Золотая маска тутанхамона википедия: Тутанхамон – биография, фото, личная жизнь, гробница, проклятие 2023

Тутанхамон – биография, фото, личная жизнь, гробница, проклятие 2023

Биография

Правитель Тутанхамон прославился тем, что отменил реформы предыдущего правителя Эхнатона. Но открытие его гробницы стало действительно ошеломляющим событием в истории археологии и открыло завесу тайны его биографии. Сегодня Тутанхамона считают одним из самых известных фараонов древнеегипетской цивилизации.

История жизни и правления

Тутанхатон Хекаиунушема Небхепрура – фараон Древнего Египта из 18-й династии Нового царства, который главенствовал в 1332-1323 годах до нашей эры. Воспитывался в духе культа бога солнца Атона, но после его отмены взял имя Тутанхамон.

Тутанхамон на колеснице

Считается, что он — последний фараон династии, имеющий родственную связь с предшественником. Поскольку не было найдено точной информации относительно происхождения, египтологи выдвинули две гипотезы. Одни считают, что Тутанхамон был сыном Эхнатона от второй жены Кии. А другие, что сыном Аменхотепа III и младшим братом Эхнатона.

Тутанхамон взойдет на трон юным мальчиком, в возрасте 8-9 лет. По факту правление перешло к двум воспитателям и регентам – Эйе и Хоремхебу. Первый считался верховным сановником, но при Тутанхамоне стал жрецом Амона. Второй был военачальником, его не устраивал факт того, что из-за пацифистской политики Эхнатона Египет лишился Восточного Средиземноморья.

Тутанхамон в детстве

Ранее Эйе и Хоремхеб считались соратниками Эхнатона. Но после смерти прежнего фараона все учения предали анафеме, то есть — старались истребить. Столицу фараона Эхнатона разрушили и предали забвению. Несмотря на то, что при Тутанхамоне столицу возвращают в Фивы, по факту именно в Мемфисе фараон провел большую часть правления.

Тутанхамон женился на Анхсенпаатон, дочери Эхнатона, когда ему было 13 лет. Следовательно, был зятем прошлого правителя. По каким соображениям создан союз – неизвестно, как и об их личных отношениях. Позже жена сменила окончание собственного имени и стала называться Анхесенамон, что значит «её жизнь принадлежит Амону».

Тутанхамон и его жена Анхсенпаатон

Во время правления Тутанхамона все же случились некоторые перемены. Происходит возрождение традиций египетской культуры и возвращение фиванского жречества к контролю над страной. Выходцы из военных и средних слоев предыдущего правителя сохраняют своё влияние на дела государства. Так, жрецы и военные благополучно уживаются при дворе.

При Тутанхамоне вели восстановление заброшенных святилищ прежних богов как в Египте, так и в Куше. К примеру, храмы в Каве и Фарасе.

Статуи Тутанхамона и Анхсенпаатон

После восстановления культа старых богов Тутанхамон не стал подвергать гонениям культ Атона. На 9-м году правления фараона храм Солнца ещё владеет виноградниками. Рисунок солнца и Эхнатона сохранился нетронутым, а в личных надписях правитель иногда называет себя «сыном Атона».

Помимо работ по реставрации, по приказу фараона в Луксорском храме завершена отделка процессионной колоннады. Также благодаря Тутанхамону построен храм Хорона в Гизе, а в Нибии – достроен громадный комплекс из храмов Аменхотепа III.

Смерть

После 9 лет правления фараон Нового царства умер в самом юном возрасте, по сравнению с другими — в 18 или 19 лет. Такая ранняя гибель считалась неестественной, выдвигали предположение, что правителя убили. Но Тутанхамон скончался, пораженный болезнью.

Историки предполагают, что фараон упал с колесницы и умер от осложнения – открытого перелома ноги. 8 марта 2005 года египтологом Захи Хавасс, который руководил исследованиями, оглашены результаты обследования мумии. Следов черепно-мозговой травмы выявлено не было, а прореха в черепе – результат действий жрецов-парасхитов. Результаты исследования опровергли и тяжелую степень сколиоза.

Восстановленный облик Тутанхамона по его черепу

Череп фараона значительно удлинен, что подтверждает родственные связи с Эхнатоном и противоречит выводам о наличии синдрома Марфана. После проведения совещаний с коллегами из других стран исследователи пришли к выводу, что причина смерти Тутанхамона – прогрессирующая гангрена из-за перелома. Как доказательство представляют серьезное повреждение левой бедренной кости. Раньше считалось, что этот дефект связан с неумелым обращением участников экспедиции, которые нашли гробницу.

Открытие гробницы

Гробница Тутанхамона (объект KV62) расположена в «Долине Царей», возле Фив. Это единственная почти нетронутая гробница, которая дошла до нынешних ученых в первозданном виде, несмотря на две попытки вскрытия гробничными ворами.

Гробница Тутанхамона

Захоронение обнаружено в 1922 году двумя английскими исследователями – Говардом Картером и лордом Карнарвоном. Для историков Тутанхамон оставался неизвестным и второстепенным персонажем вплоть до открытия гробницы.

Больше того, некоторые считали, что Тутанхамона и не было вовсе. Поэтому открытие его гробницы было величайшим в археологии. Ведь в годы правления Тутанхамон в самом деле не совершил ничего выдающегося, кроме отказа от атонизма.

Мумия Тутанхамона

В начале ноября 1922 года вход в гробницу расчистили, печати на дверях остались нетронутыми. Этот факт вселял археологам надежду совершить крупнейшее открытие века. Два исследователя, которые открыли гробницу, имели возможность первыми спуститься в неё.

Среди утвари и предметов, которые погребли с правителем, обнаружены настоящие сокровища — объекты искусства, носящие печать влияния Амарнского периода. Тогда гробница фараона стала ещё интереснее, а её открытие сделало имя Тутанхамона общеизвестным.

Золотая погребальная маска Тутанхамона

В гробнице нашли много украшений и саркофаг с мумией фараона. Хорошо сохранилась золотая погребальная маска правителя. Сегодня она является главной ценностью Каирского музея, где можно сделать фото с этим древним предметом. К маске египтяне относятся очень трепетно.

Что касается детей правителя, в гробнице Тутанхамона найдены мумии двух его дочерей, которые скончались ещё в младенчестве. Некоторые эксперты полагают, что дети были рождены уже мертвыми. Информации о других наследниках фараона нет. Гибель детей, скорее всего, результат кровосмешения на протяжении долгого периода времени, что и стало причиной полного вымирания династии.

Легенды и проклятие

Распространенная теория относительно гибели участников экспедиции – наличие в гробнице грибков и микроорганизмов. Раскопки финансировал лорд Джордж Карнарвон, который скончался 5 апреля 1923 года в гостинице Каира «Континенталь». Исследователь болел воспалением легких. Но газетчики сразу же приписала эту гибель к мистике. Некоторые представители прессы говорили о том, что Карнарвон умер из-за «заражения крови от ранения бритвой» или «таинственного укуса москита».

Археолог Говард Картер и Лорд Джордж Карнарвон

Дальше журналисты часто подогревали слухи относительно «Проклятия фараонов». Якобы это привело к гибели первооткрывателей гробницы. Было насчитаны 22 «жертвы», 13 из которых присутствовали при вскрытии захоронения.

Однако факты говорят о том, что «доказательства» были сфабрикованы, чтобы достигнуть сенсации. Большинство исследователей из команды Картера достигли преклонного возраста. Сам первооткрыватель умер последним из команды, когда ему было 66 лет.

Память

В художественной литературе

  • Перипетии перехода власти от Эхнатона до Хоремхеба описаны в трилогии Жеральда Мессадье «Бури на Ниле».
  • В романе «Тень фараона» автора Сантьяго Мората Тутанхамон пылко влюблён в свою мачеху Нефертити.
  • Главный герой романа Дмитрия Мережковского «Рождение богов. Тутанкамон на Крите».
  • Моисеева Клара. «Дочь Эхнатона»

В кинематографе

  • Канадско-американский мини-сериал из трёх фильмов «Тут» (2015) основан на жизни египетского фараона Тутанхамона. Роль взрослого фараона исполнил актёр Эван Джогиа.
  • История сотрудничества египтолога Говарда Картера и лорда Карнарвона, приведшего к открытию гробницы Тутанхамона, легла в основу сюжета мини-сериала «Тутанхамон» (2016).
  • История о гробнице Тутанхамона рассказывается в первой серии сериала «Хроники молодого Индианы Джонса».
  • Тутенштейн / Тутанхамончик – мультфильм о фараоне.

Гробница Тутанхамона .

Египетский музей

Золотая маска мумии Тутанхамона (лицевая сторона) Около 1325 года до н. э. Золото, полудрагоценные камни. Высота 54 см

Статуя двойника Тутанхамона. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, черная смола, позолота, бронза. Высота 192 см, длина 98 см, ширина 53,3 см

Эта статуя — одна из двух скульптурных изображений Тутанхамона, помещенных друг против друга и охранявших вход в усыпальницу. Статуя на подставке показывает фараона в натуральную величину в царском облачении со скипетром, имеющим опору в виде цветка папируса, булавой в руках, браслетами на запястье и предплечье. Золоченная обводка глаз резко выделяется на темном лице, подчеркивая божественность фигуры, так как золото считалось плотью бога. На голове — подогнутый платок хат, известный как один из головных уборов царя. На трапециевидной части юбки имеется надпись, содержащая имена и титулы фараона. Эта статуя выполняет роль двойника фараона, который наряду с другими субстанциями — душой Ба, именем и тенью — считался составляющим человека на земле и в потустороннем мире.

Цвет кожи фараона уподоблен цвету бога Осириса, как и на статуе Монтухотепа.

Голова Тутанхамона на цветке лотоса. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 30 см

На этом скульптурном изображении голова Тутанхамона показана на цветке лотоса, помещенном на основание. Оно голубое, олицетворяет среду, где растут цветы. В Египте было известно два вида лотосов — белые и голубые. Форма его бутонов и цветков была частым декором архитектурных композиций, лотос нередко являлся подношением для умерших. Почитание лотоса связано с его природными свойствами — на закате цветок закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а на рассвете раскрывается вновь вместе с лучами восходящего солнца. Вследствие этого лотос ассоциировался с возрождением и солнечным богом, появляющимся на небосклоне после своего ночного путешествия. Способность цветка к возрождению отражена в заклинании, представленном в одной из глав Книги мертвых, знание которого позволяло умершему превратиться в лотос и легче путешествовать по загробному миру.

С лотосом изображались и боги, так, в частности, Хор-дитя, по одной из версий, появился на цветке лотоса, божеством лотоса считался Нефертум, корона которого состояла из его пучков. Появление такого предмета в гробнице Тутанхамона глубоко символично и отражает главную цель строительства погребального сооружения и снабжения умершего вещами, которые окружали его при жизни, — возможность воскрешения.

Ковчег для каноп. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, позолота. Высота 198 см, длина 153 см, ширина 122 см

Ковчег был найден в сокровищнице, в нем находились четыре миниатюрных саркофага, в которые были помещены внутренности фараона. Ковчег закреплен на полозьях. Сверху имеет форму балдахина, который покоится на четырех столбах. На них — титулы и имена фараона. Балдахин имеет бордюр, украшенный уреями с солнечными дисками на головах. Такой же бордюр — на крышке ковчега. Четыре богини охраняют этот ковчег: богиня-скорпион Селкет (изображена со скорпионом на голове), богиня Исида, супруга Осириса, Нефтида, ее сестра, и Нейт, богиня-воительница, особо почитавшаяся в Западной Дельте.

Все они обращены к рельефу на ковчеге, который ассоциируется с четырьмя детьми Хора по имени Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебексенуф, призванными оберегать внутренние органы. Соответственно, Исида охраняет печень, Нефтида — легкие, Нейт — желудок, Селкет — кишки.

Трон Тутанхамона. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, золото, серебро, стекловидная паста, полудрагоценные камни Высота 102 см, длина 54 см, ширина 60 см

Великолепное с точки зрения художественного оформления изделие считается одним из самых красивых предметов, найденных в Египте. Деревянная основа полностью покрыта листовым золотом. Ножки трона имеют форму львиных лап, что восходит к древней традиции ассоциации фараона с царем зверей — львом. Подлокотники сделаны в форме крылатых змей-защитниц в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Они простирают свои крылья, защищая картуши фараона, вырезанные на боковинах трона. На спинке кресла — удивительно лиричная сцена, показывающая Тутанхамона с его женой Анхесенамон, нежно втирающей в его плечо благовонные масла из флакона, держа его в левой руке.

На правителе — широкое ожерелье и корона, на Анхесенамон — корона из двух перьев с солнечным диском, которую носила богиня Хатхор. Хорошо прослеживается наследие амарнского искусства — над супружеской парой виден солнечный диск, его лучи оканчиваются человеческими ладонями. По всей вероятности, трон был изготовлен в первые годы царствования Тутанхамона.

Кресло из кедрового дерева. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, золото, бронза, слоновая кость. Высота 96 см, ширина 47,9 см

Резное кресло из великолепного кедрового дерева украшено чеканным золотом, покрывающим солнечный диск, угловые скрепы и шляпки гвоздей. Ножки вырезаны в виде львиных лап, когти которых сделаны из слоновой кости, подставки под ними обшиты листовым золотом и бронзой. Над изображением на спинке кресла парит крылатый солнечный диск, увитый уреями — символ Хора Эдфу. Он сделан из чеканного золота. Само изображение выполнено ажурной резьбой.

В центре — фигура вечности — «хех», сидящая на иероглифе золота. В его руках — эмблема миллионов лет в виде большой пальмовой ветви, на нижнем конце которой — лягушка, сидящая на знаке вечности. На правой руке бога висит большой знак жизни — «анх». По обеим сторонам на кобрах сидят соколы в двойной короне, символы бога Хора, под ними — имена фараона.

Ларец. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Алебастр, обсидиан. Длина 33 см, высота 24 см, ширина 17 см

Ларец выполнен из алебастра. Орнамент глубоко врезан в поверхность и заполнен красками. Ручки сделаны из полированного обсидиана. Ларец запечатывали с помощью веревок, перекрученных вокруг ручек. Чередование ряда маленьких квадратиков и ряда вытянутых, контрастно окрашенных фигур придает этому изделию особую элегантность и изящество. На передней панели даны три картуша — Тутанхамона и его жены, каждый из которых предваряется титулами царской особы. Два из них относятся к Тутанхамону, перед одним фараон назван «благим богом, владыкой Обеих земель», в картуше — его тронное имя. Другой предваряется титулом «сын Ра, владыка Обеих земель», в самом картуше — имя Тутанхамон. Третий картуш предваряется титулом «великая царская жена», в нем — имя Анхесенамон, молодой жены правителя. Иероглифы внизу содержат пожелания вечной жизни.

Тутанхамон на пантере. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, позолота, роспись, бронза. Высота 85,6 см

Эта статуя была обнаружена внутри черных ларцов, хранившихся в Сокровищнице. Всего найдено тридцать четыре статуи, из которых семь изображают фараона, а остальные — богов. Статуи поставлены на черное просмоленное основание и первоначально были помещены в гробницу завернутыми в льняные бинты так, что открытыми оставались только лица. Фараон на пантере имеет белую корону Верхнего Египта. В его правой руке — плеть, в левой — длинный посох, на властителе плиссированная набедренная повязка. Поза идущей пантеры, сильного животного, которое у египтян ассоциировалось с загробным миром, ночным солнцем, звездами и, соответственно, могло помочь фараону преодолеть препятствия незнакомого мира и оказаться среди богов, исключительно реалистична: крадущийся шаг, мощный изгиб спины.

В исполнении фигуры чувствуются стилистические особенности Амарны — пухлый живот, вытянутая вперед фигура.

Тутанхамон с гарпуном. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, позолота. Высота 75 см

В гробнице Тутанхамона были найдены многочисленные статуи, изображающие царя и божества, они были помещены в черные ларцы (наосы), вследствие чего великолепно сохранились. Как и статуя Тутанхамона на пантере, эта фигура помещена на прямоугольное основание. Широкий шаг фараона, поднятая с гарпуном рука придают фигуре реализм и экспрессию. Лодка декорирована цветами лотоса. Определенная символика прослеживается в сравнении со статуей фараона на пантере в белой короне: на этой фараон представлен в красной короне Нижнего Египта. Объект охоты не изображен, однако известно, что с копьем и лассо, которое Тутанхамон держит в левой руке, охотились на гиппопотама. Петля использовалась для того, чтобы связать пасть раненого животного.

Согласно мифу, который дошел до нас в более поздних источниках, в борьбе Хора и Сетха последний принял форму гиппопотама, став, соответственно, символом зла. Победа фараона (Хора) над гиппопотамом была символом победы добра над силами зла.

Ушебти в нубийском парике. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, золото, бронза. Высота 54 см

Слово «ушебти» переводится с древнеегипетского языка как «ответчик». Деревянные, фаянсовые, золоченые ушебти клали в гробницы для того, чтобы они замещали покойного на работах в потустороннем мире. Они имели форму мумии со скрещенными на груди руками, были не лишены индивидуальных черт. Так, в частности, данная фигурка имеет парик, типичный для нубийской женщины, подобные носили представители царского семейства, о чем, в частности, говорят символы кобры-урея и грифа надо лбом женщины. Массивное ожерелье и широкий браслет украшают фигуру, грудь не видна, так как закрыта скрещенными руками.

В четырех колонках текста на теле ушебти начертаны изречения 6-й главы Книги мертвых, в которой говорится о том, что если его обладатель будет призван выполнять работы, то ушебти должен сделать это за него — возделывать поля, перевозить песок, обустраивать берега водных пространств.

Чаша в форме цветка лотоса. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Алебастр. Высота 18,3 см

Тончайшая работа по алебастру, достаточно хрупкому материалу, отличает это уникальное произведение искусства, найденное у входа в гробницу Тутанхамона. Чаша использовалась для возлияний. Ее форма подобна распустившемуся цветку лотоса, ручки сделаны в виде композиции цветка и бутонов, на них размещаются фигурки символа вечности «хех» со знаками жизни и длинными пальмовыми ветвями, на нижнем конце которых, на знаке вечности «шен», сидит лягушка. В центре чаши — титулы фараона, говорящие о его идентичности богу Хору, Двум владычицам — богиням Змее и Коршуну (Уаджет и Нехбет), и имена — тронное и собственное. По верхнему краю — надпись с полной титулатурой Тутанхамона и пожеланиями благополучия в ином мире: «Да будет твое Ка жить вечно, да проведешь ты, любимый Фивами, миллионы лет с лицом, обращенным к северному ветру, с глазами твоими — источником благости».

Небесная барка. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, позолота. Длина 155 см

Это одна из четырех лодок-барок, предназначенных для путешествия по загробному миру. В сокровищнице Тутанхамона была найдена целая флотилия из восемнадцати лодок. Представленный здесь экспонат сделан из дерева, снабжена веслами, в центре барки располагается позолоченный трон фараона. Лодки размещали в гробнице с целью дать возможность умершему преодолевать различные водные препятствия в загробном мире. Лодка чисто весельная, она не имеет креплений для парусов, как это можно видеть в других моделях и на рельефах гробниц. Барка была дана Тутанхамону для того, чтобы он мог следовать за богом Ра в его путешествии по иному миру, расписанном по часам, где приходилось преодолевать препятствия, чтобы утром снова засиять на небосклоне. Возможность путешествия на лодке приближала фараона к богу-солнцу и давала ему возможность обретения новой жизни среди богов.

Золотой кинжал. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Золото, полудрагоценные камни, стекловидная паста. Длина 31,9 см, ножны 21 см

Кинжал представляет собой клинок с двумя продольными желобками, увенчанными пальметтой, над которой дан узкий фриз из геометрического узора, сделан из закаленного золота. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. На рукоятке чередуются полосы с геометрическим и растительным орнаменттами, она декорирована перьевым мотивом. Оружие было найдено в бинтах мумии Тутанхамона и располагалось около правого бедра. Ножны декорированы с обеих сторон. На одной стороне — мотив крошечных перьев, на другой — растительный мотив внизу, выше — сцена охоты с гончими собаками, весь рисунок обрамлен параллельными полосами по краю ножен. В Древнем Египте была распространена загонная охота. Для диких зверей устраивали ловушки, а затем на пойманного животного выпускали охотничьих собак.

Горн Тутанхамона. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Серебро, золото, дерево. Длина 58,2 см

Серебряный горн состоит из расширяющейся спереди трубки. Мундштук и кайма сделаны из золота, внутренняя часть выполнена из дерева. Расширяющаяся часть горна имеет декор в виде гравировки цветка лотоса, символа возрождения, являвшегося частым декором различных предметов древнеегипетского искусства, и сцены, изображающей богов Амона-Ра (верховного бога Египта) и Ра-Хорахти (древнейшее солнечное божество Древнего Египта) перед богом Птахом (главный бог Мемфиса). Здесь же выгравированы имена и эпитеты этих божеств, считавшихся покровителями фараона, даровавшими ему благополучное царствование и военные победы. Сцена обрамлена фризом, над которым картуши фараона. Такие горны часто использовались в армии, сопровождая барабанщиков во время парада. Использовались они и для сигнала сбора воинов. Упоминания о горнах имеются в текстах эпохи Нового царства, но их самая ранняя находка относится именно к гробнице Тутанхамона, в которой было найдено два горна, один из серебра, другой из бронзы. В середине XX века были предприняты попытки игры на этом инструменте, которая требовала от музыканта огромного напряжения.

Нагрудное украшение с крылатым скарабеем. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.)

Золото, серебро, лазурит, сердолик, кальцит, обсидиан, бирюза. Высота 14,9 см, ширина 14,5 см

В центре композиции — священный жук-скарабей, показанный с крыльями сокола, тело которого выполнено из полупрозрачного халцедона, придающего насекомому мистический оттенок. В нижних лапах жука — символы вечности: букеты лотосов и цветков папируса, считавшихся символами возрождения. Передними лапами он поддерживает солнечную ладью, в центре которой — священный глаз Хора, уджат, который, согласно мифологии, Хор повредил в битве с богом зла Сетхом и который впоследствии был восстановлен богом Тотом. Здоровый глаз уджат был символом воскрешения и очень часто изображался на различных типах памятников. Над священным глазом показаны солнечный диск и полумесяц, внутри диска — фараон, окруженный богами Тотом и Ра-Хорахте, благословляющими его. Около обоих концов ладьи — кобры-защитницы с солнечным диском на головах. Обрамляют композицию две кобры, показанные в профиль, их хвосты плавно переходят в крылья сокола. Ниже — тонко выполненный декор из кружков золотых ободков с вставленными в них камнями. Завершает композицию изящная кайма из цветов лотоса и папируса, между которыми симметрично располагаются маленькие круглые плоскости синего цвета с золотыми вставками.

Браслет на предплечье. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Золото, сердолик, разноцветное стекло. Длина 16,2 см, высота 2,7 см

Это один из семи браслетов, надетых на правое предплечье мумии Тутанхамона, от локтя до запястья. Основу композиции представляет собой священный глаз Хора — уджат, который занимает почти половину всей окружности браслета. Уджат считался главным знаковым символом погребального культа, связанным с мифологией Хора, Исиды и Осириса. Возмужавший Хор решил отомстить богу Сетху за гибель своего отца и в отчаянной борьбе потерял глаз. Его восстановлением занялся бог мудрости и счета Тот. Восстановленный глаз, с помощью которого бог обрел зрение, стал символом воскрешения. Мистическое значение изображения уджат связано с сочетанием черт человека, сокола и пантеры. Зрачок, белок, удлиненная обводка глаза воплощают черты человека, нижняя подпорка в точности повторяет оперение сокола, крупный завиток, в нижней части, тянущийся примерно из центра глаза до конца обводки, имитирует шерсть пантеры под глазом.

Глаз уджат был одним из самых распространенных амулетов, его изображение можно встретить на саркофагах, папирусах, стелах, рельефах, подвесках, браслетах. На правом и левом предплечьях мумии Тутанхамона было надето по два браслета, декорированных только изображением уджат.

Опахало. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, листовое золото. Высота 105,5 см, ширина 18,5 см

Опахало состоит из длинной ручки, конец которой имеет форму цветка лотоса. На нем помещено плоское полукружие из дерева, покрытое листовым золотом, к краю которого крепились страусиные перья. Опахало считалось знаком верховной власти, его несли в процессии за фараоном, крепили по сторонам трона. Должность носителя опахала царя считалась одной из наиболее престижных при дворе. В центре композиции показан фараон, несущийся на колеснице и натягивающий лук, чтобы выпустить стрелу в свою жертву. Вздыбленная грива лошади, бегущие во весь опор охотничьи собаки придают экспрессию и страсть сцене охоты, которую так любил Тутанхамон. Вместе с тем за, казалось бы, типично бытовой сценой скрыт мистический смысл — фараон демонстрирует свою силу, он «подобен Ра», «властелин силы», как об этом говорят иероглифы, расположенные над изображением. Позади колесницы в роли носителя опахала выступает персонифицированный образ знака жизни «анх» с человеческими руками и ногами. Иероглифы над этим изображением говорят о даровании жизни и защиты.

Ожерелье с противовесом. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.)

Золото, электрум, лазурит, сердолик, полевой шпат, фаянс. Ширина ожерелья 10,8 см, ширина противовеса 6,8 см

Нагрудное украшение тонкой работы состоит из фигурки ладьи, предназначенной для транспортировки луны, диск и серп которой выполнены из электрума, великолепно контрастирующего с золотом самой ладьи. Судно как бы плывет по водному пространству, усеянному цветками и бутонами лотоса. Окрашенные лазуритом, они создают впечатление живых растений, появившихся из воды. Сцена символизирует движение луны по небу. Лодка фланкируется с двух сторон золотыми пластинками, на которых выгравированы картуши Тутанхамона в окружении двух крылатых змей-защитниц. Нагрудные ожерелья уравновешивались противовесом на спине, дававшим возможность удерживать их в нужном положении. Противовес этого ожерелья выполнен в традиционной для египетского искусства композиции из цветов и бутонов лотоса.

Ларец Тутанхамона. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 44 см, длина 61 см, ширина 43 см

На каждой стороне ларца симметрично расположенные рисунки показывают триумф фараона и его победу над врагами Египта. По представлениям египтян, мир был населен силами праведности и силами зла. К числу последних относили чужеземцев (иноверцев), пустынные и иноземные территории, где господствовал хаос и не было египетских богов. Египетский фараон считался гарантом порядка и справедливости, для их поддержания он имел полное право беспощадно уничтожать врагов.

На продольных сторонах ларца Тутанхамон показан на колеснице стреляющим из лука, которую ведет вздыбленная лошадь в красивой упряжке. Позади колесницы — носители опахала и ряды египетской конницы и пехоты. Перед ней — хаотичная масса врагов, которые неизбежно окажутся под копытами коня фараона и его колесницей. Вверху — два коршуна, олицетворяющих богиню Нехбет, с распростертыми крыльями защищают фараона. На крышке ларца — сцены охоты в пустыне. Здесь фараон также показан стреляющим из лука в диких животных пустыни — львов, антилоп, гиен, анагров. Его эпитеты говорят о нем, как победителе, а животные в данном случае — аллегория врагов Египта. На торце ларца Тутанхамон в виде сфинкса повергает врагов севера и юга Египта. Между двумя сфинксами картуши с тронным и собственным именами Тутанхамона. Внутри ларца находились предметы, принадлежащие фараону, — три пары золотых сандалий, одежды, ожерелья, пояса, позолоченный подголовник.

Фрагмент декора сундучка Тутанхамона. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.)

Дерево, цветная инкрустация из слоновой кости, эбеновое дерево, бронза Высота 48,5 см, длина 72 см, ширина 53 см

Этот сундучок к моменту находки оказался ограбленным. Тем не менее удивительно тонкий декор его оформления привлекает внимание главным образом за счет великолепной инкрустации большими пластинами слоновой кости и использования эбенового дерева, которое очень ценилось в Египте. Сцена покоряет своей лиричностью. Обрамленная геометрическим орнаментом, она изображает двух супругов — очаровательную Анхсенамон, жену фараона, и самого Тутанхамона. Молодая, грациозная и красивая Анхсенамон как бы появляется на фоне растительных мотивов композиций лотоса, она протягивает супругу букеты, составленные из плодов мандрагоры, папируса и лотосов. Анхсенамон одета в белую плиссированную одежду из тончайшего египетского полотна, на шее — большое ожерелье, ее головной убор состоит из подставки, укрепленной на темени, и двух змей-уреев, возвышающихся над ней. Тутанхамон в одеянии, характерном для правителя, — юбке с широким полосатым поясом, широкими ожерельями на плечах, браслетами на руках и змеей-уреем на лбу. Он опирается на посох. Как показали последние исследования, Тутанхамон страдал болезнью ног, что заставляло его всегда передвигаться с посохом.

Плеть и скипетр фараона. Долина царей, гробница Тутанхамона XVIII династия (1333–1323 до н. э.) Бронза, золото, стекловидный шпат, дерево Длина каждого предмета 33,5 см

Предметы сделаны из бронзы и покрыты симметричным декором в виде цилиндров из золота и синего стекловидного шпата. Плеть и скипетр считались древними символами царской власти, которые правитель был обязан носить во время церемонии коронации и царского праздника хеб-сед, целью которого было подтверждение правления и возрождения сил царя. С этими знаками царского достоинства в скрещенных на груди руках изображали фараонов на саркофагах. С ними представлен и Осирис, который, став царем потустороннего мира, унаследовал их от своей земной жизни. Форма плетки напоминает использующиеся и сегодня опахала от мух, но в ней есть и более глубокий смысл: своей формой она сходна с иероглифом со значением «рождать». Форма скипетра восходит к древнему пастушьему посоху. На основании плети выгравировано имя фараона в его первоначальном (амарнском) варианте — Тутанхатон. Возможно, Тутанхамон держал эти предметы во время своей коронации в Амарне, когда его короновали еще именем бога Атона, впоследствии измененного им же самим на имя Амон после реставрации старого культа.

Маска | Определение, история, использование и факты

Карнавальная маска

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Владислав Теодор Бенда
Похожие темы:
таотие дисциплинарная маска предостерегающая маска антропоморфная маска цилиндрическая маска

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

маска , форма маскировки или сокрытия, которую обычно надевают поверх или перед лицом, чтобы скрыть личность человека и своими чертами установить другое существо. Эта существенная характеристика сокрытия и раскрытия личности или настроения является общей для всех масок. В качестве культурных объектов они использовались во всем мире во все периоды, начиная с каменного века, и были столь же разнообразны по внешнему виду, как и по своему использованию и символике.

Общие характеристики

Маски мира демонстрируют практически бесконечное разнообразие, от простейших грубых «фальшивых лиц», удерживаемых ручкой, до полных головных уборов, разработанных с хитроумными подвижными частями. Производители масок проявили большую изобретательность в выборе и сочетании доступных материалов. Среди используемых веществ — дерево, металлы, раковины, волокна, слоновая кость, глина, рог, камень, перья, кожа, меха, бумага, ткань и кукурузная шелуха. Обработка поверхности варьировалась от грубой простоты до замысловатой резьбы и от безвкусных украшений до полированного дерева и мозаики.

Маски обычно носят с костюмом, часто настолько обширным, что он полностью закрывает тело и скрывает узнаваемые черты лица владельца. По сути, костюм дополняет новую идентичность, представленную маской, и обычно традиция предписывает его внешний вид и конструкцию в той же степени, что и сама маска. Костюмы, как и маски, сделаны из самых разных материалов, и все они имеют символическую связь с общим образом маски. Маска и костюм лучше всего понимаются как единое целое и в исполнении.

Морфологические элементы маски, за немногими исключениями, получены из природных форм. Маски с человеческими чертами классифицируются как антропоморфные, а с животными – как териоморфные. В некоторых случаях форма маски является воспроизведением природных особенностей или вполне реалистична, а в других случаях является абстракцией. Маски обычно изображают сверхъестественных существ, предков и причудливые или воображаемые фигуры, а также могут быть портретами. Локализация того или иного духа в определенной маске должна считаться весьма существенной причиной его существования. В масках, которые носят для социально значимых ритуалов, изменение личности владельца на личность маски является жизненно важным, поскольку, если представленный дух не пребывает в образе маски, ритуальные просьбы, мольбы и подношения, сделанные ему, будут быть неэффективным и бессмысленным. Таким образом, маска чаще всего служит средством контакта с различными духовными силами, тем самым защищая от неизвестных сил вселенной, опираясь на их потенциальную благотворность во всех вопросах, касающихся жизни.

Изготовление масок

За немногими исключениями, маски церемониального характера изготавливались и изготавливаются профессиональными мастерами или известными скульпторами. В обществах, в которых маски сверхъестественных существ играли значительную церемониальную роль, обычно предполагается, что художник сильно чувствует духовную силу созданного образа. Основное убеждение, связанное как с концепцией, так и с визуализацией этих объектов, заключалось и остается в том, что вся органическая и неорганическая материя содержит духовную силу и что, следовательно, сама маска обладает силой любого материала, который был использован для ее изготовления. Эта сила считается изменчивой, активной силой, окруженной различными табу и ограничениями для защиты тех, кто с ней работает. В случае с церемониальными масками в процессе создания маски необходимо соблюдать определенные предписанные ритуалы. В большинстве случаев инструменты художника также содержат духовную силу, и даже с ними нужно обращаться в установленном порядке.

Обычно считается, что по мере развития формы маски она обретает все большую силу сама по себе, и снова предписываются различные процедуры для защиты мастера и обеспечения действенности объекта. Если все условности соблюдены, готовая маска, когда ее надевают или демонстрируют, считается объектом, наделенным великой сверхъестественной или духовной силой. В некоторых культурах считается, что из-за тесной связи между создателем маски и духом маски художник поглощает часть ее магической силы. Некоторые западноафриканские народы на самом деле верят, что создатели масок потенциально способны использовать сверхъестественные способности объекта, чтобы причинять вред другим.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Изготовителю масок предписано работать в давно установленных рамках, используя определенные формы, традиционные образы и формальные условности. При их несоблюдении художник может навлечь на себя суровое порицание своей социальной группы и неудовольствие или даже гнев духовной силы, заложенной в маске. Это требование, однако, не ограничивает художественную выразительность. Создатель масок может и творчески интерпретирует традиционно предписываемые общие формы, атрибуты и устройства. На самом деле часто именно известное умение художника дать жизненно выразительное или эстетически приятное представление необходимого образа делает его желанным как изготовитель масок.

Золотая маска короля Тутанхамона (King Tut) — мелки Aux Trois

Источник: Wikipedia Commons, через Тарека Хейкала

Название: Погребальная маска царя Тутанхамона

Автор: Неизвестен

Дата создания: c. 1323 г. до н.э.

Материал: золото, обсидиан, лазурит, кварцит, стекло

Размер: 54 см (высота), 39см (ширина)

Период искусства: Египетское Новое Царство

Текущее местоположение: Египетский музей в Каире, в конечном итоге Большой Египетский музей

Quickies:
  • цветы лотоса) очень вдохновили движение ар-деко.

  • Тутанхамон родился Тутанхатен, или «живой образ Атона». Он изменил свое имя, когда занял трон.

  • До открытия Тутанхамона самыми известными фараонами Египта были Клеопатра и Рамзес Великий

  • Международное турне Тутанхамона 1972-1981 гг. В Соединенных Штатах восемь миллионов человек часами ждали, чтобы попасть на выставку, — больше, чем на любой другой художественной выставке в истории США. Экономика каждого города, по которому проходила выставка, значительно выросла за счет продажи билетов, еды и отелей.

  • Золотая погребальная маска короля Тутанхамона была найдена в его гробнице Говардом Картером в 1922 году. Гробница была цела и почти нетронута. Хотя она была меньше других королевских гробниц, она была полна сокровищ. Это сделало малоизвестного фараона самым известным египетским правителем, известным человеку. Открытие гробницы также породило миф о «проклятии мумии» из-за смерти более двадцати человек, причастных к вскрытию гробницы, начиная с финансиста лорда Карнарвона.

  • Гробница называется KV62 (Долина Царей, гробница 62). Долина Царей — место захоронения египетских фараонов. Он расположен на западном берегу Фив.

Открытие гробницы короля Тутанхамона Говардом Картером в 1922 году стало одним из величайших археологических событий современности. Почти нетронутая гробница была наполнена драгоценностями, играми, товарами для дома, едой, вином, телом фараона и его потрясающей погребальной маской из цельного золота. Тутанхамон правил, когда ему было девять лет. Он умер молодым, создав вакуум власти. Открытие его гробницы сделало его всемирно известным, хотя его короткое правление было менее впечатляющим, чем у многих его предков.

 

Гробница царя Тутанхамона дает представление о царских гробницах Египта, царских практиках мумификации и домашнем быту царского двора. Его гробница не единственная царская гробница, которая была найдена нетронутой, но она самая богатая. Например, в 1995 году недалеко от Фив был обнаружен погребальный комплекс, который считается местом упокоения многих детей Рамзеса II.

 

Его погребальная маска — самый известный предмет из его гробницы. Он признан во всем мире. Египет отправлял его в международные гастроли, запечатлевая в памяти лик царя Тутанхамона. Это чистое золото, инкрустированное драгоценными камнями, с художественным выражением задумчивого молодого человека.

Жизнь царя Тутанхамона

Амарна

Отцом Тутанхамона был Эхнатон/Аменхотеп IV, который был женат на знаменитой красавице Нефертити. Эхнатон был известен как фараон-еретик, потому что он изменил египетскую религию и свое имя. Недовольный властью жрецов, Эхнатон решил, что нация должна поклоняться одному божеству (монотеизм), что расходилось со старыми религиями многих золотых (политеизм).

 

Эхнатон перенес королевский двор из Фив в новый город Амарну. Он изменил свое имя с Аменхотепа IV на Эхнатон. Жрецы бога Амона набирали силу и богатство с тех пор, как отец Эхнатона (Аменхотеп III) был фараоном. Чтобы бороться с этим, Эхнатон объявил вне закона старую политеистическую религию и провозгласил себя живым воплощением божества Атона, бога солнца. Это проложило ему путь к узурпации власти и богатства священников.

 

Тутанхамон родился на одиннадцатом году правления своего отца (1341 г. до н. э.). Первоначально его называли Тутанхатен, или «живой образ Атона». Его матерью была не Нефертити, а одна из младших жен фараона, когда-то считалась Кия. Анализ ДНК показал, что мать Тутанхамона, скорее всего, является мумией по имени «Младшая леди». Неясно, кто мумия. Тутанхамон был обручен со своей сводной сестрой Анхесенпаатен (что означает «ее жизнь принадлежит Атону»), когда они оба были детьми. Она была третьей по старшинству из дочерей Эхнатона и Нефертити.

 

Ближе к концу правления Эхнатона он назначил Нефернеферуатон соправителем. Это могла быть Нефертити, поскольку она, казалось, обладала повышенной силой, которую можно увидеть в искусстве Амарны, но это не точно. После смерти Эхнатона Нефернеферуатон правила еще три года, прежде чем на престол вступила фигура по имени Сменхкара. Сменхкара могла снова быть Нефертити или родственником Эхнатона мужского пола.

Восхождение на трон

Тутанхамон взошел на трон в возрасте восьми или девяти лет. К нему присоединилась его жена Анхесенпаатен. Скорее всего, она была старше его, возможно, лет тринадцати.

 

С помощью советников Айя и Хоремхеба Тутанхамон вернулся к старой религии. Он изменил свое имя на Тутанхамона и перенес королевский двор обратно в Фивы. Его жена сменила имя на Анхсенамун. Тутанхамон также начал программу строительства и восстановления храмов. В то время как это вернуло власть и богатство священникам, это положительно повлияло на народ Египта, который был в смятении из-за изменений Эхнатона.

 

Во время своего правления Тутанхамон сильно опирался на Ай и Хоремхеба. Ай был пожилым чиновником, давно работавшим в королевской семье. Хоремхеб был генералом армий.

 

Наследием Тутанхамона (кроме открытия в 1920-х годах) стало строительство Карнакского храма, поминального храма в Фивах, и рельефы на колоннаде Луксорского храма.

Смерть

Тутанхамон правил почти десять лет, умер в возрасте 17-19 лет. Тутанхамон был похоронен в небольшой гробнице, скорее всего, переоборудованной для этого использования. Его мумификация была сложной, как и положено фараону. Его вечные органы были извлечены и помещены в сосуды с канопами. В его мумию было завернуто более сотни амулетов. Его мумифицированное тело было помещено в несколько гнездовых гробов, а сверху была помещена его погребальная маска из цельного золота.

 

Египетские ученые провели несколько анализов тела Тутанхамона и обнаружили, что на момент смерти у него была сломана правая нога и была малярия. У Тутанхамона также был искривленный позвоночник, косолапость и другие проблемы со здоровьем, вызванные общими кровосмесительными отношениями в его генеалогическом древе.

 

Его смерть вызвала проблему, поскольку единственные дети, которые у него были с Анхсенамун, были мертворожденными. Скорее всего, Египет вел войну с Хеттским царством. Это означало, что Хоремхеб был в бою. Это оставило Ай наблюдать за работой гробницы Тутанхамона и обрядами смерти. Затем Ай пришел к власти и короновал себя фараоном. Чтобы узаконить свое правление, Айю нужно было жениться на Анхсенамун. На дерзкий риск она написала хеттскому царю Суппилулиуму I и попросила жениться на одном из его сыновей. Это было неслыханно, поскольку египетские принцессы не выходили замуж за иностранцев. Король Суппилулиума послал своего сына Зананзу, но Зананза был убит (возможно, усилиями Хоремхеба), не дойдя до Анхсенамуна. Анхсенамун исчезла из исторических записей, достоверно неизвестно, вышла ли она замуж за Ай. Ай правил три года и умер, не оставив наследника.

 

Хоремхеб вернулся с войны и занял трон. У него была та же проблема, что и у Ай-легитимности. Чтобы обойти это, он утверждал, что бог Гор выбрал его для восстановления Египта. Чтобы еще больше узаконить себя и сблизиться со священниками, он уничтожил публичные записи и памятники, воздвигнутые Эхнатоном, а также записи Тутанхамона. Хоремхеб правил около тридцати лет.

Открытие Картера

 Гробница Тутанхамона была практически нетронутой, когда Говард Картер впервые обнаружил ее. Его взломали во время правления Эйя и снова запечатали. По иронии судьбы гробница была частично спасена от грабителей, потому что Хоремхеб стер имя Тутанхамона из официальных записей. Это закончилось тем, что имя и гробница Тутанхамона были сохранены для современной эпохи. Вход в гробницу Тутанхамона также был дополнительно засыпан при строительстве Рамзеса VI (похоронен примерно через двести лет после Тутанхамона).

 

Археологические раскопки Говарда Картера спонсировал пятый граф Карнарвон Джордж Герберт, но его финансирование было на исходе. Лорд Карнарвон собирался финансировать только до конца 1922 года. Картер раскапывал фиванский некрополь в Долине Царей. 4 ноября 1922 года Картер обнаружил вход в гробницу Тутанхамона — двенадцать ступеней, которые вели к запечатанной двери. Дождавшись прибытия Карнарвона и его дочери из Англии, гробница была вскрыта в 19 г.23.

 

Картер провел следующие десять лет, каталогизируя содержимое гробницы. Саркофаг не открывали до октября 1925 года. Картер писал об открытии самого внутреннего гроба: «Была обнаружена предпоследняя сцена — очень аккуратно завернутая мумия молодого короля, с золотой маской грустного, но спокойного выражения… маска немного откинулась назад. , таким образом, его взгляд направлен прямо к небесам».

 

Метрополитен-музей в Нью-Йорке направил фотографа по имени Гарри Бертон, чтобы задокументировать раскопки и открытия, сделанные Картером. Бертон сделал более 1400 фотографий, которые вызвали волнение во всем мире. Когда пресса и радио создали среду для мгновенных новостей, это открытие положило начало египтомании во всем мире.

 

«Проклятие мумии», связанное с гробницей, связано с неправильным переводом печати на двери и многочисленными смертями людей, связанными с открытием гробницы. Переведенная фраза от двери сокровищницы. Оно было неправильно переведено и, как предполагалось, гласило: «Я убью всех, кто переступит этот порог и попадет в священные владения царя, живущего вечно». Более современные переводы предполагают, что это читается так: «Я тот, кто не дает песку заблокировать секретную комнату». «Я» — это дух, который держит дверь закрытой. Через несколько месяцев после вскрытия гробницы умер лорд Карнарвон. Международная пресса следила за происходящим и связывала смерти всех, кто имел косвенное отношение к гробнице, с проклятием. На самом деле лорд Карнарвон умер в 1923 из-за заражения крови из-за укуса инфицированного комара. Ховард Картер дожил до 64 лет; как главный нарушитель гробницы царя Тутанхамона, его продолжительная жизнь доказала бы, что любое проклятие ложно.

Содержимое гробницы Тутанхамона

В гробнице Тутанхамона было 5 398 предметов. Многие из них были из чистого золота и украшены драгоценностями. Только в полотнах мумии было 143 золотых украшения. Погребальная маска из цельного золота, вероятно, является самым известным предметом из гробницы, но также известны золотой трон Тутанхамона и гроб из цельного золота.

Некоторые из предметов в гробнице были предметами домашнего обихода, например, одежда Тутанхамона, которая сейчас находится в плохом состоянии. У Тутанхамона также были сандалии, косметика и украшения, которые украшали его в загробной жизни. Банки с пивом, вином и маслами были плотно набиты среди корзин с фруктами и зерном. Мебель, такая как кровати, столы и стулья, сильно украшена и хранится друг на друге. Для развлечения фараона также были предоставлены настольные игры, игрушки и музыкальные инструменты.

Щит из шкуры гепарда, колеса колесницы, колесницы и другое оружие демонстрируют доблесть не только фараона, но и египетского государства. Также вокруг гробницы расставлены статуи египетских богов для защиты фараона. Другие статуи предыдущих фараонов призваны продемонстрировать семейную связь Тутанхамона с предыдущими королями.

Другие предметы указывают на медицинские проблемы Тутанхамона. В гробнице было найдено более ста тростей и тростей. Тутанхамон страдал дегенеративным заболеванием костей одной стопы, которое причиняло ему боль, когда она опухала от воспаления. Мумии двух его мертворожденных дочерей также были помещены в его могилу, чтобы быть с ним в его загробной жизни.

Мумия Тутанхамона была помещена в самый внутренний из четырех саркофагов. Последний гроб был золотым и запечатан смолой. Смола также была на полотнах мумии, что требовало осторожного обращения Говарда Картера.

Украшены только стены погребальной камеры. В других царских гробницах есть украшения во многих (если не во всех) комнатах. Одна комната красиво оформлена, в ней есть одна сцена из погребального текста (Амдуат), сцены из похорон Тутанхамона и Тутанхамон с египетскими богами.

Погребальная маска царя Тутанхамона

Погребальная маска может быть одним из самых известных художественных произведений во всей истории Египта. С момента открытия он стал международной эмблемой египетского знания. Это чистое золото, состоящее из двух листов, сколоченных вместе после нагревания. Финальный слой золота имеет высокое содержание серебра, что придает маске дополнительное сияние. Маска весит 22 ½ фунта (11 кг). Его рост составляет 21 дюйм (54 сантиметра). Маска имеет полудрагоценные камни, стекло и фаянс (глазурованную керамику), которые используются для украшения. Глаза на маске сделаны из белого кварца и черного обсидиана, по углам с красным пигментом. Синий лазурит образует линии румян, которые Тутанхамон носил бы при жизни; это также создает линии для его бровей и век. Остальные украшения на маске подчеркивали его роль фараона.

На маске Тутанхамон изображен в головном уборе немес, который носили фараоны со времен Древнего царства, украшенном полосами из золота и синей пасты. Немес увенчан символами Египта, коброй и грифом (богинями Нехбет и Ваджет). Они инкрустированы бирюзой, сердоликом, обсидианом и лазуритом. Нижняя часть его маски образует воротник, украшенный лазуритом, кварцем, зеленым полевым шпатом, амазонитом и перегородчатой ​​перегородкой из цветного стекла. Золотые соколиные головы, украшенные обсидианом и стеклом, поддерживают его плечо. На шею маски было наложено трехниточное ожерелье из бисера, но оно не показано на маске в музейном футляре.

Погребальная маска предназначалась не только для защиты лица и головы мумии, но и для воссоединения души («ба») с телом после ее странствий. Идентификация используется, чтобы помочь душе узнать мумию. Двумя наиболее очевидными являются символы Верхнего и Нижнего Египта, символизирующие власть Тутанхамона над обеими землями. Стервятник, или Нехбет, является символом Верхнего Египта. Кобра из Ваджета является символом Нижнего Египта. Черты лица считаются идеализированной версией Тутанхамона. Хотя Осирис (египетский бог загробной жизни) был идеалом фараонов, черты лица похожи на другие статуи Тутанхамона. Маска намекает на художественные тенденции амарнского периода Эхнатона. Удлиненные черты лица с полными губами и тонким носом могут соответствовать форме, но также соответствуют стилю Амарны. Стиль Амарны натуралистичен и преувеличен, как стиль маньеризма, последовавший за итальянским ренессансом.

Уши проколоты, что, возможно, означает, что маска предназначалась для женщины, но превратилась в Тутанхамона после его смерти. Проколотые уши были особенностью египетских цариц и маленьких детей. Когда Говард Картер нашел отверстия в лепестках, они были закрыты дисками из золотой фольги.

 

На задней части маски выгравировано «заклинание» из главы 151 B Книги Мертвых . Это заклинание восходит к мумиям Среднего царства за пятьсот лет до Тутанхамона. Заклинание защищает тело Тутанхамона, когда он переходит в загробную жизнь. Заклинание говорит:

«Твой правый глаз — ночная кора [бога солнца], твой левый глаз — дневная кора, твои брови — [эти] Эннеады богов, твой лоб — [лоб] Анубиса, твой затылок это [то, что] Гора, твои локоны волос [те, что] Птах-Сокара. [Вы] перед Осирисом [Тутанхамоном]. Он видит благодаря тебе, ты ведешь его по добрым путям, ты поражаешь за него сообщников Сета, чтобы он мог низвергнуть твоих врагов перед Эннеадой богов в великом Замке Принца, что в Гелиополе… Осирис , царь Верхнего Египта Небхеперуре (тронное имя Тутанхамона), умерший, получивший жизнь от Ра. Д
— Книга Мертвых, 151-B

Тутанхамон при жизни носил бы накладную бороду; у его погребальной маски тоже есть одна. Это золотая борода, украшенная перегородчатой ​​тесьмой в виде елочки. Борода маски сломалась в августе 2014 года, когда сотрудники чинили лампы дисплея. Сначала он был приклеен обратно с помощью эпоксидной смолы, но он высох по центру и оставил толстую полосу видимой эпоксидной смолы. Консервацией руководил эксперт по реставрации Кристиан Экманн из Археологического научно-исследовательского института Römisch-Germanisches Centralmuseum в Майнце. Его команда сняла бороду, нагревая клей и используя деревянные стержни, и узнала, что древние египтяне использовали пчелиный воск и булавку, чтобы прикрепить бороду. Маска была повторно прикреплена после 3D-сканирования и дополнительных исследований исходного процесса прикрепления. Первоначально он был прикреплен с помощью небольшой булавки, поскольку бородка была полой, но помещалась поверх прикрепляемой металлической втулки цилиндра. Хотя разрыв сначала считался катастрофой, он позволил ученым детально изучить бороду. Несчастные случаи в музеях случаются, и они позволяют исследовать и сохранять объекты. Это не первый раз, когда борода остается неприкрепленной. Когда он был обнаружен в 1925 золотая борода была в основном отделена, и Говард Картер удалил ее. Впервые он был повторно присоединен в 1946 году.

Важность гробницы царя Тутанхамона

Поскольку гробница была найдена неповрежденной, что является редкостью, это дает археологам глубокое понимание древнеегипетской практики захоронения и цивилизации. Большая часть наших знаний о погребальных практиках и погребальных регалиях фараонов исходит из гробницы Тутанхамона. В то время как роскошные богатства плотно упакованы, заметно, что настоящая гробница очень мала для фараона. Всего четыре комнаты. Возможно, он был недостроен или перепрофилирован после неожиданной смерти Тутанхамона.

 

Славе Тутанхамона также способствовал интерес, проявленный печатными СМИ к открытию. В 1920-х годах фотографии раскопок, сделанные Гарри Бертоном, печатались в газетах по всему миру. Газеты придумали имя «Тут-король», и это явление быстро последовало. Многочисленные фотографии золотой погребальной маски с ее призрачным лицом захватили воображение и придали маске статус иконы. Внимание уделяло несовершеннолетнему фараону место впереди всех остальных.

Египетский музей

Золотая погребальная маска царя Тутанхамона выставляется в Египетском музее с 1920-х годов. Египетский музей находится в центре Каира и имеет ограничения по выставочной площади, а это означает, что выставлена ​​не более одной трети артефактов царя Тутанхамона.

Правительство Египта строит новый современный музей под названием Большой Египетский музей (GEM). Он расположен в двух километрах / более одной мили от знаменитых пирамид Гизы, к западу от Каира. Когда он откроется, GEM станет самым большим музеем (около 120 акров) в мире, посвященным одной цивилизации. После открытия GEM в Египетском музее будет проведен ремонт.

Со временем все артефакты из гробницы Тутанхамона будут перемещены в новый музей. Окончательная группа, включая погребальную маску, будет перемещена перед торжественным открытием Большого египетского музея (GEM). Скорее всего, их будут перемещать в виде процессии, подобной Золотому параду фараона. Золотой парад фараонов был знаменитой передачей двадцати двух царских мумий между Египетским музеем и Национальным музеем египетской цивилизации.

В гробнице царя Тутанхамона было более пяти тысяч артефактов, и все они будут выставлены на выставке GEM. Экспозиция займет два зала площадью около 7000 квадратных метров/7500 квадратных футов. Идея состоит в том, чтобы расположить артефакты так, как они выглядели, когда Говард Картер открывал гробницу Тутанхамона в 1922.  

Статьи:

  1. Информация и документы из раскопок Говарда Картера, в настоящее время находящихся в Институте Гриффита Оксфордского университета.

  2. Тайсон, Питер. «Неизведанные гробницы». ПБС.

  3. Метрополитен-музей в Нью-Йорке отправил фотографа по имени Гарри Бертон на раскопки Говарда Картера. Он взял около 2800 стеклянных негативов. Некоторые из этих черно-белых негативов были раскрашены Джорданом Ллойдом (из Dynamichrome). Их можно увидеть в статье ArtNet под названием «Посмотрите на великолепные цветные фотографии гробницы Тутанхамона».

  4. Подробная статья (Похороны Тутанхамона) о процессе египетской мумификации из музея Метрополитен.

The Egyptian Ministry of Tourism and Antiquities has placed a virtual tour of King Tutankhamun’s exhibit online

Location

Lost Treasures of Egypt: Tutankhamun’s Treasures from National Geographic

King Tut from PBS

The Metropolitan Серия лекций Музея Нью-Йорка была посвящена Золотой похоронной маске короля Тутанхамона.

Процитированные работы:

Burzacott, Jeff. «Первое фото восстановленной золотой маски Тутанхамона в высоком разрешении». Журнал Нила. 2015.

Камминс, Элизабет. «Гробница Тутанхамона (сокровенный гроб и посмертная маска». Академия Хана.

Камминс, Элизабет. «Гробница Тутанхамона (сокровенный гроб и посмертная маска». Smart History. 2015.

Диаб, Сима и Луи Чеслав. «Все, что мы знаем о Большой египетский музей в Каире», Conde Nast Traveler, 2019/2020.

Донован, Джон. «Как тутанский король стал рок-звездой фараонов только после смерти». Как это работает. 2020.

Дорман, Питер Ф. «Тутанхамон». Британика.

Гэллап, Элисон, Герхард Груитрой и Элизабет М. Вайсберг. Великие картины западного мира . Арт Ресурс. 1998.

Большой Египетский музей/Музей Гизы.

Гамильтон, Джон. «Хрупкий и болезненный король Тут страдал всю жизнь». ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 2010.

Гастингс, Роб. «У Тутанхамона есть новый дом, который стоит ждать в отложенном Каирском Большом египетском музее». INews. 2020.

Хосни, Агарь. «Египет планирует еще один королевский парад, на этот раз для золотой маски Тутанхамона». Аль-Монитор . 2021.

Джонс, Джонатан. «Погребальная маска Тутанхамона (ок. 1323 г. до н.э.)». Хранитель. 2002.

Камп, Дэвид. «Король Нью-Йорка». Ярмарка Тщеславия. 2013

Киз, Эллисон. «Впервые все 5000 предметов, найденных в гробнице Тутанхамона, будут показаны вместе». Смитсоновский журнал. 2016.

Кляйнер, Фред С. и Кристин Дж. Мамия. Искусство Гарднера сквозь века: 12-е издание . Томсон Уодсворт. 2005.

Мари, Мустафа. «Анани: Маска Тутанхамона будет передана GEM таким образом, как это подобает самому известному артефакту в мире». Египет Сегодня . 2020.

Марк, Джошуа. «Тутанхамон». Всемирная история. 2014.

Мэтьюз, Рой Т. и Ф. ДеВитт Платт. Западные гуманитарные науки . Макгроу Хилл. 2004.

Макдональдс, Диана. «Маска Тутанхамона». Великие курсы. 2017.

Стокстад, Мэрилин. История искусств: исправленное второе издание: том I . Пирсон Прентис Холл. 2005.

Стрикленд, Кэрол. Аннотированная Мона Лиза: ускоренный курс истории искусства от доисторического до постмодернистского . Эндрюс и МакМил. 1992.

Тайсон, Питер. «Неизведанные гробницы». ПБС.

Уолш, Коллин. «Как Тут стал Тут». Гарвардская газета. 2018.

Белый, Марк. «Как открытие гробницы Тутанхамона произвело революцию в наших знаниях о Древнем Египте». СБС. 2016.

Вермиллион, Стефани. «Секретный тур по долгожданному египетскому музею Гранта». CNN. 2019.

Неизвестно. «Египет: восстановлена ​​золотая маска Тутанхамона, снова выставлена ​​в Египетском музее». Асват Масрия/Вся Африка. 2015.

Неизвестно. «Факты о гробнице Тутанхамона». физ. 2016. 

Неизвестно. «Немецкий эксперт восстанавливает маску короля Тутанхамона после неудачного клея». ДВ.

Неизвестно. «Маска Тутанхамона». Википедия

Неизвестно. «Золотая маска Тутанхамона». Глобальный египетский музей.

Неизвестно. «Гробница Тутанхамона». Памятники Египта.

Неизвестно. «Тутанхамон (1336-1327 до н.э.)». Би-би-си.

Неизвестно. «Посмертная маска Тутанхамона». Выставка Тутанхамона.

Неизвестно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *