Репортаж со съемочной площадки «Жизни Пи»
Это нагромождение складских контейнеров, окружающее огромный резервуар с водой в заброшенном аэропорту в городе Тайджун (центральный Тайвань) члены съемочной группы прозвали Тайджунглями. Тут жарко, влажно, и здесь их дом. За окном май 2011 года. На стене какой-то остряк ставит отметки под надписью «Дни в цистерне» – совсем как в тюремной камере. Однако это не значит, что на съемках царит атмосфера исправительного заведения – напротив, все страшно горды собой. Один из киношников на бегу сообщает, что они фактически «за месяц с нуля построили студию». Вокруг резервуара громоздятся колоссальные ангары с прочими декорациями, а в бывшем терминале расположился продюсерский офис. Размах просто титанический – во всех смыслах этого слова.
И только Энг Ли выглядит усталым. Режиссер одет в черную футболку и голубые джинсы Lee (серьезно!), его волосы растрепаны. Стресс явно сказывается на нем, хотя Энг Ли неизменно учтив и любезен – как на съемках, так и за обедом. Он оседлал тигра – не в буквальном смысле, хотя по съемочной площадке действительно рыщут четыре полосатых зверя, – а в плане масштабности и амбициозности его двенадцатого фильма, снятого по удостоенному Букеровской премии роману Янна Мартеля «Жизнь Пи». Действие по большей части происходит в спасательной шлюпке посреди океана, где вынуждены сосуществовать потерпевшие кораблекрушение мальчик и огромная кошка. Прежде чем вернуться к Ли, который присматривался к роману с момента его выхода в свет, эта история озадачила не одного режиссера (М. Найт Шьямалан, Альфонсо Куарон и Жан-Пьер Жене). По своей сути это книга о вере, и именно вера нужна была тому, кто решился снять по ней фильм. Парадоксальная смесь глубоко личного и эпического, сочетание поставленных во главу угла вопросов и веры и выживания с водным экшном и укрощением диких животных и делают все предприятие крайне рискованным. Одним словом, «Крадущийся тигр, затаившиеся беды».
Словно этого мало, Ли еще и снимает в 3D, что означает дополнительные трудности как технического, так и драматургического плана. «Это не обычный фильм. Это нечто особенное, – говорит Ли. – Мы – первопроходцы в создании этого языка. Он только начинает развиваться. С этим связана масса трудностей, и порой ты застреваешь часов на шесть и просто не знаешь, что происходит. У меня тут случались такие ночи, каких в жизни не было. Четырнадцать часов работы, а в результате ни единого снятого кадра. Это дико раздражает. Приходится решать логические проблемы, технические проблемы. Придумывать какие-то способы. Но ведь если уже все налажено, это значит, что ты уже не первый на этом пути, так что радость первооткрывателя смягчает раздражение».
До этого Ли никогда не делал даже раскадровки, а здесь целый год у него ушел только на цифровую превизуализацию всего фильма. Само собой, во время съемок далеко не все пошло по плану. «Все происходящее напоминает мне съемки «Крадущегося тигра…». Снимаешь, пока руки не отвалятся, а потом все равно начинаешь прорабатывать следующий кадр. Мы просто продолжаем упорно работать. Но когда что-то получается, это очень волнующе. Самые настоящие партизанские съемки, только с большим бюджетом».
На водных просторах Сурадж Шарма под порывами дождя и ветра пытается опустить тент своей спасательной шлюпки. В образе доведенного до отчаяния мореплавателя, которому все приходится делать своими руками, обнаженный по пояс жилистый семнадцатилетний индиец абсолютно убедителен. Впечатления не портит даже висящая над ним камера. У Спенсера Трэйси была привычка делать на некоторых страницах сценария пометку «NAR», что расшифровывалось как «No acting required» – «Актерской игры не требует» (то же самое, кстати, делает и Энтони Хопкинс). Это как раз такая сцена. Происходящее не выглядит спектаклем, это реальная борьба за выживание. Огромный резервуар, вода в котором мгновение назад была абсолютно спокойна, словно вскипает от рукотворных волн и чудесным образом превращается в океан. Потрясающее зрелище.
В темном складском контейнере, из которого за всем этим действом наблюдают Ли и его команда, царит тихая суета. Режиссер смотрит в мониторы, потом встает и что-то говорит своему первому ассистенту. Тот передает его слова по рации.
«Энг спрашивает, нет ли у нас ветродува помощнее?» Выясняется, что нет, но можно добавить мощности на имеющейся машине. Ли берет рацию, чтобы переговорить с Шармой, который по-прежнему находится в шлюпке.
«Сурадж, ты как, не устал? А то следующий кадр будет потруднее».
«Да нет, все в порядке».
«Хорошо».
«Сурадж молодец, – говорит Ли. – Нужно – значит, сделает. Никаких проблем с мотивацией. Он только что закончил школу и раньше никогда профессионально не играл». За этой новизной и невинностью кроется сила, в которой Ли черпает свое вдохновение. «Смотришь на него и физически ощущаешь его энергию, нечто чистое и свежее. Все вокруг могут быть вымотаны, но этот парень – настоящий духовный лидер. На протяжении трех месяцев он находится в центре каждого кадра. Во время обеденного перерыва он тренируется, чтобы сбросить вес, бегает часами. Парень выкладывается по полной. Каждый дубль получается свежим. Повезло нам с ним. Работа с Сураджем – отличное средство поднятия боевого духа».
Живущий в Дели Сурадж опередил в кастинге на роль Писцина Молитора «Пи» Пателя 2999 других молодых талантов, прибывших на пробы. Он никогда раньше не играл. На кастинг Сурадж пришел за компанию с младшим братом, которому захотелось попробоваться. «А мне тогда банально хотелось есть», – рассказывает он. Пока он ожидал брата, директор по кастингу предложил попробоваться ему самому. «Ну я и подумал: »А что, все равно я ничем не занят«». После пяти проб ему позвонили. «Это было как во сне».
Роль Пи – самая что ни на есть главная в фильме. Бóльшая часть книги посвящена описанию приключений юноши, оказавшегося в открытом море в спасательной шлюпке вместе с двухсоткилограммовым бенгальским тигром по кличке Ричард Паркер. Эта роль требует обаяния, умения передавать глубокие чувства и физической выносливости. Вдобавок ко всему, Шарма не умел плавать. Более того, он даже не мог задержать дыхание под водой дольше, чем на несколько секунд. «Когда мне в первый раз пришлось задерживать дыхание, мне показалось, что я не дышал целую вечность. Но когда я выскочил на поверхность, оказалось, что прошло всего пятнадцать секунд. Это было просто жалко!» – смеется актер. Он начал тренироваться, и к концу съемок «мой рекорд был 2 минуты 52 секунды. Это уже довольно круто».
Еще одна трудность заключалась в необходимости работать с животными. Он часами наблюдал за тиграми, снимавшимися в роли Паркера. «У нас было четыре тигра, потому что у них были совершенно разные характеры, – рассказывает Шарма, которому ни разу не пришлось оставаться в шлюпке наедине со зверем (не то чтобы вы сможете это заметить). – Я часами смотрел, как они репетируют на шлюпке, потому что во время съемок необходимо было представлять себе, что тигр рядом со мной». Фильм, к счастью, обходится без крупных планов общения юноши с зубастыми коллегами по актерскому цеху, однако и штормов в искусственном океане вполне хватило бы, чтобы привести в ужас кого угодно. Но Шарма обращает все в шутку: «Мне эти волны по ночам снились. Ребята прибавят мощности, а я прыгну в бак и знай себе купаюсь. Снимать сцены в волнах было одно удовольствие. Очень насыщенное переживание».
Для того чтобы помочь Шарме и проконсультировать членов съемочной группы по другим вопросам, касающимся мореплавания и выживания экипажа, на съемки пригласили человека, для которого одиночество посреди океана было не в новинку. Стивен Каллахан 76 дней провел на плоту в Атлантическом океане, о чем рассказал в своей книге «Adrift» («По воле волн»). Мы болтаем с ним на съемочной площадке, пока он возится с плотом, который снимали в фильме, одновременно вспоминая события, глубоко его потрясшие и в то же время полные будничной рутины. «Это как обычная жизнь, только на стероидах. Взлеты очень, очень высоки. Падения очень, очень болезненны, – рассказывает Каллахан. – Каждая прожитая минута значит, что спасение на минуту ближе… Нужно радоваться маленьким успехам. Есть большая цель, но о ней не думаешь, а ставишь перед собой маленькие задачи, которые способен решить. Так проходит день за днем, и ты надеешься, что каждый из них приближает тебя к спасению».
Позже мы говорим Шарме, что это очень похоже на процесс съемок. «В самую точку! – отвечает он. – Это была довольно безумная ситуация. Я ощущал, что, пока Пи плывет по океану, у съемочной группы параллельно как бы происходит свое собственное путешествие. К концу у многих из нас уже начала всерьез ехать крыша».
«Это крайне сложный фильм, и каждый увидит в нем что-то свое, – добавляет Сурадж. – Реакции будут самыми разнообразными. Хотя фильм и крупнобюджетный, я считаю, что он очень эстетский. Надеюсь, он заставит людей глубоко задуматься».
Слышали этот грохот? Это отдел маркетинга Fox в полном составе дружно упал в обморок. ЭСТЕТСКИЙ? Ну, в конце концов, фильм все-таки ставит Ли. А у него талант делать хиты из неперспективного материала. Вспомните хотя бы «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» или «Горбатую гору», которая принесла ему «Оскара» за лучшую режиссерскую работу. Кто, если не он, способен перенести на экран это странное сочетание зрелищности и интеллектуальности? Вспомните Хита Леджера и Джейка Джилленхолла в глуши или смерть на обочине в «Ледяном ветре». Почти во всех его фильмах есть это замечательное ощущение сопричастности.
«Я так живу, – говорит Ли. – Хотя персонажи и выдуманные, важнее них в данный конкретный момент в моей жизни нет ничего. На мой взгляд, это отличительная черта кинематографа, причем без разницы, снимаешь ли ты фильм или смотришь его. Однако осмыслить это ощущение очень трудно. В какой-то степени мне бы хотелось, чтобы оно оставалось моей тайной. Его очень трудно описать словами».
Еще одной загадкой остается то, как зрители отреагируют на хитроумное изменение повествовательной манеры романа, которое было перенесено в фильм. Рассказанная история – это не просто захватывающая повесть о выживании, но и размышление о том, какую жизнь мы выбираем для себя. О подробностях умолчим, но Ли откровенно рассказывает о том, что привлекло его. «Вот как я это вижу: жизнь сама по себе лишена какого бы то ни было смысла. Однако в истории смысл имеется. И только делясь своей историей с другими, можно найти смысл жизни, мудрость, наполнить жизнь каким-то содержанием. И именно за этим, мне кажется, нам нужна история – чтобы обобщить веру, понять, какую именно мудрость, какой смысл мы хотим найти в своей жизни». Вам остается только увидеть это своими глазами.
«Жизнь Пи» выйдет в прокат 1 января.
ПИ-САТЕЛЬ
Янн Мартель об энг-кранизации своего романа
Какова была ваша первая реакция, когда вам позвонили по поводу фильма?
«Да они с ума сошли». Считалось, что роман не поддается экранизации, причем не только по техническим причинам, но и потому, что он очень странный. Это роман о зоопарках и о религии, а обычный светский читатель (что в Лондоне, что в Монреале) не любит ни того, ни другого. Так что меня удивило, что кто-то захотел взяться за эту книгу.
Говорят, что работать с детьми и животными невозможно, а вы к ним еще и Бога добавили…
Точно. Когда в фильме, рассчитанном на широкую зрительскую аудиторию, серьезно относятся к религии, это крайне странно. Интересно будет посмотреть, как люди на Западе воспримут этот открыто религиозный фильм, лишенный всякого цинизма. А «Жизнь Пи» – именно такой фильм. Энг следует оригиналу не только в сюжете, он сохраняет все основные элементы романа, одним из которых является религия.
В общественной жизни религия часто отождествляется с понятием собственной праведности, с уверенностью в своей правоте…
Опять-таки верно, однако такие взгляды – это пародия на религию. Слово «ислам» вообще-то означает «покорность». Если ты истинно, должным образом религиозен, то ты покоряешься, смиряешься – с тем, что не можешь понять всего. И когда ты отпускаешь себя, это живительное освобождение. Для меня уж точно было так. И да, вы правы, у многих просто застревает в глотке, например, любое упоминание об Иисусе.
Что вы почувствовали, когда наконец увидели фильм?
Ну, это было странное ощущение… В визуальном смысле это было довольно ошеломительно. Особенно 3D. Сцена кораблекрушения просто исключительна. Этот фильм можно было снять только в наши дни: только теперь современные технологии достигли уровня, позволяющего передать замысел Энга Ли. Фильмы Энга очень живописны, он умеет создавать яркие сцены, так что при виде тигра в спасательной шлюпке просто дух захватывает. И у него все очень правдоподобно – нет ощущения, что это какая-то сцена из видеоигры. Ощущение странное, фантастическое, потрясающее.
А вы не думали над тем, чтобы самому написать сценарий?
Нет. Когда я узнал, что снимать будет великий режиссер, я тихо отошел в сторонку и не вмешивался в его работу. Мне бы не понравилось, если бы кто-то стал указывать мне, как писать мою книгу; думаю, Энг Ли тоже не пришел бы в восторг, возьмись я ему советовать, как снимать его фильм.
Детально о кинофильме «Жизнь Пи». Как снимался фильм, история создания и сложности съемок
Оказавшись в одинокой спасательной шлюпке под ясным, безоблачным небом где-то на бескрайних просторах Тихого океана, мальчик и грозный бенгальский тигр настороженно смотрят друг на друга. Мальчик – худощавый, мускулистый, с развивающимися каштановыми кудрями и огромными глазами. Безжалостные лучи солнца отражаются от сверкающей поверхности воды, волны мягко плещутся о борт лодки. На лице мальчика читается страх. Ему становится спокойнее лишь тогда, когда он начинает насвистывать и отдаёт несколько команд, которые, кажется, гипнотизируют голодного зверя, сидящего перед ним.
Обретя уверенность в себе, мальчик понимает, что худо-бедно взял ситуацию под контроль. И всё же он ещё насторожен, понимая, что любое резкое движение может оказаться роковым. Тигр ведёт себя спокойно. Это сцена, которая изображает симбиотические отношения между индийским подростком Пи Пателем и тигром по кличке Ричард Паркер. Именно эта сцена лежит в основе жизнеутверждающего фильма Энга Ли «ЖИЗНЬ ПИ», в котором повествуется об увлекательных приключениях мальчика, борющегося с водной стихией на протяжении 227 дней. Взяв за основу сценарий, адаптированный Дэвидом Маги, тайваньский режиссёр искусно и достоверно передаёт эмоции и атмосферу.
На самом деле события происходят вдали от морских просторов, где разворачивается история Пи. «ЖИЗНИ ПИ» снимается на Тайване. Звезда кинокартины Сурадж Шарма находится один в спасательной шлюпке, которая плывёт, покачиваясь на огромных волнах. Он противостоит воображаемому тигру. Энг Ли, оператор Клаудио Миранда и остальные члены съёмочной группы снимают ключевые сцены фильма «ЖИЗНЬ ПИ» в специально построенных декорациях на студии с несколькими павильонами звукозаписи, которая находится в заброшенном аэропорту «Шуйнан» в городе Тайчжун. Глубины Тихого океана воссозданы с помощью искусственного резервуара размером 100 на 200 футов, построенного на взлётно-посадочной полосе аэропорта.
«Работа в искусственном бассейне была невероятно захватывающим опытом для меня, – говорит Шарма, молодой индийский актер, которого режиссёр выбрал из 3000 претендентов. – Поначалу огромные волны пугали, но вскоре я привык к ним. Мне нужно представить, что передо мной находится тигр, поэтому когда подъезжает камера, Энг заговаривает со мной, и я понимаю, что с этой минуты перестаю играть». Когда Шарма приехал на Тайвань на съёмки, он не умел плавать. Он даже никогда раньше не видел моря, но теперь, похоже, чувствует себя в воде вполне комфортно.
«Обстановка, воссозданная на съёмочной площадке, становится для меня реальностью. Как только я вхожу в воду, мой персонаж как будто проникает в меня через неё. Просто находясь в этом бассейне, я перевоплощаюсь в Пи. Для меня это словно другой мир», — говорит актер, выходя из воды и вытираясь после долгого и изнурительного съёмочного дня. «По своим размерам построенный резервуар не меньше, чем бассейн для Олимпийских игр, — говорит техник бассейна Чарли Ву. — Его глубина составляет девять футов, и он вмещает в себя 660 тысяч галлонов (или 2500 тонн) воды. Принцип действия довольно прост. В конце резервуара находится двенадцать моторов или трубок, которые накачивают воду и через которые она выливается обратно в нужный момент.
«Во многих сценах лодка сильно раскачивается, и стоящему в ней Сураджу необходимо удерживать равновесие, как только Энг произносит слово: «Мотор!», — продолжает Чарли Ву. — В то же самое время он реагирует на воображаемого тигра. В одной из сцен лодка плыла в одном направлении, а Сурадж не скоординировался и прыгнул в другом и, оказавшись в воде. Он не пострадал, но это было опасно».
Тайвань славится своими великолепными пляжами и кристально чистой водой. Некоторые из морских сцен были сняты на южном побережье острова. Большая же часть сцен была снята в искусственном резервуаре, крупнейшем из всех, когда-либо построенных для киносъёмок, в котором воссоздаются волны высотой до шести футов.
Главный герой фильма, Писин Молитор Патель (Пи) — индийский юноша, названный в честь бассейна во Франции. Пи вырос в Пондишери (Индия) в семье управляющего зоопарком. Любознательный и не по годам умный мальчик узнаёт о том, как животные ведут себя в зоопарке, изучает различные культуры и традиции, а также влюбляется в красивую девушку. «По причинам, связанным с политическими и экономическими событиями, родители Пи вынуждены переехать в Канаду.
Семья увозит с собой и зоопарк. Однажды ночью во время шторма корабль терпит крушение, и вся семья Пи тонет», — рассказывает Сурадж Шарма. Во время съёмок Шарме исполнилось 18, и подарком от съёмочной группы ко дню его рождения стал велосипед.Шарма паркует свой велосипед и садится рядом со спасательной шлюпкой водоизмещением в 450 кубических футов. Сбоку на шлюпке написано название корабля, на котором погибла семья Пи — «Цимцум». «После того, как Пи теряет свою семью, он оказывается в спасательной шлюпке вместе с зеброй, гиеной, орангутаном и тигром, — рассказывает Шарма. – Вскоре в лодке остаются только Пи и тигр. Теперь Пи должен попытаться выжить в Тихом океане».
Энг Ли вкладывает в одинокое плавание Пи эмоции, юмор и динамику. Все это чувствуется и на съёмочной площадке. Атмосфера полна оптимизма и энергии, тепла и радости. «Когда вышла эта книга, я просто влюбился в неё, но я не задумывался о ней, как о материале для съемки фильма», — говорит обладатель премии «Оскар», режиссёр картин «Разум и чувства», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Горбатая гора». Обсуждая картину во время обеденного перерыва, Энг Ли признаётся, что поначалу не хотел браться за проект. «Но вскоре я понял, что хочу, чтобы зрители увидели экранизацию этой фантастической книги. Я чувствовал необходимость поделиться с ними удивительным путешествием Пи. Так все и началось», — улыбается он. Его выразительное лицо светится от счастья. Обезоруживающе дружелюбный режиссёр начинает смеяться. «Я прошёл путь до Тайваня с, казалось бы, невыполнимой миссией, которую мы сейчас воплощаем в реальность. И по сей день это остаётся смелым начинанием».
Сочетающий жизненную реалистичность с захватывающими приключениями фильм «ЖИЗНЬ ПИ» — это волнующий и вызывающий сопереживание рассказ о всепобеждающем мужестве. «Пи лишился семьи, лишился зоопарка, и там, в океане, он сталкивается с природой один на один, — говорит режиссёр. — Я думаю, что все мы переживаем этот момент расставания с беспечностью. Рано или поздно нам необходимо начать взрослеть, хотим мы того или нет. Крушение корабля — это первый жестокий жизненный урок для Пи. Эта история о том, как мальчик превращается в мужчину».
Личные ощущения Сураджа Шарма от съёмок отражают процесс возмужания Пи. «До съёмок в «ЖИЗНИ ПИ» я был обычным ребёнком из Дели, — рассказывает актёр. — Моя жизнь состояла из череды обычных дел: проснуться, сходить в школу, провести время в компании друзей, вернуться домой, поиграть пару часов в футбол, поужинать и лечь спать. С началом съёмок я очень изменился. Теперь я хочу, чтобы вся моя жизнь была приключением. Я хочу, чтобы каждая минута моей жизни была захватывающей, хочу и готов принимать вызовы судьбы. Я стал более уверенным в себе, теперь я по-настоящему доволен собой».
Наблюдая за актёром и режиссёром во время рабочего процесса, невооруженным взглядом видно взаимопонимание между ними. «Каким-то образом Энг постоянно помогает мне связать эмоции с разумом при помощи всего пары слов, которые действуют, как спусковой механизм, — говорит Шарма. — К примеру, однажды он сказал мне: «Ричард Паркер умирает. Что ты будешь делать?» Дело заключается скорее в том, как он смотрит на вас и как он говорит, нежели в том, что он говорит. Вы просто начинаете ощущать это своим нутром. Энг делает всё настолько реальным, что мне не приходится играть».
«Сурадж очень естественен на съёмках, — говорит Энг Ли об исполнителе главной роли в беседе, которая проходит в его офисе в терминале аэропорта. — Шарма не просто молод — это его первый фильм. Когда я впервые разговаривал с ним, передо мной стоял старшеклассник, мечтающий стать архитектором. Однако Сурадж обладает природным чутьём в том, что касается съёмочного процесса и игры. Складывается впечатление, что он был просто рождён для кинематографа».
Игра Шармы действительно необыкновенна. В тот момент, когда он стоит на спасательном плоту, Пи действительно словно отстранился от Ричарда Паркера. «Пи отказывается терять надежду. В надежде он находит истину. Он никогда не сдастся. Самая яркая черта Пи – это его бесконечная воля к жизни.
Для того чтобы передать взаимоотношения между Пи и Ричардом Паркером, Шарма наблюдает за работой дрессировщиков. (Роль морского попутчика Пи исполнили четыре разных тигра). «Мы никогда их не снимали, но иногда я проводил с ними по шесть часов в день, наблюдая за тем, как они двигаются и как ведут себя. Я словно помечал это у себя в голове для того, чтобы впоследствии понимать переживания тигра и его реакцию. Я представляю, что тигр находится передо мной. «Ричард Паркер существует». Шарма указывает пальцем в воздух, мгновенно входя в образ. «Ричард Паркер живёт в моей голове. Я думаю, что Ричард Паркер сделал бы то и это. Съёмка сцен с моим участием — это словно общение с лучшим другом, который живёт в твоём воображении. Это сложно, но одновременно классно. Это превратилось в странное сочетание памяти и воображения».
Используя свой опыт, накопленный им в детстве в зоопарке в Пондишери, Индия, Пи достигает доминирования над Ричардом Паркером. Он учится практическим приёмам мореплавания: как использовать солнечный опреснитель (чтобы с помощью солнца опреснить солёную морскую воду), как поймать летучую рыбу, находясь за тысячи миль от суши, когда лодка окружена акулами. Для того, чтобы понять каждую деталь путешествия своего героя, Шарма тесно сотрудничал с конструктором судов Стивом Каллаханом [он работал на съёмках консультантом], который когда-то сам блуждал по Атлантическому океану на спасательном плоту. Шарма также прочитал книгу, в которой описываются морские злоключения Каллахана («В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря»). «Сурадж на собственном опыте пережил то, через что Пи проходил в фильме, — говорит Дэвид Уомарк. — Он действительно прошёл обучение на спасательной шлюпке в море. Мы научили его ловить рыбу, ставить парус. Все те моменты, которые вы наблюдаете в фильме – это испытания, которые ему пришлось пройти в реальной жизни, и они стали частью его работы».
Актёр прошёл курс строгой тренировочной программы. «Я проводил много часов в тренажёрном зале и плавал по три часа в день, — рассказывает Шарма. – На меня повесили дополнительный вес, и в таком виде я должен был опуститься под воду и задержать дыхание на пять минут. Я не должен был выныривать до тех пор, пока не доплыву до другого края бассейна, и мне приходилось плыть, подтягиваясь на тросе. Это было довольно трудно, поскольку бассейн был большой и длинный. Я также прошёл обучение на лодке, потому что не умел в ней стоять. Каскадёры помогли мне преодолеть страх. Моё тело претерпело невероятные изменения. Когда я впервые приехал на о.Тайвань, я был тощий как тростинка, мои мышцы не были развиты, я сутулился. У меня был действительно жалкий вид. А теперь я не узнаю себя», — шутит Шарма.
Фильм снят в формате 3D, что, возможно, стало неожиданным выбором для режиссёра, который снимает, как правило, проникновенные, душевные драмы. «Я не знаю, как рассказать эту историю без 3D. Этот формат даёт так много возможностей для того, чтобы передать простые вещи очень необычным способом. Если бы мы сняли этот фильм в привычном формате, ничего бы не получилось, — говорит Энг Ли. – Сложная и захватывающая часть в работе с 3D состоит в том, что вы начинаете устанавливать правила или открывать их для себя. Вот что делает эту затею стоящей».
Кроме того, свой вклад в необычный визуальный ряд фильма вносят костюмы. Одежда Пи (пижама, которая была на нём в ночь кораблекрушения) постепенно разваливается. «По сюжету — это всего один костюм, но для нас это означало сшить три сотни костюмов, — говорит художник по костюмам Арджун Басин. – Пи садится в спасательную шлюпку в своей пижаме – серой тунике и белых штанах. На протяжении фильма цвет куртки изменяется: с серого на синий, и далее — до почти белого, выцветшего на солнце. Кремово-белые штаны превращаются в коричневые, грязные, разорванные шорты. В конечном итоге, одежда Пи становится неузнаваемой». Басин берёт в руки разорванный, блёклый предмет одежды. «Это то, на что она будет похожа в самом конце. На Пи будут набрасываться рыбы, чешуйки будут застревать на его теле. Будут слёзы, порезы, кровь. Одежда Пи подвергнется воздействию морской стихии и времени».
Мы разговариваем о костюмах в костюмерной, расположенной в терминале аэропорта; вокруг нас — полки со сказочными сари и красочными тканями. Многие из них были использованы в живописных сценах, снятых на рынке в городе Пондишери, Индия, где Пи провел своё детство.
Несмотря на то, что большая часть событий ленты «ЖИЗНЬ ПИ» проходит в открытом море, фильму всё же свойственна невероятная культурная глубина. «Костюмы сказочно красивы; также в фильме показаны замечательные места натурных съёмок, — говорит Элизабет Габлер, президент компании «Fox 2000». – Мы видим сельскую местность Южной Индии — городок Муннар, расположенный на склоне холма, а также приморский город Пондишери с присущим ему шармом Юга Франции. Несколько прекрасных сцен с участием Пи и его семьи были сняты в Индии. Мы видим красочный рынок, где Пи встречает девушку, в которую вскоре влюбляется. Также перед нами предстаёт утончённый урбанизированный Монреаль».
Здесь, в городе Тайчжун, в одном из ангаров аэропорта, Энг Ли снимает ключевую сцену: постаревший Пи (его сыграл Ирфан Кхан), который теперь живёт в Канаде, рассказывает историю своей жизни и своих приключений писателю, роль которого исполнил Рейф Сполл. Дом Пи в Канаде воссоздан с должным вниманием к деталям. В уставленной книгами гостиной двое мужчин пьют чай. Домашняя обстановка невероятно контрастирует со снимками, на которых изображён мальчик в лодке, что делает историю ещё более трогательной. Пи, ныне профессор колледжа, одетый в серые брюки, белую рубашку и голубой кардиган, сидит в кресле и рассказывает о своих приключениях. «Я же говорил, что Вы не поверите, — произносит он, — это невероятная история». Напротив Пи, на диване с полосатой обивкой, сидит писатель и, затаив дыхание, слушает его рассказ.
«Перед нами предстаёт постаревший Пи. Он вспоминает о своей молодости, которая действительно сформировала его личность. Тот опыт, который он получил, когда был молод, очень важен и увлекателен, – говорит индийский актер Ирфан Кхан. – Пи был любопытным и любознательным ещё до того, как потерял свою семью. Уже тогда он был настоящим исследователем. Его увлекали многие вещи, потому-то он и стал по-настоящему открытым человеком. Пи встретился со смертельной опасностью лицом к лицу. Он рисковал своей жизнью. Когда вы делаете что-либо непривычное или необычное, как это сделал Пи, для вас это словно вызов, проверка. Пи до сих пор пытается найти ответ на этот сложный жизненный вопрос: «Для чего мы здесь?»»
Для Сураджа Шармы участие в съемках фильма «ЖИЗНИ ПИ» дало ответы, по меньшей мере, на несколько вопросов. «Моё восприятие жизни полностью изменилось, теперь в моей жизни гораздо больше веры. Я пришел сюда 16-летним подростком. А сейчас я порой чувствую себя так, как будто мне 40. Я считаю, что у каждого из нас бывают трудные времена, но люди имеют в себе достаточно сил для того, чтобы преодолеть всё».
Автор книги «ЖИЗНЬ ПИ» Ян Мартел надеется, что, как и его персонаж, зрители найдут в себе вдохновение для того, чтобы прожить свою жизнь с максимальной пользой. «Пи приходит к осознанию одной из нетленных истин: для того, чтобы ваш день удался, вам, в действительности, нужно совсем немного, — говорит писатель, который много общался с Энгом Ли, когда тот работал над фильмом. – Если сегодня у Пи есть тенистое местечко и немного сырой рыбы в желудке — он очень рад. На Земле мы задерживаемся лишь на короткое время, семьдесят-восемьдесят лет проходят очень быстро. Так почему бы не сделать за это время как можно больше? Если вы умеете танцевать, а не просто ходить, если вы умеете разрисовывать свои стены яркими красками, а не просто красить их в белый или бежевый цвет — это здорово. Это делает вашу жизнь богаче, она обретает смысл».
««ЖИЗНЬ ПИ» затрагивает ваши чувства и переносит вас из одного места в другое, – с улыбкой заключает Энг Ли. – Любая история должна вас куда-нибудь переносить. Хорошие истории, такие как эта, воодушевляют. Я думаю, что в истории Пи это самое главное», — улыбается режиссёр, пожимая плечами, прежде чем отправиться обратно на съёмочную площадку. В его устах эта простая мысль звучит так, как будто ее произнес сам Пи.
Смотреть трейлер фильма «Жизнь Пи» на русском онлайн
Кинопортал Ovideo.ru
Жизнь тигра Пи чуть не утонула на съемочной площадке, утверждается в отчете | Боевики и приключенческие фильмы
Согласно новому отчету, бенгальский тигр из оскароносного фильма «Жизнь Пи» чуть не утонул на съемочной площадке в результате инцидента, который впоследствии был скрыт американским органом, отвечающим за обеспечение безопасности животных в Голливуде.
Официальный представитель Американской гуманной ассоциации (AHA) сообщил о почти катастрофе в электронном письме, просочившемся в рамках обширного расследования Hollywood Reporter об обращении с животными в киноиндустрии.
«На прошлой неделе мы чуть не убили Кинга в резервуаре для воды», — написала наблюдатель Джина Джонсон. «Этот дубль с ним пошел очень плохо, и он потерялся, пытаясь отплыть в сторону. Черт, чуть не утонул». Она добавила: «Я думаю, что это само собой разумеется, но никому не говорите об этом, особенно в офисе!
Электронное письмо Джонсона вызывает обеспокоенность, поскольку AHA является организацией, ответственной за выпуск желанного штампа «ни одно животное не пострадало при создании этой картины», украшающего большинство голливудских фильмов. В расследовании The Hollywood Reporter утверждается, что официальные лица слишком близки к киноиндустрии, которую они должны проверять, и что лейбл часто присуждается несправедливо.
Согласно отчету, фильму «Жизнь Пи», получившему четыре «Оскара» ранее в этом году, было разрешено продолжать использовать кредит «без животных», несмотря на то, что AHA впоследствии стало известно об электронном письме, и несмотря на утверждения, что Джонсон был вступил в интимные отношения с одним из продюсеров фильма. Кинг использовался для сцен в « Жизни Пи», где CGI-версия бенгальского тигра по имени Ричард Паркер не считалась подходящей.
Twentieth Century Fox, студия «Жизнь Пи», отрицала, что тигр Король был близок к смерти во время съемок 3D-спектакля Энга Ли. «Тигр, Кинг, ни разу не пострадал и не «чуть не утонул» во время съемок», — сказал представитель Hollywood Reporter. «Мы очень серьезно относимся к безопасности на съемочной площадке и принимаем все необходимые меры предосторожности, чтобы никто — ни животное, ни человек — не пострадал во время производства наших фильмов».
Также утверждается, что AHA не выполнила свои обязанности по защите животных на съемках трилогии Питера Джексона «Хоббит» в 2012 году. Дрессировщики животных, поддерживаемые организацией «Люди за этичное обращение с животными» (Peta), в то время обвинили продюсерскую компанию Джексона. ответственности за зарегистрированную гибель 27 лошадей, коз, кур и овец, главным образом потому, что, хотя эти существа не снимались на видео, они якобы содержались на ферме, заполненной обрывами, воронками и другими «смертельными ловушками». После разоблачений AHA заявила, что контролировала безопасность животных только во время съемок.
Джексон и его продюсеры отвергли обвинения, заявив, что любые инциденты «были немедленно расследованы и приняты соответствующие меры. Сюда входят сотни тысяч долларов, которые были потрачены на модернизацию жилья и конюшен».
The Hollywood Reporter утверждал, что ряд других инцидентов на фильмах, отслеживаемых ассоциацией, привели к гибели или травмам животных. В документах утверждалось: хаски несколько раз ударили кулаком в диафрагму во время съемок диснеевского приключенческого фильма 2006 года « Восемь внизу» после того, как она вступила в драку с другим псом; бурундук был убит после того, как его уронили во время производства комедии Сары Джессики Паркер « Неудачная попытка запуска» , вышедшей в том же году; и две лошади погибли на съемках детского фильма « Флика» в 2005 году. Все инциденты были признаны несчастными случаями — в случае с отказом запуска AHA заявило, что инцидент произошел после съемок — и ярлык «ни одно животное не пострадало» был не награжден. Но в фильмах все же можно было использовать кредит «Американская ассоциация защиты животных отслеживала действия животных».
В продолжающемся судебном деле, возбужденном голливудским координатором производства Барбарой Кейси, утверждается, что во время съемок фильма Стивена Спилберга «Боевой конь» погибла лошадь, но смерть была скрыта, чтобы избежать позора.
По данным Hollywood Reporter, AHA «искажает рейтинги своих фильмов, преуменьшает или не признает публично опасные инциденты, а иногда не проводит серьезных расследований».
В заявлении ассоциации говорится, что она не признает выводы отчета. «К сожалению, были даже случаи смерти, что нас сильно огорчило», — говорится в заявлении. «Но во многих зарегистрированных случаях они не имели ничего общего с обращением с животными на съемочной площадке или происходили, когда животные не находились под нашей опекой».
Ссылаясь конкретно на заявление Кейси о боевой лошади, AHA заявила, что рассматриваемая лошадь умерла по естественным причинам «по пути домой». В нем добавлено: «Мы абсолютно и категорически отвергаем сенсационные, вводящие в заблуждение и ложные утверждения. Мы с нетерпением ждем возможности энергично защищать себя по надлежащим юридическим каналам».
Судебное заседание назначено на март 2014 года.
Объяснение концовки «Жизнь Пи»
Концовка «Жизни Пи» может сбить с толку. Мы объясняем, что на самом деле произошло с Пи и Ричардом Паркерами в фильме (и книге), а также что все это значит. Фильм Энга Ли получил признание критиков (читайте наш обзор) и ажиотаж перед сезоном, а также солидные кассовые сборы. Хотя за каждое упоминание Жизнь Пи прекрасный 3D или удивительный компьютерный тигр, есть сбитый с толку зритель, сбитый с толку неоднозначным финалом фильма.
Читатели оригинального романа Яна Мартеля (те, кто дочитал до конца) уже столкнулись со сложным вопросом, заданным в последнюю минуту рассказчиком, но кинозрители, ожидающие фантастических морских приключений, по понятным причинам были застигнуты врасплох финалом. . Без сомнения, зрители будут обсуждать финал с друзьями и семьей, но чтобы помочь направить дискуссию, мы составили краткий анализ 9 эпизодов.0033 Жизнь Пи заканчивается, объясняя, почему последний вопрос может быть не таким четким и сухим, как думают некоторые кинозрители.
Само собой разумеется, что оставшаяся часть этой статьи будет содержать ОСНОВНЫЕ СПОЙЛЕРЫ для Жизнь Пи — фильм и книга (особенно концовка). Если вы не хотите, чтобы вас испортили, отвернитесь сейчас.
Для тех, кто не видел (или не читал) Жизнь Пи и не беспокоится о том, что концовка будет испорчена, приключение Пи заканчивается на мексиканской больничной койке, где у него берет интервью пара чиновников Министерства транспорта Японии. . Агенты говорят Пи, что его история, которая включает в себя нескольких животных-компаньонов и плотоядный остров, слишком невероятна, чтобы они могли сообщить об этом, поэтому Пи рассказывает им другую версию истории: ту, которая рисует гораздо более мрачную и эмоционально тревожную вариацию событий. После того, как обе истории были опубликованы, Пи оставляет зрителю (или читателю) право решать, какую версию он «предпочитает».
Личные «предпочтения» имеют большее тематическое значение, если рассматривать их в контексте общей истории; однако, прежде чем мы проанализируем окончание (через вопрос) более подробно, мы собираемся кратко изложить две версии истории Пи.
В обоих рассказах отец Пи нанимает японский корабль для перевозки своей семьи вместе с несколькими животными из их зоопарка из Индии в Канаду, чтобы избежать политических потрясений в их родной стране. Истории идентичны до тех пор, пока Пи не забирается на борт спасательной шлюпки (после затопления грузового корабля), снова сходясь только тогда, когда его спасают на мексиканском берегу. 227 дней, которые Пи провел в море, вызывают споры.
История животных Пи
В этой версии сказки Пи грузовой корабль тонет, и во время последовавшего хаоса к нему на спасательной шлюпке присоединяется разношерстная группа животных из зоопарка, которым также удалось спастись: орангутанг, пятнистая гиена, зебра со сломанным ногу и бенгальского тигра (по имени Ричард Паркер). Через некоторое время Пи беспомощно наблюдает, как гиена убивает зебру, а затем орангутанга, прежде чем Ричард Паркер убивает ее. Затем Пи приступает к обучению тигра с помощью вознаграждающего поведения (еда и пресная вода), чтобы они могли сосуществовать в лодке. Хотя Пи это удается, пара остается на грани голодной смерти, пока, после нескольких месяцев в море, они не выбрасывают на берег неизведанный остров, полный свежей растительности и обильной популяции сурикатов. Пи и Ричард Паркер наедаются, но вскоре обнаруживают, что остров является домом для плотоядных водорослей, которые, когда приходит прилив, превращают землю в кислотную ловушку. Пи понимает, что в конце концов остров поглотит их, поэтому он наполняет спасательную шлюпку зеленью и сурикатами, и пара снова отправляется в плавание. Когда спасательная шлюпка причаливает к мексиканскому побережью, Пи и Ричард Паркер снова страдают от недоедания. Когда Пи теряет сознание на пляже, он наблюдает, как бенгальский тигр исчезает в джунглях, даже не оглядываясь назад.
Пи доставляют в больницу, где он рассказывает историю о животных японским чиновникам. Однако, когда агенты не верят его рассказу, молодой выживший рассказывает другую версию своего путешествия.
Человеческая история Пи
В этой версии рассказа Пи грузовой корабль все еще тонет, но вместо разношерстной группы животных в спасательной шлюпке Пи утверждает, что к нему присоединились его мать (Гита), презренная корабельная кухарка, и раненый японский моряк. Через некоторое время, опасаясь за ограниченные припасы в лодке, повар убивает ослабевшего японского моряка, а позже и Гиту. Напуганный тем, что его мать умирает у него на глазах, Пи убивает повара в момент самосохранения (и мести).
Пи не упоминает другие свои морские приключения (плотоядный остров и т. д.), но было бы легко убрать некоторые фантастические элементы в пользу более приземленных (хотя и аллегорических) ситуаций. Может быть, он нашел остров, но понял, что жить — это больше, чем просто есть и существовать, — решив рискнуть в море вместо того, чтобы в апатии чахнуть на пляже, поедая сурикатов в полном одиночестве. Конечно, это чисто предположение, поскольку, опять же, Пи не развивает более обоснованную человеческую историю, кроме откровения о том, что он был один на спасательной шлюпке.
Объяснение окончания жизни Пи
Даже если связь между сторонами в спасательных шлюпках была упущена, писатель устанавливает связь для аудитории (или читателей): гиена — это повар, орангутанг — мать Пи, зебра — моряк, а Ричард Паркер — Пи. Тем не менее, сопоставление в фильме истории животных и человеческой истории привело к тому, что многие кинозрители стали рассматривать последний момент сюжета как конечный «поворот», что не входило в первоначальные намерения Мартеля (с книгой) или, весьма вероятно, Ли ( с фильмом). Зрители указали на выражение страдания на лице Пи во время его рассказа человеческой истории в фильме как на «доказательство» того, что ему было неудобно сталкиваться с истинным ужасом своего опыта. Однако в романе сцена разворачивается в противоположном направлении: Пи выражает раздражение по поводу двух мужчин, критикуя их за то, что они хотят «истории, которую они уже знают». В любом случае, очень похоже на финал Начало (прочитайте наше объяснение этой концовки), нет «правильного» ответа — и Жизнь Пи намеренно оставляет вопрос без ответа, чтобы зрители (и читатели) могли составить собственное мнение.
Ответив на последний вопрос, легко забыть, что с самого начала персонажу Писателя была обещана история, которая заставит его поверить в Бога. В первой части повествования мы видим, как Пи пытается примирить различия между интерпретациями веры (индуизм, христианство и ислам), признавая, что каждая из них содержит ценные элементы, даже если они рассказывают разные истории (элементы, которые вместе помогают ему выжить). его тяжелое испытание в море независимо от того, был ли он там с тигром или нет).
В результате на более крупный вопрос невозможно дать окончательный ответ, и, как уже упоминалось, «правда» истории Пи мало волнует Мартеля или Ли. Настоящий вопрос заключается в том, какую историю предпочитаете вы, зритель/читатель? Интерпретация субъективна, но вопрос призван служить моментом богословского размышления. Вы человек, который предпочитает верить в вещи, которые всегда имеют смысл/вещи, которые вы видите? Или вы человек, который предпочитает верить в чудеса/принимать вещи на веру? Нет правильных или неправильных ответов — есть только возможность для самоанализа.
Пи сталкивается с трудной задачей: рассказать историю, которая заставит человека поверить в Бога. Некоторые слушатели могут остаться неубежденными, но в случае с Писателем, который открыто признает, что предпочитает историю с тигром, и японскими официальными лицами, которые в своем заключительном отчете отметили подвиг «выжить 227 дней в море… особенно с тигром», Пи успешно помогает скептикам преодолеть одно из самых больших препятствий на пути к вере — веру в невероятное.
Поскольку Пи объединяет предпочтение Писателя к истории с Тигром строкой «и так с Богом», трудно полностью отделить этот вопрос от теологии. Судя по его многоконфессиональному прошлому, Пи не верит, что какая-либо из мировых религий является универсальным магазином истины о Боге, и его цель не состоит в том, чтобы кого-либо обратить в какую-то конкретную догму. Вместо этого его история создана, чтобы помочь зрителям/читателям решить, какую версию мира они предпочитают — ту, в которой мы прокладываем свой собственный путь и страдаем во тьме через самоопределение, или ту, в которой нам помогает нечто большее, чем себя (независимо от того, какую версию «Бога» мы можем принять).
Тем не менее, несмотря на все богословские последствия и независимо от личных предпочтений, нельзя рассматривать концовку просто как игнорирование всего того, что Пи ранее описал (и/или испытал) — поскольку, в соответствии с его точкой зрения, что каждый в религиозной истории есть важные части, третья интерпретация финала может заключаться в том, что «правда» представляет собой смесь обеих историй. Подобно Пи и его трехуровневой программе веры, зритель/читатель всегда может выбирать те части, которые приносят пользу его предпочтительной версии сказки.
«Правда »: Пи прожил 227 дней в море, женился на девушке своей мечты, завел детей и выжил, чтобы рассказать две истории.