Жизнь в марокко русских женщин: Kак относятся к русским в Mарокко?

Содержание

«Жизнь русской патриаршей общины в Рабате горит негасимым огнем» / Православие.Ru

– Отец Димитрий, вот уже четыре года вы возглавляете приход Воскресения Христова в г. Рабате. С какими трудностями вам пришлось столкнуться по прибытии в Марокко?

– Слава Богу, с наименьшими. И я с искренней и глубокой благодарностью отдаю должное прихожанам – нашим соотечественницам и их марокканским мужьям, сотрудникам посольства, консульства РФ и Российского центра науки и культуры (РЦНК), которые сделали для нас с матушкой все возможное, чтобы мы безболезненно втянулись в местную жизнь.

Будучи вратами в Африку для европейцев и в Европу для африканцев, Марокко всегда оставалось центром пересечения различный культур. Терпимость, многонациональность, пластичность – таковы, на мой взгляд, общие черты местной культуры.

Марокканцы – открытые, общительные люди.

Вот вследствие этих факторов (люди и культура) ощутительного перехода, вливания в новое время и в новую культуру не было. В Марокко каждый может устроиться органично и чувствовать себя комфортно.

Тем более что я приехал в русский православный храм, и значит, «рыба попала в воду». Когда я приехал, то не ощутил себя вне дома. Марокко стало моим домом. Ведь мой дом там, где мой храм, мой приход, мои прихожане. Что еще нужно православному священнику? Здесь такие же люди, хранимые Богом. У них такая же жизнь и такие же потребности, как и в России. И говорят они на том же русском языке. Если говорить о каких-то местных особенностях, то, вопреки всем расхожим представлениям, Марокко очень близкая нам по менталитету страна. И все так называемые «трудности» с практической точки зрения – решаемы.

Прихожане Воскресенского храма в г. Рабате
Если честно, то этот вопрос поставил меня в определенном смысле в тупик. Я не знаю, что ответить. Я понимаю, что читателей интересует практическая сторона дела, но вся внешняя сторона жизни обуславливается верой и мировоззрением. В Церкви я с детства, и если наша жизнь – во Христе, то модное нынче понятие «проблемы» мне чуждо так же, как всей православной традиции. Я пытаюсь переводить проблему в задачу и с Божией помощью прикладывать все знания, опыт и усилия для ее решения на благо прихода.
На богослужении в Воскресенском храме в г. Рабате
Надо сказать, что ко времени моего приезда в Марокко, несмотря на мою относительную молодость, я имел за плечами почти уже десятилетний опыт служения в священном сане, четыре года Московской духовной семинарии, а также опыт других церковных послушаний, которые я исполнял, начиная с шестого класса средней школы.
Поэтому никаких непреодолимых трудностей, которые могли бы серьезно повлиять на мое новое послушание, быть не могло, ведь главное – это внутреннее состояние веры и доверия Богу, Матери-Церкви и священноначалию. Именно как лествицу духовного совершенства заповедали нам воспринимать наш жизненный путь святые отцы. Ежедневно читая Евангелие, жития, совершая богослужения, мы видим, какие труды поднимали многочисленные сонмы святых и Сам Господь наш Иисус Христос! И наше смиренное восприятие трудов во благо народа Божия – лишь малая лепта в общее делание Церкви Православной. Если говорить по-человечески, то я вообще не люблю слова «трудности» и «проблемы». Все это от маловерия, безволия, нежелания что-либо менять в своей жизни. Я с пастырским и человеческим пониманием отношусь к скорбящим и страждущим, но считаю духовной распущенностью жалобы и «плаканье» на свою жизнь. Христианская вера и догматика, если воспринимаются сердцем и умом, не могут не приносить плодов радости или, говоря современным языком, позитивного восприятия жизни.
Протопресвитер Александр Шмеман очень хорошо это выразил в своих «Дневниках»: «Начало “ложной религии” – неумение радоваться, вернее – отказ от радости… она есть несомненный плод ощущения Божиего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться… Радость – основа свободы, в которой мы призваны “стоять”».  

– Расскажите, пожалуйста, о присутствии наших соотечественников в этой африканской стране. С чем связано их нахождение здесь?

– История интересная, давайте остановимся на ней подробнее. Официальные дипломатические отношения между Российской империей и Марокканским султанатом были установлены в ноябре 1897 года, когда в Танжере открылось Российское генеральное консульство. Но в дружеской беседе марокканцы обязательно скажут, что между Марокко и Россией существуют более древние связи. Марокканские корсары привозили пленных славян, которые, оседая в этой стране, своим трудом и знаниями способствовали процветанию султаната. Были среди них военачальники и мореходы, фабриканты и купцы, оставившие в Марокко свое потомство и память о себе.

Митрополит Евлогий (Георгиевский) после освящения Воскресенского храма в г. Рабате. Фото 1932 г.
Но, конечно, наибольший «русский след» оставили эмигранты «первой волны». В начале 1920-х годов русские эмигранты из Туниса, Франции, Югославии и Болгарии прибывали в Марокко в поисках работы. Марокко, наряду с Алжиром и Тунисом, приняло первых русских эмигрантов в январе 1922 года – от самых простых людей до представителей знатных семей России: Толстых, Игнатьевых, Долгоруких, Урусовых, Шереметевых и др. Среди них были офицеры царского флота, разоруженного в тунисском порту Бизерта, разъехавшиеся по всей северной Африке; эмигранты, не прижившиеся во Франции и продолжившие скитания в поисках лучшей доли. В 1920–1930-е годы только в Рабате проживало пять тысяч русских, а по всей стране их было более тридцати тысяч. Наши соотечественники, попавшие в Марокко, были хорошими специалистами: геологами, строителями, агрономами, врачами, военными. Именно они руководили строительством портов, шоссе, водопроводов, ремонтом железных дорог, занимались топографической съемкой местности, проектированием различных объектов. Определенную категорию русской диаспоры составили военные, служившие во французском Иностранном легионе. В Марокко их было особенно много. На долю русских легионеров выпала тяжесть борьбы с рифянами, кабилами, туарегами и другими племенами, восстававшими против центральных властей в 1925–1927 годы. Многие из русских офицеров впоследствии заняли в легионе командные должности. Русская колония в Рабате и Касабланке жила активной общественно-политической жизнью. Были созданы учреждения Красного Креста, отделение Русского общевоинского союза, Русский клуб.
Актив общины наладил связи с базирующимися за границей русскими благотворительными организациями. Заметной стала русская культурная жизнь: концерты, благотворительные балы поддерживали в чуждой среде какую-то частицу русского духа и быта. Положение русской общины в Марокко той эпохи хорошо характеризуют слова Прасковьи Петровны Шереметевой: «Мы жили во французской среде, окруженной арабской страной. Белые джеллабы, цветастые женские кафтаны вперемешку с нашими кокошниками и сарафанами. Были всегда в ладу с арабами; мусульманские праздники перемежались с христианскими. Арабские слуги начинали говорить по-русски, а мы – по-арабски…»

Соотечественники, а точнее – соотечественницы, приехавшие в Марокко уже из Советского Союза, – это другое дело. Хотя и это все же были люди той же культуры, целостной формации, и многие из них нашли свою дорогу к храму, сохраняли веру и культуру.

Храм Воскресения Христова в г. Рабате (Марокко)
Ныне основную часть российских граждан в Марокко составляют вышедшие замуж за марокканцев молодые женщины и девушки. Многие из них еще в России по известным причинам (советский период или ранние годы «перестройки», когда была полная духовная неразбериха) были людьми нецерковными и храм не посещали. У них нет духовного стержня, и потому, сталкиваясь в Марокко с другой культурой, они мало что могут ей противопоставить. Им сложно и противостоять натиску недобросовестных «ревнителей» ислама. Тем более что их запугивают, уверяя, что если они не станут мусульманками, то у них возникнут здесь правовые проблемы, связанные с наследством и детьми. Хотя такого жесткого закона в Марокко нет, как нет и дискриминации по религиозному принципу. Но многие по невежеству и ища легкой жизни без проблем охотно верят этим «страшилкам», находят легкое оправдание отречению от своей веры: так удобнее! Сейчас в Марокко даже такой клич среди русских: «Принимай ислам, чтобы не было проблем!»

С другой стороны, вызывает уважение тот факт, что многие марокканские мужья предостерегают своих легкомысленно относящихся к религии жен от неискреннего принятия ислама. Как показывает история и практика, именно-то у приспособленцев и возникают всевозможные трагедии: семейные, служебные, духовные, и, наконец, физические.

Как видите, люди по-разному приходят к осознанию серьезного влияния вопросов веры на их жизнь. Но наша задача – не запугивать людей и не заниматься уговорами – в конце концов каждый сам делает свой выбор, все люди взрослые, – а дать желающим твердую духовно-культурную почву под ногами, помочь адаптироваться к новой реальности, найти свое место в обществе и сохранить внутреннюю духовную целостность. В своем пастырском служении я уделяю большое внимание проповеди в храме, внебогослужебным беседам на территории храма и личным встречам.

– Отец Димитрий, расскажите, пожалуйста, о Воскресенском храме в Рабате, его истории.

– Первым настоятелем Воскресенского храма был архимандрит Варсонофий (Толстухин), в прошлом насельник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. После разрушения монастыря он вынужден был покинуть Валаам и бежать в Париж, откуда его управляющий русскими приходами в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевский) направил в Марокко для «организации русских людей и образования прихода».

Отец Варсонофий был человеком горячей веры и преданности делу святой Матери-Церкви, незаурядным организатором. Русские люди имели скудный эмигрантский достаток. Но с христианской надеждой на Промысл Божий они сплотились вокруг пастыря-энтузиаста.

22 мая 1927 года они собрались, чтобы обсудить организационные вопросы будущего прихода. 25 октября того же года состоялось первое собрание новой приходской общины. Прихожане торжественно заявили о своей преданности Матери-Церкви под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского) и положили в основу своей приходской жизни и деятельности верность традициям и заветам русского православного образа жизни. Русские люди, рассеянные по разным городам страны (Рабат, Мекнес, Марракеш, Фес, Хурибга), начали собирать пожертвования на постройку храма. Временно богослужения совершались в оборудованных под храмы деревянных бараках, переданных французскими властями эмигрантам.

Митрополит Евлогий сообщил Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому Мелетию[1] о желании русских людей иметь в Марокко свой храм и священника и получил положительный ответ Его Блаженства. С тех пормежду греческими и русскими клириками в Марокко установились теплые братские отношения, которые продолжаются поныне.

С 1930 года в Марокко богослужения стали совершаться в Рабате, Касабланке, Хурибге и Танжере регулярно. Священники выезжали в другие населенные пункты Марокко, посещая русских людей по их просьбе. Храмы и деятельность пастырей в них давали людям возможность общения, напоминали о далекой Родине и возрождали в прихожанах дух национальной культуры. Уроки закона Божия, благотворительные вечера и традиционные русские чаепития в церковном доме доставляли прихожанам отраду и утешение. Русские православные люди не прекращали усилий по созиданию церковного центра в Рабате.

Благословение Божие созидаемому в Марокко приходу явилось неожиданным образом. Рассказывают, что однажды отца Варсонофия пригласили в дом богатого араба Джибли, женатого на русской женщине. Тяжело больной хозяин дома умирал. По совершении молебна наступил кризис и болящий выздоровел. В знак благодарности за излечение от тяжелого недуга, а также за счастливую семейную жизнь и трех детей господин Джибли продал русской общине земельный участок за символическую сумму в 1 франк. Документы он оформил в соответствии с марокканским законом. Причем в тексте купчей строго оговаривалось: на означенном участке может быть возведен только русский православный храм, и никаким другим целям он служить не может. Поистине дивное событие! Доселе оно приносит свой плод: живущие близ храма арабы-мусульмане с уважением относятся к Русской Церкви.

Деньги на строительство зарабатывались устройством русских вечеров с театральной программой и благотворительных балов, где можно было купить водку и пироги. На эти мероприятия с большой охотой приходили французы. Особой популярностью пользовались танцевальные программы русских девушек.

С трудом собранные средства дали возможность построить храм – небольшое белоснежное здание в мавритано-византийском стиле, с иконостасом и иконами. Колокольню пристроили позднее, и на службу верующие собирались при колокольном звоне. В 1930-е годы в саду был построен небольшой домик. Впоследствии к нему пристроены новые каменные служебные помещения. Весь садовый участок обнесен каменной оградой.

В 1932 году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы митрополит Евлогий, прибывший из Парижа, освятил однопрестольный храм в честь Воскресения Христова. На освящении присутствовали представители гражданских властей и христианских общин. Местные газеты сообщили о свершившемся событии.

Прибывший в 1933 году в Марокко священник Николай Шкарин помог создать церковный хор. Отец Николай оставил по себе добрую память у прихожан русской простотой и скромностью. Свой жизненный путь он окончил в Париже.

Трудное испытание пришлось перенести приходу по окончании Второй мировой войны. На собрании прихода в 1952 году было принято решение перейти в юрисдикцию Московского Патриархата[2]. Прибывшие в Марокко так называемые перемещенные лица под влиянием антисоветской пропаганды решили обособиться в церковном отношении и построили свой храм в Касабланке. Разделение продолжалось до марта 1956 года, когда после провозглашения независимости Марокко эти лица покинули пределы страны во главе со своим пастырем, будущим епископом Митрофаном (Зноско-Боровским). Здравая политика короля Марокко Мухаммеда V дала возможность продолжать церковноприходскую жизнь.

После кончины архимандрита Варсонофия настоятелем Воскресенского прихода в Рабате стал архимандрит Митрофан (Ярославцев), который служил до того в Хурибге. Отец Митрофан чутко понимал судьбы Русской Православной Церкви и ее малой ветви в Марокко. Переписываясь с карловацким священником из Касабланки, он убедительно и в духе истинно пастырской заботы давал ответы, разъяснял современные задачи Матери-Церкви, писал о ее спасительной миссии, о благодати Божией, которая, «оскудевающая восполняя», ведет верных чад церковных историческими путями в завещанное Спасителем мира Царство Небесное. Архимандрит Митрофан с сыновней преданностью претворял в жизнь первосвятительские заветы любимого им Святейшего Патриарха Алексия I.

На европейском кладбище в Рабате есть часовня-усыпальница, в которой погребены основатели прихода и служившие в нем архимандриты Варсонофий и Митрофан. Часовня бережно сохраняется, в ней горит лампада и совершаются заупокойные службы о погребенных в часовне и на кладбище русских людях. Священник раз в год, а иногда и чаще посещает русские могилы в Касабланке, Фесе, Сафи, Марракеше и в других городах страны и служит там панихиды. Благословение Матери-Церкви над усопшими ее чадами почивает доныне.

– Из кого в наши дни состоит приход? И сколько выходцев из нашей страны сейчас проживает в Марокко?

– Не все службы в Воскресенском храме совершаются при множестве молящихся. Но всегда радуют теплота и искренность христианского общения приходящих в наш храм на молитву. Грузины, сербы, болгары и румыны находят здесь родное по духу истово совершаемое православное богослужение. Римо-католиков – последователей мелхитского обряда привлекают в Воскресенский храм не только знакомый и близкий им восточный обряд (богослужения в храме совершаются на церковнославянском, греческом и французском языках), но и высокие примеры христианской жизни духоносных подвижников Русского Православия, особенно преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Сестры из римско-католического монастыря в Тазерте (на границе с Сахарой) написали для Воскресенского храма две иконы этих почитаемых и ими святых.

Обыкновенно по воскресным дням на литургии присутствуют от 9 до 30 человек, по большим праздникам – до 40 человек. На Рождество и Пасху число посещающих доходит до 100 человек. Кроме сотрудников российских загранучреждений, Украинского посольства, наших соотечественниц, вышедших замуж за марокканцев, храм посещают болгары, румыны, сербы, грузины, эфиопы, армяне, проживающие в Рабате и других городах Марокко.

По неофициальным данным, в Марокко проживает более пяти тысяч наших соотечественниц.

– Как складывается жизнь прихода?

Священник Димитрий Орехов приветствует короля Марокко Мухаммеда VI в День трона
– По милости Божией приход продолжает жить своей полноценной жизнью. Каждую субботу и воскресенье, в двунадесятые и особые праздники в храме неукоснительно совершаются уставные богослужения. Храм открыт в течение всего дня и доступен для посещения. Священник живет при храме и также доступен для приходящих.

После богослужения проходят чаепития в церковном саду. Поводятся торжественные мероприятия, связанные с церковными праздниками Прощеного воскресения, Вербного воскресения, Антипасхи (престольный праздник), Святой Троицы. Проходят также конкурсы детских художественных работ на Рождество и на Пасху с участием учеников из РЦНК и школы при посольстве РФ. Служатся панихиды на Родительские субботы (с посещением кладбища).

На базе прихода и посольской школы проводится духовно-нравственное образование и религиозное просвещение: ведутся катехизические беседы с детьми и взрослыми на территории храма во внебогослужебное время, идет преподавание основ православной культуры в школе при посольстве РФ.

Своими стараниями и заботами современные прихожане оживляют приходскую жизнь. Продолжается участие в общественных и культурных мероприятиях, собраниях, конференциях, встречах, юбилеях в нарочитые дни.

С обретением Марокко независимости на официальные государственные торжества в королевский дворец как представитель русской колонии приглашается настоятель Воскресенского храма. Вторым человеком, представляющим Россию, принимающим участие в этих же церемониях, стал после установления дипломатических советско-марокканских отношений в 1958 году посол СССР, сейчас – Российской Федерации. Русский священник и поныне приглашается на День трона и лично приветствует его величество короля Марокко. Участие в королевском приеме является значимым и знаковым событием. Торжественная часть приема транслируется по телевидению и освещается в других СМИ, что, по уверению наших соотечественниц, позитивно отражается на отношении к русским в марокканском обществе.

Воскресенский приход Русской Православной Церкви в Рабате полноценно функционирует и развивается в меру своих скромных возможностей. Он является духовным центром всех православных христиан в столице Марокко, где они могут получить духовное утешение, поддержку и укрепиться в вере в Господа нашего Иисуса Христа.

Жизнь русской патриаршей общины в Рабате горит негасимым огнем православной веры и христианской надежды на Промысл Божий о ней в будущем.

– Помогает ли вам посольство России и другие российские представительства? Если ли взаимодействие с посольствами стран, некогда входивших в единое Отечество (Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан и др.)?

– Безусловно, с Посольством, Генеральным консульством РФ в Марокко и Российским центром науки и культуры у нас самые теплые отношения. Также с посольством Украины. Посольств других стран бывшего СССР в Марокко нет.

– Королевство Марокко – это мусульманская страна. Как складываются отношения между Воскресенским приходом и местными властями, духовенством, общественностью?

– Отношения добрососедские. Марокканские власти предусмотрительны и внимательны. Высоким гостям Воскресенского прихода всегда оказывается должный прием. Напротив храма находится регулярный пост полиции. Соседи всегда готовы помочь. Я думаю, что все сказанное мной выше о Марокко и исторической жизни нашего прихода является лучшей иллюстрацией и ответом на данный вопрос.

– Коренные православные Марокко как страны Африканского континента окормляются Александрийским Патриархатом. Поддерживает ли приход отношения с братской Церковью?

– Коренных православных в Марокко – стране мусульманской – давно уже нет. Что же касается отношений с клириками Александрийского Патриархата, то они, как, опять-таки, это явствует из истории, братские и самые теплые. Совершаем совместные богослужения, посещаем друг друга, решаем совместные задачи. В целом отношения конструктивные; совместными усилиями удается больше сделать во всех отношениях. Как вы видели из истории, Александрийские патриархи и Карфагенские митрополиты не раз посещали наш храм. Его Высокопреосвященство Алексий, митрополит Карфагенский, также не оставляет нас без своего архипастырского внимания.

С любовью ожидаем визита Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора.

Население Марокко

Счетчик населения Марокко

38 133 888

Численность населения

18 683 281

Численность мужского населения (49.0%)

19 450 607

Численность женского населения (51.0%)

673 050

Рождено в этом году

760

Рождено сегодня

181 632

Умерло в этом году

205

Умерло сегодня

-59 173

Мигрировало в этом году

-67

Мигрировало сегодня

432 245

Рост численности населения в этом году

488

Рост численности населения сегодня

03-11-2022 07:18:10

Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения .

Ежедневная статистика COVID-19

Уведомление касательно COVID-19!

Данные, представленные на этом сайте не отражают реальную миграционную картину, в связи с ограничением передвижения, введённым большинством стран мира из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Выберите странуАвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАнгильяАнголаАндорраАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские ОстроваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританские Виргинские ОстроваБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВеликобританияВенгрияВенесуэлаВиргинские Острова (США)Восточный ТиморВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвианаГвинеяГвинея-БисауГерманияГибралтарГондурасГонконгГренадаГренландияГрецияГрузияГуамДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы ОстроваКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайКолумбияКоморские ОстроваКонго, Демократическая РеспубликаКосовоКоста-РикаКот-д’Ивуар (Берег слоновой кости)КубаКувейтКыргызстанКюрасаоЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМайоттаМакаоМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы ОстроваМексикаМикронезияМозамбикМолдоваМонакоМонголияМонтсерратМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияНормандские острова (Джерси и Гернси)Объединенные Арабские ЭмиратыОманОстров МэнОстров Святой ЕленыОстрова КукаОстрова Уоллис и ФутунаПакистанПалауПалестинаПанамаПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеспублика КонгоРеюньонРоссияРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверная МакедонияСеверные Марианские островаСейшельские островаСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Киттс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСербияСингапурСинт-МартенСирияСловакияСловенияСоединенные Штаты Америки (США)Соломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайвань (Китайская Республика)ТанзанияТёркс и КайкосТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФарерские ОстроваФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮжная КореяЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония———————————————-Земля


Содержание

  1. Счетчик населения
  2. Население в 2022году
  3. Демография в 2021 году
  4. Плотность населения
  5. Религиозные убеждения
  6. Возрастно-половая пирамида
  7. Коэффициент демографической нагрузки
    • Коэффициент детской нагрузки
    • Коэффициент пенсионной нагрузки
  8. Продолжительность жизни
  9. Грамотность населения
  10. История населения
  11. Прогноз численности населения

Факты о населении Марокко

Население на сегодняшний день
38 133 400
Рейтинг страны по населению
39 (0. 47% от населения Земли)
Площадь
446 550 км2
Плотность населения
85.4 на км2
Соотношение полов
0.96 (18 683 281 мужчин на 19 450 607 женщин)
Средний возраст
27.9
Ожидаемая продолжительность жизни
75.9 (72.8 — мужчины, 79.1 — женщины)
Грамотность населения
72.4 %

(Число людей рассчитано Countrymeters (countrymeters.info) на основе последних данных, опубликованных отделом народонаселения ООН)

Население Марокко в 2022 году

В 2022 году численность населения Марокко увеличится на 515 004 человека и в конце года будет составлять 38 216 647 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 585 507 человек. За весь год родится примерно 801 914 детей и умрёт 216 407 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на -70 502 человек. То есть, суммарное количество людей, покидающих страну (эмигрантов) будет преобладать над количеством людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов).

Динамика изменения численности населения Марокко в 2022 году

Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения Марокко, рассчитанные нами для 2022 года:

  • Рождаемость: в среднем 2 197 детей в день (91.54 в час)
  • Смертность: в среднем 593 человека в день (24.70 в час)
  • Миграционный прирост населения: в среднем -193 человек в день (-8.05 в час)

Скорость прироста населения Марокко в 2022 году будет 1 411 человек в день.

Население Марокко 2021

Согласно нашей оценке, на конец 2021 года, население Марокко составляло 37 701 643 человека. За 2021 год население Марокко увеличилось приблизительно на 508 064 человека. Учитывая, что население Марокко в начале года оценивалось в 37 193 579 человек, годовой прирост составил 1. 37 %.

Вот основные демографические показатели Марокко за 2021 год:

  • Родившихся: 791 107 человек
  • Умерших: 213 491 человек
  • Естественный прирост населения: 577 616 человек
  • Миграционный прирост населения: -69 552 человек
  • Мужчин: 18 471 507 человек (по оценке на 31 декабря 2021 года)
  • Женщин: 19 230 136 человек (по оценке на 31 декабря 2021 года)

Прирост населения 1952 — 2022

Плотность населения Марокко

Согласно данным Департамента Статистики Организации Объеденённых Наций, общая площадь Марокко составляет 446 550 квадратных километров.

Под общей площадью подразумевается площадь суши и площадь всех водных поверхностей государства в пределах международных границ. Плотность населения считается как отношение общей численности населения, проживающей на данной территории, к общей площади этой территории. Согласно нашим рассчётам на начало 2022 года население Марокко составляло приблизительно 37 701 643 человека.

Таким образом, плотность населения Марокко равна 84.4 человека на квадратный километр.

Религия в Марокко

РелигияКоличество последователейПроцент от общей
численности населения
Ислам38 095 26799.9 %
Другие38 1330.1 %

Источник: Pew Research Center. The Global Religious Landscape .

Количество последователей ( 03.11.2022 — Countrymeters.info ).

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2022 года, население Марокко имело следующее распределение по возрасту:

27.866.16.1

В абсолютных цифрах:

  • 10 492 744 человека младше 15 лет (мужчин: 5 324 226 / женщин: 5 168 518)
  • 24 909 099 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 12 189 695 / женщин: 12 719 780)
  • 2 299 800 человек старше 64 лет (мужчин: 1 039 811 / женщин: 1 259 989)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

мужчиныженщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида Марокко имеет прогрессивный или растущий тип. Такой тип пирамиды обычно имеют развивающие страны. Для демографии таких стран характерна относительно короткая ожидаемая продолжительность жизни, в результате высоких смертности и рождаемости. Высокие показатели смертности и рождаемости обусловленны, наряду с другими причинами, низким уровнем здравоохранения и образования.

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики .

Коэффициент демографической нагрузки

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки

Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для Марокко Коэффициент общей демографической нагрузки равен 51.4 %.

Такое отношение означает, что Марокко испытывает относительно высокую социальную нагрузку для общества. Это означает, что каждый работающий человек в в Марокко должен обеспечить более чем в 1,5 раза большее количество товаров и услуг, чем было бы необходимо для него самого.

Коэффициент потенциального замещения

Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для Марокко равен 42.1 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки

Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в в Марокко составляет 9.2 %.

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики .

Ожидаемая продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей. Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека. То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека. Как правило, под «ожидаемой продолжительностью жизни» понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в Марокко составляет 75.9 лет (года).
Это выше средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая находится на уровне около 71 года (по данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам).

Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении — 72.8 лет (года).
Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении — 79.1 лет (года).

Грамотность населения

По нашим подсчётам в Марокко около 19 679 854 человека старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 72.33% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 7 529 421 человек все ещё остаются безграмотными.

Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 82.72% (10 942 918 человек).
2 286 588 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 62.5% (8 736 936 человек).
5 242 833 человека — безграмотны.

Уровень грамотности среди молодёжи 96.6% и 93.51% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 95.1%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.

Источник: Данные для раздела «Грамотность населения Марокко» основаны на последних данных, опубликованных Институтом Статистики ЮНЕСКО (данные были взяты 13 марта 2016) .

История населения Марокко (1951 — 2022)

Данные показаны на 1 января соответствующего года.

История населения Марокко

ГодНаселениеПрирост населения
19519 115 756N/A %
19529 386 9752.98 %
19539 684 2933.17 %
195410 001 3513. 27 %
195510 334 1993.33 %
195610 678 8733.34 %
195711 034 1773.33 %
195811 396 8093.29 %
195911 766 0933.24 %
196012 140 6723.18 %
196112 521 1303.13 %
196212 904 3183.06 %
196313 288 2342.98 %
196413 669 0772.87 %
196514 045 4402.75 %
196614 414 2582.63 %
196714 776 1682.51 %
196815 131 6172.41 %
196915 483 4932.33 %
197015 832 2192.25 %
197116 179 2302.19 %
197216 524 8322. 14 %
197316 874 1532.11 %
197417 232 3352.12 %
197517 606 2342.17 %
197617 998 6042.23 %
197718 411 1932.29 %
197818 841 7372.34 %
197919 290 2362.38 %
198019 754 7672.41 %
198120 236 8702.44 %
198220 733 9392.46 %
198321 241 6562.45 %
198421 750 2512.39 %
198522 252 9162.31 %
198622 741 7002.20 %
198723 215 7142.08 %
198823 676 6711.99 %
198924 131 4661.92 %
199024 583 3991. 87 %
199125 035 7951.84 %
199225 487 1411.80 %
199325 935 1311.76 %
199426 371 6031.68 %
199526 791 0481.59 %
199627 189 9271.49 %
199727 570 5481.40 %
199827 933 9721.32 %
199928 284 3941.25 %
200028 625 5121.21 %
200128 961 3651.17 %
200229 291 8941.14 %
200329 620 1731.12 %
200429 949 9481.11 %
200530 286 7781.12 %
200630 631 5611.14 %
200730 985 6551.16 %
200831 351 2581. 18 %
200931 734 5591.22 %
201032 137 9381.27 %
201132 564 4241.33 %
201233 013 1361.38 %
201333 480 7491.42 %
201433 955 9901.42 %
201534 429 9201.40 %
201634 896 2051.35 %
201735 355 6351.32 %
201835 807 0131.28 %
201936 252 2471.24 %
202036 692 3611.21 %
202137 193 5791.37 %
202237 701 6431.37 %

Все данные в этой таблице даны на 1 января соответствующего года.

Прогноз численности населения (2020-2100)

ГодНаселениеПрирост населения
202037 070 719N/A %
202539 100 6495. 48 %
203040 873 5934.53 %
203542 407 1773.75 %
204043 713 7033.08 %
204544 798 4172.48 %
205045 659 8801.92 %
205546 301 0941.40 %
206046 709 7940.88 %
206546 886 6240.38 %
207046 842 857-0.09 %
207546 606 861-0.50 %
208046 225 540-0.82 %
208545 740 113-1.05 %
209045 174 845-1.24 %
209544 536 325-1.41 %
210043 840 154-1.56 %

Данные даны на 1 июля соответствующего года (средний вариант прогноза).

Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения

русских в Марокко — российские экспатриты в Марокко

  • Связаться с коллегами по русским в Марокко

  • Получить информацию в нашем Guide

  • 5 .

    Советы по обмену о жизни экспатов в Марокко

  • Ян-Питер ван Тейк

    Что меня привлекает в InterNations? Я не только завел новых друзей, но и нашел новых деловых партнеров.

InterNations – соединяем россиян, живущих в Марокко

Вы ищете соотечественников в Марокко? Вам нужны советы и подсказки от ваших русских соотечественников? Или вы хотели бы отправиться в путешествие с другими российскими эмигрантами, чтобы вместе открыть для себя такие достопримечательности, как хребты Риф и Атлас?

Независимо от того, живете ли вы уже в качестве эмигранта в Марокко или все еще проживаете дома в России, чтобы подготовиться к переезду за границу, InterNations Марокко предоставит вам все, что вам нужно: основанное в 2007 году, наше надежное сообщество быстро зарекомендовало себя как международная сетевая платформа. для эмигрантов и глобальных умов по всему миру. Среди наших членов также есть несколько русских эмигрантов в Марокко, родом из всей России — от Екатеринбурга, Санкт-Петербурга до Москвы.

Познакомьтесь с другими русскими в Марокко

Познакомьтесь с другими русскими на наших мероприятиях в Марокко

Посетите наши ежемесячные мероприятия и мероприятия для русских эмигрантов, чтобы познакомиться с единомышленниками в реальной жизни.

Хотите познакомиться с другими россиянами на наших мероприятиях?

Наши глобальные партнеры

Сообщения на форуме от русских в Марокко

Получите заслуживающие доверия советы и местные идеи от соотечественников на наших форумах для экспатов в Марокко.

Спросите опытных русских эмигрантов в Марокко!

  • Где найти русскую еду?
  • Где я могу встретить других русских?
  • Есть ли в моем городе русские школы?

Найдите других россиян, с которыми можно поделиться своими увлечениями

Получите информацию и советы о Марокко от русских экспатов

Очевидно, что начало жизни экспата в Марокко — это не только упаковка коробок и оформление документов. Регулярный обмен с вашими российскими соотечественниками также является важным аспектом опыта экспатов и может помочь вам привыкнуть к марокканской культуре и людям. InterNations помогает вам встречаться и общаться с другими русскими в Марокко, живущими в Рабате, Фесе, Касабланке и многих других местах по всей стране. Только взгляните на нашу группу русских в Касабланке или русских в Рабате.

Так что, если вам когда-нибудь захочется поговорить на родном языке, узнать, где купить русскую еду, или поболтать о последнем матче вашей любимой команды, присоединяйтесь к российскому сообществу InterNations:

  • Просмотрите нашу высококачественную сеть экспатов, чтобы найти единомышленников из России в Марокко.
  • Получайте и делитесь советами на наших форумах для экспатов в Марокко, например. как найти няню, говорящую на родном языке ваших детей или где купить борщ в Рабате…
  • Просмотрите базу данных InterNations Places для Марокко, чтобы найти такие учреждения, как ближайшее посольство России и многие другие.

От хребтов Риф и Атлас до испанских анклавов на побережье Средиземного моря мы свяжемся с полезными и дружелюбными русскими эмигрантами в Марокко .

Примите участие в различных мероприятиях для экспатов, чтобы встретиться с соотечественниками в Марокко

Кроме того, мы сердечно приглашаем вас принять участие в наших регулярных мероприятиях и мероприятиях для экспатов, проводимых в Марокко. Наши мероприятия охватывают различные интересы и варьируются от небольшого ужина иностранцев, чтобы насладиться традиционной марокканской пастильей, до больших встреч иностранцев с сотнями гостей в лучших местах Рабата. Вы также можете присоединиться к одной из наших эмигрантских экскурсий на выходные вместе с группой соотечественников в Марракеше, чтобы посетить великую площадь Джема-эль-Фна в Марракеше, горы Высокого Атласа, где преобладают берберы, и другие впечатляющие достопримечательности Марокко.

Таким образом, наши мероприятия и мероприятия являются прекрасным поводом для встреч с эмигрантами из России и со всего мира в непринужденной обстановке. Заинтересованы? Подпишитесь на членство, и вскоре вас встретит теплый Привет от наших русских, живущих в Марокко !

Приговоренный к смертной казни марокканец стал жертвой русских «игр», говорят друзья | Украина

В то время как Россия утверждает, что Брахим Саадун был иностранным боевиком в Украине, 21-летний марокканец, приговоренный к смертной казни вместе с двумя британцами на прошлой неделе, провел годы, делая страну своим домом.

Друзья и семья Саадуна призвали к его освобождению, заявив Guardian, что он был морским пехотинцем, а не наемником, как утверждают российские СМИ и пророссийские чиновники на востоке Украины, объявившие приговор.

21-летний парень, бывший студент аэронавтики, был очень популярен на киевской андеграундной техно-сцене. Он переехал в Украину в 2019 году, чтобы учиться на инженера, но пошел в армию, чтобы бороться с «несправедливостью», отправившись в Мариуполь всего за несколько месяцев до вторжения России.

Друзья и родственники в Украине и Марокко митингуют под лозунгом #SaveBrahim, чтобы привлечь внимание к солдату, судьба которого связана с двумя британцами, 28-летним Эйденом Аслином из Ньюарка, 48-летним Шоном Пиннером. , из Уотфорда, также приговоренного самопровозглашенной республикой к смертной казни в Донецке.

«В общем, все, кто встречался с Брахимом, любили его», — сказала Даша Олейник, подруга, которая знала Саадуна несколько лет и поддерживала с ним связь во время его командировки. «Все, кто его знает, убиты горем».

Дмитрий Храбцов, другой друг, рассказал, что встретил Саадуна на вечеринке в 2019 году, и они полночи обсуждали аэрокосмическую технику. Марокканец пришел в Киевский политехнический институт, потому что украинское образование было «очень хорошим за ту цену, которую вы платите».

Саадун и его друг Дмитрий Храбцов (справа). Фото: Дмитрий Храбцов/ПА Медиа

По словам Храбцова, в конце концов он пошел в вооруженные силы, потому что «у него было глубокое ощущение того, что против Украины творится несправедливость».

По словам Храбцова, Пиннер через Facebook помог Саадуну вступить в вооруженные силы.

Саадун появился вместе с Пиннером и Эслин на показательном процессе на прошлой неделе, который закончился тем, что российский уполномоченный приговорил троих мужчин к смертной казни. В то время как Россия может попытаться обменять их на своих солдат, осужденных за военные преступления, угроза расстрела или длительного заключения привела в ужас его друзей и семью как в Украине, так и в Марокко.

Двое друзей и родственник Саадуна подтвердили The Guardian, что он был военнослужащим украинской морской пехоты и не служил наемником, как утверждают российские чиновники и их доверенные лица.

Один близкий друг, Муиз Авгонзода, сообщил немецкой телекомпании DW, что у него есть «все копии его документов, все контракты, подписанные с вооруженными силами Украины». Он назвал Саадуна «жертвой игр ДНР [самопровозглашенной Донецкой Народной Республики], жертвой России, жертвой этой войны».

Друзья Саадуна также были обеспокоены тем, что внимание СМИ было сосредоточено на судьбе нескольких британцев на востоке Украины, в основном упоминая марокканца вскользь.

Говорят, что поток поддержки, который он получил после ареста, показал, насколько он интегрировался в украинское общество.

Он «действительно хороший человек», сказал Храбцов. «По тому, как люди в Украине реагируют на его заключение, вы видите, что он положительно повлиял на множество жизней».

Друзья говорят, что у него было мало перспектив работы, и он хотел получить военный опыт, отправляясь туда, где он чувствовал себя нужным.

«Вы могли видеть, что он никогда не собирался работать в офисе; у него был склад ума авантюриста, защитника. Он был очень проницателен, обладал обостренным чувством справедливости».

О том, что Саадун попал в плен, друзья и родственники узнали во время интервью, проведенного Александром Сладковым, сотрудником российского государственного телевидения.

«В некоторых моментах я вижу, что он пытается мудро подбирать слова, когда говорит в этих видео», — сказал Олейник. «Я почти уверен, что он содержится в очень плохих условиях. Вот как это выглядит, но мы не знаем никаких подробностей».

С тех пор ему не давали возможности связаться со своей семьей или друзьями.

— Они не разговаривали, — сказал Олейник. «Это невероятно тяжело для нас и, конечно, для его семьи».

Саадун регулярно звонил Олейнику даже после того, как он ушел в армию, где служил водителем, прежде чем в ноябре был направлен в Мариуполь.

В первый день войны, когда вертолеты летели в сторону Киева, Саадун позвонил Олейник и сказал ей как можно быстрее бежать в бомбоубежище.

Подпишитесь на First Edition, наш бесплатный ежедневный информационный бюллетень – каждый будний день в 7:00 по московскому времени

«В день, когда началась война, он был в горячей точке и позвонил мне и сказал, что видит вертолеты, движущиеся на Киев», — сказала она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *