Поезда из россии в европу: Куда можно поехать на поезде из Москвы за границу (в Европу)

Попадание в Европу на калининградских поездах снова работает: как это выглядит сейчас

Проверена обновлённая схема попадания в Евросоюз на калининградском поезде. Всё прекрасно работает, но есть нюансы.

Предыстория. Ещё давно очень многие пользовались тем, что поезда из основной части России в Калининград идут через территорию Литвы. До самой Литвы билет стоил дорого, потому что межгостариф на постсоветском пространстве считался в швейцарских франках. Но всегда можно было купить билет до первой станции в Калининградской области (Нестеров), а сойти спокойно себе в Вильнюсе при наличии Шенгенской визы. До станций в Калининградской области билеты считаются уже по внутрироссийским тарифам, вполне гуманным.

Обратно тоже можно было сесть в Вильнюсе, обладая билетом из Нестерова. Этим способом пользовались тысячи россиян и он даже был описан как вполне себе легальный метод попадания в Вильнюс в путеводителе «Афиши».

Собственно, ничего противозаконного тут не было: согласно правилам перевозок пассажир имеет полное право выйти раньше своей станции следования и сесть в вагон позже неё. А то, что ну такая тарификация — так кто же в этом виноват? Помню, я даже в 2018 году с таким нестеровским билетом ехал из Минска в Москву, и даже это было заметно дешевле, чем билет из самого Минска.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

В Вильнюсе же поезд подавался (и подаётся) на специальный огороженный путь, с которого выход только через паспортный контроль (без штампов). Доходило до того, что больше половины поезда сходило здесь, а дальше ехало себе в аэропорт и дешёвыми рейсами пассажиры с нестеровскими билетами разлетались по всей Европе.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Потом случился страшный ковид и лавочка накрылась. Поезда продолжали ходить все эти годы, но станции «затехничили». То есть на них нельзя было ни выйти, ни войти, их не было в расписании. То же самое, кстати, сделали, например, с стоянками в казахском Петропавловске. А с 15 июля возможность в некоторой степени вернулась. Точнее, она вернулась и раньше, но лишь для граждан других стран, безвизовых в ЕС. Россиянам нельзя было наземно выезжать из России, и это распространялось и на эти поезда.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Нюанс же состоит в том, что конкретно в Вильнюсе выйти всё равно нельзя: эта станция остаётся технической в расписании. Но можно прекрасно это сделать на обеих приграничных станциях: в Кяне и Кибартае с белорусской и российской сторон соответственно. Кяна находится в 30 км от Вильнюса, и туда ходит несколько электричек в день (одна из них хорошо согласована с «Янтарём», но можно и не успеть, если пограничники долго проверять будут). Выйти в Кибартае будет удобно если вы собираетесь ехать, например, дальше наземно в Польшу (автостопом или ещё как).

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Проводники уже в курсе про эту опцию. Меня проводница сразу спросила, увидев мой билет до Чернышевского, собираюсь ли я в Литве выходить, и на какой конкретно станции? После чего сказала, чтобы я сразу о своём желании пограничников предупредил, чтобы они правильно мне въезд оформили и сразу выпустили. Также она посоветовала не говорить про Литву белорусским погранцам во избежание лишних расспросов с их стороны.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Ну и всё прошло, как и планировалось. Пограничники проверили визу, поставили штампы, после чего сопроводили на улицу, где нас ожидала уже таможня. После пары вопросов «что везёте», нас пожелавших сойти с поезда, направили на уже стоявшую электричку до литовской столицы. Забавно, кстати, что электричка эта приходит в Вильнюс на полчаса раньше самого поезда.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Ещё интересная история. Со мной в купе ехал мужчина до Минска. Но потом, как оказалось в разговоре, ему тоже нужно было в Вильнюс, откуда у него был самолёт в Берлин. Но он не знал про эту возможность и купил билет на автобус (как мы ехали месяц назад). Сначала он очень сетовал, что про это не знал, автобусы он не любит, но, в итоге, уже прямо в поезде мы купили ему ещё один билет от Смоленска до Чернышевского, и он уже в Минске выходить не стал. Доехали вместе с ним до Вильнюса и даже погуляли немного по городу. Так вот, помог человеку тоже удобнее добраться.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Обратно тоже всё просто. Приехал я на вечерней электричке в эту Кяну, где у меня ещё было полчаса времени, за которые я успел сходить в магазин и купить еды в поезд. Кяна — это глухая приграничная деревня, но магазинчик там есть, недалеко от вокзала. Ну и поезд прибыл, перед посадкой меня проверили пограничники (правда штамп поставить сперва забыли, пришлось им уже в вагоне напомнить), а дальше я уже спокойно себе зашёл в вагон по своему билету. 

Белорусский таможенник поинтересовался, отдыхал ли я в Калининграде и что я оттуда везу? Ну я тоже не стал его на всякий случай разубеждать в точке выезда, ответ «подарки» (которые были из вильнюсской «икеи») его вполне удовлетворил.

Таким, вот, образом снова с нами теперь возможность выехать вечером из Москвы, а утром уже гулять по приятным вильнюсским улочкам. Ну или улететь сразу куда-нибудь далеко и недорого! Покупаете билет до ближайшей станции на Калининградщине (обратите внимание, у многих поездов теперь это не Нестеров, а Чернышевское!), и выходите в Литве. Из Кяны, вроде бы, также есть ещё и автобусы в столицу (если электрички удобной нет), ну и автостопом тоже можно уехать.

© Георгий Красников / griphon. livejournal.com

Есть, правда, нюансы с самими поездами: ещё с ковидных времён Литва ограничила их составность: не более 5−6 вагонов и не более 250 человек в составе. Это, конечно, полный мизер для поезда, поэтому с билетами в Калининград очень сложно. Кроме того, самый удобный по времени поезд «Янтарь» — фирменный и стоит очень дорого. А второй 147/148 ходит в менее удобные часы и не каждый день. Но помните, что есть также поезда из Адлера и Питера. На первый можно подсесть в Смоленске, а на второй — на Псковщине!

Так что пользуйтесь, если вам надо в Европу или обратно. В условиях дефицита самолётов, очень удобный способ.

Позже, правда, подписчик в комментариях написал следущее:

«Не всё так гладко. 30 июля мне не дали сойти в Кибартае с Адлерского поезда, объяснив это отсутствием ВНЖ. При том что в Кяне пограничница выйти разрешала и заверяла, что и в Кибартае разрешат. В итоге пришлось в спешном порядке пешком из Чернышевского обратно переходить границу. На платформе в Кибартае оказался лишь спустя 2 часа после прибытия рждшного поезда и опоздал на нужный пригородный…

Начпоезда тоже утверждал что выйти возможно только в Кяне. Хотя на форуме Винского есть отзывы тех кому удавалось и в Кибартае, в официальном ответе литовской пограничной службы он также фигурирует».

последний поезд в Европу отправился из Петербурга

Финляндия последней из стран Евросоюза остановила с Россией пассажирское железнодорожное сообщение. За отправкой последнего поезда в Европу наблюдали корреспонденты НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

С сегодняшнего дня в Европу больше нельзя будет уехать на поезде. Финляндия 26 марта объявила об остановке движения скоростных пассажирских поездов «Аллегро», последний отправился из Петербурга в 15:30.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

Согласно официальному сообщению финской стороны от 28 февраля, с началом введения санкций Евросоюза против России, движение «Аллегро» продолжалось для обеспечения свободы передвижения граждан Финляндии, останавливать движение поездов не планировалось.

Однако 26 марта президент финской железнодорожной компании VR Мартти Коскинен внезапно сообщил об остановке пассажирского железнодорожного движения с Россией, ссылаясь на отсутствие в нем дальнейшей необходимости. По мнению финской стороны, все желающие иностранцы уже покинули территорию России.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

Финскую версию остановки движения «Аллегро» опровергают российские силовики.

«Ежедневно на «Аллегро» госграницу пересекало около 600 человек, финских граждан из них было не более 10%. Остальные пассажиры — это граждане других государств, не только стран Евросоюза. Так что своим решением по остановке пассажирского движения, финская сторона создала неудобство не только себе, но и своим партнерам», — констатировал собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

По словам офицера, остальные пункты пропуска на российско-финской государственной границе на сегодняшний день продолжают работу в прежнем режиме.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

Отправление последнего поезда «Аллегро» застали корреспонденты НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, которые отыскали в толпе на Финляндском вокзале пассажиров, готовых поделиться впечатлениями от ситуации.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

Две женщины, вернувшиеся из Хельсинки, рассказали, что им очень грустно из-за закрытия ж/д сообщения. Одна из них раз в несколько месяцев ездит в Суоми, чтобы навестить дочь, и теперь ей придется пользоваться менее быстрым и не очень удобным автобусным маршрутом.

«Впечатления ужасные. Ну это финны отменили, к сожалению, это их инициатива, не русских. Был единственный способ перемещаться спокойно, и всего за три с половиной часа.
Сейчас остались только автобусы, но на них перемещаться восемь часов через границу», —
пожаловалась еще одна пассажирка, жительница Финляндии.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

Другой собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ — финский гражданин — рассказал, что давно живет в Москве и женат на россиянке, а на родину путешествует периодически.

«Удобно было ездить, конечно: на “Сапсане” из Москвы в Питер, и потом из Питера в Хельсинки на “Аллегро”. Но что тут поделаешь», пожал плечами мужчина.

Усложнилась жизнь и для жителей других стран Евросоюза: пассажирка «Аллегро», прибывшая из ФРГ, объяснила, что теперь навещать родных ей будет даже сложнее, чем было после закрытия воздушного сообщения.

«Я просто радуюсь, что могу вернуться к детишкам и к мужу. Но жалко, что к родителям будет сложнее ездить. Обычно я летала прямым рейсом из Германии, а сейчас придется удлинить свою поездку»,
сказала женщина.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ / Дарья Зуева

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что Финляндия запретила въезд и грузовых поездов из России. Свое решение власти страны объяснили необходимостью соблюдать санкции, наложенные западными странами на РЖД.

Дмитрий Архипов

Европейская железная дорога оказалась втянутой в геополитику, связанную с войной на Украине

Двухместный тепловоз 2М62У 0145 РЖД, окрашенный в синий цвет, который тогда использовался Калининградским отделением РЖД, готовится сесть на поезд в Калининград с пограничной станции на Кибартай, Литва, 2013 г. (Кейт Фендер)

Железнодорожная линия, проходящая через маленькую европейскую страну Литву, стала местом серьезных геополитических споров между литовским правительством, Европейским союзом и Россией. Железнодорожная линия соединяет изолированную в других отношениях маленькую российскую область Калининград с остальной Россией через Литву и союзную России Беларусь.

Финансовые и другие санкции, наложенные на Россию после ее вторжения в Украину в феврале, с течением времени становятся все более ограничительными, отчасти преднамеренно, в надежде, что более суровые санкции могут изменить поведение российского правительства.

Решение Литвы в июне полностью ввести в действие европейские санкции в отношении грузовых перевозок из России в Калининград вызвало яростную реакцию Москвы, которая заявила, что это действие нарушает международное право. Российские комментаторы намекают на прямые действия по открытию полосы движения, но Литва является полноправным членом НАТО, и любые действия России могут привести к гораздо более масштабному конфликту.

Сложная история Калининграда

Фрагмент карты Европы показывает расположение Калининграда между Польшей и Литвой. (Коллекция библиотеки карт Перри-Кастенеды, Техасский университет)

История этого района сложна даже по сложным стандартам Восточной Европы. Калининград, как его стали называть с 1945 года, раньше назывался Кенигсбергом. Это был один из самых важных городов Германской империи в регионе, известном как Восточная Пруссия; В его соборе короновались немецкие императоры до Первой мировой войны, когда Германия стала республикой. Несмотря на то, что Польша потеряла большую часть своих земель к востоку от Берлина после восстановления независимости в 1918 января Кенигсберг оставался частью Германии, хотя и был отделен от остальной части страны, и был крупной военной и военно-морской базой во время Второй мировой войны. На его восточных границах новые независимые страны Литва и Латвия заменили Российскую империю после Первой мировой войны, хотя и только на два десятилетия, поскольку Советский Союз оккупировал и аннексировал их вместе с соседней Эстонией в 1940 году.

Кенигсберг и его окружающие округа стали частью того, что тогда было Советским Союзом, с полного согласия правительств США и Великобритании в конце Второй мировой войны. Он был официально включен в состав России и переименован в Калининград в честь героя 19-го века.17 Большевистская революция. После изгнания оставшегося коренного немецкого населения в 1947 году в течение следующих нескольких десятилетий он стал типичным советским городом и ключевой военной базой; Это единственный в России незамерзающий порт на Балтийском море зимой.

В начале 1990-х годов распад Советского Союза и возрождение независимых Литвы и Латвии, а также новой независимой Беларуси превратили Калининград в изолированный эксклав. Он был связан с остальной Россией в основном по железной дороге, но поезда должны были следовать транзитом через соседние независимые страны. Железнодорожный паром, перевозящий грузовые вагоны, также курсирует из России в Калининград, хотя зимой он может не работать в течение длительного времени, если порты в России скованны льдом.

Станция Сувалки в Польше, давшая название стратегическому району, известному как «Сувалкский ущелье», датируется 19 веком. Он показан в 2012 году. Станция была построена, когда вся восточная Польша входила в состав Российской империи. (Кейт Фендер)

До вступления Литвы и ее балтийских соседей в Европейский Союз в 2004 году были составлены новые международные соглашения, гарантирующие право России на транзит грузовых и пассажирских поездов. Их подписали ЕС, а также Литва. Поезда идут из России в Беларусь; пересечь Литву, проезжая через ее столицу Вильнюс или вблизи нее; затем направляйтесь к границе с Калининградской областью. Примерно 140-мильное путешествие по железной дороге через Литву также было определено западными правительствами как главная стратегическая цель, если Россия когда-либо нападет на силы НАТО. Он известен как «Сувальский ущелье» в честь небольшого городка с железнодорожным узлом прямо за границей в Польше, который находится на участке польско-литовской территории шириной 40 миль между Беларусью и Калининградом.

Сталь цементная, заблокированная спиртом; Россия выпускает предупреждение

В середине июня литовское правительство приступило к реализации давно согласованных с ЕС санкций в отношении грузовых перевозок, следующих в Калининград или из Калининграда. Первоначально это коснулось только железа и стали, но в начале июля добавились и другие товары, в том числе цемент и спирт. Ограниченность ограничений не помешала главному пресс-секретарю российского правительства Дмитрию Пескову охарактеризовать действия Литвы как «нарушение всего и вся». Россия призвала ЕС и Литву изменить курс, заявив, что они нарушают международные соглашения.

Согласно источникам в литовском правительстве, около 2 миллионов тонн продуктов питания ежегодно перевозятся из Калининграда в остальную часть России по железной дороге, в то время как многие другие потребительские и промышленные товары перевозятся в обратном направлении. Помимо алкоголя, эти движения не затрагиваются действующими санкциями.

Учитывая ранее существовавшее понимание западными правительствами стратегической важности Сувальского коридора и относительно небольшой характер грузов, перевозимых в Калининград (в основном строительные материалы для использования там; поезда проверяются, чтобы убедиться, что то, что они перевозят, соответствует тому, что они выставляются в счет как несущие), исправление казалось не только вероятным, но и желательным в краткосрочной перспективе, чтобы снять остроту спора.

Литовские железные дороги обслуживают транзитные грузовые поезда между границей Беларуси и Калининградом. Двухагрегатный дизельный 2М62У 0385 советского производства совершает поворот в Кайшядорисе, к западу от Вильнюса, в 2012 году с поездом, направляющимся в Калининград. (Кит Фендер)

Это было не так просто. Несколько недель переговоров между ЕС и Литвой привели к компромиссу: ЕС заявил, что никогда не санкционировал движение внутри России ни автомобильным, ни железнодорожным транспортом, но ограничивал такое движение между своими членами и Россией. Теоретически это позволит продолжить железнодорожные перевозки из одной части России в Калининград при условии обычных таможенных проверок и проверок безопасности, чтобы гарантировать, например, что товары военного назначения не перевозятся.

Однако правительство Литвы, глубоко потрясенное российской агрессией в Украине, продолжает занимать более жесткую позицию. В нем утверждается, что любая помощь российскому режиму или его союзнику Беларуси контрпродуктивна, поэтому железнодорожное и другое сообщение следует свести к минимуму, а не сохранять как раньше. Потеря транзитных и экспортных перевозок из Беларуси, в основном калийных удобрений, сильно ударила по литовскому национальному железнодорожному оператору LTG, поскольку ранее эти перевозки составляли значительную часть его грузовых перевозок.

Продолжается пассажирское сообщение из России в Калининград. Поезда останавливаются в Вильнюсе для смены локомотива или таможенного досмотра; В начале конфликта литовские власти решили разместить фотографии военных повреждений на Украине вдоль платформы, по которой ходят эти поезда, чтобы их могли увидеть пассажиры, которые почти исключительно русские. Прекращено движение пассажирских поездов на короткие расстояния между Литвой и Беларусью.

Новая железная дорога свяжет страны Балтии с Западной Европой

Маршрут проекта Rail Baltica. (Rail Baltica)

Сувальский проход приобретает стратегическое значение для ЕС, так как через этот район строится новая железная дорога стандартной колеи с севера на юг. Известная как Rail Baltica, она соединяет Польшу со всеми тремя странами Балтии. Был предложен туннель, соединяющий Эстонию с Финляндией на северной оконечности, хотя маловероятно, что он будет построен в следующем десятилетии. Также строится новая крупная автомагистраль, примерно параллельная железнодорожному маршруту.

Все железные дороги в странах Балтии используют колею 5 футов, поэтому они несовместимы со стандартной шириной колеи, используемой в Польше и близлежащих странах ЕС. Кроме того, линии исторически были ориентированы с запада на восток, чтобы доставлять продукцию из Советского Союза в порты на экспорт. Проект Rail Baltica стоимостью 6 миллиардов долларов направлен на переориентацию железнодорожной системы региона, чтобы она стала частью более широкой существующей европейской железнодорожной сети. Это улучшит сообщение между странами — в настоящее время ни одно пассажирское железнодорожное сообщение не связывает их все — и позволит транспортным средствам, которые в настоящее время перемещаются на грузовиках, переключиться на железнодорожный транспорт.

ЕС также начал финансирование инфраструктурных проектов, повышающих обороноспособность стран-членов, и новая железная дорога, безусловно, является одним из них. Планируется инвестировать около 1,5 миллиарда долларов в «военную мобильность» по всей Европе, чтобы привести автомобильную и железнодорожную инфраструктуру в лучшее состояние для использования военными, хотя этот бюджет был установлен до российского вторжения в Украину. Первоначально было определено 6,5 миллиардов долларов работы, но был утвержден гораздо меньший бюджет.

Калининградский скандал: Литва обвиняет Россию во лжи о «блокаде» железной дороги

  • Опубликовано

Связанные темы

  • РОССИЯ-УКРИНА Санкции ЕС

    Пол Кирби

    BBC News

    Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила, что заявления России о железнодорожной блокаде ее территориального аванпоста в Калининграде являются ложью.

    Калининград находится на берегу Балтийского моря и использует железнодорожное сообщение с Россией через Литву для перевозки пассажиров и грузов.

    Когда Литва запретила транзит стали и других черных металлов в соответствии с санкциями ЕС в прошлую субботу, Россия пригрозила ответить.

    Кремль осудил санкции как незаконные и неприемлемые.

    Г-жа Симоните пояснила, что пассажиры по-прежнему могут свободно путешествовать по территории Литвы из России в Калининград, и затронут только около 1% российских грузов.

    Один высокопоставленный дипломат в Брюсселе сказал, что российские разговоры о блокаде являются дезинформацией и абсолютно не соответствуют действительности.

    «Литва соблюдает санкции, введенные Европейским Союзом в отношении России за ее агрессию и войну против Украины», — сказал премьер.

    Санкции ЕС в отношении стали были введены в марте, но был предоставлен трехмесячный переходный период для прекращения действия существующих контрактов.

    Россия аннексировала Калининград после Второй мировой войны в 1945 году, и там проживает около миллиона человек.

    Источник изображения, Reuters

    Подпись к изображению,

    Дипломаты говорят, что ни один товарный поезд еще не был запрещен для пересечения Литвы «.

    Министерство иностранных дел в Москве просто заявило, что возмездие будет не только дипломатическим, но и практическим. Губернатор области Антон Алиханов заявил, что помимо репрессий Калининград организует перевозки морским транспортом.

    РОЗЕНБЕРГ: в Калининграде остановится

    Одним из вариантов было бы отключение Литвы от электрической сети, которую она разделяет с Россией, Беларусью и другими странами Балтии, хотя официальные лица в Вильнюсе уже несколько месяцев заявляют, что готовы подключиться через Польшу к западноевропейской сети.

    Премьер-министр Литвы сказал Би-би-си, что важно не слишком остро реагировать, поскольку это была последняя из серии угроз, используемых Россией или Беларусью для угроз своим соседям, таких как попытки кибератак на государственные учреждения и коммунальные службы.

    Эстония призвала Россию прекратить раздавать угрозы и предположила, что Москва играет мускулами в преддверии саммита НАТО, который состоится на следующей неделе в Мадриде, где Швеция и Финляндия надеются получить поддержку для присоединения к западному оборонному альянсу.

    Поскольку Литва является членом НАТО, а также ЕС, премьер-министр сказал, что необходимо извлечь уроки и обеспечить безопасность, учитывая, что сосед России Беларусь выступила в качестве сообщника, позволив использовать свою землю как плацдарм для вторжения в Украину.

    «Нам нужно значительно большее присутствие в регионе», — сказала она корреспонденту Би-би-си Кате Адлер, упомянув о 100-километровом (62-мильном) коридоре территории, который соединяет Литву и две другие страны Балтии с Польшей.

    «Сувалкский проход — это место, которое имеет решающее значение не только для моей страны или Польши, но и для НАТО, потому что это короткий коридор, и нужно серьезно относиться к его обороне и безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *