Зимний дворец петра 1 – Зимний дворец Петра i — Википедия

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Зимний дворец Петра I: amsmolich — LiveJournal

У меня есть приятельница Лена. У нас на даче в Орехово она живет через один участок от нашего. Мы знакомы с детства. В детстве никто из нас ещё не знал, кто кем будет, когда вырастет. Мы просто собирали чернику, ходили на озеро, болтали. Лена выросла, окончила университет, стала специалистом по русской культуре. На работу Лена устроилась в Эрмитаж. Так и работает там уже больше тридцати лет. Она научный сотрудник, работает экскурсоводом.

Долгое время считалось, что зимний дворец Петра был полностью разрушен, когда начали строить Эрмитажный театр. Позже из документов, которые были обнаружены в 70-е годы прошлого столетия, стало известно, что когда Кваренги по заданию Екатерины II начал строить Эрмитажный театр, то он не стал разрушать всё, что было на этом месте. Не из любви к старине. А просто сроки были сжатые, денег было не так много. Поэтому всё, что можно было использовать для нового здания, например, некоторые стены, было использовано. То, что не мешало новому зданию, было оставлено, а остальное разрушено.
В 1986 году внутри здания Эрмитажного театра проводились раскопки. На те открытия, которые были сделаны никто не рассчитывал. Под Эрмитажным театром был зимний дворец Петра I. Это была настоящая сенсация. Кажется, в 1992 году реставрация была закончена, дворец стал доступен для посетителей. Лене была поручена методическая работа, она участвовала в подготовке экспозиции, разрабатывала экскурсии.

Последние лет десять Лена меня периодически спрашивала, почему я до сих пор не была во дворце, рассказывала как там интересно, ненавязчиво по-отечески журила меня. Мне было стыдно, но всё как-то не могла собраться туда пойти. Каждый первый четверг месяца в Эрмитаже бесплатный день. Это нигде не афишируется, даже на сайте нет этой информации. Об этом написано только в одном месте, где-то в углу рядом с кассами оооочень мелким шрифтом. Накануне первого марта я позвонила Лене и сообщила, что собираюсь пойти на выставку ?Ломоносов и Елизаветинское время?. И если у неё будет перерыв между экскурсиями, то мы могли бы посидеть, поболтать и выпить кофе. А Лена мне и говорит, что как раз в этот четверг у неё в 11 утра будет экскурсия для школьников по зимнему дворцу Петра I, и что я могу присоединиться. И я присоединилась. На экскурсии мы видели то, что осталось от зимнего дворца и расширенного (Екатериной I) зимнего дворца.


Дворец, который называли малые палатки, главным фасадом выходивший на Неву, строился в несколько этапов по проектным чертежам Г.И. Маттарнови с 1716 по 1723 г. В стенах этого дворца Петр I провел последние годы своей жизни и скончался здесь в 1725 г. Дворец был серого цвета. Кроме того на Зимней канавке был гаванец, чтобы можно было оставлять там лодки. Такие же гаванцы строились в то время у всех зданий:

Работы по расширению Зимней резиденции в 1726-1727 не коснулись Малых палаток, так как Екатерина I пожелала сохранить свои прежние комнаты, равно как и покои супруга в неприкосновенности. Анне Иоанновне дворец показался тесным, поэтому были куплены соседние участки, и Растрелли существенно расширил дворец. Кроме того всё было выкрашено в желтый цвет.

Сначала мы спустились в цокольный этаж. Раньше у нас все дома строились на погребах. Через стеклянную дверь, за которую не пускают, видны сводчатые перекрытия петровского времени. Собственно сейчас во многих домах в таких сводчатых цокольных этажах открыты кафе или лавки. Во время раскопок здесь были обнаружены фрагменты курительных трубок, голландских плиток, глиняных плошек-светильников и фарфоровой посуды начала XVIII века. В стене погреба были раскрыты два узких окна с коваными решетками, выходивших некогда на парадный двор Зимнего дворца.
Затем мы поднялись на верх и попали в парадный двор. Двор располагается под сценой Эрмитажного тетра. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту третьего расширенного дворца (1720-1723), выходившему во двор. Над ними в петровское время находились окна Кавалерского зала, в котором зимой 1725 года проходила церемония прощания с Петром I. Вскоре после смерти царя к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи (1725-1726). Из них сохранились только две на уровне первого этажа. А вообще стена была длиной 68м.
Двор выложен кирпичом в елочку по аналогии с подлинным фрагментом, обнаруженным во время раскопок. Так мостили в Голландии в XVIII веке. Другая часть двора, расположенная выше и выложенная булыжником, относится уже к средине XVIII века. Дело в том, что за кирпичной кладкой нужно следить, ухаживать. А с булыжником всё гораздо проще. Сейчас тротуар находится почти на два метра выше первоначальной кирпичной мостовой. Такова высота культурного слоя, образовавшегося за триста лет существования Петербурга.

На дворе представлены подлинная парадная прогулочная коляска Петра I и карнавальные сани. Сани вырезаны из одного куска дерева в виде дракона. Хвост дракона служил местом для кучера. Изготовлены сани в Польше:

Посмотрели двор и пошли разглядывать малые платки. Это был двухэтажный жилой флигель, где находились личные апартаменты царской семьи. Перед палатками, вдоль прорытого в 1719 году канала Зимней канавки был разбит партерный садик с фонтаном и устроена гавань (гаванец). Сейчас окна выходят на стену театра (слева на фото стена черного цвета). С учетом пожеланий Петра I, не любившего жить в просторных помещениях с высокими потолками, сами Палатки и комнаты в них невелики по размерам. Здание имело красную черепичную крышу, его фасады были окрашены в серый цвет:


После этого мы перешли к осмотру комнат. Из семи личных покоев царя только пять сохранили свою планировку. Воссозданы интерьеры Токарни, Конторки и Столовой, а также Чулан истопника и Сени. Две комнаты, выходившие окнами на канал, оказались ?перерезанными? кирпичной стеной театра.

Сначала заглядывали через окна, потом вошли внутрь, стояли у входа в каждую комнату, и Лена всё очень подробно рассказывала. Первая угловая комната это Токарня Петра I. Окна с мелкой расстекловкой, на полу паркет, комнаты небольшие, потолки невысокие. Сохранившаяся печь и стены облицованы при воссоздании интерьера плиткой с росписью кобальтом. Украшает интерьер морской пейзаж голландского художника Адама Сило. Смотрим в окно:

Боковой токарно-копировальный станок и более 150 резцов происходят из знаменитой петровской Токарни. В экспозиции можно видеть мемориальные вещи, принадлежавшие Петру I: трость-аршин, защитные очки-пенсне и шкатулку-сейф — подарок польского короля Августа II Cильного.

Лена рассказывала, что у Петра было много тростей. В Эрмитаже есть пять тростей. И все они были с какой-нибудь второй функцией. Мы увидели две трости. Одна сделана из испанского камыша с костяным набалдашником. Внутри трости секрет (квадратный в сечении деревянный аршин). На его грани нанесены деления распространённых в Европе линейных мер: английского, датского и шведского футов, а также русского аршина. Внутри навершия другой трости находится зрительная труба.
Мне ещё хотелось бы добавить вот что. Модная голландская плитка стоила безумных денег. Пётр позволил себе сделать облицовку плиткой в несколько рядов до окон. У обычных вельмож в то время была какая-нибудь одна из парадных комнат отделана такой плиткой в один ряд вдоль пола. А зато у Меншикова было много комнат, в которых такой плиткой были отделаны не только стены, но и потолки. Вот для сравнения одна из комнат и потолок во дворце Меншикова:

После Токарни заглянули в окно Кабинета. И тут дети увидели собачку у камина. Больше детей уже ничего не интересовало. Собачка мигом выросла до размеров слона. Лене пришлось призвать детей к порядку. Про собачку тоже пришлось рассказать. Эта собачка принадлежала лично Петру I. Когда она умерла, из неё сделали чучело. Считается, что это левретка. С другой стороны Лена говорит, что первых двух собак породы левретка в Россию привез барон Димсдейл, который привил оспу внукам Екатерины II. Екатерина II очень любила свою левретку Лизетту, сохранилось много изображений императрицы вместе с этой собачкой. Так я и не разобралась с собачкой у камина. Потом стали разглядывать Кабинет.

В кабинете Петра I сохранились печь и камин. Реставраторами восстановлена изразцовая отделка на голландский манер. Интерьер украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: «Вид Нового моста в Париже» (Х. Моммерс) и «Портрет Петра I» (Питер ван дер Верф). Конторка Петра I была изготовлена в Англии по его чертежу. На ней можно видеть зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Потом вошли внутрь, посмотрели Сени и Чулан истопника. Остановились в дверях Столовой. Комнату украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе — китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной при раскопках во дворце. Между окон — часы английской работы (Торнтон ) с миниатюрным портретом Петра I. С обеих сторон циферблата есть два маленьких циферблатика. Можно открыть стеклянную крышу, поставить стрелку на определенную цифру. К часам прилагается список мелодий, затем нужно дернуть за верёвку, тогда часы исполнят ту мелодию, что была выбрана.

Потом мы посмотрели «Восковую персону». Сразу после смерти императора К.Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске им была создана «Восковая персона» (1725). «Персона» одета в костюм из личного гардероба Петра I, кресло изготовил петербургский мастер П. Федоров. Вероятно, восковая фигура была создана по желанию Петра и должна была находиться в императорской резиденции.

Лена подробно рассказала нам про создание Персоны, потом о смерти и похоронах Петра I, так как именно в этом здании на втором этаже была процедура прощания. Потом можно было задавать вопросы.

Мне экскурсия очень понравилась. Понравилось, что детям было интересно, что по ходу экскурсии они всё время наперебой задавали вопросы. Лена отвечала, только если сначала они поднимали руку, перебивать себя не позволяла. Лена вовлекала детей, задавала им вопросы, хвалила за правильные ответы. Дети живо на всё реагировали. Лене всё время удавалось удерживать внимание детей, хотя экскурсия длилась более часа.
Вечером, когда вернулась домой, мне позвонила расстроенная Лена. Она рассказала, что когда дети вернулись в школу (а это были дети из частной школы), то из этой школы позвонила директор и пожаловалась заведующему, что экскурсия была плохая, неинтересная, слишком короткая и экскурсовод не отвечала на вопросы. Лена сказала, что это практически первый случай в её практике. Такое иногда случается, но очень редко.
Во время экскурсии я фотографировала, а также записывала на диктофон отдельные фрагменты. Всё это переслала Лене.

amsmolich.livejournal.com

Зимний дворец Петра I — Очерки осмысленных перемещений в пространстве — LiveJournal

«Зимний дворец Петра I» — это один из нескольких музейных проектов Государственного эрмитажа, существующих наряду с всемирно известной экспозицией Главного комплекса. Коллекция Государственного эрмитажа, как известно, находится в стенах елизаветинского Зимнего дворца, который историки называют пятым Зимним дворцом. Ему предшествовали, в частности, первый Зимний дворец — не дошедшие до нас т.н. Свадебные палаты (1712 г.) — и второй Зимний дворец (1716-1719, 1720-1723, 1725-1726), отдельные интерьеры и даже фасады которого были воссозданы благодаря кропотливой работе археологов и реставраторов, после чего были представлены вниманию широкой публики в 1992 г. Экспозиция «Зимний дворец Петра I» находится в подвальной части Эрмитажного театра (Дворцовая наб., 32), построенного при Екатерине II архитектором Джакомо Кваренги на месте некогда возвышавшихся построек петровской эпохи.

ФОТО 1. Стена Эрмитажного театра со стороны Зимней канавки. На уровне первого и второго этажей реставраторы воссоздали фрагмент стены петровского Зимнего дворца, которая в свое время не была уничтожена Джакомо Кваренги, а использовалась им в качестве несущей конструкции для нового здания.

ФОТО 2. Музей как таковой начинается с зала, где демонстрируется фильм, в котором с помощью компьютрных технологий детально раскрываются все этапы существования второго Зимнего дворца: от «Малых палаток» Иоганна Георга Маттарнови до «Новопостроенных палат» Доменико Трезини. После смерти Екатерины I это место перестало быть императорской резиденцией: при Анне Иоанновне здесь была музыкальная школа, при Елизавете Петровне — жили ветераны Лейб-гвардии Преображенского полка, при Екатрине II — его отдали в ведение Дирекции императорских театров.

ФОТО 3. Спускаемся вниз — туда, где когда-то находился цокольный этаж второго Зимнего дврца.

ФОТО 4. Перед нами — реконструкция Парадного двора. Для тех, кто хорошо ориентируется в центре СПб, поясню: мы сейчас обращены лицом в сторону Невы, Зимняя канавка — слева. Арки центрального портала, чудом сохранившиеся при постройке Эрмитажного театра, воссозданы в том виде, в каком они были Петре I и Екатерине I. Обратите внимание на воссозданную — с опорой на свидетельства современников — мостовую «кирпич елочкой».

ФОТО 5. Незаштукатуренный фрагмент арочной кладки.

ФОТО 6. Прогулочная коляска Петра I. Была выполнена по проекту французского мастера Никола Пино, который вошел в историю еще и как главный художественный оформитель траурной церемонии прощания с Петром I, проходившей здесь же, в Зимнем дворце. Широкие металлические шины были сделаны специально для удобной езды по гравийным аллеям.

ФОТО 7. Карнавальные сани, изготовленне в Польше еще в первой четверти XVII в. Про их принадлежность Петру I ничего не говорится, однако можно предположить, что без них не обходились царские увеселительные церемонии.

ФОТО 8. Чугунная корабельная пушка, отлитая на заводах в Олонце. На стволе орудия — вензель Петра I и надпись «OLONEZ 1711».

ФОТО 9. Современный коридор отделяет бывшие дворцовые помещения центрального портала (справа) от флигеля «Малых палаток» (слева). Эти последние ценны тем, что, как минимум, до 1723 г. именно в них находились личные покои Петра I, выходившие окнами на Зимнюю канавку. Разумеется, реставраторы использовали по максимуму этот кусочек отвоеванного у истории пространства, — были воссозданы предположительно находившиеся здесь столовая, токарня и «канторка» великого правителя.

ФОТО 10. Столовая. В центре — дубовый стол, покрытый иранским ковром XVII в. Мы видим четыре дубовых стула. Те, что посередине, были привезены Петром I из Голландии. Те, что с боков — подарок польского короля Августа Сильного. На столе — серебряное ведерко работы аугсбургских мастеров конца XVII в., в котором бутылка красного вина, найденная здесь же при раскопках. На заднем плане — часы лондонского мастера Генри Торнтона с миниатюрным портретом царя над циферблатом.

ФОТО 11. Из столовой дверь ведет в токарню Петра I. К сожалению, рядовому посетителю туда не пройти.

ФОТО 12. Можно только заглянуть через окно. А посмотреть там есть на что. Например, на токарно-копировальный станок, созданный в 1710-ых гг. английским мастером Георгом Занепенсом. Здесь много мемориальных вещей Петра I: очки для работ за станком, медная табакерка с надписью «Саардам 1696 год», несколько тростей царя и четыре деревянные тарелки его самоличной работы.

ФОТО 13. «Канторка», она же рабочий кабинет Петра I. Бюро («канторка» в узком смысле слова) было изготовлено по заказу царя в Лондоне в 1717 г. Высота рабочей доски соотнесена с высоким ростом Петра Алексеевича. Рядом с бюро мы видим специальный шест, точно фиксирующий рост августейшего заказчика — 204 см.

ФОТО 14. Кстати, Петр I умер как раз в «канторке» 28 января (по старому стилю) 1725 г. в 5.15 утра. Это помещение, а наряду с ним и Кавалерский зал, в котором проходило прощание с императором, — всё находилось на втором этаже дворца, — разумеется, до нас не дошло. Частично воссоздать атмосферу Кавалерского зала призвано помещение, в котором когда-то была «кордегардия» (караульня). Центральный экспонат — «восковая персона» Петра I на троне. Это — знаменитая работа Бартоломео Карло Растрелли, выполненная им после смерти царя по заказу Екатерины I.

P.S.
Все фотографии сделаны 02.04.16.

piskunov-vitaly.livejournal.com

Зимний дворец Петра I

Многие туристы первым делом в разговоре о Санкт-Петербурге вспоминают о Зимнем дворце на Дворцовой площади. Ведь это одна из главных достопримечательностей Петербурга, которая не имеет себе равных по роскоши и изяществу.

Историческая справка

Зимний дворец  имеет долгую историю. Первая деревянная постройка, которая называлась Зимним дворцом, просуществовала три года,  с 1708 и по 1711 год. Затем здание было перестроено в двухэтажные каменные палаты с присущими чертами стиля петровского барокко. В 1711, перед венчанием Петра I и Екатерины Алексеевны, отстроились «Свадебные палаты». Император жил во дворце последние свои годы и скончался в покоях в 1725 году. После смерти Петра архитектура Зимнего дворца сильно изменилась.

С 1754 по 1762 год архитектор Ф. Б. Растрелли возводил по приказу императрицы Елизаветы Петровны новую резиденцию. Строение получилось невероятно роскошным, что отвечало требованиям эпохи барокко.

Императрица  Екатерина II фактически создала тот комплекс Эрмитажа, который мы знаем. По её приказу изменились интерьеры залов, появились новые здания.  Так  архитектор Дж. Кваренги построил на месте петровского  дворца  Эрмитажный театр —  один из старых сохранившихся театров в России, а Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Делпмот возвели Малый Эрмитаж с его знаменитым Висячим садом и Большой Эрмитаж, где поместилась дворцовая художественная коллекция.

Современный вид

Зимний дворец считается пятой постройкой елизаветинского барокко в Петербурге. Это здание которое имеет длину 210 и ширину 175 метров. Оно включает в себя тысячи различных помещений. Фасад Дворца выходит на Дворцовую площадь. Он представлен в виде ворот в три пролета с чугунными решетками, а по бокам — въезды с пандусами.

Вход в Зимний Петербурга

Скульптуры Нептуна и Амфитриты расположены над входом в Зимний дворец Петра I. Треугольный фронтон декорирован круглыми часами. Наличники на окнах украшены, а необыкновенная лепнина делает дворец необычайно красивым. На крыше дворца живут древние боги, а также чудесные вазы. Внутри Зимнего дворца расположены парадные залы.

 

 

 Если вы желаете побывать в Зимнем дворце и прочувствовать дух XVIII  и XIX веков, то рекомендуется посетить весь музейный комплекс «Государственный Эрмитаж».

 

comments powered by HyperComments
Похожие записи
Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города! 

Белый театр

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей….

Тучков мост

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.  Тучков мост – история создания В…

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената…

excava.ru

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец, в котором жил Петр I и другие российские императоры – это изюминка Санкт-Петербурга. Царская резиденция и один из крупнейших музеев мира, где хранится около 3 миллионов (!) экспонатов – сюда обязательно стоит заглянуть!

Самый главный дворец Петербурга расположен на Дворцовой площади которую не сложно найти, если двигаться в сторону Невы к Адмиралтейству. Экскурсии в дворец Петра I предлагаются практически во всех турах, причем, в основном, они обзорные и включают посещение всех основных залов Эрмитажа.

История Зимнего дворца Петра I

Музей

Зимний, который мы знаем сейчас, был заложен летом 1732 году. Но что мы еще о нем знаем?

Нынешняя постройка является пятой по счету. Первый Зимний дворец заложил Петр I, и он был похож скорее на простой двухэтажный дом. Второй подарил ему князь Меньшиков, друг и соратник. Этот дворец был просторнее и сделан из камня, но все еще оставался скорее домом. Его наследники, в частности Анна Иоанновна, занимались грандиозной перестройкой, для которой и пригласили итальянского архитектора.

С 1844 по 1905 в Санкт-Петербурге не было здания выше, чем Зимний дворец. Этот вопрос регулировал специальный указ Николая Первого. Причем, прямо здание Зимнего не указывалось, в качестве мерила выступала его высота до карниза.

В 1837 году дворец пережил страшнейший пожар, в котором сгорели все предметы быта и оригинальная отделка. То, что мы видим сегодня – это продукт реставрации. К слову, восстановить величественный дворец удалось всего за 15 месяцев, путем титанических трудов 6000 рабочих со всей империи.

Это самый большой дворец в России и один из крупнейших в Европе. В нем 1057 комнат, 1945 окон и 117 лестниц. Площадь Зимнего – 60 000 квадратов, а чтобы обойти его полностью и посмотреть все хранящиеся в экспозиции сокровища, понадобится 8 лет.

Зимний дворец Петра I не всегда был выкрашен в бело-зеленые цвета. Изначально цвет стен был бледно-желтым, позднее – красным, потом – серым и цвета слоновой кости. Многие историки настаивают, чтобы дворцу вернули первоначальный оттенок охры, который сочетается с образом Северной столицы в наибольшей мере.

Коллекцию предметов искусства, которые хранятся в Эрмитаже, начала собирать Екатерина Вторая. Изначально шедевры были доступным только избранным, но в 1852 году, при Николае Первом, Зимний дворец открыли для посетителей. Билет стоил дорого, поэтому купить его могли только очень знатные люди.

Дворец достаточно сильно пострадал в Великую Отечественную войну, несколько залов, в том числе Малый тронный, были уничтожены прямым попаданием авиационных бомб. Уже в ноябре 1945-го музей открыли для посетителей, но полная реставрация закончилась через несколько лет.

Что посмотреть в музее?

Как работает музей

Коллекция Зимнего дворца Петра I огромна. Эрмитаж знаменит, прежде всего, своими картинами. Но не только, ведь он сохранил, хоть и отреставрированными, убранство и архитектуру. В отличие от, например, Лувра, здесь открыты для просмотра апартаменты монархов. В частности, можно посмотреть будуар императрицы Марии Александровны и библиотеку Николая II, тронные залы, столовые.

Залы и экспозиции дворца

В музее  Петруа I стоит посмотреть беломраморную лестницу,  и парадные залы, ведущие к Тронному, где выставлены портреты генералов наполеоновской войны. В Рыцарском зале собрана коллекция оружия и амуниции за 16 веков: доспехи, шлемы, арбалеты, пистолеты.

Парадный двор

В Эрмитаже есть и очень необычная экспозиция, посвященная его основателю и первому владельцу – Петру I. Ее можно посмотреть в здании Эрмитажного театра. Она включает в себя осмотр погребов, двора и личных покоев (кабинета, столовой и токарни) такими, как они были при Петре. Для экспозиции выбраны места, которые сохранились со времен петровского дворца. В одной из комнат находится восковая фигура Петра Первого работы Растрелли-старшего, передающая настоящую внешность императора.   А в Золотой и Бриллиантовой кладовых, на первом этаже, выставлены драгоценности династии Романовых.

Первый этаж

Культура и искусство

Если вы любите живопись, обязательно загляните на второй и третий этажи дворца. В картинных галереях представлены все известные школы от Средневековья до современности. Жемчужинами коллекции являются две картины Леонардо Да Винчи, коллекция импрессионистов (единственная, которую собирали не цари), творчество Тициана, Рафаэля, Рубенса, вторая по величине коллекция Рембрандта в Европе.

Что посмотреть

Как работает Эрмитаж?

Музей Петра I принимает посетителей во все дни, кроме понедельника. Во вторник лучше визит не планировать, так как этот день – самый загруженный на неделе. Нежелательно планировать экскурсию и на первый четверг месяца: традиционно в этот день музей работает бесплатно, посетителей всегда много, и все они должны выстоять очередь в кассу за бесплатным билетом.

Вход в музей

Находится местная достопримечательность, посвященная Петру I, по адресу Дворцовская набережная 30, город Санкт-Петербург.

zimniy-dvorec.ru

расположение, описание дворцов, истории постройки, фото

Дворцы Петра 1 представляют огромный интерес для исследователей и любителей истории. У первого российского императора было несколько резиденций, в которых он регулярно останавливался, работал, проводил приемы, принимал важных гостей. Об этих дворцах мы и расскажем в этой статье.

Зимний дворец

Среди дворцов Петра 1 выделяется Зимний дворец. Именно здесь располагалась личная резиденция императора. Ее возвели на набережной Невы, неподалеку от Зимней канавки.

Все началось с того, что в 1712 году в районе современной Миллионной улицы и набережной Невы были построены Свадебные палаты Петра 1. Они располагались в середине квартала Верхней набережной.

Зимний дворец Петра в в Санкт-Петербурге вскоре значительно расширился. Через четыре года стали достраивать его северную часть. Это здание Петр задумывал как свою личную резиденцию. Поэтому она полностью соответствовала его вкусам и образу жизни. Проект был готов к 1716 году, над ним трудился архитектор Георг Маттарнови. Пока строился этот дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге, семья оставалась жить в так называемых Свадебных палатах.

Расположение здания

Положение дворца Петра 1 среди стандартной рядовой застройки кажется случайным только на первый взгляд. В действительности это место среди домиков простых обывателей выбрал сам император. Дело в том, что именно из этой точки открывались самые удачные панорамы на Неву, Стрелку Васильевского острова, можно было рассмотреть берега Большой Невы.

Первый этап строительства этого дворца Петра 1 начался в 1716 году. Утверждал проект сам император. В результате первоначально приступили к возведению западной части здания, которое располагалось непосредственно вдоль Зимней канавки, которая в то время еще только проектировалась.

Проект здания

Основной фасад Зимнего дворца выходил на Неву. При этом он мало походил на парадную репрезентативность дворцов многих петербургских вельмож, был совсем не так шикарен. Больше он напоминал солидное и основательное жилище зажиточного бюргера, что было вполне в духе императора.

Центральный ризалит имел четыре окна, на первом этаже он был рустован, а на втором украшен всевозможными пилястрами дорического ордера. На фронтоне в форме треугольника были две аллегорические фигуры, которые поддерживали картуш для императорского герба, увенчанный короной. На боковых частях фасада здания располагались широкие лопатки между окнами, которые были украшены филенками и гирляндами.

Крыша этого дворца Петра 1 в Петербурге была выполнена в голландском стиле, но с переломом. Размер комнат был сравнительно небольшим, не более 18 квадратных метров. Только в так называемом лицевом корпусе, который выходил на Неву, имелся Большой зал площадью 75 квадратных метров. Был также еще угловой зал, который был обращен к Зимней канавке, его площадь составляла 41 квадратный метр. Исследователи всегда обращают внимание на коридор в форме буквы Г, который отделял царские комнаты от остальных помещений.

Ход строительства

Дворец Петра 1, фото которого есть в этой статье, начали строить столяры и вольные каменщики. Именно им на подряд отдали возведение здания. Было отдано распоряжение, чтобы уже к 23 мая 1716 года установка окон была завершена.

До наших дней сохранилось упоминание о том, что был заключен договор с каменщиком по имени Сергей Агапитов, из которого следует, что возведение фундамента велось очень тщательно, стены для заглубления цокольного этажа возводились до самой зимы.

Уже весной 1717 года был заключен договор с другими каменщиками — Василием Обросимовым и Петром Козлом, которые продолжили класть стену корпуса, обращенного к Неве. Известно, что каменщик Василий Ростворов начал параллельно строительство так называемых малых палат, которые были обращены к каналу.

Корректировки проекта

В 1718 году Петр возвращается из очередной поездки по Европе и вносит существенные корректировки в проект дворца. Он приказывает сделать «восемь камор верхнего жилья». Приходится начинать значительную перестройку. Но все же в этом же году удается начать внутреннюю отделку, а также класть штукатурку снаружи здания.

Работая по эскизам Маттарнови, рабочим удалось провести блестящую отделку, используя на стенах Большого зала красный мрамор, а также гипсовые рельефы, двери из дуба. Всего во дворце было четыре дубовые лестницы. Окончательно дворец был готов к февралю 1720 года. 27 декабря в нем была проведена первая ассамблея.

Новые зимние палаты

Маттарнови скончался от внезапной болезни в ноябре 1719 года. При этом строительство и отделка дворца продолжались и после его официального открытия. Работы продолжил архитектор Николай Гербель, который к весне 1721 года завершил заливку фундамента для Новых зимних палат.

Восточная и центральные части дворца возводились вплоть до 1722 года. К этому времени были практически завершены лицевые корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Фасад получился протяженным и весьма торжественным, в него органично вписалась западная часть Зимнего дворца, которая была построена раньше и к этому времени представляла собой единое целое. Чтобы добиться единства, этот откровенно «бюргерский» фасад был выполнен в виде восточного ризалита.

Добиться эффекта царской резиденции архитектору удалось, сосредоточив в центральной части знаменитый эффект трехпролетной триумфальной арки, известной еще со времен римских цезарей. Определенную роль в этом играли мощные колонны коринфского ордера, которые были установлена на максимально высоком пьедестале и примыкали к парным пилястрам, образуя единый барочный портик, устремленный ввысь.

Завершение работ

С завершением строительства Зимнего дворца в России официально завершается эпоха скромных царских жилищ, она окончательно уходит в прошлое. Этот дворец становится самым роскошным и торжественным в Петербурге. Удивительно, что при этом ему удается остаться органично связанным с окружающей застройкой, в которую он максимально органично вписывается. В этом ему не мешают даже масштабность, большой размер окон, высокие карнизы. Все это свидетельствует о закладке основ для петербургской архитектурной школы, которые затем соблюдались на протяжении столетий, сохраняя особенную петербургскую архитектурную атмосферу.

Строительство новой части дворца завершается к концу 1723 года. 24 ноября в новом Кавалерском зале проводят громадный и шикарный пир, который завершается масштабным и зрелищным фейерверком, устроенным прямо на льду Невы.

Девятого декабря в Большом дворцовом зале сотни гостей присутствуют на торжественной церемонии обручения герцога Голштинского со старшей дочерью императора, Анной.

Летний дворец

Летним дворцом Петра 1 называют резиденцию императора, которая располагалась в Летнем саду Санкт-Петербурга. В настоящее время она используется в качестве одного из филиалов Русского музея.

Строительство Летнего дворца Петра 1 велось в стиле барокко по проекту итальянского инженера и архитектора Доменико Трезини. Работы производились с 1710 по 1714 года. До настоящего момента это одно из старейших зданий в городе, сохранившихся до наших дней. Дворец имеет два этажа, при этом он весьма скромен, в нем всего 14 комнат и две кухни.

Для чего императору Летний дворец?

Летний дворец Петра 1 в Санкт-Петербурге изначально предназначался для использования исключительно в теплое время года. Жили в нем только с мая по сентябрь. В связи с этим проектом не было предусмотрено его использование зимой, стены дворца были слишком тонкими для этого, а в окнах повсюду стояли одинарные рамы. Отделку помещений выполняли известные художники того времени: Заварзин, Захаров и Матвеев. Император остался доволен их работой.

Фасад Летнего дворца украшен 29 барельефами. На каждом из них в аллегорической форме изображаются события Северной войны, которая в то время была в самом разграре, продолжалась она до 1721 года. Эти барельефы выполнил немецкий архитектор и известный скульптор Андреас Шлютер.

Как использовался дворец?

Считается, что это был любимый дворец Петра 1. Император впервые в него официально въехал в 1712 году, когда тот был еще частично отделан. С тех пор он в нем жил каждое лето (вплоть до своей смерти в 1725 году).

Традиционно Петр занимал первый этаж, а помещения второго этажа всегда предназначались императрице Екатерине. После смерти главы государства дворец использовали в качестве летней резиденции для придворных и сановников вплоть до середины XIX столетия. Там в разные времена жили Горчаков, Милорадович, Лобанов-Ростовский, Вронченко, Канкрин.

Интересно, что сановники жили и зимой, в это время года им предоставлялся второй этаж. Когда у власти был император Александр I, летом и весной в эту царскую резиденцию стали пускать публику, которая могла любоваться царским убранством. В 1840 году была проведена тщательная ревизия, все ценности были описаны, некоторые были отданы в руки реставраторов.

Летний дворец в XX веке

Уже после прихода к власти большевиков здание Летнего дворца стали использовать в качестве музея. В 1934 году здесь официально открыли историко-бытовой музей.

В годы Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Из окон были вырваны рамы, на фасаде и с потолков в комнатах осыпалась штукатурка, крышу повредили осколки многочисленных снарядов.

Сразу после победы над фашистами власти взялись за реставрацию. Работы начались уже в 1946 году. Через год музей снова открыли для посещения. В 1950-60-х состоялась масштабная реставрация, целью которой было восстановление изначального облика этого дворца. Были заменены полы, восстановили лепку, полностью поменяли систему отопления, установив более современную, привели в первоначальный вид рисунки на плафонах, вернули обивку стен тканью.

Дворец в Стрельне

Знаменитый Путевой дворец Петра 1 появился в годы строительства Кронштадта. В то время императора регулярно приезжал из Петербурга в Стрельну, чтобы следить за тем, как ведутся работы.

Для комфорта государя и построили придорожный дом неподалеку от Финского залива. Проект его был типовым, таких придорожных домов хватало по всей стране. Особенностью Дворца Петра 1 в Стрельне было то, что он предназначался для отдыха самого императора, поэтому его и было решено именовать «дворец».

При этом внешне это очень скромное строение из дерева, которое сохранилось до наших дней практически в первозданном виде.

Строительство Путевого дворца

Возводить дворец начали в 1710 году. На склоне холма специально разбили сад с фонтанами, а рядом построили Преображенскую церковь. В ней и состоялось венчание Петра с его супругой, которая после смерти правителя стала первой в истории России женщиной-главой государства — императрицей Екатериной I.

В годы Великой Отечественной войны эти места значительно пострадали, церковь была полностью разрушена.

Интересно, что Путевой дворец очень органично вписался в окружающий его ландшафт. Северный фасад обращен к заливу, при этом со стороны он выглядит очень солидно. Вся хитрость в высоте холма, на который приходится смотреть непосредственно снизу.

В центральную часть фасада органично вписалось крыльцо с четырьмя ступенями и уютный мезонин. Особенным украшением стали высокие окна на первом этаже, которые обрамлены резными наличниками. Уже после смерти Петра 1 в 1750 году дом был полностью разобран архитектором Растрелли, а затем восстановлен в первозданном виде. В 1834 году его отремонтировали еще раз, работы проводил архитектор Мейер.

Во время Великой Отечественной войны здание было практически полностью разрушено, восстановили его в 50-х годах ХХ века. Сейчас дворец находится под патронатом музея-заповедника «Петергоф». Его отреставрировали, восстановили даже фонтаны, которые при реконструкции проектировал Растрелли.

Сейчас в здании работает музей, среди экспонатов которого много вещей петровской эпохи. Например, слепок руки императора и его портрет, написанный при жизни правителя.

Рядом с Путевым дворцом разбит уникальный фруктовый сад, в нем во времена Петра 1 в теплицах выращивали инжир, абрикосы, персики, цветы и травы. Прямо на царский стол из этого сада подавали виноград, груши, арбузы, даны, вишню. Из Европы Петр специально для сада привез редис, артишоки и турецкие огурцы. Он очень любил бывать в этом дворце, проводил в нем много времени.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *