Александр Абаза — фотограф и человек
В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.
Александр Абаза. Фото: А. Земляниченко
Олимпийские автобусы. Москва. 1980, июль. Фото: Александр Абаза.
Александр Земляниченко
С Сашей Абазой я познакомился, придя в «Комсомолку» еще в 1980-м году, хотя с его работой в газете был знаком давно. Он как-то отличался от многих, и, конечно, его необычность бросилась мне в глаза, даже его своеобразная походка. Саша рассказывал, что в юности занимался гимнастикой, и действительно, я не помню его согнувшегося. Саша всегда ходил ровно, но в этом никогда не чувствовалось какой-то гордыни.
Работая вместе в штате «Комсомолки», мы часто засиживались допоздна, а то и за полночь. Мне было очень приятно и интересно всматриваться, как Саша работает, как отбирает материал, как кадрирует при печати свои фотографии, как старательно возится с каждым кадром, доводя композицию до совершенства. Многие Сашины фотографии по стилю исполнения были очень графичными и легко вставали в полосу газеты, будучи легко читаемыми и одновременно художественными. Саша почти всегда договаривался с верстальщиками, чтобы не рубить фотографию, а, подгоняя ее под газетную полосу, сохранить такой, какой он, Абаза ее видел.
Саша всегда был готов помочь и сам принимал мои советы, когда мы обсуждали ту или иную фотографию. Вспоминая с Сережей Кузнецовым те годы, мы называли время, проведенное в совместной с Сашей работе, «школой Абазы», давшей хороший толчок для собственного творчества.
Критиковать других Саша не любил, как-то уходил от этого, находя подходящие слова, чтобы не обидеть коллегу. Казалось, что Саша многое делал медленно. Как с теплым юмором называл наш коллега по «Комсомолке» Женя Успенский (ныне, увы уже покойный), Саша работал со скоростью «одна Абаза в час». Но это была скорость достоинства и чести, так называемого «качества Абазы». По-другому Саша не мог, даже если это было самой банальной фотографией. Его эстетство в работе фотографа заражало. Саша выделялся совершенно естественно, это было не напоказ. И это было прекрасной школой для меня.
Саша был свободен в своем творчестве, даже работая в ежедневной газете, и за это его многие ценили как профессионала.
Когда я ушел из «Комсомолки» в журнал «Советский Союз», у меня появилась возможность время от времени ездить вместе с Сашей в командировки (по заданию наших редакций). И это было просто здорово, это были его мастер-классы, как теперь это называют, для меня. День за днем мы работали с полной отдачей, соревнуясь в подаче идей. Помню, мы были с Сашей на БАМе (так называлась стройка Байкало-Амурской магистрали). Саша знакомил меня со своими, уже знакомыми ему героями стройки, и мы начинали жить вместе с этими людьми. Это были не только съемки, мы просто были вместе с этими прекрасными парнями, снимали их во время работы, делили досуг и вновь работали. Я видел, как тепло эти люди относились к Саше, а значит и ко мне, это было просто здорово!
Помню, как, когда моя жена была в роддоме, а я решил поклеить новые обои, Саша сказал: «Я помогу», — и пришел ко мне помочь. Конечно же, мы выпили, сын ведь родился, но дело сделали как-то легко и просто, без малейшего напряжения. А когда у моей жены умерла мама, Саша сказал, что его жена Зоя (Зося, как Саша ее называл) придет и поможет — так и случилось. Саша и Зоя были рядом. Конечно, часто ходить друг к другу в гости фотографам некогда, но все же иногда получалось, и мы с Ларисой бывали у Саши дома, и Саша с Зоей приходили к нам.
Ловлю себя на том, что пишу все в прошедшем времени… Да время — оно летит. Пролетает просто и быстро, но память человека, к счастью для нас, людей, хранит все, что происходило с нами, прекрасных людей, которые были рядом, которых нельзя забыть. К горлу комок подкатывает… Нельзя забыть, как Саша обычно представлялся, звоня по телефону: «Саня, это Саша Абаза», — хотя не узнать его голос было невозможно… И еще одна фраза, которую я очень люблю, сказанную как-то далеко за полночь однажды, когда мы засиделись на работе, когда я уже собрался уходить и уже готовился попрощаться: «Саня! (это Саша ко мне обращался) А поговорить?», — и, конечно же, мы просидели за разговором о профессии, о любимой фотографии еще долго.
Вскоре после похорон Саши я снимал показ моды в Москве. Сидели рядом с Димой, сыном Саши. Он во многом напоминает мне Сашу, хотя внешне трудно сказать, на кого он похож больше: на Сашу или на Зою, да и так ли это важно, Абаза- то продолжается!
Владимир Богданов
Саша был красив во всем!
В этом году исполнилось ровно 40 лет нашему знакомству с Сашей Абазой. Постепенно это многолетнее знакомство переросло в тесную дружбу, которой я очень дорожил и дорожу сегодня.
Вспоминаются несколько эпизодов, которые красноречиво говорят, каким другом был Абаза, да и просто красивым человеком во всем.
Я не помню точно, в каком году случилась эта новогодняя история…
31 декабря. Самый любимый из всех праздников. А тут — семейные неурядицы (мягко говоря), нелады на работе… Настроение убийственное. Сижу дома один, никому не нужный, и от жалости к себе, любимому, едва не рыдаю. Вдруг телефон — звонит Абаза, поздравляет с наступающим, понимает, что я пребываю далеко не в самом новогоднем настроении, и приказывает (точнее слова не подобрать) плюнуть на все, быстро собраться и ехать к нему. До Нового года оставались считанные минуты, а ехать на метро предстояло от Чистых прудов до Юго-Западной, да еще с пересадкой на автобус. Ровно в полночь поезд останавливается, машинист поздравляет своих пассажиров с наступившим Новым годом, и мы едем дальше.
В конце концов, я доехал. Сашино семейство: жена Зоя, сын Димка, дочка Машенька и фоксик Кузя — встретило меня так радушно, что я моментально забыл свою беспросветную тоску. И хорошее настроение не покинуло меня в эту подаренную Абазой новогоднюю ночь.
Еще раз повторюсь: Саша был красив во всем. В нем безошибочно угадывалась порода, его врожденный аристократизм меня всегда поражал. Помню, как первый раз он пришел ко мне домой. Я не знаю, откуда у нас появилась эта азиатская привычка — приходя в гости, разуваться в прихожей. Женщины, как правило, приносили с собой модельные туфельки, а мужики, находясь при «полном параде», надевали хозяйские шлепанцы или оставались в одних носках. Так и танцевали, если на вечеринках дело доходило до танцев.
В этот его первый визит я было приготовил для него тапки, но, к счастью, Зоя успела потихоньку меня предупредить, что Саша никогда не разувается, приходя в гости. И гостеприимным хозяевам своих паркетов и ковров приходилось великодушно прощать Абазе этот его «грех».
А еще Саша был доверчив, как маленький ребенок. Часто это качество хорошо характеризует взрослых людей.
Однажды я зашел к Абазе в «Комсомолку». Ему нужно было срочно проявить пленку, и мы закрылись в кабинке. А пока горел свет, я машинально прочел какой-то заголовок из «Огонька», который открытым лежал на увеличителе. Потом Саша выключил свет, чтобы зарядить пленку в бачок, а я также машинально произнес вслух то, что прочел при свете. Позже, когда завершились все манипуляции с пленкой в темной комнате, Саша снова включил свет, и я показал ему этот заголовок в «Огоньке». По-моему, он до последнего был уверен, что я был способен читать в кромешной темноте.
Особенно тесно мы сблизились с Сашей в последний год. Сблизили нас еще больше наши несчастья. Саша похоронил свою любимую жену, перенес эту утрату очень тяжело. Да и не перенес вовсе… И его, и меня ощутимо подкосило здоровье, но оба мы старались по возможности не расслабляться — ходили на выставки, даже участвовали в них иногда.
И этот снимок последний, где мы вместе на одной из выставок в галерее им. братьев Люмьер.
Наталья Ударцева
Двадцатый век забирает своих героев.
В марте тихо ушел из жизни прекрасный светлый человек, фотожурналист Александр Борисович Абаза.
Он родился в Ленинграде в 1934 году. После смерти матери был вывезен в 1942 году из блокадного Ленинграда в село Гагино Горьковской области. В 1948 году вместе с воспитывавшей его тетей переехал в Ригу. Окончил Рижский политехнический техникум, отслужил четыре года на флоте, работал инженером-конструктором на Рижском электромашиностроительном заводе и внештатным фотокорреспондентом газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». Участвовал в ежегодных выставках народной фотостудии «Рига». За снимок «Ожерелье реки» получил диплом III степени.
В 1969 году Абаза переехал в Москву и начал работать в газете «Советская культура», снимал представителей культуры, делал репортажи значимых культурных событий. В московской фотографической среде у него появился неформальный статус интеллектуального фотографа.
Через два года его пригласили в «Комсомольскую правду», в которой он проработает четверть века — до 1996 года.
В фотографии его всегда привлекали эмоция, рисунок, линии, графика, художественные приемы. Работы Абазы «вываливались» из общего ряда советских фотографий: они были наполнены воздухом и светом, неповторимым стилем, хотя снимал он обычные для газетчиков его времени сюжеты: стройки, заводы, фабрики, парады.
Владимир Левашов, историк фотографии, в рецензии к выставке Абазы написал: «Зачастую снимки Александра Абазы выглядят так, будто знаешь их с детства. Даже если на самом деле никогда не видел. Есть в них что-то архетипическое, какая-то непрерывная формула стиля. До слез ностальгического, романтика которого родом из светлых 60-х, даже если конкретные изображения возникли десятилетиями позже. Профессиональная карьера Абазы начиналась именно в те годы, с работы для рижских газет «Советская Латвия» и «Советская молодежь». И печать стиля эпохи осталась в его снимках уже навсегда».
В 2001 году Александр Абаза стал обладателем Гран-при конкурса «Серебряная камера» (номинация «Архитектура»). В 2005 году в рамках программы «Классики российской фотографии» состоялась его персональная выставка в Московском доме фотографии.
В последние годы он старался не пропускать ни одного значимого фотографического события в Москве. Я часто видела его на выставках, поскольку знала его фотографии с детства. Он был добр ко мне и всегда откликался на мои просьбы. Подарил книгу своих фотографий. Но я не успела взять у него интервью. Все откладывала. Мне казалось, что он всегда будет…
Благодарим Дмитрия Абазу, который подготовил и предоставил фотографии Александра Абазы для публикации
Гимнастки. Олимпиада-80. Фото: Александр Абаза.
Ново-Липецкий металлургический завод. 1973 . Фото: Александр Абаза.
Устремленные к небу. Март 1994. Фото: Александр Абаза.
Александр Абаза и Владимир Богданов. 2010 г.
«Птичка». Ферма вантового моста. Рига 1992. Фото: Александр Абаза.
Луис Корвалан на Московской земле. Москва, Внуково-2. Декабрь 1976. Фото: Александр Абаза.
Строительство завода «Азовсталь». Жданов. Март 1973. Фото: Александр Абаза.
Рельсы «Азовстали». 1972. Фото: Александр Абаза.
Стрела шагающего экскаватора. Рудник «Северный» Тургайского рудоуправления. Казахская ССР. Фото: Александр Абаза.
Гимнастки: Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова. 1973. Фото: Александр Абаза.
Орнамент. 1993 г. Фото: Александр Абаза.
Старые фото Абаза — Old photos of Abaza, Republic of Khakassia
|
Фотографии на сайте размещены согласно статье 7 пункт 1 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, срок охраны которых составляет пятьдесят лет после смерти автора. По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Участниками Бернской конвенции являются 167 государств. Российская Федерация присоединилась к конвенции 13 марта 1995 года.
Абаза в России Профиль группы людей
Расширенный PDF-файл Профиль
Введение / История2500 лет назад греческий историк Геродот отмечает, что греческие мореплаватели встретили племя абазин на восточном побережье Черного моря. Позже потомки абазин мигрировали на северо-восток, в Кавказские горы, и за последние 1000 лет яростно стали мусульманами. Многие погибли в Кавказских войнах с Российской империей в середине 19 века.
9К абазинским городам относятся Кара-Паго, Кубина, Псих, Эльбурган, Инжич-Чукун, Кой-дан, Абаза-Хабль, Мало-Абазинка, Тапанта, Красновосточный, Новокувинский, Старокувинский, Абазакт и Ап-суа.Какова их жизнь?
Воинственный народ, абазины мало знали благодати. Их древний язык завораживает — в нем 63 согласных звука и всего две гласных! Для аутсайдера это, безусловно, набор интенсивных звуков.
Каковы их убеждения?
Абаза – мусульмане-сунниты, которые верят, что верховный Бог, Аллах, говорил через своего пророка Мухаммеда и научил человечество жить праведной жизнью через Коран и хадисы. Чтобы жить праведной жизнью, вы должны произносить шахаду (утверждение веры), молиться пять раз в день лицом к Мекке, поститься от восхода до заката в месяц Рамадан, подавать милостыню бедным и совершать паломничество в Мекку, если у вас есть средства. Мусульманам запрещено употреблять алкоголь, есть свинину, играть в азартные игры, воровать, клеветать и делать идолов. Они собираются на совместную молитву по пятницам после обеда в мечети, месте их отправления культа.
Двумя главными праздниками мусульман-суннитов являются Ураза-байрам, окончание месячного поста, и Ураза-байрам, празднование готовности Авраама принести в жертву Аллаху своего сына.
Суннитские религиозные обряды уравновешены и просты. Они верят, что Аллах предопределил наши судьбы; они минимизируют свободу воли.
В большей части мусульманского мира люди зависят от духовного мира в своих повседневных потребностях, поскольку считают Аллаха слишком далеким. Аллах может определить их вечное спасение, но духи определяют, насколько хорошо мы живем в нашей повседневной жизни. По этой причине они должны умиротворять духов. Они часто используют обереги и амулеты, чтобы помочь им с духовными силами.
Каковы их потребности?
Среди абазин мало известных верующих. Молитесь об этих смелых, которые являются носителями столь необходимой благодати Иисуса для своего народа. Когда человек понимает на языке своего сердца, что «Бог во Христе простил меня…», то тем более возможно «быть друг ко другу добры, сострадательны, прощать друг друга, как и Бог во Христе простил меня». » Плод Духа — любовь, радость, мир, терпение, доброта… — может начать расти и распространяться по всей культуре.
Молитвенные баллы
Молитесь о начинающейся работе, которая только начинается, по переводу отрывков Нового Завета на сложный абазинский язык.
Молитесь за немногих последователей Иисуса среди абазин, чтобы они олицетворяли прощение и доброту Иисуса ко всем, кого они встречают.
Писание Молитвы за абазин в России.
Ссылки
http://www.globalprayerdigest.org/issue/day/2017/03/30
http://www.globalprayerdigest.org/issue/day/2014/03/26
Abaza — Bilder und Stockfotos
893Bilder
- Bilder
- FOTOS
- GRAFIKEN
- VEKTOREN
- VIDEOS
Sortieren nach:
Am beliebtesten
rote seilbahn, ebenlap, schweizer alpen — abaza stock-fotos und bilderRote Seilbahn, Ebenlap, Schweizer Alpen
«Heidi-haus» в Хайдиланде, несомненно, туристическая достопримечательность в Майенфельде, кантон Граубюнден (Швейцария) — фото и фотографии абаза«Heidi-Haus» в Хайдиланде, несомненно, туристическая достопримечательность в.
. peterskirche zürich — абаза фото и фотографииPeterskirche Zürich
Der Blick auf die Uhr und den Kirchturm der St.0003 dorf murg mit blick auf den valensee. — абазинские фото и изображения
Дорф Мург с Блик на Валензее.
Панорамный снимок на Бург Гутенберг на Эйнер Анхёэ в Бальцерс Лихтенштейн — абаза стоковые фото и фотографииПанорамный на Бург Гутенберг на Эйнер Анхёэ в Бальцерс…
kleines haus am blausee, Швейцария. — абазинские фото и фотографииKleines Haus am Blausee, Швейцария.
wunderschöner sonnenuntergang am greifensee in der nähe von zürich stadt, с мужским силуэтом. — абазинские стоковые фотографии и изображенияWunderschöner Sonnenuntergang am Greifensee in der Nähe von Zürich
Bunte Häuser im Appenzell Village in der Schweiz. — абазинские фото и фотографииBunte Häuser im Appenzell Village in der Schweiz.
blausee, Schweiz
Ein romantischer Waldsee im Kandertal, schöne Aussicht auf Blausee ein kristallklarer kleiner See, Boot mit Menschen, Berner Alpen, Kandersteg, Jungfrau Region.
Полеты на параплане в Эбенальпе, Швейцария — абаза, фото и фотографииПолеты на параплане в Эбенальпе, Швейцария
Дорф Мург с бликом на озере Валензее. — абазинские фото и изображенияДорф Мург с Блик на Валензее.
Nahaufnahme des Vespa-Scooters Auf der Straße в Zürich-Abaza Stock-fotos und BilderNahaufnahme des Vespa-Scooter Alpengebirge Appenzell Innerrhoden in der Schweiz. AppenzellAlpsteinSchweiz
blausee, регион Юнгфрау, Швейцария. — фото и фотографии abazaBlausee, Jungfrau Region, Schweiz.
blick auf die stadt zürich vom lindenhof. — абазинские стоковые фотографии и изображенияФото в городе Цюрих в Линденхофе.
zürich stadt — abaza stock-fotos und bilderZürich Stadt
Limmatquai vom Schipfe-Punkt aus gesehen, Blick auf die Limmat mit kleinen Booten davor und Zürcher Stadt im Hintergrund.
Кирхе ул. Peter Uhrturm Zürich — абазинские фото и фотографииKirche St. Peter Uhrturm Zürich
Ein Bild des Uhrturms der Kirche St. Peter, der zwischen nahe gelegenen Häusern späht, Altstadt von Zürich, Schweiz
peterhof im stadtzentrum von zürich — abaza stock-fotos und bilder Zürich imPeterhof
Peterhof, im Stadtzentrum von Zürich, ist auch bekannt als das Grieder-Gebäude, es ist ein Schweizer Modeunternehmen, das 1891 mit Geschäften für Luxusgüter gegründet wurde, Zürich, Schweiz
Blausee, Schweiz
heididorf von maienfeld in der schweiz, heidis dorf. — абазинские фото и фотографииХайдидорф фон Майенфельд ин дер Швейц, Хайдис Дорф.
kleiner runder kaktus, umgeben von blumen. — абазинские стоковые фотографии и изображенияKleiner runder Kaktus, umgeben von Blumen.
schöner kaktus в форме фон Герц. — абазинские стоковые фотографии и фотографииSchöner Kaktus in Form von Herz.
Schöner Kaktus in Form eines Herzens, gefunden in einem kleinen Laden neben der Straße, Zürich City
Хайдидорф фон Майенфельд в Швейцарии, Хайдис Дорф. — абазинские фото и фотографии Хайдидорф фон Майенфельд ин дер Швейц, Хайдис Дорф. Echeveria Brauner Zucker, Welt Der Sukkulenten, Braune Sukkulente — Abaza Stock -fotos und BilderEcheveria Brauner Zucker, Welt Der Sukkulenten, Braune Sukkulente
Nahaufnahme Derahauplute Bienendelen — Nahaufnahme derahaulute Bienendelen — Nahaufnahme Derahaulute. in reihen gesäumt und gestapelt, holzbaground — abaza stock-fotos und bilderBrennholz in Reihen gesäumt und gestapelt, Holzbaground
kleiner teich in der nähe von zürich, dietlikon, schweiz — abaza stock-fotos und bilder (greifensee) zürich — abaza stock-fotos und bilderHolzsteg und ein Boot bei Sonnenuntergang, Langzeitbelichtung, (Gr
Holzsteg und ein Boot bei Sonnenuntergang, Langzeitbelichtung, (Greifensee) Zürich, Schweiz
schöner straus lavendelblüten gegründet im zürcher blumenladen.Schöner Strauß Lavendelblüten gegründet im Zürcher Blumenladen.
alte schmale kopfsteinpflasterstrasse в Цюрихе. — абазинские фото и фотографииСтарая улица Копфштайнпфластерштрассе в Цюрихе.
11 Rehalp Tram Zürich — абаза фото и изображения11 Rehalp Tram Zürich
uhrturm im zentrum von appenzell village in der Schweiz. — абазинские фото и фотографииUhrturm im Zentrum von Appenzell Village in der Schweiz.
Uhrturm im Zentrum von Appenzell Village in der Schweiz, Höhepunkt durch sauere Häuser.
Blumenladen an der Alten Straße в Цюрихе. — фото и фотографии abazaBlumenladen an der alten Straße в Цюрихе.
Blumenladen an der alten Strasse в Цюрихе. Straße mit Fahnen geschmückt.
Grossmünsterkirche Zürich — фото и фотографии абаза Grossmünsterkirche Zürich ул. Площадь Петра Хофштата — абаза фото и фотографииПлощадь Святого Петра Хофштата
Blick auf den St. Peter Hofstattplatz vor der St. Peter Kirche в Цюрихе, mit Gebäuden, Gewerbeimmobilien.
peterskirche, Цюрих, Швейцария. uhrenturm — абазинские фото и фотографииPeterskirche, Zürich, Schweiz. Uhrenturm
Peterskirche — Abaza Stock -fotos und BilderPeterskirche
Münsterhof Zürich — Abaza Stock -fotos und BilderMünsterhof Zürich
Fraumünster Church Zurich -Abaza stock -fotos und BilderFraumünster raus и изображение
Кляйне Штрассен фон Цюрих
Штрассен фон Цюрих. Цюрхерская архитектура. Straßenfoto. Blick auf das Haus mit gelber Fassade.
Национальный музей Катара — абазинские фото и фотографииНациональный музей Катара
Национальный музей Катара, созданный французским архитектором Жаном Нувелем. Das Design ist inspiriert von Wüstenrosen, blumenartigen Formationen, die natürlich in der Golfregion vorkommen.
die details der architektur von el gouna — abaza стоковые фотографии и изображенияDie Details der Architektur von El Gouna
große moschee imam abdul wahab doha. — абазинские фото и изображенияБольшой Моши Имам Абдул Вахаб Доха.
Доха Катар. 30. Декабрь 2018 г. Schönes Türdesign in der Großen Moschee Imam Abdul Wahab Doha, Катар.
пристань для яхт Фанадир, Эль-Гуна. — абазинские фото и фотографииПристань Фанадир, Эль-Гуна.
Зима в Босниене. — абазинские фото и фотографииЗима в Боснии.
holz -brett — абазинские фото и фотографииHolz-brett
цветущий кактус. — абазинские фото и фотографииЦветущий кактус.
& lichter schatten — abaza stock-fotos und bilder& Lichter Schatten
pęknięta ściana — абаза стоковые фото и изображенияPęknięta sciana
alte auto — abaza stock-fotos und bilderauto tuktuna 3 Alte Auto 9000 -fotos und bilder
Tuk Tuk Auto El Gouna
El Gouna Architektur — abaza стоковые фотографии и изображенияEl Gouna Architektur
el gouna architektur — abaza стоковые фото и изображенияEl Gouna Architektur
Festival Plaza — абаза, фото и изображенияFestival Plaza
volkswagen 1600 TL — абаза, фото и изображенияVolkswagen 1600 TL
abu tig marina — абаза, фото и изображенияAbu Tig Marina die 90line Западная бухта — фото и изображения абаза
Горизонт Западной бухты
Доха Катар.