Звенигородский монастырь саввы сторожевского: Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь — Официальный сайт монастыря

Содержание

Саввино-Сторожевский монастырь | Путеводитель Подмосковья

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде – древняя обитель с богатой историей. Прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль делает его любимой достопримечательностью у туристов, а святыни притягивают паломников со всей страны.

История монастыря

Обитель была основана в 1398 году. Появилась она благодаря стараниям двух людей – звенигородского князя Юрия Дмитриевича и ученика преподобного Сергия Радонежского Саввы.

Первой была построена деревянная церковь Рождества Богородицы, которая спустя несколько лет была заменена на белокаменную. Себе же преподобный Савва выкопал себе пещеру недалеко от монастыря, где проводил много времени в уединении и молитвах.

Обитель быстро росла. Возводились новые здания и храмы, росло число монахов. Способствовала этому и особая любовь к звенигородскому монастырю русских правителей.

Помолиться в обитель приезжал Иван Грозный с супругой, его сын Федор Блаженный. Царь Алексей Михайлович, известный как Тишайший, и вовсе сделал обитель своей загородной резиденцией. К монастырю от Москвы был специально проложен Звенигородский тракт, по которому русские правители добирались в обитель.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь был занят французами, которые отнеслись к нему с уважением – не разграбили и не разрушили. Существует предание, что французскому полководцу Евгению Богарне явился сам преподобный Савва и попросил не трогать обитель.

После революции монастырь закрыли. В 90-х годах в обители начала возрождаться монашеская жизнь. К тому моменту многие здания находились в плачевном состоянии. Легендарную обитель начали восстанавливать.

В 1998 году в монастырь вернулись мощи основателя – преподобного Саввы Сторожевского, почитаемого среди верующих за праведную жизнь и чудеса. Сегодня обитель делит территорию со Звенигородским музеем.

Архитектурный ансамбль

Собор Рождества Богородицы из деревянного в каменный был перестроен в начале XIV века, позднее пристроили южный предел. В XVII веке были построены надвратный храм Живоначальной Троицы и трапезная церковь во имя Преображения Господня.

Также в XVII веке были построены трапезная, дворец для царицы Марии Милославской и дворец царя Алексея Михайловича. Другие здания были построены позже или неоднократно перестраивались.

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

Древняя обитель делит территорию с музеем, поэтому советуем туристам после посещения монастыря заглянуть в музей и осмотреть его коллекцию. Он был создан в 1920 году и является одним из старейших музеев Московской области. В стены Саввино-Сторожевского монастыря он въехал в 1922 году. Несколько раз музей прекращал свою деятельность, переезжал, но вновь вернулся в обитель после Великой Отечественной войны. Сегодня культурное учреждение занимает два здания на территории монастыря – Казначейский корпус и Царицыны палаты.

Всего в музее хранится более 60 тысяч экспонатов. Среди самых ценных – иконостас Рождественского собора монастыря, созданный в XVII веке. Посетителям предлагают ознакомиться с двумя экспозициями. Одна называется «Древний Звенигород» и рассказывает об истории города и монастыря. Вторая – «Покои боярыни XVII века». Здесь гости узнают о жизни и занятиях царицы во время приезда на богомолье в монастырь.

Впечатления Одинцово
  1. Главная
  2. Места

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Этот старинный монастырь — бывшая царская резиденция. Он расположен на горе в двух километрах от подмосковного города Звенигорода. Здесь расскажут историю обители и ее основателя — преподобного Саввы, а также познакомят с архитектурным ансамблем и живописными окрестностями.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

История

Монастырь основан в 1398 году одним из первых учеников Сергия Радонежского — преподобным Саввой. При поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) здесь появилась первая деревянная церковь Рождества Богородицы, которую позже, в начале XV века, отстроили в камне.

Во время царствования Алексея Михайловича монастырь обнесли каменными стенами, а внутри возвели новые храмы, царский дворец и палаты государыни. В дальнейшем лавру почитали и помогали с пожертвованиями и другие правители — Елизавета Петровна, Екатерина II, Николай I, Александр II.

В советское время духовную обитель закрыли, а ценности изъяли. Территорию и помещения стали использовать для государственных нужд.

Возрождение монастыря началось в 1995 году, а через три года патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Интересные факты

  • Из сооруженных в 1650–1654 годах семи башен до наших дней сохранились шесть.
  • В 1812 году монастырь был занят французскими войсками, но разграблению не подвергся. По преданию, полководцу Эжену де Богарне во сне явился святой Савва и запретил трогать обитель.
  • Возле монастыря Андрей Тарковский снимал сцену для фильма «Солярис» — домик у пруда в начале кинокартины.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Что посмотреть

  • В архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря входят: Рождество-Богородицкий собор, храм Преображения Господня со звонницей и Троицкая церковь. Также в стенах обители находятся Царицыны палаты, дворец Алексея Михайловича, братские корпуса и другие старинные постройки.
  • Специалисты по истории монастыря из паломнической службы проведут экскурсию по обители и отведут посмотреть на Городок — старый Звенигородский кремль. От него сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в конце XIV столетия. Стены церкви когда-то расписал фресками легендарный иконописец Андрей Рублев.
  • За территорией обители есть еще одно интересное место — скит преподобного Саввы Сторожевского.
Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Как проехать

На электричке с Савеловского вокзала до станции Звенигород, далее на автобусах № 23, 23/51, 51 до остановки «Дом отдыха Министерства обороны», далее пешком.

На автобусе № 455к от станции метро «Тушинская» до остановки «Дом отдыха Министерства обороны», далее пешком.

На автомобиле по Новорижскому шоссе 31 км от МКАД, далее съезд на трассу А-107 в сторону Звенигорода, затем через город на Ратехинское шоссе, через 1,5 км поворот направо.

Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская Источник: РИАМО. Автор: Мария Шуревская

Саввино-сторожевский монастырь в Звенигороде

Саввино-сторожевский монастырь

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первая каменная постройка монастыря — собор Рождества Богородицы (1405 г.) — один из четырех самых ранних сохранившихся храмов на московской земле. В XVI веке после канонизации Саввы к его южной стене был спистроен придел. Интерьер собора украшают росписи, выполненные на протяжении XV-XX веков.

Наивыший расцвет монастыря приходится на середину XVII века. В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича под руководством дворянина Никиты Бобарыкина, зодчих Андеря Шахова и Ивана Шарутина на месте древней Саввинской обители начались большие строительные работы.

За шесть лет был возведен прекрасный архитектурный ансамбль, влючавший в себя: Дворец царя Алексея Михайловича, Царицыны палаты, Звонницу, Троицкую церковь, Трапезную палату, Братские корпуса, Казначейский корпус, стены и башни. При царе Алексее Михайловиче монастырь имел статус Лавры.

В XVIII-XIX в.в. его ансамбль дополнили церковь Преображения Господня, Малый Келейный корпус, придел Троицкой надвратной церкви.

С 1800 г. в его стенах существовало Духовное училище.

В 1919 году монастырь был закрыт, его имущество национализировано.

С 1920 года часть построек монастыря занимает музей, коллекции которого формировались на протяжении всего советского периода и по сей день.

В 1995 году монастырь передан Русской Православной Церкви и возрожден как ставропигиальный В настоящее время ведутся восстановительные работы. Восстанавливается первоначальный облик многих древних построек обители.

22 августа 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре, торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение) и монастырскую выпечку.

С 2007 года возобновлена знаменитая Саввинская ярмарка народных художественных промыслов, в дореволюционное время она была самой многолюдной. Она проводится в конце августа у стен Саввино-Сторожевского монастыря.

Музыкальный фестиваль «Звени, Звенигород!» проходит в рамках Саввинской ярмарки. В нем принимают участие фольклорные коллективы и звёзды российской эстрады.

САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь.

Монастырь,  основанный преподобным Саввой Сторожевским в 1398 году на горе Сторожи, рядом с местом впадения речки Сторожки в Москва-реку, недалеко от Звенигородского городка.

Основание монастыря

Согласно археологическим данным, на месте Звенигородского городка во второй половине XII –начале XIII века существовало укрепленное поселение. В документах Звенигород впервые упоминается в 1339 году в духовной грамоте Ивана Калиты: «А се даю сыну своему Ивану Звенигород». По завещанию Дмитрия Донского (1389 г.), Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу.  В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. Вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями; остатки валов сохранились и поныне. По просьбе Юрия Дмитриевича рядом со Звенигородом учеником преподобного Сергия Радонежского монахом Саввой был основан монастырь. Обитель расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой.

В 1399 году в центре Звенигородского городка был возведен белокаменный Успенский собор, а в 1405 году в монастыре были завершены работы по строительству белокаменного Рождественского монастыря.

Юрий Дмитриевич всячески опекал монастырь, стремясь превратить в свою придворную обитель. В 1402 году  монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана. Село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и называлось Саввинская Слобода.

Монастырь в XVI-XVIII веках

Звенигород являлся одним из важнейших военных форпостов на западном направлении, что определило повышенное внимание московских князей в том числе и к Саввино-Сторожевской обители.

В монастырь на молебны часто приезжал Иоанн Васильевич Грозный со своей первой женой Анастасией Романовной, его сын Федор Иоаннович.

Во второй половине XVII века при Алексее Михайловиче монастырь начал глобально отстраиваться. Были возведены царские палаты, дворец государыни, трапезная, монастырские стены. Любопытно, что Алексей Михайлович, по воспоминаниям современников, живя в монастыре, руководил монашеской братией словно игумен. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Монастырь стал загородной царской резиденцией. Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 годах была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 годах дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около ста метров. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 годах при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.

По утверждению К. П. Ковалева-Случевского Алексей Михайлович присвоил Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры.

В 1650 году И. М. Шарутиным был выстроен надвратный храм Живоначальной Троицы.

В 1654 году архимандритом Саввино-Сторожевского монастыря стал Никанор, возглавивший впоследствии Соловецкий монастырь и бывший одним из руководителей Соловецкого восстания 1668 – 1676 годов.

Монастырь посещал во время своего путешествия в Московию антиохийский патриарх Макарий, его сын Павел Алеппский подробный описал этот визит.

В 1695 году по распоряжению царевны Софьи был выстроен храм во имя Преображения Господня.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как «Царский путь» или «Дорога царей богоизбранных», по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители.

Монастырь в XIX-XXI веках

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь был занят французами, но разграблению не подвергся.

В 1860 — начале 1870-х годов над пещерой, которую ископал для уединенной молитвы преподобный Савва, была возведена церковь в его имя, а рядом выстроен ансамбль монастырского Скита.

В мае 1918 года в монастырь прибыл с мандатом продкомиссара К. И. Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, — что стало причиной «Звенигородского мятежа». Мятеж был достаточно быстро подавлен.

В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный).

В послевоенный период на территории монастыря расположилась войсковая часть.

В 1995 году между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, сам монастырь получил статус ставропигиального.

Монастырь в искусстве

В монастыре и его окрестностях было снято несколько эпизодов кинофильма «Бег» А. Алова и В. Наумова: в начале — беженцы в монастыре, и в конце — зимний лес.

Возле монастыря снимали эпизод кинофильма «Солярис» А. Тарковского — домик у пруда в начале фильма.

Недалеко от монастыря находится деревня Дютьково, где жил композитор С. И. Танеев.

Мощи преподобного Саввы Сторожевского. Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

22–23 августа 2008 года Саввино-Сторожевский монастырь вместе со всей Россией отметил десятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца в основанную им обитель.

Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.

Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского Чудотворца.

Впервые мощи преподобного Саввы были вскрыты и осквернены еще в мае 1918 года, задолго до официального решения большевистской власти.  1 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4 марта того же года были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас… все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание…».

Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы. Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку. 

Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества. 

Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими. 

О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М. Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М.М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.     

22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.

Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.

Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих. 

После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь. 

По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.

В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.

При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.

И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.

Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.

По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «…Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».

Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.

«Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».

По материалам работы Инги Брандт.

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

В монастыре был введен строгий общежительный устав, подобный принятому в Троицкой обители. Слава о святой жизни старца привлекла к нему в обитель множество учеников и последователей.

В 1406 году на пожертвования князя Юрия на месте деревянного храма был выстроен новый каменный собор с тем же посвящением. Расписывать собор были приглашены два гениальных русских иконописца Андрей Рублев и Даниил Черный. До наших дней сохранились три замечательных образа из древнего иконостаса этого собора: иконы Спасителя, Архангела Михаила и святого апостола Павла (ныне находятся в Третьяковской галерее).

В первой половине XVI века преподобный Савва был уже широко прославлен своими чудо-творениями. Поклониться ему, в монастырь приезжал царь Иван Грозный с семьей. В XVI веке обитель пришла в некоторое запустение. В Смутное время Звенигород и монастырь грабили войска поляков, но обитель, хранимая своим основателем, его молитвой, не погибла, не была сожжена дотла и начала возрождаться при первом царе из династии Романовых – Михаиле Феодоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали сюда на богомолье. Однако подлинный расцвет обители наступил при царе Алексее Михайловиче. Избрав монастырь своей загородной резиденцией, государь оказывал ему особую заботу и попечение: за очень короткий срок, 1650–1656 годы, он был перестроен почти заново, его площадь увеличилась вдвое, прежние обветшалые, местами совсем разрушенные деревянные стены были заменены каменными. Существует мнение, что в основу планировки Саввино-Сторожевского монастыря была положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который зодчие использовали как образец. Современники даже называли эти два монастыря «женихом и невестой». Несмотря на то, что обитель на Сторожи во многом напоминала обитель на Маковце, зодчим удалось создать свой новый архитектурный ансамбль, один из наиболее цельных и гармоничных в древнерусском зодчестве. Монастырь стал одновременно и крепостью для отражения угрозы со стороны западных соседей, и загородной царской резиденцией, и государевым богомольем.

До конца XVII века обитель занимала главенствующее положение не только среди подмосковных монастырей, но и была одной из самых почитаемых в России. Саввино-Сторожевская обитель первой приобрела статус лавры, она считалась одной из самых многолюдных – в ней в разные годы было до 150–300 монахов.

Сын и преемник царя Алексея Михайловича, царь Феодор Алексеевич продолжал по примеру своего отца делать вклады в Саввин монастырь и часто посещал его. При нем монастырь назывался «комнатным» государевым и «первостатейным». Дела его были переведены в приказ Большого дворца, который имел такое же значение, как приказ Тайных дел при его отце Алексее Михайловиче. К 1774 году – времени секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, к монастырю было приписано более семнадцати тысяч крестьян. Царское внимание не оставляло монастырь вплоть до трагических лет октябрьского переворота.

На протяжении многих веков, вплоть до прославления преподобного Серафима Саровского, преподобного Савву Сторожевского почитали в России как «второго» по значению великого русского святого после преподобного Сергия Радонежского. В каждом храме была икона преподобного Саввы. Русские цари приняли эту обитель под свою руку и обязательно во время своего царствования хотя бы раз посещали ее. Сразу после революции новая власть постаралась быстрее искоренить память о «царском святом».

В первой половине 1918 года у Саввино-Сторожевского монастыря конфисковали земли и все монастырское хозяйство, вскоре закрыли и сам монастырь. Незадолго до этого, в апреле 1919 года, святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были изъяты из обители и вывезены в Москву.

В начале 1995 года было принято решение о возвращении Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Многое из того, чем славился монастырь в прошлом, а главное, чудотворные мощи, казалось, были утрачены навсегда. Но чудесным образом они сохранились неповрежденными и в августе 1998 года (в дни, когда праздновалось 600-летие основания монастыря) были торжественно возвращены в обитель.

Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь вернул себе прежнюю красоту и величие, но самое главное, что делает любой монастырь домом Божиим, здесь возродилось монастырское братство, восстановилась монашеская жизнь, идут службы, совершается молитва. Небесный покров и заступничество великого Звенигородского чудотворца по-прежнему пребывают в основанном им монастыре и со всеми нами.


Проезд

электропоездом от Белорусского вокз. до ст. Звенигород, от ст. авт. № 23, 51, ост. «Монастырь». Маршр. авт. № 452 от ст. м. «Кунцевская» до г. Звенигорода.

Экскурсия в Звенигород с посещением Саввино-Сторожевского монастыря

Дата: 19.01.2019&nbsp&nbsp Автор: Стародинская Ирина

Для того чтобы организовать себе интересное путешествие, совсем не обязательно ехать в Европу. Городов с богатейшей историей и заслуживающими внимания объектами много и в родной стране. Одно только Подмосковье предлагает десятки вариантов познавательных маршрутов. Сегодня мы отправимся в Звенигород…

И обитель, и музей

Главным экскурсионным объектом в Звенигороде, безусловно, является Саввино-Сторожевский монастырь. Он расположен в живописнейшем месте, где речка Сторожка впадает в Москву-реку.

Монастырь имеет славную и богатую историю, которую ведет с 14-го века. В отличие от многих своих коллег, он практически не пострадал в годы войны. Поэтому «дыхание веков» здесь ощущается буквально на каждом шагу. В советский период монастырский комплекс, естественно, был закрыт, в его стенах работал Звенигородской историко-архитектурный музей. После возрождения обители в 1995-м году музей и монастырь делят территорию. Причем, отлично дополняют друг друга.

В Саввино-Сторожевском монастыре очень многое связано с именем царя Алексея Михайловича, который часто в нём бывал. Считается, что он придал почитаемому и любимому монастырю статус первой в России лавры.

Посещение храмов Саввино-Сторожевского монастыря в «комплекте» с экскурсией по Царицыным палатам будут интересны и взрослым, и детям. Если устанете и захотите подкрепиться, у выхода из монастыря, стены которого, кстати, больше напоминают крепость, Вас ждёт весьма симпатичное кафе. В летний период очень приятно расположиться на его открытой террасе с прекрасным видом на окрестности.

Знакомство с русским десертом

После посещения Саввино-Сторожевского монастыря имеет смысл вернуться в центр города, прогуляться по нему, пообедать в кафе, а потом заглянуть в уникальный «Музей русского десерта».

Правильнее всего, кстати, предварительно записаться на мастер-класс, который позволит Вам не только увидеть, но и активно поучаствовать в процессе приготовления популярных лакомств 19-го века. Увлекательный рассказ экскурсовода, познавательный интерактив и весёлые шутки будут этому сопутствовать. А на финише Вас, разумеется, ждёт чаепитие с вкуснейшими кулинарными изделиями, приготовленными в русской печи.

Добавим, что в этом музее, который имеет немало наград и регалий, Вы сможете познакомиться с бытом и кухонной утварью прошлых веков, а также советского периода.

Компания «Самараинтур» рада будет помочь Вам в организации познавательных путешествий по России, которые вполне доступны по стоимости для всех социальных групп.

 

 

достопримечательностей Подмосковья. Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Звенигороде

Саввино-Сторожевский мужской монастырь — православный монастырь Московской епархии. Монастырь расположен на горе Сторожа, при впадении реки Сторожки в Москву-реку, в двух километрах к западу от города Звенигорода Московской области.

Историки говорят, что царь Алексей Михайлович дал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первого монастыря Руси, а уже потом Киево-Печерской лавры и Троице-Св.Сергиев монастырь получил такой же статус.

Монастырь основан в 1398 году иноком Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по инициативе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Сначала здесь была построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Для уединения Сава выкопал пещеру, где проводил время в молитве. Поначалу площадь монастыря была небольшой, но со временем количество монахов увеличивалось, и территория монастыря значительно увеличивалась.В XV-XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь оформлен как военный форпост на западе Московского княжества.

Монастырь был излюбленным местом молитв многих русских царей. В частности, его посетили Иван IV Грозный, его жена Анастасия Романовна и их сын Федор Иванович. Во время правления царя Алексея Михайловича монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были построены дворец государя и царские покои. При этом монастырь был окружен каменными стенами.Храмы монастыря расписывались художниками Оружейной палаты Кремля.

Во время Отечественной войны 1812 года русские святыни — Владимирская и Иверская иконы Божией Матери — были вывезены из монастыря для молебна в защиту Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: согласно легенде, святой Савва явился французскому полководцу Эжену де Богарне и велел ему не трогать монастырь.

В 1919 году монастырь закрыли.В 1941 году при эвакуации был уничтожен уникальный 35-тонный Большой колокол, изображенный на гербе Звенигорода. По словам очевидцев, звук колокола пошел даже в Москву. В начале XXI века колокол заменили на не менее массивный. Сегодня в монастыре проживает 50 человек. В последние годы были отреставрированы иконостас XVII века и фрески.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из Собора Рождества Богородицы, трапезного комплекса с колокольней, Вершины надвратной башенной церкви Троицы, Царицыных покоев, Дома монахов, жилого дома религиозных церквей. школы, Дворец царя Алексея Михайловича, Смотровая площадка, Забор с башнями и кельями XIX века.Архитектурный комплекс Саввино-Сторожевского монастыря типичен для русского зодчества середины и 2-й половины XVII века. Переделка наследия древнерусской, белорусской, украинской и западноевропейской архитектуры, появление новых форм и эффектных композиций построек, разнообразие декоративных орнаментов, заимствование приемов народного деревянного зодчества — характерные черты русского зодчества. того времени, воплощенные в архитектуре Саввино-Сторожевского монастыря.

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород Путеводитель: советы и информация

Саввино-Сторожевский монастырь — русский православный монастырь, посвященный празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Это выдающаяся достопримечательность Звенигорода, города, расположенного в 48 км к западу от Москвы.

В 1398 году князь Юрий Звенигородский попросил Савву, или Савву, одного из первых учеников Сергия Радонежского, приехать в его столицу и устроить монастырскую обитель на Сторожской холме.Святой Савва Сторожский был похоронен в белокаменном соборе Рождества Богородицы в 1407 году. Эта миниатюрная грубо высеченная церковь стоит до сих пор, хотя ее современный изысканный вид — результат реставрационной кампании 1970-х годов. Фрески в алтаре датируются 1420-ми годами, но остальная часть интерьера была расписана в 1656 году. В 1652 году были установлены великолепный пятиъярусный иконостас и царские врата Строгановского училища.

В 1650 году благочестивый царь Алексий выбрал храм Звенигородский монастырь как его загородная резиденция.Каменная резиденция для царя и небольшой дворец для его жены датируются началом 1650-х годов. Алексий окружал церкви каменными стенами и башнями, по образцу Троице-Сергиевой лавры. Особого внимания заслуживает большая колокольня, возведенная в четырех бухтах в 1650 году и увенчанная тремя шатрами и часовой башней. В 1652 году в праздник Пресвятой Троицы была освящена новая надвратная церковь.

После смерти Федора III, большую часть своего правления проведшего в своих звенигородских дворцах, монастырь пришел в упадок.12 сентября 1812 года итальянский корпус Эжена де Богарне разбил эскадрон легкой кавалерии Винцингерода под стенами монастыря. Стычка описана в воспоминаниях князя Сергея Волконского и графа Александра фон Бенкендорфа.

В мае 1918 года, когда большевики попытались захватить мощи святого Саввы, несколько человек были застрелены. Монастырь был разграблен и разграблен, в том числе гробница Святого Саввы, сделанная из позолоченного серебра, затем монахи были изгнаны, и в конце концов собор был оставлен в руинах.В 1985 году подворье было передано в состав Данилова монастыря в Москве. Мощи святого Саввы были возвращены монастырю в 1998 году.

Обе основные церкви раньше были полностью покрыты фресками и до революции имели старые пятиуровневые иконостасы. От советских времен сохранилось лишь несколько фрагментов оригинальных фресок.

Режиссер Андрей Тарковский снял первую и последнюю кадры своего фильма 1972 года « Солярис » на даче у монастыря Святого Саввы Сторожского.

Экскурсия по Звенигороду — «звонкий город»

& amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; div & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; div & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp ; amp; gt; & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; img src = «https://mc.yandex.ru/watch/35221465» alt = «» / & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; gt; & amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; amp; lt; / div & amp; amp; amp ; amp; amp; amp; amp; amp; amp; gt;

Город Звенигород относится к тому же периоду, что и Москва, основан одним человеком — князем Юрием — и расположен на берегу одной реки.Однако он превратился в мирный провинциальный городок с населением всего 15 тысяч жителей по сравнению с богатой и могучей Москвой.

Название «Звенигород» переводится как «звенящий город». Хотя в городе много церквей, на самом деле он получил свое название не от колокольного звона, а от звука кристально чистых родников, ручьев и рек. Сосны, холмы и реки обрамляют архитектурные сокровища города.

Посмотрим:

Саввино-Сторожевский монастырь , основанный преподобным Саввой на Сторожской горе в XIV веке.Самой старой церкви внутри монастыря 600 лет, и она представляет собой настоящий шедевр раннемосковского зодчества. В 17 веке это место стало королевской резиденцией, и здесь было построено несколько впечатляющих дворцов.

Успенский собор в Городке , который находится внутри бывших оборонительных стен средневекового центра Звенигорода. Собор украшен фресками известного иконописца Андрея Рублева. Гармоничное сочетание природы и архитектуры Звенигорода приносит душе умиротворение и вдохновение.

Этот однодневный тур также дает возможность познакомиться с некоторыми радостями и традициями православной веры, такими как купание в холодных источниках (+ 4 ° C) и дегустация местного хлеба и кваса (слабоалкогольный напиток, приготовленный из ржи), приготовленный монахи.

Продолжительность тура: 6-7 часов
Стоимость тура: английский — 240 долларов США + транспорт

Саввино-Сторожевский монастырь — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Город Звенигород находится в 45 км от МКАД по Новорижскому шоссе.Рядом, на берегу Москвы-реки, находится Саввино-Сторожевский монастырь — одно из самых интересных мест Подмосковья. Монастырь основан в 1398 году преподобным Саввой, учеником Сергия Радонежского. Так как монастырь находился на реке Сторожка, он назывался Саввино-Сторожевский.

В XVI веке при царе Алексее Михайловиче монастырь, наряду с Коломенским, стал одним из самых любимых мест царя в Подмосковье, куда он часто приезжал.Пока Коломенский дворец был его летней резиденцией, в Саввино-Сторожевский он отправился в паломничество.

По мнению историков, царь Алексей Михайлович даже присвоил ей статус «Первой лавры», что выше, чем у Киево-Печерской лавры в Киеве и Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Именно тогда монастырь был окружен крепкими каменными стенами и превращен в крепость, защищавшую Москву с запада. Конечно, впоследствии монастырь утратил свой высокий церковный статус и остался мощной крепостью с живописной архитектурой.

Саввино-Сторожевский монастырь: справа — дворец Алексея Михайловича, в центре — Рождественский собор, слева — Царицкие покои

Дворец Алексея Михайловича длиной более 100 метров

На протяжении веков монастырь был излюбленным местом паломничества русских царей и императоров.С Москвой его связывало Звенигородское шоссе, которое сейчас является Рублево-Успенским шоссе (это та самая Рублевка Подмосковья — жилая часть московской элиты).

Все гиды рассказывают историю о том, как во время войны 1812 года монастырь был занят корпусом наполеоновской армии, которую возглавлял Эжен де Богарне. Когда каттер спал в монастыре, ему явился преподобный Сава и попросил не разрушать монастырь, сказав, что тогда он вернется живым и невредимым во Францию.Утром Эжен де Богарне наложил на монастырь свою печать и приказал не разрушать его и не отбирать ничего из его имущества. Как известно, полмиллионная армия Наполеона была почти уничтожена в России в 1812 году. Во Францию ​​вернулось всего несколько тысяч солдат, в том числе целым и невредимым Эжен де Богарне.

Покои Царицы (1650 г.) — место, где жила царица, жена Алексея Михайловича

Столовая в Покоях Царицы (1650 г.)

С архитектурной точки зрения Саввино-Сторожевский монастырь особенно интересен своей трапезной с колокольней и Надвратной Троицкой церковью.Рядом находятся палаты королевы, где можно посетить монастырский музей. Также будет интересно увидеть дворец Алексея Михайловича — трехэтажное здание длиной более ста метров. Именно там оставались гонорары, когда они приезжали в паломничество.

В центре монастыря расположен главный храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где хранятся мощи Святого Саввы. Вам стоит прогуляться по стенам монастыря. Отсюда открывается очень живописный вид как на сам монастырь, так и на окрестные поля.

Преподобный Савва, игумен Звенигородский, ученик преподобного Сергия Радонежского

Тропарь и кондак

Святой Савва Звенигородский в ранней юности покинул мир, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского (25 сентября и 5 июля) и был его учеником и соратником.

Святой Савва любил уединение и избегал разговоров с людьми. Он жил в постоянном труде, сокрушаясь о нищете своей души и трепеща перед судом Божьим.Он был образцом простоты и смирения, и достиг такой глубины духовной мудрости, что «в обители преподобного Сергия он был исповедником для всей братии, почтенным и весьма ученым старцем».

Когда великий князь Димитрий Донской построил монастырь Успения Богородицы на реке Дубенке, в благодарность за победу над Мамаем, Савва по благословению преподобного Сергия стал игуменом. Сохраняя простой аскетический образ жизни, он ел растения, носил грубую одежду и спал на земле.

После ухода своего игумена святителя Никона (17 ноября) в пустыню в 1392 году братия Троице-Сергиевой Лавры попросила святого Савву стать игуменом обители. Здесь он «хорошо пас вверенное ему стадо, в меру своих возможностей, с помощью молитв своего Духовного Отца преподобного Сергия». Согласно Преданию, колодец за стенами Лавры был построен при Игумене.

Князь Юрий Звенигородский, крестник преподобного Сергия, с большой любовью и уважением относился к преподобному Савве.Он избрал Святого Савву своим Духовным Отцом и умолял его прийти и даровать свое благословение всему его дому. Святой надеялся вернуться в свой монастырь, но князь умолял его остаться и основать новый монастырь «на своей земле, под Звенигородом, в месте под названием Сторожи».

Святой Савва исполнил просьбу князя Юрия и, слезно молясь перед иконой Богородицы, умолял ее защитить это место в пустыне. На Сторожском холме он построил небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом келью для себя.Здесь он основал монастырь в 1399 году и с отеческой любовью принимал всех, кто приходил сюда в поисках жизни в тишине и уединении.

Святой Савва очень много трудился, чтобы построить монастырь. Он выкопал у подножия холма колодец, из которого носил воду на своих плечах. Он обнес монастырь деревянным частоколом, а в дупле над ним выкопал келью, где мог жить в уединении.

В 1399 году святитель Савва благословил своего духовного сына князя Юрия на военный поход, предсказывая поражение врага.По молитвам святого старца войска князя одержали скорую победу. Стараниями святого Саввы вместо старой деревянной был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой Савва пошел к Господу в преклонном возрасте 3 декабря 1406 года. Он назначил своим преемником своего ученика, которого также звали Савва.

Почитание святого угодника Богу местным населением началось сразу после его смерти. Чудотворная целебная сила, исходящая из могилы святого, и его многочисленные явления убедили всех, что Игумен Савва был «воистину тревожным солнцем божественного света, озаряющим всех своими чудесными лучами.В письме 1539 г. преподобный Савва назван чудотворцем. Особо почитал его царь Алексей Михайлович, неоднократно пешком посещая монастырь Святого Саввы. Предание сохранило для нас замечательное повествование о том, как святой Савва был спасен от свирепого медведя.

Житие святого Саввы, составленное в XVI веке, повествует о том, как в конце XV века (1480-1490) святитель явился отцу Дионисию, четвертому игумену монастыря Святого Саввы, и сказал: «Дионисий! Проснись и нарисуй мою иконку.Когда отец Дионисий спросил, кто он такой, тот ответил: «Я Савва, основатель этого места».

Так вот, отец Дионисий не знал лично святого, поэтому он вызвал старца Аввакума, который знал святого Савву в юности, надеясь убедить себя, что его сон не был заблуждением. Он описал внешний вид святого, и отец Аввакум заверил его, что святой выглядел именно так, как игумены видели его во сне. Тогда отец Дионисий подчинился повелению и написал икону Святого Саввы.

День святого Саввы установлен на Московском Соборе 1547 года. Его нетленные мощи были обретены 19 января 1652 года.

Тур Москва-Россия — Знакомство с русской деревней: Звенигород

Откройте для себя этот древний город, узнайте о монастырской жизни и отведайте чай у традиционной русской печи!


Мы начнем с вашего отеля и отправимся в загородную поездку на целый день.

Чего ожидать

Старые храмы и монастыри
По пути мы посетим несколько старых церквей и, наконец, доберемся до монастыря XIV века (Св.Савва Сторожевский), где мы исследуем окрестности, посетим храмы и исследуем краеведческие, археологические и художественные выставки.

Древний город и сельская местность
Прогуляемся по старинному центру Звенигорода — одному из старейших городов Подмосковья.
Прекрасные пейзажи над Москвой-рекой.
И у нас будет шанс побывать в классическом подмосковном поселке.

Попробовать квас, травяной чай и монастырскую выпечку
У нас будет возможность попробовать знаменитый напиток «Русское лето» — квас (летом) и чай с известной русской выпечкой.

Русская чайная церемония
Собираемся посетить музей русского десерта, насладимся рассказами о русских десертах.
И будет русская чайная церемония!

Ожидайте возвращения в отель около 16/17

Маршрут

8:00 Старт от вашего отеля
8:00 — 9:30 Поездка в Звенигород, по дороге посещение некоторых церквей
9:30 — 10:00 Посещение центра древнего Звенигорода
10:00 — 12:00 Изучить ул. Савванский монастырь и внутри, снаружи и его музеи
12:00 — 13:00 Поездка в стильную русскую деревню
13:00 — 14:00 Обед в лучшем кафе Звенигорода
14:00 — 14:30 Короткая прогулка по городу
14:30 — 15:30 Экскурсия по Музею русского десерта с чайной церемонией
15:30 — 17:00 Возвращение в гостиницу (в зависимости от пробок)

Место встречи + продолжительность экскурсии

Варианты места встречи: Отель, адрес или перекресток

Продолжительность: 9 часов

Обычно наша экскурсия длится около девяти часов, но может занять немного больше времени, если в этот день в Москве слишком плохие пробки.

Транспорт

На автомобиле бизнес-класса
5-ти местный Nissan Fuga, 2006 года выпуска.
Абсолютно чисто и красиво, кондиционер на борту

Если в вашей группе более 4 человек, отправьте запрос, чтобы я мог сделать вам предложение.

— минивэн для группы до 7 человек
— микроавтобус для группы до 17 человек

Что включено

  • Услуги гида
  • Частный транспорт
  • Входные билеты

Другое: Встреча и высадка в вашем московском отеле
Входная плата в Музей русского десерта, русская чайная церемония включена
Входные билеты в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

Монастырская выпечка с дегустацией местного чая
Дегустация кваса (традиционный напиток русского лета)
Пикник с чаем из местных трав
Бутылка питьевой воды

Фотографии с вами, сделанные вашим гидом

Предполагаемая потребность в местных денежных средствах

1000 руб. — есть деньги на обед (перерыв на обед в лучшем кафе города)

Что еще

  • Личные расходы
  • Сувениры
  • Еда, напитки, закуски
Недавний обзор этого тура

Впечатляющее разнообразие мест и исторических объяснений, а также очень интересные путеводители с противоположных северных и южных концов России.Была возможность разделить религиозные обряды и оценить произведения искусства без больших групп туристов. Посещение современной церкви представило особенно интересный контраст. Чай, взятый в открытом поле на открытом воздухе, сделан для очень личного и особенного опыта, полностью соответствующего идее посещения сельской местности
Linda B.

Прочитать больше отзывов об этом туре

Савва Сторожевский, чудотворец Звенигородский, преподобный

Святой Савва Сторожевский Звенигородский в ранней юности оставил мир и принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского, учеником и единомышленником которого он был.

Святой Савва любил уединение и избегал разговоров с людьми. Он жил в постоянном труде, сокрушаясь о нищете своей души и трепеща перед судом Божьим. Он был образцом простоты и смирения и достиг такой глубины духовной мудрости, что «в обители преподобного Сергия он был духовным исповедником всей братии, почтенным и весьма ученым старцем».

Когда великий князь Димитрий Донской построил монастырь Успения Богородицы на реке Дубенке, в благодарность за победу над Мамаем, Сава по благословению преподобного Сергия стал его игуменом.Сохраняя простоту своего аскетического образа жизни, он ел растения, носил грубую одежду и спал на земле.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры с уходом ее игумена Никона в пустыню попросила преподобного Савву стать игуменом обители. Здесь он «хорошо пастил вверенное ему стадо в меру своих сил, чему способствовали молитвы своего духовного Отца преподобного Сергия». По преданию, большой колодец за стенами Лавры был построен, когда он был игуменом.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестник преподобного Сергия, с большой любовью и уважением относился к преподобному Савве. Он избрал святого Савву своим духовным отцом и умолял его прийти и даровать свое благословение всему его дому. Святой надеялся вернуться в свой монастырь, но князь умолял его остаться и основать новый монастырь «на своей земле, под Звенигородом, в месте, называемом Сторожи».

Святой Савва принял просьбу князя Юрия Димитриевича и со слезами молился перед иконой Богородицы и умолял Ее охранять пустыню.На Сторожском холме он построил небольшую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом себе келью. Здесь в 1399 году монах основал монастырь, с любовью принимая всех, кто приходил в поисках жизни в тишине и уединении.

Святой Савва много потрудился на строительстве своего монастыря. Он выкопал у подножия холма колодец, из которого носил воду на своих плечах; он обнес монастырь деревянным частоколом, а в дупле над ним выкопал келью, где мог жить в уединении.

В 1399 году святитель Савва благословил своего духовного сына князя Юрия на военный поход и предсказал победу над врагом. По молитвам святого старца войска князя одержали скорую победу. Усилиями святого Саввы вместо деревянной был построен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой Сава скончался 3 декабря 1406 года в преклонном возрасте. Он назначил своего ученика, также по имени Сава, своим преемником.

Почитание угодника Богу местным населением началось сразу после его смерти.Чудесная целебная сила, исходящая из могилы монаха, и его многочисленные явления убедили всех, что игумен Сава «воистину является тревожным солнцем божественного света, озаряющим всех своими чудесными лучами». В письме 1539 г. преподобный Савва назван чудотворцем. Особо почитал его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший в монастырь Святого Саввы пешком. Предание сохранило для нас замечательное повествование о том, как святой Сава однажды спас его от свирепого медведя.

«Житие святого Саввы», составленное в шестнадцатом веке, повествует о том, как в конце пятнадцатого века (1480-1490) святой явился Дионисию, четвертому игумену монастыря Святого Саввы, и сказал ему: «Дионисий! Проснись и нарисуй мою иконку.Когда Дионисий спросил, кто он такой, он ответил: «Я Сава, основатель этого места».

Дионисий не знал святого лично, поэтому он призвал старца Аввакума, который знал святого Савву в юности, надеясь убедиться в истинности сновидения. Он описал внешний вид святого, и Аввакум заверил его, что святой выглядел именно так, как игумен видел его во сне. Тогда Дионисий исполнил повеление и нарисовал икону Святого Саввы.

День святого Саввы установлен на Московском Соборе 1547 года.Нетленные мощи святителя были обретены 19 января 1652 года.

Источник:

https://oca.org/saints/lives/2016/12/03/103466-venerable-sava-the-abbot-of-zvenigorod-the-disciple-of-the-vener

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *