Софийский собор — Киев
кафедральный собор, музей, средневековье, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, строение 11го века, туристическая достопримечательность
Софийский собор, собор Софии Премудрости Божией
Софийский собор относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019—1054 г.
Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма, относится к 1037 году.
В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037 г.). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «…заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился в 1017—1037 г.
г. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских».Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов.
В 1950—1960 годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.
Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.
Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.
Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг.
Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке. С севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.
С самого начала существования София Киевская испытала несколько набегов и ограблений. Уже в 1169 году суздальский князь Андрей Боголюбский нападает на Киев и приносит существенный вред храму.
В 1180 году София едва не сгорела во время большого пожара.
В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.
В 1497 году собор был разграблен крымскими татарами.
Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли. Вероятно, в эти же годы в Софии Киевской прекращаются богослужения.
В 1596 году собор оказался в руках униатов после заключения Брестской унии.
В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийском соборе, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены.
Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 году.
Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI—XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.
Пышным украшением внутреннего обрамления храма были и являются мозаики, в частности, известнейшая из них Богматерь-Оранта, т. н. «Нерушимая стена» (в Киеве существует поверье — «пока стоит Оранта, до тех пор стоит и Киев»). Немного ниже, под «Нерушимой стеной» находятся мозаики «Евхаристия», «Святительский чин», главная купольная мозаика «Христос Пантократор», всего же мозаики собора занимали площадь около 640 кв. м. В намного худшем состоянии к нам дошли фрески Святой Софии, известнейшие из них «Встреча Марии и Елизаветы», «Жертвоприношение Авраама», «Дети Ярослава Мудрого», изображение апостола Павла, святого Григория Богослова и другие.
Пол Софийского собора в Киеве выложен железными плитами с изображением мусульманской символики — полумесяца.
Софийский собор стал местом захоронения киевских князей. Здесь погребены: Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа.
К главным святыням собора принадлежали: привезенное из Константинополя княгиней Ольгой распятие, царственный венец, подаренный Владимиру Мономаху византийским императором, то есть знаменитая «Шапка Мономаха». К числу святынь принадлежали и кисть руки великомученицы Варвары, челюсть Крестителя Руси Владимира.
Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота новой, христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской экклесии, средоточием политической и культурной жизни страны.
Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
Сегодня длина собора без галерей составляет 29,5 м., ширина — 29,3 м., с галереями: 41,7 м. и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м., величина подкупольного квадрата 7,6 м.
Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
infokiev.com.ua/index.php?option=com_content&view=a…
www.facebook.com/photo/?fbid=10159284974949659&set=…
www.facebook.com/photo/?fbid=10159335337194659&set=. ..
t.me/now_kyiv/13674
t.me/now_kyiv/19053
История собора во имя Святой Софии в Киеве
Собор во имя Святой Софии, расположенный в столице Украины в г. Киеве до сих пор окутан тайной для историков. Никто не знает точной даты заложения храма, ни освящения его. Ни имен архитекторов, потрудившихся над его созданием. Несмотря на все эти сложности с изучением древнейшего и славного прошлого храма, историки несомненно признают: София Киевская была главным местом Русской Православной Церкви. Далекое прошлое храма неразрывно связано с самыми важными событиями, произошедшими в Древней Руси.
Историки называют три даты постройки храма – 1011, 1017 и 1037 год. Несмотря на то, что указывают три даты постройки, все — таки документально известно, что он построен примерно во второй половине 19 века и был центром православной культуры Руси.
Изучающие святыню историки сошлись в одном факте: в 1037 году Великий князь Ярослав Мудрый в церкви Святой Софии создал книжное хранилище со скрипторием, предназначенным для переписки рукописных изданий. Этот факт описывает «Повесть временных лет». Она рассказывает о страсти князя к фолиантам и благосклонности его к церковнослужителям, переписывающим их. Дословно звучало, как князь собрал все рукописные издания и «..положил в церкви Святой Софии, которую создал сам.» Ярослав обрядил Святую драгоценными иконами, серебряной и золото утварью и стали проводиться богослужения.
Еще одно известное ученым событие в истории собора Софии случилось в 1051 году. Оно приобрело чрезвычайную важность для общей истории Киевского государства, а именно для истории митрополии «всея Руси» — рукоположение митрополита Иллариона. Это событие произошло также в залах Софийского храма. Скудные сведения о жизнедеятельности митрополита Иллариона сообщают немногое. Известно, что был он книжником, постник и молитвенник, который выкопал для своего проживания пещеру с целью уединения и духовных подвигов. На месте этой пещеры в будущем возник Киево – Печерский монастырь. Митрополит горячо поддерживал князя в его начинаниях. Вместе они составили известный всем «Устав о церковных судах», созданный в духе византийского канонического права, подведя его под нормы древнерусской жизни. Илларион являлся также одним из древнейших авторов. Наибольшую известность получил его труд «Слово о законе и благодати». Со «Слова..» было решено считать как время создания «оригинальной» литературы древнерусского периода.
Для Ярослава Мудрого Софийский храм имел огромное значение. Великий правитель завещал похоронить себя внутри храма в специальном построенном для мощей саркофаге. Воля была выполнена в 1054 году, когда князь ушел из жизни. Саркофаг выполнен из целого камня и до сих пор стоит в храме. Однако останков князя киевского в нем не обнаружили. В период Великой Отечественной войны мощи вывезли украинские националисты за границу и их местонахождение неизвестно до сегодняшних дней.
Следующие двести лет собор во имя Святой Софии представлял собой олицетворение Русского Православия. Паломники, простой люд, князья и церковные служители, путешественники и гости столицы с благовением посещали величественные своды храма. Но вскоре наступили для Руси мрачные времена, на Русь пришли монголы. Киев вместе с собором был разграблен и опустошен монгольским нашествием под предводительством Батыя, внуком великого Чингисхана.
Митрополит Русской Церкви, Кирилл II вплоть до своей кончины предпринимал попытки вернуть в былое величие поруганную православную святыню. В залах Софии религиозная жизнь была возобновлена. Крестили детей, проводили службы, отпевали усопших, рукополагали архиереев. Но монгольские набеги продолжались, опустошая на своем пути все земли Южной Руси. София больше не смогла служить местом для проживания и нахождения высшей церковной православной власти. Митрополиту и его окружению пришлось покинуть великолепный и поистине величественный собор в 1300 году. И не зря. В 1362 году Киевские земли были захвачены литовскими иноземцами и стали землями Великого княжества Литовского. Спустя почти сто лет, а именно в 1480 году хан Менгли – Гирей занял город и сжег его.
В 1596 году. Брестская уния для Софийского собора ознаменована переходом во владение униатов. Варвары в лице людей и время нанесли собору огромные разрушения. Кровля из свинца была снята на металлолом, а каменные стены разобрали на строительство. В 17 веке обрушилась стена с западной стороны, завалив камнями главные двери. Печальное зрелище для православных людей.
Возрождение святыни началось с митрополита Петра Могилы, которому удалось вернуть храм, отреставрировать его, а в храме основал мужской монастырь. В соборе соорудили иконостас из дерева с позолотой, центр которого был отдан храмовой иконе Святой Софии. Все здание Петр Могила не успел привести в надлежащий вид. Окончательное восстановление с внушительными перестройками было произведено в годы правления Ивана Мазепы и митрополита Варлаама Ясинского. Собор был отреставрирован и приобрел архитектурную стать, в стиле украинского барокко, который сохранился до сегодняшних дней. При храме возвели колокольню, на которой до сей поры висит отлитый в 1740-х годах колокол, носящий имя «Мазепа».
18 столетие ознаменовано для Софийского Собора значительной сменой внутреннего интерьера залов. Произведена перестройка внутренних залов. Они стали больше и просторнее. Стены украсили фресками, которые скрыли от глаз иконописную роспись. Императрица Екатерина II монастырь в 1786 году упраздняет, а храм был наречен кафедральным Собором Киева.
События 1917 года внесли в уклад жизни православных людей в России эпохальные изменения. С 1929 года храм перестал быть действующим. А с 1934 года в соборе во имя Святой Софии открыли музей, им он и остался до наших дней.
Храм Софии был включен в Список Всемирного наследия Юнеско, в нем нельзя проводить богослужебные службы и передавать здание любым религиозным организациям. Примерно в середине 2000-х годов было сделано исключение из этих правил: пару лет подряд в День независимости страны в храме Софии совершалась молитва об Украине.
Добавить комментарий
русских планировали уничтожить Софию Киевскую в первые дни войны, — Неля Куковальская
С первых дней полномасштабной русской войны стало известно, что одной из приоритетных целей вражеских ракет является мир -знаменитый Национальный заповедник «София Киевская».
Об этом рассказала генеральный директор заповедника Неля Куковальская участникам Киевской международной научно-практической конференции «Культурное наследие в условиях войны: защита, сохранение и восстановление». Facebook-страница заповедника «София Киевская».
Организатором международной конференции является Киевский департамент охраны культурного наследия, а основным партнером является Семейная инвестиционная компания Dovgiy Family Office.
«Меня предупредили в очень высоких государственных инстанциях, что существует большая угроза уничтожения Софии. Было крайне тяжело морально это вынести. Мы поняли, почему агрессор нацелился на Софию, потому что она представляет собой основы нашего народа. — государственность, духовность, культура и образование. Уничтожить это — фактически уничтожить украинскую нацию», — сказала госпожа Неля.
Сотрудники Заповедника начали действовать немедленно. Следует отметить, что София Киевская является объектом ЮНЕСКО, поэтому защитить ее от откровенного российского варварства могла прежде всего широкая огласка во всем мире.
«Вместе с Министерством культуры мы начали рассылать соответствующие петиции коллегам по всему миру. Дошли даже до Латинской Америки и Австралии», — вспоминает Неля Куковальска.
Поскольку было ясно, что спасти Софию Святую от прямого ракетного удара мало, специалисты стали в срочном порядке изучать опыт защиты исторических сооружений во время Великой Отечественной войны и других вооруженных конфликтов. Неля Куковальская организовала рабочую группу, состоящую из инженеров и конструкторов Заповедника, объединив большую группу специалистов.
От проекта строительства большой наружной стены пришлось отказаться из-за возможного негативного воздействия строительных работ на археологические памятники в районе Святой Софии. В итоге специалисты решили укрепить мешками с песком наиболее уязвимые объекты заповедника, а именно некоторые здания неустойчивой конструкции и помещения, представляющие важные художественные и архитектурные ценности. Всего было упаковано и надежно защищено около 90 тысяч музейных экспонатов. Кстати, целесообразность такого подхода позже подтвердили эксперты ИКОМОС и ЮНЕСКО.
Теперь, помимо атак российских ракет и иранских беспилотников, Украинскому культурному наследию грозит еще одна опасность — веерные отключения электроэнергии.
«Отмечу влажность помещения. Это теперь будет проблемой для всех музеев и достопримечательностей. Спецтехника не работает из-за отключения электроэнергии. А капиллярное всасывание влаги в стены и фундаменты происходит практически мгновенно «Наш опыт использования системы BioDry здесь незаменим. Она не использует электричество, а питается от электромагнитных волн Земли. Но эта система очень дорогая. Ее нам поставили меценаты», — рассказала Неля Куковальская.
В ходе конференции музейщики и представители власти обсудили пути решения этой проблемы. Для этого будут привлечены и зарубежные партнеры.
Метки: #Неля Куковальская #Св. Софии в Киеве #ЮНЕСКО #российская агрессия против украины
Украинский архиепископ призывает Россию не бомбить исторический собор – Католическая Филадельфия
Мировые новости
Вид с воздуха показывает освещенную рождественскую елку перед собором Святой Софии в Киеве, Украина, 22 декабря 2021 г. ( Фото CNS/Валентин Огиренко, Reuters)
Католическая служба новостей • Опубликовано 1 марта 2022 г.
РИМ (CNS) — Украинская католическая архиепископия Киево-Галицкая и посольство Украины при Святом Престоле заявили, что получили информацию о том, что Россия запланированы авиаудары по Софийскому собору в Киеве.
Собор является не только священным для всех славянских народов, но и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор имеет религиозное значение для православных и украинских католиков. Его строительство было начато в XI веке, за несколько сотен лет до того, как украинские католики объявили о своей унии с Римом и разорвали унию с православными.
Представитель в Риме архиепископа Киево-Галицкого Святослава Шевчука, главного архиепископа Византийской католической церкви, заявил, что представители церкви получили разведданные об авиаударах. По его словам, архиепископ Шевчук призвал всех христиан молиться за это место и «призывает агрессора воздержаться от этого ужаснейшего акта вандализма».
«Пусть святая София — премудрость Божия — просветит тех, кто задумал совершить это преступление», — сказал архиепископ Шевчук.
Посольство Украины при Святом Престоле опубликовало в Твиттере информацию из «разведывательных данных» и написало большими буквами: «Мы обращаемся к русским — не совершайте преступления».
Предупреждение от 1 марта поступило, когда Россия начала авиаудары по Киеву и предупредила жителей, проживающих рядом с украинскими службами безопасности, покинуть свои дома.
Николас Рудницкий, профессор истории и декан академической службы в Манор-колледже в Дженкинтауне, штат Пенсильвания, 1 марта прямо рассказал веб-сайту CanadianPhilly.com о важности собора.
«ул. София – свидетельство украинского национального самосознания и духа», – сказал он.
Он отметил, что, учитывая его известность и в истории православного христианства, «это символ всего христианства. Ни один православный верующий никогда не помыслит о таком поступке, что немыслимо».
Рудницкий сказал, что если эти разведданные верны, «Путин предает здесь свою руку и пытается сделать то, что Советы не смогли. Это (будет не просто) нападение на западную цивилизацию, но конкретное нападение на христианство».
***
В создании этой истории участвовала Джина Кристиан из Филадельфии.
Вид с воздуха на рождественскую елку с подсветкой перед Софийским собором в Киеве, Украина, 22 декабря 2021 г. (Фото CNS/Валентин Огиренко, Reuters)
QatarPhilly.com ежедневно работает над укреплением связей между людьми, семьями и сообществами, доставляя людям новости, которые нужно знать о католической церкви, особенно в районе Филадельфии, и о мире, в котором мы живем.
Благодаря вашему пожертвованию в любой сумме вы и сотни других людей становитесь частью нашей миссии по информированию, формированию в католической вере и вдохновению тысяч читателей, которые посещают нас каждый месяц.
Вот как вы можете помочь:
- Подарок в размере 100 долларов позволяет нам подарить отмеченные наградами фотографии католической жизни в наших районах.