Чёрный камень Каабы – аль-Хаджар аль-асвад
Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.
Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».
Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.
«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.
Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы
Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).
Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ
Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу)» («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.
Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.
Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم
«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов» (ат-Тирмизий).
В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.
Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.
Достоинство Чёрного камня
Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:
الحجر الأسود من حجارة الجنة
«Чёрный камень – это камень из Рая» (ат-Тирмизий, достоверный хадис).
В другом хадисе говорится:
إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب
«Поистине, Рукн (т. е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).
Экспертиза камня
Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.
Чёрный камень – лучшее лекарство
Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:
لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره
«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня» (Ахмад, ат-Тирмизий).
Целование и касание Чёрного камня
Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т. е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя» (аль-Бухари).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق
«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его» (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).
Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!
Ибн Мухаммад
Разрешил ли Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни отмечать день рождения Пророка /аль-маулид ан-набауи/
Хвала Аллаху.
Во-первых, отмечание и празднование дня рождения Пророка является нововведением. Первыми, кто стал отмечать маулид, были правители фатимиды (‘убайдиты), которые были последователями заблудшего и еретического течения. Ни от кого из предшественников, живших в первые три столетия от хиджры, не передавались слова о желательности или дозволенности отмечания маулида.
Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 70317 и № 128530.
Во-вторых, основными источниками Ислама являются Коран и Сунна, а ученые являются наследниками пророков, и именно они несут знамя знаний. Всевышний Аллах облегчил ученым понимание религии, каждому в соответствии с тем, сколько ему было облегчено, а посему не все то, что говорят ученые обязательно будет истиной. Но каждый ученый является муджтахидом, который, найдя верное решение, получит две награды: за свое старание и за то, что достиг истины, но если же он истины не обретет, то ему одна награда за старание и иджтихад, а ошибка ему будет прощена.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:
Шариатское правило об ученых-муджтахидах гласит, что ученый, который приложил усилия (иджтихад) в поиске истины и исследовал доводы, получит две награды, если он достиг верного итога и обнаружит истину; одну награду он получит в том случае, если истину не обнаружит, тогда он получит награду (только) за свое старание[1].
В-третьих, ас-Суюты, да помилует его Аллах, сказал: «Шейху-ль-исламу, хафизу этого века Абу Фадлю Ибн Хаджару задали вопрос о маулиде, на что он сказал:
„Основой является то, что отмечание маулида является нововведением, так как подобное не передается ни от одного ученого из поколений праведных предшественников, живших в первые три века по хиджре. Однако несмотря на это, в этом нововведении есть достоинства, как есть и недостатки. Если человек будет придерживаться в этом деле только достоинств и избегать недостатков, то это будет хорошим нововведением. В противном случае маулид считается плохим нововведением.
Мне обнаружилось, что мнение о дозволенности отмечания маулида можно основать на достоверном постановлении /хукм/ Шариата. Им является достоверный хадис, который приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в сборниках аль-Бухари и Муслима. Когда Пророк прибыл в Медину и обнаружил, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их об этом. На это они ответили: „В этот день Аллах (погубил) утопил фараона и спас Мусу, и мы, выражая благодарность Всевышнему Аллаху, постимся в этот день“.
Получается, что они постились из благодарности Аллаху за милость, оказанную Им, в определенный день, и за то, что Он отвел от них беду. И этот пост повторяется каждый год.
Выражать благодарность Аллаху можно всеми видами поклонения: земным поклоном, постом, милостыней, чтением Корана. А какая милость может быть величественнее, чем милость появления на свет Пророка милости?
Посему, следует выделять именно этот день, чтобы такое выделение соответствовало истории Мусы и дню ‘Ашура; но те, кто не обращают внимание на это, проводят маулид в любой день месяца. Некоторые люди расширили и перенесли этот день на определенный день в году, и их деяние под вопросом.
Это что касается основы этого деяния.
Что касается деяний, которые совершаются в этот день, то следует ограничиться только тем, что выражает благодарность Всевышнему Аллаху, как это было упомянуто выше: чтение (Корана), кормление бедняков и милостыня, распевание хвалебных нашидов о Пророке и отрешении от мирской жизни, которые затрагивают сердца и побуждают творить добро и благие деяния.
Если же говорить о песнях[2], развлечениях и прочего, то здесь следует сказать, что, если это нечто дозволенное и показывает радость этого дня, то в этом нет ничего плохого, но если это порицаемое деяние или запрещенное, то это следует пресекать. Также следует оставлять все то, что противоречит предпочтительному“»[3].
Здесь следует сказать, что из слов, которые передаются от Ибн Хаджара, да помилует его Аллах, можно условно выделить на три части.
Первая часть гласит, что отмечание маулида не было известно во времена праведных предшественников, и что это является новшеством. Нельзя пренебрегать словами, с которых Ибн Хаджар начал свою фетву.
Вторая часть, где он говорит: Что касается деяний, которые совершаются в этот день, то следует ограничиться только тем, что выражает благодарность Всевышнему Аллаху, как это было упомянуто выше: чтение (Корана), угощение и милостыня, распевание хвалебных песен о Пророке и отрешении от мирской жизни, которые затрагивают сердца и побуждают творить добро и благие деяния.
На сегодняшний день люди празднуют маулид Пророка или другие маулиды-новшества не так, как об этом сказал Ибн Хаджар. Если ознакомиться с действиями большинства людей в этот день, то можно обнаружить, что в этот день в основном совершаются нововведения и порицаемые деяния, а иногда даже нечестия и деяния, противоречащие Шариату, о которых знает только Аллах!
Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: Если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, то новое (запретное), что совершают в мечетях женщины, то он запретил бы им посещать их, как было запрещено это женщинам Бану Исраиль[4].
Если так ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, матерь правоверных говорила о посещении мечети, в Шариате, несомненно, не запретном, учитывая, как изменились люди, то что же говорить о деянии, которое изначально является новшеством, и к которому в последствии добавились другие новшества и порицаемые деяния, как это известно многим?
Поразмышляем над словами имама аш-Шатыби, да помилует его Аллах:
«Если мукалляф станет по каждому вопросу следовать только разрешениям /рухса/ мазхабов[5], о которых ему станет известно, и следовать каждому мнению, которое соответствует его прихоти, то этим самым он оставит богобоязненность /таква/, станет упорствовать в следовании прихоти и нарушит то, что утвердил ему Законодатель (Аллах) и не придаст должного значения тому, что Он велел»[6].
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Ибн Баз. Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 6. С. 89.
[2] Как это происходит у суфиев – прим. пер.
[3] Ас-Суюты. Аль-Хауи ли-ль-фатауа. Т. 1. С. 229.
[4] Аль-Бухари. Ас-Сахих, хадис № 869; Муслим. Ас-Сахих, хадис № 445.
[5] То есть станет выбирать самое легкое из мазхабов- прим. пер.
[6] Аш-Шатыби. Аль-Муваффакат. Т. 3. С. 123.
Aisha Al Hajjar
- Доступные образовательные кредиты
- Смотрите в удобное для вас время
- Спикеры по всему миру
- Увлекательные темы
- Взаимодействия со сверстниками
Презентации библиотеки CE Доступны онлайн:
Смотрите сегодня!
Посмотреть лекцию
Примечание: В настоящее время доступно только через серию лекций
Часов / Кредиты CE: 1 (подробности) | Категории: Культурная компетентность
X
Эта презентация в настоящее время доступна через:
Добро пожаловать в
«Новый подход к профессиональному росту»
Чтобы продолжить, выберите Country of Residence
Select Your Country of ResidenceAndorraAfghanistanAntigua & BarbudaAnguillaAlbaniaArmeniaNetherlands AntillesAngolaAntarcticaArgentinaAmerican SamoaAustriaAustraliaArubaAzerbaijanBosnia and HerzegovinaBarbadosBangladeshBelgiumBurkina FasoBulgariaBahrainBurundiBeninBermudaBrunei DarussalamBoliviaBrazilBahamaBhutanBurma (no longer exists)Bouvet IslandBotswanaBelarusBelizeCanadaCocos (Keeling) IslandsDemocratic Republic of CongoCentral African RepublicCongoSwitzerlandCôte D’ivoire (Ivory Coast)Cook IislandsChileCameroonChinaColombiaCosta RicaCzechoslovakia (no longer exists )КубаКабо-ВердеКюрасаоОстров РождестваКипрЧехияГерманская Демократическая Республика (больше не существует)ГерманияДжибутиДанияДоминикаДоминиканская РеспубликаАлжирЭквадорЭстонияЕгипетЗападная СахараЭритреяИспанияЭфиопияФинляндияФиджиФолклендские (Мальвинские) островаМикронезияФарерские островаФранцияФранция, МетрополитенГабонГамбияВеликобританияГренадаГееннаГранГанГенчГеоргияФранцузский eaГваделупаЭкваториальная ГвинеяГрецияЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаГватемалаГуамГвинея-БиссауГайанаГонконгОстрва Херд и МакдональдГондурасХорватияГаитиВенгрияИндонезияИрландияИзраильИндияБританская территория в Индийском океанеИракИсламская Республика ИранИсландияИталияЯмайкаИорданияЯпонияКенияКыргызстанКамбоджаШирибатиКоморские острова.