Алеутские острова где находятся: АЛЕУТСКИЕ ОСТРОВА • Большая российская энциклопедия

(из полевых наблюдений на Алеутских островах)

 

www.booksite.ru
Перейти к указателю

А. К. Конопацкий

ЛЕГЕНДА О ДРЕВЕ ЖИЗНИ АЛЕУТСКОГО НАРОДА
И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
(из полевых наблюдений на Алеутских островах)


10 июля 1974 г. наш самолет произвел посадку в селе Никольском на острове Умнак (Алеутские острова). Нас встретил сильный ветер с Берингова моря. Надпись на английском языке, укрепленная на небольшом стенде, призывала: «Добро пожаловать в Никольский международный аэропорт!», хотя весь аэродром состоял лишь из взлетной полосы, посыпанной гравием, и одного разбитого старого самолета.

Этот визит был необычным. Впервые сюда прибыла группа советских археологов во главе с акад.

А. П. Окладниковым. Мы были приглашены проф. Вильямом Лафлином, обнаружившим древнейшую культуру на Алеутских островах, для участия в совместных советско-американских исследованиях.

Встреча с русской когда-то Америкой и потомками тех, чью культуру нам предстояло изучать, была очень интересной.

Со времени открытия Алеутских островов и по сей день ученых разных стран и различных специальностей занимает проблема происхождения алеутов и их культуры. Нас же, советских ученых, в первую очередь интересовал вопрос, сохранились ли следы русского влияния на этой земле.

После встречи с приветливыми и добродушными алеутами — будущим поваром нашей экспедиции Аксиньей Крюковой и самым старым и уважаемым жителем села Никольского Сергеем Ивановичем Суворовым, удивившим нас с первых минут знакомства хорошим знанием русского языка, мы решили осмотреть село.

Оно состоит из двух частей Старая часть села расположена на левом берегу ручья, вытекающего из пресного озера Умнак и впадающего в Никольский залив.

Здесь находится хорошо известная археологам стоянка Чалука — холм, в отложениях которого запечатлена четырехтысячелетняя история жизни алеутов. На этом холме и выстроили они свои дома.

Новая часть раскинулась на правом берегу ручья, вдоль Никольской бухты; она выросла после второй мировой войны рядом с православной церковью, история которой восходит к началу XIX в. Церковь — самое заметное строение в селе, насчитывающем около двух десятков домиков и около 90 жителей. Примечательно, что она построена по всем канонам русской православной архитектуры. Вокруг церкви — кладбище с крестами на могилах. Рядом, за церковной оградой (как бы на отшибе), виднеется какое-то загадочное сооружение высотою чуть более метра, с четырехскатной крышей, выкрашенное синей краской. Оно похоже на домик, но без окон и без дверей.

Вильям Лафлин объяснил, что, по рассказам старых алеутов, до прихода русских на этом месте росло дерево, очень высокое, корявое и якобы без ветвей, — единственное на всех Алеутских островах. Когда же здесь появились русские казаки (алеуты называют их «касаках»; другого слова, которым они обозначали русских открывателей Америки, мы не слышали) и начали строить себе жилье они, видимо, срубили дерево и распилили его на доски. После этого все казаки заболели и вскоре умерли. А самый сильный из них хотел напиться воды и утонул в ручье.

По поверьям алеутов, тяжелые болезни поражали всех, кто пытался прикоснуться к остаткам этого дерева и даже бросить в него палку или камень. Позже там, где росло дерево, была построена будка, и никто уже не осмеливался заглядывать в нее; детям строго-настрого запрещалось бросать в нее гарпуны или какие-либо другие предметы.

Рис. 1. Село Никольское (Алеутские острова).

Слева от церкви — домик, под которым находятся остатки «древа жизни алеутского народа»

Рис. 2. Церковь св. Николая в с. Никольском

Еще более интересен рассказ-легенда о «древе жизни» алеутского народа, записанный в 1948 г. Тедом Бонком со слов старика алеута Афиногена Кирилловича Ермилова, который мы приводим полностью.

«Давным-давно, в те времена, когда земля была еще покрыта льдом, на эти острова пришли наши предки и увидели, что, как и в нынешнее время, здесь не растут деревья — нигде, за исключением острова Умнак. У нас же росло одно-единственное дерево — без веток и листьев, с кривым-прекривым стволом. Дерево было такое высокое, что его макушка скрывалась в облаках. Глядели алеуты на это дерево и диву давались. Потом людям стали слышаться голоса. И говорили голоса, что дерево то — залог алеутской жизни, а потому алеутский народ должен вечно его оберегать. Допустят алеуты, чтобы дерево погибло, — и алеутский народ навсегда исчезнет с лица земли.

Люди обратили внимание, что ствол дерева состоял из множества побегов, походивших на морские водоросли, из которых обычно делали удочки. Вот отчего это место и было названо «Умнакс», что по-алеутски означает «удочка». Отсюда пошло название острова — «Умнак».

Когда на Умнак пришли русские, которые были здесь первыми белыми, они срубили дерево, чтобы выстроить себе жилище. Но вскоре все эти белые люди умерли. Тогда алеуты перепугались и огородили пень, чтобы уберечь остатки дерева. Так до сих пор и стоит на этом месте домик. Сейчас в нем хранится только несколько кусков старого дерева»1.

Рис. 3 Общий вид церкви и «домика»

Рассказ этот своей поэтичностью напоминает русские сказки.

Есть еще один, третий, самый ранний из известных нам вариантов предания, записанный И. Вениаминовым, этнографом и миссионером. Этот вариант позволяет проследить историю таинственного алеутского «древа жизни», причем относится предание именно к нынешнему селу Никольскому (ранее Речешное) на о. Умнаке. Речь идет о тех временах, когда на Алеутских островах впервые распространилось православие: «Глотов в первое свое пребывание на Умнаке (в 1759 г.

) столь хорошо познакомился и даже подружился с тамошними жителями, что Тоэн их позволил окрестить своего малолетнего сына и даже вывезти в Камчатку… Крестил ли Глотов и его товарищи кого, кроме Тоэнскаго сына? Неизвестно. Но известно только то, что они там поставили большой крест, где впоследствии времени выстроена была часовня во имя св. Николая, которая в 1826 г. сменена новою». В сноске сказано: «Крест этот, по времени, другими русскими был употреблен при постройке казармы для нар или кроватей (и, надобно сказать, без нужды) но, как говорят старики-самовидцы, лишь только строители перебрались на новоселье, как тотчас между ними открылась какая-то необыкновенная болезнь, от которой померло больше половины живших в этой казарме, тогда как алеутов, живших подле, она не коснулась. И это оттого, что они употребили крест для нар. И потому ныне тамошние алеуты не смеют взять щепки, лежащей близ часовни»2.

Место действия рассказов, записанных Тедом Венком и И. Вениаминовым, удивительным образом совпадает.

Именно здесь, где прежде была часовня, стоит сейчас церковь. А там, где когда-то находился крест, построена будка, скрывающая остатки «дерева жизни» алеутского народа.

Совпадают и детали действий русских, срубивших в одном случае крест, в другом — дерево, а также последствия этих действий – смерть всех (или части, в передаче И. Вениаминова) русских от неизвестной болезни, которая не затронула алеутов

Существенно, что И. Вениаминов зафиксировал этот рассказ только у жителей с. Речешного (Никольского). У других алеутов он не нашел даже намека на подобное предание.

Распространение православной веры среди алеутов началось, по данным И. Вениаминова, более чем за полстолетия до его появления на островах. Не исключено, что, воздвигая первый на о. Умнаке большой крест, русские предупреждали алеутов о том, что им грозят неисчислимые беды, если крест будет уничтожен. Очевидно, русские надеялись таким образом вытеснить древние верования алеутов и утвердить православие.

Вера алеутов в «необычность» креста упрочилась благодаря позднейшим событиям, когда русские, срубившие крест для своих нужд, умерли. Возможно, причиной смерти была какая-то болезнь или же отравление. Связывая подобные последствия с совершенными действиями, алеуты боялись касаться даже щепок, оставшихся от креста.

Конечно, эти события произошли задолго до того, как среди алеутов утвердилось православие (официальной датой его установления считается 1794 г.). Об этом свидетельствует памятная надпись под иконой Пантелеймона Целителя в церкви Святого Вознесения в Уналашке: «Икона сия установлена в память 100-летия православия на Алеутских островах (1794-1894 г.) и создания общества трезвости в 1895 г.» (надпись выполнена на русском языке на металлической плакетке).

В рассказе о кресте, как мы видим, тесно переплелись элементы православного культа с первоначальными языческими воззрениями алеутов. Об этом сообщал и И. Вениаминов, описывая современных ему алеутов: «Обычай нынешних алеутов есть смесь их прежних обычаев с обычаями русских, или, по крайней мере, они придерживались тех и других…» 3.

В позднейшей передаче рассказ о кресте, срубленном на Умнаке, дополнился новыми деталями, которые были записаны Тедом Венком со слов хранителя преданий своего народа — А. К. Ермилова.

Интересна, в частности, такая деталь: «дерево» в рассказе вершиной «уходило за облака». Это напоминает широко распространенный в шаманских рассказах Северной Азии мотив мирового дерева. Может быть, он сохранился у алеутов с тех времен, когда их далекие предки обитали на материке, в областях, покрытых лесом, которого вообще нет на Алеутских островах. Нам посчастливилось увидеть на Уналашке рощу деревьев, посаженных, по преданию, в начале XIX в. И. Вениаминовым4. Больше лесов на островах нет.

Дерево без ветвей из алеутской легенды можно рассматривать как параллель кресту (на кресте, естественно, нет веток).

К сожалению, нам уже не удалось застать в живых А. К. Ермилова и услышать легенду от него самого. Может быть, он сообщил бы и другие, не менее важные и интересные подробности древнего предания. Но и упомянутые им факты имеют определенный интерес для понимания того, как складывалось своеобразное мировоззрение алеутов во время их первых контактов с русскими. Итак, сопоставление различных источников позволило разгадать тайну романтической легенды о «дереве жизни» алеутского народа. Это фетиш, чисто «языческий» источник магической силы, связанный, как это ни удивительно, в своем зародыше с православным крестом.

Примечания

1 П. Тед Бенк, Колыбель ветров, М., 1960, стр. 160.

2 И. Вениаминов, Записки об островах Уналашкинского отдела, ч II, СПб, 1840, стр. 151, 152.

3 Там же, стр. 66.

4 Впрочем, по данным самого И. Вениаминова, деревья были посажены около 1805 г., т. е. почти за 20 лет до его появления в Уналашке (И. Вениаминов, Указ. раб., ч. 1, СПб, 1840, стр. 54, 55).

 


Источник: Конопацкий А. К. Легенда о древе жизни алеутского народа и ее исторические корни : (из полевых наблюдений на Алеутских островах) / А. К. Конопацкий // Советская этнография. — 1976. — № 6. — С. 111-115

Популяции островов Тихого океана. Алеутские острова |

На Алеутских островах (США) существует несколько популяций одичавших таурид. Алеутские острова входят в состав Морского национального заповедника Аляски, который, по всей видимости, – одно из главных мест обитания и летовки морских птиц в мире. Почти 50 млн. птиц обитают на Аляске, и около 80% их гнездится на многочисленных (более 2500) островах Морского заповедника Аляски. Большинство птиц гнездятся колониями, которые оказываются уязвимыми для интродуцированных на острова хищников и копытных (Ebbert, Byrd, 2002).

Цепочка Алеутских островов вулканического происхождения, протянулась от Аляски до Камчатки. На 5 из них встречаются алеутские одичавшие тауриды.

Для вулканических островов характерны центральные возвышенности и прибрежные низины, представленные в основном песчаными отмелями и болотами.

В питании алеутских таурид недостаточно грубого и калорийного корма – животные приспособились к питанию травой, мхами, водной и околоводной растительностью, что рассматривается как положительное качество породы (Pharo, 2010).

Чужеродные виды появились около 300 лет назад, вскоре после открытия и освоения русскими Аляски (Brickey, Brickey, 1975).

Было предпринято много попыток разводить на островах домашних животных и пушных зверей и большинство из них оказались неудачными, что и привело к возникновению популяций одичавших животных. Вероятно, не все такие попытки были задокументированны (MacNeil et al. , 2007) или, за давностью лет, документы были утрачены. В результате завозов сейчас на Алеутских островах встречается такие инвазивные виды, как лисы, песцы, лошади, тауриды, овцы, северные и чернохвостые олени (Ebbert, Byrod, 2002).

Большинство работ, в которых упоминаются одичавшие тауриды Алеутских островов, посвящены проблеме воздействия инвазивных видов на изначально чуждую для них среду обитания (Brickey, Brickey, 1975; Ebbert, Byrod, 2002; MacNeil et al., 2007). Воздействие немногочисленных популяций КРС, по-видимому,  мало в сравнении с ущербом, причиняемым более приспособленным к суровым условиям островов и потому более многочисленным видом, северным оленем. Однако, оценивая влияние на среду одного крупного жвачного –  северного оленя на Алеутских островах, и события, происходящие в его популяциях, можно прогнозировать влияние и изменения в популяциях другого крупного жвачного – одичавшего КРС в этих же условиях. Необходимо учитывать, что КРС способен сильнее преобразовать среду обитания, чем северный олень. На некоторых Алеутских островах есть также одичавшие лошади и овцы. Олени занимают 7 островов, а одичавший КРС – 5.

Для сохранения и восстановления редких и эндемичных видов птиц с 70-х гг. ХХ в. началось планомерное уничтожение инвазивных видов на островах (Gilliland, 2006). Кампания по уничтожению оленей и таурид получила широкую огласку и в целом была осуждена общественностью (Foster, 1985; D’Oro, 2003, 2005). Однако, несмотря на это, в 1985–1986 гг. популяции одичавших таурид на островах Шумагина, Семенова и Катон были уничтожены. Дальнейшее уничтожение алеутской популяции одичавшего скота приостановили генетические исследования, которые доказали уникальность одичавших таурид с Алеутских островов (MacNeil et al., 2007). В настоящее время одичавшие тауриды Алеутских островов находятся под охраной, рассматриваются как отдельная редкая порода – алеутская. Животные этой породы характеризуются высокой приспособляемостью к суровым условиям севера, и являются носителями ценных генетических признаков.

Сохранились популяции на островах Умнак, Чирикова и островах группы Санак. Около 60 голов перед отстрелом было вывезено с острова Семенова, и потомки этих животных живут на материке.

До проведения генетических исследований одичавших таурид с Алеутских островов (MacNeil et al., 2007) исследователи называли точные даты возникновения популяций одичавшего скота, основываясь на данных завоза КРС разных пород на Алеутские острова в начале ХХ в. Айрширскую породу завезли в XIX в., герефордов и ангусскую – в первые годы XX в., а шароле в 50-е гг. ХХ в. (Pharo, 2010). Считалось, что кроме этих пород в формировании популяции приняла участие шотландская высокогорная (Brickey, Brickey, 1975; Hall, Moore, 1986).

Однако генетические исследования показали, что тауриды с острова Чирикова сильно отличаются от пород, распространенных в Северной Америке, в том числе и от тех, от которых предположительно произошла. Уровень гетерозиготности алеутской породы оказался таким, как это характерно для животных одной породы, и ниже, чем было бы характерно для помесных пород (MacNeil et аl. , 2007). Вероятно, что основой для популяции алеутских КРС послужили совсем другие породы, по всей видимости, завезенные русскими поселенцами на Алеутские острова в середине XIX в., а герефорд, ангусская и шотландская высокогорная оказали на популяцию в целом небольшое влияние.

Внешний вид – «нечто среднее между герефордом и овцебыком» (Foster, 1985). Животные одинакового типа и размера: некрупные (450–550 кг), мускулистые, пропорциональные с небольшим подгрудком, низко посаженной головой и удлиненным туловищем (Pharo, 2010). Масти встречаются разные, чаще рыжая, бурая, пегая.

Рога обычно прямые, широко расставленные, с концами, направленными вперед, похожие на рога лонгхорнов, длиной равные длине головы или немного меньше. Встречаются и комолые особи. На зиму животные обрастают длинной, до 10 см шерстью. Из-за мягкой почвы у животных быстро отрастают и не всегда ровно стачиваются копыта (D’oro, 2005).

По данным 1985 г. по 100 голов жили на острове Катон и Чернобура, а также 150 голов на острове Семенова. На острове Семенова скот существовал с 1896 г. Животные с острова Семенова были частично вывезены, остальные – отстреляны в 1985 г. (Fall et al., 1992). По данным 1985 г. на острове Шумагина было три стада, около 100 голов в каждом (Hall, Moore, 1986). По данным 2005 г. популяция острова Чирикова насчитывала около 800 животных (D’oro, 2005). По данным 2010 г. на острове Умнак обитали 3700 голов (Pharo, 2010).

Несмотря на многолетнюю историю выживания без поддержки человека, алеутские тауриды хуже приспособлены к местным условиям, чем северные олени. Хотя на островах, где живет одичавший КРС, нет крупных хищников, смертность в популяциях от естественных причин довольно высока – в холодные годы на острове Умнак отмечена гибель до 25% популяции (Pharo, 2010). Местные жители Алеутских островов охотятся на одичавший скот, хотя северные олени имеют большее значение в обеспечении населения мясом (Fall et al., 1996). Охота на одичавший КРС острова Санак обеспечивает говядиной жителей близлежащих островов, но она затруднена из-за долгого пути на остров (от 5 часов и больше) и невозможности подойти к острову в плохую погоду (Fall et al. , 1992).

Некоторое количество особей отлавливается и вывозится на материк для научных и практических целей, но такие отловы нерегулярны и происходят один раз в несколько лет, а следовательно, не могут серьезно повлиять на численность популяции. Сильнее всего на численность особей и количество одичавших популяций влияет  планомерная кампания по уничтожению инвазивных видов на Алеутских островах, которую ведет Министерство рыбы и дичи США.

Одичавший алеутский КРС боится людей и избегает их (D’oro, 2005), вероятно это связано с охотой местных жителей на них. Алеутским коровам приписывается способность к легким родам (Pharo, 2010).

Одичавший КРС Алеутских островов отрицательно влияет на растительность островов, и косвенно – на численность птиц на них, но при этом сам по себе является уникальной породой, несущей в себе ценные, хозяйственно-полезные признаки.

Согласно исследованиям Морского национального заповедника Аляски, травоядные нарушают растительный покров островов. Это приводит к эрозии почв, а также изменению состава растительных сообществ, что меняет биотопы. Особенно уязвимы растительные сообщества на песчаных отмелях, где любит пастись одичавший КРС (Gilliland, 2006).

Скот топчет гнезда морских птиц и изменяет их среду обитания, что делает острова непригодными для обитания птиц. Владельцам стад предписывается уменьшить влияние скота на землю. Предполагается запретить внедрение новых инвазивных видов и уничтожение уже завезенных (Ebbert, Byrd, 2002).

Несколько популяций северных оленей на островах уничтожали всю съедобную растительность, а затем вся популяция или большая ее часть гибла от голода. Можно ожидать развития подобного сценария и для одичавших популяций КРС. Однако рост плотности популяции у одичавших таурид гораздо медленнее, чем у северного оленя, и как минимум за полуторавековую историю такого ни разу не случилось. Вероятно, если местным жителям разрешат продолжить охотится на КРС, а также откроют на них, как на северных оленей, спортивную охоту, это позволит поддерживать их численность на уровне, при котором наносимый ими вред невелик.

Необходимость сохранения алеутского одичавшего КРС несомненна. Эти животные приспособились к тяжелым условиям Алеутских островов, доказано, что они обладают ценным генофондом, отличным от распространенных в США мясных пород, и по сути являются уникальной редкой породой, и потому могут быть использованы для улучшения уже существующих мясных пород или создания новых.

Высокая естественная смертность в популяции обеспечивает пищей разные виды животных, в том числе редкие, и, возможно, увеличивает биоразнообразие островов. Популяции одичавшего КРС на островах живут уже несколько веков, они уже вписались в существующие на островах биотопы. Исчезновение таурид, возможно, приведет к сокращению численности каких-то других видов, прямо или косвенно связанных с одичавшим КРС, например, хищных птиц, питающихся падалью.

Природа Аляски: Алеутские острова

Алеутские острова представляют собой группу из более чем 300 скалистых островов, простирающихся более чем на 1000 миль от юго-запада Аляски до России. Алеутские острова уникальны тем, что они являются самым западным местом в Соединенных Штатах, и, поскольку они пересекают параллели 180 °, технически они также являются самыми восточными. Эти острова и окружающие их воды являются домом для многих морских птиц, млекопитающих и рыб.

Алеутские острова на самом деле представляют собой вершины 57 подводных вулканов (27 из которых считаются действующими), возвышающихся над уровнем моря на высоту более 9000 футов.

Простираясь на юго-запад от южной части материковой части Аляски и Аляскинского хребта, полуостров Аляска и Алеутские острова поддерживаются Алеутским горным хребтом. Алеутские острова включают 14 крупных островов и около 55 мелких островов. Крупнейшие острова — Унимак, Уналаска и Умнак. Алеутский хребет простирается на 1600 миль от горы Спурр через залив Кука от Анкориджа до острова Атту недалеко от азиатского континента и содержит множество действующих вулканов. Этот хребет является домом для Долины Десяти Тысяч Дымов, образовавшейся во время извержения Новарупты в 1912. Долина Десяти тысяч дымов была названа в честь многочисленных фумарол в этом районе. Фумаролы – это дыры в земле, из которых в воздух выбрасывается горячий пар газа.

На Алеутских островах самая туманная, дождливая и ветреная погода в Соединенных Штатах. Морской каякинг популярен, но часто опасен из-за сильных штормов и великолепных скалистых берегов. Многие из крупных островов предлагают открытую местность для пеших прогулок, включая Атту, Агатту, Киска, Семисопочный, Танага, Канага, Адак, Кагаласка, Грейт-Ситкин, Атка, Амлия и Сегуам. Буря часто приходит в хвосте бури, но посещение островов для настойчивых вполне может стать одним из самых ярких впечатлений на всю жизнь. Среднегодовая температура для Уналашки, самого густонаселенного острова группы, составляет около 38 ° F (3 ° C), около 30 ° F (-1 ° C) в январе и около 52 ° F (11 ° C) в январе. Август. Самая высокая и самая низкая температура, зарегистрированная на островах, составляет 78 ° F (26 ° C) и 5 ​​° F (-15 ° C) соответственно. Среднее годовое количество осадков составляет около 80 дюймов (2000 мм).

На большинстве этих островов вы найдете пышную зеленую тундру, усеянную летними полевыми цветами и покрытую коврами трав, осоки, мхов, лишайников и вереска. Прохладные средние температуры препятствуют приживанию здесь деревьев. К морским млекопитающим относятся находящиеся под угрозой исчезновения белоплечие морские львы, находящиеся под угрозой исчезновения северные морские выдры и обыкновенные тюлени. Большинство наземных млекопитающих, включая лисиц, северных оленей и карибу, были завезены людьми. Основными морскими рыбами являются палтус, треска, морской окунь, соболь, желтоперая камбала, минтай, песчанка, сельдь и лосось.

Алеутские острова являются домом для многих крупных колоний морских птиц, включая остров Булдыр, где гнездится 21 вид морских птиц, в том числе эндемичная для Берингова моря красноногая моевка. Крупные колонии морских птиц имеются также в Кыске, Гарелой, Семисопочной, Богослове и других. Острова также часто посещают бродячие азиатские птицы, в том числе обыкновенная чечевица, сибирская красношейка, варакушка, копьевидная камышевка и первая североамериканская зарегистрированная промежуточная белая цапля

Из-за расположения островов, простирающихся подобно сломанному мосту из Азии в Америку , многие антропологи считают, что они были маршрутом первых людей, населявших Америку. Самые ранние известные свидетельства существования человека в Америке находятся намного южнее; стоянки первых людей на Аляске, вероятно, были затоплены поднявшимися водами в нынешний межледниковый период.

Люди, живущие на Алеутских островах, развили прекрасные навыки охоты, рыбалки и плетения корзин. Охотники изготавливали свое оружие и плавсредства. Корзины известны тем, что они тонко сплетены из тщательно измельченных стеблей пляжной ржи. Первоначально алеуты поселились на этих островах еще 9000 лет назад. Живя на земле, бедной солнечным светом, но богатой едой, они построили прибрежные деревни и дали Аляске свое имя: «Великая Земля». На пике численности их численность составляла от 15 000 до 25 000 человек. После прихода русских в 1741 году алеуты были истреблены сначала жестокими нападениями и порабощением, а затем болезнями. К 1831 г. выжило менее 1000 алеутов, и сегодня их деревни существуют только на нескольких островах.

Радиоактивность все еще присутствует в окружающей среде после ядерных испытаний на Амчитке в 1971 году. Сегодня почти все алеутские острова находятся под охраной в рамках Морского национального заповедника дикой природы Аляски и дикой природы Алеутских островов.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *