Артемиды в эфесе: T.C. Selçuk Belediyesi Resmi Web Sitesi

Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес света

Содержание:

Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света.

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Строительство храма

Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.

Плиний в своем описании храма, говорит: «…его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов — Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту.

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Строить храм было поручено знаменитому архитектору античности Херсифрону, который предложил строить храм из мрамора и окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Учитывая сейсмическую активность региона, Херсифон решил строить храм на заболоченном участке, предполагая, что мягкие почвы будут работать на смягчение колебаний почвы. (Такой принцип работает до сих пор, только дома сейчас строят на пружинах)

А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти — подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму.

Для доставки по вязким болотистым почвам тяжёлых блоков и колонн Херсифрон применил гениальное и простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Артемиде пришлось вмешаться и за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Строительство первого храма Артемиды в Эфесе продолжалось около 150 лет.


Саша Митрахович

31. 10.2015 00:41

25367 | 0 | Понравилась статья : 1

Каким был первый Храм Артемиды

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и золотом. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

Фронтоны храма украшали грандиозные скульптурные композиции из мрамора.

Легенда Храма Артемиды

Жители Эфеса, решив строить храм из мрамора, столкнулись с непредвиденной проблемой, отсутствие самого мрамора в достаточной близости от стройки.

Как всегда, в таких случаях помог случай или сама богиня Артемида: пастух Пиксодор пас своё стадо недалеко от города. Бараны, решив пободаться, наклонив головы помчались навстречу друг другу но промахнулись. Один баран ударил рогом в скалу неподалёку и отколол кусочек скалы ослепительной белизны. Удачливый пастух указал на это место строителям и стал знаменит и богат.


Саша Митрахович31.10.2015 10:46

6208 | 0 | Понравилась статья : 1

Герострат, человек ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто.

Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший около 200 лет. Это случилось в 356 году до нашей эры, в день, когда родился Александр Македонский.

Рождение столь великой исторической личности было настолько важным для Артемиды, что она пожертвовала своим великолепным храмом, присутствуя при рождении будущего завоевателя мира, в то время, когда её святилище пожирал огонь. Но богиня потому и богиня, она предвидела что Александр Македонский восстановит храм и сделает его ещё величественнее и краше.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов — всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны — храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: «Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм… только как его звали, дай бог памяти…» И мы бы забыли Герострата. 

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда — наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии — всюду люди рассказывали историю Герострата и вместо забвения это имя наоборот стало известно всему миру и стало нарицательным.


Саша Митрахович31.10.2015 10:49

3841 | 0 | Понравилась статья : 0

А храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ, знаменитый выдумщик, которому приписывают планировку Александрии, образцового города эллинского мира, и идею превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого изливается река.

Правда, на этот раз строительство заняло считанные годы. И заслуга в том давно уже умершего Херсифрона. Теперь не было загадок и технических изобретений. Путь был проторен. Следовало только повторить сделанное ранее. Так и поступили. Правда, в ещё больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 — в ширину. 127 двадцатиметровых колонн окружали его в два ряда, причём часть колонн были резными и барельефы на них выполнял знаменитый скульптор Скопас.

Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

Восстановление такого грандиозного сооружения было очень дорогостоящее предприятие, горожане собирали средства на строительство всеми возможными способами.

В это время к Эфесу подошёл Александр Македонский со своей армией. Желая засвидетельствовать своё уважение святилищу, Александр тут же предложил покрыть все прошлые и будущие издержки по строительству при одном условии: чтобы в посвятительной надписи значилось его имя. Как откажешься от благодеяния, за которым стоят закалённые фаланги македонцев?

Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов, в килограммах это более 600 кг, мир до сих пор не знает художника, чья картина стоит так дорого.

Убранство храма

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство — это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, — одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству.

Там же в храме находилась картина, на которой Одиссей в припадке безумия запрягал вола с лошадью, картины, изображавшие мужчин, погружённых в раздумье, воина, вкладывающего свой меч в ножны, и другие полотна… 


Саша Митрахович31.10.2015 10:52

3683 | 0 | Понравилась статья : 1

Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Закат культа Артемиды и гибель храма

В 263 н.э. ворвавшиеся в Малую Азию готы, слышавшие о несметных богатствах города и Артемисиона, разграбили святилище. Следующим ударом оказалось запрещение языческих культов в Римской империи в 391 при Феодосии I Великом. Известно, однако, что культ Артемиды продолжал отправляться здесь еще два столетия, пока окончательно это место не было заброшено после землетрясения. В 1869 в результате раскопок, начатых английским археологом Дж.Т.Вудом в болоте на предполагаемом месте святилища, была обнаружена опорная плита сооружения и найдены многочисленные подношения в храм. Знаменитые рельефы колонн Артемисиона в настоящее время находятся в Британском музее (Лондон).

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.


Саша Митрахович31.10.2015 10:54

3849 | 0 | Понравилась статья : 0

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды.

Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища.

Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.


Саша Митрахович31.10.2015 10:55

3503 | 0 | Понравилась статья : 1

# Турция # Эфес # Архитектура# Античность

Загрузка…

Храм Артемиды в Эфесе

Всеобщая история архитектуры. Том II Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды Эфесской в древности считался одним из семи чудес света.  Строительство архаического храма было начато а еще в первой половине VI века до н. э., о чем свидетельствуют обнаруженные на скульптурных базах колонн посвятительные надписи лидийского царя Креза (побежденного персидским царем Киром в 546 году), жертвовавшего средства на постройку. Наружная диптеральная колоннада возводилась уже во второй половине VI века до н. э., а все строительство, как указывает Плиний (Естеств. ист., XXXVI, 14), длилось сто двадцать лет. 

Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса и его сын Метаген. Витрувием был использован написанный ими трактат об архитектуре, содержавший, вероятно, описание строительства храма Артемиды. 

Приводимое Витрувием и основанное, по-видимому, на этом трактате описание транспортировки и укладки на место крупных каменных архитравных блоков (X, 5, 11 ) дает чрезвычайно важное указание для реконструкции храма, так как при отсутствии этого указания можно было бы предполагать, что колоссальные пролеты эфесского Артемисиона (установленный при раскопках крайний пролет западного торцового фасада равен 6,12 м) перекрывались деревянными архитравами. 

Архаический храм Артемиды (Дианы) Эфесской был сожжен в 356 году; согласно преданию он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинистическую эпоху был возведен новый храм. 

Размеры храма по стилобату составляли 109,20 х 55,10 м. При обычно принятой ориентации продольной оси с запада на восток, вход в него располагался с западной стороны. Установленные раскопками части храма позволили определить общую конфигурацию целлы и величины основных пролетов, по которым могло быть установлено число колонн по фасадам — 8 х 20. 

Внутреннее помещение состояло из глубокого пронаоса, разделенного на три нефа двумя рядами колонн, по четыре в каждом, и обширной целлы, сообщавшейся дверью с небольшим четырехколонным описфодомом. Расположение колонн в целле в точности неизвестно; полагают, что она была также трехнефной. Однако найденный под западной дверью трубопровод для отвода дождевой воды из целлы, а также одинаковая обработка стен с обеих сторон, свидетельствуют о том, что целла была гипефральной. 

Нами приводится здесь план храма в реконструкции Гендерсона (табл. 21), однако существуют и другие реконструкции, например Литаби — с девятью колоннами на заднем фасаде, как это имеет место в храме Геры на о. Самосе. Столь существенные различия реконструкций объясняются желанием исследователей согласовать весьма скромные данные раскопок и выводимое из них общее количество колонн храма — с числом 127, указанным Плинием Старшим (Естественная история, XXXVI, 95) (Однако возможно, что это указание могло относиться к эллинистическому храму. Полагают также, что Плиний по ошибке указывает число СХХѴІІ вместо CXVII, что дает основание для иной реконструкции. ). 

Колоннады храма были сооружены из мрамора. Стены имели массивную мраморную облицовку и заполнялись известняком на растворе. Черепицы были глиняные.

Высота колонн в точности неизвестна. Диаметр колебался от 1,05—1,30 до 1,60 м. Базы малоазийского типа различались между собой в деталях. Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами и завершавшихся валом (поверхность последнего оживлял ряд листьев). 

Найдены также фрагменты квадратных пьедесталов; полагают, что они принадлежат первому ряду колонн по западному фасаду и колоннам пронаоса. Украшенные рельефами базы, пожертвованные, как гласит надпись на них, лидийским царем Крезом, были повторены и при возобновлении храма после его пожара в 356 году. Они составляют исключение в греческой архитектуре, происходя от декоративного приема восточных стран — помещать скульптурные украшения внизу, на уровне глаз (табл. 21). 

Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля, с острыми ребрами. Капители были различных типов, но все они имели сильно развитый эхин с крупными овами, большие подушки, завершенные  волютами, и вытянутый в плане абак (подушки капители высечены из одного и того же камня, что и эхин). Волюты не имеют глазка и в некоторых капителях украшены розетками. Ширина абака и подушки ýже верхнего диаметра колонны. 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Артемида Эфесская — Ливий

Эфесская Артемида, «великая богиня-мать», также упомянутая в Новом Завете ( Деяния  19), была чрезвычайно популярна в древнем мире, как можно заключить из того факта, что копии ее культовой статуи были раскопаны во многих части Римской империи.

Артемида Эфесская. Статуя из амфитеатра Лепчис-Магна.

Первоначально богиня, до того, как ее культ был перенят греками, называлась «Артимус», а ее храм — одно из семи чудес древнего мира — получил дары от лидийского царя Креза (ок. 560—ок. 547). ). Она связана с другими анатолийскими богинями-матерями, такими как Кибела. Эфесяне считали, что Артемида родилась в Эфесе (а не на Делосе, как это было принято считать), и приняли святыню как убежище. примечание [Тацит, Анналы 3.61]. Позднее этому культу покровительствовали персы; первосвященника звали «Мегабис», персидское имя, означающее «освобожденный для культа божества». Первоначальная культовая статуя была сделана из дерева, но, вероятно, была утеряна после большого пожара 356 г. до н.э.

Хотя известная нам статуя была заменой утраченного оригинала, она сохранила несколько архаичных черт (например, ее статическая поза). Тем не менее, многие аспекты не могут быть датированы архаической эпохой, и статуя из Лепкиды, которая находится рядом с этой статьей, очень хорошо это иллюстрирует: на верхней части груди она носит зодиак, символ, изобретенный в Вавилонии четвертого века. На других копиях Артемида носит настенную корону — месопотамский и сирийский мотив, ставший популярным в эллинистическую эпоху. Крылатые Победы слева и справа тоже кажутся инновациями, хотя и имеют архаичные предшественники.

На других копиях эти элементы отсутствуют (например, вместо Побед мы видим львов), и они могут быть более близкими изображениями оригинала. Однако тот факт, что в Эфесе была найдена статуя с зодиаком, убедительно свидетельствует о том, что астрологический аспект не полностью отсутствовал в ефесском культе.

Одной из характеристик Артемиды является то, что она защищает плодородие. Это может символизироваться сферическими объектами, закрывающими нижнюю часть ее груди, но распространенное мнение, что это женские груди, неверно. Они, вероятно, представляют собой яички быка, хотя они также могут быть тыквами, которые веками были известны в Азии как символы плодородия. Одежду Артемиды всегда украшают львы, леопарды, козлы, грифоны и быки, которые представляют титул Артемиды Повелительницы животных.

Фотографии печальных остатков некогда великолепного храма Артемиды в Эфесе можно найти здесь.

Монета со статуей Артемиды Эфесской; легенда на латинице

Лепцис Магна, Амфитеатр, Артемида Эфесская

Лепцис Магна, Амфитеатр, Артемида Эфесская

Лепцис Магна, Амфитеатр, Артемида Эфесская

Эфес, Статуэтка Артемиды

Статуя Артемиды Эфесской

Статуя Артемиды Эфесской

Статуя Артемиды Эфесской

Статуя Артемиды Эфесской

Статуя Артемиды Эфесской

Статуя Артемиды Эфесской

Статуя Артемиды Эфесской

Копия статуи Артемиды в Эфесе

Копия статуи Артемиды в Эфесе, верхняя часть

Копия статуи Артемиды в Эфесе, сундук

Копия статуи Артемиды в Эфесе, пчела

Копия статуи Артемиды в Эфесе

Нимфеум Гадара: статуя Артемиды Эфесской

Маленькая статуя Артемиды из Пританеума в Эфесе

Большая статуя Артемиды из Пританеума в Эфесе

Эфес, Храм Артемиды, Свинцовая статуэтка богини

Статуэтка Артемиды Эфесской

   

Эта страница была создана в 2004 году; последнее изменение: 21 апреля 2019 г.

История архитектурного чуда

 

Согласно жизни Плутарха Александра Македонского ходили слухи, что знаменитый македонский царь частично ответственен за разрушение одного из самых известных архитектурных чудес древнего мира. Однако, в отличие от преднамеренного разрушения Александром Персеполя в Персии, на этот раз это был несчастный случай. Примерно в 3000 км к западу, в день рождения Александра, сгорел великий храм Артемиды в Эфесе. В древней биографии Александра, составленной Плутархом, записано содержательное замечание Гегесия Магнезийского, не слишком популярного историка II века до нашей эры. Согласно Гегесию, обширное святилище на Ионическом побережье сгорело, потому что сама богиня была не в состоянии обеспечить защиту, так она была занята рождением Александра Великого!

 

Каким бы нелепым оно ни было, замечание Гегесия, тем не менее, является полезным способом начать понимать значение храма Артемиды в Эфесе в древнем мире. Это обширное святилище богини было одним из канонических семи чудес древнего мира. Эти чудеса представляли собой торжество архитектурного мастерства древнего мира. Однако большая часть списка имеет эллинистическое происхождение, например, Колосс на Родосе и Фарос в Александрии. Как и Колосс, храм в Эфесе был огромным памятником эллинистическому благочестию. Откройте для себя историю этого чудесного празднования важности богини Артемиды, которое отразилось на протяжении веков.

 

Преданность древности: Ранняя история Артемиды в Эфесе
Афинская краснофигурная тарелка с центральной фигурой, обычно идентифицируемой как амазонка, приписываемая Эпиктету, ок. 520–510 гг. до н. э., через Британский музей

 

Место, на котором будет воздвигнуто будущее чудо света в Эфесе, расположенном на Ионическом побережье Малой Азии (недалеко от современного города Сельчук), издавна ассоциировалось с благочестием. Священное место — известное как temenos — кажется, был известен в Эфесе столько, сколько кто-либо в древнем мире мог помнить. Павсаний, географ II века н. э., даже предположил, что оно старше священного места в Дидиме. Дидима, также расположенная на побережье Ионического моря, была известна своим пророческим святилищем и ассоциировалась с Аполлоном, братом Артемиды, которому поклонялись в Эфесе. Это место казалось настолько древним, что окутано мифами и легендами. Эллинистический поэт Каллимах, живший в Александрии 3 века до н. э., приписывал поклонение Артемиде в Эфесе амазонкам, легендарным женщинам-воительницам.

 

Статуя Дианы-Артемиды из Италии, конец 1 века до н.э. / начало 1 века н.э., via Musee du Louvre

 

Мифы, легенды и предположения в сторону, современные археологические открытия показали, что древние были правы, предполагая, что это было очень древнее священное место. Это место было заселено, по крайней мере, еще в бронзовом веке. Храм был впервые построен на этом месте во второй половине 8-го века до н. Однако этот самый ранний храм все еще был новаторским. Вероятно, это был один из первых периферийных греческих храмов, а это означает, что он был окружен колоннами со всех сторон. Этот ранний храм был разрушен наводнением в 7 веке до нашей эры. Из разрухи поднимется чудо…

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Знание и вера: Эфес в древнем мире
Портрет Гераклита, Рене Бойвен, 1566 г., через Рейксмузеум

 

Эфес был одним из самых выдающихся городов древности. Он был основан на месте еще более древнего поселения греческими колонистами примерно в 10 веке до нашей эры. Согласно мифу, город был основан афинским князем Андроклосом, хотя другие источники приписывают основание города царице-амазонке. Тем не менее, со временем Эфес и города, основанные греческими переселенцами на Ионическое побережье, включая Милет, объединились в Ионический союз. В 6 веке до нашей эры город был завоеван королем Крезом, который сыграл важную роль в восстановлении храма Артемиды. Позже завоеванные империей Ахеменидов, эфесцы восстали в начале V века до нашей эры. Теперь, когда город был вовлечен в более широкие политические дела греков, он также был втянут в их войны, сначала встав на сторону Афин во время Пелопоннесской войны, а затем перейдя на сторону Спарты.

 

Юсташ Ле Сюёр, Проповедь святого Павла в Эфесе, 1649 г., через Национальную галерею

 

Позже, под властью римлян, Эфес достиг впечатляющей известности. Наряду со статусом города как места отправления культа, он расцветал как столица провинции и как центр обучения и культуры. Доказательства этого до сих пор можно увидеть среди руин древнего города. К ним относится библиотека Цельса. Построенная примерно в 125 году нашей эры во время правления Адриана, библиотека должна была увековечить память Тиберия Юлия Цельса, бывшего губернатора, и, вероятно, когда-то в ней хранилось более 10 000 свитков. Библиотека имеет богато украшенный фасад, напоминающий классический театр, украшенный статуями. Однако город имел давние традиции образования и интеллекта: он был домом философа Гераклита в V веке до нашей эры. Гераклит был известен своей концепцией непостоянства: «Ни один человек никогда не войдет в одну и ту же реку дважды». Эфес также был важным центром в истории раннего христианства. Апостол Павел жил в городе в I веке н. э. и позже написал Послание к Ефесянам после того, как был заключен в тюрьму в Риме. Эфес также является одним из семи городов, упомянутых в Книге Откровений, что свидетельствует о силе христианской веры в этом городе.

 

Богиня: Эфесская Артемида и ее культ
Статуя Эфесской Артемиды, II век н.э., Музей Израиля Je

 

Многие города на западном побережье Малой Азии демонстрировали свидетельство своего положения в культурном центре. Богатое религиозное разнообразие было одной из отличительных черт этой культурной изменчивости, и это видно из поклонения Артемиде в Эфесе. Артемида, сестра Аполлона, была греческой богиней охоты и часто изображалась с луком и в сопровождении оленя. Она также была богиней диких животных, лесов и, что довольно противоречиво, целомудрия и деторождения. Самые ранние теменос , который был установлен для поклонения богине в Эфесе, возможно, был связан с верой в то, что место ее рождения находилось поблизости, на Делосе (который был посвящен Аполлону).

 

Юноша с изображением Дианы Эфесской, Сальватор Роза, ок. 1656-57, через Музей искусств округа Лос-Анджелес

 

Культ, возникший в Эфесе, демонстрирует несколько явных влияний с востока, в том числе особенности, обычно связанные с такими богинями, как Исида и Кибела. На монетах, отчеканенных городом, статуя Артемиды изображена в фресковой короне (то есть на стенах города). Это атрибут, общий с Кибелой, которая также считалась защитницей городов. Эти особенности, такие как ее изображение покрытыми круглыми предметами, часто понимаемыми как яйца (связанные с ее ролью божества плодородия) или грудью, гарантируют, что эту богиню называют именно Артемидой Эфесской или Эфесской Артемидой. Поскольку римляне просто приняли поклонение богине как часть своего типичного религиозного синкретизма, также часто можно встретить богиню, называемую Дианой Эфесией (Диана была римским эквивалентом Артемиды).

 

Восстание из пепла: восстановление храма Артемиды в Эфесе
Здание храма Артемиды в Эфесе, Хендрик ван Клев III, 16 век, через Wikimedia Commons

 

После разрушения первого храма Артемиды в Эфесе вскоре появились другие, стремящиеся возродить поклонение богине на этом месте. Второй храм спонсировал Крез, печально известный лидийский царь, работа которого началась примерно с середины 6 века до нашей эры. Археологи обнаружили на этом месте барабан колонны с надписью «посвящен Крезу». Поразительно, но это, кажется, подтверждает сообщение Геродота о том, что царь активно участвовал в делах Эфеса. Работа, финансируемая королем, была такого уровня, которого еще не видели в древнем мире. Крез воспользовался услугами критского архитектора Херсифрона и его сына Метагена. Сооружение, за возведением которого они руководили, было невероятного масштаба. Имея 115 метров в длину и 46 метров в ширину, это был, по общему мнению, первый греческий храм, полностью построенный из мрамора. В храме также разместили новую культовую статую. Эта икона из темного дерева, заменившая более раннюю, более архаичную форму, была создана Эндеем согласно Плинию Старшему.

 

Мраморный барабан колонны из храма Артемиды в Эфесе, возможно, изображающий Алкестиду между Танатосом (Смертью) и Гермесом, с Персфоной (сидящей) и Аидом, ок. 340–320 гг. до н. э., через Британский музей

 

Эта вторая фаза Храма Артемиды была сожжена, как отмечалось выше, в 356 году, примерно в то же время, когда родился Александр Македонский. Однако несколько источников утверждают, что разрушение храма произошло не по вине отвлекшейся богини. Скорее, это была тщетная славная попытка некоего Герострата. Предположительно, он стремился совершить преступление настолько серьезное, что его имя останется в позоре. К его чести, в этом он был — в некотором смысле — успешным. Сегодня у нас есть термин геростратическая слава, то есть слава, завоеванная преступлением и разрушением; Таким образом, храм Артемиды присоединяется к райским садам в Вавилоне и гробнице Мавсола в Галикарнасе, оставляя лингвистическое наследие.

 

Хотя сам Александр Македонский предложил средства на восстановление храма в последующие годы, ефесяне тактично отказались. Вместо этого со временем и за свой счет возвели третий храм. Еще раз увеличившись в размерах, именно эта третья фаза закрепила за храмом Артемиды в Эфесе статус одного из семи чудес древнего мира. По словам Павсания, греческого географа Римской империи, оно превзошло все другие постройки среди людей.

 

Императоры и готы: Эфес в Римской империи
Серебряная тридрахма (цистофор) с аверсом портрета Клавдия, лауреата, и драпированной Агриппины, с аверсом изображения культового статуса Дианы Эфесской, 51 г. н.э., через Британский музей

 

Как и многие другие, политическое будущее Эфеса в эллинистический период было разрушено нестабильностью. Смерть Александра Македонского без имени преемника означала, что его огромная империя рассорилась между его бывшими генералами. В конце концов, большая часть этих сражений оказалась бесполезной, поскольку римляне завоевали огромные участки территории. Эфес, как часть Пергамского царства (управляемого династией Атталидов), перешел под власть Рима в 129 г.до н.э. Ранние отношения города с Римом были непростыми, даже на стороне Митридата во время Первой Миртридатовой войны в начале I века до н.

 

Вид на остатки библиотеки Цельса в Эфесе, через Wikimedia

 

Однако с возвышением императоров в Риме Эфесу предстоял расцвет. Август, первый император, сделал город главным городом провинции Азия (вместо Пергама), и город пользовался благом, становясь невероятно процветающим и развиваясь как культурный центр. Со временем он стал одним из крупнейших городов Римской империи. Как видно из Библиотеки Цельса, а также огромного театра, построенного в городе, Эфес пользовался культурным благом под римским правлением. Это сохранялось и после третьего века, периода, характеризовавшегося кризисом. Хотя город и храм были разорены готами в 260-х годах, их удалось восстановить. Отчасти это произошло благодаря усилиям Константина, который инициировал восстановительные работы в городе, в том числе возведение новых бань. Свидетельством постоянного значения города в византийский период является постоянное вмешательство императоров: в 6 веке Юстиниан приказал построить базилику Святого Иоанна, апостола, который особенно тесно связан с Эфесом.

 

Храм Артемиды в Эфесе: новое открытие одного из 7 чудес древнего мира 
Храм Дианы [Артемиды] в Эфесе, Филипп Галле, после Мартена ван Хемскерка, 1572 г., через Британский музей

 

Третья фаза Храма Артемиды просуществовала несколько столетий и занимает видное место в римских и более поздних описаниях города. Историк третьего века Джордан предполагает, что он был сожжен готским набегом в 268 г. н.э., но степень ущерба трудно установить с уверенностью. Однако похоже, что именно обращение империи в христианство прозвучало похоронным звоном по прежнему чуду. После его разрушения большая часть материалов храма была взята для повторного использования в новых гражданских постройках. Фактически, некоторые легенды даже предполагают, что некоторые из колонн из храма были взяты для использования в соборе Святой Софии в Константинополе, хотя это, безусловно, апокриф. Так было до 19века, когда британская экспедиция установила местонахождение храма.

 

Вид на территорию храма в 21 веке, через Wikimedia

 

Сегодня все, что осталось от некогда чудесного храма Артемиды в Эфесе, — это его фундамент. Над ними возвышается одинокая, довольно скорбная колонна. Составная структура, сделанная из разрозненных останков, по-своему является достойным памятником древнему храму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *