Жизнь крепостных крестьян: Из жизни крепостных крестьян России XVIII — XIX веков

Жизнь и быт крепостных крестьян Европы

1. Власть  феодала над  крестьянами.

Феодалу нужна была власть над крестьянами, чтобы заставить их выполнять повинности,  Крепостные крестьяне были людьми несвободными, они лично зависели от феодала. Феодал мог продать, купить, обменять крепостного. Если крестьянин убегал, его разыскивали и возвращали в поместье. Там его ждала жестокая расправа.

За не вовремя сданный оброк, за отказ работать на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. Неумолимый господин сам обвинял, судил и приводил в исполнение приговор. Он мог приказать слугам избить крестьянина палками или плетьми, заковать в цепи, бросить в тюрьму.

Крепостные крестьяне постоянно чувствовали над собой власти феодала. Вот умер старик-крестьянин; не успели его похоронить, а во двор пришёл управляющий и увёл корову. При получении наследства сын умершего обязан был отдать господину лучшую голову скота. Если крестьянская девушка выходила замуж за крепостного из другого поместья, её родители должны были уплатить феодалу большой выкуп.

Нередко феодал по своей воле женил и выдавал замуж своих крепостных (см. документ в конце).

Часто владелец поместья выезжал на охоту со своими гостями и слугами. Если зверь мчался через крестьянское поле, вслед за ним во весь опор неслись своры собак и гикающие всадники. Копытами коней без сожаления вытаптывалось поле и губился драгоценный урожай. Крестьяне не имели права убивать дичь, уничтожавшую посевы. В конце лёта стаи птиц налетали на их поля, зайцы пожирали овощи в их огородах.

 

2. Труд  крестьян.

Крестьяне обрабатывали свои поля такими же орудиями, какие были у их отцов и дедов. Многие не имели даже бороны и рыхлили землю бревном, которое волочили по вспаханному полю. Молотили палками или деревянными цепами. Почву почти не удобряли. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот — овцы, козы, свиньи. Лошадей и коров было мало, потому что для крупного скота не хватало кормов.

Постоянно занятые работой на феодала, крестьяне не могли хорошо обработать своё поле.

Урожаи были очень низкими; зерна получали лишь в два-три раза больше, чем сеяли. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы. И тогда наступали страшные дни голода. Люди поедали сначала весь скот и птицу. Чтобы избежать голодной смерти, они ели лесные коренья, траву и водоросли. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших людей.

Но крестьяне прилагали все силы, чтобы получать в своём хозяйстве более высокие урожаи. У них появились сделанные из железа косы, вилы, топоры, лопаты, грабли. В IX веке кое-где уже стали применять не только лёгкий, но и тяжёлый колёсный плуг. Таким плугом крестьяне глубже вспахивали почву; они разрыхляли её деревянной бороной с железными зубьями.

Двухполье начало сменяться трёхпольем. Пашню делили уже не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной — яровыми, а третье поле оставляли под паром. Теперь пустовала не половина поля, а лишь одна треть. При трёхполье засевали больше земли, чем при двухполье, и получали более высокие урожаи.

В начале средних веков техника сельского хозяйства была очень низкой. Но своим неустанным трудом крестьяне постепенно улучшали орудия труда и способы обработки земли.

Беспорядочно теснились друг к другу жалкие хижины крестьянской деревушки. Маленькие деревянные домики были крыты соломой. Печных труб не было; когда разводили огонь в очаге, густой удушливый дым наполнял тесное помещение. Узенькие окошки без стёкол пропускали мало света; в холодную погоду их затыкали тряпками или пучками соломы. Чтобы сохранить скот и птицу от холода, зимой их держали в том же помещении, где жили люди. Темно, грязно и сыро было в крестьянской хижине.

Вся обстановка хижины состояла из грубо сколоченного стола и нескольких скамеек вдоль стен. Спали на единственной кровати или на соломе, настланной прямо на земляном полу. Крестьяне одевались в грубую домотканую одежду, обувались в, тяжёлые деревянные башмаки.

Опутанные поборами повинностями, крепостные крестьяне жили в страшной нужде.

 

3. Как крестьяне боролись против феодалов. 

На жестокий гнёт феодалов крестьяне отвечали  упорной борьбой. Они жили общинами и привыкли всё решать сообща. Им было легче сговориться между собой, чем рабам; ведь рабы, привезённые из разных стран, плохо понимали друг друга. Поэтому крестьяне боролись более сплочённо, чем рабы.

Если феодал непомерно увеличивал повинности, община давала ему отпор. Крестьяне начинали хуже обрабатывать поле господина, поджигали его амбары. Нередко они убивали особенно жадных и жестоких феодалов.

В одиночку и целыми деревнями крестьяне убегали из родных мест. Наиболее смелые из беглецов создавали отряды в горах и лесах. Они мстили феодалам за свои страдания и обиды.

Больше всего феодалы боялись восстаний — массовых вооружённых выступлений крестьян. Грозной толпой направлялись восставшие к дому феодала. В ход пускались косы, вилы, топоры, цепы. Иногда восстания охватывали целые области.

После особенно крупных восстаний феодалы в течение многих лет не осмеливались увеличивать барщину и оброк. Крестьяне могли тогда уделять больше времени своему хозяйству, улучшать обработку земли и орудия труда. Но потом феодалы забывали о пережитом страхе и сильнее прежнего угнетали крестьян.

В средние века происходила ожесточённая борьба между крестьянами и феодалами.

 

ДОКУМЕНТЫ — Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах:

Да будет ведомо, что епископ парижский дал нам крепостную свою Изабель для выдачи её замуж за Роберта, человека нашего… Мы же в обмен на названную его крепостную дали господину епископу парижскому Эмелину — нашу крепостную — для выдачи её замуж за Гарина, его человека…

Решение по поводу спора, возникшего между епископом парижским и монастырём из-за того, что Гирольд, монастырский крепостной, взял замуж крепостную девушку епископа:

Я, епископ парижский, извещаю, что в конце концов спор этот решён в том смысле, чтобы из сыновей Гирольда — как тех, которые родились, так и тех, которые родятся,- нам принадлежал первый, монастырю — второй, нам — третий, ему — четвёртый. ..

  • < Феодальное поместье в Западной Европе
  • -> Жизнь и быт феодалов Европы >

Теги:

 Феодалы — феодализм 

 X век 

 IX век 


Добавить комментарий

Портрет крепостного крестьянина⁠⁠ — sociocraft.blog на vc.ru

1. Предисловие.

135 просмотров

Расскажу вам о жизни крестьянина дореволюционной России, а в частности, крепостного крестьянина, его семейном укладе, традициях, ценностях и личностных особенностях.

Для справки, в Российской Империи выделяли государственных крестьян (проживали и пользовались землей, которая являлась собственностью государства), монастырских (зависимые люди, работающие на землях РПЦ) и самая угнетенная категория — это крепостные или помещичьи крестьяне. Они работали на помещика, соответственно на его земле, абсолютно безвозмездно, при этом получая возможность на отдельном клочке земли (как правило на не плодородном, часто заболоченном) заниматься земледелием, чтобы прокормить свою семью.

Крестьянское семейство перед обедом (Федор Григорьевич Солнцев)

2. Семья.

Жизнь крепостного крестьянина была поистине тяжелой. Родившись в крестьянской семье человек принадлежал к классу крестьян на протяжении всей жизни.

В патриархальной семье, соответственно, главой был мужик, он же отец семейства — большак. На нем лежала ответственность за все невзгоды и неудачи в семье. Большак имел свойственный ему авторитет в семье, принимал окончательное решение по любым вопросам, ослушаться его было непозволительно. Не смотря на то, что в обществе крепостной находился на нижней ступени социума, так в семейной жизни он с лихвой нивелировал это. Большак в семье, это не только крепкое плечо и защита, но и в какой-то мере тиран. Жестокости ему было не занимать. Под раздачу попадали, как дети, так и жена.

Одновременно с этим в крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

Мальчиков мужской работе обучал отец. Девочек женским делам обучала мать.

Образ жизни крепостного — это трудяга, который не видел не в чем ином смысла своего существования. Его труд рабский — он трудится, чтобы кормить свою большую семью. А для этого требовалось, как можно больше работать. А работали у помещика: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Одновременно с этим нужно было и поддерживать своё хозяйство — ведь именно благодаря ему от года в год выживали крепостные. Просыпаться приходилось “с петухами”, что соответствует 5-6 часам утра. Ложились спать рано, особенно зимой. Связано это было в первую очередь с отсутствием керосина для освещения избы.

В крестьянской семье существовал принцип, чем больше детей, тем легче было жить — больше рабочих рук. Трудовые тяжбы в крестьянской семье касались не только мужской пол, но и женский. С 5-6 лет дети бедняков уже работали на помещика, а с 10-летнего возраста мальчики уже выходили на поля. А девочки-крестьянки занимались домашним бытом и присматривали за младшими детьми.

Благо, крестьянские семьи преимущественно были многодетными.

В среднем в крестьянской семье появлялись дети каждые 2 года. Наряду с обильной рождаемостью детская смертность была чрезвычайно высокая. Из 10 родившихся более 50% умирало в младенчестве. Таким образом, крестьянская семья уже оказывалась не настолько и большой — мать, отец и 3-4 ребенка.

На пашне (Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич)

3. Питание.

Детей рождалось много, а вот кормить их было не чем. Повседневное меню не отличалось разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас – вот, пожалуй, и все разносолы. Серьезным подспорьем были, конечно, лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему всегда оставался хлеб. Хлеб во главе трапезного стола находился только у зажиточных хозяйств. А бедняки хлеб мешали с корой, желудями, лебедой (сорняковая трава). Всё делалось для экономии зерна.

“Хлеб да вода — крестьянская еда”

Любили на Руси кашу. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. Немного крупы или зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет.

Щи – еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Самой любимой на крестьянском столе была похлебка из репы. А вообще, с бедной жизни и с голода особо не будешь привередлив к еде.

“Крестьянское горло — суконное бёрдо: все мнет”

Пищу в крестьянских семьях, как правило, употребляли из общей посуды, столовых приборов практически не было, пили из кружек по очереди. Посуду крестьяне после приема пищи не мыли, а только ополаскивали её в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом посуда мылась не более одного-двух раз в год.

Не красен обед пирогами, а красен едоками (Владимир Амосович Табурин)

4. Гигиена.

О личной гигиене в те годы никто не задумывался, да и понятия такого в принципе не существовало. Например, в качестве туалетной бумаги использовалось сено, солома, трава, иногда даже палочки от плетня.

Средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но баня была не в каждом доме. Как правило, несколько семей объединялись и мылись по субботам, мужчины и женщины все вместе. Многие мылись один-два раза в месяц в избе в лотках или просто на соломе. В тех местностях, где бани отсутствовали, крестьяне парились в печах. Мылись обычно вечером, в печи, протопленной с утра.

В качестве моющего средства традиционно использовали щелок. Его изготавливали следующим образом: в чугун клали золу и часть воды, затем раскаляли камни на огне и опускали их в сосуд, который накрывали крышкой. После того, как раствор остывал и отстаивался(щелок), его использовался для мытья тела и волос.

Зубы практически не чистили. В исключительных случаях время от времени для чистки зубов брали обычные пучки травы. Свежую траву срывали и старательно «полировали» ею зубы.

Банный день (Алексей и Сергей Ткачевы)

5. Религиозность.

Идеология, которой было пронизано общество, требовало людской люд в обязательном порядке регулярно посещать церковь.

Вопрос религиозности русского народа достаточно спорный. В каждом доме устраивался “красный угол” с иконами, произносилась молитва перед едой и соблюдался ряд прочих православных традиций. Крестьян скорее привлекала не мировоззренческая сторона религии, а обрядовая.

При этом, православие ярко переплеталось с язычеством: празднование языческих праздников — масленица, коляда и Святочные гулянья, троицын день, Иван Купала, Ярило, Ильин день, Юрьев день и многие другие; моления о дожде, о сохранении скотины от падежа и убоя волками, об отвращении грозы и прочее. При всяческих недугах крестьяне обращались к знахаркам и ведуньям, верили в колдовство.

Да и в сознании крепостного крестьянина, ущемленного во всём, трудно было сформировать искреннюю любовь к богу. Чего добивалась идеология господствующего класса. По этому поводу высказался Белинский в своём письме к Гоголю: “Приглядитесь попристальнее и вы увидите, что по натуре это глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности”.

Ту религиозность, которая присутствовала в среде крестьян по праву можно назвать рутинной. Она прививалась верхушкой и превратилась по сути в механическую привычку: привычку молиться перед едой, посещать храм, крестить детей, венчаться.

“Годится — молиться, не годится — горшки покрывать”

На исповеди (С.Милорадович)

6. Образование.

Церковь принимала непосредственное участие в организации учебного процесса для крестьянских детей. В деревнях организовывались народные школы, где преподавание сводилось в основном к заучиванию наизусть закона божьего.

Большая масса крестьянских детей школу не посещала. Не все крестьянские семьи имели возможность приобрести учебники и книги, а некоторым просто было не в чем идти в школу, из-за отсутствия теплой одежды и обуви. Уровень образования от этого у крестьян был очень низким. Большая их доля не владела грамотой и арифметическими знаниями. К слову, да и власть не поддерживала, даже была против повышения уровня образованности среди крестьян. Крепостной не должен быть грамотным, он должен быть податливым, работящим и услужливым своему хозяину.

Получив некачественной образование, ученики с головой погружались в крестьянские заботы, быстро забывая приобретенные в школе знания. А затем, их уносила череда житейских проблем и событий, истязая из года в год неизменного никудышного существования.

В нapoднoй шкoлe (С. А. Рaчинcкий)

7. Пьянство.

Заглянув в душу крестьянина мы обнаружим угнетенную, уставшую от жизни личность. Как морально, так и физически крепостной крестьянин мог отдохнуть один раз в неделю, воскресенье, не считая церковных праздников — на них работать было грех.

Когда выдавался выходной, бабы собирались у кого-то на избе посплетничать, а мужики предпочитали утопить печаль и скуку в стакане. Пьянство, говорят, боль и проблема России. Но, крепостным крестьянам злоупотреблять алкогольными напитками было некогда, да и средств к их приобретению или собственному изготовлению не было.

В одиночку пить было не принято, попойки проходили в дружеских компаниях, на именинах, свадьбах, похоронах. Считалось не пить, значит унижать себя. Поэтому, на редких празднествах крестьяне упивались в усмерть. А зимой, когда работы значительно меньше, застолья могли продолжаться целыми неделями.

8. Здоровье и качество жизни.

Отсутствие элементарных норм гигиены безусловно влияло на общее состояние здоровья людей и продолжительность их жизни. Причин, по которым мог скончаться человек была уйма: отсутствие качественной диагностики, оказания первой помощи, неразвитая фармакология, нездоровый образ жизни, вредные привычки, множественные отравления, которые нередко приводили к эпидемиям.

Бытует ложное мнение, что крестьяне на Руси едва доживали до 30 лет. Это если опираться на данные официальной статистике. В скупе с высоченной младенческой смертностью, цифра по смертям была внушительной. Но, если посчитать средний возраст тех, кто пережил младенчество, получится совершенно другая картина.

В Российской империи люди жили примерно столько же, сколько и сейчас. В отношении крепостных крестьян, статистика смертности на порядок трагичнее. Крепостной крестьянин подвергался частым физическим нагрузкам, которые наряду с недоеданием ослабляли его иммунную защиту перед вирусами и болезнетворными бактериями. Здоровье женщин страдало от частых родов, которые приводили к истощению организма, а порой и к хирургическим невзгодам.

Тяжелые бытовые условия в коренной мере негативно воздействовали на здоровье крестьянина: зимой недостаточное отопление дома, летом и в межсезонье повышенная влажность. Смерть настигала в период от 40 до 50 лет, но безусловно были и долгожители. Нередки и случаи смерти людей в возрасте от 70 до 80 лет, но навряд ли в этом случае разговор идет о крепостном крестьянине.

Пережил старуху (Василий Максимов)

9. Заключение.

Сила и дух крестьянского народа выражались в их единении. Крестьянский народ простой, честный и отзывчивый, готовый прийти на помощь. Говорит — то что думает, а плохого не думает. Если что-то делает, то значит знает то что делает.

У крестьян была остро развита способность понимать важность чужих проблем и принимать индивидуальные особенности других людей. Проецирование проблем другого на себя, было, как некий способ научится на ошибках и в будущем избежать их. Дело в том, что все крестьяне были связаны между собой общей судьбой. Похороны, свадьбы, именины, рождение ребенка — это были события общественного достояния, на которые собиралась вся деревня. Поэтому, никто не оставался в стороне в роли обычного наблюдателя, и старались разделить с другими его сложности и проблемы.

Возможно, именно это и позволило крестьянину, как низовому социальному слою общества разрастись и подняться, оставаться в количественном превосходстве, пережить все угнетения и остаться сильным народом!

Статья подготовлена в рамках проекта sociocraft. blog. По всем вопросам обращаться [email protected]

Средневековый ужин и турнир

Обычный крестьянин мог бы получить образование и жениться, если бы мог себе это позволить. Однако крепостные не могли делать ни того, ни другого, и им не разрешалось переезжать без одобрения лорда.

Фермеры жили немного лучше, чем крестьяне, так как некоторые из них владели собственными фермами. Большинство обрабатывало сельскохозяйственные угодья самостоятельно или с помощью крестьян и крепостных.

Фермеры и крестьяне жили в простых жилищах, называемых коттеджами. Они строили свои дома из дерева, а крыши были покрыты соломой (собранными из связок тростника, которые необходимо периодически заменять). Внутренние стены, как правило, были сделаны из плетня и мазка — набор веток, сплетенных в форму стены и покрытых глиной и соломой, чтобы сделать твердую, похожую на штукатурку поверхность для защиты от сквозняков. Часто фермеры, крестьяне и крепостные приводили своих животных в свои дома, чтобы защитить их.

Торговцы

Плотники были высококвалифицированными и считались элитными торговцами. Чтобы стать плотником, обычно необходимо было вступить в гильдию в качестве ученика и изучить ремесло. От всех плотников требовалось знание математики, деревообработки и использования инструментов.

Королева и дворяне часто искали лучших плотников и держали их в своих штатах в качестве специалистов. Меблировка замков и усадеб производилась не только в декоративных целях, но и для демонстрации престижа и статуса посетителям. Таким образом, мастер-плотник всегда был востребован и мог получать высокую заработную плату.

Кузнец, которого иногда называют кузнецом, должен был сначала изготовить свои инструменты, прежде чем он мог делать металлические детали, такие как подковы, гвозди и дверные петли.

Кузнец также работал оружейником у королевы или графа, изготавливая мечи, щиты и доспехи.

Цивилизации Средневековья

Римская империя находилась в упадке и подвергалась нашествию множества племен в третьем, четвертом и пятом веках. Эти племена вели сражения и войны за создание новых территорий и королевств, где лидеры всегда были героями сражений за землю.

Новые волны вторжений произошли в начале девятого века со стороны племен, о которых ранее не было известно, что они вторгаются в европейские земли. Ниже приведен список восьми ключевых племен того периода.

Англы, саксы, юты и фризы вторглись в Англию. Это корень термина англосаксонский, который часто используется для описания английских народов.

Арабы и сарацины вторглись с юга, заселив Испанию, Италию, Португалию и южную Галлию (Франция).

Датчане вторглись в Англию и обосновались на северо-востоке страны.

Готы, которых римляне называли варварами, вторглись в Италию и Галлию.

Оккупированные венграми земли в восточной Европе.

Норманны были потомками викингов и их западноевропейских колоний. Они вторглись в Англию и захватили ее в 1066 году, в конечном итоге распространившись на Италию, Сицилию и Святую Землю.

Вандалы вторглись в Испанию и Африку.

Имена

В средние века у большинства людей было только имя, например Джон. Чтобы различать, некоторые были также известны по поместью, в котором они проживали — Джон стал Джоном из поместья Корнуолла. Затем к этому добавятся такие вещи, как торговля — Эдвард Кузнец по металлу, Маркус Плотник или Якоб Мельник.

На протяжении веков они превратились в сегодняшние фамилии (просто отбросьте «the»). В этом ключе, если бы у Джона был сын Чарльз, он мог бы быть известен как Чарльз, сын Джона (позже известный как Чарльз Джонсон).

Средневековый словарь

Иерархия : Классификация группы людей по способностям или статусу.

Крепостной : Член низшего феодального класса, привязанный к земле, принадлежащей лорду, и обязанный выполнять работу в обмен на определенные юридические или обычные права.

Жизнь крестьянства (крепостных) в средние века

После падения Западной Римской империи варварские короли и военачальники захватили бывшие римские владения вместе со своей рабочей силой (рабами и колонами), а оставшаяся территория была в конечном итоге были заселены другими представителями вторгшихся народов как свободные крестьяне. Рабы, колоны-арендаторы, работавшие на латифундиях (крупных римских поместьях), и члены свободных сельских общин в последующие века постепенно исчезали и стали формировать класс крестьян или крепостных — низший класс феодального общества.

Нестабильность, которой был отмечен период раннего средневековья, вынуждала мелких землевладельцев и свободных крестьян искать защиты у ближайшего могущественного помещика, что в конечном итоге приводило к утрате ими права собственности на землю (но не права пользования ею), а нередко и к потере личной свободы. Однако средневековые крестьяне не были однородной группой и подразделялись на следующие группы:

  • Свободные арендаторы или свободные крестьяне были арендаторами-арендаторами, платившими арендную плату, почти или совсем не служившими лорду, но их было очень мало.
  • Вильены были самым распространенным типом крепостных в Средние Времена. Они жили на земле помещика и проводили часть своего времени, работая на полях своего лорда в обмен на защиту и право работать на своих арендованных полях. Кроме того, они также были обязаны оказывать некоторые другие услуги, а также уступать своему господину часть своего урожая. Виллены были привязаны к земле и не могли ни уезжать, ни жениться без согласия своего сеньора. Коттеры были ниже сословий, чем виллены, не имели арендных владений и работали на более зажиточных вилланов или на феодалов в обмен на пропитание.
  • Наемные работники работали во всех феодальных поместьях и получали плату в обмен на свой труд.
  • Рабов было очень мало, как правило, иностранного происхождения, и они работали на феодала исключительно для выживания.

Средневековые крестьяне жили в деревнях или поместьях, сельскохозяйственных единицах, принадлежащих светским или церковным лордам. Крестьяне, жившие на землях светских господ, также были обязаны приносить в жертву церкви десятую часть своего урожая и других продуктов. Помимо обработки земли средневековые крестьяне также должны были изготавливать и ремонтировать орудия труда, посуду, одежду, кареты, конские упряжи и другие предметы как для себя, так и для нужд своего господина. Однако было также значительное количество общин, которые занимались несельскохозяйственной деятельностью, такой как горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство, транспорт и ремесла, в то время как некоторые прибрежные деревни в основном занимались рыболовством.

Земля, обрабатываемая крестьянами, была разделена на:

  • вотчина или помещичье поместье, сельскохозяйственная единица, удерживаемая феодалами для собственного использования
  • и зависимые крепостные или крепостные владения, сельскохозяйственные единицы, номинально принадлежавшие феодалам, а недвижимая собственность принадлежала крестьянам как арендаторам, обязанным оказывать трудовые услуги и уступать часть своей продукции феодалу

Аренда зависимых крепостных владений, как правило, предоставлялась на срок жизни арендатора и не могла передаваться по наследству, тогда как потомки умершего арендатора должны были восстановить право на аренду и уплатить налог помещику, который обычно в виде пожертвования одной коровы или другого животного. Помимо полей, вотчина включала в себя луга, леса и болота, которые использовались как помещиками, так и крепостными крестьянами, которым запрещалась охота и которые должны были платить выкуп за выпас скота на обычных лугах и за рубку дров в лесах. .

Polyptyques и более поздние Urbariums дают лучшее представление об обязанностях и правах средневековых крепостных, а также раскрывают большие различия между различными подгруппами крепостных, а также между различными регионами и географическими условиями. Феодальные повинности крепостных, которые были потомками рабов или колонов, были несравненно выше, чем у свободных арендаторов, плативших ренту и очень мало или совсем не служивших помещику, в то время как крестьяне в низинах имели гораздо большие повинности, чем крестьяне в низинах. холмы. В некоторых горных районах вообще отсутствовали феодальные повинности.

Усадьба была не только сельскохозяйственной единицей, но и административно-политической и юрисдикционной единицей. Границы феодального землевладения, как правило, были и границами политической власти его владельца, имевшего свое войско и вотчинный двор. Таким образом, помещик осуществлял как административную, так и судебную власть над своими крепостными, которые также были обязаны платить судебные пошлины и налог на управление.

Среднему средневековому крестьянину оставалось очень мало времени, чтобы закончить работу. Крестьянский дом представлял собой простую деревянную хижину, крытую соломой, которая первоначально состояла из одной комнаты, а также служила убежищем для скота и птицы. Комната хижины позже была перестроена с камином в отдельную комнату для семьи и конюшню для скота. Среднестатистическая крестьянская семья в Средневековье состояла из 10 человек, тогда как супружеские пары покидали свои семьи и отправлялись в аренду (если они ее получали) очень молодыми.

Женщины обычно выходили замуж уже в возрасте 14 лет и рожали первого ребенка в возрасте 15 лет. Рождаемость была в среднем от 4 до 8 детей, но смертность детей была очень высокой: 15-20% в течение первого года и 30% к 20 годам. Смертность была выше у мужского населения в период детства, а высокий процент смертности при родах обусловил более высокую смертность женского населения после 14 лет.

Одежда средневековых крестьян шилась своими руками, как правило, из льняной пеньки, шерсти и меха. Пища крестьян преимущественно состояла из круп в виде каши или каши и сезонных овощей, а хлеб был редкостью. Основным мясом была свинина. Плодоводство было развито слабо, за исключением виноградарства, которое церковь поощряла из-за потребности в вине. Стабильное животноводство существовало, а скот пасся на общих лугах. В течение зимы была забита большая часть скота и птицы.

Большое влияние на менталитет и культуру средневекового крестьянства оказала церковь, которая также была центром общественной жизни крестьянства. Средневековое крестьянское население было неграмотным, но развило богатую фольклорную культуру, дошедшую до наших дней. Долгими зимними вечерами за пряжей и другими делами люди рассказывали друг другу разные истории и приключения, а монахи, странствующие ремесленники и ремесленники сообщали новости из других земель и стран.

Жизнь среднего средневекового крестьянина была простой, тяжелой и часто сильно страдала от бедности, многочисленных болезней и периодических голодовок. Однако колонизация новых земель, прогресс сельскохозяйственной техники и орудий, экономический прогресс оказали большое влияние на жизнь средневекового крестьянства. Технический прогресс в сельском хозяйстве значительно облегчил работу на полях и обеспечил более высокие урожаи, а заселение новых земель путем вырубки леса, высыхания болот, заселения холмов и обезлюдения обеспечило дополнительные сельскохозяйственные угодья и привело к возникновению новых деревень. Крестьяне в колонизированных районах получили примерно равные доли земли и более благоприятный статус.

Кризис позднего средневековья, отмеченный экономическим кризисом и чередой голодоморов и эпидемий, в первую очередь Великим голодом 1315-17 гг. и Черной смертью 1340-х гг., сильно затронул все классы феодального общества, включая крестьян. Сокращение сельского населения, рост потребности в наемных рабочих и череда крестьянских восстаний в конечном итоге привели к ослаблению крепостного права, которое к концу позднего средневековья в Западной Европе практически исчезло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *