Зиккурат в уре месопотамия: история восточной архитектуры от зиккуратов до соборных мечетей — T&P

7 познавательных фактов об иракских зиккуратах, предшественниках египетских пирамид


Величественные пирамиды стали символом Египта, но древняя цивилизация Месопотамии оставила после себя не менее грандиозные архитектурные сооружения под названием зиккураты. При этом первые сооружения появились раньше египетских пирамид и имели они некоторые отличия, которые можно заметить по сохранившимся объектам, ставшим главным историческим достоянием современного Ирака (и частично Ирана). Чтобы понять разницу, авторы Novate.ru подобрали 7 интересных фактов, связанных с появлением и строительством памятников архитектуры, воспевающих гениальность древних зодчих и инженеров, значительно опередивших свое время.

1. Первые цивилизации и появление земных домов для богов

Так мог выглядеть зиккурат, построенный шумерами более 5 тыс. лет назад (цифровая визуализация). | Фото: madainproject.com.

Остатки зиккурата Дур-Унташ – земная обитель месопотамского божества, построенного из глины несколько тысяч лет назад (Ирак). | Фото: gotogethertravel.com.

Между двумя реками Тигр и Евфрат около 7 тысяч лет назад появилась одна из первых цивилизаций мира – Месопотамия, где начали зарождаться истоки государственности и особые культурные традиции. Этому поспособствовали носители убейдской культуры, признанной древнейшей мировой культурой и «колыбелью человеческой цивилизации». Благодаря их знаниям местные жители (шумеры) смогли постичь тайны масштабного строительства зиккуратов (ziggurartu, в переводе с аккадского языка означает «вершина», «высокое место»), которые возводили во всех крупных городах в качестве религиозных объектов, олицетворяющих священные высоты, доступные только божествам.

Хаккурат Чога-Занбиль – один из сохранившихся археологических памятников Ирана, часть которого являлась территорией Месопотамии. | Фото: gotogethertravel.com.

В последующие века, особенно в период Урук (4100-2900 гг. до нашей эры) в каждом городе были построены гигантские (как для тех времен) пирамиды, которые возводились в честь конкретного божества, покровителя населенного пункта, а не в качестве усыпальницы для фараонов, как это происходило позже в Египте. Земной дом для бога, величественный храм, располагающийся на вершине зиккурата не был доступен для рядовых граждан, они могли лишь видеть его издалека, доступ в же в святая святых был только у верховного жреца и его приближенных. Также стоит упомянуть, что оформление храма было более чем скромным, единственным дорогим предметом являлся стол, сделанный из золота. А вот статуи божества, которые чаще всего также отливались из золота, устанавливались в нише нижнего яруса и выносились на храмовую площадь во время праздников.

2. Конструкционные особенности зиккуратов

Ориентировочный план структуры зиккурата, состоящего из трех ярусов.

Чаще всего, зиккураты возводились не на понравившемся участке, а там, где сохранились святилища более древних поколений, которые могли представлять собой простую платформу с алтарем. На священном месте строилась башня пирамидальной формы, имеющая 4 стороны. При этом ее стены были не гладкими, как у египтян, а ступенчатыми и состояли они из поставленных друг на друга монолитных последовательно уменьшающихся платформ в виде усеченных пирамид, образующих ступени, сужающиеся к вершине. Из-за того, что платформы имели большую высоту, в отличие от простых ступенчатых пирамид, здесь предусматривались лестницы, по которым можно было подняться/спуститься на следующий уровень. Количество пирамидальных уровней в разные периоды истории и в разных частях Месопотамии варьировалось от 3 до 7.

Зиккураты являлись главным сооружением любого города, поскольку посвящались богу-покровителю, которому поклонялось население. | Фото: smarthistory.org.

Пример многоярусного храма-зиккурата, возводимого шумерской цивилизацией (цифровая визуализация). | Фото: archeyes.com.

Стоит отметить, что внутри образовавшейся башни не было пустот (только на верхнем ярусе обустраивался храм – жилище для бога), погребальных камер или каких-либо других потайных ходов, что могло бы продлить срок существования, если бы не материал, из которого их возводили. Ядром композиции были массивные платформы, собранные из сырцового кирпича, который изготавливали из глины, воды и соломы. Центральная структура облицовывалась обожженным на солнце кирпичом (при этом толщина наружной стены доходила до 18 метров), который соединяли с помощью секретного компонента – черного вещества под названием битум, более известного как «земляная смола». Именно битум должен был предотвратить размывание водой швов и глиняной кладки, которую прятали еще и под слой краски (преимущественно верхние этажи). Хотя, учитывая возраст архитектурных объектов и недолговечность строительного, в большинстве случаев, хитрость с битумом не спасла.

3. Озеленение террас зиккуратов

Так могли выглядеть благоухающие террасы зиккуратов во времена процветания Месопотамии. | Фото: worldhistory.org.

Озеленение террас зиккуратов сродни висячим Садам Семирамиды, появившимся в Южной Месопотамии. | Фото: worldhistory.org.

Поскольку жители Месопотамии свято верили, что в храмах обитают боги, они старались сделать их существование более приятным, а жилище привлекательным. Еще во время строительства создавались ниши, лестницы, пандусы, которые окрашивались в разные цвета. Учитывая, что блочное расположение параллелепипедов и усеченных пирамид позволяло организовывать обширные террасы, на каждом из уровней организовывали роскошные сады, несмотря на сложности, связанные с пустынным климатом (спасала инновационная оросительная система). Процессу озеленения уделялось особое внимание, ведь в стране запрещалось выделять земли под декоративное садоводство, а задействование божественного дома давало возможность наслаждаться красотой экзотических садов всем, у кого была возможность приблизиться к храмовому комплексу.

4. Гениальные внедрения первых шумерских зодчих и инженеров

Зиккурат Ура, который может похвастаться инновационными внедрениями, поспособствовавшими сохранности архитектурной достопримечательности, возведенной из глины. | Фото: smarthistory.org.

Поскольку в Месопотамии нет ни многовековых лесов, ни высоких гор, ни скрытых в глубине почвы туфовых запасов, строительные материалы изготавливали из глины, сухой травы и небольших запасов земляной смолы. Учитывая, что имеющиеся компоненты являются недолговечным материалом, несмотря ни на какие ухищрения жителей этого региона, зодчим и инженерам, проектировавшим и строившим гигантских размеров зиккураты, приходилось применять новаторские методы, чтобы сохранить строения для своих потомков.

Вентиляционные шахты обеспечили испарение влаги, накапливающейся внутри сооружения, ядро которого сложено из кирпича-сырца. | Фото: smarthistory.org.

Особенно много инновационных внедрений ученые обнаружили в зиккурате Уры, который полностью был перестроен в VI веке до нашей эры. Поскольку главным ядром, удерживающим все строение являлся кирпич сырец, была внедрена вентиляция, позволяющая отводить, скопившуюся внутри структуры влагу наружу. Для этого были оставлены узкие шахты, уходящие в центр строения, заканчивающиеся квадратными отверстиями на наружных стенах, через которые вода и испарялась, не допуская деградации кирпича, которая поспособствовала бы разрушению всего объекта.

Небольшой наклон стен позволяет воде быстро стекать, не повреждая глиняные кирпичи.

Также был предусмотрен небольшой наклон стен, что позволяло потокам дождя быстрее стекать по граням зиккурата, не нанося урон кирпичам. При этом площадки террасы располагались под углом, чтобы не образовались лужи. Кстати сказать, если смотреть на строение, у которого стены сужаются кверху, то кажется, что оно гораздо выше. Такой зрительный эффект умело использоваться древними мастерами, которые подчеркивали величие сооружения, а в некоторых случаях, еще и способствовали запугиванию врагов.

Обожженный кирпич способен выдерживать неблагоприятные погодные условия много веков подряд.

Глину смешивали с битумом и заполняли швы между кирпичами, обеспечивая водонепроницаемость стен. | Фото: ancient-origins.net.

И, наконец, технология строительства верхних уровней имела свои особенности. Базовая сердцевина из обожженного кирпича (сырец не использовался вовсе) скреплялась битумом. Верхний шар кирпичей глазуровали краской, швы также заливались битумом, что создавало защитный слой, предотвращающий просачивание воды внутрь строения.

5. Вавилонская башня – самый известный зиккурат в истории человеческой цивилизации

Люди, вознамерившиеся построить башню до небес, разгневали Всевышнего, который заставил их говорить на разных языках. | Фото: 1chudo.ru.

Интересный факт: Мало кто знает, что Вавилонская башня является ни чем иным, как Великим вавилонским зиккуратом, более известным как Этеменанки – «Дом, где сходятся небеса с землей». Того самого, о котором упоминается в библейской истории – Бытии 11:1-9, повествующей о желании людей построить башню до небес, за что бог и наказал («там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле»). Видимо после этого события, те, кому довелось оказаться в Египте, решили продолжить начатое дело, принявшись строить величественные пирамиды, которые превзошли зиккураты.

Такой Вавилонскую башню представляли художники многие века подряд. | Фото: techinsider.ru.

Чем окончилось строительство всем известно, из-за непонимания друг друга процесс так и остался незавершенным, но это не останавливало людей. Доподлинно известно, недостроенную Вавилонскую башню несколько раз разбирали до последнего кирпичика, а потом пытались заново построить. Первым известным случаем строительства считаются 1792-1750 годы до нашей эры, хотя это было очередная реконструкция, до него зиккурат уже успели разобрать.

Ученые предполагают, что последняя версия Вавилонской башни выглядела именно так. | Фото: architectureguru.ru.

Зиккурат Этеменанки, которым в действительности была пресловутая Вавилонская башня. | Фото: ancient-origins.net.

Самым же легендарным строением считается зиккурат, возведенный в период правления царя Вавилонии Набупалассара и его преемника Навуходоносора (600-е года до нашей эры). Тогда была построена башня высотой около 100 метров, диаметром 90 м и посвящалась она богу-покровителю Вавилона – Мардуку (согласно древней мифологии бог Солнца). Этот вариант пирамиды более всего напоминал конструкцию зиккурата, состоящего из 7 усеченных пирамид, установленных друг на друга (такая конструкция присуща Южной Месопотамии). Только в этом случае нижней в части храмового комплекса была установлена 2,5-тонная статуя бога Мардука, вылитая из чистого золота.

6. Великий зиккурат в Уре – наиболее хорошо сохранившаяся древняя достопримечательность

Великий зиккурат в древнем городе Ур во время раскопок в 1923-1924 годах (Ирак). | Фото: cdn1.matadornetwork.com.

В древнем городе Ур, столице Месопотамии, строительство последнего зиккурата, посвященного покровителю города богу Луны и мудрости Нанна началось уже после того, как на территории Египта появились гигантские усыпальницы-пирамиды. Возведение зиккурата, попавшего во все учебники истории, началось во времена правления царя Ур-Намму (2047-2030 гг. до нашей эры), а завершал строительство уже его сын и преемник Ур-Шульги (2029-1982 гг. до н.э.). Несмотря на то, что это сооружение не было таким масштабным, как самые большие египетские пирамиды, эта башня считается уникальнейшим строением древнего мира.

Великий зиккурат Ура во время раскопок и в наши дни после реставрационных работ (Ирак).

В отличие от большинства зиккуратов с квадратным основанием, башня Ура имеет форму прямоугольника с такими параметрами: длина – 64 м, ширина – 45 м, ориентировочная высота 30 метров. Хотя последняя величина остается предметом споров, потому что до наших дней сохранился только фундамент более позднего строения, ведь храмовый комплекс спустя чуть более тысячи лет пришел в упадок и последний властелин Нововавилонской империи, царь Набонид в VI веке до нашей эры издал указ о строительстве нового зиккурата на оставшемся основании.

Цифровая визуализация Великого зиккурата в Уре, который был построен по приказу царя Ур-Намму.

Зиккурат Ура имеет еще одну особенность, которая натолкнула некоторых исследователей на мысль, что он выполнял не менее значимое предназначение – выступал в роли обсерватории, где зародилась астрология. Оказывается, само расположение огромного храма основано на шумерских знаниях о лунных и солнечных циклах. Каждый из четырех углов сооружения с точностью до градуса указывают на части света, заменяя компас, а вот парадная лестница, ведущая на верхние уровни, в свое время (на данный момент остались только ярусы основания), в день летнего солнцестояния вся освещалась первыми лучами восходящего солнца.

7. Как Великий зиккурат в Уре превратился в государственное учреждение

Среди руин древнего города Ур можно увидеть нижний ярус Великого зиккурата, который стал мировой достопримечательностью.

Это, пожалуй, единственный случай, когда храм, возведенный для бога превратился в обитель для земного правителя. И случилось это на последнем этапе строительства зиккурата, которым руководил царь Ур-Шульги, оказавшимся амбициозным правителем, совсем не страдающим скромностью. После того как взошел на трон, он провозгласил себя одновременно и царем Ура, и царем Шумера и Аккада, а также объявил себя богом – «королем четырех сторон вселенной».

Множество зиккуратов, построенных в античную эпоху, превратились в монолитные глиняные глыбы, мало похожие на величественные храмы. | Фото: ancient-origins.net.

Несмотря на эксцентричное поведение царя Шульги, ему удалось превратить Ур в столицу региона, которому подчинялась почти вся Месопотамия, что поспособствовало превращению зиккурата в государственное учреждение, своеобразную ратушу . Существуют свидетельства, что за 48-летнее правление амбициозного царя на территории Месопотамии было построено множество зиккуратов, но время не пощадило их, ведь возводились они из недолговечного материала.

Строительство храмов, напоминающих ступенчатые пирамиды было популярным и на другом континенте, в мезоамериканскую эру во времена цивилизации Майя. Правда, началось оно гораздо позже, хотя впечатляет не меньше.

А вот познавательное видео нашего канала:


Кто построил зиккураты?: volynko — LiveJournal

Category:
  • История
  • Cancel

Зиккураты строили вавилоняне, ассирийцы и шумеры. На террасах сажали деревья, чтобы комплекс напоминал рукотворную гору.

Зиккурат Этеменнигуру в Уре.

Зиккурат — самое характерное архитектурное изобретение Древнего Ближнего Востока. Подобно древней египетской пирамиде, древний ближневосточный зиккурат имеет четыре стороны и возвышается до царства богов. Однако, в отличие от египетских пирамид, внешний вид зиккуратов был не гладким, а многоуровневым, чтобы приспособить работу, которая происходила в структуре, а также административный надзор и религиозные ритуалы, необходимые для древних ближневосточных городов.

Зиккурат в Уре.

Зиккураты разбросаны по территории современного Ирака и Ирана и являются впечатляющим свидетельством силы и мастерства древней культуры, которая их породила.

Сначала зиккураты строились двухъярусными, затем число уровней возросло. Так, например, в Вавилоне сооружение состояло из 7 ярусов. Храмовый центр должен был стремиться к небу, ближе к богам. Строили из глиняного кирпича, для внешней облицовки использовался обожженный кирпич. Террасы окрашивали в разные цвета и соединяли лестницами. Высокие кирпичные платформы должны были обеспечивать сохранность зиккуратов во время наводнений.

Наиболее известным храмовым комплексом стал Этеменнигуру в Уре. 

Этеменнигуру в Уре

Зиккурат Этеменнигуру

построили около 2047 года до н. э. Его возвели в честь лунного божества. Высота здания составляла около 20 метров, ниже располагались платформы с тремя этажами. Высота первого яруса — около 15 метров. Подняться наверх можно было по одной из трех лестниц. На террасах росли деревья, поэтому были предусмотрены и водоотводные сооружения.

Зиккурат Ура, ок. Сырцовый кирпич и обожженный кирпич 2100 г. до н.э., Телль-эль-Мукайяр, Ирак (большая реконструкция)

Ур — один из самых древних городов Месопотамии, основанный в IV тысячелетии до нашей эры. Строительство здесь было масштабным — роскошные дворцы, площади, храмы.

Зиккурат Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак

Богиня Луны Нанна

Зиккурат в Уре и храм на его вершине были построены около 2100 г. до н.э. королем Ур-Намму из Третьей династии Ура для бога луны Нанны, божественного покровителя города-государства. Это сооружение должно было быть самой высокой точкой города и, подобно шпилю средневекового собора, было видно на многие мили вокруг, являясь центром внимания как путешественников, так и верующих.

Зиккурат Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак

 Поскольку Зиккурат поддерживал храм бога-покровителя города Ур, вполне вероятно, что это было место, куда жители Ура приносили сельскохозяйственные излишки и куда они шли, чтобы получить свои регулярные продовольственные наделы. В древности посещение зиккурата в Уре означало поиск как духовной, так и физической пищи.

Солдаты США спускаются по Зиккурату Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак

Зиккурат Этеменнигуру построили около 2047 года до н. э. Его возвели в честь лунного божества. Высота здания составляла около 20 метров, ниже располагались платформы с тремя этажами. Высота первого яруса — около 15 метров. Подняться наверх можно было по одной из трёх лестниц. На террасах росли деревья, поэтому были предусмотрены и водоотводные сооружения.

Зиккурат в Иране.

В первой половине 20-го века зиккурат исследовал известный археолог Чарльз Леонард Вулли. Он руководил раскопками в Уре с 1922 года. Помимо зиккурата экспедиция открыла царские гробницы и Урский штандарт — декоративные панели, на которых изображены сцены мирной жизни и войны.

Урский штандарт.

Источник: iturkeyyy.com

#Зиккурат#иран#историяЗиккуратИранистория

Зиккурат – Урима

Зиккурат представляет собой колоссальное сооружение пирамидальной формы, состоящее из нескольких последовательно расположенных меньших ступеней, расположенных одна над другой, образуя крутую башню. На этапы можно попасть по длинным лестницам, увенчанным небольшой святыней. Эти месопотамские постройки были сделаны из твердого сырцового кирпича и покрыты фасадом из обожженного кирпича. Первоначально построенные как трехъярусные сооружения во времена Третьей династии Ура, они достигли семиъярусности в нововавилонский период строительства. Зиккураты служили религиозными памятниками. Согласно Вулли, слово зиккурат можно было перевести как «Небесный холм или Гора Бога», и они строились в каждом важном древнем месопотамском городе.

Зиккурат Ур-Намму был посвящен богу Луны Нанне и, скорее всего, был построен на вершине более раннего прототипа платформы или постановочной башни, относящейся к раннему династическому периоду. Его строительство можно положительно отнести ко времени правления царей Третьей династии Ур-Намму (2112–2095 гг. До н.э.) и Шульги (2095–2047 гг. До н.э.). Зиккурат был одним из немногих примеров древнего сооружения такого типа, сохранившихся до наших дней. Первоначально его высота составляла от 21 до 30 метров, а в настоящее время он составляет около 17 метров, и только два из его первоначальных трех этапов или уровней сохранились в течение тысяч лет в значительной степени нетронутыми. Вулли измерил основание первой ступени: 65 м в длину, 43 м в ширину и 90,75 метра в высоту, а основание второй ступени имеет длину 36 метров, ширину 26 метров и высоту 2 метра, а также отмечены очертания отсутствующего третьего уровня. Он также задокументировал три лестницы, ведущие на первую ступень, одну с восточной стороны в центре строения и по одной в юго-восточном и северо-восточном углах. Хотя свидетельств существования святилища или небольшого храма, который должен был располагаться на самом высоком уровне зиккурата, не сохранилось, Вулли во время раскопок нашел синие глазурованные кирпичи, которые он приписал его существованию.

Массив из сырцового кирпича изначально был сложен тростниковыми матами и битумом, облицованным жженым кирпичом, а его стены имели толщину около 2,5 метров с выраженными наклонами внутрь.

Через равные промежутки по всей конструкции были расположены узкие продолговатые отверстия, которые назывались «плакальными отверстиями» и предназначались для отвода воды из ядра зиккурата. Кроме того, были выявлены длинные вертикальные шахты, идущие от земли до высоты первой ступени, расположенные как с северной, так и с южной стороны, как стоки, которые должны были отводить скопления поверхностных вод с платформы зиккурата.

Хотя вполне вероятно, что последующие правители приказали отремонтировать или обновить зиккурат, похоже, он стоял веками без документально подтвержденных изменений, пока последний вавилонский царь Набонид (555–538 гг. до н. э.) «не восстановил башню и не добавил храм на ее вершина в честь лунного бога Ура. По словам сэра Леонарда Вулли, «вся нижняя сцена — дело рук Ур-Намму, верхние этажи — пристройки, сделанные царем Вавилона».

Первоначально зиккурат был обнаружен в 1853 году Тейлором, затем Холл продолжил работу, но серьезные работы начались только после прибытия сэра Леонарда Вулли. Его команда раскрыла весь зиккурат в течение трех сезонов работы между первым и десятым сезонами. Он же реконструировал вторую ступень до высоты 5,7 метра. К тому времени, когда Вулли обратил внимание на останки, сохранилось очень мало реставраций шестого века до нашей эры. Он сказал: «Поскольку он так долго подвергался воздействию стихии, он не так хорошо сохранился, как сооружение Третьей династии, похороненное в его ядре».

Вулли отметил, что самая нижняя ступень здания Третьей Династии сохранилась в полную высоту, вторая ступень сохранилась частично, и он смог отличить очертания третьей очереди от разрушенных остатков. Три лестницы все еще сохранили большую часть своих ступеней из обожженного кирпича, но Вулли датировал их реставрацией Набонида, а не оригинальной постройкой Третьей Династии.

После отъезда Вулли в 1934 году зиккурат простоял так, как он его оставил, до 1960-х годов, когда Генеральное управление древностей Ирака приказало его восстановить. Эти реставрации включали в себя повторную облицовку всей конструкции современным обожженным кирпичом, но с сохранением ядра в его первоначальном контексте. Зиккурат в том виде, в каком он виден сегодня, представляет собой реставрацию 1960-х годов, смешанную с некоторыми оригинальными материалами, большая часть которых представляет собой открытую верхнюю часть конструкции.

Ур: Зиккурат | Эссе | Метрополитен-музей

В конце четвертого тысячелетия до нашей эры в ряде мест Месопотамии были построены огромные платформы из сырцового кирпича. Предполагается, что изначально они поддерживали важные постройки, особенно храмы. К середине третьего тысячелетия до нашей эры некоторые храмы строились на огромных ступенчатых платформах. В клинописных текстах они называются зиккуратами. Хотя фактическое значение этих построек неизвестно, месопотамские боги часто связывались с восточными горами, а зиккураты, возможно, представляли их высокие дома. Около 2100 г. до н.э. города южной Месопотамии перешли под контроль Ур-Намму, правителя города Ур. В традициях более ранних царей Ур-Намму построил множество храмов, в том числе зиккураты в Уре, Эриду, Уруке и Ниппуре. Зиккураты продолжали строить по всей Месопотамии до персидских времен (около 500 г. до н.э.), когда появились новые религиозные идеи. Постепенно зиккураты пришли в упадок, а кирпичи отняли для других построек.

Однако их традиция сохранилась благодаря таким историям, как Вавилонская башня. К 1922 декабря на месте Ура начались раскопки, спонсируемые Британским музеем и музеем Пенсильванского университета под руководством К. Леонарда Вулли. Осенью 1923 года группа раскопок начала расчищать завалы вокруг зиккурата. Хотя верхние этажи не сохранились, Вулли использовал древние описания и изображения зиккуратов для реконструкции здания Ур-Намму. С тех пор Управление древностей Ирака восстановило его нижние этажи.


Цитата

Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ур: Зиккурат». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/zigg/hd_zigg.htm (октябрь 2002 г.)

Дополнительное чтение

Вулли, К. Леонард. Зиккурат и его окрестности . Раскопки Ура, том. 5. Лондон: издательство Оксфордского университета, 1939.

.

Вулли, К. Леонард и П. Р. С. Мури. Ур ‘халдейский’. Ред. изд. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1982.

.
Дополнительные очерки Департамента древнего ближневосточного искусства
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Хетты». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Период Халаф (6500–5500 до н. э.)». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Период Убайд (5500–4000 до н.э.)». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ур: Королевские могилы». (октябрь 2003 г. )
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Урук: Первый город». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Эбла в третьем тысячелетии до нашей эры» (октябрь 2002 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Угарит». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Животные в древнем ближневосточном искусстве». (Февраль 2014 года)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Урарту». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Торговля между римлянами и азиатскими империями». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Парфянская империя (247 г. до н.э. – 224 г. н.э.)». (первоначально опубликовано в октябре 2000 г., последнее обновление — в ноябре 2016 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Набатейское царство и Петра». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Пальмира». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства.
    «Искусство первых городов третьего тысячелетия до нашей эры» (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Сасанидская империя (224–651 гг. Н.э.)». (первоначально опубликовано в октябре 2003 г., последнее обновление – в апреле 2016 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Колоссальные храмы римского Ближнего Востока». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ассирия, 1365–609 гг. до н. э.» (первоначально опубликовано в октябре 2004 г., последняя редакция — в апреле 2010 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Лидия и Фригия». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Персидская империя Ахеменидов (550–330 до н. э.)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Аккадский период (ок. 2350–2150 гг. до н. э.)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Год первый». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Раннединастическая скульптура, 2900–2350 гг. До н.э.» (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Ранние раскопки в Ассирии». (октябрь 2004 г.; обновлено в августе 2021 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Торговые пути между Европой и Азией в древности». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Фригия, Гордион и царь Мидас в конце восьмого века до нашей эры» (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Торговля между Аравией и империями Рима и Азии». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства. «Сокровище Нахаль Мишмар». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел древнего ближневосточного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *