Жизнь людей в средневековье: секс, еда и культура — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Повесть временных лет — как видели мир в Средние века. Средневековые время и пространство

Средневековый человек видел мир иначе, чем современный. Прежде всего, это проявляется в том, как воспринимаются время и пространство. Это те категории, которые определяют человеческое мышление и жизнь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Александра Котовская

Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🍢 Понятие прогресса существовало не всегда. Представление о том, что общество постоянно движется по пути совершенствования куда-то в светлую даль появилось в 18 веке. В Средние века время мыслилось иначе. Если его представлять, как в схеме, то можно провести аналогию с шашлыком на шампуре. Шампур — это историческая прямая, которая идет от сотворения мира к его концу. Средневековый человек нисколько не сомневался, что весь род людской приближается к концу света: свет сотворен Богом, значит он должен иметь свой конец. Куски мяса на шампуре — это еженедельные циклы жизни каждого средневекового человека.

💫 Как выглядит еженедельный цикл: например, вы — средневековый крестьянин, пашете землю, выращиваете брюкву, возделываете землю. Шесть дней в неделю вы занимаетесь хозяйством, а на седьмой идете в церковь и встречаетесь с Богом. Вы не работаете, надеваете на себя все самое лучшее, моетесь, приводите себя в порядок и идете к Богу. Это и есть кульминационная фаза недели.

🌀 Средневековая жизнь двигалась по кругу.

Не только неделя была подобна кругу, был и годовой круг богослужений. Средневековый человек жил в религиозном мире, который тоже имел круговую структуру: были определенные церковные праздники, люди ждали их и жили в ожидании одного или другого праздника.

Средневековое ощущение времени двойственное. Первый цикл отчислялся неделями: шесть дней тяжелой работы, а на седьмой — чудо встречи с Богом. Второй цикл годовой, религиозный: обращение к Богу по большим праздникам. Средневековый человек ни сколько не сомневался, что человечество приближается к концу, у него не возникало на этот счет никаких вопросов.

Время в Средневековье не такое, как у нас. Мы идем из прошлого в будущее и понимаем, что время течет по прямой. А средневековый человек живет очень размеренно, его жизнь представляет собой цикл, и с этим связаны особенности средневекового мышления.

🌏 В «Повести временных лет» время считается не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Все события, которые описываются в тексте, мы рассматриваем безотносительно к новозаветному куску нашей истории, это событие включено в большой временной контекст. То, как общество предпочитает отсчитывать время, влияет на мышление очень сильно.

Изобретение, которое кардинальным образом повлияло на жизнь средневекового человека — это механические часы. До 13 века люди ориентировались во времени по солнцу. Человек по солнцу вставал, по солнцу работал, колокол подсказывал, когда надо идти на службу — человек чувствовал покой. Ориентироваться по солнцу было сложно из-за большой погрешности: в разные сезоны длина суток меняется. Если ориентироваться по времени службы, то они тоже не были точными, могли начинаться и заканчиваться раньше или позже. Так что все было очень приблизительно.

📚 В книге «Категории средневековой культуры» Арон Гуревич описывает пример судебного дела 12 века. Там два человека пытались разделить право своей собственности на земельный участок и назначали друг другу встречи в определенное время. Но так как механических часов еще не существовало, один постоянно приходил раньше, другой позже. Друг друга они на месте встречи не заставали. Каждый из них заявлял судье, что оппонент не пришел на встречу, потому что чувствует свою неправоту, поэтому дело нужно решить в пользу того, кто пришел.

🏇 В пути средневековый человек проводил много времени. Между общинами могли быть довольно большие расстояния, дорога до соседнего населенного пункта могла занимать недели. Отсюда в литературе возникает целая серия текстов — путевые заметки. Самый яркий из них «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. В нем монахи и паломники, которые странствуют из пункта А в пункт Б, рассказывают по пути истории. Это очень частая структура сюжета для средневековых текстов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Между нашим пониманием пространства и средневековым зияет целая пропасть. Пространство в Средневековье не имеет глубины. Люди, конечно, видели объекты в перспективе. Понимали, что на удалении объекты будут казаться меньше, чем те, что вблизи. Но они не считали нужным отображать это в искусстве, потому что философские богословские доктрины были сильнее, чем взгляд на реальные объекты.

🌿 Для средневекового человека были важны авторитеты священных текстов и образцов искусства. Природа не была достойной воспроизведения, но это не значит, что человек не видел ее красоты. Он считал ее проявлением Бога, божьего бытия на Земле. Средневековый человек любовался миром природы.

🌫 Средневековый человек видит пространство как плоскость, которая расположена под небом. С небес на него взирает Бог, и от его взора никуда не скрыться. Бог видит любую мысль, считывает любое намерение. Наглядный пример такого мышления — средневековые статуи в соборах. Они всегда находились в нишах, что делало объем только фронтальным. В средневековой России была икона. Икона — это плоскостное изображение с обратной перспективой.

🏃‍♂️ Пространство Средних веков совмещает реальное физическое движение с мистическим. Жития святых часто описывают, как святой переносится на очень большие расстояния в одно мгновение. Можно это расстояние пройти ногами, но на это уйдут недели, а можно моментально перенестись. Движение в пространстве средневекового человека могло осуществляться как угодно, но мистическое передвижение не было фантастикой. Оно было абсолютно нормальным и опиралось на представлении о следующем: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин…» — если Богу угодно, то естественные вещи начнут протекать абсолютно неестественным образом.

💭 «Повесть временных лет» — это текст, который построен на размышлении о времени. В летописи смешиваются точные географические описания с представлениями средневековых людей об истории, как о деятельности божьей. Поэтому историческое пространство там постоянно может наслаиваться на пространство, связанное с духовной жизнью и мистикой. Теперь мы примерно понимаем, в каких координатах времени и пространства жили люди.

курс Level One

Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽ 2400₽

подробнее о курсе

10 фактов о Средневековье | Издательство АСТ

Секс в Средневековье

Аннотация

Рут Мазо Каррас — заслуженный профессор истории Миннесотского университета, автор бестселлеров и научных статей по средневековой истории и истории пола и сексуальности. Ее книги известны во всем мире.

Книга «Секс в Средневековье» — вызов толкованию Средневековья в общей истории.

Противоречивость религиозных взглядов средневековой общественности заставляет предположить, что секс и сексуальность не были широко обсуждаемой темой в ту эпоху, однако историк Рут Мазо Каррас развеяла эти мифы. В это издание включены последние научные исследования, освещены такие темы как целомудрие, супружеская сексуальная активность, противоправное поведение, роль церкви в обществе и т д. Книга создана как для тех, кто изучает средневековую историю и культуру, так и для тех, кто интересуется в целом, как сексуальность и сексуальная идентичность рассматривались в прошлом.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Блудливое Средневековье

Аннотация

Добро пожаловать в Средневековье — жестокую и веселую эпоху, когда люди с одинаковым
рвением молились и убивали, пировали и постились, грешили и каялись. Время фанатиков, умиравших за веру Христову в Крестовых походах, и лицемеров, именовавших бобров рыбой, чтобы их можно было есть в постные дни.

В этой книге автор расскажет о том, как в Средние века влюблялись и распутничали, мылись и предохранялись, рисовали половые органы на стенах церквей. А еще читатели узнают о том, в каком возрасте выходили замуж, как жили без ванны, что означал супружеский долг, выяснят, почему «проститутка» лучше «шлюхи», и даже разберутся, из‑за чего развалилось обвинение в ведьмовстве против Жанны д’Арк.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Страдающее Средневековье. Подарочное издание

Аннотация

Перед вами третье, дополненное подарочное издание «Страдающего Средневековья». Эта книга расскажет, как в христианском искусстве священное переплеталось с комичным, монструозным или непристойным. Речь пойдет не только о прошлом, но и о том, как сегодня читать средневековые образы.

Откуда на страницах Псалтирей и Часословов монстры в монашеских рясах? Зачем на стенах храмов изображали любовников в неприличных позах? Почему Сатану и Антихриста порой представляли с нимбами, словно святых? Как Христос стал аллегорией философского камня в алхимических трактатах?

Принято считать, что художник того времени действовал в строгих рамках, заданных церковным каноном, волей заказчика и древними образцами. Но на деле у средневековых мастеров оставалось пространство для визуального эксперимента с сакральными сюжетами. Вместе мы выясним, где в средневековом искусстве пролегала граница между дозволенным смехом и святотатством.

Эта книга была создана по инициативе сообщества «Страдающее Средневековье», объединившего более полмиллиона подписчиков.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный

Аннотация

Обычно алхимия ассоциируется с изображениями колб, печей, лабораторий или корня мандрагоры. Но вселенная златодельческой иконографии гораздо шире: она богата символами и аллегориями, связанными с обычаями и религиями разных культур. Для того, чтобы увидеть в загадочных миниатюрах настоящий мир прошлого, мы совершим увлекательное путешествие по древнему Китаю, таинственной Индии, отправимся в страну фараонов, к греческим мудрецам, арабским халифам и европейским еретикам, а также не обойдем вниманием современность. Из этой книги вы узнаете, как йога связана с великим деланием, зачем арабы ели мумий, почему алхимией интересовались Шекспир, Ньютон или Гёте и для чего в СССР добывали философский камень. Расшифровывая мистические изображения, символизирующие обретение алхимиками сверхспособностей, мы откроем для себя новое измерение мировой истории.

Сергей Зотов — культурный антрополог, младший научный сотрудник библиотеки герцога Августа (Вольфенбюттель, Германия), аспирант Уорикского университета (Великобритания), лауреат премии «Просветитель» за бестселлер «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии».

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Истинная правда. Языки средневекового правосудия

Аннотация

Ольга Тогоева — специалист по истории средневековой Франции, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

В книге «„Истинная правда“. Языки средневекового правосудия» на материале архивов Парижского парламента, королевской тюрьмы Шатле, церковных и сеньориальных судов исследуется проблема взаимоотношений судебной власти и простых обывателей во Франции эпохи позднего Средневековья. Каковы особенности поведения и речи обвиняемых в зале суда, их отношение к процессуальному и уголовному праву? Как воспринимают судьи собственную власть? Что они сами знают о праве, судебном процессе и институте обязательного признания? На эти и многие другие вопросы Ольга Тогоева отвечает, рассматривая также и судебные ритуалы — один из важнейших языков средневекового правосудия и способов коммуникации власти с подданными. Особое внимание в книге уделено построению судебного протокола, специфике его формуляра, стиля и лексики. Издание адресовано историкам, юристам, филологам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся эпохой Средневековья.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Византийская кунсткамера.

Неортодоксальные факты из жизни самой православной империи
Аннотация

В своей новой книге Энтони Калделлис, известный специалист в области истории византийской культуры и цивилизации, профессор классической филологии в университете штата Огайо, развенчивает мифы о Византии, которые складывались столетиями.

Многие факты, собранные здесь, вращаются вокруг политической и религиозной жизни Византии. Рассказы о святых и связанные с ними чудеса — от веселых до отвратительных, а также удивительные истории из повседневной жизни византийцев поражают своей откровенностью. Включены в книгу и сведения о некоторых изобретениях византийской науки и техники, опередивших свое время, — от военных (огнеметы и ручные гранаты) до театральных («лифтовые» троны, рычащие механические львы) и медицинских (катетеры и лекарства).

Обширный набор исторических аномалий и абсурдов, описанных автором, проливает свет на одну из самых загадочных и религиозных империй в мире.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Средневековая магия. Визуальная история ведьм и колдунов

Аннотация

Женщина, летящая по ночному небу верхом на метле. Седобородый старик с посохом, завернутый в длинный плащ. Эти образы колдуний и волшебников появились в современной культуре под влиянием средневековых изображений — а большинство наших фэнтезийных вселенных основаны на представлениях о магии, сложившихся в Западной Европе в XIV–XVII вв. В этой книге речь пойдет о визуальных истоках воображаемого волшебного мира. Как художники изображали знаменитых чародеев и волшебниц прошлого? Какую роль иконография сыграла в охоте на ведьм? И почему тысячи магов по всей Европе следовали указаниям иллюстрированных гримуаров, колдовских книг? Это исследование приведет нас к образам, легко узнаваемым сегодня по фильмам, музыке и компьютерным играм: волшебной палочке и ведьминской метле из фэнтези, сатанинской пентаграмме из фильмов ужасов и черному козлу из рок‑музыки. Тысяча лет средневековой магии не канули в лету, но оставили глубокий след в современной культуре.

Дильшат Харман — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Специалист по европейскому искусству Средних веков и Нового времени.

Сергей Зотов — докторант Уорикского университета (Великобритания), младший научный сотрудник библиотеки герцога Августа (Германия). Специалист по иконографии и истории алхимии.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Изгои Средневековья: «черные мифы» и реальность

Аннотация

Галина Светлояровна Зеленина ‒ историк, кандидат исторических наук, доцент РГГУ, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, автор книг «Огненный враг марранов. Жизнь и смерть под надзором инквизиции», «Иудаика два: Ренессанс в лицах» и др.

Закрытая община иноверцев, много столетий жившая в фанатичной христианской Европе. Алчные ростовщики и вероломные предатели — и поджидающие их за стенами квартала изощренные наветы и кровавые погромы. Как вы думаете, о каком народе мы сейчас говорим?

Евреи. Как наглядно показывают писатели и кинематографисты, их тысячу лет ждали только презрение, ненависть и кровопролитие. Но так ли это на самом деле и сколько в этом стереотипе правды? Галина Зеленина расскажет вам совсем другую историю средневековых евреев и их заклятых соседей христиан ‒ историю, которую реконструируют ученые. И поверьте ‒ здесь есть, чему удивиться.

В этой книге мы поговорим:

  • о политике церкви и короны, стремлении к законности и незаконных гонениях на евреев;
  • о повседневных контактах христиан и евреев в средневековом городе;
  • об иудео‑христианской полемике, знаменитых диспутах и их последствиях;
  • о насилии, мученичестве и мессианских ожиданиях.

История христиан и евреев содержит много загадок и мифов, которые должны быть раскрыты и исследованы. Давайте вместе начнем приоткрывать завесу этой тайны.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Евнухи в Византии

Аннотация

Шон Тафер — специалист позднеримской и византийской истории, профессор в Школе истории, археологии и религии Кардиффского университета. Существование евнухов было одной из определяющих черт Византийской империи. Шон Тафер исследует различные грани феномена евнухов. Какие роли играли евнухи при дворе? Они встречаются не только как услужливые слуги; некоторые из них были влиятельными политическими деятелями, видными епископами и монахами. Читатель узнает, как общество относилось к евнухам, особенно к их гендерной идентичности — воспринимались ли они мужчинами, женщинами или третьим полом. Охватывая весь период истории империи, с IV по XV век н. э., автор представляет всесторонний обзор истории евнухов, используя обширный сравнительный материал из Китая, Персии, Османской империи и т.  д. Книга «Евнухи в Византии» переведена Андреем Виноградовым, российским историком, исследователем Византии и раннего христианства.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Тело Папы

Аннотация

Книга известного итальянского медиевиста Агостино Паравичини Бальяни представляет собой масштабный экскурс в историю папства — древнейшего духовного института Европы. Читателю предстоит познакомиться с ритуалами, сопровождавшими избрание и погребение понтификов, узнать, какие сакральные начала скрыты за их телесной оболочкой и как Курия толковала понятия бренности и вечности.

В основе книги — рассуждения автора о сущности власти, о божественном и природном в человеке. Мир римских пап с мечтами о долголетии и страхом смерти, спорами о хрупкости тела и бессмертии души предстает перед нами во всем его многообразии.

Перевод книги на русский язык выполнил российский медиевист, доктор исторических наук, специалист по культуре средневекового Запада Олег Воскобойников.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе

Аннотация

Книга профессора современной истории в Университете Сент‑Эндрюса, признанного писателя, специализирующегося на эпохе Ренессанса Эндрю Петтигри впервые вышла в 2015 году и была восторженно встречена критиками и американскими СМИ. Журнал New Yorker назвал ее «разоблачительной историей», а литературный критик Адам Кирш отметил, что книга является «выдающимся предисловием к прошлому, которое помогает понять наше будущее».

Автор охватывает период почти в четыре века—от допечатной эры до 1800 года, от конца Средневековья до Французской революции, детально исследуя инстинкт людей к поиску новостей и стремление быть информированными. Перед читателем открывается увлекательнейшая панорама столетий с поистине мульмедийным обменом, вобравшим в себя все доступные средства распространения новостей—разговоры и слухи, гражданские церемонии и торжества, церковные проповеди и прокламации на площадях, а с наступлением печатной эры—памфлеты, баллады, газеты и листовки.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Легенды Царьграда

Аннотация

Настоящую книгу составили переводы греческих текстов VIII–X веков, рассказывающих различные истории, подчас фантастические, о древней культуре Константинополя. Заброшенные в «темные века» здания и непонятные статуи внушали горожанам суеверный ужас, но самые смелые из них пытались проникнуть в тайны древних памятников, порой рискуя жизнью. Загадочные руины обрастали пышными легендами, а за парадным фасадом Города крылся необычный мир древних богов и демонов.

Путешествуя по «воображаемому Константинополю» вместе с героями текстов, читатель сможет увидеть, как византийцы представляли себе историю дворцов и бань, стен и башен, храмов и монастырей, а также окунуться в прошлое и даже будущее столицы христианского мира.

Книга «Легенды Царьграда» составлена и переведена Андреем Виноградовым, российским историком, исследователем Византии и раннего христианства.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Похищение чудовищ: Античность на Руси

Аннотация

Ольга Кузнецова — кандидат филологических наук, научный сотрудник филологического факультета МГУ, преподаватель Школы Юного Филолога имени Л. М. Баш

О книге «Похищение чудовищ: Античность на Руси»:

Это история о том, как античные монстры и легендарные чудовища из греческих мифов оказались в русских средневековых манускриптах; как русский человек воспринял и смог адаптировать мифологические сюжеты классической древности и создать уникальные образы и сюжеты, обогатившие русское средневековое искусство. В Средневековье эти чудовища были в основном злодеями, а читательский интерес к ним возникал по большей части из‑за тяги к страшному и невиданному. Зато сегодня наблюдать за метаморфозами чужеземных чудовищ — одно удовольствие!

В наши дни популярны «перевернутые» истории о том, как доблестный рыцарь отправляется на подвиг, но в итоге решает спасти не принцессу, а дракона. Или о том, как принцесса предпочитает колоритного монстра всем этим заурядным принцам. Несколько сотен лет назад люди тоже очень интересовались чудовищами: рисовали их и подробно описывали. Многих монстров «похищали» из иностранных источников, тексты перерабатывались, в результате чего возникали русские свинги (сфинксы) и китоврасы (кентавры), кентавроидные медузы и др.

Из книги «Похищение чудовищ: Античность на Руси» вы узнаете:

  • О жизни драконов на Руси;
  • О появлении ног у медузы и ехидны;
  • О привлекательных бестиях с чертами прекрасных дев;
  • О том, как между Сциллой и Харибдой разместились — трехголовый пес, гидра, кит и целый сонм монстров!

Для кого эта книга:

  • Для всех тех, кто любит историю и фольклор, мифы и легенды
  • Для специалистов по истории культуры

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Чумазое средневековье.

Мифы и легенды о гигиене
Аннотация

Книга историка и конструктора Екатерины Мишаненковой посвящена развенчанию популярных мифов об эпохе средних веков.

В Средние века люди были жутко грязными и вонючими — никогда не мылись, одежду не стирали, рыцари ходили в туалет прямо под себя, в доспехи. Широкополые шляпы носили, чтобы защищаться от помоев и содержимого ночных горшков, постоянно выливаемых из окон. Королева Изабелла Кастильская поклялась не менять белье, пока мавры не будут изгнаны из Испании, и мылась только два раза в жизни. От Людовика XIV воняло «как от дикого зверя». Король Фридрих Барбаросса чуть не утонул в нечистотах. А на окна британского парламента вешали ароматизированные занавески, чтобы защититься от вони, исходящей от Темзы.

Что из этого правда, а что вымысел? Как была в реальности устроена средневековая баня или туалет? Как часто стирали белье и какими благовониями пользовались наши предки? Давайте обратимся к фактам.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Пьяное Средневековье

Аннотация

Екатерина Мишаненкова — историк и реконструктор, исследователь средневекового быта и нравов, автор научно‑популярных книг о Средневековье и биографий исторических личностей в серии «История и наука Рунета». Изучение Средневековья очень похожа на игру «Правда или ложь?» — факты и выдумки перемешаны настолько сильно, что отделить их порой друг от друга почти нереально. В своей новой книге «Пьяное Средневековье» автор подробно исследует историю и роль виноделия в жизни средневекого общества. Вокруг вина в Средние века и по сей день существует много мифов. Широко распространено мнение, что люди пили алкоголь каждый день — за завтраком, обедом и ужином, причем начиная с пеленок, а пирах били целый винные фонтаны. Как же на самом деле относились к вину в Средние века? Ответ в этой книге.

Из книги вы узнаете:

  • Что хранит в себе история спиртных напитков?
  • Что Почему алкоголь имел религиозное значение?
  • Что По какому поводу пили вино?
  • Что Как средневековые люди умудрялись не спиваться?

Для кого книга:

  • Что Для тех, кто любит историю;
  • Для тех, кто изучает историю с необычных сторон;

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Русское Средневековье

Аннотация

Как долго продолжалось татаро‑монгольское иго? Кто был автором «Слова о полку Игореве»? Кто назвал князя Александра Невским, а князя Ярослава Мудрым?

На эти и многие другие вопросы отвечает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Антон Горский.

В книге «Русское Средневековье» автор восстанавливает историческую справедливость и развенчивает некоторые мифы так называемой альтернативной истории.

Взгляды А. Горского в ряде случаев отличаются от официально признанных, поэтому погружение в средневековую Русь становится еще более интересным.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Средневековье в юбке

Аннотация

Екатерина Мишаненкова — историк и реконструктор, исследователь средневекового быта и нравов, автор научно‑популярных книг о Средневековье и биографий исторических личностей в серии «История и наука Рунета». Изучение Средневековья очень похожа на игру «Правда или ложь?» — факты и выдумки перемешаны настолько сильно, что отделить их порой друг от друга почти нереально. В своей новой книге «Средневековье в юбке» автор подробно исследует роль женщины в Средневековой истории. Какая она — «правильная» средневековая женщина? «Сосуд греха» или Прекрасная Дама? Ценный товар на брачном рынке или бесправная рабыня мужа? Дерзкая блудница или экзальтированная монахиня? А может все это вместе взятое? Ответ в этой книге.

Из книги вы узнаете:

  • Чему учили женщин в Средневековье?
  • Почему церковь скрывает влияние женщин на христианство?
  • Есть ли у женщины душа?
  • Когда женщинам жилось хорошо в Средневековье?

Для кого книга:

  • Для тех, кто любит историю, юмор и феминизм;
  • Для тех, кого увлекают загадки и исследования.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Кухня Средневековья. Что ели и пили во Франции

Аннотация

Средневековая эпоха занимает огромный промежуток времени: от падения Рима до открытия Америки. Однако не стоит думать, что тысячелетняя эпоха была серой, скучной и однообразной. Средневековье было очень разным — ярким и жизнерадостным, смиренным и скучным, озорным и набожным, праведным и лживым… как сама жизнь во всех ее проявлениях.

А уж если говорить о средневековой кулинарии — здесь и вовсе буйство красок и вкусов! Книга «Кухня Средневековья. Что ели и пили во Франции» познакомит читателя с целым списком продуктов, которые могли подаваться к столу средневекового француза.

Информация, изложенная в книге, впервые публикуется на русском языке. А рецепты из средневековых кулинарных книг переведены со среднефранцузского языка самим автором.

Подробнее о книге

Подробнее о книге

Расскажите друзьям:

Отправьте новость
на email:

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Что знали средневековые крестьяне?

Здоровье

Интернет стал странно ностальгировать по средневековой жизни.

Аманда Малл

Художественный музей Индианаполиса / Getty

Сохраненные истории

от The Atlantic , с понедельника по пятницу. Зарегистрируйтесь здесь.

В предисловии к своей книге Далекое зеркало: катастрофический 14 век, историк Барбара В. Тачман предостерегла людей с упрощенными представлениями о том, на что была похожа жизнь в средневековом мире, и что это может сказать о человечестве в целом: вы думаете, что знаете, но у вас нет ни малейшего представления.

Период, охватывающий примерно 500–1500 годов, представляет некоторые проблемы для людей, пытающихся сочинить незамысловатые истории. «Ни одна эпоха не сделана из цельного куска ткани, и нет более клетчатой ​​ткани, чем Средневековье», — писал Тахман. Она отметила, что историки сильно расходятся во мнениях относительно основных фактов той эпохи: сколько людей проживало в разных частях Европы, что они ели, сколько у них было денег и означали ли смерти на войне общество, перенаселенное женщинами, или смерть при родах. означало, что он был перенаселен мужчинами. Еще сложнее определить характер жизни — насколько хорошо жили разные люди, качество семейных уз, чем люди занимались и развлекались, как они думали о своей жизни. Делайте широкие, уверенные выводы на свой страх и риск.

Предупреждение Такмана было дальновидным, хотя и не особенно хорошо учтенным. Ее книга была опубликована в 1978 году и получила Национальную книжную премию в области истории, но спустя почти полвека Средневековье стало обычным хобби для людей всех политических убеждений, которые подозревают, что современность может вести нас по тропе первоцветов, особенно поскольку Интернет стал более важным и неотъемлемым элементом повседневной жизни. Наших далеких предков можно вызывать в разговорах практически о чем угодно: якобы они меньше работали, больше отдыхали, лучше спали, лучше занимались сексом и лучше питались, среди прочего. Их предполагаемые привычки используются как доказательство недавней глупости, но также и будущих возможностей. Все могло бы быть лучше; ведь они были раньше.

Проблема в том, что эти утверждения о нашей славной истории обычно не совсем верны — они, как правило, основаны на недоразумениях, спорных или устаревших исследованиях или откровенных выдумках, давно выданных за исторические записи. Но это не мешает людям регулярно возвращаться к идее, пусть даже парадоксальной, что некоторые аспекты жизни были значительно лучше для людей, у которых не было антибиотиков, холодильника или маленьких игр для iPhone, чтобы отогнать скуку. Что же такого непреодолимого в возвращении в средние века?

Чтобы понять, что именно здесь происходит, давайте воспользуемся недавним примером этого явления. Несколько недель назад часто цитируемый исторический клише снова стал популярным, прежде всего в Твиттере. В результате средневековые крестьяне работали меньше, имели больше свободного времени и им гарантировали больше семейных праздников, чем вам. Твит писательницы Ази Данжи был очень популярен — он набрал 127 000 лайков — и она продолжила объяснением своего намерения: «Мы прилагаем гораздо больше труда, чтобы увеличить чье-то богатство, чем в прошлые времена. Обычно мы работаем гораздо дольше. У нас гораздо меньше праздников и общественных праздников», — написала она. «Идея о том, что это нормально, совершенно неверна и откровенно возмутительна». Далее Данжи процитировала свой источник: Перегруженный работой американец , книга социолога Джульетты Шор, изданная в 1991 году.

Книга Шора, бестселлер и классика своего жанра, вполне может быть историей происхождения того, как так много людей, иначе не вовлеченных в средневековую историю, узнали и поделились этим конкретным фактом. В нем она цитирует недавнюю оценку Грегори Кларка, медиевиста и историка экономики из Калифорнийского университета в Дэвисе, который определил среднее количество рабочих дней в году в средневековой Англии примерно в 150. Современные американцы работают больше — около 250 дней в году. если вы работаете пять дней в неделю и отдыхаете в федеральные праздники. Такого рода исторические цитаты служат очень убедительным приемом: обстоятельства современного труда могут казаться негибкими и отчуждающими, и это потому, что для многих рабочих так оно и есть. Если даже средневековые крестьяне, большинство из которых выполняли принудительные работы в качестве крепостных феодалов, работали меньше часов и получали больше дней отпуска, чем вы, то, возможно, вам не следует соглашаться на то, что, по мнению вашего босса, вы заслуживаете. Шор, чрезвычайно уважаемый ученый, использовал эту идею во многом так же, как сейчас склонны прогрессисты в социальных сетях — не для утверждения, что средневековая жизнь в целом была раем для низших классов, а для того, чтобы подчеркнуть современный абсурд посредством сопоставления с эпоха, которую люди склонны считать однозначно несчастной.

Дело в том, что в истории многое из нашего понимания прошлого не является установленным фактом. Кларк больше не верит, что его оценка в 150 дней, сделанная в начале его карьеры, точна. «В средневековой экономической истории происходят разумные разногласия, — сказал мне Кларк. Теперь он считает, что английские крестьяне в позднем средневековье могли работать около 300 дней в году. Он пришел к такому выводу, изучив химический состав окаменелых человеческих останков, а также убедившись в том, к каким товарам, в частности, имели доступ городские крестьяне. Эти факторы предполагают, что они, возможно, жили более материально роскошной жизнью — в частности, ели гораздо больше мяса и других продуктов животного происхождения, — чем обычно предполагалось, предполагая, что у них были более высокие доходы, чем это было бы возможно при обычных дневных ставках той эпохи, если бы они не работают большую часть дней в году. Во всем мире и на протяжении всей истории человечества бедные слои населения редко потребляют много мяса и молочных продуктов.

Это не означает, что видение истории, на котором основывается точка зрения Шора и, в свою очередь, Данжи, является окончательно ложным. Кларк и его коллеги пересмотрели свои оценки в сторону повышения, но школа мысли, к которой принадлежали его прежние цифры, по-прежнему имеет много академических сторонников, которые обычно основывают свои оценки того, сколько крестьян работали, на данных о дневной заработной плате и годовом доходе. «Другое мнение состоит в том, что они были довольно бедны, но они были бедны как бы добровольно, потому что они не любили работу и не хотели много работать», — сказал он мне. Возможно, эти группы давно умерших людей были бедны, ленивы и счастливы от этого. Или расхождения могут иметь другое объяснение. Возможно, например, что крестьянам обычно платили часть своей заработной платы не только в твердой валюте, что может объяснить, откуда взялось все это мясо в их рационе. Прямо сейчас никто толком не знает. Вы можете посвятить свою жизнь выяснению проблемы, раскрыть массу новой информации и все равно не получить простых ответов.

Ничто из этого не делает твит особенно хорошим, но это камень преткновения, на который вы натыкаетесь снова и снова, когда пытаетесь выявить поп-исторические представления о средневековой жизни. Эпоха противится уверенности: в то время в Европе — а эти ссылки почти всегда делаются на Европу — большинство людей, в том числе практически все крестьяне, были неграмотными. В подробных записях рассказывается о жизни королевских особ, знати и важных религиозных деятелей, но первоисточников, описывающих повседневную жизнь обычных рабочих, относительно немного. Если вы не умеете читать или писать, вы не сможете вести даже дневник, который кто-то может найти 1000 лет спустя. Это, по словам Кларка, означает, что историкам приходится делать гораздо более субъективную интерпретацию средневековой жизни, чем это требуется для эпох истории после эпохи Просвещения. Необходимость интерпретации удобна для любого, кто ищет хороший исторический анекдот, чтобы доказать свою точку зрения — вы можете поискать и, вероятно, найти что-то , которое соответствует любому мнению, которое у вас уже сложилось.

По словам Элеоноры Джанеги, средневекового историка из Лондонской школы экономики, колоссальный беспорядок средневекового периода способствует этой динамике мешка для захвата. Поскольку не было одной доминирующей империи, которая подавляла бы все вокруг себя, как это было в предыдущие периоды греческого и римского господства, европейская жизнь сильно варьировалась от региона к региону и на протяжении 1000 лет. Этот уровень неоднородности делает этот период трудным для обучения и трудным для изучения; это пустота в понимании большинства людей человечества, ожидающая своего заполнения. «Это позволяет людям создавать свою собственную средневековую мифологию и цепляться за нее», — сказал мне Джанега. «Они просто ориентируются на вибрации».

Люди также склонны привносить множество современных предубеждений, даже если они не ищут целесообразности. По словам Янеги, это особенно важно при обсуждении средневековых работ. Четкие границы, которые люди проводят между работой и личной жизнью, просто не особенно удобны для крестьян, занятых аграрным трудом. «Они думают, что эти люди работают с 9 до 5, как будто вы наемный работник с зарплатой и у вас есть дни отпуска», — сказала она мне. «Дело в том, что у нас выходной, ну, коровы сами себя не доят». Таким образом, хотя люди правы в том, что европейские крестьяне праздновали намного больше общих праздников, чем современные американцы, во многих случаях это просто означало, что от них не ожидалось выполнения определенного набора задач для своего господина. Забота о животных, посевах и о себе никогда не прекращалась. Их каникулы не были длинными выходными в Майами — в конце концов, они не0025 имеют выходных.

Были, конечно, и другие очевидные недостатки средневековой жизни. Огромная часть населения умерла в возрасте до 5 лет, и для людей, выживших из детства, шансы увидеть свой 60-й день рождения были невелики. Там не было ни водопровода, ни электричества, и была вполне реальная вероятность того, что однажды появятся наемники и убьют вас, потому что ваш феодал поссорился с каким-то другим лордом.

Хотя стремление сбалансировать работу и жизнь обычно классифицируется современными американцами как прогрессивная цель, аналогичные исторические приемы часто используются для реакционных (а иногда и таких же вирусных) целей. Если великая тоска по славному и в основном воображаемому прошлому кажется немного знакомой, это может быть потому, что правые склонны использовать тщательно отобранные факты о Средневековье — и, если быть честным, практически о любой другой эпохе истории — в качестве аргумент в пользу того, чтобы снова сделать западную цивилизацию великой. Некоторые люди думают, что далекое прошлое кажется идеальным не потому, что их тошнит от поездок на работу, а потому, что они устали от плюралистического общества и хотят, чтобы их с большим энтузиазмом почитали как белых христиан.

Такого рода историческая заминка не вписывается ни в одну часть американского политического спектра или ни в одну часть истории. Современные люди, возможно, ухватились за Средневековье, особенно в последние несколько лет, но Жанега указал, что образ мышления, желающий вернуться в лучшие времена, на самом деле сам по себе довольно средневековый. В Европе жизнью людей распоряжалась Церковь, а христианство — линейная религия. «Они думали о мире так, что мы находимся в постоянном процессе удаления от Эдемского сада, когда все было «естественным», прекрасным и хорошим», — сказала она. Американская жизнь менее религиозна, но не менее одержима тем, как все меняется со временем, особенно между поколениями. И у многих современных людей есть вполне рациональные причины сомневаться в природе прогресса: приносит ли интернет больше вреда, чем пользы, не накопили ли корпорации слишком много власти, можно ли остановить изменение климата, прежде чем оно погубит всех нас.

«Это удивительное желание думать, что мы все на неправильном пути», — сказал Кларк. И он, и Джанега сочувствуют тем, кто склонен копаться в исторических записях в поисках лучших способов представить будущее — вряд ли вы найдете много историков, которые думают, что прошлое не может ничего предложить нам в стремлении понять самих себя. Этот троп выживает прежде всего потому, что он полезен. Людям трудно поверить, что что-то возможно, если они не видят доказательства концепции. Средневековая история с ее 1000-летним периодом и огромным разнообразием полна понятий.

Если вы ищете видение истории, в которой люди в целом были мирными и довольными, возможно, вам стоит заглянуть в общества за пределами Средневековья. Возможно, поищите группу людей, не занятых постоянно осадными войнами. «Средневековые крестьяне странные, потому что, знаете ли, они постоянно бунтовали», — отметил Джанега. «Почему они штурмуют Лондон и сжигают Савойский дворец, если это группа беспечных, простых людей, которые действительно любят то, как обстоят дела?»

Далекое зеркало: Бедствие 14 века

Барбара В. Такман

Переутомленный американец: Неожиданный спад досуга

Джульетта Шор


получить комиссию. Спасибо за поддержку The Atlantic .

Средневековье — определение, хронология и факты

Средневековье: рождение идеи

Словосочетание «Средние века» больше говорит нам о последовавшем за ним Возрождении, чем о самой эпохе. Примерно с 14 века европейские мыслители, писатели и художники начали оглядываться назад и прославлять искусство и культуру Древней Греции и Рима. Соответственно, они отвергли период после падения Рима как «средний» или даже «темный» век, когда не было сделано никаких научных достижений, не было создано великого искусства, не родились великие лидеры. Согласно этому аргументу, люди Средневековья растратили достижения своих предшественников и вместо этого погрязли в том, что английский историк 18-го века Эдвард Гиббон ​​назвал «варварством и религией».

Знаете ли вы? Между 1347 и 1350 годами загадочная болезнь, известная как «Черная смерть» (бубонная чума), унесла жизни около 20 миллионов человек в Европе — 30 процентов населения континента. Это было особенно смертельно в городах, где невозможно было предотвратить передачу болезни от одного человека к другому.

Такой способ осмысления эпохи в «середине» падения Рима и подъема Возрождения господствовал до относительно недавнего времени. Однако сегодняшние исследователи отмечают, что эпоха была такой же сложной и яркой, как и любая другая.

Католическая церковь в средние века

После падения Рима ни одно государство или правительство не объединяло людей, живших на европейском континенте. Вместо этого католическая церковь стала самым могущественным учреждением средневекового периода. Короли, королевы и другие лидеры получали большую часть своей власти от союзов с Церковью и ее защиты.

В 800 г. н.э., например, папа Лев III назвал франкского короля Карла Великого «императором римлян» — впервые после падения этой империи более 300 лет назад. Со временем царство Карла Великого стало Священной Римской империей, одним из нескольких политических образований в Европе, интересы которых, как правило, совпадали с интересами церкви.

Обычные люди по всей Европе должны были ежегодно «отдавать десятину» церкви в размере 10 процентов своего заработка; в то же время церковь в основном была освобождена от налогов. Эта политика помогла ей накопить много денег и власти.

Средневековье: Расцвет ислама

Тем временем исламский мир становился все больше и сильнее. После смерти пророка Мухаммеда в 632 году н. э. мусульманские армии завоевали большую часть Ближнего Востока, объединив их под властью одного халифа. В период своего расцвета средневековый исламский мир был более чем в три раза больше, чем весь христианский мир.

При халифах в таких крупных городах, как Каир, Багдад и Дамаск, бурлила интеллектуальная и культурная жизнь. Поэты, ученые и философы написали тысячи книг (на бумаге китайское изобретение, проникшее в исламский мир к 8 веку). Ученые переводили греческие, иранские и индийские тексты на арабский язык. Изобретатели разработали такие технологии, как камера-обскура, мыло, ветряные мельницы, хирургические инструменты, первые летательные аппараты и систему счисления, которую мы используем сегодня. А религиоведы и мистики переводили, интерпретировали и обучали Корану и другим библейским текстам людей по всему Ближнему Востоку.

Крестовые походы

К концу 11 века католическая церковь начала разрешать военные экспедиции, или крестовые походы, для изгнания мусульманских «неверных» со Святой Земли. Крестоносцы, которые носили красные кресты на своих пальто, чтобы подчеркнуть свой статус, верили, что их служба гарантирует прощение их грехов и гарантирует, что они смогут провести всю вечность на Небесах. (Они также получали более мирские награды, такие как папская защита их собственности и прощение некоторых видов платежей по кредиту.)

Крестовые походы начались в 1095 году, когда папа Урбан призвал христианскую армию, чтобы пробиться к Иерусалиму, и продолжались до конца 15-го века. В 1099 году христианские армии захватили Иерусалим из-под контроля мусульман, и группы паломников со всей Западной Европы начали посещать Святую Землю. Однако многие из них были ограблены и убиты, когда во время своего путешествия пересекали территории, контролируемые мусульманами.

Около 1118 года французский рыцарь по имени Хьюг де Пайен вместе с восемью родственниками и знакомыми создал военный орден, который стал рыцарями-тамплиерами, и в конечном итоге они завоевали поддержку папы и репутацию грозных бойцов. Падение Акры в 129 г.1 ознаменовало разрушение последнего оставшегося убежища крестоносцев на Святой земле, а папа Климент V распустил тамплиеров в 1312 году.

Никто не «выиграл» крестовые походы; на самом деле многие тысячи людей с обеих сторон погибли. Они заставили рядовых католиков во всем христианском мире почувствовать, что у них есть общая цель, и вызвали волну религиозного энтузиазма среди людей, которые в противном случае могли бы чувствовать себя отчужденными от официальной церкви. Они также познакомили крестоносцев с исламской литературой, наукой и технологиями, что оказало длительное влияние на интеллектуальную жизнь Европы.

Средневековье: искусство и архитектура

Еще одним способом продемонстрировать преданность Церкви было строительство величественных соборов и других церковных сооружений, таких как монастыри. Соборы были самыми большими зданиями в средневековой Европе, и их можно было найти в центре городов по всему континенту.

Между 10 и 13 веками большинство европейских соборов были построены в романском стиле. Романские соборы прочны и солидны: у них округлые каменные арки и бочкообразные своды, поддерживающие крышу, толстые каменные стены и мало окон. (Примеры романской архитектуры включают собор Порту в Португалии и собор Шпейера в современной Германии.)

Около 1200 г. строители церквей начали использовать новый архитектурный стиль, известный как готика. Готические сооружения, такие как церковь аббатства Сен-Дени во Франции и перестроенный Кентерберийский собор в Англии, имеют огромные витражи, стрельчатые своды и арки (технология, разработанная в исламском мире), а также шпили и контрфорсы. В отличие от тяжеловесных романских построек готическая архитектура кажется почти невесомой. Средневековое религиозное искусство принимало и другие формы. Фрески и мозаики украшали церковные интерьеры, а художники рисовали религиозные образы Девы Марии, Иисуса и святых.

Кроме того, до изобретения печатного станка в 15 веке даже книги были произведениями искусства. Ремесленники в монастырях (а позже и в университетах) создавали иллюминированные рукописи: самодельные священные и светские книги с цветными иллюстрациями, золотым и серебряным тиснением и другими украшениями. Монастыри были одним из немногих мест, где женщины могли получить высшее образование, а монахини также писали, переводили и иллюстрировали рукописи. В 12 веке городские книготорговцы начали продавать иллюминированные рукописи меньшего размера, такие как часословы, псалтири и другие молитвенники, богатым людям.

Знаете ли вы? Джулиана Морелл, испанская доминиканская монахиня XVII века, считается первой женщиной в западном мире, получившей высшее образование.

Рыцарство и куртуазная любовь воспевались в рассказах и песнях, распространяемых трубадурами. Некоторые из самых известных историй средневековой литературы включают «Песнь о Роланде» и «Песнь о Хильдебранде».

Черная смерть

Между 1347 и 1350 годами таинственная болезнь, известная как «Черная смерть» (бубонная чума), унесла жизни около 20 миллионов человек в Европе — 30 процентов населения континента. Это было особенно смертельно в городах, где невозможно было предотвратить передачу болезни от одного человека к другому.

Чума началась в Европе в октябре 1347 года, когда 12 кораблей из Черного моря пришвартовались в сицилийском порту Мессина. Большинство матросов на борту кораблей были мертвы, а те, кто выжил, были покрыты черными фурункулами, из которых сочилась кровь и гной. Симптомы Черной смерти включали лихорадку, озноб, рвоту, диарею, ужасные боли, а затем смерть. Жертвы могли ложиться спать здоровыми, а к утру умирать.

Чума убила коров, свиней, коз, кур и даже овец, что привело к нехватке шерсти в Европе. По понятным причинам напуганные таинственной болезнью, некоторые люди Средневековья считали чуму божественным наказанием за грех. Чтобы получить прощение, некоторые люди становились «бичевателями», путешествуя по Европе, чтобы устроить публичную демонстрацию покаяния, которая могла включать в себя порку и избиение друг друга. Другие повернулись против своих соседей, очищая людей, которых они считали еретиками. Тысячи евреев были убиты между 1348 и 1349 годами., в то время как другие бежали в менее населенные районы Восточной Европы.

Сегодня ученые знают, что чума была вызвана бациллой под названием Yersina pestis , которая распространяется по воздуху и может также заразиться через укус зараженной блохи.

Средневековье: экономика и общество

В средневековой Европе сельская жизнь управлялась системой, которую ученые называют «феодализмом». В феодальном обществе король даровал дворянам и епископам большие участки земли, называемые феодами. Безземельные крестьяне, известные как крепостные, выполняли большую часть работы в феодальных владениях: они сажали и собирали урожай и отдавали большую часть продукции землевладельцу. В обмен на их труд им разрешалось жить на земле. Им также была обещана защита в случае вражеского вторжения.

Однако в 11 веке феодальная жизнь начала меняться. Сельскохозяйственные инновации, такие как тяжелый плуг и трехпольный севооборот, сделали сельское хозяйство более эффективным и продуктивным, поэтому требовалось меньше сельскохозяйственных рабочих, но благодаря расширенному и улучшенному снабжению продовольствием население росло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *