Развитие архитектуры в XIX веке
АЗЕРБАЙДЖАН
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ В XIX ВЕКЕ
Азербайджанская архитектура XIX столетия характеризуется ростом городов на основе русского искусства градостроительства и разработкой генеральных планов таких городов как Гянджа, Шемаху и Баку. В соответствии этим процессом развиваются также жилые дома городского типа.
Появления новых типов построек после присоединения Северного Азербайджана к России приобрело важное значение в развитии архитектуры. К середине XIX столетия сооружались новые здания как театры школы и больницы, а также жилые дома. Возникновение и распространение капиталистических производственных отношений показало значительное влияние на последующее развитие Азербайджанской архитектуры. Новые проявления, наблюдаемые в Азербайджанской архитектуре, особенно наглядно выразились в застройке Баку. Уже на стыке XIX-XX столетий в период бурного развития нефтяной промышленности Баку превратился один из крупнейших городов российской империи.
В этот период Азербайджанская архитектура развивалась в двух направлениях — на основе композиции зданий, занимающей важное место в архитектурно планировочной структуре жилищ и традиций европейской архитектуре. Основу композиционного строения зданий, сооружаемых местными архитекторами и народными мастерами, составляли традиционные архитектурные корни. Во второй половине XIX столетия Азербайджанская национальная архитектура большей частью была представлена культовыми сооружениями и зданиями культурно-бытового назначения. Активно действовали наряду с местными архитекторами, также воспитанники европейской школы архитектуры (в основном это были выпускники Петербургского института гражданских инженеров и Императорской художественной академии). Для широкого возрождения национальной архитектуры, способной противостоять стилизации и эклектике, исходящим из европейской архитектуры, в это время в Азербайджане не было соответствующих условий. Укрепление европейской архитектуры в гражданском строительстве и недостаток профессиональных национальных кадров — архитекторов не позволяли широкому распространению национального стиля в Азербайджанской архитектуре.
Поэтому, любой факт применения национальных форм в архитектуре имел очень важное значение с точки зрения развития и пропаганды национальной архитектуры. Это проявлялось только в строительстве культовых и культурно-бытовых сооружений.Наиболее характерным типом зданий в XIX веке, кроме жилых зданий были именно торговые помещения. Ими часто пользовались одновременно и в качестве предприятий торговли и как ремесленные мастерские. Наиболее полноценными образцами подобных сооружений можно назвать ряды торговых лавок в Баку, в Гяндже, в Шуше и в Губе.
В это время в Азербайджане строились больницы и почти во всех городах — небольшие медицинские учреждения. Больница, построенная в 1860-е годы в Сальяне по проекту архитектора Г.Гаджибабабекова, функционировала до начала XX столетия.
Здания театров, к сооружению которых приступили во втором половине XIX столетия, были совершенно новым типом сооружений в Азербайджанской архитектуре. Первые здания, предназначенные специально для театров, были возведены в Шемахе (1858 г. , архитектор Г.Гаджибабабеков), а в дальнейшем — Тагиевский театр в Баку (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Музыкальной Комедии; 1883, К. И. Конгновицкий; был снесен в конце 1980-х годов), театр Маилова (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Оперы и Балета; 1911г., архитектор Н.Г.Баев; в 1985 году здание театра сгорело, в 1986-1987 гг. было заново восстановлено по тому же проекту).
В первой половине XIX столетия были сооружены монументальные культовые здания большого объема.
В этот период создались архитектурные школы локального характера в определенной степени продолжающие прежние традиции. Специфические особенности внешнего облика зданий мечетей позволяют установить местные школы архитектуры, созданные на территории Азербайджана как Баку-Абшеронская, Губа-Гусарская, Гянджа-Гарабахская, Шеки-Закаталская, Ленкоранская и Нахчыванская школы архитектуры.
Наиболее характерными сооружениями для эпохи капитализма были «Бей месджиди» в Баку (Ичеришехер, 1895г. , архитекторы Мухамед Гашим аль-Бакуви и Мирали ан-Наги бин Сейид Гусейн), мечеть Касумбека (1896г., архитектор Мешади Мирза Гафар Исмайылов), мечеть Тезе пир (1905-1914гг.), мечеть «Иттифаг» или Голубая мечеть (1912-1913 гг.), мечеть М.Мухтарова в Амирджане (1909г., архитектором всех трех мечетей был З.Ахмедбеков).
В Карабахской зоне, богатой национальными архитектурными памятниками и стабильными архитектурными традициями, европейская архитектура не смогла пустить глубокие корни, и она потерялась в среде местных стилей. К середине XIX столетия в Карабахе уже была создана своеобразная архитектурная школа, наиболее выдающимся представителем которой был Кербалаи Сафихан Гарабаги. Кербалаи Сафихан, до конца своей жизни оставшийся преданным местным традициям и принципам в архитектурной стилистике, осуществил реконструкцию комплекс Имамзаде в Барде (1868 г.), под его руководством были построены в Агдаме мечеть (1868-1870 гг.), в Шуше — Ашагы Мечеть (1874-1875 гг.), Юхары Мечеть или Джума Мечеть (1883 г. ), и квартальные мечети, в нынешнем городе Физули — Мечеть Гаджи Алекпера (1890 г.), мечети в селах Горадиз (1891-1908 гг.) и Гочахмедли (1906 г.) того же района, Татарская Мечеть в Одессе (1870-е годы), мечеть «Гарабаглылар» в Ашхабаде (1880-е годы) и другие сооружения.
Построение фабрик и заводов, складских помещений, портов, мостов, вокзалов и других объектов привело к созданию новой для Азербайджана сферы архитектуры промышленно-транспортных сооружений. В эпоху развития капитализма в Азербайджане установились две промышленные зоны разного характера. С одной стороны, промышленная застройка Баку и окружающих его районов, являющихся промышленным узлом Абшерона и представленных крупными заводами нефтяного профиля, а с другой стороны, — построение на территории Азербайджана мастерских по производству щелка, кокономотальных и хлопкоочистительных фабрик, винодельческих заводов, медоплавительных заводов в Кедабеке и в Галакенде, Дашкесанских медных и кобальтовых заводов дали широкий импульс развитию промышленной архитектуры.
Об архитектуре — Азербайджан
Архитектура — это система зданий и строений, создающих среду обитания для жизни и деятельности человека. Это искусство создания зданий и строений, соответствующих законам красоты. Исторически вместе с монументальной архитектурой развивалась и народная архитектура.
Народная архитектура, отражающая образ жизни и эстетические взгляды народа, которому она принадлежит, всегда является неиссякаемым творческим источником для монументальной архитектуры.
История архитектуры
История архитектуры берет свое начало с природных пещер, в которых обитали первобытные люди. Примером могут служить обиталища на территории Азербайджана в низовьях гор Большого и Малого Кавказа, в горах Талыша, в Автономной Республике Нахичевань, в Зангелани, Келебаджаре, Кедабеке, Ханларе, в Шемахе и наконец Азыхская пещера, обнаруженная на территории Физулинского района Азербайджана.
Наряду с открытыми на территории Азербайджана в Гобустане самыми древними местами обитания (пещеры, различные примитивные пристанища и т.д.) были широко распространены памятники архитектуры Мегалита — Кромлехи, Менхиры (пастуший камень), долмены и циклопические строения. Эти строения, сооруженные из высоких камней, в народе назывались «галаджа» — что означает «маленькая крепость», или «хорюкдаш» — что означает «сплетенный камень».
Вблизи города Нахичевань строения оборонительного характера Чалхангала (бронзовый период) и Оглангала (II — I тысячелетие до н.э.), находящийся на стенах Гаратепе на берегу реки Арпачая, относят к циклопическим строениям.
На территории Южного Азербайджана, неподалеку от Аракса также открыты крепостные строения (Бостам, Даналы, Галаоглу и т.д.).
На территории Азербайджана в IX — VII веках до н.э. были построены города, оборонительные объекты, мощные крепостные стены. Исследования комплексов памятников в районе Хасанлы, в пещерах, высеченных в скалах, на берегах озера Урмия, показали, что уже в VII веке в Азербайджане практиковался тип жилья с крыльцом. Среди других архитектурных строений этого периода, дошедших до наших времен, является единственное религиозное строение — алтарь огня.
С IV века до н.э. и до VII века н.э. в области градостроения были проделаны большие шаги. Крепкие крепостные стены города Гебеле, водопровод, построенный из глиняных труб, в переходах Демиргапы (Дербент) оборонительная система, построенная из камня («Длинные стены»), Чыраггала (VI век). Христианский храм округлой формы в селе Лекит (V — VI век), базилика в селе Кум (приблизительно VII век), комплекс храмов в Мингечауре (VII век) — все эти памятники свидетельствуют о высоком уровне культуры градостроительства.
Начиная с VII века, в связи с распространением исламской религии в Азербайджане изменилось и направление в развитии архитектуры.
Основной линией в архитектуре становится строительство зданий нового типа — мечетей, медресе (школы), тюрбе (место захоронения святых), карвансараев и т.д. В этот период на территории Азербайджана наряду со зданиями, связанными с исламской религией, в некоторых областях Кавказской Албании были построены и христианские храмы, оборонительные объекты.
В период восхождения Арабского Халифата центром развития Азербайджанской Архитектуры становится город Барда. В Барде проводятся крупные строительные работы, строится много мечетей и другие религиозные строения, каравансараи, базары, бани.
Архитектурные школы
В X — XII веках в Азербайджане возникают различные архитектурные школы. Это архитектурные школы — Аран, Тебриз, Нахичевань, Ширван, Апшерон. Среди этих архитектурных школ имелась общестилистическое родство. Большинство зданий, созданных специалистами, принадлежавшими к архитектурной школе Аран (Гянджа, Барда, Бейлаган), были разрушены во время известного землетрясения в Гяндже (1139 год) и в период монгольских нападений (XIII век). Три моста на реке Гянджа (XII век), останки жилых зданий в Бейлагане, бани и т.д., создают ясное представление о стилистических особенностях архитектурной школы Аран.
Памятники архитектурной школы Нахичевани отличаются использованием на зданиях композиций из орнаментов, выполненных из крашенного глазированного кирпича, а строения, относящиеся к школе Ширван — Апшерон, отличаются простыми архитектурными решениями, и украшением декоративной резьбой. Самым лучшим памятником Табризской школы присущи помпезность архитектурных строений, множественность декоров.
Особенности стиля Нахичеванской школы нашли отражение в пропорциональных (соразмерных), богатых декором куполообразных храмах и других строениях. Вершину этой школы составляет творчество архитектора Эджеми Эбубекр оглу Нахчивани, который был автором храмов в Нахичевани Юсиф ибн Кюсейра (1162 год) и Мёмюне Хатын (1186 год), а также уже не существующего в настоящее время комплекса религиозных строений.
Созданные Аджеми композиции и средства декоративного украшения имели большое влияние в строениях тюрбе (храмов для поклонения) Азербайджана, а также других сторон. В развитии Азербайджанской архитектуры особое место принадлежит близкие стилю Аджеми памятники Мараган. Из них можно назвать тюрбе «Голубой купол» (1196 год, архитектор Ахмед Мухаммед оглу), тюрбе «Красный купол» (1148 год, архитектор Бекир Мухаммед).
Сформированные на кирпичных строениях Нахичеванской школы архитектурные средства нашли своё отражение в Гюлюстан тюрбе, (начало XIII века), находящейся вблизи села Джуга Нахичеванской Автономной Республики, в юрбе Шейу Баби Ягуби, находящейся в селении Баби Физулинского района Азербайджана (1273 — 1274 года, архитектор Али Маджидеддин) и в тюрбе Мирали села Нижний Вейсал (XII — XIV века), в Барде (1322 год, архитектор Ахмед ибнЭййуб аль Хафиз Нахчивани.
В X — XII веках имена многих живущих и творящих Азербайджанских архитекторов, а также имена мастеров архитектурных украшений дошли до наших времен на различных надписях, на строениях, на каменных плитах, на изделиях декоративных украшений. Из них Мухаммед ибн Джафар (X век, плита с надписью на кладбище «Пейгамбер» в Бейлаганском районе), Ибрагим ибн Осман (ворота Гянджи, 1063), Мухаммед Абуберк оглу (мечеть Сыныггала в Баку) в X — XIV веках создали самые ценные образцы Азербайджанской архитектуры.
В XII — XIII веках в Азербайджане построен целый ряд крупных мостов. Из них особенно привлекают внимание на реке Аракс мосты Худаферин — пятнадцати перевальный (XII век) и одиннадцати перевальный (XIII век), в Казахе четырех перевальный Сыныг кёпрю (Красный мост, XII век), три моста на реке Гянджачай (обломки, XII — XIII века), мост на реке Гызылузан близ города Минайе в Южном Азербайджане (Девичий мост, XII век).
Для архитектурных памятников Ширван — Апшерон присущи каменные конструкции, лаконизм в объемно — пространственных решениях, присущ растительный орнамент, высеченный на камне.
Минарет Сыныггала в Баку (1078 год, автор Мухамед Абубекр оглу), Девичья башня (XII век, архитектор Месуд Давуд оглу), Мардакянские башни (Круглая башня — 1232 года, архитектор Абдуллмеджид Месуд оглу; Квадратная башня — XIV век), Нардаранская башня (1301 год, архитектор Махмуд Сед оглу), Башня в Рамана ( XIV век), и т. д. — все указанные памятники входят в состав самых лучших образцов этой школы.
Построенная в Бакинском порту в XIII веке, а в настоящее время затонувшая резиденция «Баилский дворец» является интересным строением указанного периода. Этот комплекс зданий, окруженный башенными стенами (1235 год, мастер Зейнбдин Абдурашид оглу Ширвани и по всей вероятности архитектор Абдуллмеджид Месуд оглу) редкий архитектурный ансамбль, на котором резьба по камню, вместе с кушаком из письменности и изображений. В XIII веке в связи с переводом столицы в Тебриз этот город превратился в важнейший архитектурный памятник. И в XV — XVI веках азербайджанские архитекторы проявляют деятельность в зарубежных странах, в различных городах создавали интересные произведения искусств. На архитектурных памятниках в Бурсе, Каире, Багдаде, в Демир гапы (Дербент), в Терате, в Самарканде и др. городах азербайджанские архитекторы оставили свои подписи на архитектурных памятниках. В XVII — XVIII веках в связи с развитием торговли было расширено строительство различных зданий. В Шемахе, Гяндже и в Баку были построены каравансараи, в Ардебиле — базар Гейсариййе и в Тебризе крытые базары, а также религиозные строения и жилые дома. В этот период в Азербайджане было широко распространено строительство бань. Лучшие образцы азербайджанской бани сохранились в пос. Нардаран на Апшероне (1388 год, архитектор Кештасиф Муса оглу), в Ичеришахэр (в крепостной части) Баку (баня Касумбека, XIV век), Басчалда (XVII век), в Гяндже «Чичяк хамам» («Цветочная баня», XVII век), в Шуше (баня квартала «Мердинли»), в Тубе «Чухур хамах (баня, XIX век), в Агдаме (1900 год, баня деревни Абдал Гюлаблы, архитектор Кербелаи Сефихан Гарабаги).
Крепость Аскеран, построенная в XVIII веке Карабахским ханом Панах-али (позже была расширена Ибрагим Ханом) была самым крупным оборонительным строением своего времени. Расположенная по правому и левому берегам реки Гаргар состоит из 2 укреплений.
В XIX веке, после присоединения Северного Азербайджана к России появление строений нового типа в развитии архитектуры имело важное значение. В середине XIX века были построены такие новые типы строений, как театр, школа, больница, жилые дома.
На рубеже XIX — XX веков в Азербайджанской архитектуре наблюдается новые явления в связи со стремительным развитием нефтяной промышленности. В XIX веке самым характерным типом строений, за исключением жилых домов, были торговые здания. Такими зданиями часто пользовались, и как мастерские художников. Вэтот период в Азербайджане строили больницы и небольшие медицинские предприятия. В Сальянах построенная в 1860 году, по проекту Г. Гаджибабекова, больница, действовала до начала XX века. Здания театров, построенные во 2-й половине XIX века, были совершенно нового типа конструкции в Азербайджанской архитектуре. Первое здание театра было построено в Шемахе (1858 году, архитектор Г. Гаджибабеков). Позже в Баку был построен театр Тагиева (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Музыкальной комедии, 1883 год), архитектором П.И. Кончновитским. В конце 1980 годов теарт был снесен и реконструирован. Также театр Маилова (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Оперы и Балета, 1911 год, архитектор Н.Г. Баев).
В XIX веке в Азербайджане зародились небольшие архитектурные школы, в определенной степени, продолжающие старые традиции.
Главные показательные особенности внешнего вида зданий мечетей на территории Азербайджана дают возможность определить местные архитектурные школы (направления) такие, как Баку — Апшерона, Губа — Гусар, Гянджа — Карабах, Шеки — Закаталы, Ленкорань и Нахичевань. В Баку мечеть Бека (в крепости, 1895 год), архитектор Мухаммед Хашим эл — Бакиви и Мирали эн — наги бин Сеййид Хусеин), мечеть Касум бека (1896 год, архитектор Машеди Мирза Гафар Исмаилов), мечеть Тазапир (1905 — 1914 года), Голубая мечеть (1912 — 1913), в Амираджанах мечеть М. Мухтарова (1909 год, архитектор всех трех мечетей З. Ахмедбеков) — это самые характерные строения своего времени.
В зоне Карабаха Европейская архитектура не смогла пустить глубокие корни.В середине XIX столетия в Карабахе образовалась своеобразная архитектурная школа, а самым видным представителем этой школы был Кербелаи Сефихан Гарабаги. Кербелаи Сефихан реставрировал в г. Барда комплекс Имамзаде (святыня — 1868 год), в Агдаме мечеть (1868 — 1870 года), в Шуше Нижнюю мечеть (1874 — 1875 года), Верхнюю мечеть, или Джума мечеть (1883 год), в нынешнем городе Физули мечеть Хаджи Алекбера(1890 год), в том же районе в селе Хорадиз (1891 — 1908 года) и в селе Кочахмедли (1906 год) построил сельские мечети и другие строения. В Советские времена начальная стадия становления архитектуры была связана со строительством рабочих поселков на окраине г. Баку (таких как Бинагади, Бакиханов, Монтин, Маммедьяров). Строительство фабрик, заводов, зданий амбаров, строительство портов, мостов, вокзала и других строений послужило причиной зарождения в Азербайджанской архитектуре промышленно — транспортных установок. С начала 20 годов прошлого века в Баку были начаты важные мероприятия в области озеленения и садово — парковой архитектуры. В 1929 году состоялся первый выпуск строительного факультета Азербайджанского Политехнического Института. Его первыми выпускниками были такие архитекторы, как С. Дадашев и М. Гусеинов. В течении короткого срока смогли подготовить проекты многих зданий. Среди них можно отметить на Баилове фабрику — кухню (в настоящее время родильный дом), новый учебный корпус Азербайджанского Промышленного Института (современная Нефтяная Академия — 1932 год), Дом работников Культуры, целый ряд комплексов жилых зданий, Здание Педагогического Техникума в Казахе (целиком 1933 год). Особо привлекают внимание по объему конструкции и по монументальному решению архитектурные строения, построенные по проекту С. Дадашева и М. Гусеинова кинотеатр «Низами» и бывшее здание Министерства Пищевой Промышленности (оба в 1937 — 1939 годах), Дом Правительства, Азербайджанская Государственная Академия (1937 — 1939 года, архитекторы М. Гусеинов и С. Дадашев).
С. Дадашев и М. Гусеинов творчески использовали здесь архитектурные средства и формы характерные для античности и эпохи возрождения.
В 1933 — 1936 годах в Баку и других городах республики велись большие работы по строительству школ. Создание в 1944 году Учреждения по Архитектурным работам дало большой толчок архитектурному делу. Построенные в указанный период Музей Литературы имени Низами (1940 год, архитекторы М. Гусеинов, С. Дадашев), Дворец Культуры им. Дзержинского — (нынешний Дом Культуры им. Шахрияра, 1948 год, архитектор Ч. Меджидов) считаются самыми красивыми архитектурными строениями Баку.
Особое место в архитектуре послевоенного периода занимает спроектированный и построенный в открытом море городок на стальных сваях «Нефтяные камни». «Нефтяные камни» были сооружены в 1949 году в связи с обнаруженными в Каспийском море богатейшими нефтяными залежами. Художественно — архитектурный облик этого необычного городка украшают жилые дома, корпуса культурно — бытовых организаций, оригинальная улично — эстакадная система.
Перестройка центральной части Баку в 1950 годы было продолжением важнейшей творческой деятельности Азербайджанских архитекторов. Внешний архитектурный облик Баку формировали здания, построенные в 1950 — 1960 годах. Это — Министерство Внутренних дел Азербайджанской Республики и бывший Центральный музей им. В.И. Ленина (1954 — 1955 года, архитектор Х. Меджидов). Республиканская Библиотека им. М.Ф. Ахундова (1960 год, архитектор М. Гусейнов), здание Азербайджанского Государственного Драматического театра (1960 год, архитектор К. Ализаде, с участием М. Мамедова), Центральный Универмаг (1961 год, архитектор Н. Кенгерли) и др.
Построенный 6 ноября 1967 года Бакинский метрополитен отличается высоким архитектурно — художеств енным уровнем, качеством строительства, успешным использованием синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Прекрасные архитектурные образцы были созданы на таких станциях метро, как «Нариманова», «Низами», «Академия Наук» (1967, 1976, 1985, архитектор М. Гусеинов), «Аврора» (нынешняя К. Караева, 1972 год, архитектор Х. Алескеров), «Нефтянники» (1972 год, архитектор А. Исмаилов).
В конце 60 — 80 годов в Азербайджанском градостроительстве и в развитии архитектуры наступил качественно новый период. Именно в эти годы столица Азербайджанской ССР Баку превратился в большой город, столичного типа. В Баку были построены целый ряд общественных зданий и организаций. Еще более украсили архитектурный облик города такие величественные здания, как Дворец Республики (нынешний дворец Гейдара Алиева, архитекторы В.С. Шульгин, Б.И. Гинзбург, Е.Р. Мелхиседеков), Государственный Цирк (архитекторы А. Исмаилов, Ф. Леонтьева), гостиницы «Баку» (архитектор Х. Меджидов), «Азербайджан», «Москва», «Апшерон» (архитектор М. Гусеинов), здание Республиканского Управления Статистики (архитектор Т. Ханларов). Бакинский Железнодорожный Вокзал (архитекторы С. Зейналова, Ю.Н. Козлов). «Дворец бракосочетания» (архитектор А. Алиев). Комплекс Дворца Торжеств «Гюлюстан» (архитекторы Н. Амирханов, Н. Гаджибеков, Т. Шаринский, Ф. Рустамбекова, Н. Исмаилов, К. Керимов). Дворец Спорта (архитекторы Т. Абдуллаев, О. Исаев, Ю. Гадимов, Т. Ханларов). Резиденция для глав государств зарубежных стран (архитектор Р. Алиев) и т. д.
После приобретения самостоятельности, в самых видных местах Баку были созданы прекрасные архитектурные ансамбли, современные здания, определяющие облик города. Выросли небоскребы, новые здания в классическом стиле, такие как здание Верховного суда Азербайджанской Республики (архитектор Вюгар Гасанов), Униплаза (архитектор Нариман Имамалиев), Центр Гейдара Алиева (архитектор Заха Харид и др.)
Примечание: в мире день Архитектора был учрежден в Лозанне в 1949 году. С тех пор каждый год первый понедельник октября отмечается, как День Архитектора.
9 потрясающих архитектурных чудес в Баку, Азербайджан
Уникальное сочетание восточной и западной архитектуры можно найти в Баку, Азербайджан. В пленительной столице ультрасовременные высотные здания из стекла и стали соседствуют со зданиями, которые намного старше.
После десятилетий политической борьбы Азербайджан обрел независимость от Советского Союза в 1991 году. Президент Гейдар Алиев хотел сделать Баку центром современной архитектуры. В 1998 году Алиев объявил территорию, примыкающую к Каспийскому морю, национальным парком, и в Баку началась инициатива по благоустройству и строительству. В 2001 году Азербайджан стал полноправным членом Совета Европы, проложив путь для сотрудничества с другими странами-членами и открыв поток новых архитектурных возможностей.
Вот лишь некоторые из замечательных произведений архитектуры, которые вы найдете в городе сегодня.
saiko3p / Shutterstock
1. Центр Гейдара Алиева
Центр Гейдара Алиева представляет собой полный отход от традиционной советской строгой функциональной эстетики дизайна; его плавные, плавные изгибы открыли более современную эпоху в азербайджанской архитектуре. Всемирно известный архитектор Заха Хадид спроектировала это потрясающее ультрасовременное здание, которое сейчас является национальным культурным центром.
Меландер / Shutterstock
2. Мечеть Гейдара
В 2012 году Президент Ильхам Алиев объявил о строительстве Мечети Гейдара. Построенная в 2014 году мечеть должна была стать символом мира, терпимости и единства и была названа в честь президента Гейдара Алиева. Построенная в древнем азербайджанском архитектурном стиле, мечеть находится в центре возрождения Баку.
Высокие минареты и эффектные купола особенно красивы ночью. Стратегически расположенные светильники освещают изящные изгибы почитаемого молитвенного дома.
Alizada Studios / Shutterstock
3. Мечеть Биби-Эйбат
Современная мечеть Биби-Эйбат представляет собой воссоздание одноименной мечети 13 века, разрушенной Сталиным в 1936 году, когда он отменил религию. Мечеть открыта в 1997 году.
Легенда гласит, что в мечети находится гробница Окума Ханима, потомка пророка Мухаммеда. Биби означает «тетя», а Хейбат звали служанку Ханим. Достопримечательность является важным молитвенным домом в Баку.
kerenby / Shutterstock
4. Бакинские огненные башни
Эта уникальная достопримечательность возвышается над городом Баку, возвышаясь над горизонтом днем и ночью. Архитектурная фирма HOK спроектировала комплекс Baku Flame Towers. Башни символизируют богатство, генерируемое запасами природного газа, питающими экономику Азербайджана.
Светодиодные фонари, встроенные в здание снаружи, мерцают ночью, представляя собой огненный дисплей с синими, красными и зелеными цветами азербайджанского флага.
Самым высоким из трех зданий является 39-этажный жилой дом. Второй корпус – это элитное офисное помещение. Третье здание — Fairmont Baku Hotel, роскошный пятизвездочный отель с видом на город и Каспийское море.
saiko3p / Shutterstock
5. Азербайджанский Национальный Музей Ковра
В Азербайджанском Национальном Музее Ковра хранятся многовековые ковры и другие текстильные изделия. Музей посвящен творчеству Лятифа Керимова, ведущего азербайджанского ковровщика и педагога.
Увлекательный образец буквальной архитектуры, напоминающий свернутый ковер, открылся в 2014 году. Ультрасовременное здание было спроектировано австрийским архитектором Францем Янцем. Интерьер музея также изогнут, что позволяет посетителям рассматривать ковры и другие художественные инсталляции с уникальной точки зрения.
В 2010 году азербайджанское традиционное искусство ковроткачества было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, что придало этому национальному музею особый статус.
Ungvari Attila / Shutterstock
6. Маленькая Венеция
Маленькая Венеция, расположенная рядом с Азербайджанским национальным музеем ковра, представляет собой восхитительно китчевую достопримечательность. Аквапарк призван имитировать каналы Венеции. Это интересное туристическое направление с ухоженными каналами, окружающими искусственные острова, и ресторанами, где подают блюда традиционной азербайджанской кухни.
Посетители могут арендовать гондолу для расслабляющей прогулки по великолепным садам.
Елена Одареева / Shutterstock
7. Park Bulvar
Разработанный Burrows Little, Park Bulvar в центре Баку сочетает в себе восточные чувства и западный модернизм.
Внешний вид торгового центра Park Bulvar является представителем современной архитектурной волны, проходящей через Азербайджан. Однако предложения торгового центра традиционны, включая элитные магазины и большой фуд-корт.
Напротив торгового центра Милли Парк. Расположенный на берегу Каспийского моря, он предлагает скульптуры, сады и изысканные виды.
ArtNat / Shutterstock
8. Baku Crystal Hall
Первоначально построенный для проведения финала и полуфинала Евровидения в 2012 году, Baku Crystal Hall является работой GMP Architekten.
Многогранное сооружение служит концертным залом и спортивным стадионом и вмещает 25 000 болельщиков. В фасад здания встроены светодиодные фонари, которые можно запрограммировать для создания уникальных визуальных эффектов. Это надо видеть днем и ночью.
ET1972 / Shutterstock
9. Дом правительства
Дом правительства, выходящий окнами на Бакинский бульвар, является домом для офисов государственного министерства Азербайджана. Здание спроектировано Львом Рудневым; Первоначально оно называлось Домом правительства Азербайджанской ССР и было завершено в 1952 году.
Ремонт здания был завершен в 2010 году. Красивое здание в стиле барокко является образцом богато украшенной восточной архитектуры. Дом правительства лучше всего видно ночью, когда его множество великолепных арок подсвечиваются огнями.
Эта архитектурная смесь старого и нового, Востока и Запада, современного и традиционного точно представляет богатую историю и культуру Азербайджана. Если вы любитель архитектуры, визит в Баку должен быть в ваших планах.
Планируете поездку в Азербайджан? Вот еще несколько самых красивых мест страны.
Архитектура
Ландшафт Азербайджана отличается удивительным разнообразием архитектуры благодаря бурной истории страны и уникальному культурному наследию. Стремительно модернизирующаяся страна имеет уникальный баланс древней цивилизации и современной эволюции, нигде более не очевидный, чем в архитектурных стилях Азербайджана. В Баку, столице Азербайджана, средневековые исламские купола, минареты и древние каменные стены соседствуют с современными стеклянными небоскребами, жилыми комплексами и офисными зданиями. В Баку и во всем Азербайджане можно увидеть пять архитектурных стилей. Пять стилей следующие: зороастрийский, христианский, исламский, советский и постмодернистский. Следует также отметить архитектуру Первой и Второй нефтяных бонов.
Зороастрийский (10 век до н.э. – 4 th век н.э.) В древние времена повторное зажигание огня было сложной задачей, особенно без большого количества деревьев. Поэтому зороастрийские общины построили общественные пожарные депо, в которых хранилось вечно горящее пламя, за которым круглосуточно ухаживали хранители огня; эти дома были атешгях с.
Зороастрийские храмы представляли собой открытые четырехколонные сооружения, построенные в соответствии с четырьмя сторонами света. ateshgah представляет собой многоуровневую структуру, предназначенную для представления древа жизни. Огонь, горящий на жертвеннике, означал блаженство. buta , тотемный символ в форме баклажана, который соответствует огню, был воспроизведен с большинством ateshgah s. Зороастрийский акцент на огне до сих пор используется в современном азербайджанском дизайне.
Храм Огня (Атешгях) в Сураханах. Атешгях представляет собой пятиугольное сооружение с замком и входным порталом. В центре двора — алтарь — святилище, выполненное в виде каменной беседки. В центре жертвенника находится колодец с «вечно» горящим газом.
Христианская (4 й век н.э. – 705 н.э.)
Позднекавказская албанская христианская архитектура играет большую роль в архитектурном портфолио Азербайджана, Шеки и Закала. Когда кавказские албанцы, предки современных азербайджанцев, приняли христианство, языческие и светские здания с базиликами были перепрофилированы для христианского богослужения. Эти длинные здания были организованы вокруг одного нефа и проходов. Основная четырехколонная форма храмов культа огня оказала влияние на формирование христианской архитектуры. Со временем христианские базилики и церкви стали более сложными и имели несколько нефов, куполов и богато украшенные интерьеры. В качестве альтернативы базилике были введены круглые храмы и мавзолеи, такие как:
- Килисадаг Габалинского района
- Мамрух в Азгатальском районе
- Лекит в Кахском районе
В Кавказской Албании были построены одни из древнейших церквей мира, такие как:
- Заловые и однонефные храмы-базилики Гяургала в Агдамском районе Карабахской области
- Мазымгарай Белоканского района
- Хотаванкский монастырь в Кельбаджарском районе Карабахской области
Обратите внимание, что эти объекты вышли из традиционных форм в Кавказской Албании и повлияли на развитие всего архитектурного аспекта страны.
Базилика в Куме, Гахский район, V век.
Хотаванк, общий вид комплекса, Кельбаджарский район, 6 век.
Мамрух, Загатальский район, 4-5 вв.
Исламский (705 г. н.э. –1870 г.)
Мусульманское завоевание Кавказской Албании и Атропатены (государство, первоначально возникшее в Южном Азербайджане после падения империи Александра Македонского в 323 г. до н.э.) изменило древнюю азербайджанскую культуру и архитектуру к 705 году нашей эры. Завоевание формировало архитектурный облик Азербайджана этапами, идентичными христианскому влиянию: первоначальное переделывание храмов прежней религии в культовые представления нового религиозного мировоззрения, постепенная и последовательная эволюция в результате развития религиозных воззрений, усовершенствование архитектурно-строительных технологий и, наконец, кристаллизация уже сложившихся архитектурно-декоративных приемов. Азербайджанские города переняли новые исламские стили архитектуры, которые будут доминировать в ландшафте более тысячелетия. Ученые определили две основные школы азербайджанской архитектуры в раннеисламский период: Нахчыванскую школу и Ширванскую школу.
Нахчыванская школа
- Нахчыванская школа азербайджанской архитектуры названа в честь архитектора Аджами Ибн Нахчывани, жившего в 12 веке нашей эры, когда Азербайджан был независимым государством (Атабакан-е Адарбайджан) в составе империи Великих Сельджуков. . Он наиболее известен строительством мавзолеев, которые были призваны подражать власти и богатству феодалов. Ключевой характеристикой стиля Нахчывана было использование башен с несколькими одинаковыми сторонами. Известные сооружения, такие как гробница Юсифа ибн Кусейра и мавзолей Момине Хатун, являются примерами стиля нахчыванской школы.
Мавзолей Момине Хатун был построен в 1186-1187 годах нашей эры Аджами Нахчивани.
Момине Хатун была женой атабека Мохаммеда Джахана Пахлавана, основателя Великого атабекского государства Азербайджана в 12 веке. Поверхность каждой стороны башни покрыта подробным орнаментом.
Гробница Юсифа ибн Кусея, построенная в 1161-1162 гг. н.э. по проекту архитектора Аджами Нахчивани.
На стенах гробницы высечены аяты, стихи из Корана. Структура очень типична для стиля Нахчыванской школы с ее башенной структурой и богато украшенными поверхностями.
Ширванская школа
- Ширванская архитектурная школа развивалась в районе Ширвана, полунезависимого государства в Восточном Азербайджане, управляемого арабской династией между 9 9096 и 16 веками нашей эры. Дворец Ширваншахов в Баку является крупнейшим образцом ширванской архитектуры. Ширванская школа наиболее известна использованием камней в качестве основного строительного материала и асимметричным стилем резьбы. В комплекс Дворца Ширваншахов входят павильоны, дворы, мавзолей, мечеть и баня.
Мечеть Биби-Эйбат была воссоздана в 1990-х годах после того, как первоначальная мечеть, построенная в 1281 году ширваншахом Фаррухзадом II ибн Ахситаном II, была разрушена большевиками в 1936 году.
Дворец ширваншахов в Баку Ширванская архитектура. Строительство главного здания началось в 1411 году.
Первый нефтяной бум (1870–1920)
Примерно с 1870 по 1920 год Баку пережил свой первый нефтяной бум, и в Азербайджан хлынули инвестиции. По мере индустриализации города нефтяные магнаты начали нанимать русских и европейских архитекторов для создания в Баку дорогих современных зданий в западном стиле. В течение десятилетий после первого нефтяного бума в Азербайджане азербайджанские архитекторы смешивали сефевидские и другие азербайджанские архитектурные элементы с элементами итальянского ренессанса, неоклассицизма, венецианской готики, венской рецессии и стилей французского исламского Магриба.
Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета был построен в 1911 году азербайджанским нефтяным магнатом и меценатом Зейналабдином Тагиевым (1838-1924). В 1987 году театр был реконструирован и вновь открыт для публики.
Польский архитектор Юзеф Плошко (1867-1931) спроектировал и построил Дворец Счастья в Баку в 1911-1912 годах во французском стиле неоготики. Здание было заказано азербайджанским нефтяным бароном Муртузой Мухтаровым (1865-1920) в качестве сюрприза для его жены.
Советский (1920–1989)
В начале советского периода архитекторы отдавали предпочтение конструктивизму, стилю, основанному на коммунистической художественной теории. К 1940-м годам этот стиль потерял популярность, и советские азербайджанские архитекторы сделали упор на стили классицизма, барокко и рококо, выполненные в более националистическом духе. Примеры этого стиля:
- Музей Низами,
- Азербайджанская национальная библиотека имени Мирзы Фатали Ахундова,
- Дом Советов (Дом Советов) и
- Азербайджанская Музыкальная Академия.
Популярные архитекторы, такие как Микаил Гусейнов, начали учиться за границей, а по возвращении создали стилистическую смесь традиционной азербайджанской архитектуры и современного западного дизайна. Станция метро «Нариманов», Азербайджанская академия наук и гостиница «Кяпаз» в городе Гянджа являются примерами этого стилистического сочетания традиционной азербайджанской архитектуры и западного дизайна.
Еще один архитектурный стиль, о котором следует упомянуть, возник во время политического правления генсека коммунистов Никиты Хрущева в начале 1960-х годов. Жилищный кризис, вызванный экономическими трудностями, стимулировал строительство множества простых недорогих многоквартирных домов из цемента или кирпича. Этот архитектурный стиль, известный как хрущевка , сразу узнаваем и широко распространен на территории бывшего Советского Союза. Сегодня современные азербайджанцы считают этот жилой массив уродливым напоминанием о прошлых экономических потрясениях.
Пример жилого комплекса хрущека.
Дом правительства Баку (Дом Советов) построен в 1936-52 гг. Влияние европейского стиля проявляется в готических фасадах здания.
Музей азербайджанской литературы им. Низами был первоначально построен в 1850 году и посвящен великому азербайджанскому поэту 12-го века Низами Гянджеви. В русский период второй уровень был реконструирован с декоративными элементами классицизма и барокко.
Постмодерн (1990 – настоящее время)
За последние два десятилетия архитектурные тенденции эволюционировали от модерна к постмодерну. В Баку строительные конструкции стали более сложными, поскольку прямоугольные небоскребы заменяются эстетически разнообразными криволинейными конструкциями.
В 2010 году городские власти утвердили генеральный план развития центра Баку под названием «Белый город Баку». Планы включали 11 постмодернистских небоскребов, деловой район, набережную, торговый центр, парки и коммерческий центр с жилой виллой в парижском стиле в центре застройки. Проект «Белый город» представляет собой современное переосмысление Бакинского Черного города, промышленного района нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов, возникшего в центре Баку во время Первого нефтяного бума.
Первый нефтяной бум создал сильно индустриализированное и загрязненное Баку, страдающее от недостатка растительности и растений. Для создания зеленых насаждений в Баку бакинские нефтяные магнаты завозили деревья из Ленкорани, азербайджанского города, а также из Тбилиси и Батуми, грузинских городов. Коллекция насчитывала около 80 000 деревьев и растений, которые никогда прежде не культивировались в Баку. После начала Второго нефтяного бума Азербайджан начал обширную реконструкцию парков Баку, чтобы сохранить новую пышную растительность города.
Второй нефтяной бум (1994 г. – настоящее время)
В 1994 году правительство Азербайджана подписало контракт с несколькими иностранными нефтяными компаниями, который СМИ окрестили «Контрактом века». По мере того, как иностранные инвестиции поддерживали азербайджанскую нефтяную промышленность, в Баку вырастали гладкие стеклянные небоскребы, поскольку страна пережила второй нефтяной бум. Многие бакинцы возмущаются современными зданиями, предпочитая досоветскую архитектуру.