Жизнь и быт крепостных крестьян Европы
1. Власть феодала над крестьянами.
Феодалу нужна была власть над крестьянами, чтобы заставить их выполнять повинности, Крепостные крестьяне были людьми несвободными, они лично зависели от феодала. Феодал мог продать, купить, обменять крепостного. Если крестьянин убегал, его разыскивали и возвращали в поместье. Там его ждала жестокая расправа.
За не вовремя сданный оброк, за отказ работать на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. Неумолимый господин сам обвинял, судил и приводил в исполнение приговор. Он мог приказать слугам избить крестьянина палками или плетьми, заковать в цепи, бросить в тюрьму.
Крепостные крестьяне постоянно чувствовали над собой власти феодала. Вот умер старик-крестьянин; не успели его похоронить, а во двор пришёл управляющий и увёл корову. При получении наследства сын умершего обязан был отдать господину лучшую голову скота. Если крестьянская девушка выходила замуж за крепостного из другого поместья, её родители должны были уплатить феодалу большой выкуп.
Часто владелец поместья выезжал на охоту со своими гостями и слугами. Если зверь мчался через крестьянское поле, вслед за ним во весь опор неслись своры собак и гикающие всадники. Копытами коней без сожаления вытаптывалось поле и губился драгоценный урожай. Крестьяне не имели права убивать дичь, уничтожавшую посевы. В конце лёта стаи птиц налетали на их поля, зайцы пожирали овощи в их огородах.
2. Труд крестьян.
Крестьяне обрабатывали свои поля такими же орудиями, какие были у их отцов и дедов. Многие не имели даже бороны и рыхлили землю бревном, которое волочили по вспаханному полю. Молотили палками или деревянными цепами. Почву почти не удобряли. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот — овцы, козы, свиньи. Лошадей и коров было мало, потому что для крупного скота не хватало кормов.
Постоянно занятые работой на феодала, крестьяне не могли хорошо обработать своё поле.
Урожаи были очень низкими; зерна получали лишь в два-три раза больше, чем сеяли. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы. И тогда наступали страшные дни голода. Люди поедали сначала весь скот и птицу. Чтобы избежать голодной смерти, они ели лесные коренья, траву и водоросли. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших людей.Но крестьяне прилагали все силы, чтобы получать в своём хозяйстве более высокие урожаи. У них появились сделанные из железа косы, вилы, топоры, лопаты, грабли. В IX веке кое-где уже стали применять не только лёгкий, но и тяжёлый колёсный плуг. Таким плугом крестьяне глубже вспахивали почву; они разрыхляли её деревянной бороной с железными зубьями.
Двухполье начало сменяться трёхпольем. Пашню делили уже не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной — яровыми, а третье поле оставляли под паром. Теперь пустовала не половина поля, а лишь одна треть. При трёхполье засевали больше земли, чем при двухполье, и получали более высокие урожаи.
В начале средних веков техника сельского хозяйства была очень низкой. Но своим неустанным трудом крестьяне постепенно улучшали орудия труда и способы обработки земли.
Беспорядочно теснились друг к другу жалкие хижины крестьянской деревушки. Маленькие деревянные домики были крыты соломой. Печных труб не было; когда разводили огонь в очаге, густой удушливый дым наполнял тесное помещение. Узенькие окошки без стёкол пропускали мало света; в холодную погоду их затыкали тряпками или пучками соломы. Чтобы сохранить скот и птицу от холода, зимой их держали в том же помещении, где жили люди. Темно, грязно и сыро было в крестьянской хижине.
Вся обстановка хижины состояла из грубо сколоченного стола и нескольких скамеек вдоль стен. Спали на единственной кровати или на соломе, настланной прямо на земляном полу. Крестьяне одевались в грубую домотканую одежду, обувались в, тяжёлые деревянные башмаки.
Опутанные поборами повинностями, крепостные крестьяне жили в страшной нужде.
3. Как крестьяне боролись против феодалов.
На жестокий гнёт феодалов крестьяне отвечали упорной борьбой. Они жили общинами и привыкли всё решать сообща. Им было легче сговориться между собой, чем рабам; ведь рабы, привезённые из разных стран, плохо понимали друг друга. Поэтому крестьяне боролись более сплочённо, чем рабы.
Если феодал непомерно увеличивал повинности, община давала ему отпор. Крестьяне начинали хуже обрабатывать поле господина, поджигали его амбары. Нередко они убивали особенно жадных и жестоких феодалов.
В одиночку и целыми деревнями крестьяне убегали из родных мест. Наиболее смелые из беглецов создавали отряды в горах и лесах. Они мстили феодалам за свои страдания и обиды.
Больше всего феодалы боялись восстаний — массовых вооружённых выступлений крестьян. Грозной толпой направлялись восставшие к дому феодала. В ход пускались косы, вилы, топоры, цепы. Иногда восстания охватывали целые области.
После особенно крупных восстаний феодалы в течение многих лет не осмеливались увеличивать барщину и оброк. Крестьяне могли тогда уделять больше времени своему хозяйству, улучшать обработку земли и орудия труда. Но потом феодалы забывали о пережитом страхе и сильнее прежнего угнетали крестьян.
В средние века происходила ожесточённая борьба между крестьянами и феодалами.
ДОКУМЕНТЫ — Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах:
Да будет ведомо, что епископ парижский дал нам крепостную свою Изабель для выдачи её замуж за Роберта, человека нашего… Мы же в обмен на названную его крепостную дали господину епископу парижскому Эмелину — нашу крепостную — для выдачи её замуж за Гарина, его человека…
Решение по поводу спора, возникшего между епископом парижским и монастырём из-за того, что Гирольд, монастырский крепостной, взял замуж крепостную девушку епископа:
Я, епископ парижский, извещаю, что в конце концов спор этот решён в том смысле, чтобы из сыновей Гирольда — как тех, которые родились, так и тех, которые родятся,- нам принадлежал первый, монастырю — второй, нам — третий, ему — четвёртый. ..
- < Феодальное поместье в Западной Европе
- -> Жизнь и быт феодалов Европы >
Теги:
Феодалы — феодализм
X век
IX век
Добавить комментарий
Жизнь крестьян в XVII веке в России
Содержание статьи
1. Независимые категории крестьян
2. Зависимые категории крестьян
3. Крестьянский быт
Замечание 1
Крестьяне в XVII в. были самой многочисленной группой населения. Они делились на зависимых и независимых, первые из которых назывались владельческими, а вторые – черносошными. Их общественное положение существенно различалось.
Независимые категории крестьян
Черносошные крестьяне:
- были лично свободными и не зависели от какого-либо землевладельца;
- могли менять место жительства и хозяйствования, то есть не были прикреплены к земле или помещику как владельческие;
- имели право иметь собственность и распоряжаться принадлежавшей им землей.
Замечание 2
Формально их хозяином было государство, в пользу которого они несли повинности в виде податей и всевозможных работ.
По мере усиления крепостнического гнета, количество независимых крестьян неуклонно сокращалось, поскольку помещики старались забрать себе как можно больше земель с крестьянами на них, тем самым лишая последних личной свободы. Методы закрепощения были различные: невыплата долга, женитьба на крепостной и т.д. Закрепостить можно было и всех членов семьи, если один из них был крепостным. Известны случаи, когда землевладельцы предъявляли полученные путем подкупа фальшивые свидетельства о том, что в прошлом один из предков свободного крестьянина был в зависимости от предков этого помещика. В таких случаях суд крайне редко вставал на сторону пострадавших.
К концу XVII в. давление на черносошных крестьян все более увеличилось со стороны государства, которое облагало их достаточно большим количество налогов и переводило в категорию государственных, то есть прикрепленных к государственным землям и не имеющих полной свободы передвижения.
В течение XVII в. черносошные крестьяне активно сопротивлялись тенденциям нарастающего гнета. При этом отдаленные уголки страны (Север, Сибирь) отличались меньшим гнетом по отношению к крестьянам, что и было причиной оттока некоторой части населения туда.
Зависимые категории крестьян
В крепостничество могли переводиться также бобыли (крестьяне, которые не имели собственного подворья и земли, либо которые утратили право на его получение) и холопы, которые и так, по сути, считались собственностью владельца, будучи в роли прислуги.
Крепостные крестьяне находились в более тяжелом положении. Они отличались отсутствием личной свободы, прав распоряжения имуществом и землей, будучи зависимыми от помещика. Не могли они и свободно переходить от помещика к помещику и убегать, так как беглых крестьян разыскивала специальная инстанция. Существовали урочные лета – срок сыска беглых крестьян, в разное время колебавшийся от 5 до 15 лет. Крепостнический строй окончательно утвердился после того, как Соборное Уложение в 1649 г. утвердило бессрочный сыск беглых крестьян, а также прикрепление их к земле, на которой их записала перепись 1620 г.
Крепостные крестьяне в свою очередь делились на несколько категорий:
- помещичьи: крестьяне, изначально населявшие земли (поместье), которые давались служилым людям на время их службы государству; позже эта форма временной зависимости перешла в постоянную, а помещики стали основными владельцами крестьян; к концу XVII в. помещичьи крестьяне составляли 60 % от всех крестьянских дворов;
- монастырские (церковные): крестьяне, населявшие земли Церкви, также, ставшие зависимыми; к концу XVII в. составляли 15 % от всех крепостных крестьян;
- дворцовые: крестьяне, принадлежавшие лично царской семье и работающие на ее землях; их положение из всех крепостных было самым лучшим; составляли они примерно 10 % от общего количества крепостных, но этот процент неуклонно возрастал.
Главной повинностью, которую отрабатывали и свободные, и зависимые крестьяне, была барщина, которая представляла собой обязанность работать на землях помещика. По сути, она являлась принудительным трудом крепостных. За использование надела, предоставляемого землевладельцем, крестьяне должны были отрабатывать (со своим инвентарем) в пользу помещика определенное количество дней. Закон не ограничивал количество дней, но это право определения было у помещика, что зачастую приводило к произволу. Обычно же барщина составляла от 3 до 5 дней в неделю, но помещик мог легко установить и все шесть дней. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено.
Замечание 3
Еще одной повинностью был оброк, который выражался в уплате хозяину части урожая или денег, в размере, опять же определенном помещиком.
Крестьянский быт
Образ жизни крестьянина определялся его социально-экономическим положением в общества. Центром жизни была сельская община, в которой жили свободные крестьяне. В условиях неразвитого быта, каждодневные нужды ограничивались удовлетворением минимальных потребностей.
Крестьянские семьи были многочисленными: иметь 10 детей считалось нормой. Они с детства приучались к крестьянской работе, и редко знали другую жизнь. Наследство переходило к мальчикам, девочки же после замужества считались членами мужниной семьи. В брак вступали с мальчики 15 лет, а девочки с 12. Крепостные крестьяне не имели свободы выбора в этом вопросе и могли жениться только по разрешению помещика. Порой помещик женил или выдавал замуж крепостных, не спрашивая их мнения.
Обычный крестьянский двор состоял из избы, клети и хлева для скота. В зимнее время единственным источником тепла была печка, которую топили по «черному». Стекол на окна не было, вместо них использовали холстину, бычий пузырь, а зажиточные крестьяне могли позволить себе слюду.
Питались крестьяне достаточно скудно. Главными продуктами были рожь, пшеница и овес, из которых делали хлеб, пироги, квас и пр. Выращивали капусту, морковь, репу, редьку, огурцы, которые солили и умели сохранять в течение долгого времени. Кроме выращенного урожая, собирали грибы, ягоды и орехи в лесу.
Одежда была небогатая: традиционно носили подпоясанную рубаху из домотканого волокна. На ноги надевали поршни – два куска кожи, обернутые вокруг щиколотки – их носили осенью либо зимой. В сухую погоду зачастую носили лапти.
Положение крестьянина в XVII в. не было легким. Именно на крестьян, как на самую многочисленную часть населения, ложились налоги, которые они обязаны были отдавать в пользу государства и (или) помещика. Множество повинностей, ложившихся на них, и стремление государства и помещиков прикрепить крестьян к земле и превратить их в простую рабочую силу лишь ухудшало их положение.
«Крещеная собственность»
В издательстве «Альпина нон-фикшн» готовится к выходу книга историков Дмитрия Рублева и Вадима Дамье, посвященная исследованию жизни и судьбы князя Петра Кропоткина — ученого и революционера-анархиста, «почти что второго Ломоносова», ставшего моральным авторитетом для многих людей со всех континентов земного шара. Сегодня «Горький» публикует фрагмент главы «Воспоминания о детстве, или Скрытая жизнь» — в нем авторы описывают ужасы крепостного права, осознание которых, безусловно, сказалось на идейном становлении главного героя книги.
Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.
Вадим Дамье, Дмитрий Рублев. Петр Кропоткин: жизнь анархиста. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. Содержание
Когда читаешь комментарии российских интернет-активистов об американском движении Black lives matter, часто сталкиваешься с примитивным противопоставлением «белый — черный» как синонимом понятий «угнетенный — угнетатель». Невольно возникает впечатление полной амнезии исторической памяти. Разные они — что «белые», что «черные». Возможно, кому-то просто приятно осознавать себя «господином», пусть даже кающимся, чем угнетенным, которому каяться-то и не в чем… Ведь и в России было рабство, когда многонациональное крепостное крестьянство (русские, украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, мордва, марийцы, чуваши, татары) таким же образом угнеталось столь же многонациональным слоем дворян-рабовладельцев, среди которых были русские, поляки, украинцы, немцы, литовцы, грузины, армяне и даже афророссияне — предки уважаемого и любимого нами Александра Сергеевича Пушкина. Так что белый русский крестьянин — родной брат американского «дяди Тома», в отличие от афророссиян Ганнибалов, получивших дворянство и землю с рабами от Петра Первого.
Крепостное право… Рабство, веками отравлявшее жизнь десяткам миллионов наших предков. Вполне сравнимое по масштабам с рабством в Северо-Американских Соединенных Штатах и не так уж сильно отличавшееся от него… Перед отменой крепостного права в Российской империи насчитывалось двадцать три миллиона сто тысяч крепостных крестьян — 37 % от всего населения империи. Они составляли от 50 до 70 % населения в центральных губерниях России, в Белоруссии, Литве, Украине. В нечерноземных губерниях две трети населения были крепостными, в черноземной полосе — около половины всех крестьян, в Среднем Поволжье — треть. Их называли «крещеная собственность». Этих людей можно было не только передавать по наследству, но и продавать, дарить, закладывать, как имущество, в банке, подвергать любым наказаниям (правда, «без увечья»), лишать имущества по желанию помещика. Их проигрывали в карты. На ярмарках, аукционах, базарах распродавали за долги, как и все помещичье имущество. Так, одним из всероссийских центров торговли крепостными рабынями было село, ныне город, Иваново. Сюда их свозили со всей Российской империи, но наибольшим спросом на этой ярмарке пользовались украинки…
Стремясь «оптимизировать» свое хозяйство, помещик частенько по своему произволу подбирал невест для крестьянских парней. Мог перевести детей из одной семьи в другую, но мог и запретить замужество искусной ремесленнице, работавшей в его усадьбе. Объявления о продаже крепостных рабов печатали в газетах. Через запятую можно было увидеть рекламное описание рояля, собаки и рабыни-крестьянки с указанием ее возраста, а также всех прелестей и талантов. Правда, император Александр I запретил объявления о продаже людей. А еще раньше Екатерина II запретила использовать в официальных документах слово «раб». Слишком уж это портило имидж просвещенным реформаторам. Но запреты не страшны — слишком много было формулировок, позволяющих выразить то же самое другими словами. ..
Явления, которые сейчас называют словом «харассмент», процветали в имениях российских помещиков пышным цветом. Местные органы власти в губерниях неоднократно фиксировали многочисленные изнасилования крепостных девушек и крестьянских жен помещиками. Применялось «право первой ночи». Известны случаи создания дворянами целых гаремов из таких «любовниц поневоле». В 1845–1857 годах широкую огласку получил судебный процесс помещика Страшинского, уличенного в педофилии. «Благородный дворянин» принуждал к половым отношениям девочек двенадцати — четырнадцати лет; две из них умерли. А некоторые помещики и даже помещицы пытались зарабатывать деньги, принуждая девушек отрабатывать оброк в публичных домах…
В регионах с более плодородными землями, «черноземами», крестьяне большую часть недели должны были отрабатывать барщину, что означало работу в хозяйстве помещика. В наиболее «страдные», удобные для работы времена года барщина могла продолжаться до пяти-шести дней в неделю. Император Павел I попытался сократить число барщинных дней до трех в неделю, но его указ откровенно игнорировали, трактуя как «рекомендательный». В первой половине XIX века среди помещиков начинает распространяться практика перевода крестьян на «месячину». Иными словами, лишенные земли крепостные вынуждены были все рабочее время проводить на земле помещика, превращаясь в обычных плантационных рабов. За это им полагался паек продовольствием, одеждой, обувью и домашней утварью. В «нечерноземных» губерниях, где земли были менее плодородны, а крестьяне зарабатывали кустарно-ремесленным производством или уходили на заработки в город, помещик, подобно пушкинскому Евгению Онегину, заменял «ярем» «барщины старинной оброком легким». Как правило… Правда, если он владел заводом, то мог заставить работать на нем крестьян по правилам той же «месячины». Ну, легким оброк, как правило, не был. А если крепостной крестьянин занимался коммерцией, то и платил он больше — ведь надо же было барину жить в роскоши, закатывать балы и пиры, швыряться направо и налево деньгами в Париже, дабы содержать любовниц-француженок. О степени же «эффективности» помещичьего хозяйства свидетельствует один только факт: к 1859 году 65 % всех крепостных крестьян были заложены за долги помещиков в кредитных учреждениях. Ну а если крестьянин, по мнению помещика, работал плохо, его могли сдать вне очереди в рекруты. А это означало двадцать пять лет военной службы и возвращение домой почти что стариком.
Но и сама работа на барщине нередко сопровождалась применением пыток. Так, некоторые помещики, направляя крестьян на работу, надевали им на шею рогатки, чтобы они не могли прилечь для отдыха. Рогаткой тогда называли железный ошейник весом от двух до восьми килограммов с торчащими в стороны железными прутьями. Его запирали на замок. Уснуть с рогаткой было невозможно — прутья оставляли кровавые раны на шее и плечах. Бывали случаи, когда помещики, пытаясь принудить крестьян как можно быстрее закончить работу на господском поле, запрещали им пить воду, несмотря на жару. За малейший проступок крестьян подвергали беспощадной порке. Причем бить могли чем угодно: кнутом, плетьми, розгами, арапником, палками, шпицрутенами. Но были наказания еще более жуткие, чем порка. Так, Польские, помещики из Рязанской губернии, наказали одну из крепостных девушек, приковав ее цепью к деревянной колоде, весившей около четырнадцати килограммов. В таком положении она просидела четыре недели, вынужденная прясть нити и питаться только хлебом и водой. Дворяне Рязанской губернии придумали и новое орудие пыток — деревянную «щекобитку». Херсонский помещик Карпов четыре года держал своих крестьян прикованными на цепи. Минская помещица Стоцкая использовала для пыток своих крепостных кипяток, раскаленное железо, кормление дохлыми пиявками. Она же надевала на лицо крепостным женщинам специальную узду под предлогом того, чтобы они не могли пить молоко во время доения коров.
Обычным явлением считалась пытка голодом. Так, рязанская помещица Скобелкина наказала свою дворовую девушку за внебрачную сексуальную связь лишением еды на десять суток. Сюда же можно добавить и еще ряд особо «изысканных» методов пыток: подвешивание за ноги и руки на шесте, «уточка» (связывание рук и ног, а потом их продевание на шест), опаливание лучиной волос у женщин «около естества», «ставление на горячую сковороду», «набивание деревянных колодок на шею», сечение «солеными розгами» и «натирание солью» по сеченым местам. ..
Убийство крепостных тоже было довольно распространенным явлением. Историк Повалишин, изучавший жизнь крепостных крестьян Рязанской губернии 1810–1850-х годов, приводит такие случаи. Помещик Хомуцкий избил до смерти одну из дворовых девушек. Другой местный дворянин, Суханов, тяжко избил прикладом ружья и ногами двенадцатилетнего дворового мальчика за то, что на охоте он не заметил зайца. Через два дня ребенок умер. Помещик Одинцов жестоко избил за потерю цыпленка семилетнюю девочку. Через несколько дней она умерла. Детей, беременных женщин, стариков калечили и забивали насмерть… И таких случаев Повалишин приводит довольно много. А что же помещики? Чаще всего наказанием для них было предание церковному покаянию. В лучшем случае имение могло быть забрано в опеку местного дворянства. Но обычно какое-либо наказание следовало в случае вмешательства высокопоставленных чиновников, а то и членов императорской семьи, порой приходивших в ужас от того, что помещики вытворяли с живыми людьми.
Помещики, обладавшие деньгами и властью над своими крепостными, имели шансы подкупить чиновников, задобрить или запугать свидетелей из своих крепостных, а то и вовсе отправить их в тюрьму. Даже насильник-педофил Страшинский, несмотря на «подтверждение этих фактов его крепостными трех деревень различных уездов, соседними крестьянами, самими потерпевшими и медицинским освидетельствованием», отделался легким испугом. Сенат, высший судебный орган империи, оставил его дело только «в подозрении».
Одной из наиболее одиозных личностей, соединившей все негативные черты помещика того времени, был князь Гагарин, владевший землями в Михайловском уезде Рязанской губернии. Занимая крестьян даже по праздникам работой на барском поле, он почти не оставлял им времени трудиться на своей земле. Частые избиения крестьян арапником, плетью, кнутом или палкой были для него обычным делом. Гагарин изнасиловал и принудил к роли своих гаремных наложниц семь крепостных девушек. Держал их взаперти и часто избивал из чувства ревности. В 1816 году ухаживавший за щенятами крепостной крестьянин Михаил Андреев, недоглядевший за щенком, был избит пьяным Гагариным, а затем в раздетом виде посажен на цепь на морозе. При этом конюхи по приказу князя все время избивали слугу арапниками. Затем Гагарин продолжил избиение, окончившееся убийством Андреева. А ведь Гагарины были родственниками Кропоткиных. Знал ли юный Петр эту историю?
Крестьяне фактически были лишены даже права жаловаться на своих помещиков. В 1767 году императрица Екатерина II ввела за любые подобные жалобы битье кнутом и отправку на каторжные работы. Согласно «Уложению о наказаниях» 1845 года (пункт 1909) за любую подачу жалобы на помещика полагалось пятьдесят ударов розгами.
Очень красочное описание повседневности крепостного рабства оставили русские писатели XIX века. Они написали свою «Хижину дяди Тома» для русских Ивана и Марьи. Стоит только обратиться к таким произведениям, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева, «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, «Пошехонская старина» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Александра Ивановича Герцена, «Антон-Горемыка» Дмитрия Васильевича Григоровича, стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. .. Многие из этих книг прочитал и Кропоткин…
Да уж, перечитав эти книги и внимательно изучив факты, не устаешь удивляться, какими все-таки гуманными оказались русские крестьяне по отношению к своим бывшим хозяевам. Ведь не было в России массовой резни дворян бывшими крепостными и их потомками — ни в 1905-м, ни в 1917-м. Но волей-неволей начинаешь понимать причины массового погрома дворянских усадеб в годы русских революций начала ХХ века. Как только стало возможно, крестьяне безо всякого сожаления расстались с «Россией, которую мы потеряли». Той самой, где «вальсами Шуберта» и «хрустом французской булки» «упоительными вечерами» наслаждались совсем другие люди, в том числе и те, кто калечил, убивал, насиловал крестьянских сестер и матерей. Поэтому пожары дворянских усадеб для крестьян были всего лишь… праздничной иллюминацией.
И факт этой иллюминации, со всеми историческими реалиями, очень точно отметил гениальный русский поэт Александр Блок, имение которого потомки крепостных крестьян тоже разнесли вдребезги: «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? — Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему — мошной, а дураку — образованностью. Все — так. Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают. Я не сомневаюсь ни в чьем личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое — отвечаем мы? Мы — звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? — Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать „лучшие“…» Но эти «лучшие» тоже были. Благодаря им появились «кающиеся дворяне», желавшие вернуть долг своих предков крестьянам. Среди них будет и Петр Кропоткин…
Medieval Serfs
Facts and interesting information about Medieval Life, Medieval Serfs Средневековая феодальная система Определение средневековых крепостных Средневековый крестьянин Повседневная жизнь средневековых крепостных Общее пользование непахотными землями средневековых крепостных Средневековые крепостные Одежда
Происхождение средневековых крепостных и крепостного права Угнетение средневековых крепостных Освобождение средневековых крепостных Средневековая жизнь: средневековые крепостные |
Жизнь крестьянства (крепостных) в средние века
), в то время как оставшаяся территория была в конечном итоге заселена другими представителями вторгшихся народов в качестве свободных крестьян. Рабы, колоны-арендаторы, работавшие на латифундиях (крупных римских поместьях), и члены свободных сельских общин в последующие века постепенно исчезали и стали формировать класс крестьян или крепостных — низший класс феодального общества.
Нестабильность, которой был отмечен период раннего средневековья, вынуждала мелких землевладельцев и свободных крестьян искать защиты у ближайшего могущественного помещика, что в конечном итоге приводило к утрате ими права собственности на землю (но не права пользования ею), а нередко и к потере личной свободы. Однако средневековые крестьяне не были однородной группой и подразделялись на следующие группы:
- Свободные арендаторы или свободные крестьяне были арендаторами-арендаторами, платившими арендную плату, почти или совсем не служившими лорду, но их было очень мало.
- Вильены были самым распространенным типом крепостных в Средние Времена. Они жили на земле помещика и проводили часть своего времени, работая на полях своего лорда в обмен на защиту и право работать на арендованных полях. Кроме того, они также были обязаны оказывать некоторые другие услуги, а также уступать своему господину часть своего урожая. Виллены были привязаны к земле и не могли ни уехать, ни жениться без согласия своего сеньора. Коттеры были ниже сословий, чем виллены, не имели арендных владений и работали на более зажиточных вилланов или на феодалов в обмен на пропитание.
- Наемные работники работали во всех феодальных поместьях и получали плату в обмен на свой труд.
- Рабов было очень мало, обычно они были иностранного происхождения и работали на феодала исключительно для выживания.
Средневековые крестьяне жили в деревнях или поместьях, сельскохозяйственных единицах, принадлежавших светским или церковным лордам. Крестьяне, жившие на землях светских господ, также были обязаны приносить в жертву церкви десятую часть своего урожая и других продуктов. Помимо обработки земли, средневековые крестьяне должны были также изготавливать и ремонтировать орудия труда, посуду, одежду, кареты, конские упряжи и другие предметы как для себя, так и для нужд своего господина. Однако было также значительное количество общин, которые занимались несельскохозяйственной деятельностью, такой как горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство, транспорт и ремесла, в то время как некоторые прибрежные деревни в основном занимались рыболовством.
Земля, обрабатываемая крестьянами, была разделена на:
- поместье или господское поместье, сельскохозяйственная единица, удерживаемая феодалами для собственного использования
- и зависимые крепостные или крепостные владения, сельскохозяйственные единицы, номинально принадлежавшие феодалам, а недвижимая собственность принадлежала крестьянам как арендаторам, обязанным оказывать трудовые услуги и уступать часть своей продукции феодалу
Аренда зависимых крепостных владений, как правило, предоставлялась на срок жизни арендатора и не могла передаваться по наследству, в то время как потомки умершего арендатора должны были восстановить право на аренду и уплатить налог помещику, который обычно в виде пожертвования одной коровы или другого животного. Помимо полей, вотчина включала в себя луга, леса и болота, которые использовались как помещиками, так и крепостными крестьянами, которым запрещалась охота и которые должны были платить выкуп за выпас скота на обычных лугах и за рубку дров в лесах. .
Polyptyques и более поздние Urbariums дают лучшее представление об обязанностях и правах средневековых крепостных, а также выявляют большие различия между различными подгруппами крепостных, а также между различными регионами и географическими условиями. Феодальные повинности крепостных, которые были потомками рабов или колонов, были несравненно выше, чем у свободных арендаторов, плативших ренту и почти или совсем не служивших помещику, в то время как крестьяне в низинах имели гораздо большие повинности, чем крестьяне в низинах. холмы. В некоторых горных районах вообще отсутствовали феодальные повинности.
Усадьба была не только сельскохозяйственной единицей, но и административно-политической и юрисдикционной единицей. Границы феодального землевладения, как правило, были и границами политической власти его владельца, имевшего свое войско и вотчинный двор. Таким образом, помещик осуществлял как административную, так и судебную власть над своими крепостными, которые также были обязаны платить судебные пошлины и налог на управление.
Среднему средневековому крестьянину оставалось очень мало времени, чтобы закончить работу. Крестьянский дом представлял собой простую деревянную хижину, крытую соломой, которая первоначально состояла из одной комнаты, а также служила убежищем для скота и птицы. Комната хижины позже была перестроена с камином в отдельную комнату для семьи и конюшню для скота. Среднестатистическая крестьянская семья в Средневековье состояла из 10 человек, тогда как супружеские пары покидали свои семьи и уходили в собственное арендное владение (если оно было получено) очень молодыми.
Женщины обычно выходили замуж уже в возрасте 14 лет и рожали первого ребенка в возрасте 15 лет. Рождаемость была в среднем от 4 до 8 детей, но смертность детей была очень высокой: 15-20% в течение первого года и 30% к 20 годам. Смертность была выше у мужского населения в период детства, а высокий процент смертности при родах обусловил более высокую смертность женского населения после 14 лет.
Одежда средневековых крестьян шилась своими руками, как правило, из льняной пеньки, шерсти и меха. Пища крестьян преимущественно состояла из круп в виде каши или каши и сезонных овощей, а хлеб был редкостью. Основным мясом была свинина. Плодоводство было развито слабо, за исключением виноградарства, которое церковь поощряла из-за потребности в вине. Стабильное животноводство существовало, а скот пасся на общих лугах. В течение зимы была забита большая часть скота и птицы.
Большое влияние на менталитет и культуру средневекового крестьянства оказала церковь, которая также была центром общественной жизни крестьянства. Средневековое крестьянское население было неграмотным, но развило богатую фольклорную культуру, дошедшую до наших дней. Долгими зимними вечерами за пряжей и другими делами люди рассказывали друг другу разные истории и приключения, а монахи, странствующие ремесленники и ремесленники сообщали новости из других земель и стран.
Жизнь среднего средневекового крестьянина была простой, тяжелой и часто сильно страдала от бедности, многочисленных болезней и периодических голодовок. Однако колонизация новых земель, прогресс сельскохозяйственной техники и орудий, экономический прогресс оказали большое влияние на жизнь средневекового крестьянства. Технический прогресс в сельском хозяйстве значительно облегчил работу на полях и обеспечил более высокие урожаи, а заселение новых земель путем вырубки леса, высыхания болот, заселения холмов и обезлюдения обеспечило дополнительные сельскохозяйственные угодья и привело к возникновению новых деревень. Крестьяне в колонизированных районах получили примерно равные доли земли и более благоприятный статус.
Кризис позднего средневековья, отмеченный экономическим кризисом и чередой голодоморов и эпидемий, в первую очередь Великим голодом 1315-1717 гг. и Черной смертью 1340-х гг., сильно затронул все классы феодального общества, в том числе и крестьян. Сокращение сельского населения, рост потребности в наемных рабочих и череда крестьянских восстаний в конечном итоге привели к ослаблению крепостного права, которое к концу позднего средневековья в Западной Европе практически исчезло.
Однако крепостное право и поземельная кабала сохранялись в Центральной и Восточной Европе до середины XIX в.век.
Ссылка/цитирование этой страницы
Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.
Хэнсон, Мэрили. «Жизнь крестьянства (крепостных) в средние века» /life-of-peasantry-serfs/, 12 января 2022 г.
Ссылка будет отображаться как Хэнсон, Мэрили. «Жизнь крестьянства (крепостных) в средние века» https://englishhistory.net/middle-ages/life-of-peasantry-serfs/, 12 января 2022 г.
Средневековый крепостной
Средневековые крепостные были крестьянами, которые работали на земле лорда и платили ему определенные взносы в обмен на владение (но не право собственности) на землю. Взносы обычно выражались в виде труда на помещичьей земле.
Феодальная земля, контролируемая лордом, обычно называлась поместьем, лорд жил в поместье в большом «усадебном доме» и был известен как «лорд поместья».
Большая усадьба * Лорд усадьбы
Средневековые крепостные должны были работать примерно 3 дня в неделю на земле лорда и были обязаны работать в определенном поместье, и, таким образом, были прикреплены к земле и проданы вместе с ней в обслуживание того, кто покупает землю.
Крепостной был очень важным классом рабочих и самым обычным человеком в населении средневековья и, таким образом, самым обычным крестьянином. Крепостные были включены в меньшую категорию рабочих и фермеров.
Из-за отсутствия образования и положения в обществе средневековые крестьянские семьи обычно попадали в ловушку категории средневекового крестьянства.
Средневековые крепостные под присмотром надзирателя
Определение крепостного
Средневековый крепостной был чернорабочим или фермером, не имевшим собственной земли. Таким образом, он должен был работать на земле дворян, за что ему платили заработную плату. Эта заработная плата обычно была скудной, но обеспечивала достаточные средства к существованию.
Средневековый лорд *Хозяин средневекового крепостного
Хозяин поместья имел определенные права на средневекового крепостного, а также на других мелких землевладельцев, такие как право юрисдикции, в которой он мог решать споры, и права охота например.
Если они хотели покинуть поместье или жениться, они могли сделать это только с разрешения лорда поместья. Когда поместье продавалось, средневековый крепостной также продавался вместе с поместьем, и тогда крепостной переходил к новому лорду.
Средневековый крепостной *Посев семян на вспаханное поле
Средневековый крепостной Трудовая жизнь
Повседневная жизнь средневекового крепостного была довольно тяжелой. Им обычно приходилось работать по три дня в неделю на земле своего хозяина и обычно пахали и собирали урожай.
Средневековые крепостные работали на самых разных работах в поместье, они очень много работали вместе на полях и обеспечивали все необходимое для повседневной жизни, такое как дрова, еда, одежда и т. д.
Средневековая ветряная мельница
В некоторых случаях средневековый крепостной должен был платить лорду зерном, яйцами, медом и т.п. Например, он платил небольшое количество пшеницы, чтобы использовать мельницу своего хозяина для помола.
Кверн Камень * Жерн используется для измельчения пшеницы
Как крепостной зарабатывал на жизнь?
Главным источником дохода средневекового крепостного были деньги, которые давал ему хозяин. Это была награда за работу на земле мастера, хотя и довольно скудная.
Иногда ему помогали зерном, пшеницей или едой, но это было нечасто, и ему приходилось жить на очень небольшой доход.
Средневековая жизнь крепостного дома
Крепостной обычно жил в крак-доме. Это были небольшие домики из дерева, обмазанные мазняком и плетнем. Основную конструкцию этих домов составлял деревянный каркас, в который входили другие обычные материалы, ветки, солома и грязь.
В этих домах были соломенные крыши и немного мебели, обычно в центре комнаты располагался огонь для приготовления пищи и обогрева, а в соломенной крыше делалось отверстие для выхода дыма.
Плетень и глинобитный дом
Зимой почти не было никакой защиты от холода, и целые семьи обычно жили в одной комнате.
Интерьер дома из глины и глины
Статус в средневековом обществе
Статус средневекового крепостного в средневековом обществе был на самой низкой ступени общества, только рабы были ниже по положению, и крепостной обычно не владел землей и не пользовались общественным авторитетом.
Крепостной мог быть продан вместе с землей другому хозяину без согласия. Таким образом, статус средневекового крепостного в средневековом обществе едва ли был больше, чем статус раба.
Несмотря на то, что крепостным были выделены небольшие земельные владения, где они могли работать и могли купить свою свободу, если они смогли накопить достаточно денег, одним из величайших достижений крепостного было стать свободным человеком.
Иногда, если крепостной оставался в милости у своего лорда и хорошо обрабатывал свою землю, он мог унаследовать использование своего приусадебного участка земли, который мог быть передан сыновьям и дочерям, однако они не владели бы землей, но имели бы права на обработку земли.
Одежда средневекового крепостного
Одежда средневекового крепостного состояла из блузы из ткани или даже кожи, которая стягивалась на талии кожаным ремнем. Он также использовал шерстяные брюки с большими ботинками. Иногда он также носил шинель из толстой шерсти.
Сводка средневековых крепостных
Жизнь средневекового крепостного в средневековые времена была довольно жалкой, и он не пользовался каким-либо заметным социальным статусом.