ВАКАНСИИ АРКТИКА: 2021-04-04
Москва потребовала от ООН еще 700 тысяч «квадратов» морского дна, богатого нефтью
Россия подала в ООН уточненную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике еще на 700 тысяч квадратных километров. Об этом сообщает «Октагон» со ссылкой на опубликованные в конце марта дополнения к российскому представлению в Комиссию по границам континентального шельфа от 2015 года. Прежняя заявка была на 1,2 млн. квадратных километров.
Согласно разъяснению МИД РФ, дополнения охватывают морские пространства в Северном Ледовитом океане в районе хребтов Гаккеля, Альфа и Ломоносова, поднятия Менделеева, а также котловин Нансена, Амундсена и Макарова. На опубликованной карте видно, что российский сегмент шельфа в случае удовлетворения заявки будет простираться до самого Северного полюса.
При этом дипломаты особо отметили, что претензии Москвы на шельф не затрагивают вопросов разграничения морских пространств между государствами. Видимо, это связано с регулированием судоходства. Ранее, во время блокировки Суэцкого канала, МИД РФ подчеркивал, что авария демонстрирует необходимость развития альтернативы — Северного морского пути.
Помимо выгод от транзита грузов, Россия ожидает от своей экспансии в Арктике пополнения разведанных запасов углеводородов. И не без оснований. По словам главы компании «Росгеология» Сергея Горькова, запасы нефти и газа в море Лаптевых могут быть сопоставимы в запасами Западной Сибири. Там обнаружен крупный осадочный чехол мощностью около 10−12 км.
Заманчивые перспективы Арктики давно отмечены руководством страны. По словам президента РФ, в XXI веке Россия будет прирастать Арктикой, как раньше Сибирью. Ради прочного контроля над регионом на севере строятся военные базы, развернуты специальные части Минобороны РФ, проводятся учения, испытываются арктические версии современного вооружения.
Это вызвало буквально истерику на Западе. Телеканал CNN опубликовал спутниковые снимки, из которых следует, что Россия укрепляет аэродромы и военные базы на арктическом побережье (в том числе знаменитый «Арктический трилистник» на архипелаге Земля Франца-Иосифа) размещает в регионе военную технику, включая бомбардировщики и истребители.
О значении российской заявки на шельф и перспективе арктической экспансии «СП» рассказал начальник отдела Арктического и Антарктического НИИ Валерий Лукин.
— В соответствии с конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, к которой Россия присоединилась в 1990-е годы, любое прибрежное государство имеет право заявить свое внутреннее территориальное море шириной не более 12 морских миль от побережья (включая острова), а также 200-мильную исключительную экономическую зону, в которой разрешена свобода мореплавания, прокладка подводных кабелей и трубопроводов (поэтому мы тянем «Северный поток-2» через такие зоны стран Скандинавии и Балтии), но категорически запрещена добыча любых водных ресурсов, находящихся (в водной толще, так и на дне) и проведение научных исследований.
Кроме того, эта же конвенция дает право прибрежным государствам заявить притязания на континентальный шельф, примыкающий к этому государству, который может выходить за пределы 200-мильной исключительной экономической зоны. Но для этого надо предоставить объективные научные геологические, геофизические и гидрографические данные, признаваемые международным сообществом. Дело в том, что континентальный и океанический типы земной коры различаются.
Первый — трехслойный, в нем осадочные породы, граниты и базальты, второй — двухслойный — без гранитов. И если доказать, что шельф трехслойный, можно получить его во владение страны.
Если такой шельф находится в пограничных контактах с прилегающими государствами (для России это США и Норвегия) и противоположными (для России — Канада и Дания, поскольку Гренландия принадлежит ей) мы должны иметь с ними двусторонние соглашения. С Норвегией и США соглашения у нас уже заключены. После того, как комиссия ООН примет нашу заявку, она вступит в силу после заключения таких двусторонних соглашений с Канадой и Данией. После этого все недра, вся минеральная база этого шельфа станут нашей собственностью. Поэтому и Россия и другие страны так стремятся овладеть им.
При этом к мореплаванию наша заявка на шельф никакого отношения не имеет.
«СП»: — Российская экспансия в Арктику во многом зиждется на вере в глобальное потепление, которое освободит Северный морской путь ото льда. А есть ли это потепление вообще? Это не обман?
— Я являюсь сторонником теории цикличности изменения климата. В полярных регионах они более заметны, потому что здесь есть мощный природный индикатор — морской дрейфующий лед. Там заметно, как уменьшается его ареалы и толщина. И на этом основании ряд ученых делают вывод о глобальном потеплении. Известная история наблюдений показывает чуть иную картину.
В 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков» впервые в мире за одну летнюю навигацию прошел трассу Северного морского пути. А год спустя почти до конца этой трассы прошел «Челюскин», который был пароходом не ледового класса. До Берингова пролива ему не хватило 15−20 миль. То есть, тогда ледовая обстановка была сравнительно легкой. Но потом она стала осложняться.
В период 1950—1970-х годов было похолодание. И в начале 1980-х в восточном секторе Арктики сложилась тяжелейшая обстановка, когда даже атомные ледоколы не могли подойти к терпящим бедствие нашим транспортным судам. Напомню, теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и затонул. И атомоход «Арктика» не смог к нему подойти, хотя уже ходил на Северный полюс.
Периоды похолодания и потепления сменяют друг друга с интервалом 50−70 лет. Такой вывод сделали специалисты нашего института. Я глубоко убежден, что сейчас мы находимся на пороге очередного похолодания.
«СП»: — Получается, наши планы в Арктике в части Севморпути пойдут прахом?
— А нужно ли нам это потепление? Таяние льдов даст возможность нашим оппонентам, в первую очередь из США, пользоваться участками Северного морского пути, которые находятся за пределами нашего внутреннего территориального моря — 12 морских миль от побережья. Потому что в исключительной экономической зоне разрешена свобода судоходства. То есть мы не заинтересованы в потеплении.
Напротив, мы должны для безопасности прохода иностранных судов обеспечивать им ледокольное сопровождение. Нашими ледоколами, поскольку их больше ни у кого нет. А если льда не будет, то зачем тогда ледоколы? Возможно, наверху, хотя и говорят много о глобальном потеплении, сами не очень-то в него верят. Иначе, зачем мы ускоренными темпами продолжаем строить ледоколы, включая ледокол «Лидер»? Ведь это очень дорогостоящий проект.
О прецеденте положительного решения ООН по шельфу напомнил замдиректора института географии РАН Аркадий Тишков.
— До недавнего времени границы условно рассматривались как сектор, сближающийся по меридианам к Северному полюсу. Теперь речь идет о том, чтобы устанавливать границы не по секторам, а по удаленности от материка. При таком подходе у России есть преимущество. Потому что исследования гражданских и военных гидрографов подтвердили, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева — это продолжение нашего евразийского континента. А это 350 морских миль от побережья, вместо прежних двухсот.
«СП»: — Но надо, чтобы ООН еще согласилась с доводами России?
— У нас уже есть успех в этой комиссии, когда шельф Камчатки в Охотском море перестал быть международными водами, куда весь мир как на базар ходил ловить нашу рыбу. Есть там и залежи углеводородов. Такого же решения мы ждем и по арктическому шельфу. Этим же правом могут воспользоваться Дания и Канада. Пограничные споры с ними мы решим, как решили спор с Норвегией в районе острова Медвежий и с американцами в районе Берингова пролива.
«СП»: — Жаль, что раньше не взялись за Арктику. Теперь американцы нас пытаются догнать…
— Когда заявку на шельф подавали в первый раз, хотели взять нахрапом, не привлекая научную мысль. Поэтому и не получилось. Но сейчас, когда провели десятки экспедиций, сделали все необходимые измерения глубин, забор донных отложений, замеры, исследования, обоснование стало серьезным.
«Тяжело тем, у кого семья дома осталась. Жены не всех дожидаются»
Политика 3823
ПоделитьсяЗемля Франца-Иосифа – архипелаг в Северном Ледовитом океане. Большая часть островов расположена севернее восьмидесятой параллели.
Суровый край. Севернее уже некуда, дальше земли нет, только льды. Температура полярным днем редко поднимается выше +5, а вот опуститься может так, что не каждый смельчак отважится прогуляться в такой лютый мороз. Да и гулять-то особо некуда. Из местных обитателей – лишь белые медведи да тюлени. Именно в этом, на первый взгляд, казалось бы, совершенно непригодном для жизни человека месте и расположена наша военная база «Арктический трилистник». Фото: Наталия ГубернатороваОрганизованный военным ведомством арктический двухдневный пресс-тур предполагал во второй день посещение военной базы «Арктический трилистник», расположенной на острове Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Но вот уж действительно хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Уже в ночь перед вылетом стало понятно, что погода в Арктике испортилась, и шансы улететь «по графику» падают так же стремительно, как столбик термометра в северных широтах.
– Коллеги, из-за резко ухудшившихся погодных условий наш визит на архипелаг переносится на несколько дней. Крайний срок – понедельник.
«Но сегодня же только пятница, это все выходные…» – невесело подумалось мне. Да и не только мне. Но во всем нужно искать положительные стороны. В конце концов, не каждый день в жизни появляется такая возможность: побывать в Арктике. Кто-то даже мечтать об этом не может.
Единогласно было принято решение: набраться терпения и ждать. Отдельное спасибо – представителям Министерства обороны, которые организовали для многочисленных представителей средств массовой информации посещение достопримечательностей в Мурманске, где, собственно, нам и пришлось пережидать непогоду.
Военные синоптики не ошиблись: несмотря на предпринятую попытку вылететь в воскресенье, Земля Франца-Иосифа согласилась принять гостей лишь в понедельник.
Севернее земли не бывает
Ил-76МД – уникальный самолет, оснащенный четырьмя мощными «движками» ПС-90А-76, радиолокатором и оптико-электронной системой. Я стою возле него на аэродроме в Североморске и уже не могу поверить своему счастью: скоро на этой громадине мы полетим в Арктику!
В отличие от бывалых коллег для меня полет на военном самолете стал дебютным. Внутри «небесный грузовик» разительно отличался от привычных гражданских собратьев, чем нравился мне все больше. Время пролетело незаметно, и вот:
– Подлетаем, – послышался чей-то голос в начале самолета.
Я посмотрела на время. Так и есть: прошло уже чуть больше двух часов. Пассажиры оживились: кто-то наспех натягивал на себя кофты и шерстяные носки, кто-то не мог оторваться от иллюминатора… Приземлились очень мягко, что было в моем представлении неожиданно для такого великана.
Взлетно-посадочная полоса на земле Франца-Иосифа в том виде, в котором ее увидели мы, появилась лишь в конце прошлого года. Раньше посадить самолет на ледовую «взлетку» в Нагурской было под силу только специально обученным экипажам военно-транспортной авиации. Сейчас же здесь создается инфраструктура для приема и обслуживания военной авиации, которая будет патрулировать наши арктические рубежи. Скоро, как нам сказали, на нее смогут садиться даже стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-95МС.
Едва спустились по трапу, как стало понятно, что передвигаться самостоятельно не так-то просто. Под ногами – сплошной лед, а вот мороз, к счастью, оказался не таким уж сильным.
Нас рассадили по машинам и повезли. Вид из окна был захватывающим: снежные просторы сливались с небом, напрочь стирая за своей белизной линию горизонта…
Первое, с чего началось знакомство с арктическими войсками, были позиции береговых ракетных комплексов «Бастион». Как рассказал командир 71-й тактической (арктической) группы подполковник Балабег Эминов, комплекс показал себя эффективно на испытаниях и в ходе проведения тактических учений в условиях высоких широт и низких температур.
Для ракетного комплекса «Бастион» суровый арктический климат – не помеха. Он может работать и при минус 50. Дальность стрельбы – 360 км. Интервалы пусков ракет – не более 5 секунд.
– И как вы здесь не мерзнете? – поднимая повыше воротник куртки, обратилась я к рядом стоящему офицеру.
– Привыкли уже. Да и одежда у нас соответствующая, очень теплая. Когда совсем холодно, то еще балаклаву надеваем и маску специальную, чтобы лицо защитить. Смена на улице два часа – сильно не замерзнешь.
– А вы сами откуда приехали?
– С Краснодара, – рассмеялся собеседник. – Раньше думал: если куда и перееду, то только в столицу. Очень город свой родной любил. А вот уже три года здесь – и не жалуюсь.
– Три года… Ничего себе! Наверное, тянет домой? Сколько раз за это время на родину летали?
– Раз в год, чаще не положено. Недалеко от нас пограничники – они по четыре месяца службу несут, и с семьями жить можно. А у нас здесь – сугубо мужской коллектив и годичная «вахта». Тяжело тем, у кого семья дома осталась. Жены не всех дожидаются…
Офицер вздохнул, и мне показалось, что было в его ответе что-то личное. Поэтому я поспешила сменить тему.
– А медведей белых часто видите?
– Еще бы! Медведь здесь хозяин. Если кто куда выходит, то с собой обязательно либо ракетницу берет, либо еще что-то, чтобы отпугивать. Я вот дудку болельщика ношу. Очень мишке звук этот не нравится. Медведя стрелять нельзя: краснокнижное животное. У нас специалисты есть, кто «учет» по ним ведет. Считают, сколько особей, чипируют их, вакцинируют… Это ведь самый крупный хищник на Земле. Если медведь сыт, то он ленив и к человеку не полезет. Ведь мы в его восприятии – просто еда. Хотя на моей памяти на людей не нападали. Слышал, что в 2015 году прецедент был, когда косолапый рабочего «вылизал»…
– Как это «вылизал»? – не сразу поняла я.
– У медведя зубы растут раз в жизни, поэтому он мясо ими не рвет. Когтями жертву убивает, а потом мясо слизывает. Живности здесь немного. Тюлени еще есть, песцов в достатке. Летом гуси прилетают. Летом вообще хорошо. Арктический мак начинает цвести – красота!
Наш разговор прервала команда «по машинам»: пора было ехать на базу. Погода в Арктике изменчива, особо засиживаться не стоит.
– На самом деле вам еще повезло, – уже в машине услышала я от сопровождавшего нас другого военнослужащего. – Если бы в феврале–апреле сюда наведаться решили, то вполне бы могли и на месяц засесть…
«Стойкостью – невыполнимое, отвагой – невозможное»
Когда уже подъезжали к месту назначения, невольно отметила, что внешне «Арктический трилистник» скорее похож на инопланетный корабль, чем на военную базу. Такие причудливые конструкции увидишь нечасто.
Строительство началось в 2014 году и велось с использованием инновационных и энергоэффективных технологий, позволяющих минимизировать расход энергии. Спустя четыре года работы были завершены, и 1 октября 2018 года на острове была официально сформирована 71-я тактическая группа Северного флота.
– Уникальность комплекса заключается в том, что он не наносит никакого ущерба окружающей среде, – уже в стенах «Трилистника» рассказал журналистам начальник штаба армии ВВС и ПВО генерал-майор Игорь Чуркин. – От него практически нет теплового излучения. Он максимально экологичен и работает по замкнутому циклу, за исключением, наверное, продуктов горения, которые также проходят фильтрацию перед выбросом в атмосферу. Этот комплекс можно сравнить с космической станцией – с той лишь разницей, что находится она не на околоземной орбите, а в арктической пустыне…
Генерал также отметил, что это единственный в мире объект капитального строительства, возведенный на 80-м градусе северной широты.
Его площадь – более 14 тысяч квадратных метров. А автономность комплекса позволяет обеспечить достаточно комфортное проживание и выполнение служебных обязанностей группе военнослужащих до 150 человек в течение полутора лет.
Еще в самом начале, перед выступлением начальника штаба армии, в глаза бросился плакат: «Стойкостью – невыполнимое, отвагой – невозможное». Эта фраза петровских или екатерининских времен, пожалуй, как нельзя лучше характеризует людей, несущих службу в таких не простых условиях.
Когда генерал ответил на все интересующие вопросы, нам предложили провести небольшую обзорную экскурсию и показать быт защитников арктических рубежей.
Начали мы с медицинского пункта.
Врач-специалист, лейтенант медицинской службы Артем Шахбазов поделился с журналистами, что, к счастью, серьезных проблем со здоровьем у военнослужащих не возникает. В основном приходится лечить респираторные заболевания. Но оснащение медпункта позволяет решать и более серьезные проблемы. Раз в полгода с «большой земли» прилетает стоматолог, который проводит плановый осмотр.
– Все военнослужащие привиты вакциной от коронавируса, – рассказал военный последователь Гиппократа. – Случаев заболевания COVID-19 у нас зафиксировано не было.
Дальше по плану был спортивный зал, оснащенный современными силовыми и кардиотренажерами.
– Заниматься можно утром до завтрака либо после 18 часов, – пояснил сопровождавший. – В выходные дни – в любое время.
Офицеры показали нам библиотеку, кабинет психологической разгрузки, а также места проживания военнослужащих и даже сауну. После чего пригласили на обед.
– А как вы связываетесь с родными? Ведь ни Интернета, ни сотовой связи здесь нет, – поинтересовалась я по пути в столовую.
– Есть телефон для срочной связи. По нему раз в месяц можно звонить домой. А так – письма, посылки…
– А как праздники отмечаете? Новый год, например. Елку наряжаете?
– Ну, а как же. И елка, и Дед мороз.
– Может, и Снегурочка есть?
– Снегурок, – заулыбался собеседник. – Ради шутки выбираем самого упитанного бойца. Дед Мороз у нас в красном костюме, а Снегурок – в белом. Конкурсы всякие устраиваем, самодеятельность. Весело все проходит. Повара что-нибудь вкусное готовят. Они вообще у нас молодцы: и торты, и булочки всякие пекут, и даже хлеб свой. А какое у нашего повара коронное ризотто – пальчики оближешь!
Офицер от удовольствия закатил глаза.
– А еще у нас проходят недели национальной кухни. Это когда каждый день готовят какое-то национальное блюдо, с учетом пожеланий военнослужащих.
За беседой мы дошли до столовой, где нас уже ждал вкусный обед. И, кстати, на второе было именно то самое коронное ризотто.
Погода продолжала ухудшаться, и перспектива задержаться на несколько дней становилась все реальнее. Поэтому нужно было поторапливаться. И вот уже «Ил» вновь поднялся в небо.
По прилету в Североморск выяснилось, что в Первопрестольную мы сегодня так и не попадем. Вылет переносится на следующий день.
– Never ending komandirovka (бесконечная командировка)… – расстроенно ворчал проходящий к автобусу американский коллега.
***
Вот такая она – Арктика. Сначала ты терпеливо доказываешь ей серьезность своих намерений. А потом уже она решает, когда тебя отпустить. Но все это, конечно, мелочи по сравнению с теми эмоциями, которые оставляет этот суровый край в твоем сердце.
Москва — земля Франца-Иосифа — Москва
Военные показали, как живут в «Арктическом трилистнике»: пальмы среди снегов
Смотрите фотогалерею по теме
Подписаться
Авторы:- org/Person»>
Лина Корсак
Министерство обороны Армия Москва Краснодар Арктика
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28555 от 9 июня 2021
Заголовок в газете: Служба на краю света
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
В Ярославле избитые модели написали заявление в полицию
Фото 50632
ЯрославльТуристка рассказала о пробке перед Крымским мостом: досматривают даже детей
30453
Крымфото: МК в Крыму
ВСУ собираются перекрыть пути в Крым
Фото 23895
Крымфото: МК в Крыму
7 июля – день Ивана Купалы, что можно, а что строго запрещено делать в большой праздник
Фото 7189
ПсковБританские фантазеры: ВСУ зайдут в Крым через месяц
6518
Крымcrimea. mk.ru фото: МК в Крыму
Что стало причиной самого страшного в Карелии железнодорожного ДТП
Фото 5359
КарелияАлександр Трубин
В регионах:Ещё материалы
Россия создает базу Arctic Shamrock на Земле Франца-Иосифа
- Август 2018 Военно-морские новости
При строительстве комплекса «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа использовались самые современные технологии, сообщает телерадиокомпания «Звезда». Воздушный мост на Землю Франца-Иосифа начинается в Архангельске. По пути приходится преодолевать просторы Северного Ледовитого океана. Этот маршрут освоили летчики военно-транспортной авиации России, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров.
При строительстве комплекса «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа применялись самые современные технологии, сообщает телерадиокомпания «Звезда». Воздушный мост на Землю Франца-Иосифа начинается в Архангельске. По пути приходится преодолевать просторы Северного Ледовитого океана. Этот маршрут освоили летчики военно-транспортной авиации России, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров.
База Минобороны России, известная как «Арктический трилистник»
Посадка на аэродроме Нагурское на Земле Франца-Иосифа — одна из самых сложных задач даже для опытного пилота. Экипажам приходится летать исключительно по приборам. Тем не менее летчики научились садить здесь даже самолеты Ил-76. Первым на Землю Франца-Иосифа приземлился генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, нынешний командующий военно-транспортной авиацией ВКС России. По его словам, такие рейсы стали регулярными. Следует отметить, что здесь ведутся работы по строительству полностью оборудованного аэродрома. Некоторые источники говорят, что его характеристики позволят десантировать различные типы самолетов, в том числе те, которые могут помочь в защите воздушных границ России в Арктике.
На Землю Франца-Иосифа переброшена радиолокационная станция, обеспечивающая мониторинг значительной части арктического воздушного пространства. Эксперты говорят о неослабевающем интересе зарубежных служб к российским границам. Недавно, например, был зарегистрирован пролёт разведывательного самолёта норвежской патрульной авиации. Объектом интереса обычно является местонахождение надводных кораблей и подводных лодок Северного флота России в Баренцевом море и других районах Северного Ледовитого океана. Информация об обнаружении такого самолета-разведчика передается на вышестоящий командный пункт, после чего в зависимости от обстановки принимается соответствующее решение.
Репортаж ТВЗведы о базе обороны, известной как Арктический трилистник
Одно время в этих краях на постоянной основе дислоцировались радиовойска ПВО. Однако после распада Советского Союза многие объекты на Архипелаге пришли в упадок. Однако благодаря недавней программе восстановления военного присутствия в Арктике многое было сделано в направлении возрождения. Например, вместо прежних фургонов жилую и служебную зону теперь составляют стационарные здания, возведенные по технологиям, отвечающим жестким природным и погодным условиям.
Проект «Арктический трилистник» заслуживает упоминания. Этот административно-жилой комплекс считается самым северным долговременным зданием в мире. Четыре блока основной пятиэтажки, опирающиеся на сваи, и три отдельно стоящих эллипсоидных строения связаны между собой крытыми отапливаемыми галереями. Комплекс общей площадью 14 тысяч квадратных метров предназначен для самостоятельного проживания и несения службы гарнизоном численностью 150 человек в течение 18 месяцев.
Расположение острова Земля Франца-Иосифа / Земля Александры
Проект по праву считается гордостью строителей. При строительстве объекта был продуман каждый элемент самодостаточной жизни, часто предусматривалась достаточная избыточность. Например, энергоблок, состоящий из четырех электрогенераторов по одному мегаватту, способных обеспечить электроэнергией два городских квартала, используется только на четверть проектной мощности. Таким образом, три дизеля всегда находятся в резерве. Полностью автоматическая котельная обеспечивает аварийное теплоснабжение в нештатных ситуациях. В случае падения температуры автоматически включаются дополнительные котлы.
«Арктический трилистник» — не единственная база Минобороны России, возникшая за последние годы в Арктике. Также есть база «Северный клевер», дислоцированная на острове Котельный в Восточно-Сибирском море. Принцип строительства военной базы «Котельный» тот же — минимизация внешнего воздействия личного состава и создание комплекса «замкнутого цикла», — напоминает телерадиостанция «Звезда».
© Copyright 2018 ТАСС. Все права защищены. , Этот материал не может быть опубликован, передан в эфир, переписан или перераспределен.0016
сообщите об этом объявлении
РФ создает новую базу в Арктике
Российская Федерация («Россия») является одним из государств арктического кольца и обладает протяженной береговой линией и островами к северу от Полярного круга. 17 апреля 2017 года Россия представила свою новую военную базу, предоставив виртуальный тур по базе на сайте Минобороны России. Новая база под названием «Арктический трилистник» (также известная как «Арктический трилистник») расположена на острове Земля Александры, который является самой западной частью покрытого льдом архипелага Земля Франца-Иосифа и частью территории России. Это самая северная постоянная база Вооруженных сил России, в которой будут размещаться 150 человек личного состава. Arctic Trefoil — вторая крупная новая база России в Арктике. Первый, получивший название «Северный клевер», находится на острове Котельный, к северу от Сибири.
С юридической точки зрения следует отметить, что на Северном полюсе нет суши. Поскольку морское право обычно не делает различий между жидкими и замерзшими водами, в настоящее время общепризнано, что Арктический регион и соответствующие юрисдикционные претензии арктических государств регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву и обычным международным правом. . Пять арктических прибрежных государств — это Россия, Канада, Норвегия, Дания (через Гренландию) и Соединенные Штаты Америки («США») (через Аляску).
Эксперты назвали несколько причин военной экспансии России в Арктике. Во-первых, таяние льдов в арктических морях делает район более доступным для судоходства. В частности, Россия может захотеть контролировать Северный морской путь, чтобы расширить свои торговые и военные порты в незамерзающих водах. Во-вторых, новую военную базу можно будет использовать для защиты российских нефтегазовых ресурсов в Арктике. Наконец, база могла бы увеличить российскую военную мощь в регионе для защиты от любого вторжения иностранных военных кораблей. Такой подход соответствовал бы представленному министром обороны Сергеем Шойгу в 2014 году плану прикрыть северные границы России сетью военных баз и радиолокационных станций в рамках стратегии страны в Арктике.
Арктика сталкивается с множеством проблем различного характера: экологических, социальных, экономических и правовых. Кроме того, это последняя крупная территория на планете, не имеющая всеобъемлющего правового регулирования в рамках международного права. Примечательно, что во время холодной войны Арктика приобрела особое стратегическое значение, поскольку через нее проходил кратчайший путь между Советским Союзом и США. В то время как стратегическая близость, возможно, потеряла большую часть своей актуальности, экономические вопросы, такие как разработка полезных ископаемых в этом районе, несут в себе особый потенциал конфликта и могут даже оказаться угрозой для международной безопасности.
Ресурсы Арктического региона не могут быть изучены или использованы без предварительного решения территориальных вопросов и делимитации государственных границ. Россия была первой страной, официально заявившей о суверенитете над этим районом, подав заявку в Комиссию Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа («КГКШ») в 2001 г. для расширения их континентальных шельфов за пределы исключительной экономической зоны, которая состоит из 200 морских миль, в отношении которых прибрежное государство уже имеет суверенные права. CLCS решил, что не получил достаточных доказательств, подтверждающих заявления России, и рекомендовал провести дополнительные исследования. Спустя годы, в 2007 году, исследователи на подводном судне установили российский флаг на морском дне ниже Северного полюса в символическую поддержку притязаний России на суверенитет над этой территорией. В 2015 году Россия повторно подала заявку с новыми доказательствами, и CLCS снова приступила к рассмотрению этого вопроса в августе 2016 года.