Посткризисное восстановление авиации Серия: Международный аэропорт Шереметьево
статья
61
АКЦИИ
Александр Пономаренко, председатель совета директоров Международного аэропорта Шереметьево, пишет, что пока Шереметьево не застраховано от воздействия COVID -19, как видно из аэропортов по всему миру, он уверен в скором возвращении к допандемическим авиаперевозкам в следующем выпуске эксклюзивной серии International Airport Review .
Пандемия COVID-19 оказала совершенно беспрецедентное влияние на авиационную отрасль. Как это повлияло на международный аэропорт Шереметьево?
Международный аэропорт Шереметьево (SVO) оказался в сложной ситуации, как и все крупные аэропорты. Пассажиропоток сократился на 60,4%. Взлетно-посадочные операции сократились на 51,8%.
Наибольшее падение – 76% – пришлось на международные авиакомпании. Внутренний рынок восстанавливается быстрее и к концу 2020 года составил 42,5%9.0003
Сократились направления, маршрутная сеть и пассажирские рейсы, но грузопоток через Шереметьево в 2020 году сократился всего на 13,7% по сравнению с 2019 годом. Мы сохранили позиции крупнейшего грузового авиаузла в России. Общий объем обработанных грузов в аэропорту составил более 299,1 тыс. тонн, почты – 28,3 тыс. тонн.
Пандемия COVID-19 повлияла и на виды перевозимых грузов. В течение 2020 года наш основной грузовой оператор «Москва Карго» обработал около 20 000 тонн международных медицинских грузов, что почти на 70% больше, чем в 2019 году.. С ноября 2020 года «Москва Карго» оказывает услуги по доставке вакцины «Спутник V» как по России, так и за рубеж.
Какие незамедлительные изменения вам пришлось внести в ответ на пандемию и какую проблему вам было труднее всего решить?
Шереметьево был основным аэропортом России, обслуживающим рейсы из эпидемиологически неблагополучных стран. С марта по сентябрь 2020 года мы приняли 236 рейсов с 50 000 вернувшихся граждан. Это включает в себя уникальный репатриационный рейс из семи африканских стран с 197 россиян, а также граждане Украины и Казахстана.
Руководство аэропорта прекрасно осознавало роль аэропорта в предотвращении распространения коронавируса».
Руководство аэропорта прекрасно осознавало роль аэропорта в предотвращении распространения коронавируса, и мы сотрудничали с предупредительные меры.
Также мы разработали комплекс антикризисных мер. Были значительно сокращены все непроизводственные затраты, перераспределены производственные ресурсы и оптимизированы технологические процессы. Временно выведены из эксплуатации три из пяти пассажирских терминалов и взлетно-посадочная полоса 3, оптимизированы графики работы персонала. Высшее руководство добровольно отказалось от более 60 процентов своего годового вознаграждения.
Шереметьево также стал первым аэропортом в мире, который в июле 2020 года запустил экспресс-тестирование на COVID-19, а в январе 2021 года была открыта общедоступная зона для вакцинации от COVID-19.
На каких инициативах вы сосредоточитесь в 2021 году, чтобы восстановить доверие пассажиров?
Мир борется с пандемией уже больше года, и общественность узнала о необходимых мерах безопасности. Средства индивидуальной защиты (СИЗ), социальное дистанцирование и тестирование являются частью нашей повседневной жизни. Наша главная надежда состоит в том, что мы достигнем коллективного иммунитета по мере того, как люди выздоравливают от болезни и проходят вакцинацию.
Мы проводим массовую кампанию по информированию наших гостей о мерах безопасности в аэропорту».
Мы не ожидаем полной отмены глобальных ограничений на авиаперевозки. Но, как показало лето 2020 года, российский рынок восстанавливается быстрее, чем в среднем по миру.
Мы проводим массовую кампанию по информированию наших гостей о мерах безопасности в аэропорту. Мы надеемся, что они полностью понимают и ценят заботу, которую мы проявляем об их здоровье, пока они находятся в наших терминалах, и мы видим большой спрос на восстановление пассажиропотока. Доверие пассажиров к мерам, реализованным в Шереметьево, сейчас очень высокое.
Какие еще интересные проекты / разработки находятся в стадии разработки в международном аэропорту Шереметьево, чтобы помочь справиться с увеличением числа пассажиров после возобновления авиаперевозок?
Аэропорт Шереметьево обладает крупнейшей в России терминальной и аэродромной инфраструктурой, а также производственными ресурсами и кадрами для обеспечения растущих объемов пассажирских и грузовых перевозок. В начале 2020 года мы ввели в эксплуатацию международный Терминал С, рассчитанный на 20 млн пассажиров в год. Терминал C объединен в единый комплекс с Терминалом B.
Нам удалось интегрировать все наши действия, связанные с обеспечением безопасности, в повседневную жизнь аэропорта таким образом, чтобы это не сказалось на уровне качества обслуживания в Шереметьево»
В декабре 2020 года после полного реконструкции, а пропускная способность аэродромного комплекса увеличена до 110 млн пассажиров в год. Взлетно-посадочную полосу 1 построили в рекордно короткие сроки — всего за 10 месяцев — несмотря на пандемию.
Нам удалось интегрировать все наши действия, связанные с обеспечением безопасности, в повседневную жизнь аэропорта таким образом, чтобы это не сказалось на уровне качества обслуживания в Шереметьево. Это подтверждается нашим наивысшим рейтингом за 2020 год в рейтинге качества обслуживания аэропортов (ASQ) Международного совета аэропортов (ACI) крупнейших аэропортов Европы.
Есть ли какие-либо инициативы, которые вы реализовали во время пандемии COVID-19, и которые вы навсегда интегрируете в стратегию своего аэропорта, даже после того, как кризис пройдет?
Сейчас услуги ориентированы на тестирование и вакцинацию, но мы ведем переговоры с медицинскими учреждениями о долгосрочном сотрудничестве по более широкому спектру услуг»
Приоритетом на ближайшее время будет обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности перевозки в аэропорту и на борту самолета. Такие меры, как дезинфекция, сокращение очередей, бесконтактные и онлайн-услуги, — это то, что обязательно переживет COVID-19.пандемия. Развитие медицинских услуг в аэропорту представляет интересную возможность. Сейчас услуги ориентированы на тестирование и вакцинацию, но мы ведем переговоры с медицинскими учреждениями о долгосрочном сотрудничестве по более широкому спектру услуг.
В аэропорту Шереметьево проведены противоэпидемические мероприятия в соответствии с требованиями и рекомендациями органов государственной власти, международных организаций и учреждений здравоохранения. Они носят временный характер и будут отменены после окончания пандемии по решению ответственных государственных ведомств. Стратегически важно правильно понять полученный опыт и отразить его в регламентах и технологиях аэропорта на случай возникновения новой глобальной пандемии.
Какую деловую активность вы прогнозируете для международного аэропорта Шереметьево/ каковы ваши перспективы бизнеса?
Мы планируем увеличить объем перевозок на 40% к 2021 году по сравнению с 2020 годом. Если все пойдет хорошо, мы ожидаем, что пассажиропоток вернется к допандемическому уровню в 2022-2023 годах.
Направления, которые будет обслуживать аэропорт, также могут измениться. Люди будут стремиться путешествовать в страны с наиболее благоприятной окружающей средой или там, где меры безопасности/гигиены выше. Это может повлиять на то, как путешественники сопоставляют цену с другими факторами для определения ценности.
Появление удаленной работы и онлайн-общения, вероятно, снизит рост деловых поездок. Состоятельные люди могут перейти на индивидуальные рейсы, и мы могли бы увидеть новый сегмент полетов, в котором бизнес-джет арендует небольшая группа людей.
Наши среднесрочные цели включают более тесную интеграцию служб аэропортов с авиакомпаниями и другими партнерами. В 2021 году мы также ожидаем появления ряда новых иностранных авиакомпаний. Air India возобновила регулярные еженедельные рейсы, а крупнейший российский лоукостер — авиакомпания «Победа» — начнет выполнять рейсы из Шереметьево в мае 2021 года9.0003
Александр Пономаренко — бизнесмен, заработавший состояние в России после распада Советского Союза. Он родился в 1964 году и начал свою деловую карьеру в конце 80-х годов и через два десятилетия вошел в число самых богатых людей мира с состоянием более трех миллиардов долларов. За свою карьеру он построил несколько успешных бизнесов в сфере банковского дела, коммерческой недвижимости, морских портов и аэропортов. Сегодня Пономаренко занимается развитием и является председателем совета директоров международного аэропорта Шереметьево, крупнейшего аэропорта России, обслуживающего более 49миллионов пассажиров в 2019 году.
Связанные темы
Авиационные доходы, Воздушные перевозки и грузы, Строительство и проектирование аэропортов, Кризисное управление аэропортами, Операции в контролируемой зоне, Серия посткризисного восстановления авиации, COVID-19, Неавиационные доходы, Опыт пассажиров и Беспрепятственное путешествие, Пассажиропоток, Безопасность, Терминальные операции
26 марта 2021
Акции
Смежные темы
Авиационные доходы, Воздушные перевозки и грузы, Строительство и проектирование аэропортов, Кризисное управление аэропортом, Операции в контролируемой зоне, Серия посткризисного восстановления авиации , COVID-19, Неавиационная выручка, Пассажирский опыт и беспрепятственное путешествие, Пассажиропоток, Безопасность, Терминальные операции
Интервью: Александр Пономаренко, председатель Sheremetyevo International
Александр Пономаренко является председателем Международного аэропорта Шереметьево.
В июне 2021 года Московский международный аэропорт Шереметьево (SVO) стал крупнейшим аэропортом Европы по общему пассажиропотоку. Routes поговорил с председателем правления Александром Пономаренко, чтобы узнать больше о росте и восстановлении SVO.
Какова текущая ситуация с трафиком и пропускной способностью аэропорта?Чтобы правильно проанализировать текущую ситуацию и наши перспективы на будущее, мы должны сначала описать инфраструктуру, которая была на месте, когда начались ограничения, связанные с COVID-19.
Аэропорт Шереметьево — единственный в России аэропорт с тремя взлетно-посадочными полосами и шестью пассажирскими терминалами, а его пропускная способность со временем будет увеличена до 110 млн пассажиров в год.
В пиковый 2019 год Шереметьево обслужил около 50 млн пассажиров, а консолидированная выручка превысила 1,2 млрд долларов. За последние шесть лет инвестиции в терминальную и аэродромную инфраструктуру аэропорта Шереметьево составили более 2,5 млрд долларов.
Пандемия, практически остановившая пассажирские авиаперевозки по всему миру, оказала существенное влияние на наши показатели в 2020 году. Пассажиропоток составил около 20 млн человек, а консолидированная выручка — около 0,7 млрд долларов.
Говоря о трафике, нужно различать внутренний и международный трафик.
Объем пассажирских перевозок на внутренних линиях сейчас быстро восстанавливается. В июне 2021 года пассажиропоток на внутренних линиях превысил допандемический уровень и достиг 2 326 000 человек, что на 9% выше рекордного пассажиропотока 2019 года.
При этом рост по наиболее популярным направлениям (Сочи, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Анапа и др.) к июню составил 16% к уровню 2019 года.
Скорость восстановления международного трафика значительно ниже по независящим от нас обстоятельствам. Он может осуществляться только в рамках выданных квот, исходя из существующих ограничений в воздушном сообщении в ряде стран. В настоящее время возобновлено авиасообщение с 26 странами.
Наибольшее количество пассажиров из Шереметьево летают в Анталию, Стамбул, Мале, Дубай и Бишкек. Пассажиропоток на международных линиях в июне по-прежнему составляет лишь 26% от уровня 2019 года..
При увеличении пассажиропотока аэропорт полностью обеспечивает качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний, строго соблюдая все противоэпидемические требования.
Насколько вы уверены в хорошем летнем сезоне 2021 года?Во-первых, 2021 год сильно отличается от прошлого года тем, что внутренний туристический сезон начался в мае, а не в конце июля, как это было в 2020 году.
Во-вторых, мы уверены в высоком спросе на поездки по международным направлениям, открывшимся в этом сезоне. Наш опыт показывает, что после открытия границ спрос быстро возвращается на прежний уровень.
Например, после открытия соединений с Турцией в августе 2020 года спрос восстановился до уровня 2019 года всего за две недели.
В этом сезоне мы также ожидаем быстрого восстановления пассажиропотока, когда будет восстановлено полное обслуживание турецких направлений. Помимо Турции, с учетом выданных квот, в этом летнем сезоне у пассажиров популярны полеты на Кубу, Мальдивы, Сейшельские острова, Грецию и Хорватию.
Также в этом летнем сезоне мы ожидаем возвращения пассажиропотока на наши традиционные внутренние направления Санкт-Петербург, Сочи, Анапу, Краснодар к докризисным уровням.
Как сейчас складываются отношения с вашими основными перевозчиками?Во время пандемии аэропорт ни на день не прекращал свою работу и обслуживал авиакомпании и пассажиров по мере необходимости.
На протяжении всего периода ограничений аэропорт вел постоянный диалог с авиаперевозчиками и оказывал всестороннюю поддержку в выполнении различных задач, в том числе самых нестандартных.
Аэропорт консультировал и осуществлял надзор авиакомпаний при взаимодействии с государственными органами по вопросам выполнения местных и международных рекомендаций и правил.
Эффективное взаимодействие аэропорта и авиакомпаний в полной мере обеспечило выполнение всех необходимых мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции и обеспечению здоровья и безопасности наших пассажиров.
Следует отметить, что во время пандемии большая нагрузка легла и на наших операторов наземного обслуживания, так как значительная часть персонала авиакомпаний работала удаленно и не всегда могла быть доступна для обслуживания рейсов.
Ситуация с COVID сильно повлияла на финансовые показатели как авиакомпаний, так и аэропорта, но мы поставили в приоритет налаживание партнерских отношений с нашими контрагентами, а за счет оптимизации производственных процессов нам удалось избежать дополнительных сборов с авиакомпаний и пассажиров .
Также стоит отметить, что в соответствии с рекомендациями IATA все исторические слоты были сохранены авиакомпаниями.
Реализация крупных инфраструктурных проектов, включенных в нашу долгосрочную программу развития, в последние годы помогла нам сохранить высокий уровень обслуживания авиакомпаний и пассажиров в условиях пандемии.
Эти проекты включают в себя открытие новых терминалов B и C в Северном терминальном комплексе, ввод в эксплуатацию нового Московского грузового терминала, открытие третьей взлетно-посадочной полосы, капитальный ремонт и ввод в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы-1, строительство новых основных рулежных дорожек и стоянки самолетов, новые ангары для обслуживания самолетов и ряд других объектов.
Новый терминал B. Фото: Москва, Шеремтьево, Ввели ли вы какие-либо меры, такие как стимулы, чтобы побудить их наращивать/сохранять пропускную способность? Авиакомпанияиспытывает нехватку выданных частот в пределах Московского авиационного узла в целом и в Шереметьево в частности. Все квоты на полеты из Шереметьево, выданные Росавиацией, использованы авиакомпаниями полностью.
Привлечение новых авиакомпаний является постоянным приоритетом для аэропорта, поскольку это не только повышает нашу привлекательность для прямых пассажиров, но и улучшает наш транзитный потенциал.
В среднем мы ежегодно встречаем в нашем аэропорту от трех до пяти новых перевозчиков. Например, за последние 18 месяцев из Шереметьево стали регулярно выполнять рейсы несколько новых пассажирских и грузовых авиакомпаний — JAL, Aircompany Armenia, Air India, Silk Way, iFly и некоторые другие.
Также в течение прошлого года и в этом году многие авиакомпании, которые ранее не летали через Шереметьево, стали выполнять чартерные и разовые рейсы. Среди них РусЛайн, Сибирь, Aerolineas Argentinas, Cubana de Aviacion, Bamboo Airways и другие.
Анализируя конкурентные преимущества нашего аэропорта, в первую очередь следует отметить выгодное географическое положение Московской области между Европой и Азией, что, в свою очередь, способствует формированию хаба по транзитному пассажиропотоку между Востоком (Япония, Китай , Юго-Восточная Азия), Европы и городов России.
Это экономит в общей сложности от одного до трех часов по сравнению с другими транспортными узлами, такими как Дубай (DXB), Доха (DOH) и Стамбул (IST). По объему трансферных пассажиропотоков в 2019 г., аэропорт Шереметьево занимает пятое место в Европе и первое
по количеству трансферных пассажиров на рейсах из и в Китай, если исключить аэропорт Пекина (ПЭК).Сравнивая Шереметьево с другими аэропортами Московского авиационного узла, можно констатировать, что мы занимаем самую большую территорию, где проживает более 45% населения Московской области и находится большая часть штаб-квартир крупных компаний, гостиницы, технопарки, спортивные объекты и расположены выставочные центры.
Шереметьево в настоящее время имеет наилучшее транспортное сообщение с Москвой через аэроэкспресс, развитый общественный транспорт и платную дорогу Москва-Санкт-Петербург. По данным исследования Boston Consulting Group, близость Шереметьево к центру Москвы и его транспортная доступность влияют на выбор авиакомпаний 46% жителей Москвы и Московской области, сотрудников офисных центров и туристов.
Важнейшими нашими преимуществами являются очень современная инфраструктура аэровокзального комплекса и аэродрома, отлаженные производственные и бизнес-процессы, обеспечивающие высокое качество обслуживания, пунктуальность рейсов, что ежегодно подтверждается самыми авторитетными европейскими и мировыми рейтингами.
Благодаря всему этому у нас была самая разветвленная маршрутная сеть в Московском авиаузле, когда начались ограничения, связанные с COVID-19, и у нас были сильные позиции по основным направлениям Европы и Китая. А с восстановлением авиасообщения эта сеть будет восстановлена максимально быстро.
Насколько важным был внутренний рынок во время пандемии?В условиях резкого сокращения международных авиаперевозок именно внутренние пассажирские перевозки, а также грузовые перевозки обеспечивали загрузку наших производственных мощностей, позволяли поддерживать инфраструктуру и сохранять рабочие места.
Группа «Аэрофлот» — сильнейший игрок на внутреннем российском рынке, представленный в Шереметьево только авиакомпанией «Аэрофлот» и ее дочерней авиакомпанией «Россия».
Приход в Шереметьево второй дочерней компании группы — лоукостера «Победа», а также активная работа других сильных игроков и наших давних партнеров, таких как авиакомпании Nordwind и Икар (Pegas Fly), расширяет список направлений, диверсифицирует ценовые предложения для наших пассажиров и тем самым укрепляет позиции аэропорта на рынке.
Поэтому наша задача – обеспечить необходимую инфраструктуру, технологические ресурсы и высочайшее качество услуг для авиакомпаний, работающих в аэропорту, чтобы удовлетворить растущий спрос путешественников на внутренних направлениях.
Новый терминал С. Фото: Москва Шеремтьево Какой вклад в последнее время в ваш аэропорт внесли грузы?Пандемия еще раз доказала правильность реализуемой Шереметьево стратегической программы, ориентированной в равной степени на успешное развитие пассажирских и грузовых перевозок.
В 2017 году грузовой оператор аэропорта Шереметьево «Москва Карго» ввел в эксплуатацию новый грузовой терминал общей площадью 42 300 м 2 и мощностью 380 000 тонн в год, чье техническое оснащение соответствует ведущим терминалам мира.
Наличие современной инфраструктуры и комплексный подход к потребностям авиаперевозчиков позволили «Москва Карго» эффективно адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям в период пандемии.
Например, терминал «Москва Карго» одним из первых в России начал обслуживать только грузовые рейсы, что было новым для отрасли форматом. Грузовые рейсы наряду с широким спектром авиационных услуг позволили аэропорту привлечь новые авиакомпании, занимающиеся грузовыми чартерами: Emirates, Mahan Air, Uzbekistan Airways, iFly, Bamboo Airways, Cubana de Aviación, Aerolíneas Argentinas, Royal Flight, Azur Air, Авиастар-ТУ, AeroMéxico, Air India и др.
В терминале большое внимание уделяется обработке особых категорий грузов, в первую очередь термочувствительных фармацевтических грузов.
Москва Карго эксплуатирует крупнейшее в России аэропортовое климатизированное хранилище, что позволило Шереметьево в период пандемии взять на себя роль основного российского авиахаба по обработке медицинских товаров и вакцин от коронавируса. Всего ООО «Москва Карго» за 2020 год обработало около 20 000 тонн медицинских грузов на внутренних линиях, что почти на 70% больше, чем в 2019 году..
С ноября 2020 года аэропорт успешно сотрудничает с Российским фондом прямых инвестиций, регулярно оказывая услуги и обрабатывая поставки первой российской вакцины от коронавируса «Спутник V» как в России, так и за рубежом.
За первые пять месяцев текущего года Московский грузовой терминал перевалил более 400 тонн вакцины, тем самым способствуя борьбе с пандемией.
Помимо крайне необходимых медицинских грузов, дополнительный импульс в период пандемии получили товары электронной коммерции, которые стали одним из основных драйверов роста мировых авиаперевозок в 2020 году9.