Аэропорты, дороги и метро трещат по швам
Путешественники, едущие в аэропорт Шереметьево, боятся короткого отрезка пути сразу за МКАД рядом с разросшимся торговым центром «Мега».
«Дела становятся все хуже и хуже», — сказал Георгий Идрисов, который регулярно летает в рамках своей исследовательской работы по развитию экономики страны. «В прошлом месяце я потратил 1 1/2 часа, проезжая эти пару километров».
Одной из причин роста трафика — помимо покупателей — может быть увеличение числа авиапассажиров по мере восстановления экономики.
Прогнозируя дальнейшее расширение авиабизнеса, правительство недавно объявило, что в ближайшие несколько лет оно, наконец, инвестирует около сотни миллионов долларов в строительство еще одной взлетно-посадочной полосы в государственном аэропорту.
Возрожденный план взлетно-посадочной полосы, который канул в Лету, когда мировая экономика упала, сигнализирует о том, что федеральная казна готова шире открыться для расходов на транспорт в попытке способствовать дальнейшему экономическому росту.
«Аэропорты находятся в худшем положении, — сказал Вадим Дубовик, эксперт по инфраструктуре Deloitte в Москве. «Это очень сильно тормозит трафик между регионами».
В следующие пять-семь лет правительству необходимо инвестировать в модернизацию аэропортов крупнейшей страны мира больше, чем оно делало со времен распада СССР, добавил он.
Есть повод поторопиться. Шереметьево и два других подмосковных аэропорта — Домодедово и Внуково — в прошлом году обслужили больше пассажиров, чем в предыдущем лучшем 2008 году, говорит отраслевой исследователь Олег Пантелеев. По его словам, быстрое наращивание пассажиропотока означает, что новая, третья взлетно-посадочная полоса Шереметьево должна быть введена в эксплуатацию в 2015 году.
Если правительство хочет поддержать авиакомпании и свои собственные амбиции позиционировать Москву как мировой финансовый центр, оно должно тратить свои собственные деньги, а не привлекать частный капитал, для финансирования новой взлетно-посадочной полосы, потому что по закону взлетно-посадочные полосы должны оставаться в собственности государства. .
Премьер-министр Владимир Путин предупредил, что скоро аэропорты приблизится к своей совокупной пропускной способности в 65 миллионов пассажиров в год. По его словам, к 2020 году они должны быть в состоянии обслуживать в общей сложности 100 миллионов пассажиров — вдвое больше, чем в прошлом году.
Большинство транспортных и инфраструктурных проектов были заморожены во время кризиса, поскольку правительство перенаправило средства на спасение банков и другие меры, чтобы предотвратить полномасштабный социальный и экономический коллапс.
Взлетно-посадочная полоса до метро
Федеральное правительство покупает 75 процентов аэропорта Внуково у правительства Москвы не менее чем за 45 миллиардов рублей или 1,5 миллиарда долларов в рамках стратегии по обеспечению лучшей координации развития аэропорта.
Новый мэр Сергей Собянин рассчитывает на деньги, чтобы ускорить реализацию своих планов по расширению метро. Оживленное метро трещит по швам, перевозя значительно больше людей, чем было рассчитано.
Собянин хочет построить 53 километра новых линий к 2015 году, или почти столько же, сколько город построил со времен распада СССР в 1991 году, когда население столицы начало расти по мере ослабления ограничений на передвижение.
Только в этом году мэрия тратит на работы 56 миллиардов рублей — это более чем двукратный рост по сравнению с прошлым годом.
Метро, известное своими роскошными станциями, украшенными мозаикой и люстрами, потеряет большую часть своего архитектурного блеска с новыми станциями, которые будут иметь стандартизированный дизайн.
Городские власти надеются, что расширение метро уменьшит заторы на земле, которые наносят ущерб бизнесу.
«Мне все чаще приходится пользоваться метро в Москве», — сказал Дубовик. «В противном случае одна встреча может занять от трех до четырех часов».
Московские пробки являются самыми длинными среди 20 крупнейших городов мира, согласно исследованию International Business Machines, проведенному в прошлом году. Кремль поручил Собянину разобраться с проблемой при назначении его мэром в конце 2010 года9.0003
Помимо расширения метро, мэрия планирует в 2011 году потратить 126 миллиардов рублей на строительство дорог.
Обязательные дороги
Еще одним подтверждением решимости сделать вождение менее изнурительным стало создание в этом году Федерального дорожного фонда. Согласно закону, который президент Дмитрий Медведев подписал в апреле, правительство не может перераспределять деньги фонда на другие цели, кроме строительства дорог.
Фонд привлечет 254 миллиарда рублей или 9 долларов СШАмлрд из федерального бюджета на 2011 год. Еще 80 млрд рублей, по словам министра транспорта Игоря Левитина, даст новый налог на бензин, вступивший в силу в этом году.
Но общие федеральные расходы на дороги в этом году будут еще выше — до 453,4 млрд рублей, — если правительство выполнит несколько вспомогательных программ. Если это произойдет, дорожные расходы поставят новый рекорд в России.
По данным правительства, в прошлом году на дороги было потрачено 186,3 млрд рублей.
Идрисов, эксперт по инфраструктуре Института экономической политики Гайдара, объяснил запланированные масштабные расходы по стране проведением Государственной Думы и президентскими выборами, которые состоятся в декабре и марте соответственно.
«Это больше о политике, чем об экономике», — сказал он.
Если это произойдет в намеченных пропорциях, то траты также пойдут на пользу Сибири и другим восточным регионам, где отсутствие дорог отрезает не менее 30 000 населенных пунктов от остальной части страны.
Плохие дороги в регионах являются препятствием для частного бизнеса, в том числе тех, которым помогает Международная финансовая корпорация, подразделение Всемирного банка по кредитованию частного сектора. По мере роста компаний им нужна связь с более крупным рынком в остальной части страны или за рубежом, — сказала Снежана Стоилькович, директор IFC по Восточной Европе и Центральной Азии.
«Давайте возьмем в качестве примера агробизнес», — сказала она. «Если вы действительно хотите, чтобы этот сектор был приоритетным, вам нужно не только производить вещи, но и хранить их, транспортировать и экспортировать».
Россия рассчитывает вернуть себе место одного из ведущих мировых экспортеров зерна после того, как оправится от засухи, погубившей урожай в прошлом году.
Частные деньги
Стойлькович сказал, что лучшим способом для правительства улучшить ситуацию было бы объединение усилий с частным капиталом через большее количество государственно-частных партнерств, но недостаточное законодательство препятствует этой перспективе.
Объединение с частными инвесторами принесет не только дополнительные деньги, но и лучшие технологии и финансовую дисциплину, сказал партнер Ernst & Young Александр Ерофеев.
По словам Дубовика из Deloitte, получить частные деньги для таких сделок будет нетрудно.
«Инвесторы и банки ищут проекты», сказал он.
В качестве доказательства МФК и ЕБРР легко привлекли 200 миллионов евро (285 миллионов долларов США) от восьми иностранных коммерческих банков для расширения аэропорта в Санкт-Петербурге в прошлом году. По словам Европейского банка реконструкции и развития, подписка на транзакцию была значительно превышена.
Аэропорт Пулково — первый в России проект государственно-частного партнерства, финансируемый за счет частных средств, но государственный банк развития Внешэкономбанк также вносит свой вклад в общий долговой пакет в размере около 716 миллионов евро. Компания «Воздушные ворота Северной Столицы», отвечающая за расширение, в 2009 году получила концессию от города Санкт-Петербурга.чтобы эксплуатировать аэропорт в течение 30 лет. Предприятию не нужно инвестировать в взлетно-посадочную полосу Пулково, потому что правительство модернизировало ее до того, как согласилось на концессию.
Международный центр внимания как мотив
Тем не менее, правительство несет основную тяжесть расходов на транспорт, и у него не было другого выбора, кроме как продолжать делать это, даже когда разразился кризис.
Причина: Нет возможности перенести Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи или ежегодное заседание форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке на следующий год. Россия стремилась принять у себя престижные мероприятия, отчасти для того, чтобы использовать подготовку в качестве катализатора для региональных экономик.
Федеральное правительство и государственная компания «Российские железные дороги» совместно инвестируют не менее 342 миллиардов рублей, по последним оценкам, в создание комфортных условий для передвижения спортсменов-олимпийцев и зрителей. Эти расходы — треть от общего счета, который правительство и частные инвесторы должны заплатить за подготовку к играм на черноморском курорте, — в значительной степени способствуют тому, чтобы мероприятие стало одним из самых дорогих в олимпийской истории. Общие затраты на проведение Олимпийских игр в Сочи более чем в три раза превышают затраты на проведение предыдущих зимних Игр в Ванкувере, Турине и Солт-Лейк-Сити вместе взятых.
На самом деле, дороги, проходящие через реки и туннели в горах, также будут одними из самых дорогих в мире. Только на строительство совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер-Красная Поляна требуется 242 миллиарда рублей, включая несколько железнодорожных станций на 50-километровой трассе. Затраты на другой, 17-километровый дублер Курортного проспекта составят 100 млрд рублей.
Крупная российская строительная компания «Мостотрест», участвовавшая в некоторых проектах в Сочи, в ноябре успешно продала свои акции международным инвесторам, собрав 388 миллионов долларов. Бывший партнер Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг является одним из крупнейших акционеров компании.
Во Владивостоке один из крупнейших проектов — строительство двух мостов общей стоимостью 55,4 млрд рублей. Один из мостов через Босфор Восточный будет иметь самый длинный в мире вантовый пролет — 1104 метра.
Конечно, местный аэропорт Кневичи должен быть лучше оснащен, чтобы обеспечить увеличение прибытий — цель, которая обходится федеральному бюджету в 10,3 миллиарда рублей, согласно федеральной программе развития Владивостока.