Принцесса Укока | Orange Traveler
Девушка с татуировкой оленя
Рак груди четвертой стадии — таков диагноз молодой девушки с татуировкой оленя, умершей 2 500 лет назад. Неутешительный вердикт вынес консилиум ученых-палеопатологов, изучавших мумию Принцессы Укока, найденную в 1993 году на Алтае. Но несмотря на то, что исследования идут уже два десятка лет, об этой девушке, еще мало что известно. Собрала все факты, которые удалось узнать ученым за эти годы.
Сегодня мумия «Алтайской принцессы» покоится в маленьком темном мавзолее в национальном музее имени А.В. Анохина в Горно-Алтайске, в инновационном саркофаге, в котором постоянно поддерживается нужная температура и определенная влажность воздуха. Доступ к ней широкой публике ограничен — музей приоткрывает завесу тайны лишь несколько дней в году. Причин тому много — местные алтайцы до сих пор требуют предать их «Принцессу Ак-Кадын» земле, поскольку верят, что потревожив ее вечный покой, люди обрекли себя на природные катаклизмы — землетрясения, наводнения и прочие бедствия. Они убеждены, что «Белая госпожа» была хранительницей покоя и стражем ворот подземного мира, откуда теперь прорывается Зло.
Photo: www.siberiantimes.com
Руководство музея позволило мне взглянуть на одну из самых известных мумий в мире. Под стеклом, имитирующим ледяной саван девушка лежала в позе ребенка, чуть поджав под себя ноги, она была обнажена и прикрыта тканью с золотыми узорами. Ее одежды, утварь и все, что удалось найти археологам хранится в Новосибирске. В музей Горно-Алтайская ее привезли без всего, специалисты не рекомендуют обряжать мумию, так она сохранится лучше.
«Алтайскую принцессу», так ее назвали журналисты, нашли в далеком 1993 году, когда археолог Наталья Полосьмак взяла на себя исследование уже грабленного пазырыкского кургана на высокогорном плато Укок в долине реки Ак-Алаха. Ее коллеги отнеслись довольно скептически к выбору места, но почти сразу за новым захоронением группа Натальи обнаружила более старую могилу с ледяной линзой, в которой явно просматривались очертания человека.
Photo:www.scfh.ru
Это была фантастическая научная, бесценная находка. Вечная мерзлота сохранила все, что обычно уничтожает время — одежду, ткани, кожу. Подземные воды, вероятно от талого снега, проникли в могильный сруб и замерзли на долгие века. Для красного словца можно было бы написать, что она лежала словно заколдованная принцесса в ледяном гробу, но почившую, прежде чем похоронить — забальзамировали, очистили внутренние полости, удалили мозг и мышцы, поместили внутрь рубленые травы, а затем тело обмазали ртутным раствором. Процесс занял предположительно три месяца. До момента погребения с мумией обращались необычно, ее сажали и куда-то перемещали. Пазырыкцы верили, что смерть — это продолжение бытия, а вовсе не конец земного странствия.
Археологи аккуратно растопили лед, быстро достали мумию из деревянного саркофага из лиственницы и на специальном вертолете отвезли ее в Новосибирский Академгородок. В Горно-Алтайск из музея Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН мумия вернулась лишь в 2012 году. Уже двадцать с лишним лет ее изучают многие ученые — генетики, палопатологи, археологи, историки, дендрохронологи, специалисты по реконструкции лиц.
Генетики по анализу ДНК установили, что девушка принадлежала европеоидной расе фино-угорского типа. Кроме того, материал был столь хорош, что при желании алтайскую принцессу могли бы клонировать. Палеопатологи обнаружили на томографе опухоль с метастазами, диагноз не оставлял сомнений. У «Белой госпожи» была тяжелая патология, приведшая к летальному исходу. Доказано, что умершая во время проведения обрядов, вдыхала пары ртути и меди, но это вряди ли привело бы к тотальным последствиям, но здоровье ей сильно подпортило. Чтобы избавиться от болей девушка предположительно вдыхала пары конопли и ее сознание в последние месяцы жизни было изменено. Вполне возможно, она впадала в беспамятство, бормотала что-либо, а соплеменники принимали это за голоса умерших предков, духов или богов.
Также, уверяют ученые, Ак-Кадын перенесла в детстве остеомиелит. Рак убивал Ак-Кадын медленно, вероятно она страдала от сильных болей и обмороков, за несколько месяцев до своей кончины, девушка вероятно упала с коня и получила три черепно-мозговые травмы. После этого она слегла и уже не встала.
Реконструкторы воссоздали лицо, оказалось девушка с татуировкой оленя не блистала красотой, ее черты лица были массивными, челюсть выдавалась сильно вперед. По стандартам нашего времени она скорее была некрасива, ученые относят гипотезы к феномену уродства, как избранничества. У многих народов люди с антропологическими отклонениями считались избранниками богов или духов. Девушка была довольно высокого роста — около 170 см. Восстановленная внешность соответствует реальной на 75%. Для более точной реконструкции не хватило фрагментов костей — лед деформировал череп девушки, также была утрачена одна из носовых костей.
Photo:www.praeparator.ch
Она вряд ли была принцессой, ничего не говорит об ее знатном происхождении. Курган в котором она была захоронена, по своим размерам скромен, в отличие от погребений пазырыкской знати. К тому же, ее могила находилась вдали от родовых захоронений, что в теории могло бы говорить о женщине, давшей обет безбрачия. Впрочем, она была одета довольно дорого — в рубашку из белого индийского шелка, подпоясана витым из шерстяных нитей поясом. На ней была бордовая шерстяная юбка, теплые носки из войлока, девушка была укрыта шубой из сурков. У руки, что была вся в жемчуге, археологи нашли серебряное зеркало с изображением оленя и россыпь бусин. Шею украшала гривна с фигурками позолоченных барсов. На лысой голове у Белой госпожи была сложная прическа-парик, высотой почти 90 см, сделанная из волос конского хвоста с массой деревянных украшений, покрытых золотой фольгой и бронзовой шпилькой в виде оленя, что крепила красный головной убор. Никто не может сказать, брили ли женщины волосы в те времена или же это был похоронный обряд.
Большое количество золотых украшений дали тему для размышлений антропологам. Очевидно, что пазырыкцы были солнцепоклонниками и золото являлось символом небесного светила. Девушка с татуировкой оленя явно обладала высоким статусом в пазырыкском обществе, скорее всего она была служительницей древнего культа, избранницей духов или попросту шаманкой.
На поясе у девушки лежали четки из мрамора с кисточкой, в складках юбки — нашли курильницу, в который были насыпаны семена кориандра. Вся эта атрибутика показывает, что она выполняла какие-то культы связанные с религией, возможно зороастрийской.
И самое главное. У мумии были хорошо видны четыре татуировки — священные козероги и бараны, снежный барс, нанесенные иглой с помощью сажи на обе руки от плеч до кистей и фаланг пальцев. Самая крупная из них на левой руке — олень с хищным клювом грифона и рогами козерога, ткани правой руки, наверняка тоже были татуированы, но не сохранились. Тату на плече девушки — символ принадлежности к определенному племени, орнамент, что удостоверял личность и, возможно, был частью обрядов инициации и нес в себе мифологический и сакральный смысл.
Рядом с « Алтайской принцессой» были найдены останки шести седланных и украшенных для поездки в загробный мир лошадей и масса бытовых предметов — сосуды из глины и рогов аргали, оружие, украшения. Ее покой охранял мужчина, захороненный над ее могилой. «Сопровождающий» принцессу в загробный мир воин был убит ударом тупого предмета в затылок. Он был также татуирован с ног до головы, его рыжие волосы были заплетены в косу. Были ли они соплеменниками, неизвестно, но похожие татуировки говорят именно об этом. Совершенно точно они были жителями одной эпохи — конца IV века до нашей эры.
- Orange-факт
Тату алтайской принцессы воспроизвели на церемонии Закрытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Зал музея, в котором нашла свой временный покой Алтайская принцесса был спроектирован по задумке так, словно посетители участвуют в похоронной процессии. Но гнетущего ощущения нет. Есть любопытство и еще множество вопросов, на которые так хочется получить ответы. По крайней мере на один: кем же была девушка с татуировкой оленя?
- Orange-факт
Мумию алтайской принцессы обрабатывают один раз в месяц такими же бальзамами, которые используют при бальзамировании Ленина и Хо Ши Мина. Процедура занимает около 40 минут.
График демонстрации мумии в музее можно посмотреть здесь:
Проект «Четыре сезона России» проходит при поддержке Русского географического общества www.rgo.ru
Посещение национального музея им.Анохина в Горно-Алтайске рекомендовано Русским географическим обществом.
Увидеть красоты Алтая, познакомиться с местными обычаями и отправиться в настоящее приключение вам поможет принимающий туристический оператор на Алтае — компания LB Tour.
Посмотреть фоторепортаж про Алтайский край и Горный Алтай можно здесь.
Еще почитать про Алтай:
В поисках снежного барса
Самые красивые места Алтайского края
Самые красивые места Горного Алтая
Женщина-кузнец: Мать-наковальня
Каракольская долина: Под защитой духов
Алтайское холмогорье: Бизнес на траве
Теги:
РоссияМумияАлтай4 сезона РоссииРусское географическое общество
Вячеслав Молодин о реальном происхождении мумии «алтайской принцессы»
###1###Как нашли принцессу
Мумия «алтайской принцессы» была найдена на плоскогорье Укок на крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России. Сегодня это плоскогорье уже внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Открытие было сделано в рамках международной исследовательской программы «Пазырык», посвященной изучению пазырыкской археологической культуры железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемой к «скифскому кругу». В начале 1990-х годов мы работали на Укоке вместе с Натальей Викторовной Полосьмак, руководили разными отрядами, и курган комплекса Ак-Алаха-3, где была найдена «принцесса», как ее назвали журналисты, раскопала Наталья Викторовна.
Следует отметить, что пазырыкские комплексы курганов на Укоке бывают двух типов. Небольшие принадлежали рядовым членам сообщества, а крупные, до 40 метров в диаметре, сооружали для людей более высокого социального статуса. Курган, в котором обнаружили женскую мумию, по размеру был обычным, к тому же потревоженным и разграбленным еще в древности.
Об этом свидетельствовала яма, вырытая грабителями в самом центре насыпи, которая вдобавок была испорчена пограничниками – они брали с нее камни при строительстве оборонных сооружений.
Браться за этот явно разграбленный и изувеченный памятник казалось бессмысленным, но убедить в этом Наталью Викторовну не удалось. После долгих прений решили, что раз насыпь испорчена, то мерзлота внутри может в любой момент растаять, постепенно разрушив всю органику, значит, находки надо спасать. То есть, по сути, провести охранные раскопки. Но, ко всеобщему удивлению, могила оказалась нетронутой, а яма, которую приняли за грабительский лаз, была впущенным погребением другой культуры — кара-кобинцев.
Они часто хоронили своих соплеменников в пазырыкских курганах, видимо, утверждая таким образом свое превосходство над соседями.
О находке и предстоящем вскрытии ледяной линзы погребальной камеры стало быстро известно зарубежным коллегам, и через несколько дней к нам прилетели специалисты из Цюриха, группа археологов из Бельгийского королевского музея, аспирант из Гарварда, студентка из Японии и корреспондент National Geographic. Экспедиция стала интернациональной. Каждый день раскопок оттаивал лед погребальной камеры и приносил новые находки. Сначала появились скелеты шести коней, на которых сохранились деревянные украшения упряжи, а на некоторых – седла из цветного войлока. На подушке одного из седел был изображен крылатый лев в прыжке – одно из лучших произведений, обнаруженных на Укоке за все годы раскопок. Затем оттаяла и сама погребальная камера, срубленная из лиственничных бревен. Вместо пола на дне ямы был постелен черный войлок, на котором стояли три сосуда – глиняный, деревянный и роговой. В эти сосуды наливали культовый напиток не для умершего, а для божества, перед которым усопший предстанет в ином мире. Ему же предназначался и бараний курдюк с воткнутым в него ножом на деревянном блюде. А кормление умершего у пазырыкцев происходило во время поминальных церемоний.
Массивная деревянная колода с крышкой, забитой бронзовыми гвоздями, стояла вдоль стены погребальной ямы. В колодах обычно хоронили знатных и богатых представителей пазырыкского общества. Захоронение в колоде – в стволе дерева – это древний обряд. В дупле дерева хоронили младенцев тюрки Южной Сибири и нанайцы, словно возвращая их в лоно матери. Внутри колоды все было заполнено льдом.
Первой оттаяла рука с сохранившейся загорелой кожей.
Стало ясно, что в колоде лежат останки одетой женщины в позе спящей на боку со слегка согнутыми коленями. На ней была длинная рубаха из китайского шелка, пояс с малиновыми кистями (индоиранский элемент культуры), а на ногах – длинные войлочные чулки-сапоги с растительным узором. До этого китайский шелк находили только в «царских» пазырыкских курганах, поскольку он ценился дороже золота и был признаком большого богатства. Внутри колоды лежали только вещи погребенной – украшения, зеркало и посуда, а рядом с телом стояла чашка с семенами кориандра – древнее благовоние, используемое для ритуального окуривания.
Прелесть пазырыкских могил на Укоке в том, что они находятся в мерзлоте, и ледяная линза сохраняет всю органику.
Обычные пазырыкские захоронения не слишком информативны. Как правило, в них находят остатки бревенчатых перекрытий, лошадиные кости, глиняный горшок, бронзовый или железный нож, бронзовое зеркало, железные удила и наконечники стрел. Но мерзлота сохраняет все деревянные предметы, одежду, войлок, ткани, шкуры, кожу. Причем изделия даже не теряют первоначальной окраски. Одиночное погребение знатного представителя пазырыкского населения – нетипичная ситуация. Пазырыкские родовые могильники строили цепочками курганов, причем женщин хоронили вместе с мужчинами. Отдельное захоронение может говорить о ее безбрачии, свойственном шаманкам и служительницам культа, и подчеркивать ее независимость и исключительность. Однако ни ее вполне обычные вещи, ни ее татуировки эту гипотезу не подтверждают. Была ли она богата? Возможно. Но признаком богатства может считаться только ее шелковая рубаха, просторная погребальная камера и больше одного «сопровождающего» коня. Полное отсутствие при ней оружия говорит о том, что она точно не была одной из пазырыкских «амазонок» – знатных женщин-воинов. Скорее всего, она обладала каким-то особым знанием (сказительница, целительница, ворожея) и была «избранницей духов».
Внутри вся мумия, включая череп, была заполнена сухими травами и корнями.
На обритой наголо голове женщины был парик из конского волоса.
Наверху парика крепился символ древа жизни – вертикальная палка из войлока, обтянутая черной тканью и украшенная мелкими фигурками птиц в золотой фольге. Спереди, как кокарда, на парике лежала деревянная фигурка лежащего оленя. На лице и шее кожа не сохранилась – взору археологов предстал обыкновенный скелет. Но хорошо сохранилась кожа на левой руке, где была видна татуировка скифо-сибирского звериного стиля. Изначально татуировки покрывали обе руки от плеч до кистей и немного – пальцы. Об этом говорят и оставшиеся фрагменты кожи на правой руке. Лучше всего татуировка сохранилась на левом плече, где изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога. Чуть ниже – баран с запрокинутой головой, а у его ног – пятнистый барс.
В алтайских курганах и раньше находили мумии с татуировками.
Из восьми известных пазырыкских мумий они украшали три. Причем не все из них были знатными людьми, и, напротив, не на всех знатных были татуировки. Это был образный язык пазырыкцев, своеобразный «текст», несущий сакральную информацию. Во многих древних культурах татуировки связаны с обрядом инициации и у мальчиков, и у девочек – внешние признаки смерти и воскрешения. В середине ХХ века не было надежных способов реставрации и консервации мумий, поэтому те алтайские мумии, которые сейчас выставлены в Эрмитаже, не очень хорошо сохранились. На самом деле способ реставрации и консервации в СССР существовал, но учреждение, которое им владело, было абсолютно закрытым и недоступным, поскольку это был научно-исследовательский институт при Мавзолее В. И. Ленина. Сотрудники этого института занялись реставрацией и исследованием нашей мумии.
По состоянию кожи мумии ученые определили, что с момента смерти женщины до захоронения прошло около трех месяцев – пазырыкцам часто приходилось месяцами сохранять своих умерших. Содержимое желудков погребенных коней говорит, что их смерть наступила в начале июня. А женщина умерла в марте-апреле, когда мерзлую землю невозможно было раскопать для погребения. Для долгого хранения, кроме бальзамов, использовали воск и ртуть – ее на коже мумии обнаружили в Институте катализа СО РАН.
Не меньший интерес, чем женская мумия, представляла мужская, найденная на Укоке чуть позже. Она не была забальзамирована, но сохранилась лучше. О том, что пазырыкцы занимались не только скотоводством, но и земледелием, говорят найденные нами каменные жернова. В настоящее время мы, к сожалению, лишены возможности работать на Укоке, хотя перспективы найти еще не одно захоронение во льду весьма реальны. К сожалению,
даже уважаемый канал ОРТ показывал фильм, где женская мумия представляется как прародительница алтайского народа. Вот-де, ее откопали, и сразу начались землетрясения, пьянства и самоубийства – в общем, археологи во всем виноваты.
Определенным политическим кругам на Алтае выгодно поддерживать эту легенду, и, когда начинается какая-нибудь выборная кампания, она реанимируется, а потом о ней ненадолго забывают.
Никакие цари и прародительницы на Укоке не жили. Генетические исследования показали, что пазырыкцы были совсем не алтайцы, а в основном самодийцы с добавлением европеоидно-иранского субстрата, то есть совсем иное этническое население. Алтайский же этнос образовался в лучшем случае в тюркское время. Сегодня к создавшейся ситуации я отношусь спокойно. Мы старались преодолеть непонимание, работая с правительством Республики Алтай, но, к сожалению, оно бывает зависимо от местных кланов, которые рвутся к власти, и вынуждено их слушать. Но фундаментальную науку остановить невозможно. Информация ей необходима, а мерзлоте на Укоке угрожает глобальное потепление, которое разрушит многие находки. Кроме того, сегодня, спустя десять лет, наука обладает совершенно новым уровнем инструментария. Cейчас планируется прокладка газопровода через Укок, и в этом процессе мы должны минимизировать потери для археологии. В противном случае то же ЮНЕСКО нас не поймет. Любая зона покоя нигде в мире не запрещает научные исследования. Другое дело, что общество для этого должно созреть.
Подготовила Мария Роговая (Новосибирск)+++
Познакомьтесь с 2500-летней Сибирской Ледяной Девой и ее татуировками
Принцесса с татуировкой в виде грифона, похороненного с косметикой и шестью лошадьми
Автор Prateek Dasgupta, M.S.
В 1993 году российские археологи обнаружили любопытную находку на плато Укок у российско-китайской границы. У них появилась информация об ограблении могилы. Копая могилу, они наткнулись на гигантскую глыбу льда.
Команда во главе с Доктор Наталья Полосьмак из Новосибирского института археологии и этнографии начала плавку блока.
Они нашли мумифицированное тело 25-летней принцессы, известной как Сибирская Ледяная Дева . Полосьмак и ее сотрудники обнаружили у принцессы татуировки!
Ее хорошо сохранившееся тело показало ритуалы древней культуры.
Когда я впервые узнал о ней, мне было любопытно, что означают ее татуировки.
А как насчет ее вещей и лошадей-компаньонов? Как она умерла в таком юном возрасте? Было ли это самоубийством или человеческим жертвоприношением?
Эти вопросы побудили меня узнать больше об этой загадочной женщине, которая умерла более 2500 лет назад.
Когда археологи начали растапливать лед ведрами с кипятком, они обнаружили сбрую, седла и стол, на котором 2500 лет хранилась мука из жирной баранины.
Баранина гнила и издавала неприятный запах.
Всего было шесть лошадей. Следы кирки на их головах указывали на то, что они были казнены.
Потом льда стало больше.
«Многие ездят в отпуск в Грецию, и когда я там был, я слышал, как греки улыбались и говорили, что возраст британца легко понять по количеству татуировок на его теле.
‘Сейчас я говорю о рабочем классе. — И я тоже это заметил. «Чем старше человек, тем больше татуировок на его теле». было левое плечо.
‘Я могу так предположить, потому что у всех найденных нами мумий всего по одной татуировке она была на левом плече.
Археологи усердно работали, чтобы растопить оставшийся лед, и наконец нашли мех соболя. Когда они сняли мех, появилось плечо с «блестящей синей татуировкой великолепного существа, похожего на грифона» по словам Полосьмака.
Это было тело молодой женщины от 25 до 28 лет. Она стала известна как Принцесса Укока или Сибирская Ледяная Дева.
Команда Полосьмака извлекла мумифицированное тело в отличном состоянии. Археологи не смогли определить причину смерти, поскольку все ее внутренние органы, включая мозг, были удалены.
Но спустя два десятилетия после ее открытия у специалистов Российской академии наук есть объяснение.
Скорее всего, она умерла от рака груди. Согласно МРТ, Доктор Андрей Летягин считает, что у нее развился рак молочной железы, когда ей было немного за двадцать. По словам доктора Летягина, асимметрия МРТ-сигналов при сканировании указывает на то, что у нее была опухоль в правой груди.
Мучительная боль болезни со временем усиливалась, ослабляя ее. Возможно, незадолго до смерти она упала с лошади, сломав ей кости.
Ей было очень больно, и ей помогала марихуана. Доказательством этого является присутствие конопли в ее могиле. Широко употребляли каннабис высокопоставленные представители евразийских кочевых цивилизаций.
Кожа Ледяной Девы осталась неповрежденной, забальзамированная травами, травами и шерстью, по словам команды доктора Полосьмака. Лошадей принесли в жертву и похоронили рядом с принцессой. Они одели ее в шелковый топ и полосатую шерстяную юбку. Поскольку самые высокопоставленные члены кочевых обществ носили шелк, можно с уверенностью предположить, что она была принцессой.
У Ледяной Девы была косметичка на левом бедре, что свидетельствовало о том, что она заботится о своей внешности. Там были фрагменты карандаша для подводки глаз, сделанного из вивианита, разновидности фосфата железа, придающего сине-зеленый цвет.
Они также обнаружили небольшую тарелку с семенами кориандра, которые, вероятно, использовались в лечебных целях.
Однако самым большим сюрпризом для археологов стало то, что принцесса была лысой! Волосы ее представляли собой парик, состоящий из двух слоев женских волос, и ей обрили голову. На вершине парика был войлочный шип с пятнадцатью птицами из золотой фольги.
Татуировки, по мнению Полосьмака, являются символом красоты. В то время цель состояла в том, чтобы выглядеть настолько великолепно, насколько это возможно. Поскольку татуировка была видна, она поместила ее на плечо, чтобы казаться максимально привлекательной.
У Ледяной Девы были татуировки на обеих руках и пальцах, но та, что на левом плече, сохранилась к лучшему. По словам Полосьмака, видимая татуировка на плече напоминает клюв грифона.
Другие татуировки включали овец и снежного барса.
Из-за рисунка в зверином стиле археологи предполагают, что царевна была скифского происхождения, поскольку они обнаружили подобные произведения искусства в различных частях России, Средней Азии и Европы.
Скифы — кочевой народ, живший в евразийских степях в седьмом и третьем веках до нашей эры. Хотя некоторые историки называли скифами всех ранних кочевников, это неверно. Не все ранние кочевники, жившие в евразийских степях от Сибири до Черного моря, были скифами.
Раскопки Ледяной Девы вызвали большие споры, поскольку жители Алтайского края, где она была похоронена, считают, что могила принадлежала одному из их предков. Местные жители верят в шаманов и считают вынос мумий из древних могил плохим предзнаменованием.
Происхождение Ледяной Девы вызывает горячие споры в России. Согласно анализу ДНК, проведенному Российской академией наук, существует значительная разница в составе ДНК Ледяной Девы и современных алтайцев. Ученые и археологи считают, что она была представителем пазырыкской культуры , скифской кочевой цивилизации, которая процветала между 6 и 2 веками до нашей эры.
Ее черты лица были скорее европеоидными, чем монголоидными. Хотя сейчас это является предметом разногласий, важно помнить, что древние кочевые культуры всегда были многонациональными. Империя хунну , первая крупная кочевая империя из евразийских степей, была конфедерацией племен многих рас.
Жители Алтайского края, где была обнаружена мумия, возмутились тем, что ее демонстрируют туристам со всего мира. Они возили Ледяную Деву в Корею и Японию, где к ней относились как к рок-звезде, и толпы людей собирались, чтобы увидеть ее.
Власти района, где она была обнаружена, отреагировали запретом дополнительных раскопок. Они обозначили этот район как «зону мира».
Российские власти в конце концов вернули ее тело в Алтайский музей, но они все еще изучают его.
Открытие сибирской Ледяной Девы представляет собой переломный момент в археологии.
Считаете ли вы, что ее раскопки помогли в изучении и понимании древних народов и их обычаев? Или это был случай нарушения местных обычаев и кражи могил?
Нет никаких сомнений в том, что Ледяная дева помогла нам понять, что, хотя древние люди, жившие 2500 лет назад, во многих отношениях отличались от нас, у них также было много общего с нами. Самая большая из них – увлечение косметикой и внешним видом.
Еще один интересный факт, раскрытый Ледяной Девой, это использование каннабиса для облегчения боли, вызванной раком груди. Значение каннабиса в медицине привлекли к себе внимание с опозданием, но это старая практика, которая была утеряна со временем. В то время у нас еще не было науки, поэтому многие люди полагались на пробы и ошибки, чтобы понять, как лечить боль.
Тайны ледяной мумии «Принцессы Укока»
Ее жизнь и смерть остаются загадкой.
Мумии, найденные в Египте, были бережно сохранены тысячи лет назад, их органы были извлечены из их тел, их кожа была завернута в ткань, а их изображения часто сохранялись в художественных наружных саркофагах. Но, древние мумии во многих других частях света иногда создавались не намеренно, а благодаря условиям окружающей среды. Наиболее распространенными местами, где находят естественные мумии, являются торфяные болота и вмороженные в лед. Одна древняя женщина на Руси принадлежала к пазырыкской культуре, которая была частью более крупной скифской культуры. Она сохранилась как в торфе, так и во льду более 2500 лет. Недавний научный анализ показывает, что ее жизнь и смерть были гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.
Через: nighttman/iStockМумия была впервые обнаружена на плато Укок в Республике Алтай, Россия, в 1993 году Натальей Полосьмак и ее командой в кургане, называемом курганом. Погребения пазырыкской культуры производились в горизонтальных шахтах, тела поддерживались деревом. В этом случае человека хоронили на деревянном срубе из лиственницы, а затем производили мумификацию торфом. 6 лошадей были принесены в жертву для захоронения (вместе со сбруей), чтобы показать статус человека. Это было очень необычно для женщин в этом обществе.
Женщина, похороненная там, демонстрировала множество других признаков высокого статуса, и ее тело и ее погребальный инвентарь уцелели, заключенные в ледяной кирпич. Когда лед растаял, исследователи смогли больше изучить ее, и у нее были обнаружены замысловатые татуировки и массивный головной убор из шерстяного войлока. Она также была одета в тканую и окрашенную юбку из красной шерсти.
Через: BBC Reel/YouTubeИсследователи считают, что она умерла около 500 г. до н.э., и помимо ее почетного захоронения в ходе изучения ее мумифицированных останков обнаружилось много необычного. Во-первых, она была похоронена одна, что было зарезервировано только для шаманов среди пазырыкской культуры. Если бы она была духовным лидером, это объяснило бы ее сложные головные уборы и татуировки. Это также объясняет, почему у нее в ноздрях были следы ртути и меди — скорее всего, чтобы войти в состояние транса.
Когда мумию поместили в аппарат МРТ, внутри ее тела появились очень необычные формы. Темные пятна появились внутри жировых отложений и в ее костях. По словам рентгенолога Андрея Летягина, эти темные пятна обнаруживаются при распространенном раке молочной железы, а это означает, что эта женщина была пронизана раковыми опухолями, когда умерла.
Незадолго до смерти она также серьезно упала, что привело к травме головы, а также повреждению плеча и бедра.
Помимо опухолей и травмы головы, у мумии были также обнаружены семена конопли и кориандра, возможно, чтобы облегчить ей боль. Ей было от 20 до 30 лет, когда она умерла. Остатки флоры из желудков лошадей показали, что они были убиты весной, а на теле женщины были признаки того, что перед смертью ее подпирали мебелью. Считается, что она была мертва по крайней мере 3 месяца, когда ее похоронили.
Находки пазырыкской культуры до сих пор никогда не включали доказательств какого-либо типа постоянного жилища, что означает, что они были полностью кочевыми. Но, полагаясь на домашний скот, у них были зимние и летние участки, а летние пастбища обеспечивали животным столь необходимую свежую растительность, на которой они могли пастись.