«Нехорошая квартира» или Мемориальный музей-квартира Булгакова на Садовой 302-бис
Всего 83 фото
Ну, вот, наконец, мы и в «Нехорошей квартире» №50, что в подъезде №6 на Садовой 302-бис. Именно в этой квартире Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. А затем — еще полгода в квартире №34 – с августа по ноябрь 1924 года. Некоторые булгаковеды считают, что более всего под условия действия романа подходит именно квартира №34, однако мы примем официальную версию. Давайте, приступим к осмотру этой удивительной и, наверное, самой загадочной квартиры Москвы.
Непременным ритуалом будет подъем по лестнице к музею на четвертом этаже, среди безудержного иступленного творчества поклонников Мастера. Подробнее о настенных росписях «Нехорошей квартиры» можно ознакомиться в этом моем материале…
02.
03.
Вот мы и у двери Музея Мастера… Итак, входим. ..
04.
Это старая входная дверь квартиры №50, что раньше была также доступна для «народного творчества».
Сейчас внешняя входная музейная дверь полностью металлическая.
05.
Квартира находится на четвертом этаже по Большой Садовой, 10. В романе упоминается 5-й этаж – возможно автор имел ввиду счет этажности с учетом высокого цоколя здания. В квартире №50 была классическая коммуналка. Поселиться в этой комнате ему удалось после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.
06.
Планировка квартиры № 50
07.
Прихожая этой квартиры небольшая. Первое что мы видим в прихожей, это портрет Мастера, круглый столик, длинный коридор и комнаты слева и справа.
08.
Стойка для зонтов (на фото ниже). Гнутое дерево. Начало ХХ века, Россия.
Здесь стоит стойка для зонтов и тростей (а, быть может, и шпаг), принадлежавшая М.А. Булгакову и Е.С. Булгаковой, из их квартиры в Нащокинском переулке. Поступила в фонды музея в 2010 г. от Тарасевичей.
09.
Круглый столик (на фото выше). Дерево, мрамор, перламутр. Резьба, инкрустация. Середина XIX века. Европа. Благодаря сохранившимся фотографиям последней квартиры Булгакова в писательском доме в Нащокинском, точно известно, что этот столик стоял точно также в прихожей, и над ним висело большое зеркало в тяжелой резной раме. На нем Булгаковы оставляли друг другу и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами…
Сейчас «Нехорошая квартира» №50 — государственный музей, здесь идут постоянные многочисленные экскурсии, снуют экскурсоводы, экскурсанты и сотрудники музея. В частности, поэтому осмотреть «Гардероб» с его булгаковскими платяным шкафом и вешалкой для одежды, а также смежную с ними комнату (для сотрудников) мне так и не удалось, как и не удалось заглянуть в смежную с «синим кабинетом» — комнаты «Редакции» — она была на переоформлении экспозиции.
10.
Комната «Редакция» (в нее сейчас нет доступа). Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея. Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский — в «Нехорошей квартире»! В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы, а также фотографии Александра Родченко.
11.
У высоких дверей «Редакции», на старом стуле, стоит большая бутыль для пожертвований — можно дать «Аннушке на масло…»)
12.
Комната «Для сотрудников музея». Вроде бы как обычноый офис.
13.
Справа от входа – «Синий кабинет». В этой комнате в музее попытались воссоздать образ последнего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире в «писательской надстройке» дома 3/5 в Нащокинском переулке – на основе воспоминаний близких и друзей, сохранившихся фотографий и рисунков. В экспозиции представлена часть стоявшей там мебели, которая по воле случая спустя 70 лет после кончины писателя поступила в музей. Сотрудники музея «…стремились нащупать атмосферу, в которой создавались «Театральный роман», «Мольер», «Мастер и Маргарита»…
14.
Кресла из последней квартиры Булгакова в Нащокинском переулке.
15.
Ранее в этом углу находился «гоголевский» секретер, но сейчас его я не обнаружил. Оказалось, что он временно на выставке в галерее «На Шаболовке».
16.
По разным источникам — «время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г…».
Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем романе «Мастер и Маргарита»: «…Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде. ..».
17.
Варианты названия романы не были столь ярки как окончательное: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)». Совершенно не впечатляют — правда? Кстати, первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
18.
Радиоприемник 6Н-1. Аналогичная модель радио (6Н-1, шестиламповый), выпускавшаяся в СССР Воронежским заводом в конце 1930-х, видна на фото комнаты Булгаковых в доме в Нащокинском переулке на столике возле кровати.
19.
Слева — шкаф-бюро «монашка» (на фото ниже). Шпон – красное дерево. Середина 19 века, Россия. Странное название такой вид шкафов с полукруглой передней дверцей получил благодаря своей компактности и многофункциональности – они могли умещаться в кельях и совмещать в себе платяной шкаф, секретер и комод. У Булгаковых в квартире в Нащокинском переулке он стоял в гостиной возле рояля и носил ласковое прозвище «пузатик». Экспонат поступил в музей в 2010 году от семьи Тарасевичей.
Псише (по центру кадра, на фото ниже). Шпон красного дерева, зеркало. Первая половина 19 в., Россия. Псише – от имени Психея, «душа», несомненно, служило Елене Сергеевне Булгаковой и заменяло бюро, где в ящиках в большом беспорядке хранились документы. Михаил Булгаков, в поисках важных бумаг, писал жене в 1938 году: «…пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек… Боги мои! Что же это меня ждет?! Посочувствую мне, Лю!». На боковых тумбах его стояли, синие вазочки. Поступление от Тарасевичей в 2010 г.
20.
Гардероб (на фото ниже). Шпон, красное дерево. Вторая четверть 19 века, Россия. Угловой гардероб со стрельчатыми филенками принадлежал Елене Сергеевне Булгаковой и стоял в «синем кабинете» в квартире в Нащокинском переулке. Можно только удивляться, как большая модница Елена Сергеевна могла уместить в нем все свои наряды, кстати, среди них были вещи и от знаменитой еще с дореволюционных времен модельера Ламановой. Ничем другим, кроме колдовства, это объяснишь… Поступил в 2010 г. от Л.Тарасевича.
Фортепияно (на фото ниже). Красное дерево, металл. Торговый дом Юлий Генрих Циммерман, Москва, 1900-е годы Пианино принадлежало семье Черкашиных, которые хранили его как память о тех моментах, когда на нем играла вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская, обладавшая хорошим музыкальным слухом.
21.
Выходим из «Синего кабинета».
Следующая дверь справа — комната «История дома». Она довольно своеобразна и нестандартна и современна — явно выбивается из «загадочного» контекста «Нехорошей квартиры».
22.
23.
Чтобы увидеть всю экспозицию комнаты — надо очень сильно пригнуться… Не очень понятная, на первый взгляд, концепция.
24.
25.
Ну, не знаю, наверное что-то в этом есть, но я не проникся)
Пикантно, но во времена Булгакова в этой комнате проживала проститутка Дуся)
26.
В коридоре на стенах — размещены сквозные стеклянные овальные окна из комнат — справа — круглые…
27.
28.
…слева — квадратные. Предполагаю, что это сделано из соображений экономии электричества, чтобы не включать в дневное время свет в коридоре.
29.
Официальная версия – напротив, через коридор, находились туалеты, тоже с окнами, и это была лишь возможность экономить электричество и осветить ватерклозет. Такая система использовалась в жилых домах очень часто, вплоть до 1960-х годов. А вот необычная форма – это особенность именно пигитовского дома, дань архитекторов Э. Юдицкого и А. Милкова стилю модерн.
Сейчас мы входим в «Комнату Булгакова».
30.
Первое, на чем останавливается взгляд посетителя — старый письменный стол. Он и является основным экспонатом «кабинета».
Осенью 1921 года сюда въехал в будущем знаменитый русский писатель Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Тут он провел первые свои годы в Москве, — суетливые, голодные, но невероятно плодотворные. Тут он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами» и, наконец, здесь создавалась «Белая гвардия». Обстановка – диван, зеркало, походная кровать, стол и два шкафчика. Надо сказать, что эти рамы, щеколды, паркет и стены помнят Булгакова…, они можно сказать «оргинальные».
31.
Письменный стол. Резьба, лак. Конец XIX в. Россия. Вопреки ожиданиям, этот массивный резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, жившему в Чистом переулке д. 1. Булгаков часто бывал там в гостях и, несомненно, стол ему был хорошо знаком. Но со всей уверенностью можно сказать, что это еще и стол булгаковского персонажа – профессора Преображенского из «Собачьего сердца», позаимствовавшего многие черты у своего прототипа Покровского.
32.
Стол был подарен Елене Афанасьевне Булгаковой, младшей сестре писателя, в день свадьбы с Михаилом Васильевичем Светлаевым от ее дяди Н.М. Покровского. Поступил в 2008 году от Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова.
33.
34.
Книги Булгаков считал своей слабостью, потому и покупал их, как только предоставлялась возможность. Любовь к чтению была воспитана в нем еще с детства — в доме родителей, преподавательницы и профессора, библиотека была большая, с множеством редких изданий русских и зарубежных авторов.
35.
36.
37.
38.
Книжная полка. Дерево, резьба, лак. 19 век, Европа. Обживая комнату в большой коммунальной квартире, Михаил Афанасьевич и Татьяна Николаевна хоть каким-то образом старались украсить свой аскетический интерьер. Так, постепенно в комнате появился фамильный ореховый, овальный, на гнутых ножках стол, а вслед за ним супруги «купили длинную книжную полку — боковинами ее были два сфинкса — и повесили ее над письменным столом».
39.
Стоит отметить уже тогда проявившееся пристрастие Булгакова к старинной мебели. Эта книжная полка – единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в их комнате в начале 1920-х гг. После развода с Булгаковым Татьяна Николаевна Лаппа подарила эту полку в семью Крешковых, которые были друзьями Булгаковых и жили недалеко от Большой Садовой, на Малой Бронной улице. Именно в их квартире состоялся спиритический сеанс, легший в основу рассказа писателя с одноименным названием. Поступила из семьи Крешковых в 2009 г.
40.
41.
Еще несколько ракурсов «стола Булгакова»…
42.
43.
44.
Это экспозиция «Жизнь в ящике письменного стола». Письменный стол является главным в пространстве комнаты писателя. В литературном плане «стол» символизирует творчество и писательский труд.
45.
Ящик стола – символ внутреннего содержания личности. Письменный стол с его содержимым является метафорической моделью «дома», «последним приютом», экзистенциальным пространством художника, находящего истинное убежище лишь в «монастыре собственного духа». Очень интресные композиции!
46.
47.
48.
Напольное зеркало.
49.
Портреты Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа
50.
51.
52.
53.
Инсталяция «Трудовые годы». Репрезентует один из наиболее тяжелых и трагических моментов из жизни писателя — первый год жизни в Москве.
54.
55.
Идем дальше по коридору квартиры №50…
56.
Ранее в этом коридоре, помнится мне, на стенах коридора находились стилизованные зеркала с зыбкими тенями персонажей «Мастера и Маргариты». Надо сказать, что они превращали квартиру №50, действительно, в «Нехорошую», близкую по таинственному духу самого романа. Сейчас все здесь выглядит как в обычном стандартном музее. Жаль! Было, как говорится, «прикольно»!)
57.
И, наконец, «Гостиная» — «Высшие женские курсы».
58.
Надо сказать, что «коммуналкой» помещение №50 было с самого начала. Дело в том, что оно никогда не принадлежало одному владельцу, здесь никогда не было отдельных «спален», «столовой», «кабинета»… Здесь, в левом крыле, на трех этажах еще в 1904 году было открыто общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье. Для этого были попарно соединены квартиры – в частности, №50 и №41 – и в итоге получился длинный коридор гостиничного типа с комнатами налево и направо, без ванных. Скорее всего, эта большая комната с широким окном, находящаяся в конце коридора, служила залом для занятий и отдыха курсисток. Сейчас среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети XIX века здесь проходят концерты и спектакли.
59.
Во времена Булгакова здесь проживал хлебопек с женой Натальей.
60.
Помните, из Белой Гвардии» — «…пианино, ноты «Фауста» на пюпитре…» и непререкаемое авторское: «Фауст»… совершенно бессмертен»…
Так вот — ноты с Фаустом перед вами…
Фортепиано H.WOLFRAMM-DRESDEN.
61.
Уникальный роскошный буфет. Россия. Начало XX века.
62.
63.
64.
65.
Еще один буфет за дверью комнаты.
66.
Еще несколько ракурсов «Гостиной».
67.
68.
69.
Что-то мы подзабыли, где находимся. А по всем признакам из романа «Мастер и Маргарита» — именно на этой люстре раскачивался и отчаянно отстреливался от группы «серьезных мужчин» Кот Бегемот. Я с определенной долей скептицизма и отсутствием надежды на конкретный ответ, спросил у служительницы музея, — А в какой комнате, на люстре отстреливался Кот Бегемот? — Ну, это было в пятом измерении, — слегка иронично, но дежурно ответила она и комнату никак не обозначила)
70.
Но, можно даже, прямо сейчас, при разгулявшемся воображении, представить на этой люстре Кота Бегемота…)
71.
…– Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот,
– и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное…
72.
Наверное, Кот Бегемот вот так и видел Гостиную, расхаживая здесь на своих задних лапах)
73.
74.
Далее, по коридору — Белый зал, где проходят экскурсионные лекции. .. Там ничего интересного…, только множество стульев.
75.
Мы почти в конце коридора Нехорошей квартиры… Здесь, тут и там, располагаются интересные экспонаты…
76.
…такие, как вот этот огромный сундук с металлическими набойками. Это универсальный предмет мебели крестьянского, купеческого и мещанского быта – совмещал в себе функции и платяного шкафа, и буфета, и сейфа, и кровати, и лавки, и чемодана.
77.
В этой нише — информационный уголок семейства Пигитов…
78.
Ну, и, наконец, знаменитая «Кухня». Увидеть в таком виде, без любопытствующих, оказалось не так то просто. При мне здесь довольно долго находилась группа школьников и тут же, за ней, собиралась за ней заходить вторая — пришлось твердо просить дать мне несколько секунд на съемку) Так, что — вот!
79.
Коммунальная кухня – квинтэссенция духа «нехорошей квартиры». Здесь были владения Аннушки-Чумы (Горячевой), здесь шипели примусы и шатался «кошмар в полосатых подштанниках», здесь сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику… Кухня — самое пекло нехорошей квартиры №50, стало для Михаила Афанасьевича неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Самогонного озера», «№13 – Дома Эльпит-рабкоммуны» и, наконец, «Мастера и Маргариты». И теперь здесь – полуистлевший быт 1920-х, предметная среда булгаковских произведений.
80.
Снять Примус крупным планом мне не дали, но вот он — под зеленым эмалированым «сталинским» чайником — это примус 20-х годов.
81.
82.
Ну, вот, всё, что было возможно — мы осмотрели в «Нехорошей квартире»…
Прикоснулись к неосязаемым рукописям Мастера и попытались представить для себя, как же все это было…
83.
Наверное, необходимо выразить немного личных впечатлений. Музей очень понравился, хотя и были «некоторые вопросы») Правда, каких-то особенных потусторонних ощущений, я не испытал) Но, само по себе осознание, что здесь жил и творил Мастер очень вдохновляет. Музей не частный и это позволяет ему быть в тонусе. Радует, что музею хватило такта оставить в целости и сохранности паркет, двери, окна, важные бытовые мелочи и собрать как личные вещи Булгаковых, так и экспонаты времен Михаила Афанасьевича. Музей динамичен, профессионален и умудряется на такой маленькой территории проводить экскурсии, даже чтения и концерты. Браво, что еще сказать. А «Нехорошая квартира» совершенно реальна, она была, есть и будет и, это не может не радовать! И это здорово, что в Москве есть такой музей — Музей Булгакова — «Нехорошая квартира» под номером 50.
Источники:
Музей Булгакова «Нехорошая квартира». Сайт Булгаковская Москва.
Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. dom10.bulgakovmuseum.ru.
Материалы мемориального музея-квартиры Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10
© Vladimir d’Ar, 2016
Булгаковский дом – Большая Садовая, 10 или 302 бис
Настенные росписи подъезда «Нехорошей квартиры»
Tags: булгаковская москва, квартира №50, мастер и маргарита, музей булгакова, нехорошая квартира
Дом 302-бис | izi.TRAVEL
Ничем не приметный дом номер 10 по Большой Садовой был построен в 1903 году фабрикантом Ильей Пигитом, который планировал здесь сделать табачную фабрику. Но в пределах Садового кольца это было запрещено. Кроме того, рядом находилась церковь Святого Ермолая, и, опять же, подобное соседство было нежелательно. Тогда Пигит решил сделать дом доходным, и почти сразу же здесь начинают появляться художественные мастерские. Таким образом, с самого начала своего существования, дом становится излюбленным местом московской творческой интеллигенции.
Здесь была мастерская художника Петра Кончаловского – деда известных российских кинорежиссёров Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова. В доме часто бывали Суриков и Шаляпин, Шершеневич и Мариенгоф. Известно, что в квартире 38 Есенин познакомился с Айсидорой Дункан. В этом доме встречались Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Федор Сологуб, Мартирос Сарьян и Анатолий Луначарский. Словом, дом славен своими жителями и гостями. Булгакову могло бы очень повезти, если бы он попал сюда пятью-семью годами раньше. Но, к сожалению, поле революции дом был перенаселен.
«Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру», – встречаем мы запись в дневнике Булгакова 29 октября 1923 г. Несносная грубая женщина Анна Горячева, которая впоследствии станет известна в «Мастере и Маргарите» как «Аннушка-чума». Многие персонажи «Зойкиной квартиры» – это тоже реальные соседи Булгакова.
В наши дни в доме № 302-бис находятся две официальные организации, связанные с именем Булгакова. Первая – это Мемориальная квартира Булгакова, которую возглавляет Мариэтта Чудакова – известный российский булгаковед. Музей находится в «нехорошей квартире» № 50. Вторая организация – Культурный центр «Булгаковский Дом» – размещается в соседнем подъезде на первом этаже, в квартире 52. Культурный центр существует с мая 2004 года.
Посетители могут познакомиться с уникальной электронной экспозицией «Жизнь и творчество М. А. Булгакова», коллекцией живописи и графики, выполненной к книгам «Мастера», а также с документами и фотографиями, где отражена Булгаковская эпоха. В культурном центре проходят ежемесячные художественные выставки, а также еженедельные поэтические вечера, концерты и спектакли. Также в культурном центре можно посидеть в уютном литературном кафе, полистать и даже приобрести книги. Заметим, по дому бродит кот Бегемот: огромный черный толстый котище. Он появляется, когда хочет, и, когда хочет, исчезает. Так что не каждому может посчастливиться познакомиться с ним.
Мемориальная квартира после ремонта открыта с 28 апреля 2005 года. Здесь академичнее, чем в культурном центре. Собираются известные булгаковеды. Ведется научная работа. Тоже много редких интересных фотографий Булгакова и его близких. Посетить надо непременно оба места, чтобы составить максимально полную картину.
Мы отправляемся на Патриаршие пруды. Самое время задуматься, что такое Москва для Булгакова и, вообще, город?
Stream AP Paolo Andreetto — TRANCEnDANCE 302 Bis — Logic Holland Wellcome от AP_Paolo Andreetto
Stream AP Paolo Andreetto — TRANCEnDANCE 302 Bis — Logic Holland Wellcome от AP_Paolo Andreetto | Слушайте онлайн бесплатно на SoundCloudJavaScript отключен
Вам необходимо включить JavaScript для использования SoundCloud
Покажите мне, как его включить
опубликованоСчастливого понедельника для лучшего начала этого рутинного времени #друзья и #милыелюди 🙂 😉 после очередного нового лучшего опыта #asot1000 в тесном контакте с моими лучшими друзьями на радио Illogic родился этот новый эпизод, в котором вы можете найти свежие вибрации этих потрясающих ночей, проведенных в Голландии в #trancefamily fun 😊 ТАК давайте попробуем поймать меня сегодня вечером на www. illogicradio.it танцующим над этим миром в красной атмосфере прожекторов 🙂 09pmCET — DJ_AP Андреетто Паоло — Trance ‘n’ Dance 302 — Logic Holland Wellcome Каждый раз я говорил, что это может быть последним, но на самом деле это действительно длинное приключение в моей жизни 😊 Спасибо за внимание и мои наилучшие пожелания всем #намасте #logicBEillogic #borns4burn #onewithmusic #livesXlife #trancefamily #webradio AP_Paolo Andreetto — TRANCEnDANCE 302 — Logic Holland Wellcome DJ_AP Интро 1 — Роджер Шах, Амбедо — Цветы (расширенный микс Tribute to Earth) — A State of Trance 2 — Angelic — It’s My Turn (C-System remix) — A State of Trance 3 — Talla 2xlc, Tillman Uhrmacher — On The Run ( Talla 2 xlc remix ) — Техноклуб Ретро 4 — Doppenberg — Someday (расширенный микс) — A State of Trance 5 — Asteroid — Free (расширенный микс) — Nocturnal Knights Music 6 — Брайан Кирни — Кайя (расширенный микс) — Состояние транса 7 — Снейдер, Виктория — Need You Here (расширенный микс) — Who’s Afraid of 138 8 — Джузеппе Оттавиани — Сознательный разум (расширенный микс) — FSOE 9- Tasso — Alocin (оригинальный микс) — No Remorse 10 — Дэвид Раст — Останься (расширенный микс) — Состояние транса 11 — Architect (ARG), Blashear — Connection Formulas (оригинальный микс) — Projekted Records 12 — Sneijder — In & Out of My Life (расширенный микс) — Afterdark 13 — Armin van Buuren ft.