит очередь. Это – паломники. Паломники отовсюду. Сюда приезжали и итальянцы. Как они молитву здесь пели!..

Ирина Тилевич, житель Тосненского района

Преподобный Серафим был, с точки зрения истории христианской церкви, человеком для нас особенным. Потому что он жил в ХХ веке, в первой его половине. То есть, он очень близок нам.

Иерей Николай Святченко, священник Покровского собора

История жизни Серафима Вырицкого похожа на житие древних старцев. От бедного крестьянина до зажиточного купца – он строил карьеру, а потом вдруг всё отдал, чтобы уйти в монастырь. И это – говорят почитатели старца – было предопределено. 

Начало ХХ века, Петербург. Именно сюда  из ярославской глубинки отправляется десятилетний Василий Муравьёв. Маленький крестьянин едет на заработки, чтобы кормить семью. Начинает как рассыльный в Гостином дворе. Дела идут. И вскоре становится одним из самых богатых купцов столицы.

Но когда грянула революция, звукам «Рабочей Марсельезы» Муравьёв предпочёл звон церковных колоколов. Неожиданно для многих, успешный предприниматель и глава семейства передаёт всё накопленное в храмы. А сам уходит в Александро-Невскую лавру простым монахом. Но уже через шесть лет о нём говорят, как о «великом старце». Едут за советом. Он встречает каждого – исповеди идут в неотапливаемых стенах обители.

Войну народный проповедник встретил уже в посёлке Вырица. Туда пришлось перебраться, чтобы срочно поправить здоровье.

Больной – до этого он служил в Лавре и там, собственно, потерял здоровье, – поскольку работал, не говорю уж, что даже без выходных. Он денно и нощно принимал народ. Провёл он там всю оккупацию немецкую, поддерживая народ. Так что во всех смыслах он – весьма достойный человек.

Владимир Никифоров, Почётный академик Российской академии художеств, автор памятника Серафиму Вырицкому

Местному храму он отдал родовую икону семьи Муравьёвых – образ Казанской иконы божьей матери. Она до сих пор притягивает верующих. Так же они ехали сюда и к старцу – уже известному как Серафим Вырицкий.

Он не был многословным. Он мог взять за руку, благословить. Угостить чем-нибудь. И люди, которые к нему приезжали за наставлением, духовным наставлением, он их очень часто направлял именно в эту церковь – чтобы они могли помолиться, а потом приходили к нему.

Протоиерей Георгий Преображенский, настоятель храма Казанской иконы Божией матери в п. Вырица

Серафим Вырицкий был канонизирован в 2000 году в лике преподобных – то есть, святых из монахов. Его память в Ленобласти скоро увековечат в бронзе: в духовно-просветительском центре Покровской церкви в Гатчине представили проект памятника святому. Его должны установить у здания местной епархии. 

Его мечтой с самых детских лет была мечта стать иноком, принять монашество. Но жизнь у него сложилась так, что он получил благословение – и не одно – от духовных старцев, что ему нужно сначала пожить в миру, создать благочестивую семью и затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество.

Валерий Филимонов, писатель-агиограф, автор книги о житии Серафима Вырицкого

Вслед за мужем супруга, Ольга Муравьёва, ушла в монастырь – и только последние годы они смогли быть вместе. Вместе и похоронены. В той самой часовне у храма в Вырице. Серафим и Серафима в монашестве: судьба и имя – одно на двоих. 

Анастасия Стурова, Сергей Дедюро, Алексей Писарчук и Антон Пашукевич, «Последние Известия», Гатчинский район

Преподобный Серафим Вырицкий — Православная Церковь в Америке

Тропарь и кондак

Василий Муравьев (будущий преподобный Серафим) родился в 1865 году в городе Черемовский Ярославской губернии. Его родители, Николас и Чионе, были крестьянами. Когда Василию исполнилось десять лет, умер его отец, и он остался на попечении больной матери и сестры Ольги.

Добрый сосед взял Василия с собой в Санкт-Петербург и нашел ему работу продавца в магазине. У мальчика было тайное желание стать монахом, поэтому однажды он отправился в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить об этом с одним из старцев. Старец посоветовал ему остаться в миру и создать семью, а затем, когда дети вырастут, он и его жена должны служить Богу в монашеской жизни.

Василий воспринял эти слова как волю Божию и прожил свою жизнь так, как указал Старец. Вернувшись в магазин, Василий продолжал работать и отправлять деньги домой семье. В двадцать четыре года Василий женился на своей жене Ольге.

Он начал свой собственный бизнес меховщика и стал очень богатым. У него были сын Николай и дочь Ольга. После смерти их дочери Василий и его жена согласились жить вместе как брат и сестра с этого времени.

Когда ему было около тридцати, Василий раздал большую часть своего состояния, пожертвовав деньги различным монастырям. Когда Николай подрос, Василий и Ольга пошли в монастыри служить Богу. Ольга приняла постриг в 1919 году с именем Христина и жила в Воскресенско-Новом Дивеевском монастыре в Санкт-Петербурге. Позже она была пострижена в схиму и получила имя Серафима. Умерла в 1945 году.

Мы не знаем, где Василий принял монашеский постриг (некоторые говорят, что на Афоне), как и какое новое имя он получил тогда.

В 1927 году он прибыл в Свято-Александро-Невскую лавру, где стал духовником монахов. Там он был пострижен в схиму с именем Серафим. Вскоре выяснилось, что преподобный Серафим получил от Бога дары прозорливости и врачевания, и многие люди приходили к нему за помощью и советом.

Епископ Новгородский Алексей (Шиманский) приходил к старцу в 1927 году с вопросом, не следует ли ему покинуть Россию, так как многим епископам и священникам грозил арест и расстрел под коммунистическим игом. Прежде чем епископ успел произнести хоть слово, преподобный Серафим сказал: «Многие теперь хотят уйти из России, но нечего бояться. Ты нужен здесь. Ты станешь патриархом и будешь править двадцать пять лет».

Для Лавры настало время испытаний. Монахов арестовывали, ссылали и отправляли в трудовые лагеря. Многие из них были казнены. Начиная с 1929 года старца арестовывали четырнадцать раз. Свое священническое служение он продолжал в лагерях для военнопленных, где укреплял и ободрял своих сокамерников.

В 1933 году Старец вернулся из лагерей и поселился в Вырице. Это было очень красивое место с лесами и рекой, известное своим целебным климатом. В лагерях здоровье преподобного Серафима ухудшилось, он много раз подвергался побоям.

Деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был построен в Вырице в 1913 году в ознаменование трехсотлетия дома Романовых. Верхний храм имеет два престола: один посвящен Казанской иконе, другой — Святителю Николаю. Нижний храм был посвящен преподобному Серафиму Саровскому.

После некоторого выздоровления отец Серафим стал принимать посетителей, которые приходили к нему за советом и утешением. По его молитвам многие из страдающих от болезней получали исцеление. Власти вскоре заметили большое количество людей, приходивших к нему. Его камеру неоднократно обыскивали, обычно ночью. Однажды приехала милиция арестовывать старца, но врач сказал им, что отец Серафим не выдержит поездки из-за своих многочисленных недугов. Его решили оставить в покое, и так Господь сохранил жизнь Своему слуге.

Немцы вошли в Вырицу в сентябре 1941 года, но никто не пострадал, грабежей не было. Во время войны отец Серафим ослабел и теперь лишь изредка служил в часовне преподобного Серафима. С 1945 года отец Алексей Кибардин начал служить в Казанской церкви.

К весне 1949 года преподобный Серафим сильно ослаб и был вынужден оставаться в постели. Тем не менее, он разрешал посетителям приходить к нему по-прежнему.

Незадолго до смерти преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела причащаться каждый день. Отец Алексей Кибардин причащал его в 2 часа ночи, но однажды он проспал и пришел только в 4 часа. Он извинился перед старцем за опоздание и заметил, что вокруг святого было какое-то сияние. Старец сказал: «Отец, не беспокойся. Святые ангелы уже причастили меня». Увидев его лицо, отец Алексей понял, что это абсолютная правда!

Старец велел отцу Алексию ехать в Москву и сообщить патриарху Алексию I, что через две недели отойдет ко Господу. Когда отец Алексий передал послание, Патриарх повернулся к святым иконам и перекрестился. Когда он снова обернулся, по его щекам текли слезы. «Я был патриархом четыре года, — сказал он. «Двадцать один год остается мне. Так сказал мне святой старец». Патриарх Алексий скончался в 1970 году, как и предсказывал преподобный Серафим.

Преподобный Серафим отошел ко Господу 21 марта 19 года49 (3 апреля н.э.). За несколько часов до кончины он просил прочитать акафисты Пресвятой Богородице, преподобному Серафиму Саровскому и святителю Николаю. Неделю после его блаженной кончины благоухание наполняло Вырицу.

Похоронен преподобный Серафим на кладбище при церкви Казанской иконы в Вырице. На похороны пришло огромное количество людей, и Вырица стала местом паломничества.

Схимонах преподобный Серафим прославлен Русской Церковью в августе 2000 года.

Преподобный Серафим Вырицкий

21 марта / 3 апреля

Родителям не дано знать, что ждет в жизни их новорожденного ребенка. Когда 13 апреля 1866 года у них родился сын Василий, Муравьевы из села Вахромеево в Ярославле еще не знали, что его ждет. В раннем детстве он уже отличался от других детей своего возраста замечательными способностями сообразительности, памяти и терпения. Он не только научился читать, но и постиг основы математики.

Когда Василию было десять лет, неожиданно умер его отец. Трудно себе представить, чем бы стал дальше в жизни деревенский ребенок, если бы не одно стечение обстоятельств. Благочестивый и добрый житель села, работавший продавцом в магазине в Петербурге, увёз Василия в столицу на заработки. Василий стал грузчиком в магазине при торговых рядах. Он проявил такую ​​самоотверженность, что вскоре пользовался полным доверием менеджера, и ему ставились все более сложные задачи.

В возрасте 14 лет им овладело страстное желание постричься в монахи. Он пошел в Александро-Невскую Лавру и встретил схимонаха/старца. Он преклонил колени перед старцем и со слезами рассказал ему о своей цели. Он услышал то, что оказалось пророческим ответом: что пока ему надлежит остаться в миру, заниматься богоугодным делом, построить благочестивую семью, воспитать детей, а потом, с согласия супруги, принять монашество. . Так открылась воля Божия Василию.

Через два года владелец магазина назначил юношу продавцом, а еще через год начальником отдела продаж. В то время такое продвижение было неслыханным; процесс обычно занимал не менее десяти лет.

В 1890 году Василий Николаевич Муравьев женился на 18-летней Ольге Ивановне, которая, несмотря на молодость, имела твердый и решительный характер. Позже она стала сильно помогать мужу в его работе, а в его отсутствие успешно руководила семейным бизнесом.

Через пять лет у Муравьевых родился сын, которого назвали Николаем, а позже дочь Ольга, умершая в младенчестве. После этого горестного события и по обоюдному согласию Василий и Ольга стали жить как брат и сестра; они восприняли смерть своей дочери как знак свыше, что отныне они должны всецело посвятить себя служению Господу. Забегая вперед, отметим, что их сына Николая также ждала трагическая судьба. Во время Первой мировой войны он окончил летную школу и служил армейским летчиком. После революции 1917 сентября он четырежды подвергался арестам, пережил периоды лишения свободы и ссылки, а в январе 1941 г.

снова был арестован и вскоре после этого расстрелян. Посмертно «реабилитирован», объявлен жертвой политических репрессий.

В 1892 году Муравьев открыл собственное дело по отделке и продаже мехов, в основном за границу – в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию. Василий Николаевич часто выезжал за границу для развития своих деловых контактов и высоко ценился как «русский оптовик новой [бизнес] модели». Он действительно был «новым русским» в лучшем смысле этого слова. Он закончил курсы повышения квалификации по бизнесу и был членом Общества распространения коммерческого образования в России, организации, целью которой было всемерное развитие отечественной торговли и промышленности.

Василий Николаевич обладал Божьим даром замечательной способности сочетать мирские дела с вниманием к духовным. Например, Муравьевы часто посещали больницы, работные дома и богадельни/приюты и делали значительные пожертвования на их содержание. Не раз они принимали к себе больных из тюремных больниц; ко всеобщему изумлению, эти пациенты быстро выздоровели.

В 1917 году многие знакомые Муравьевых поспешили перевести свои капиталы за границу, покинуть Россию. На их призывы последовать их примеру Василий Николаевич неизменно отвечал, что решил разделить все испытания, выпавшие на долю его горячо любимой Родины и ее народа. Лишившись своего дела после Октябрьской революции, семья Муравьевых жила на даче за городом, в живописной деревушке Тярлево, недалеко от Царского Села. 19 сентября20, В.Н. Муравьев обратился в Духовный совет Александро-Невской лавры с заявлением о приеме в монашеское братство. Его прошение было удовлетворено, и ему дали имя Варнава.

Одновременно Ольга Ивановна была пострижена в монахини с именем Христина в Петроградском Новодевичьем Рождественском монастыре. Супруги пожертвовали все свое оставшееся имущество своим монастырям.

За шесть лет новый монах прошел множество ступеней монашеского послушания: от пономара до духовника, т.е. духовника Лавры. В конце 1926, фр. Варнава был пострижен в великую схиму, высшую степень монашества, чин, требующий полного подвижничества, и получил имя Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому он всеми силами стремился подражать.

На литургии, в которых он принимал участие, собиралось множество людей. К нему за советом и духовным утешением приходили не только простые верующие, но и видные иерархи Церкви. В это смутное время о. Серафиму был послан свыше дар видеть то, чего не может постичь обычный человеческий разум, — дар пророчества.

Молва о нем распространилась далеко за пределы бывшей Северной столицы и прилегающих регионов. С раннего утра и до поздней ночи к его келье приходили за благословением, молитвенным утешением в скорби, за советом в трудных обстоятельствах.

Почти три года был духовником Александро-Невской Лавры. Во время многочасовых ежедневных исповедей ему приходилось стоять на холодном каменном полу собора, который оставался практически не отапливаемым. В конечном итоге постоянный холод и неимоверные физические и духовные нагрузки пагубно сказались на о. Здоровье Серафима. Долго он никому не говорил о своих болезнях, но боли в ногах усилились, и настал день, когда старец уже не мог подняться с постели.

Медицинский персонал настаивал на том, чтобы он уехал из города, в город Вырица, который находился в засушливой местности и был окружен старым лесом. Однако старец уже на 64-м году жизни категорически отказался, ибо предвидел новую волну гонений на Церковь и разрушение Лавры и хотел разделить страдания братии монастыря. Однако все оказалось иначе. Митрополит Петроградский Серафим, известный в мире как врач Чичагов, ознакомился с медицинским заключением и тут же благословил о. Серафим двигаться. Таким образом, ему пришлось смиренно принять это новое послушание, и летом 19В 30 лет он переехал в Вырицу, где ему предстояло провести следующие 15 лет. Вместе с ним отправились его жена и внучка Маргарита, взявшие на себя работу по уходу за старцем.

Они поселились в нескольких комнатах в частном доме. о. Болезни Серафима причиняли ему невыносимые страдания. Уже святой старец почти не мог встать с постели, но мужественно переносил эти испытания, и способность его к чудотворениям возрастала: к дарам пророчества и врачевания прибавлялся дар прозорливости, что не раз поражало окружающие его.

После небольшого перерыва в гости к схимонаху хлынул нескончаемый поток людей. В некоторые дни собирались сотни посетителей, жаждущих увидеть святого старца. о. Сам Серафим созывал тех, кто больше всего нуждался в его встрече. Проведя с ним совсем немного времени, они уходили исцеленными и просветленными. Как о них узнал великий схимонах, остается загадкой. Обычно на крыльцо выходил келейник и, узнав человека по имени и месту происхождения, приглашал внутрь.

Много раз в 1930-е годы агенты Чрезвычайного комитета («ЧК» по-русски) проводили обыски, часто ночью. Однажды случилось следующее: за Старцем приехали сотрудники НКВД. Лежа в постели, он попросил старшего агента подойти. Прикоснувшись к руке офицера, он затем погладил ее и, положив правую руку на голову офицера, сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…» и точно произнес его имя. По словам близких к о. Серафима: «Старший чекист тогда сказал: «Было бы побольше таких старцев, мы все были бы верующими». И заплакал. Улыбаясь, батюшка прошептал: «Подай им чаю».

Ни отдельные судьбы людей, ни судьбы самой России не были скрыты от великого Старца. Он знал о грядущей великой войне и открыто предупреждал об опасностях, надвигающихся на Отечество. С началом Великой Отечественной войны [т.е. Вторая мировая война], о. Серафим принял новый великий подвиг, многодневную молитву на камне, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Вот что рассказывают об этом его родственники: «В 1941 году Дедушке было уже почти 76 лет, и он едва мог передвигаться без посторонней помощи. В саду за домом за небольшой яблоней был гранитный валун. На той скале о. Серафим возносил свои молитвы ко Господу. Поддерживая его за руки, а часто просто перенося, люди выносили его туда. К яблоне прикрепляли икону, а дедушка становился на ушибленные колени на скале и воздевал руки к небу. Как тяжело это было для него! На все это невозможно было смотреть без слез… О. Серафим молился, пока были силы, иногда час, иногда два, а иногда и несколько часов подряд. И он делал это изо дня в день, на протяжении долгих и изнурительных лет войны».

В самой Вырице, как и предсказывал Старейшина, не разрушен ни один дом и не убит ни один человек.

Ему был открыт час ухода Старца в вечность. За день до кончины он благословил своих друзей и родственников иконками преподобного Серафима Саровского, а монахине-келейнице сказал: «При погребении моем позаботьтесь о сохранении своих ребер». Это оказалось пророческим предупреждением. На похороны пришло так много людей, что в давке толпы она получила два перелома ребер.

Рано утром, о. Серафим увидел женщину неземной красоты, которая на мгновение появилась с ослепляющим сиянием в окне и правой рукой указала на Небо. Батюшка сообщил об этом своим друзьям и объявил: «Сегодня я не смогу никого принять, так как буду молиться». К вечеру он попросил, чтобы его посадили в кресло у окна, и тогда погрузился в молитву; время от времени он спрашивал, который час. Около 2:00, пт. Серафим благословил чтение молитв об исходе души и, осенившись Крестным знамением, сказал: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир!» С тем он ушел в вечность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *