Жостовская фабрика декоративной росписи — Ассоциация Народные художественные промыслы России, НХП. Выставки Ладья, Жар Птица.
ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи»
Московская область, г.Мытищи, д.Жостово, ул.Дивная, стр.15
www.zhostovo.ru
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне городской округ Мытищи, Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи зародились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи. В 1928 году организовалась специализированная артель «Металлоподнос» в деревне Жостово.
В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовым изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Жостово узнаваемо именно по уникальным букетам с присущей им яркостью красок. В то же время, сегодня жостовские художники пишут не только цветы и не только на подносах.
Использование различных художественных и декоративных приемов, выбор цветового и композиционного решения, техники исполнения, позволяет создать авторский предмет искусства в единичном экземпляре.
Качество изделий из Жостово прошло проверку временем. Жостовские подносы известны во всем мире. Мастера не пишут по образцам – они творят по воображению, по правилам, усвоенным и отточенным в практике многих поколений, находя новые возможности для передачи красоты жостовской росписи своим современникам.
Туристические услуги:
Гостей познакомят с Жостовским промыслом, проведя экскурсию по единственному в мире музею «картин на металле». Эта экскурсия позволит прикоснуться к истории промысла, начиная с момента его возникновения до сегодняшнего дня, узнать обо всех этапах производства и увидеть процесс росписи подноса.
Здесь организованы как групповые, так и индивидуальные экскурсии, проводятся групповые и индивидуальные мастер-классы.
Действует розничный магазин, есть возможность безналичного расчета при помощи банковских карт.
Контакты для заказа экскурсий и мастер-классов: [email protected], +7 (495) 981 39 89, +7 (903) 147 93 27
Транспортная доступность предприятия:
Добраться до Жостово можно личным транспортом или рейсовыми автобусами:
от ст. Мытищи — №26 до остановки Жостово (45мин.),
от Москвы (станция метро Медведково) — №438 до остановки Жостово, далее пешком ок.800 м.
Для личного автотранспорта и туристических автобусов непосредственно около предприятия предусмотрена парковка.
Возможности размещения и питания туристов:
В Мытищинском районе Московской области есть все необходимое для полноценного отдыха: постоянно развивающаяся сеть гостиниц, ресторанов и кафе позволяет всегда радушно и хлебосольно принимать большое количество гостей.
Услуги питания непосредственно в Жостово предлагает кафе «ПирГрад»
Официальный сайт и ссылки на страницы ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи» в социальных сетях:
www.zhostovo.ru
https://www.instagram.com/zhostovskaya_fabrika/
https://www.instagram.com/zhostovo.museum/
https://www.facebook.com/zhostovskayafabrika
Помимо жостовского промысла гости могут посетить близлежащий Федоскинский промысел лаковой миниатюры в с. Федоскино, в с. Осташково – Христорождественский храм XVII века, Троицкий храм в Болтино, Церковь Троицы Живоначальной и частично сохранившийся парк в усадьбе «Троицкое-Шереметьево» Черкасских – Шереметевых в с.Троицкое.
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Техника лаковой росписи
Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских — очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!
Подносный промысел в Подмосковье возникает в начале XIX века, и связано это с деятельностью семьи Вешняковых, местных уроженцев.
У каждого мастера в Жостове свое клеймо, по которому можно узнать подлинность подноса.
Вешняковы были откупившимися на волю крестьянами, талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Они основали мастерские, в которых занимались изготовлением разнообразных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью. Красивые мелочи пользовались большим спросом среди населения, дело быстро развивалось, и Филипп Вешняков, старший из клана, вскоре перебрался в Москву. Однако его сын Осип отделился от отца, вернулся на малую родину и открыл свое собственное дело в деревне Жостово. Троицкая волость, где находилась деревня, была тогда центром подмосковного ремесленного производства. Во множестве деревень были мастерские, в которых искусные ремесленники занимались различными промыслами, а в деревне Жостово таких мастерских было двадцать две.
Осип Вешняков выпускал табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки, портсигары, козырьки для фуражек, а заодно и расписные подносы. К сожалению, они были слишком хрупкими и непрактичными, хотя и красивыми, а вот тагильские железные подносы пользовались большей популярностью у покупателей.
Жостовские подносы есть в коллекциях испанских и британских монархов.
Железные подносы
Осип Вешняков принял решение отказаться от папье-маше и тоже перейти к изготовлению железных подносов, ведь спрос на них постоянно увеличивался. У жостовских мастеров перед тагильскими конкурентами было преимущество — они знали секрет более прочного лака, который долго не трескался, сохраняя роспись. Это стало решающим фактором в конкурентной борьбе. Мастерская в Жостове практически целиком перешла на изготовление железных подносов, то и дело расширяя производство, и только совсем старые мастера продолжали делать милые безделушки из папье-маше.
Как и у тагильских подносов, главным мотивом жостовских были цветочные букеты. У этой росписи много источников. Она напоминает народную вышивку бисером, павлопосадские платки, ивановские яркие ситцы, курские ковры. Здесь та же яркость красок, смелое сочетание цветов, пышная декоративность. Похожие мотивы можно заметить также в народных росписях крестьянских сундуков и прялок, на деревянной и керамической посуде. Все эти народные орнаменты мастера фабрики брали на заметку, и в результате у них сложился собственный уникальный стиль, узнаваемый всеми. Цветочные букеты жостовских подносов не спутаешь ни с какими другими.
Каждый мастер одновременно делает несколько подносов, в день опытный профессионал расписывает от пяти до десяти изделий. Во время росписи поднос лежит не на столе, а у мастера на колене, и художник вращает или двигает поднос, как бы подставляя нужный участок под кисточку.
Жостовская фабрика
Жостовская фабрика успешно развивалась на протяжении всего XIX века. Подносы покупали и в богатые купеческие дома, и в квартиры рабочих, да и в знаменитых московских чайных угощения подавали именно на них. Многие приобретали жостовские подносы для украшения дома, а не для использования — так приятны были глазу эти яркие «картины».
Однако, как и многие кустарные производства, в начале ХХ века фабрика переживает нелегкие времена. Спрос на подносы начал падать, а их производство — неуклонно сокращаться. Мастера были вынуждены заниматься крестьянским трудом или отправляться на заводы.
Дальнейшие события истории — война, революция, первые годы советской власти — поставили, было, крест на этом красивом ремесле, но в начале 1920-х годов началось постепенное возрождение многих художественных артелей, в том числе и Жостова. Кустарные производства соседних деревень в 1928 году были объединены в одну крупную фабрику под названием «Металлоподнос» (в 1960-м ее переименовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи — так она называется и до сих пор).
Новая власть требовала от художников идеологической поддержки. Но жостовские мастера сумели не отказаться от своего искусства, не переключились на революционные и социалистические сюжеты. Были попытки сделать росписи подносов более реалистичными, с использованием приемов станковой живописи, но они оказались неудачными, и от этих идей мастера отказались. На подносах Жостовской фабрики по-прежнему расцветали на черном фоне красочные букеты и вились гирлянды цветов, выполненные с неизменным высочайшим мастерством.
Японские ученые исследовали жостовские подносы с помощью специального прибора и пришли к выводу, что они излучают добрую энергию. По их заказу были изготовлены подносы с изображением сакур и иероглифов.
Наверное, наибольшего расцвета Жостовская фабрика достигла в 60–70-е годы ХХ века. Красивые, нарядные подносы ручной работы были во многих советских семьях, служили украшением дома, считались отличными подарками. Большим спросом эти уникальные авторские изделия пользовались и за рубежом, иностранные туристы увозили их как русский сувенир наряду с хохломой, гжелью, матрешками и дымковской игрушкой.
В наши дни старинное ремесло по-прежнему живо, и на смену прежним мастерам приходят молодые, с интересом и удовольствием перенимающие секреты их изысканного искусства.
Секреты мастерства
Изготовление жостовских подносов — долгий и кропотливый процесс. Современные мастера неукоснительно соблюдают старинную технологию. Загрунтованные и зашпатлеванные, покрашенные черной краской и покрытые двумя слоями лака подносы попадают, наконец, к художникам. Они пишут масляными красками, обильно разбавленными скипидаром и льняным маслом. Такая краска легко стекает с беличьей кисти, и это позволяет делать упругий и тонкий мазок.
Первая стадия росписи называется замалевкой, вторая — выправкой. В замалевке художник при помощи широкой кисти набрасывает силуэт букета. После чего поднос сушится в течение 12 часов. Роспись делается без предварительного рисунка, сразу набело — так, что исправить потом ничего нельзя. На стадии выправки прорисовывают мелкие детали, наводят тени и блики.
Готовую роспись покрывают тремя слоями светлого лака. Каждый слой просушивают и полируют пемзой и грубым сукном. Последний этап — наводка зеркального блеска на лак: ее делают вручную, при помощи мела тончайшего мучного помола.
Открой Жостово Декоративное Искусство, Производитель Художник по металлу в Мытищах
Путеводитель Событие
ПРЕСС- Пресс-релизы
- Медиа-центр
- Информационные партнеры
- Аккредитация прессы
- Английский
- итальянский
- Японский
- Бронирование
- Списки желаний
- Закладки
- Маршруты
- Счет
- Войти
Подпишитесь на нашу рассылку
|
Представлено РуководствомСобытие
Ремесленники Музеи и галереи Опыт Маршруты Послы
- Рядом
- Секции
- Ремесленники
- Музеи и галереи
- Опыт
Исследовать Ремесленники Музеи и галереи Опыт Маршруты О
- Окраска металла
- Мытищи, Россия
- Производитель
- Рекомендовано Александром Рымкевичем
- Закрыто для публики
Жостовское декоративно-прикладное искусство Роспись по металлу
© Жостовская мануфактура
История жостовского декоративно-прикладного искусства берет свое начало с 1825 года, когда братья Вишняковы — бывшие крестьяне, выкупившиеся из крепостной зависимости, открыли мастерскую. Деревня Жостово. Гениальность братьев заключалась в том, чтобы совместить распространенное на Урале ремесло изготовления металлических подносов с искусством изготовления лаковой миниатюры, которым славилось близлежащее село Федоскино. Русская традиция чаепития обеспечила солидный спрос на эти красочные подносы вплоть до наших дней. Сегодня на фабрике работает около 80 мастеров.
© Жостовская мануфактура
За многолетнюю историю фабрики ее мастера создали более 150 различных форм жостовского подноса. Некоторые формы до сих пор изготавливаются только вручную — методом холодной ковки из металлических листов, — а для других требуется современное оборудование. Фирменный узор — пышный цветочный букет, но также популярны фруктовые мотивы и пейзажи. Их традиционно рисуют маслом беличьими кистями, используя яркие цвета на черном, красном, зеленом или синем фоне. Края подносов украшены замысловатым цветочным орнаментом, а лак выполнен из специальной пальмовой смолы. На создание одного лотка уходит около 14 дней.
Вы также можете посетить
Музей
Музей
Мытищи, Россия
Жостовский музей декоративно-прикладного искусства
Насладитесь жостовским декоративно-прикладным искусством
1 Курс
Курс
Мытищи, Россия
Мастерская росписи подносов
с Жостовской мануфактурой декоративно-прикладного искусства
Вам также может понравиться
Ювелир
Мастер-ремесленник
Москва, Россия
Владимир Маркин
Ювелир
Керамист
Восходящая звезда
Краснодар, Россия
Татьяна Солодовникова
Керамист
Вышивальщица
Восходящая звезда
Москва, РоссияКатерина Мороз
Вышивальщица
Веб-сайтChina Daily — соединяем Китай, соединяем мир
China Daily Website — соединяем Китай, соединяем мирИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕ АФРИКААЗИЯ 中文双语Французский
- ДОМ
- КИТАЙ
- МИР
- БИЗНЕС
- ОБРАЗ ЖИЗНИ
- КУЛЬТУРА
- ПУТЕШЕСТВИЕ
- СМОТРЕТЬ ЭТО
- СПОРТ
- МНЕНИЕ
- РЕГИОНАЛЬНЫЙ
- ФОРУМ
- ГАЗЕТА
- МОБИЛЬНЫЙ
Извините, запрошенная вами страница не найдена.
Пожалуйста, проверьте правильность написания и заглавных букв в URL. Если у вас возникли проблемы с поиском пункта назначения на Chinadaily.com.cn, попробуйте посетить домашнюю страницу Chinadaily
ВЕРНУТЬСЯ НА ВЕРХ
Медиа: | GMW.cn | Ecns.cn| qstheory.cn| Жэньминь жибао онлайн | Синьхуа.нет | China.org.cn | cntv.com| CRI.cn| CE.cn| Youth.cn| ChinaTaiwan.org|
Партнеры : | Государственное управление по делам иностранных экспертов| QQ Интернэшнл | Народный форум| рабочийcn.cn| женщины Китая.cn|
Порталы : | www.chinaso.com| Сина| Соху| Тенсент |
Организации : | Китай США Фокус | Французская выставка| КПАФФК| Gov.cn | еПекин| АмЧам|
China
Горячие выпуска
Правительство
Общество
Инновация
Образование
Обложка
Люди
Фотографии
Бизнес
Экономика
Политика
.0004Markets
Industries
View
Motoring
Tech
Green China
Культура
Art
Music & Theatre
Film & TV
Heritage
Events & Festiving
9000 2Events
. Столбцы
Видео
Фото
Мир
Азиатско-Тихоокеанский регион
США и Канада
Латинская Америка
Европа
Africa
Middle East
Reporters’ Journal
Lifestyle
Fashion
Celebrity
Travel
Food
Health
Video
Photo
Regional
Beijing
City Special
Путешествия/еда
Новости
Экскурсии по городу
Путеводители и советы
Мои следы
Вокруг света
Video
Specials
Sports
Soccer
Basketball
Volleyball
Tennis
Golf
Track & Field
Swimming
Motor
China
Stars
Opinion
Редакционные статьи
Op-Ed
Колумнисты
Авторы
Карикатуры
Спецвыпуски
Из прессы
Тенденции форума
Разговор с улицы
Дебаты
Copyright 1995 — .